Педагогическое образование (фгос впо) - где и как его получить и работать - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Педагогическое образование (фгос впо) – где и как его получить и работать

“Педагогическое образование” (бакалавриат)

Степень: Академический бакалавр. Прикладной бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • История – профильный предмет, по выбору вуза
  • Биология – по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – по выбору вуза
  • Литература – по выбору вуза
  • Физика – по выбору вуза

Экзамены, требуемые при поступлении, зависят от конкретного профиля обучения. Как правило, предлагают профильный экзамен, а также экзамен по русскому языку.
Может быть предусмотрен третий экзамен на выбор вуза среди таких предметов как математика, литература, история, биология, иностранный язык, физика, химия, география, а также информатика и ИКТ.
Также на усмотрение учебного заведения может быть дополнительный экзамен по иностранному языку и профессиональный экзамен.

Содержание статьи:

Педагогическое образование — сегодня достаточно популярное направление обучения. Специальность предполагает достойный уровень оплаты, возможность дополнительного заработка путем участия в конкурсах (а также подготовки к участию в них школьников) и других многочисленных доплат. Педагогический процесс в настоящее время включает много инновационных технологий, что интересно и учителям, и самим школьникам. Также работа в школе — это всегда интересно, весело, ярко и креативно, что позволит долгие годы сохранять активность и молодость.

Краткое описание специальности

Специальность предполагает подготовку учителей-предметников. Набор студентов проводится не на общую специальность, а по определенному профилю. От этого зависит и какие экзамены потребуют при поступлении. В некоторых случаях профиль может объединять два учебных предмета, и тогда специалист будет носить звание, например, учителя русского языка и литературы, химии и биологии, истории и обществознания. Профилирование осуществляется путем изучения предмета «методика обучения предмету» и прохождения педагогической практики.

Большинство вузов предлагает обучение по нескольким профилям (от 2 до 12), однако есть и узкоспециализированные вузы, где педагогическое образование можно получить лишь по одному из профилей. Наиболее распространены следующие из них:

  • Математика;
  • Физика;
  • Родной язык и литература;
  • БЖД;
  • Иностранный язык;
  • Биология;
  • География;
  • Технология и другие.

Советуем ознакомиться с подробным обзором профессии “Учитель”.

Крупные вузы в Москве и области

  • Московский государственный лингвистический университет;
  • Московский государственный областной университет;
  • Московский городской педагогический университет;
  • Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова;
  • Московский государственный областной социально-гуманитарный институт.

Сроки и формы обучения

Обучение проводится по очной, очно-заочной и заочной формам. Длительность обучения составляет 4 года при очной форме и 4 года 6 месяцев — при очно-заочной. Срок обучения заочно может варьироваться в зависимости от конкретного вуза. Профессиональное образование студент может продолжить в магистратуре. Ряд вузов предлагают обучение в аспирантуре по определенному списку профилей.

Предметы, изучаемые студентами

Студенты, получающие педагогическое образование, изучают дисциплины по шести основным циклам (гуманитарный, социальный, экономический, математический, естественнонаучный, профессиональный), каждый из которых включает базовую и профильную части.

Независимо от специализации, для данного направления предусмотрено изучение следующих дисциплин:

  • педагогика;
  • психология;
  • анатомия;
  • гигиена;
  • физиология;
  • история;
  • иностранный язык;
  • культура речи;
  • философия;
  • безопасность жизнедеятельности;
  • экономика образования;
  • основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Профильная часть дисциплин определяется в зависимости от профиля обучения.

Получаемые знания и навыки

Выпускник данного направления должен обладать целым рядом компетенций, среди которых: общекультурные и профессиональные.

