Практическая и теоретическая значимость дипломной работы: пример и как правильно написать - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Практическая и теоретическая значимость дипломной работы: пример и как правильно написать

Практическая и теоретическая значимость дипломной работы

Практическая значимость дипломной работы

Когда еще на этапе выбора темы ее актуальность бесспорна, то трудностей с формулировкой практической значимости в дипломе не возникает. Ведь совершенно очевидно, что нет надобности заново изобретать колесо, если только оно не будет, к примеру, наноколесом, которое тут же встроят, скажем, в микросхему, плохо функционирующую без этой крайне полезной детали. Зато энергосберегающая, экономически выгодная и на двести процентов дружественная окружающей среде технология переработки мусора произведет фурор в обществе и среди предпринимателей, которые сразу выстроятся в очередь за правом на ее внедрение.

Если момент упущен и досталась вдоль и поперек изученная тема, выход тоже есть – просто надо окинуть свежим взглядом труды предшественников. Объект изучения или даже предмет могут быть в сотый раз одними и теми же, но подход к проблеме должен отличаться. В этом случае результаты будут уникальными, что и составит прикладную ценность.

Пример: практическая значимость дипломной работы по хорошо разработанному направлению социологии может заключаться в тысяча первом методе, например, проведения опроса, который еще никто не использовал, а на поверку он оказался самым эффективным и репрезентативным. Как вариант – в выборе респондентов, мнением которых раньше не интересовались, а оно переворачивает с ног на голову устоявшиеся представления.

Как подтвердить

Лучший критерий истинности любых теорий – практика, и как изящно и плодотворно ни решались бы проблемы на бумаге, доказательства жизнеспособности разработки – весомый плюс на защите. В качестве подтверждения практической значимости дипломной работы используются:

  1. Акты внедрения, успешных испытаний.
  2. Справки об апробации методики.
  3. Утвержденные инструкции и руководства, составленные на базе предложений выпускника.
  4. Положительные отзывы руководства предприятий, компаний, организаций, в которых применены результаты исследования.
  5. Патенты или положительные решения о выдаче свидетельства об авторском праве.
  6. Награды конкурсов.
  7. Публикации в научных журналах, тематических студенческих сборниках.

В общем, результатом исследования должны быть улучшения, которые надо засвидетельствовать официальными документами.

Практическая значимость теоретического диплома

На первый взгляд, немыслимое сочетание, но, как ни парадоксально звучит, у абсолютно академических ВКР тоже есть прикладная ценность – это вклад в развитие определенной научной отрасли.

Практическая значимость в дипломе теоретического характера может заключаться в следующем:

  • студент завершил описанные до него, но неоконченные эксперименты или исследования;
  • в процессе написания диплома были изобретены и должным образом обоснованы новые методики изучения того или иного вопроса;
  • результаты дипломного исследования заполнили пробелы в научной базе определенной области знания новыми достоверными материалами и данными;
  • работа раскрыла перспективы развития узкого направления какой-либо области науки;
  • изыскания послужат почвой для продолжения экспериментального или теоретического изучения поставленного вопроса, формирования методологической базы;
  • итоги исследования помогли определить направление дальнейшего развития, дали ответы на открытые вопросы.

Неважно, будут идеи реализовываться сразу или дорабатываться со временем, факт практической значимости дипломной работы – налицо.

Например: студент исследует вопрос закономерности использования определенных слов или словосочетаний в выбранном художественном произведении. Ценность его диплома может заключаться в открытии новых методик изучения художественной литературы через призму социальных или политических факторов, повлиявших на автора в период написания произведения (вот как можно завернуть 🙂 ), а вторую главу и выводы ВКР можно использовать как пример или показатель эффективности методики.

Теоретическая значимость дипломной работы

Если научно-практическая ценность прикладных проектов в большинстве случаев не вызывает сомнений и лежит на поверхности, то определить важность для академической теории описательной работы не всегда легко и просто.

