Особенности дистанционного высшего образования - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Особенности дистанционного высшего образования

Дистанционное высшее образование

Дистанционное высшее образование в РФ набирает все большую популярность. Уже давно прошли те времена, когда к этой новинке в постсоветских странах относились с опаской, а в 2012 году порядок проведения удаленного обучения был официально регламентирован в 16-й статье нового федерального закона об образовании.

Поступление на дистанционное обучение

Перед тем как начать онлайн-обучение, абитуриент должен пройти короткую процедуру регистрации в специальном разделе сайта учебного учреждения. Для этого надо заполнить анкету, отправить цветные скан-копии или фотографии удостоверения личности, имеющихся документов об образовании и оставить контактные данные. Затем через электронную почту, по телефону или средствами видеосвязи с абитуриентом свяжется представитель вуза.

После короткого собеседования будущий студент получает дальнейшие инструкции. Как правило, от него потребуют отправить в учебное заведение обычной почтой нотариально заверенные копии документов и несколько фотографий. В ответ абитуриент получит письмо с договором и квитанцией на оплату обучения. Заполненный от руки в двух экземплярах контракт об оказании дистанционных образовательных услуг и подтверждение перевода денег (оплаченная квитанция) через почтового оператора пересылаются обратно в вуз.

После того как состоится полный обмен документами и взнос за обучение пройдет через бухгалтерию, абитуриенту отправляется логин и пароль к личному кабинету, то есть к аккаунту на специальном образовательном интернет-ресурсе вуза.

По окончании зачисления и формирования курса за группами студентов закрепляются преподаватели-кураторы, которых в системе дистанционного образования часто называют тьюторами. В личном кабинете каждому слушателю доступны:

  • учебный план на ближайший семестр;
  • перечень контрольных мероприятий по каждой дисциплине;
  • комплекс образовательных материалов;
  • расписание онлайн-лекций, которые проводятся в режиме видеоконференций с обратной связью, организованной в текстовом чате.

Контрольные мероприятия

Контроль знаний студентов предусматривает не только итоговые зачеты или экзамены, которые могут проводиться в режиме online, но и регулярную промежуточную проверку: написание лабораторных, самостоятельных и контрольных работ, прохождение электронного тестирования.

Итоговую аттестацию: защиту дипломной работы и госэкзамены – проводить дистанционно запрещено на законодательном уровне.

Все это студенту придется делать очно в региональном представительстве вуза или в его головном структурном подразделении. Документы об образовании выдаются на руки или высылаются по почте.

Порядок и интенсивность изучения дисциплин, лекционный график каждый студент определяет для себя сам. Но невыполнение всех необходимых заданий в срок, установленный семестровым учебным планом, может послужить основанием для отчисления.

Практические занятия и связь

За консультациями студент может обращаться к своему тьютору по телефону или через Интернет. Часто обратная связь и координации учебного процесса проходит в рамках отдельного форума группы или потока.

Если программа обучения включает лабораторные занятия, для студентов должны быть организованы компьютерные симуляторы и виртуальные онлайн-тренажеры. Получение высшего образования дистанционно так же, как и традиционное заочное или стационарное обучение, предусматривает производственную практику, которую полностью удаленно пройти нельзя. Необходимо некоторое время проработать по специальности. Вуз может направлять студентов в организации и компании, с которыми он сотрудничает на основании заключенных договоров, но тем, кто учится в дистанционной форме, не запрещается самим находить предприятия для прохождения практики.

Второе высшее и магистратура дистанционно

Как и первое, дистанционно второе высшее образование тоже можно получить. Программы обучения для абитуриентов, уже имеющих один вузовский диплом, обычно относятся к ускоренным и рассчитаны на 3 года. Их содержание не отличается от стандартных, но учебный план более насыщен, что позволяет студентам освоить весь объем знаний в сжатый срок.

По окончании программ, имеющих госаккредитацию, выпускники получают государственные дипломы. Если курс не утвержден Минобрнауки или ведомством, которому подчинено учебное заведение, то выдаются документы установленного вузом образца. В любом случае в дипломах делается пометка о том, что высшее образование получено в дистанционной форме.

Кроме того, многие вузы предлагают учиться online в магистратуре. Учебный процесс организован так же, как и для остальных дистанционных программ. Для получения диплома необходимо лично сдать госэкзамен и защитить квалификационную выпускную работу.