Существует установленный профессиональный стандарт учителя и педагога, к которому предъявляется целый ряд требований. Если говорить более обобщенно, то каждый специалист должен
Знать:

  • основы профдеятельности в сфере образования;
  • правовые аспекты осуществления педагогической деятельности;
  • основы и структурные разделы образовательных процессов;
  • основы просветительской работы;
  • теории и технологии воспитательного и обучающего процессов;
  • методологию педагогических исследований образовательных проблем;
  • содержание предмета, который учитель или педагог планирует преподавать;
  • причины и следствия психического развития и вариации их проявлений в учебном процессе в разном возрасте и т.д.
  • производить анализ и выбор образовательных концепций;
  • учитывать в процессе обучения различные особен­ности учащихся;
  • организовывать образовательный процесс, применяя совре­менные технологии;
  • осуществлять педагогический процесс в разных видах учреждений образования и в разных учебных классах;
  • создавать целесо­образную с педагогической точки зрения и психологически безо­пасную образовательную среду;
  • разрабатывать элективные курсы с применением инновационных дос­тижений науки;
  • применять в образовательном процессе различные ресурсы;
  • осуществлять внеучебную дея­тельность обучающихся;
  • работать с информацией по Всемирной паутине;
  • не допускать конфликтов при общении со всеми субъектами педпроцесса и т.д.

Будущая профессия: кем и где работать

Педагогическое образование предусматривает узкий круг профессий, среди которых самые распространенные — это учитель и педагог, которые могут работать в школах, лицеях, центрах дополнительного образования. Особенность работы учителя и педагога заключается в том, что рабочий день продолжается дольше, чем длятся непосредственно сами уроки. Среди обязанностей каждого учителя — составление планов урока, проверка тетрадей и проектных работ, непрерывное самообразование.

В крупных городах работа педагогов и учителей оплачивается достаточно хорошо, и начинается от 40-50 тысяч рублей. Зарплата педагога в столице может достигать и 150 тысяч рублей. Это сумма с учетом доплаты за использование инновационных технологий, внешкольную работу, классное руководство и т.д. Молодые специалисты также в течение первых лет работы получают существенную надбавку. Зарплата учителя в «глубинке» оставляет желать лучшего: начинается от минимальной оплаты труда и может достигать 30-40 тысяч рублей в зависимости от стажа и дополнительных занятий.

Также учитель и педагог может открыть ИП в предоставлении услуг репетитора и получать более высокую зарплату, которая будет зависеть непосредственно от количества рабочих часов.

44.03.01 Педагогическое образование

Код и наименование направления подготовки:

44.03.01 Педагогическое образование

Направленность(профиль)/ магистерская программа:

профили: иностранный язык, изобразительное искусство, дошкольное образование, начальное образование, русский язык, историческое образование

Бакалавр

4 года по очной форме обучения, 5 лет по заочной

очная, заочная

240 зачетных единиц

Виды профессиональной деятельности/типы задач профессиональной деятельности

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
педагогическая;
проектная;
исследовательская;
культурно-просветительская.
При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее – программа академического бакалавриата);
ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее – программа прикладного бакалавриата).
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
педагогическая деятельность:
изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;
осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей;
организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;
формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
осуществление профессионального самообразования и личностного роста; обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
проектная деятельность:
проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы;
моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
исследовательская деятельность:
постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования;
использование в профессиональной деятельности методов научного исследования;
культурно-просветительская деятельность:
изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
организация культурного пространства;
разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

Читайте также:  Как выбрать SSD диск для компьютера?

Области и объекты профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает образование, социальную сферу, культуру.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.

Практика

В Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики.
Типы учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Способы проведения учебной практики: стационарная; выездная.
Типы производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; педагогическая практика.
Способы проведения производственной практики:
стационарная;
выездная.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

Государственная итоговая аттестация

В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

© Московский педагогический государственный университет, 2020

Основные требования к подготовке педагога

Основные требования к подготовке педагога определены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Более подробно остановимся на описании данных требований.

Данный стандарт предусматривает изучение гуманитарного, социального, экономического циклов, математического и естественнонаучного циклом, а также профессионального цикла. Каждый учебный цикл представлен базовой (обязательной) частью и вариативной (профильной) частью, которая устанавливается вузом.

Каждый учебный цикл и раздел сопровождается описанием проектируемых результатов освоения в виде общекультурных и профессиональных компетенций. В документе представлены также компетентностные характеристики педагогической деятельности. В связи с чем считаем необходимым развести понятия «компетенция» и «компетентность».