Ориентиры для выхода из мнимого тупика:

  • результаты сыграют роль стимула для теоретических исследований в определенной сфере – литературе, психологии, педагогике, математике;
  • раскрыта новая грань вопроса;
  • расширены подходы к изучению проблематики;
  • созданы предпосылки для выдвижения кардинально новых гипотез;
  • эксперименты и опыты, проведенные при написании дипломной работы, подтвердили предыдущие теоретические изыскания;
  • результаты можно использовать для оптимизации изучения темы (проверены и отсеяны недостоверные факты, предположения или найдены суперэффективные методики и собраны ценные сведения и т. д.);
  • пополнена база отраслевых теоретических знаний, что позитивно повлияет на темпы продвижения к разработке практических инноваций.

Научная значимость дипломной работы и новизна зачастую трудно отделимы друг от друга, поэтому могут считаться единым понятием.

Любой из пунктов списка адаптируется под специфику темы, проблемы, объекта и предмета.

Примеры теоретической и практической значимости дипломной работы

  1. Банковское дело:
    • Теоретическая значимость заключается в рассмотрении перспектив совершенствования региональной системы ипотечного жилищного кредитования путем снижения транзакционных издержек заемщиков.
    • Практическая значимость состоит в возможности использования полученных в ходе исследования результатов в деятельности региональных органов власти для разработки мероприятий по совершенствованию системы ИЖК. Авторская модель информационной системы и методика ценообразования могут применяться брокерами и другими организациями в целях повышения качества предоставления населению информационных услуг.
  2. Дефектология:
    • Теоретическая значимость исследования:
      • Расширено представления о комплексном характере предпосылок дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи и детей без речевой патологии.
      • Проведен анализ особенностей комплекса речевых и психических компонентов, влияющих на возникновение предпосылок успешного формирования письменной речи. Аналитические данные могут служить диагностическим и прогностическим целям.
    • Практическая значимость исследования: уточнено направление работы по профилактике нарушения письменной речи у детей с ОНР и у детей без речевых патологий.
  3. Психология:
    • Теоретическая значимость: работа обогащает актуальный раздел психологии – конфликтологию. Исследование расширяет методологическую базу конфликтологии, научно обосновывает различные способы разрешения супружеских конфликтов.
    • Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут применяться в работе семейных психологов и психологов консультантов, сталкивающихся в своей профессиональной деятельности с проблемами конфликтов между супругами.

Чтобы ВКР выглядела цельной и продуманной, научная и практическая значимость дипломной работы должны быть взаимосвязаны. Аргументированное описание предложенных решений, их инновационности, прогрессивности и эффективности покажет комиссии, что студенческий труд действительно достоин внимания, его результаты могут использоваться для дальнейших изысканий или сразу применяться на практике. И не в последнюю очередь практическая и теоретическая значимость дипломной работы состоит в том, что студент значительно расширяет кругозор, приобретает опыт сбора и анализа большого массива данных, а конкретное предприятие получает проект модернизации, проводить которую могут пригласить талантливого, смелого и хорошо подготовленного выпускника.

Теоретическая и практическая значимость курсовой работы с примерами

Практическая значимость курсовой работы, наряду с теоретической, является одним из главных требований, выдвигаемых к исследованию ГОСТами. Этим обуславливается польза и актуальность подготовленного материала для общества и научного мира.

Данные параметры должны присутствовать во введении, а также в основной части учебного труда

Понятия основываются на новизне полученных в ходе анализа результатов.

Теоретическая значимость курсовой работы

Теоретическая значимость призвана доказать пользу работы, применимость ее результатов на практике для решения определенных вопросов или улучшения ситуации в некой сфере. Понятие является близким к научной новизне. Однако они будут тождественными только в том случае, если исследование привело к серьезным достижениям и превзошло прежний уровень изученности вопроса. В итоге теоретическая значимость будет полностью заключаться в новизне.

Но совершать действительно важные открытия могут не все. Поэтому чаще всего теоретическая значимость сводится к некоторым деталям проекта. Указание на данный параметр является обязательным и позволяет повысить ценность труда, что в свою очередь говорит о грамотном и самостоятельном проведении всех рассуждений.

Кратко говоря, в данной части студент должен написать ответ, с какой целью был подобран и составлен весь материал. Теоретическая обоснованность также дает возможность:

рассматривать все итоги в практическом аспекте;

выдвигать доказательства сделанных в ходе анализа выводов;

вести дискуссию о гипотезе проекта, различных мнениях и взглядах.