Бесплатное высшее образование удаленно

Чаще всего бюджетные программы дистанционного обучения предлагают государственные вузы, но их очень мало, так как организация учебного процесса по онлайн-технологиям требует немалых усилий и материальных затрат. К тому же перечень специальностей, которые можно получить удаленно, намного меньше, чем список, утвержденный Минобрнауки для очных, вечерних и заочных отделений университетов и институтов.

Бюджетники, обучающиеся в дистанционной форме, не имеют права на стипендию и студенческие льготы. Неуспевающих слушателей переводят на платные отделения.

Особенности дистанционного обучения в системе образования

Рубрика: 3. Система образования

Дата публикации: 01.05.2014

Статья просмотрена: 2450 раз

Библиографическое описание:

Михалёва Г. В., Ромашова Т. В. Особенности дистанционного обучения в системе образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 39-41. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5613/ (дата обращения: 21.01.2020).

В данной статье рассмотрены особенности дистанционного образования, его место и роль в современном образовательном процессе. Особое внимание уделено правовому регулированию дистанционного образования.

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, электронная информационно-образовательная среда, принципы дистанционного образования, доступность обучения.

Современный этап реформирования в России не оставил без внимания такое направление в социальной политике как образование. Изменения коснулись не только структуры образовательных учреждений, но и самого подхода к образованию. В свете этих изменений появились новые возможности получения образования, вошли в обиход такие понятия как «электронное образование», «дистанционное образование» и др.

Дистанционное образование (distance education) сегодня прочно вошло в мировую педагогическую практику. Оно возникло из «образования по телевидению» на Западе, заочного образования и образования по переписке. Получило широкое распространение с 70-х годов, когда в Лондоне был образован Британский Открытый университет (1969 г.). Оно стало результатом инновационных перемен в системе высшего образования. В России дистанционное образование обогатилось современными достижениями в области педагогики, психологии, эргономики, информатики и информационных технологий и средств коммуникации. Дистанционное образование выступает в качестве одного из социальных механизмов, способствующих адаптации общества к новым условиям жизнедеятельности. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к множеству источников, содержащих учебную информацию наравне, а порой и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Новые электронные технологии, доступные через глобальную сеть Интернет, не только способны обеспечивать активное вовлечение обучающихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом, в отличие от большинства традиционных учебных сред.

В последние годы дистанционное образование в России получило интенсивное развитие. Министерством образования и науки РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования.

Главное достоинство дистанционного обучения — доступность для любой категории студентов, в том числе тех, для кого традиционная форма получения образования недоступна в силу объективных причин. Речь идет о людях с ограниченными возможностями, военнослужащих, лиц осужденных к ограничению и лишению свободы, тех, кому необходимо совмещать работу и учебу, проживающих в отдаленных регионах Российской Федерации с небольшим выбором вузов, людях, желающих обучаться в престижном вузе, но не имеющих достаточных средств или времени. Важным преимуществом дистанционного обучения является самостоятельное планирование интенсивности и нагрузки, возможность заниматься дома.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] (далее по тексту новый Закон об образовании). В новом Законе об образовании выделены отдельные нормы, посвященные использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, даны понятия электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Указанными изменениями, в частности, установлено, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их местонахождения. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В настоящее время к обучению предъявляются все новые высокие требования, диктуемые быстрым развитием технических возможностей.

Базовыми принципами, на основе которых создаются системы дистанционного образования, являются:

– доступность обучения. В условиях постоянной занятости процесс обучения должен начинаться когда угодно (когда есть время); длиться сколько угодно (сколько есть времени); он может быть внезапно прекращен или прерван и продолжен с любого места. Необходимо учитывать субъективные особенности обучаемых: начальные знания, специфику освоения материала и т. п.;

Читайте также:  Как вернуть доверие девушки?

