Профессии на радио: все о работе сотрудников радиостанций - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Профессии на радио: все о работе сотрудников радиостанций

Профессия «Сотрудник радиостанции»

Здесь нужны яркие личности, способные генерировать идеи и воплощать их. Такие люди должны быть готовы добровольно посвятить свои таланты достижению общих целей. Это работа в команде – она требует взаимного уважения и умения взаимодействовать друг с другом.

Нельзя утверждать, что каждый, кто работает на радио, с детства был вдохновенным радиолюбителем. Но вот любые варианты социофобии – абсолютное противопоказание для постоянной работы на радио. Зато успеху косвенно будут способствовать ваши занятия сценической речью, вокалом, пение в хоре и получение музыкального образования…

Какие есть должности

Штат радиостанции предусматривает самые разные должности:

  • выпускающий редактор;
  • радиоведущий;
  • корреспондент;
  • журналист;
  • звукорежиссер;
  • техник.

Но это не значит, что штатных сотрудников на радио много. Напротив, обычно их мало. Среди них существуют взаимозаменяемость и ротация. Другими словами, одному штатному сотруднику «дышат в спину» два добровольца, способных занять его рабочее место. Здесь жесткая профессиональная конкуренция.

Чтобы попасть в штат, нужно иметь не только квалификацию и опыт, но и специальное образование. Выпускнику школы, желающему связать свою профессию с радио, стоит учесть, что в России не так много вузов, которые готовят компетентных специалистов в этой сфере:

  • МГУ;
  • СПбГУ;
  • МГУ Культуры и Искусств;
  • СПбГУ Культуры и Искусств;
  • государственные театральные институты;
  • вузы, где преподают звукорежиссуру.

Но можно получить специальность, вообще не связанную с радио, и всё равно попасть на радио! Профильное базовое образование работника радиостанции не требуется, когда достаточно хорошо владеешь другой специальностью и обладаешь коммуникативными навыками. Если вы знаете все тонкости и глубины вашего дела и можете ярко и интересно рассказывать о нем слушателям, то радио – вполне возможная область применения ваших знаний и таланта.

Дело в том, что на любой радиостанции помимо постоянных, штатных работников существуют также авторы. Как правило, их круг значительно шире, чем штатный. Это профессионалы, которые участвуют в передачах и радиопроектах лишь эпизодически. Обычно радиостанция не является для авторов основным местом работы. Каждый автор обладает экспертными знаниями в своей профессиональной области, которая входит в культурный, музыкальный или иной контекст вещания радиостанции. Будучи в своей сфере первоклассным специалистом, он создает рейтинговую, узнаваемую передачу на радио.

Так какую же из радиопрофессий выбрать – и как это отразится на карьере? К примеру, ставить перед собой цель «стать радиоведущим» мне кажется задачей маломасштабной. Важно смотреть вперед – и готовить себя, скажем, к карьере выпускающего или главного редактора радиопрограмм. Однако многие талантливые редакторы и продюсеры начинали свой путь на радио со скромных авторских проектов и звукорежиссерского пульта.

Как попасть в эфир

Учеба на профильном факультете не даст студенту гарантии со временем стать сотрудником одной из радиостанций. Во время учебы в вузе важно найти хорошее место для профессиональной практики и получения опыта, который обычно передается от талантливого наставника-коллеги. Кроме того, многое зависит от личного стремления и стечения жизненных обстоятельств. Счастлив тот, кто оказался в нужном месте в нужное время!

Путь на радиостанцию, как правило, лежит через различные авторские проекты и добровольческую, безгонорарную активность. Многие мои друзья, да и я сам, начинали свою работу на радио именно с волонтерской работы в эфире. Полагаю, что такой подход дает возможность постепенно распознать свое призвание к профессии, а также приобрести опыт и навыки, которым не обучают в вузах. Не стоит бояться пробовать себя в роли собеседника в студийных записях и прямых эфирах радиостанции! Если вам это доверили – значит, видят в вас задатки ведущего радиопрограммы. Не беда, что вы пока «за штатом» и не получаете постоянного гонорара, будучи автором-добровольцем. Добавьте к своему стремлению – сильное терпение! Время работает на вас!

Работодателям слишком долго и затратно творчески экспериментировать с молодыми выпускниками вузов, но начинающим специалистам всё равно следует предлагать себя в качестве журналиста и потенциального радиоведущего, ведь одновременно СМИ всегда заинтересованы в появлении в своих рядах талантливых, инициативных и перспективных сотрудников.

Штатный работник должен обладать универсальными знаниями в области журналистики, компьютерных и звуковых программ, обработки текстов, выдающимися коммуникативными навыками, а порой еще и голосом!

Голос и звук

Радио – прежде всего работа со словом и звуком. И всё равно профессионалов, мастерски владеющих голосом и имеющих достаточный навык работы у студийного микрофона, даже в мегаполисах можно перечесть по пальцам. Они хорошо известны редакторам. Поэтому в эфире важно не только внимательно слушать собеседника, но и слышать собственный голос, постоянно работать над его оттенками и тембральным звучанием. Тот, кто знает силу звучания слов, фраз и значимость пауз, несомненно, преуспеет.