Чем более проработанной и информативной будет теоретическая значимость, тем сильнее возрастает значение практической части

Например, курсовой проект касается темы конфликтов родителей и детей и способа их решения. Если ваша учебная работа сделана по всем правилам, она даст новые идеи для практикующих психологов, которые занимаются данным вопросом.

Читайте также:  Как узнать свою родословную?

Как описать теоретическую значимость исследования

Чтобы грамотно составить описание этой части введения, следует начинать со следующих слов: «Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть применимы в… для…». Сразу пишем о пользе материала для человека, общества. Так вы сможете обобщить всю информацию и акцентировать внимание на наиболее важных моментах.

Так, например, теоретическая обоснованность может быть:

в глубоком изучении проблемы;

стимулировании развития базы данных в определенной сфере;

выявлении новых аспектов исследуемого вопроса;

подтверждении теории с помощью экспериментов;

возможности внедрения выводов для оптимизации практического раздела;

научном вкладе в конкретную сферу для расширения ее теоретической основы.

Пример написания теоретической значимости

Чтобы до конца понимать, что же представляет собой теоретическая значимость в курсовой работе, можно ознакомиться с ниже размещенными образцами.

Курсовая работа по экономике

Теоретическая значимость данного исследования состоит в успешно осуществленном анализе экономических отношений при создании и развитии СЭЗ на базе развивающегося государства с экономикой рыночно-трансформируемого типа. Полученные сведения могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемного вопроса, как для рассматриваемой страны, так и в сходных по типу экономики государствах

Курсовая работа по педагогике

Теоретическая значимость исследования:

Получено более обширное представление о характере предрасположенности дошкольников к дисграфии из числа тех, что имеют недоразвитие речи или не имеют речевых патологий.

Полученные сведения отражают готовность таких детей к освоению письма.

Практическая значимость курсовой работы

Данный элемент не является обязательным в структуре курсовой. Однако большинство вузов считают разработку и наличие такой информации важнейшим качеством грамотно построенного проекта. Это повышает итоговую оценку на защите и позволяет продемонстрировать комиссии заинтересованность в теме и дальнейшем ее изучении.

Определение практической значимости – достаточно сложный этап всего процесса подготовки курсовой. Именно здесь проводится обоснование возможности применения всех результатов в научной деятельности или сфере производства.

Содержание этой части во многом определяется особенностью проекта:

завершение ранее незаконченного труда;

работа над новой методологией;

наполнение базы данных определенного вопроса совершенно новыми знаниями;

обоснование перспектив развития в конкретной отрасли;

составление базы для дальнейшего рассмотрения проблем в уже более широких масштабах;

решение четко поставленной задачи.

Так, например, в случае гуманитарных дисциплин чаще всего разрабатываются методы и способы для внедрения в деятельность различных организаций.

Чтобы подтвердить практическую значимость, можно приложить акты внедрения, а также разного рода справки, заключения, методические указания и пр.

Эти документы выдаются государственными органами либо же результаты оформляются в виде нормативной документации, инструкций. Дополнить их можно информацией об эффективном использовании выводов. Таким образом, на руках у студента будет не только подтверждение о применении, но и материал с описанием получения результата.

Как описать практическую значимость исследования

Чтобы действительно успешно сформулировать этот параметр, нужно:

понимание реальных преимуществ исследования;

умение лаконично подводить итоги;

Заявка на курсовую

наличие настоящих практических наработок.

Начинать эту часть курсовой стоит со следующих слов: «Практическая значимость научной работы состоит в том, что результаты могут быть применимы в … для …». Обоснуйте пользу от внедрения результатов с помощью:

включения различных документов и справок, подтверждающих эффективность;

учебно-методических источников, использованных во время работы.

Также можно остановиться на научной, социальной и экономической эффективности, заключающейся в проекте. Под первым понятием подразумеваются новейшие полезные знания о мышлении или обществе, которые помогли найти ранее неизвестные факты и закономерности.

Экономическая эффективность позволяет обосновать возможность экономии различных ресурсов: финансовых, людских или материальных. Третий, социальный, аспект может быть рассмотрен в плане улучшения условий жизни и труда людей, повышения уровня образования и системы здравоохранения.