– использование большого количества справочной информации в качестве дополнительной. В случае, если пользователь не учитывает эту информацию, она ему предоставляется именно как смежная, находящаяся в определенных связях с вопросом, непосредственно интересующим обучаемого;

– использование новых форм представления и организации информации, обеспечивающих максимальную степень ее восприятия. Среди них — использование различных способов представления текста, видео, графики, анимации, звукового сопровождения, то есть средств «мультимедиа». Также используется нелинейная форма организации материала, при которой его единицы представлены как система возможных переходов и связей между ними, дающая возможность адекватного представления различных аспектов предоставляемого материала. Все это позволяет в максимальной степени обеспечить адаптивность обучения;

– достоверность сертификации знаний. В системах дистанционного образования при сертификации знаний очного контакта, как правило, не существует. Соответственно и методики сертификации знаний имеют существенные отличия от методик, используемых при очном обучении. Наиболее распространенными при дистанционном обучении являются методики, основанные на тестировании. И актуальной при этом становится проблема оценки знаний при отсутствии очного контакта, когда нет гарантий того, что экзамен сдал непосредственно обучающийся, а не кто-то другой.

К числу организационных форм обучения относятся: лекции, практические, лабораторные, семинарские занятия, курсовое и дипломное проектирование, консультации и т. п. Одной из основных форм получения знаний является самостоятельная работа. Поэтому применение современных технических средств, особенно при обучении дистанционно, может иметь достаточно высокую эффективность, если учащийся имеет возможность оперативно получать рекомендации преподавателя, планы подготовки и сдачи зачетов и экзаменов и т. д.

Итоговый контроль знаний в дистанционном обучении имеет определенную специфику: преподаватель должен быть уверен, что на другом конце телекоммуникационной цепочки находится именно тот человек, который претендует на получение не только определенных знаний, но и документа об освоении образовательной программы, что вызывает определенные проблемы, которые могут быть решены с помощью визуализации процесса.

На сегодняшний день существует множество различных систем дистанционного обучения, из всего многообразия Ухтинский государственный технический университет выбрал для использования систему Moodle.

Система дистанционного обучения Moodle предназначена для организации обучения Online в сетевой среде с использованием технологий Интернет. Программный комплекс «Moodle» является специализированной системой управления учебным процессом (Learning management system — LMS).

Система Moodle относится к программному обеспечению, которое свободно распространяется, что в свою очередь позволяет снизить финансовые расходы. Вследствие чего, дистанционное образование значительно дешевле традиционного образования. Как показал всероссийский эксперимент в области дистанционного образования выигрыш составляет от 10 до 25 % затрат, предусмотренных при традиционной форме обучения. Тенденция к снижению затрат на дистанционное образование будет тем значительнее, чем больше будет массив обучающихся по дистанционной форме.

Система Moodle обеспечивает многообразие процедур обучения On-line, комбинированием которых может быть организовано эффективное обучение в образовательной организации. Кроме того, интерфейс системы интуитивно понятный, что обеспечивает включение в работу с первых минут появления на сайте.

Важным достоинством системы Moodle является то, что преподаватель самостоятельно создает курс, исходя из специфики преподаваемой дисциплины, уделяя внимание необходимым компонентам. К примеру, для курса по дисциплине «Правоведение» неотъемлемыми (как и для многих других курсов) являются лекции и практические задания, однако не менее важным является модуль Глоссарий, который позволяет преподавателю создать список определений, подобный словарю. Записи могут быть просмотрены в различных форматах. Глоссарий также позволяет преподавателю экспортировать записи из одного глоссария в другой в пределах одного курса. Также можно автоматически создавать ссылки на эти записи в пределах курса.

Плюсом системы Moodle является возможность проведения проверочных работ, тестирования, результаты которых автоматически попадают в электронные журналы обучающихся. Вопросы теста могут быть разными: в закрытой форме (множественный выбор), с выбором «верно/ неверно», на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других). Статистика по всем попыткам пройти то или иное тестирование доступна преподавателю в кратком и подробном варианте. Более того, преподаватель может самостоятельно настроить вариант проведения испытания, вводя необходимую информацию для теста.

Однако в ходе изучения возможностей системы дистанционного образования Moodle был выявлен недостаток, который присущ всем системам дистанционного образования: при наличии контроля посещаемости обучаемого система не в состоянии зафиксировать факт, сам ли обучаемый пользовался системой или это по его логину и паролю сделал кто-то другой. В связи с этим встает вопрос определения онлайн личности обучаемого при работе с системой.