Но то – личная, карьерная выгода. А если говорить об общем деле, то задача состоит в том, чтобы люди как можно дольше принимали сигнал именно вашей радиостанции и постепенно переходили в группу ее постоянных слушателей. Для этого исследуется аудитория (вот и для маркетологов появилась работа) – и, соответственно, подбираются голоса ведущих и авторов.

Очевидно, что мужчины охотнее и дольше слушают в радиоэфире привлекательный женский голос, а женщины – характерный мужской. В нашем обществе, как известно, женщин больше. Соответственно, значительная часть аудитории – это, как правило, женщины, которые слушают радио в фоновом режиме. Так что мужские поставленные голоса – предпочтительней женских.

Итак, если говорить об общих способностях, то для желающего связать свою жизнь с радио необходимо обладать красивым от природы голосом. Голоса радиоведущих должны быть узнаваемы, с «изюминкой», приятного тембра. Национальные акценты и мелодики не приветствуются, поскольку требуют длительного исправления, на которое у руководства радиостанции не бывает времени и средств. Главному редактору проще пригласить в авторский состав радио выпускника Академии театрального искусства, чем переучивать молодого специалиста одной из многочисленных периферийных коммерческих школ или краткосрочных курсов радиоведущих.

Для записи небольших рекламных роликов подходят голоса ведущих эфира и штатных работников, а для литературных передач и трансляции аудиокниг предпочтительнее актеры театра и кино.

Рамки формата

Сможете ли вы на радио проявить себя лично, творчески реализоваться?

Профессиональный выбор невелик: радиостанций разговорного жанра мало, музыкальных – чуть больше. У музыкального радио – свои тонкости, у разговорной радиостанции – собственные реалии: музыка занимает здесь в среднем около десяти процентов эфира. Да еще этот формат…

Часто редакторы говорят: «Это формат!» «А это – неформат!» Как они ориентируются? Честный ответ на поставленный вопрос будет кратким. Формат определяется государственной лицензией на вещание, где ясно указано, сколько (в процентном соотношении) и каких передач должно быть в эфире конкретной радиостанции.

Впрочем, многое здесь решает главный редактор и руководство. Идея любой свежепридуманной передачи отражается в сценарной заявке, которая подается в редакцию радиопрограмм. Заявка составляется автором и разбирается на редакторском совете, а затем – либо принимается, либо отклоняется. Обычно причина отказа звучит категорично – «неформат». (Это применимо и по отношению к музыкальным произведениям, высылаемым композиторами и музыкантами в адрес радиостанции.)

«Неформат» – это не приговор, не подлежащий обжалованию. Соискателю стоит поинтересоваться у редактора: что именно входит в формат радиостанции, что могло бы заинтересовать целевую аудиторию?

Умение войти в концептуальный, временной и культурный контекст формата – самый сложный навык, который приходит только с опытом. Однако в этом может помочь предварительное продолжительное прослушивание эфира той радиостанции, для которой соискатель готовит заявку авторской передачи. Образно говоря, передача – это «продукт». Если вы предлагаете то, что отсутствует на «прилавке», вы попали в цель! По крайней мере, работодатель обратит на вас внимание!

Радио и Интернет

Любой сотрудник радиостанции должен научиться внимательно анализировать свои и чужие передачи – как успешные, так и неудачные. Традиции старого радиотеатра никто не отменял – но где их изучить? В Интернете можно послушать многие вошедшие в историю радиовещания передачи: «Радионяня», «Севаоборот», «Полевая почта Юности», «Детский радиотеатр», «Час джаза» (с легендарным Уиллисом Коновером). Настоящими мастер-классами для ведущих стали старые радиопостановки, где звучат голоса выдающихся российских мастеров слова: Игоря Дмитриева, Олега Борисова, Андрея Ивановича Краско, Олега Табакова, Михаила Козакова…

Уйдет ли и новое радио в Интернет?

Я не стал бы сильно преувеличивать значение подкастинга, который определенными заинтересованными кругами преподносится как серьезная альтернатива традиционному радиовещанию. К плюсам подкастинга обычно относят оперативность, сведение к минимуму объема звукооператорской работы и бесцензурность. Однако именно это и является слабыми сторонами подкастинга. Оперативность зачастую подменяется желанием автора быстро понравиться аудитории, преподнося ей непроверенные факты, что дезориентирует слушателя, разрушая его доверие к СМИ. Бесцензурность трансформируется во вседозволенность и профессиональное невежество. Автор ожидает, что его подкаст вызовет быстрый, ошеломительный успех, однако это представление обманчиво: активно скачиваются подкасты известных авторов, а на шедевры новичков, у которых нет редактора, способного вывести их на высокопрофессиональный уровень, часто не обращают внимания. Как следствие, плоды трудов не оправдывают ожиданий. Так что подкастинг – это вспомогательный, но не первостепенный инструмент традиционной радиостанции. А вот быстрое распространение Интернет-радио, вещание его в каждом автомобиле даст мощный импульс для появления нишевых радиостанций, направленных на отдельные сегменты целевой аудитории.

Индустрия, профессии и будущее российского радио

Радио – бесспорно, одно из самых величайший изобретений человечества, позволивших ему преодолеть пространственные барьеры между людьми и практически мгновенно предавать информацию в разные точки земли.