В итоге верно обоснованная практическая значимость может послужить в будущем:

для преподавания специальности или ведения курсов;

осуществления новых проектов;

разрешения загадок исследований, которые по тем или иным причинам не были завершены;

в качестве основы для диссертаций.

Пример написания практической значимости

Если вы затрудняетесь при определении практической значимости курсовой работы, ознакомьтесь с примерами, представленными ниже. Это упростит последующую работу и поможет прийти к собственным умозаключениям.

Курсовая работа по психологии

Практическая значимость исследования отражается в возможности использования полученных результатов дипломированными специалистами, работающими, к примеру, в семейной консультации.

Курсовая работа по банковскому делу

Практическая значимость разработанного алгоритма может быть подтверждена путём его внедрения в деятельность государственных органов и прочих организаций, предоставляющих населению консультационные услуги, а также тех, что осуществляют функциональные мероприятия по оптимизации системы ИЖК.

Пример формирования практической и теоретической значимости

Теоретическая и практическая значимость исследования

Научная работа любого аттестационного уровня является структурировано подаваемым материалом, оформляемым по целому ряду нормативных требований, выдвигаемых по ГОСТ или в методических рекомендациях учебного заведения. Одним из таких требований является наличие в курсовой или дипломной работе обоснованного описания теоретической и практической значимости проводимого исследования.

Описание этих параметров должно присутствовать во введении курсовой и дипломной работ, а также в текстовой части защищаемых проектов. Оба понятия (теоретическая и практическая значимость) вытекают из новизны тех результатов, что были получены в ходе исследования. Рассмотрим детальнее, какова должна быть содержательная часть этих элементов в тексте введения научной работы (с примерами).

Теоретическая значимость исследования

В данном моменте курсовой или дипломной работы необходимо раскрыть теоретическое значение (применимость) исследования. Указав на то, как именно можно применять полученные в работе результаты, автор автоматически повышает их ценность и работы в целом. Только высокий теоретический уровень подтверждает грамотность и самостоятельность приводимых рассуждений.

Фактически в этом разделе введения студент отвечает на вопрос о том, с какой целью написана работа. Также теоретическая обоснованность позволяет:

  • внедрять полученные результаты в практический аспект;
  • выдвигать научно подтвержденные доказательства всех выводов, полученных в ходе исследования;
  • вести спор относительно общей гипотезы работы, а также, взглядов и идей, что возникли параллельно.

Соответственно наращивание теоретической значимости ведёт к увеличению степени важности практической части.

Теоретическая значимость научной работы может заключаться в следующем:

  • максимально глубокое освещение проблемного вопроса;
  • формирование стимула для развития базы данных в конкретной сфере;
  • выявление новых сторон рассмотрения исследуемой проблемы;
  • экспериментальное подтверждение теоретической информации;
  • доказательство возможности использования теоретических выводов при оптимизации практической части;
  • создание вклада в деятельность конкретной сферы с целью реформирования всей её теоретической базы.

Стандартное описание данной части введения дипломной работы или курсовой начинается со следующих слов: «Теоретическая значимость моей научной работы заключается в том, что результаты исследовательской части могут быть использованы в … для …». Достаточно выбрать аттестационный уровень, соответствующий той работе, которая пишется, указав нужные цели и задачи.

Приоритетное построение описания должно сразу же указывать на пользу, что будет получена человеком, обществом, окружающей средой и т.д. Это позволит обобщить информацию и сфокусировать внимание того, кто читает работу или слушает докладчика, на наиболее важных ей частях.

Практическая значимость исследования

Данный аспект научной работы является не менее важным наравне с теоретической базой, наработанной в ходе исследования. Именно эта часть введения и автореферата, прилагаемого к основной текстовой части, указывает на практическую применимость основной части результатов исследования. Всего двух-трёх предложений будет достаточно для указания сфер и отраслей, где могут быть внедрены полученные сведения.