Дистанционное обучение становится все более востребованным, имеет множество достоинств и, следовательно, будет развиваться. Для его развития современная система образования имеет все возможности, как в техническом, так и в интеллектуальном плане. Но нельзя забывать о недостатках дистанционного обучения, которые должны быть устранены в процессе его развития и совершенствования.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.

2. Анисимов, А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle // http://cde.ugtu.net/mod/resource/view.php? >

3. Шабанов, А. Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования: проблемы и перспективы развития: Монография. — М., 2009. — 284 с.

Как получить высшее образование дистанционно?

По мнению экспертов, в ближайшие 3–5 лет ситуация на образовательном рынке будет меняться радикально. В интернет-пространстве пользователи демонстрируют повышенный интерес к дистанционному образованию, на что не замедлили откликнуться учебные заведения. Крупнейшие и известнейшие университеты мира, в том числе и Лиги плюща, готовы записывать и продавать лекции в виртуальном пространстве.

В России эти процессы запаздывают в силу традиционной государственной инертности — в целом, и несвоевременной переработки образовательных стандартов — в частности. Однако и в нашей стране дистанционное обучение набирает популярность. Этому в первую очередь способствовало принятие Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», легализовавшего данный формат высшего образования.

Кому и зачем нужно высшее дистанционное образование?

Итак, высшее дистанционное образование — привлекательная альтернатива очным образовательным формам. С чем связывают специалисты будущий успех такого способа получения знаний? В первую очередь — с потенциальными получателями этих знаний, средний возраст которых 18–35 лет. Это самые активные интернет-пользователи, наиболее открытые для удаленного формата обучения. Молодое поколение лояльно к подаче информации дистанционно — об этом убедительно говорит хотя бы статистика прироста подписчиков образовательных каналов на YouTube.

Дистанционное образование может в перспективе стать для России одним из инструментов решения территориальной проблемы, которая тянет за собой проблемы социальные. Самая большая страна в мире, ведущие вузы которой находятся в основном в столичном регионе, делает изначально неравным старт для молодых людей из отдаленных населенных пунктов. Даже в областные центры для получения образования могут уехать далеко не все выпускники школ, а в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск перебираются лишь единицы жителей Урала или, например, южных регионов. С большой долей вероятности будущие выпускники в родные города не вернутся. Все это увеличивает неравномерность шкалы образовательного уровня, которая до сих пор «завязана» на транспортной доступности образовательных центров: чем ближе такой центр — тем выше качество обучения и больше количество выпускников вузов (и наоборот, соответственно).

Маркетологи подсчитали расходы на получение очного высшего образования для студента в Москве или крупном региональном центре, показав, что под видимой частью «айсберга» (собственно, стоимостью обучения) скрывается его «подводная часть» — затраты на проживание, питание, медицинское и бытовое обслуживание. Для Москвы эти расходы составляют от 700 000 рублей за весь период обучения. Если включить в эту сумму еще и косвенные траты, такие как поздний старт карьеры, потеря привычной комфортной среды и связей, которые также способствуют ускоренному карьерному росту, — стоимость доходит до миллиона рублей. При этом собственно цена очного, например, юридического образования в ведущих вузах страны составляет от 2,5 миллионов рублей. Итого получаем стоимость в 3 миллиона и более. Согласитесь, более чем внушительная цифра.

По данным тех же маркетологов, годовой доход лица с высшим образованием выше на 40%, чем у лица без дипломной «корочки», и за всю жизнь дополнительно заработанная выпускником вуза сумма может составить 5–6 миллионов рублей (в среднем). Но, как мы можем видеть из предыдущей калькуляции, эта выгода более чем вполовину гасится расходами на получение очного образования.

Читайте также:  Профессия seo-специалиста: подробное описание

Собственно, проделав эти несложные подсчеты, многие молодые люди делают выбор в пользу профессий, не требующих высшего образования, либо недорогих местных вузов, ограничивая таким образом собственные жизненные перспективы до минимума.

Процесс получения высшего дистанционного образования

Дистанционное образование становится в такой ситуации молотом, разбивающим эту тупиковую стену. Ликвидируя бытовые расходы на получение образования, дистанционное обучение также не препятствует карьере — нет необходимости прерывать рабочую деятельность и даже тратить время на дорогу до вуза.