Радио – это не просто приемник, который сегодня можно найти в каждом автомобиле или мобильном устройстве, это одна из первых открытых разновидностей беспроводной связи. С ее помощью звуковая информация, носителями которой выступают радиоволны, передается на огромные расстояния без каких-либо качественных потерь. Благодаря таким свойствам, сфера применения радио многогранна – ее используют военные при выполнении боевых или учебных задач, гражданские частные лица и компании (такси, дальнобойщики, ЖД-транспорт), радиолюбители – в качестве хобби, и радиостанции – при осуществлении широкоформатного радиовещания неограниченному кругу лиц.

Читайте также:  Сколько зарабатывают ютуберы?

Последние особенно актуальны для большинства населения Земли, ведь выступают одним из самых популярных средств массовой информации. Так, по оценкам ученых, только в одних США, 93% населения старше 12 лет слушает радио не менее 1 раза в неделю. А каков уровень развития индустрии радиовещания в России? Какие профессии наиболее актуальны для данной отрасли? К Всемирному дню радиолюбителей, отмечаемому 18 апреля, Карьерист.ру расскажет об этом.

Радиовещание в России

Начиная рассматривать радио в качестве одно из популярных отечественных СМИ, следует сразу отметить, что это, прежде всего бизнес, нацеленный на получение дохода . При всем этом, отечественное радио – это одна из немногих отраслей, где талант и знания «весят» гораздо больше, чем деньги и связи. Суть радиобизнеса сводится не только к проигрыванию бесчисленного количества музыкальных треков, радио – это, прежде всего постоянный контакт с целевой аудиторией, объединенной, как правило, по географическому признаку. И именно исходя из наличия тесного контакта со слушателем, по крайней мере, региональные вещатели, становятся для слушателей куда интереснее, нежели другие виды СМИ. Так, согласно исследованиям Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в 2015 году хотя бы раз в сутки радио слушали в среднем 63,6% взрослого населения РФ.

Развитие радиобизнеса в России началось с приходом 90-х. В 2000-х сфера радиовещания переживала период развития и становления, в качестве одной из более-менее конкурентных медиаотраслей. За последние 5–7 лет, радиостанции стали одним из самых распространенных в РФ медиа-бизнесов. Во многом это связано с доходами, которые стало приносить радиовещание.

Однако, если в 2007 году эксперты отмечали рост затрат на рекламу на радио в 40% за год, то уже к 2011 году он составлял всего 15%. На 2015 год ситуация кардинально поменялась и специалисты отмечают уже падение объемов заказываемой на радио рекламы, как минимум на 15-20%! Такое положение дел связано с двумя факторами – кризисом, и связанным с этим снижением доли радиорекламы в общих маркетинговых расходах рекламодателей. Это неизбежно бьет по развитию самого бизнеса, несмотря на то, что 75% от всех радиостанций сосредоточено в руках крупных 8 медиа-холдингов, которые делят между собой 80% полученного дохода. А он, только в 2015 году составил около 17 млрд рублей.

Несмотря на падение доходов, радиобизнес остается все так же актуальным, предлагая слушателю качественный и разнообразный музыкальный, разговорный и прочий развлекательный продукт. По данным Роскомнадзора, на 2015 год в РФ уже было выдано 3182 лицензии на осуществление радиовещания – за 2014 год, их число увеличилось на 13%, больше половины из которых открылись новыми региональными станциями вещания. При этом около 61% аудитории предпочитают слушать радио в автомобиле или дома, что делает данную сферу действительно актуальной, несмотря на повальное развитие более новых и современных технологий массовых коммуникаций. С учетом этого, радиостанции остаются востребованным не только для слушателей, но и для соискателей, открывая все новые как творческие, так и технические рабочие места и профессии.

Профессия «Сотрудник радиостанции»

Вряд ли каждый работник современных радиостанций с детства был вдохновленным и заядлым радиолюбителем. Наоборот, на радио, как правило, приходят из других отраслей, достигая в них определенного уровня профессионализма, достаточного для обеспечения должной работы радиостанции. Обычно, штатных сотрудников на радио не так много, да и профессиональная конкуренция слишком высока – на одно штатное место, как правило, может претендовать до 15-20 соискателей…впрочем, как и в любых других отраслях. В число основных требований для соискателей, желающих попасть работать на радио, входит не только квалификация и опыт, но и специальное образование, предоставляют которое не так много учебных заведений в России. Впрочем, с помощью профессионализма, все же легко можно восполнить отсутствие специального диплома.

Итак, в штат радиостанции обычно входит:

  • Выпускающий редактор . Одна из главных должностей на радио . В его функции входит составление эфирной сетки, координация процесса создания эфирных программ, контроль над работой ведущих и других работников станции, задействованных в эфирном процессе. На такую должность подходит ответственный человек, поскольку он, прежде всего, играет роль менеджера, ответственного за весь процесс вещания. Именно поэтому для получения такой должности обязательным условием является наличие опыта работы на радио, независимо от образования.
  • Радиоведущий или ди-джей . Должность, которую занимают творческие личности, умеющие работать со слушателями. Для получения такой работы вообще неважно образование, однако, необходимы навыки общения с аудиторией, находчивость, чувство юмора и отсутствие социофобии. Успеху в качестве радиоведущего будут способствовать вокальные данные, музыкальное образование или способности к сценической речи. В то же время такие вакансии редко публикуются в сети, «путь в эфир», как правило, лежит через различные авторские проекты, безгонорарную волонтерскую работу или кастинги и отборы . Нужно быть готовым, что эта работа связана с отсутствием нормированного графика, стрессами и ночными эфирами, однако, взамен она предоставляет неплохие доходы, известность и всеобщую любовь слушателей.
  • Радиожурналист . Поскольку большинство из отечественных радиостанций являются развлекательными, работа журналиста-корреспондента на радио сводится к взятию интервью, сбору новостей, и их подготовке к выпуску, в соответствии с эфирной сеткой. Как правило, на такую работу берут соискателей с журналистским образованием, часто, в качестве совместителей.
  • Звукорежиссер радиоэфира . Одна из основных должностей на станции, назначаемых и подчиненных генеральному директору. Обязательным условием назначения на такую должность является наличие профильного образования и опыт работы, поскольку такая работа связана с огромной ответственностью. В его функции входит трансляция в эфир основного числа ретранслируемых программ и передач собственного производства, контроль над качеством радиовещания, над качеством работы студийного оборудования, проведение профилактики и прочих функций, связанных с этим.
  • Радиотехник . Чаще всего, данная должность имеется на крупных радиостанциях и на нее принимаются соискатели , совершенно не связанные со средствами массовой информации . Как правило, такие работники выполняют функции по монтажу и техническому обслуживанию студийного оборудования, его ремонту и прочие схожие работы. На такую должность охотно берут опытных связистов, квалифицированных прокладчиков кабелей, работников вышек телерадиосвязи и прочих специалистов, имеющих схожее образование. Кстати, это отличная возможность и самый короткий путь попасть на радиостанцию и в дальнейшем, переквалифицироваться в более престижного специалиста или даже ведущего.


Радио и интернет

Несмотря на постоянное развитие радиовещания, многие считают, что ПК и интернет являются более подходящими аудиоплатформами и в будущем заменят привычные всем радиоприемники. И действительно, интернет, темпами своего развития опережает другие мобильные средства рекламы и коммуникации. Однако не стоит воспринимать их как угрозу радио – наоборот, с помощью интернета, аудитория слушателей, которые используют ПК, смартфоны и планшеты, существенно расширяется . К тому же это способствует персонализации рекламы для слушателей и повышению процента монетизации трафика для радиостанций.

Очевидно, что интернет и мобильные технологии – это союзники радиовещателей, которые нужно умело использовать в своих интересах. Прежде всего, их стоит ориентировать на молодую аудиторию, ведь согласно данным Роскомнадзора, наибольшую группу слушателей интернет-радио составляют те, кому до 24 лет .

Впрочем, масштабность распространения радио в интернете целиком зависит от распространенности среди населения мобильного интернета, что довольно сложно спрогнозировать, однако, тенденции, связанные с этим вполне предсказуемы:

  • Радиостанции и рекламодатели будут все точнее определять категории радиослушателей, что будет способствовать персонализации рекламы, транслируемой музыки и радиопрограмм .
  • Наличие интернет-ресурса станет обязательным условием жизнеспособности радиостанций на рынке. Сегодня, свои веб-порталы имеют более 2/3 отечественных радиостанций. И это важно не только для обеспечения возможности прослушивать эфир, но и для предоставления слушателям информации о концертах, музыкальных обзорах, рекламируемых товарах и т.п.
  • Интернет-вещание негативно отразится на работе многих региональных и местных радиостанций, ориентированных на малые рынки. По данным некоторых организаций, более 52% опрошенных слушателей радио утверждают, что местные станции не удовлетворяют их музыкальных вкусов . Интернет же, расширяет спектр прослушиваемых станций от 15 до нескольких тысяч, предоставляя колоссальный выбор.

Впрочем, несмотря на повальную интернетизацию радиовещания, основная аудитория слушателей вряд ли оставит любимые всеми радиоприемники. В них есть нечто «живое», действительно связывающие аудиторию и ведущего. К тому же радио – одна из тех коммуникаций, которые пока остаются бесплатными, чем они и привлекают большинство наших соотечественников даже там, где об интернете никогда и не слышали…

6 мифов о радиоведущих

Бытует мнение, что работа на радио — это скорее что-то среднее между хобби и подработкой, а также лёгкий путь к славе и большим деньгам. Сегодня мы развенчаем мифы о работе радиоведущего (другие наши материалы о том, как живет современная радиостанция, читайте здесь: 1 и 2).

Миф 1: Радиоведущие читают по бумажке

Считается, что, например, ведущему новостей раз в час приносят бумажку с готовым выпуском, ему остаётся только прочитать её за три-пять минут, пока идёт эфир, а потом следующий час спокойно пить кофе, сидеть в соцсетях и болтать с коллегами в курилке.

Это была бы работа-сказка, но это не так. Ведущий новостей — сам себе редактор и копирайтер.

За час (а на информационных станциях и за полчаса) он должен в безумно быстром темпе просмотреть все ленты новостей, выделить из них главное и самостоятельно собрать себе выпуск.

И само собой, это не действие «ctrl c — ctrl v». Все новости аккуратно переписываются под разговорный формат, чтобы слушатель легче их воспринимал.