Характер содержательной части практической значимости научной работы зависит от её типологии:

  • завершение неоконченного исследования (чужого или собственного);
  • разработка новой методологии;
  • наполнение базы знаний по конкретному вопросу совершенно новыми сведениями;
  • доказательство перспектив продвижения в исследовании отрасли;
  • формирование материальной базы для дальнейшего рассмотрения проблемы в больших масштабах;
  • численное подтверждение эффективности инновационной разработки;
  • решение конкретной задачи.
Читайте также:  Московские курсы парикмахеров в цпк

Так, к примеру, в гуманитарных исследованиях могут быть разработаны различные методики и способы с последующим их внедрением в деятельность профильных организаций. Подтверждением может служить акт внедрения, оформленный по всем нормативным требованиям, а также:

  • заключения;
  • справки;
  • методические указания;
  • рекомендательные письма;
  • нормативные акты и т.д.

Все эти бумажные подтверждения выдаются государственными органами, либо сами результаты работы оформляются в качестве нормативной документации, положений, правил, методик, инструкций и т.д. Существуют справки, выдаваемые учебным заведением, если практическая значимость подтверждается научной литературой, используемой в этом учреждении.

Дополнить такие документы можно сведениями об эффективности использования результатов исследования. В таком случае у автора будет не только подтверждение о внедрении, но и информация, описывающая результаты полученные от этой процедуры.

Практический аспект описывается следующим образом: «Практическая значимость моей научной работы заключается в том, что результаты исследовательской части могут быть использованы в … для …». Крайне важно указать на ту пользу, которая будет получена конкретной сферой от использования результатов исследования, подтвердив факт внедрения и, возможно, дополнив сказанное реальными цифрами.

Примеры теоретической и практической значимости

Сфера

Теоретическая значимость

Практическая значимость

ЭкономикаТеоретическая значимость данного исследования состоит в успешно осуществленном анализе экономических отношений при создании и развитии СЭЗ на базе развивающегося государства с экономикой рыночно-трансформируемого типа. Полученные сведения могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемного вопроса, как для рассматриваемой страны, так и в сходных по типу экономики государствах.Практическая значимость научной работы заключается в том, что был обобщен опыт по созданию СЭЗ в развивающихся странах с переходным типом экономики. Также был выработан набор рекомендаций по улучшению и оптимизации СЭЗ.Коррекционная педагогикаТеоретическая значимость исследования:

1. Получено более обширное представление о характере предрасположенности дошкольников к дисграфии из числа тех, что имеют недоразвитие речи или не имеют речевых патологий.

Введение к курсовой, дипломной и магистерской работе по психологии

Введение к дипломной, курсовой и магистерской работе по психологии – это ее визитная карточка. У читающего работу (научного руководителя, рецензента, члена квалификационной комиссии) именно по введению может сложиться мнение о всей работе. Именно поэтому к написанию введения выпускной работы по психологии нужно подойти очень тщательно.

Многие относятся к написанию ведения к дипломной или курсовой работе формально. Действительно, в этом разделе работы много формальных моментов. Но, тем не менее, четкое обозначение актуальности, цели, задач и гипотезы исследования помогает четче уяснить смысл работы, правильно наметить направление исследования. Поэтому, вопрос «Как написать введение к дипломной работе?» не праздный.

Дипломная работа по психологии – это научное исследование, поэтому во введении формулируется научный аппарат этого исследования. Введение имеет четкую структуру, которая включает следующие элементы:

Степень разработанности

В психологии практически не осталось белых пятен. Поэтому любую тему вашего диплома кто-то уже исследовал. В разделе «разработанность темы» или «разработанность проблемы» и нужно указать авторов, которые занимались подобного рода исследованиями.

Если в названии темы идет речь о нескольких психологических феноменах, то перечисление авторов, которые занимались данной проблемой, необходимо вести по каждому отдельно. Затем можно особо выделить работы, в которых рассматривалась взаимосвязь этих феноменов (если такие были).

Обычно перечисляются две группы авторов: зарубежные и отечественные.

Например, для темы «Особенности Я-концепции у лиц с игровой зависимостью» разработанность темы может включать три абзаца:

«Проблема Я-концепции нашла свое отражение в работах таких зарубежных ученых как… . Проблемой самосознания занимались такие отечественные исследователи как …»

«Психологические аспекты игровой зависимости нашли свое отражение в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей (…).»