Рассматривая вузы, специализирующиеся на предоставлении дистанционного образования, обратите внимание на:

  • образовательную сеть данного вуза . Она представляет собой систему унифицированных центров доступа, которые оснащаются по единым требованиям и формируют общее информационное пространство;
  • дидактический контент. Он должен быть разработан специально для данной формы обучения — удаленной, отражать системность и унификацию образования в данном вузе для всех без исключения студентов, которые получают доступ к материалам в соответствии с учебным планом;
  • доступность — видеолекции, скайп-консультирование, слайд-тьюторинги по подготовке к курсовым, контрольным, дипломным работам являются в дистанционном обучении равноценными бумажным источниками информации и полностью заменяют их. Студент не тратит время на конспектирование и поиск устаревших данных по библиотекам (чем грешат традиционные вузы), может в любой момент заново прослушать лекцию или ее часть;
  • инновационность — программы и материалы для профильных дисциплин, предлагаемые студентам определенного вуза, разрабатываются преподавательским составом данного института. Таким образом студенты получают возможность работать по уникальным авторским методикам;
  • цифровая система контроля знаний — на каждого студента заводится досье, где фиксируются результаты тестов, контрольных срезов, экзаменов; учет отметок происходит в рамках интеллектуальной электронной системы. Для того чтобы прослушать новую лекцию, нужно пройти тест по предыдущей. Дать взятку такой системе невозможно. Таким образом, можно говорить о гарантированном получении знаний студентами;
  • педагогический состав — лекции даже в записи должны быть представлены серьезными преподавателями, а не начитываться дикторами; педагоги также обеспечивают обратную связь, выделяя определенное количество учебных часов для скайп-конференций.

Диплом о высшем образовании, полученном дистанционно

С февраля 2012 года электронное образование и дистанционные образовательные технологи признаны официальной формой обучения, которая может использоваться для любых программ, в том числе — для получения высшего образования. Так, в статьях 2, 13, 16, 28, 29 и 91 Федерального закона № 273-ФЗ разъяснены такие понятия, как «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии», что стало настоящим прорывом.

Все эти изменения полностью легитимировали дистанционное образование как форму обучения и приравняли диплом о высшем дистанционном образовании к дипломам, выдаваемым в рамках очной, заочной и вечерней форм обучения.

Стоит также сказать, что, согласно статистике, интерес к вузам, предлагающим дистанционный формат образования, потенциально выше.

Стоимость дистанционного образования

Фактическая стоимость получаемых знаний при дистанционном формате обучения, так сказать нетто-цена, значительно ниже, чем при других формах занятий. Это очевидно — вузу нет необходимости оплачивать ежегодную работу лектора, достаточно один раз записать курс лекций и затем лишь выборочно обновлять его при необходимости. Такие статьи расходов, как коммунальные платежи, аренда помещений также сокращаются для учебных заведений (ведь нет необходимости в содержании нескольких учебных корпусов, достаточно одного, небольшого). Все это, конечно, напрямую влияет на стоимость дистанционного образования. Предлагаем ознакомиться с порядком цен на получение дистанционного образования в Москве.

Стоимость дистанционного образования в некоторых московских вузах по специальности менеджмент:

Стоимость семестра (рублей)

Институт бизнеса и дизайна

Московский государственный индустриальный университет

Московский технологический институт «ВТУ»

Московский государственный технический университет

Московский государственный институт индустрии и туризма им. Сенкевича

Данная таблица показывает, насколько дешевле стоимость дистанционного семестра по сравнению с очным (средняя стоимость которого по Москве сегодня — 35 000 рублей, максимальная — около 200 000 рублей). При сопоставимом (а по некоторым критериям — и лучшем) качестве обучения дистанционное образование может дать экономию до 50% от «чистой» стоимости обучения.

Если вы решили, что дистанционное высшее образование — самый подходящий для вас вариант, стоит уделить особое внимание выбору вуза, который будет соответствовать всем вашим требованиям и пожеланиям, а главное — обеспечит вам высокое качество образования и сможет по окончании обучения выдать вам диплом государственного образца.