Как правило, хороший и качественный новостной выпуск бывает готов за пару минут до эфира, а после «читки» всё начинается сначала. Поэтому ведущий не перестаёт работать всю свою смену.

Хотя, конечно, мэтры-новостники успевают иногда поесть или просто пару минут посидеть и отдохнуть, прежде, чем приступать к сборке следующего выпуска. Но нет, с бумажки никто не читает.

Миф 2: Радиоведущие мало работают

Ведущий утреннего шоу приходит на три часа, весело шутит в эфире, разыгрывает пару-тройку призов и счастливый уезжает домой, после чего у него целый день свободен.

Читайте также:  Как вести себя на корпоративе?

Это тоже совсем не так.

Во-первых, ведущий утреннего шоу (которое, как правило, стартует в семь утра), приезжает на станцию заранее, примерно к шести, а значит встаёт он примерно в пять (а девушки, которым нужно привести себя в порядок — ещё раньше).

Когда утреннее шоу проходит, ведущий не идёт домой, он садится анализировать эфир, разбирать ошибки и промахи, а потом начинает готовиться к завтрашней программе.

Да, утреннее шоу построено не на полной импровизации, у программы всегда есть «клок» — поминутное расписание того, что будет происходить в эфире, какой гость придёт, какая группа будет играть, какой конкурс проводится и какая тема обсуждается.

Всё это кропотливо готовят ведущие шоу вместе с продюсерами и редакторами. Если повезёт, эта работа начинается сразу после окончания передачи, а если нет, то уже ближе к вечеру. Время, проведённое на станции вне эфира, как правило, не оплачивается.

То же самое касается ведущих любых программ. Помимо времени, проведённого в эфире, есть подготовка, которая занимает гораздо больше часов, чем сам эфир.

Миф 3: Радиоведущие много зарабатывают

Конечно, работа известных радиоведущих оплачивается высоко. Однако работник радио не становится «суперзвездой» автоматически, просто попадая в эфир, — работа на радио в данном случае мало отличается от других профессий.

Оплата смен, как правило, почасовая, и на начальном этапе будет приносить совсем небольшие деньги. При этом, график работы большинства радиоведущих позволяет искать подработки, и почти никто из диджеев не работает исключительно на радио.

Более того, прожить на зарплату только от радиостанции порой бывает очень трудно — даже путь «звездных» ведущих начинался с долгой работы над собой и не самой высокой зарплаты. Например, в 2008 году работа на региональной станции-ретрансляторе могла оцениваться всего в 1200 рублей в месяц.

Сейчас работа, например, новостника на столичной радиостанции оценивается в 40 000 — 60 000 рублей, в зависимости от степени загруженности и финансовых возможностей станции. Для столицы это тоже не самая высокая зарплата. Но при этом надо помнить о нестабильном графике и работе до поздней ночи, ведь многие из ведущих практически «живут» на своих станциях.

Фото Cristian Borquez CC-BY

Миф 4: Болтать в микрофон — это просто

А вот такие слова могут даже обидеть, поэтому не говорите их своим друзьям-радийщикам. Во-первых, независимо от стажа работы, прямой эфир — это всегда стресс.

Ведущий должен держать в голове не только основную мысль, но и общий план, «клок», приём звонков, время выхода спонсорской информации, укладываться в тайминг, а если он сидит за пультом (да, не всегда за это отвечает звукорежиссёр), то добавляется забота о звуке, запуске песен и т.д.

В большинстве случаев диджей — сам себе звукорежиссёр.

Помимо того, что речь ведущего должна быть безупречной (ударения, произношение, правильность фактов), есть множество нюансов: то, что нельзя говорить в эфир (речь не о нецензурной лексике, а о вещах, регулируемых законом о СМИ и другими законами — это названия брендов, разговоры об алкоголе и наркотиках, названия запрещённых в России организаций).

Помимо этого перечня в эфир не должны «просачиваться» темы, запрещённые внутренним распоряжением радиостанции (упоминания недружественных организаций или запрещённых генеральным директором слов). Теперь прибавьте к этому гостя, за речью которого тоже надо следить — в итоге получается напряжённая работа длиной в несколько часов.

Даже если человек профессионально ведёт свадьбы, корпоративы, концерты и праздники — это не значит, что его можно с легкостью «пускать в эфир». Работе в прямом эфире нужно учиться, это долгий и кропотливый процесс и тяжёлый труд.

Миф 5: На радио можно попасть только «по блату»

На радио действительно можно попасть, если у вас есть талант. Процесс очень прост — пишется резюме и записывается «демка» — тестовый выход в эфир, чтобы руководство станций могло оценить голос будущего ведущего.

Да, как правило, ротация кадров в сфере радио практически нулевая, а эфирные вакансии освобождаются очень редко, но на эти вакансии может претендовать любой человек.

Если очень хочется попасть на радио, лучший способ — это регулярно напоминать о себе, рассылая «демки» на различные станции. Конечно, в первую очередь руководство ищет человека с эфирным опытом, потому что его не нужно учить, но бывают случаи, когда на радио приходят талантливые люди «с улицы».

Если вас позвали на собеседование, велика вероятность, что вас возьмут. Скорее всего, придётся записать пробный эфир уже на аппаратуре самой радиостанции и согласиться на ту зарплату, которую предлагает руководство (см. миф 3).