«В работах таких современных исследователей как … рассматриваются психологические аспекты самосознания лиц с игровой зависимостью.»

В некоторых случаях уместно не только перечислить зарубежных и отечественных авторов, занимавшихся данной проблемой, но и кратко указать результаты, к которым они пришли. Например, после перечисления фамилий ученых, занимавшихся проблемой копинг-стратегий, будет уместно сказать следующее: «В работах большинства из указанных авторов выделяются три ключевых копинг-стратегии с ориентацией на решение задачи, уход или поиск поддержки».

В заключении данного раздела введения к дипломной работе можно указать, что, несмотря на разработанность данной проблемы, она по-прежнему актуальна. Например, для темы «особенности эмоционального выгорания сотрудников салонов красоты» можно отметить следующее: «Несмотря на широкую разработку проблемы профессионального выгорания в психологической литературе, особенности выгорания у сотрудников салонов красоты пока не получили достаточного освещения».

Противоречие и проблема

В некоторых дипломных и магистерских по психологии от студентов требуют указать противоречие и проблему исследования.

Часто речь идет о следующих типах противоречий:

  1. Противоречие между потребностью в чем-то и отсутствием этого (потребность в достоверных данных о представлениях молодежи о семье и их отсутствием в современной науке; практическая потребность в психологических инструментах профилактики депрессии у пожилых людей и их недостаточная разработанность, и т.п.)
  2. Противоречие между важностью проблемы и недостаточностью ее разработки в науке (важность изучения эмпатии у топ-менеджеров и отсутствие исследований на эту тему и т.п.).

Из противоречия логично вытекает и проблема – устранить сформулированное выше противоречие путем проведения исследования по теме данной дипломной или магистерской работы по психологии.

Гипотеза исследования

В курсовой, дипломной и магистерской работе по психологии гипотеза занимает несколько строк, но значат они часто больше, чем страницы текста теории. Почему гипотеза важна в дипломе по психологии?

Ее формулировка отражает степень понимания студентом-психологом сути своего исследования и уровень его исследовательской компетентности.

Если ВКР носит теоретический характер, то формулировка гипотезы содержит предположение о выявлении взаимосвязей между теориями, психологическими феномена, научными школами и т.п. Пример теоретической гипотезы: «Мы предполагаем, что подход к анализу личности в экзистенциальной и гуманистической психологии имеет сходные черты, берущие начало из феноменологической герменевтики».

В дипломе по психологии с практической частью гипотеза является эмпирической, имеет отношение к эмпирическому исследованию и отражает предположение о результатах, которые будут получены в ходе тестирования испытуемых и статистической обработки данных . Это могут быть предположения о различиях между психологическими показателями или о взаимосвязях между ними . Примеры эмпирических гипотез: «Существует взаимосвязь эмоциональности и гендерной идентичности у детей, посещающих театральные студии»; «Чем выше у сотрудников транспортной компании ожидание материального поощрения, тем ниже их профессиональная успешность».

Если в эмпирическом исследовании по психологии анализируются несколько показателей, то возникает необходимость выдвигать несколько эмпирических гипотез. Например, в исследовании, целью которого является изучение взаимосвязи тревожности подростков с их статусом и самооценкой, гипотезы могут звучать так:

  • Гипотеза 1 – Тревожность подростков отрицательно связана с уровнем их социометрического статуса в группе сверстников.
  • Гипотеза 2 – Чем выше тревожность подростков, тем ниже их самооценка.

Эти гипотезы называются частными, так как они содержат предположения ко конкретным результатам. Частные гипотезы можно предварить общей гипотезой, которая будет указывать на абстрактное предположение о взаимосвязи между психологическими показателями:

Общая гипотеза – «Существует взаимосвязь между тревожностью подростков с их социометрическим статусом и самооценкой».

В курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии принято, чтобы гипотезы подтверждались, поэтому лучше их формулировать после проведения исследования, в соответствии с полученными данными.

Однако в некоторых случаях не подтвердившаяся гипотеза может выглядеть выигрышно и произвести благоприятное впечатление на рецензента и комиссию. Но только в том случае, если неожиданный результат вам удастся объяснить, проинтерпретировать.