Элек­трон­ное обу­че­ние и дис­тан­ци­он­ные об­ра­зо­ва­тель­ные тех­но­ло­гии проч­но вхо­дят в со­вре­мен­ную сту­ден­чес­кую жизнь, со­зда­вая но­вые воз­мож­нос­ти для бу­ду­щих сту­ден­тов по всей Рос­сии. Од­на­ко сто­ит пом­нить, что 60%, а то и 70% успе­ха в уда­лен­ном об­ра­зо­ва­нии за­ви­сит имен­но от сту­ден­та: его усид­чи­вос­ти, це­ле­уст­рем­лен­нос­ти, са­мо­дис­цип­ли­ны. Не за­бы­вай­те: чем боль­ше вы бу­де­те от се­бя тре­бо­вать, тем силь­нее бу­дет от­да­ча.

Получаем высшее образование дистанционно

На сегодняшний день наличие высшего образования считается престижным и в большинстве случаев определяет дальнейшую судьбу человека: где он будет трудиться, в каких условиях, какое вознаграждение его ожидает и пр. Еще 20 лет назад в приоритете были обычные ВУЗы, в которых господствовало 2 формы обучения: очная и заочная. Каждая из них требовала посещения занятий, сдачи контрольно-измерительных материалов (лабораторные, контрольные работы, курсовые, эссе, рефераты и пр.).

На сегодняшний день наличие высшего образования считается престижным и в большинстве случаев определяет дальнейшую судьбу человека: где он будет трудиться, в каких условиях, какое вознаграждение его ожидает и пр. Еще 20 лет назад в приоритете были обычные ВУЗы, в которых господствовало 2 формы обучения: очная и заочная. Каждая из них требовала посещения занятий, сдачи контрольно-измерительных материалов (лабораторные, контрольные работы, курсовые, эссе, рефераты и пр.).

Очное образование требует тотального погружения в образовательную деятельность, тесное взаимодействие между студентом и преподавателем на лекциях, семинарах и прочих занятиях, обязательное их посещение на протяжении учебного года. Заочная форма подходит для работающих людей, так как требует посещения в короткий промежуток времени (сессии), предусматривает сдачу контрольно измерительных материалов, которые выдаются заранее и выполняются в домашних условиях и пр.

С развитием Интернет-технологий появился новый вид образования – дистанционный. Данный способ обучения предполагает взаимодействие студентов и преподавателей ВУЗа на расстоянии с помощью компьютера и иной спецтехники.

Особенности дистанционного образования

Данный вид образования подойдет широкому кругу лиц:

– людям, которые уже имеют за плечами среднее или высшее образование и желают продолжить обучение без потери основного места работы, не отвлекаясь от повседневных забот и дел;

– лицам, которые в силу определенных обстоятельств не имеют возможности обучаться в рамках стандартных форм образования, посещать общественные места и др.

Дистанционное образование носит гибкий характер и позволяет учащемуся получать новые знания в удобное для него время и в удобном месте. Ученик самостоятельно определяет свою дневную нагрузку, темп усвоения нового материала.

Образовательная программа подбирается индивидуально: каждый предмет разбивается на модули и курсы, поэтому студент изучает дисциплину поэтапно, частями. Такой подход позволяет получить более качественный багаж знаний, закрепить пройденный курс.

В ходе дистанционного обучения учащиеся вынуждены делать много письменных работ, чтобы подтвердить свою успеваемость, успехи в учебе.

Взаимодействие между преподавательским составом, работниками ВУЗа и студентом происходит с помощью специальных программ и приложений посредством использования сети Интернет. Студент может проходить лекции-онлайн, семинары и вебинары в «онлайновом» и «оффлайновом» режимах, сдавать контрольные и иные работы по электронной почте, проходить различные тестирования и пр. Важно соблюдение графика занятий, учебного плана. Экзамены и зачеты могут проходить посредством использования веб-камеры, когда студент напрямую общается с преподавателем, отвечает на его вопросы по пройденному курсу и пр.

Дистанционное обучение подойдет только ответственным, дисциплинированным людям, которые умеют контролировать свои желания, возможности, планировать действия и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Достоинства и недостатки дистанционного обучения

Дистанционная система высшего образования имеет ряд преимуществ и изъянов.

Среди плюсов данного вида обучения можно выделить:

– не требуется реальное посещение ВУЗа. Обучение происходит в удобное для студента время, в любом удобном для него месте.

– не требуется тратить время и деньги на проезд до учебного заведения, проживание (так как обычно общежитие не предоставляется);

Читайте также:  Как правильно разговаривать по телефону?