Миф 6: Ведущие в эфире хулиганят

А вот это совсем не миф. Радиоведущие иногда щекочут друг друга, щёлкают по носу бумажками, кривляются, рисуют усы говорящему в микрофон, вставляют в уши карандаши, иногда даже немного пьют горячительное, дёргают за косички и сбивают читающих новости (как в постановке «День радио»). Но вы этого никогда не услышите, потому что магия радио работает.

…что на радиостанциях работают люди, которых их же коллеги сравнивают с адреналиновыми наркоманами: это не работа ради денег, престижа, славы или бесплатных проходов на концерты.

Это работа ради идеи, которой занимаются абсолютные фанаты своего дела.

Они могут жаловаться на мешки под глазами, обращения к психотерапевту, приём антидепрессантов, но радиоведущие, если они прижились в профессии, ни за что не выберут другую работу. Тем более, когда о ней есть столько мифов, которые не очень-то и хочется развенчивать.

Билет 10. Творческие профессии на радио

На радио жанр репортажа отходит в прошлое, т.к. репортаж, особенно с места событий требует визуального ряда, а иначе степень его достоверности у зрителя падает.

В отличие от репортёра интервьюер воздерживается от высказывания оценок и мнений. Интервьюер – самостоятельная журн. специализация, хотя нет журналиста, который не занимался интервьюированием. В информационном интервью репортёр и собеседник выступают как сотрудники, которым надо проинформировать аудиторию о каком-то факте. Интервьюер должен чётко знать тему, мягко подчинять собеседника своему стратегическому плану беседы.

Редактор. Литературное редактирование как таковое – малая часть функций редактора. В радиожурналистике, в его ведении слово и звук, в тележурналистике к слову и звуку (на радио) еще и изображение. Редактор программы, кроме того, является еще и одним из тех людей (и едва ли не самым главным), кто определяет стратегию программы, ее конечные цели. Вместе с журналистом разрабатывает темы, выстраивает последовательность ключевых вопросов, обозначает границы затрагиваемых проблем.Редактор как организатор творческого процесса заботится о драматургии телевизионного зрелища, каким является любая передача. Редактирование на телевидении начинается с составления планов рубрики (а иногда и ее концепции), с подбора авторов – исполнителей замысла редактора, а заканчивается корректировкой сценария прямой передачи или отснятого и смонтированного видеоматериала в соответствии с творческими задачами рубрики.

Модератор –журналист, ведущий “круглые столы”, за которыми собираются сторонники противоположных мнений. Модератор должен следить за справедливым распределением времени высказываний, не давать участникам уходить от предмета дискуссии, не допускать общения за рамками приличия (при этом сохраняя эмоциональность спора), не становиться на сторону кого-то из участников (что не исключает права модератора выражать свою позицию).

Диктор – это человек, который доносит и освещает до своей аудитории такие актуальные вопросы, как новости, события в сфере политики, культуры, спорта. Это человек, который читает чужой текст, т.е. сам он не журналист, а только озвучивает. Его задача быть максимально беспристрастным, не показывать личное отношение, иронию и т.д. Но при этом дикторы профессионально работают над речью, если журналисту простят зажевывание слов от эмоциональности, то диктор должен говорить идеально. Дикторы были распространены на ТВ и радио в СССР, вспомните такие размеренные голоса с идеальными интонациями из советских фильмов, потом в 90-е наступила новая тенденция – когда ведущими становились простые журналисты, сейчас снова кое-где возвращаются к дикторам. На ТВ отличное произношение, правильная дикция, спокойная уверенность в себе, ухоженный внешний вид – это внешняя сторона профессии. Профессия диктор получила толчок к развитию в первой половине 20-го века в качестве радиодиктора. В те, не избалованные техническими устройствами годы, радио для людей заменяло окно в мир. Неудивительна поэтому любовь, которую слушатели испытывали к ведущим радионовостей. Например, известный диктор СССР Левитан, пользовался всенародным обожанием, и был завален благодарственными письмами.

На радио дикторы распространены больше, т.к. для радиоведущего голос – главное рабочее оружие. Но с начала 90-х они тоже вытесняются ди-джеями и т.д., потому что сейчас общая тенденция для ТВ и радио – быть ближе к народу, проще и эмоциональнее, беспристрастность была нужна в СССР, когда нужно было какие-то партийные идиотские новости доносить совершенно беспристрастно. Ныне дикторы уходят на задний план рекламы, трейлеров, промо и.т.п.

Обязательные профессиональные свойства – хорошая память, находчивость, сообразительность.

Ведущий новостей зачитывает в эфир с телесуфлера заранее подготовленный и выверенный текст. Имеет право импровизировать. Ведущему требуются актерские навыки перед камерой: зритель должен чувствовать, что человек на экране понимает то, что говорит в эфир. Ведущий не может претендовать на роль автора программы.

Специфика электронной журналистики такова, что основной объем работы делается вне эфира, с помощью большого количества творческих и технических сотрудников”, – замечают авторы книги. Это связано со сложностью технологического и технического процесса. Редакторы, режиссеры, операторы, монтажеры, осветители, администраторы, звукорежиссеры, осветители, администраторы активно трудятся для того, чтобы журналист мог выйти в эфир. Любой выпуск программы – это плод коллективного труда.