Испытуемые и база исследования

В этой части введения диплома по психологии необходимо описать выборку исследования . То есть, указать число испытуемых, их возраст, пол и другие социально-демографические характеристики.

Под базой исследования в дипломе по психологии понимается описание организации, где проводилось исследование. Это могут быть воинская часть, детский сад, школа, коммерческая фирма, государственная структура и пр.

Читайте также:  Как назвать фирму?

Методы исследования

В психологии существует несколько типологий психологических методов. Соответственно, в этом разделе введения к диплому по психологии могут быть перечислены самые разные методы.

Например, теоретические методы: анализа, синтеза, обобщения. Эмпирические методы: тесты, методы математической статистики.

Методики исследования

В этой части введения курсовой, дипломной или магистерской по психологии описываются психодиагностические методики , которые будут использованы при проведении эмпирического исследования.

Эти тесты следует записать в виде нумерованного списка с указанием автора теста, автора адаптации и ссылку на источник, откуда взят тест.

Теоретико-методологические основы исследования

Любая ВКР по психологии пишется в рамках какого-то существующего психологического направления и даже нескольких направлений. Смысл этого раздела введения к диплому по психологии в указании тех авторов и их теории, на которых вы опираетесь в своей работе.

Базовыми методологическими основами в отечественной психологии выступают принципы единства сознания и деятельности, принцип детерминизма и др. Далее должны быть перечислены фамилии авторов, которые заложили основы изучения тех феноменов, которые исследуются в работе. Например, если в дипломе по психологии изучается психологическое благополучие, то в теоретико-методологических основах исследования можно сказать, что «Данная работа основывается на гуманистических теориях личности и концепции психологического благополучия C.Ryff, модели субъективного благополучия Е. Diener, теории самодетерминации R.Ryan и E.Deci».

Теоретическая, практическая значимость и новизна исследования

Любое психологическое исследование должно быть полезным или значимым. Эта значимость может быть двух видов:

  • Теоретическая значимость – исследование, проведенное в дипломной по психологии, расширяет теоретические представления о каких-то психологических явлениях.
  • Практическая значимость – полученные в эмпирическом исследовании результаты могут быть использованы на практике.

Как правило, выпускные работы по психологии не имеют выраженной теоретической значимости. Поэтому описание теоретической значимости исследования превращается в формальность. Здесь будут уместны стандартные формулировки такого типа: «Проведенное в работе исследование взаимосвязи морального сознания и конфликтности младших школьников расширит теоретические представления об особенностях морального развития в младшем школьном возрасте».

Что касается практической значимости, то для большинства тем дипломных работ по психологии в этом разделе введения можно написать вполне внятный текст. Например, такой: «Полученные в данной работе данные могут быть использованы для разработки программ психологического сопровождения подростков (повышения эффективности труда сотрудников, снижения тревожности пациентов и т.п.)»

Новизна дипломной по психологии – один из самых непростых элементов введения. На защите может быть задан вопрос о новизне работы: Часто студенты спрашивают: «Как обосновать новизну своего исследования?»

Можно ли считать исследование имеющим новизну, если эту тему уже изучали другие? Всегда можно сказать, что тема недостаточно изучена. В качестве аргумента можно указывать на иную выборку , другие психологические тесты и пр.

Адекватные научные руководители, рецензенты и члены комиссии понимают, что курсовые, дипломные и даже магистерские работы в ВУЗах носят в первую очередь учебный, а не строго исследовательский характер. Поэтому говорить о новизне психологического исследования в ВКР можно лишь условно. Поэтому чаще всего достаточно в этом разделе написать текст такого рода: «Новизна работы состоит в том, что получены новые данные о… (далее пишется тема работы, например, «взаимосвязи автономии и агрессивности спортсменов)».

Введение

Требования к введению в разных вузах и на разных кафедрах различаются.
На всех кафедрах имеются в наличии так называемые методички, в которых подробно расписано, как нужно писать введение к дипломным и курсовым работам именно на этой кафедре данного вуза. Очень желательно раздобыть такую методичку и написать введение к своей работе именно так, как в ней указано.
Обычно типовая структура введения включает следующие части:

Рассмотрим каждую из этих частей более подробно.