– для хорошей успеваемости достаточно читать учебный материал ежедневно (допустим перед сном) и своевременно сдавать контрольно-измерительные материалы (контрольные, лабораторные, курсовые и прочие работы) и экзамены, зачеты. Студент самостоятельно определяет график обучения с учетом учебного плана и требований ВУЗа.

Минусы дистанционного образования проявляются в следующем:

– студенту необходимо рационально использовать свободное время и уделять внимание учебе, самостоятельно контролировать ход обучения и скорость усвоения материала. Это удается только ответственным и дисциплинированным личностям;

– не все ВУЗы обучают в рамках Интернет-среды, используя новые технологии и Интернет. Многие направления и специальности могут оказаться недоступными для дистанционного обучения;

– мягкие критерии оценки результатов обучения студентов. Нередко к студентам дистанционной и заочной формы обучения предъявляются более мягкие требованиям, по сравнению с очниками, от которых требуют тотального знания предмета и пр. Такой подход может снизить качество образования и получения новых знаний, навыков;

– при дистанционном обучении доля практических занятий минимальна, поэтому получить реальный опыт работы, усовершенствовать практические навыки по специальности будет сложно. В большинстве случаев студенты получают теоретическую базу по выбранной специализации;

– невозможность быстро получить консультацию у преподавателя, отсутствие живого контакта. Чтобы решить вопрос, необходимо ожидать ответ куратора или договариваться заранее с педагогом о времени «переговоров». Важно, чтобы обе стороны располагали свободным временем.

– важно, чтобы студент умел обращаться с новыми технологиям: компьютером, Интернетом, программами и приложениями. Иначе у него могут возникнуть проблемы во время обучения: не сможет отправить материал на проверку, получить лекции, пойти вебинар или семинар и пр. Более того, не исключены технические неполадки как у студента, так и в ВУЗе;

Таким образом, дистанционное обучение в ВУЗах страны – это новая форма получения образования, которая помогает людям совершенствоваться на расстоянии. Эта форма образования подойдет самостоятельным, ответственным и дисциплинированным лицам, желающим получить новые знания и навыки.

К сожалению, дистанционное обучение не продемонстрировало эффективность в отношении подростков и молодежи, которая поддается искушениям и эмоциям, не может быть сознательной, самоорганизованной.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Дистанционное техническое образование – особенности

Техническое образование можно получить различными способами – в том числе, дистанционно и частично удаленно. В зависимости от формы получения знаний, для студентов сформированы модульные системы, которые позволяют максимально овладеть теоретическими и практическими навыками. Можно не сомневаться, что на дистанционном факультете качество знаний будет таким же высоким, как и при очном образовании.

Как проходит дистанционное обучение: высшее образование с нуля можно получить в любом техническом вузе, который имеет дистанционные программы. Также есть курсы по некоторым дисциплинам, не предполагающие получение диплома, они предназначены для ознакомления с технологиями.

Техническое дистанционное образование на базе высшего образования возможно по ускоренной программе, при условии родства профессий. В противном случае весь курс обучения придется пройти полностью.

Особенности организации процесса обучения в технических вузах

Получить образование дистанционно несложно, в некоторых случаях даже легче, чем при очной форме. Технические вузы не исключение, но важно правильно выбрать университет, где учеба организована комфортно и логично.

Теория и практика – две стороны одного процесса. Но есть нюансы. К примеру, университет находится в большом городе, расположенном далеко от места проживания студента. Он не может приехать и лично увидеть то, что демонстрируют студентам-очникам. Следовательно, нужно каким-то образом показать ему практическую сторону учебы. Для этого применяют видео демонстрации с изучаемых объектов.

Впоследствии человек сам может найти нечто похожее в Интернете и разобраться в теме. Вполне возможно, что этот студент будет единственным, кто приложит усилия и будет знать больше остальных.

Кроме высших учебных заведений, техническое дистанционное образование можно получить на специальных порталах, самым крупным из которых является ЕЦВДО. После выбора курса слушатель оплачивает их через Интернет и приступает к изучению материала. Полноценное дистанционное образование и переподготовка доступны на портале ЕЦВДО в рамках одного вуза.

Методики обучения

Для технических вузов главным является правильно подобранная методика обучения. От наличия разнообразных способов передачи данных от преподавателя к студенту зависит эффективность усвоения.