Радиоведущий — человек, который работает в эфире радиостанции. Должен уметь: вести теле- радиопрограммы различной тематики, концертно-развлекательные программы, беседовать, брать интервью у гостей передач, четко, грамотно, понятно информировать об актуальных событиях в сфере культуры, политики, экономики и т.п., самостоятельно разрабатывать программы. Должен знать: филологию, риторику и другие гуманитарные науки, часто – иностранные языки. Обычно работа в специальном помещении, сидячая. Очень часто возможна работа в некомфортных условиях, в вечернее и ночное время. При этом телеведущим необходимо постоянно следить за внешним видом, здоровьем и соответствовать довольно жестким требованиям к внешности. Медицинские ограничения: Явные отклонения в здоровье, особенно те, которые отражаются на внешнем виде и физической выносливости. Частые ангины. Низкий интеллект. Дефекты речи. Для телеведущего – явные дефекты внешности.

Читайте также:  Специальность "политология": обучение профессия и кем работать

Звукорежиссёр — творческая профессия, связанная с созданием звуковых художественных образов, формированием драматургии звука, концепции звука, созданием новых звуков и их обработкой. Человек, занимающийся этой профессией, как правило владеет и техническими аспектами профессии. Хорошо знает физику звука, разбирается в музыкальной и психоакустике, имеет музыкальное образование. Звукорежиссёр производит запись, воспроизведение, обработку, сведение звуковых компонентов с помощью технических средств звуковых студий.

Музыкальный редактор на радио. Его обязанности: работа на радиостанциях, музыкальных каналах, в музыкальных программах: прослушивание новых музыкальных поступлений; составление плей-листов (play-list) и общего списка песен радиостанции, музыкальной передачи, канала; выбор песен для эфира; коррекция списка песен (снятие старых композиций, добавление новых); определение категории песен (частота их появления в эфире); выстраивание музыкального эфира соответственно музыкально-информационному формату и аудитории радиостанции, музыкальной передачи, канала.

Программный директор на радио разрабатывает сетку вещания на основе выбранного формата, подбирает подходящее время эфира для каждого из ди-джеев, рассчитывает бюджет, планирует вместе с рекламным отделом рекламные и промоушн-кампании, отслеживает аудитории.

Музыкальный продюсер – занимается продвижением определённого проекта, обеспечивает деловые контакты.

ПРОФЕССИЯ РАДИОВЕДУЩИЙ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Жанна Чуланова

29 лет, радиоведущий

Стаж работы — 8 лет

ПУТЬ К ПРОФЕССИИ

Однажды ты просыпаешься и вдруг понимаешь, что загорелся какой-то мечтой. Так у меня получилось с радио. Это было неожиданно, я училась на 3 курсе в университете на факультете режиссуры, у меня были перспективы работать в театре или преподавать, но я захотела работать на радио. Я помню, в то время был популярным фильм о радио «Питер FM». Я загорелась радио, и мне хотелось почувствовать, каково это, говорить что-то в микрофон и позитивно влиять на настроение других людей.

Тогда я впервые взяла в руки свой старенький телефон, включила на нем диктофон и стала на него рассказывать, как меня зовут, и желать хорошего дня своим слушателям. Я представляла, что эти люди, мои слушатели, реально существуют.

В моей жизни всегда получается так, что я каждый раз убеждаюсь — все наши желания, так или иначе, сбываются. Так получилось, что я оказалась на радио. Это было радио «Астана», которому я служу уже восемь лет. Многие прекрасные моменты, мое взросление происходило на этом радио.

За время работы на радио у меня было много проектов. Каждый проект соответствовал определенному периоду в моей жизни, это то, чем я жила и горела на тот момент. Четыре года в эфир выходил один из моих любимых проектов «Я — женщина». Сейчас я закрыла проект, потому что считаю, что нужно вовремя останавливаться, так ты даешь место новому. Это закон природы. Сейчас родился новый утренний проект «Проснись с Чулановой», это значит проснись навстречу хорошему дню, пробудись от забот, открой широко глаза и увидь, что вокруг гораздо больше вариантов, чем ты себе представляешь.

Мой второй авторский проект — международный, он называется «Просто о важном» с Фатимой Хадуевой и Вениамином Никора. За неделю к нам приходит 700 писем с вопросами. География писем такая: Беларусь, Германия, Голландия, Камчатка, многие отдаленные города России и весь Казахстан. Я считаю, это значит, что проект нужен, что люди его слушают и видят в этом надежду. Когда передача идет в прямом эфире, телефон становится в прямом смысле горячим.

Еще один мой проект — курсы радиоведущего, который мне предложила преподавать Медиа школа. Я внедряю в проект много практики, люди обучаются два месяца. Для меня приятно, что в основном обучаются взрослые люди, они приходят два раза в неделю, несмотря на то, что у всех семьи, работа. Сначала мы проходим теорию, затем практику и по окончании курса каждый должен сделать свой собственный готовый авторский проект на любую тему, которую захочет.

ОБ ОЖИДАНИЯХ

Я хотела работать на радио, но у меня в голове было много барьеров. Например, я думала, что для работы на радио нужно в совершенстве владеть английским языком.