Актуальность исследования

Здесь мы пишем о том, почему выбранную тему дипломной работы важно изучать именно в настоящее время. Смысл текста почти всегда примерно такой:

В современном обществе существует такая-то проблема. Наличие этой проблемы подтверждается такими-то фактами. Однако в науке эта проблема изучена недостаточно.

Поскольку актуальность тем прописана во многих статьях и во всех диссертациях, можно в качестве подсказки использовать соответствующие разделы в подобных источниках, тематика которых близка к Вашей. Но, конечно же, не стоит полностью переписывать весь текст из источника, даже если он хорошо подходит к выбранной теме.

Цель исследования

Здесь обычно можно повторить название темы работы, немного конкретизировав ее и добавив перед ней слово «Изучить», «Определить», «Установить», «Выявить» или тому подобное. Например:

Тема работы: Особенности самооценки старшеклассников с различным уровнем успеваемости.
Цель исследования: Выявить особенности самооценки старшеклассников с низким, средним и высоким уровнем успеваемости.

Объект и предмет исследования

Объект и предмет исследования — это ответы на вопрос: «Что именно мы изучаем?». Наименование объекта исследования отвечает на этот вопрос в широком смысле, предмета — в узком. Объект исследования — это рассматриваемое психологическое явление, а предмет исследования — изучаемый аспект, сторона, часть этого явления. Например:

Тема работы: Факторы формирования игровой зависимости.
Объект исследования: игровая зависимость как психологический феномен.
Предмет исследования: факторы, влияющие на формирование игровой зависимости.

Считается очень важным грамотно сформулировать объект и предмет исследования. При этом точки зрения на объект и предмет психологических исследований у разных научных руководителей могут различаться. Поэтому всегда нужно обсудить формулировки объекта и предмета исследования с научным руководителем.

Задачи исследования

Чтобы лучше понять, что такое задачи исследования, нужно рассматривать их как частные цели, необходимые для достижения общей цели исследования. Задачи всегда соотносятся именно с целью исследования. Например:

Цель исследования — изучение влияния особенностей когнитивных психических процессов на адаптацию ребенка к школе.
Задачи исследования:
1. Изучение влияния особенностей мышления на школьную адаптацию;
2. Изучение влияния особенностей памяти на школьную адаптацию;
3. Изучение влияния особенностей внимания на школьную адаптацию;
4. Изучение влияния особенностей восприятия на школьную адаптацию.

В этом примере для наглядности все задачи написаны одними и теми же словами, меняется только наименование познавательного процесса. В тексте дипломной работы желательно применять различные формулировки, чтобы текст был грамотным не только с научной, но и с литературной точки зрения.

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования — это предположение автора работы о том, какими будут результаты эмпирического исследования. Гипотеза основана на результатах теоретического анализа темы. Обычно после написания теоретической главы дипломной работы гипотеза сама «напрашивается».
Некоторые исследования состоят из двух или более четко разграничиваемых смысловых частей. В таких случаях и гипотез может быть, соответственно, две или несколько.
Бывает также, что одна общая гипотеза конкретизируется в нескольких частных гипотезах. В этом случае во введении пишут и общую, и частные гипотезы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

Здесь мы пишем о том, какие выводы нашего исследования обогащают психологическую науку в целом и отдельные ее разделы, почему и насколько важны эти выводы для современной науки.

Практическая значимость исследования

Здесь нужно указать, в каких сферах деятельности практических психологов могут быть полезны результаты исследования. Например:

Тема: Эффективность различных способов разрешения супружеских конфликтов.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут применяться на практике в работе семейных психологов и психологов-консультантов, сталкивающихся в своей профессиональной деятельности с проблемами конфликтов между супругами.

Структура работы

Это самая простая часть введения. Здесь нужно просто перечислить, из каких частей состоит дипломная работа. Например:

Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав (теоретической, методологической и эмпирической), выводов, заключения, списка литературы и пяти приложений.

Введение в дипломную работу по психологии обычно занимает 2-3 страницы текста.

На нашем новом форуме Вы можете обсудить вопросы, касающиеся написания введения к дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации по психологии.

Ссылка на основную публикацию