В серьезных технических университетах применяют:

  • Кейс-технологии. Это создание реальной проблемной ситуации, над решением которой студенты работают самостоятельно или небольшими группами. По-другому метод называется «обучение действием».
  • Сетевые методики. Их суть – вовлечь в процесс как можно больше людей, которые участвуют в обсуждении проблемы. Для этого организуют конференции и вебинары – это наиболее эффективные методы, способные заинтересовать студентов.
  • Мультимедийные технологии. Запоминание информации происходит при одновременном воздействии на слуховые и зрительные рецепторы. В очном процессе таковыми являются лекции, в дистанционном – видео семинары.
  • Гибкий подход к учебе подразумевает тот факт, что каждому студенту может понадобится разное количество времени, чтобы усвоить материал. Иногда необходимо дать человеку чуть больше времени, возможно, он заинтересуется чем-то всерьез, поэтому торопливость неуместна.
  • Платформа для дистанционного образования – это по сути сайт, который может иметь удобный или неудобный интерфейс. Если он создан грамотно и просто, студенты легко освоят сайт, поэтому программирование – одна из важных составляющих учебного процесса.

Методики обучения должны быть комплексными, так как восприятие студентов – вещь индивидуальная.

Модальность при передаче информации – влияние на качество усвоения знаний

Модальность – это и есть индивидуальное восприятие информации. Одни предпочитают слушать, другие смотреть, третьи трогать руками, а четвертые – анализировать слова преподавателя. Исходя из четырех типов, студентов можно разделить на:

Хорошо воспринимают дистанционное обучение аудиалы, визуалы и дигиталы. Хуже оно дается кинестикам из-за их тяги потрогать изучаемый объект. Хотя данную проблему можно решить и другим способом – устроиться на работу по будущей специальности и практиковаться. Эта категория нуждается в личном общении, поэтому находиться постоянно возле компьютера им не интересно.

Чтобы каждый тип мог найти свою информацию, она представлена в нескольких источниках – для слушания, чтения и просмотра.

Индивидуальный подход к студентам

Получить образование дистанционно может любой желающий независимо от возраста и предыдущего опыта обучения. В одну группу может попасть как выпускник общеобразовательной школы, так и студент постарше. Мотивы, движущие людьми, разнообразны, поэтому необходимо учитывать и возраст человека, и его национальность, и базовое образование, исходные навыки.

Замечено, что люди старшего возраста неудобно себя чувствуют в компании молодежи, поэтому применяются различные психологические методики, чтобы снять напряжение у человека, который поздно пришел учиться.

Понятно, что после школы у студента будут более свежие знания, чем у человека, который окончил ее лет двадцать назад. Поэтому преподаватели иногда вынуждены подходить индивидуально к обучению кого-то из студентов – подбирать ему литературу или учебные пособия, давать дополнительные задания. Чаще всего дело касается математических расчетов – в этом случае может пригодиться школьный учебник.

Не все слушатели дистанционных программ отстающие. Некоторые не так давно окончили технические вузы по смежным специальностям, поэтому могут быстрее пройти курс. Для этого необходимо написать заявление на индивидуальный график сдачи академической задолженности. Срок дистанционного обучения на базе высшего образования можно сократить вдвое.

Необходимость промежуточного тестирования

Много споров вызывают методики тестирования студентов технических вузов. Но они идентичны западным технологиям оценки качества знаний, поэтому не должны вызывать подозрения. Списать можно и при очном обучении – большинство студентов так и делают. Зато при онлайн тестировании нет времени на раздумья, философию, некогда гуглить незнакомую информацию – если в положенное время ответ не поступил, он не засчитывается.

Для облегчения сдачи экзаменов существует промежуточное тестирование. Студент может сам себя проверить и определить, с какой темой у него слабый контакт. Дело в том, что на защиту диплома и сдачу государственных экзаменов придется ехать лично. Если студент не готовился регулярно, он может запросто не сдать и уехать домой без диплома.

К счастью, таких ситуаций в практике технических вузов не было, потому что существует строгая система: не сдал модуль – учишь, пока не сдашь. Это означает, что студент или слушатель курсов не может открыть следующий материал, пока не освоен предыдущий и не сдан тест.

Ссылка на основную публикацию