Под компетентностью понимается способность действовать в ситуации неопределенности.

Профессиональная компетентность может быть представлена в виде интегральной характеристики личности и профессионализма учителя, которая позволяет определить его способности в результативном решении профессиональных задач, возникающих в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В ФГОС ВПО отмечены следующие основные компетенции, которыми должен овладеть выпускник.

Общекультурные компетенции (ОК)

  • «владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
  • способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
  • способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
  • способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
  • готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5) …» и т.д. Всего представлено 16 общекультурных компетенций.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Также В ФГОС ВПО представлены общие профессиональные компетенции (ОПК), и компетенции в области педагогической деятельности (ПК) среди которых:

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
  • способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
  • владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); и др. (перечень из 18 компетентностей).

Квалификационная характеристика

Квалификационная характеристика учителя представлена следующими структурными компонентами: описанием должностных обязанностей, перечнем необходимых знаний, требованиями к квалификации.

В должностные обязанности педагога входит:

  • осуществление обучения и воспитания школьников с учётом возрастных и психолого-физиологических особенностей специфики преподаваемого предмета;
  • формирование общей культуры личности, социализация, осознанный выбор и освоение образовательных программ с использованием разнообразных форм, приёмов, методов и средств обучения;
  • обоснованный выбор программ и учебно-методического обеспечения;
  • проведение учебных занятий с опорой на достижения в области педагогики и психологии;
  • планирование и осуществление учебного процесса в строгом соответствии с образовательными программами образовательного учреждения, разработка рабочей программы по предмету, курсу с опорой на примерные общеобразовательные программы и обеспечение её выполнения, организация и поддержание разнообразных видов деятельности учащихся с ориентацией на личность, развитие его мотивации, познавательного интереса, способностей, организация самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской, реализация проблемного обучения, осуществление связи обучения по предмету, курсу, программе с практикой, обсуждение с учащимися актуальных событий современности;
  • обеспечение достижения и подтверждения учащимися уровней образования;
  • оценка эффективности и результатов обучения школьников по предмету (курсу, программе) с учётом освоения знаний, овладения умениями, развития опыта творческой деятельности и познавательных интересов;
  • соблюдение прав и свобод школьников, поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий, уважение человеческого достоинства, чести и репутации обучающихся;
  • осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательно-воспитательном процессе, используя современные способы оценивания в условиях применения информационно-коммуникационных технологий;
  • внесение предложений по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
  • участие в деятельности педагогического совета образовательного учреждения, а также в деятельности методического объединения и других формах методической работы;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья школьников во время образовательно-воспитательного процесса;
  • осуществление связи с родителями или лицами, их заменяющими;
  • выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности.

Педагог должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Основными требованиями к квалификации педагога являются: наличие высшего профессионального или среднего профессионального образования без особых требований к стажу работы.

Профессиональное педагогическое образование

Педагогическое образование определяется в качестве процесса и результата педагогической профессии, а также повышения квалификации и переподготовки педагога.

Согласно статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вышел в 2012 году, современная система отечественного профессионального образования может быть представлена следующими уровнями:

  1. среднее профессиональной образование;
  2. высшее профессиональное образование – бакалавриат;
  3. высшее профессиональное образование – специалитет, магистратура;
  4. высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

На рисунке 1 представим схему, отражающую систему профессионального образования в России.

Рис. 1. Система профессионального образования в России

Рассмотрим, как это требование реализуется в системе профессионального педагогического образования.

Среднее профессиональное педагогическое образование можно получить в педагогическом колледже или педагогическом техникуме, в данные образовательные учреждения проводится набор абитуриентов на базе полного (среднего) (11 классов), а также на базе основного общего (9 классов) образования. Сроки подготовки на базе основного общего образования увеличиваются на один год (очное обучение) и на полтора года (заочное обучение).