До 15 лет я не выговаривала букву «л», а поскольку моя фамилия Чуланова — это сложно, потому как вместо «Чуланова» я говорила «Чуванова». Я терпеть не могла песню «Где-то на белом свете», потому что в припеве поется «Ла-ла-ла-ла». Но до 15 лет я даже не подозревала, что у меня такая проблема есть, меня все устраивало. Потом, когда я поступила в колледж искусств, мой мастер сказал, что у меня есть такая проблема. Было всего несколько занятий с логопедом, а потом я начала заниматься сама, потому что поняла, что это мой организм и что я могу все исправить, если захочу.

За все время моей работы, пока я преподаю радио курсы, актерское мастерство, у меня было 3-4 ученика, которые смогли справиться со своими речевыми особенностями. В этом помогала им я, потому что знаю, каково это, как себя мотивировать и какие бывают сочетания звуков, на которые нужно обращать внимание и знать, как с ними работать. Я могу помочь исправить некоторые вещи, которые связаны не с физиологией, а просто с привычкой говорить не так как принято.

О СПЕЦИФИКЕ И СЛОЖНОСТЯХ

Радио — один из самых настоящих и искренних видов журналистики. Потому что здесь нет картинки, есть только голос, уровень твоей искренности виден сразу. Со слушателями нельзя говорить свысока, здесь должна быть только дружба.

Работая на радио, ты должен помнить, что в этот момент твой слушатель может быть где угодно. Радио тем и интересно, для того чтобы послушать его не нужен специальный ритуал — взять газету, сесть за стол и начать читать, либо включить телевизор, взять в руки пульт и сесть удобно на диван. Ты можешь совершать утреннюю пробежку, можешь ехать за рулем или стоять в пробке, быть на башенном кране, готовить ужин и в это время слушать радио.

Когда я готовлюсь к интервью, всегда стараюсь больше узнать о человеке, читаю о нем. Пока собираю весь материал, настолько проникаюсь личностью человека, что начинаю восхищаться им. Люблю и уважаю всех моих гостей. Каждый из тех, кто приходил к нам на интервью, мой учитель, они помогают что-то увидеть по-другому. Особенно сильно люблю Марата Бисенгалиева, он скрипач и гордость не только нашей страны, а вообще всего мира. Для меня этот человек гений, невозможно быть спокойным, когда слушаешь, как он играет на скрипке. За время всех моих интервью я убедилась, что чем человек талантливее, тем он более искренен и прост в общении.

На курсах радиоведущего первая моя лекция начинается с фразы, которую я обожаю: «По представлению древних греков, эфир — это место, где живут боги». Те люди, которые имеют отношение к этому красивому слову «эфир» все время должны стремиться к интеллектуальному и духовному росту, так как имеют возможность влиять на людей. Перед микрофоном ты должен чувствовать, что тебе есть что сказать, и ты достоин того, чтобы быть здесь.

У каждого радиоведущего есть свой стиль работы. У меня, в силу моих внутренних принципов, есть такое ощущение, что все люди, которые приходят ко мне на интервью — мои гости. И я должна создать условия, чтобы человеку было комфортно, уютно и хорошо, чтобы мы могли поговорить откровенно и искренне, а после интервью у него осталось приятное послевкусие.

Хочу развеять тот миф, что на радио работают люди, которые много говорят, смеются и улыбаются. Это не правда, мы тоже живые люди и иногда болеем, у нас могут быть проблемы. Чтобы вести утреннее шоу, ты должен вставать в 6 утра и быть в хорошем настроении. Нужно помнить, что люди слушают тебя и это большая ответственность.

Каждый радиоведущий — человек творческий, и чтобы у него постоянно были новые эмоции и впечатления, чтобы он сам горел изнутри, ему нужно постоянно вдохновляться: посещать творческие проекты, ходить в театр, кино. Если ему будет не интересно, то однозначно не будет интересно и слушателям.

Радиоведущие работают по праздникам, у нас нет выходных.

Работа на радио эмоционально сложная, потому что это большие энергетические затраты, быть в тонусе, постоянно общаться с людьми. Поэтому, чтобы восстановиться, мне нужно побыть в одиночестве. Один день в неделю я отключаю телефон и хожу в спа, просто сижу дома или занимаюсь женскими делами, домашней магией.

Еще одна сложность работы на радио в том, что, так или иначе, ты становишься медийной личностью. Ты ответственен даже за поведение в свое свободное от работы время, потому что ты становишься частью бренда радиостанции и сам становишься брендом. На тебя смотрят люди, и ты должен показывать хороший пример.

О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ РАДИОВЕДУЩЕГО

Радиоведущий, в первую очередь, должен сильно любить радио. Нужно обязательно быть оптимистом, который любит жизнь и людей, и уметь видеть прекрасное в простых вещах, радоваться хорошей погоде, улыбке прохожего, интересным, ярким событиям. Если ты будешь черствым сухарем, что ты сможешь дать в эфире?

Радиоведущему нельзя говорить в эфире неграмотно, неправильно ставить ударения.

Ведущий на радио должен быть по своей натуре хорошим психологом, потому как слушателей много, они могут быть совершенно разные, ты не знаешь, кто сейчас позвонит и что скажет. А во время эфира ты ответственен за каждый звонок.

Ссылка на основную публикацию