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В ходе обучения в педагогическом колледже или педагогическом техникуме можно получить педагогическую специальность среднего профессионального образования по направлениям:

  • дошкольное образование;
  • преподавание в начальных классах (квалификация «учитель начальных кл ассов»);
  • педагогика дополнительного образования (квалификация «педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности)»; к областям деятельности педагога дополнительного образования относятся техническое творчество, хореография, изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство, музыкальная, сценическая, социально-педагогическая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, физкультурно-оздоровительная деятельность);
  • специальное дошкольное образование (квалификация «воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием»);
  • коррекционная педагогика в начальном образовании (квалификация «учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»);
  • профессиональное обучение (квалификация «мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)»).
Читайте также:  Как поднять лейкоциты в крови?

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Высшее профессиональное педагогическое образование – бакалавриат. Программы на данном этапе рассчитаны на 3-4-летнее обучение, обучение ведётся по следующим направлениям:

  • педагогическое образование;
  • профессиональное обучение (по отраслям);
  • психолого-педагогическое образование;
  • специальное (дефектологическое) образование;
  • педагогика и психология девиантного поведения.

Высшее профессиональное педагогическое образование – специалитет, магистратура.

В ходе обучения на специалитете, происходит освоение образовательной программы, успешное освоение которой с последующей защитой выпускной квалификационной работы даёт основание для присвоения профессиональной квалификации в соответствующей педагогической специальности. В настоящее время отечественное образование отказывается от специалитета, что обусловлено интеграцией в мировую систему высшего образования, для которой характерна двухуровневая подготовка: бакалавриат, затем магистратура.

Специфика обучения в магистратуре следующая: акцентируется внимание на самостоятельной работе под руководством прикреплённого педагога – научного руководителя, количество аудиторных часов невелико, но происходит углублённое изучение профессии в одной выбранной теме. Выпускники магистратуры защищают диссертацию, которая отличается от выпускной квалификационной работы большей новизной, глубиной и самостоятельностью полученных результатов. Тема магистерской диссертации выбирается при поступлении в магистратуру, и работа над ней ведётся под руководством научного руководителя в течение всего срока обучения.

Магистерская степень является академической, а не учёной, т.е. она отражает профессиональную, а не научную квалификацию. Её защита происходит том вузе, в котором обучался магистрант.

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Данный уровень реализуется в ходе организации образования в аспирантуре и докторантуре. Осуществляется работа над диссертацией. Главным результатом подготовки специалистов в аспирантуре является успешная защита диссертации на соискание учёно степени кандидата педагогических наук; в докторантуре – доктора педагогических наук.

Работа над диссертацией на соискание учёной степени возможна без обучения в аспирантуре или докторантуре – осуществляется в форме соискательства.

Для докторской диссертации необходимым условием является соответствие хотя бы одному из следующих требований:

  • разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение;
  • осуществлено решение крупной научной проблемы, имеющей важное социально-культурное или хозяйственное значение;
  • изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности.

Защита диссертаций на соискание любой учёной степени происходит в специализированном диссертационном совете, а её экспертиза осуществляется учёными-специалистами из разных организаций. При подготовке к защите диссертации на соискание учёной степени автор обязан заранее известить научную общественность о готовящейся защите, представить в диссертационный совет отзывы специалистов. Кроме того, результаты диссертационного исследования должны быть опубликованы в ведущих научных журналах.

Перечисленные выше уровни профессионального педагогического образования дополняются осуществлением педагогического профессионального образования при повышении квалификации и переподготовки (приобретение новых педагогических специальностей) педагогических кадров. Образовательные программы повышения квалификации и переподготовки специалистов реализуются в институтах и академиях повышения квалификации работников образования (ИПКРО, АПКРО), а также на специальных факультетах повышения квалификации и дополнительного образования вузов и научных организаций.

В целом система педагогического образования призвана создавать условия для непрерывного образования педагогов с учётом имеющихся у них образования, квалификации, опыта практической деятельности. Цели многоуровневой структуры педагогического образования — расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев .

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»). Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018). Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г. работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении. К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб. При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2). Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Читайте также:  Курсы немецкого языка в центре обучения deutschkurse

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию. Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением». Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию. Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки. Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя. Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению. Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут. Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г. работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам. При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Ссылка на основную публикацию