Обязательный минимум среднего образования - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Обязательный минимум среднего образования

Государственный стандарт обществоведческого образования

Характерной чертой содержания обществоведческого образования современной школы является его тематическая пестрота: учащимся предлагаются самые разные вопросы (от устройства мироздания до правил поведения за столом; от типов цивилизации до ошибок при проведении социологического опроса). В этой связи, необходимо чётко определить цели обществоведческой подготовки. Необходимо учитывать социальный заказ общества и цели образования.

Под стандартом образования понимается система показателей, принимаемых в качестве государственной нормы образования, отражающей социальный «заказ» школе и учитывающий возможности личности и системы образования по выполнению этого заказа.

Введение государственных образовательных стандартов обусловлено необходимостью сохранить единое образовательное пространство России и обеспечения гарантий граждан на качественное образование. Стандарт образования призван обеспечить оптимальное соотношение педагогического творчества с правом каждого обучающегося получить минимум знаний и умений, необходимых в жизни, в дальнейшем образовании и самообразовании. Стандарт, не связывая рук учителя, должен гарантировать учащимся получение «ядра» образования, независимо от профиля школы, от типа и вида образовательного учреждения.

Государственный стандарт общего образования включает в себя три компонента:

1) Федеральный компонент: устанавливается Российской Федерацией и составляет 75% общего учебного времени;

2) Региональный (национально-региональный) компонент: устанавливается субъектом РФ и составляет не менее 10% общего учебного времени;

3) Компонент образовательного учреждения: самостоятельно устанавливается образовательным учреждением и составляет не менее 10% общего учебного времени.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений РФ, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Федеральный компонент устанавливает:

1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

2) требования к уровню подготовки выпускников;

3) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).

Образовательные стандарты по учебному предмету включают:

– цели изучения учебного предмета;

– обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному предмету;

– требования к уровню подготовки выпускников по данному предмету.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на двух уровнях – базовом и профильном.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано представить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы всех ступеней образования.

В документе обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.

Особенности государственного стандарта по обществознанию.

Федеральный компонент по обществознанию содержит три стандарта: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне. Новизна образовательного стандарта состоит, во-первых, в том, что в нем представлена новая редакция целей обществоведческого образования. Корректировка целей направлена, прежде всего, на повышение роли курса в духовном и гражданском становлении личности и, одновременно, на усиление практической направленности обучения.

Стандарт нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.

Во-вторых, произошли существенные изменения в обязательном минимуме содержания. Он обновлен в соответствии с новыми целями обучения, изменениями в обществе и изменениями в современном научном обществознании. В ряде случаев уточнены формулировки, изменена редакция отдельных вопросов. Скорректирована логика представления материала (от общего к частному).

Значительно вырос объем экономических и правовых знаний, а в классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Заметно превышение их объема по отношению к объему социологических, политологических и иных компонентов содержания.

Новым в содержании курса является включение самостоятельного блока социально-психологических знаний для подготовки учащихся на профильном уровне.

Произведены некоторые сокращения политологических, социологических, философских и др. вопросов, часть которых перенесена в старшие классы, а наиболее сложные в профильный курс.

При изучении теоретических положений широко привлекается актуальный материал, отражающий развитие современной России. Региональный компонент курса органически включается в изучение каждого из разделов.

В-третьих– в обязательном минимуме зафиксирован деятельностный компонент содержания, поэтому включение учащихся в указанные виды деятельности становится важным требованием к организации учебного процесса.

В-четвертых, усилена практическая направленность курса через его ориентацию на формирование базовых социальных компетентностей.

В-пятых, усилена личностная ориентация, воспитывающий характер отобранного содержания курса.

Начальная школа. Учебный предмет ”Окружающий мир (человек, природа, общество)” изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности: человек, общество, и т.д. В отдельных программах начальной школы предусмотрены специальные историко-обществоведческие курсы “Введение в историю”, “Мое отечество”, “Человек и человечество” и т.д.

В начальной школе учащимся дается представление о социальной стороне окружающего мира.

Обязательный минимум образования по предмету «Окружающий мир» включает такие дидактические единицы, как «Младший школьник и семья. Труд и отдых в семье. Хозяйство семьи. Деньги. Сверстники, друзья. Школа, учебный труд. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе».

По содержательной линии «Общество» в начальной школе ученики знакомятся с такими дидактическими единицами, как «Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте. Конституция – Основной Закон РФ. Права ребенка. Важнейшие события, происходящие в современной России.

Москва – столица России (названия основных достопримечательностей). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Народы, населяющие Россию (2-3): обычаи, характерные особенности быта.

Родной край – малая Родина. Родной город (село, регион, область, республика, край): название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии…

Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте».

Основная школа. Новым является то, что учебный предмет “Обществознание” становится систематическим, изучается с VI по IX класс.

Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: “Общество”, “Человек”, “Социальная сфера”, “Политика”, ”Экономика” и “Право”. Если ранее на его изучение в основной школе отводилось лишь 2 часа и только в 8-9-х классах, то теперь планируется увеличить с 2-х до 4-х часов по 1 учебному часу с 6 по 9 класс. Таким образом, созданы минимально необходимые условия непрерывного воздействия средствами учебного предмета на процесс социализации учащихся, охватывающий весь период с 11 до 15 лет.

В основной школе продолжается создание базы для формирования ключевых социальных компетенций, начатое в начальной школе.

Общество рассматривается в его целостности и взаимосвязи основных элементов.

Проблематика человека главным образом включает характеристику человека как личности в процессе её социализации, создает основу для культурного сопровождения этого процесса. Духовно-нравственная сфера в основном представлена с ориентацией на нравственное правомерное социально одобряемое поведение, обеспечивающее практические потребности школьника.

Экономика рассматривается преимущественно с позиций человека в многообразии экономических отношений (покупатель, потребитель финансовых услуг, труженик, налогоплательщик и т.д.).

Социальная сфера раскрывается через характеристику основных социальных групп и общностей, места личности в группе, норм и правил группового взаимодействия и общения.

Политическая сфера представлена знаниями об устройстве государства и органах власти, гражданстве, правовом государстве.

Правовой блок содержания в основной школе раскрывает своеобразие правового механизма обеспечения правомерного поведения подростка, помогает ему ориентироваться в конкретных ситуациях актуальных правоотношений. Кроме того, содержание закладывает основы понимания важнейших основ конституционного права.

Средняя (полная) школа. На базовый курс в 10-11 классах вместо прежних 105 часов отводится 140 часов, что позволяет успешнее решать современные задачи обществоведческого образования. А в профильных 10-11 классах предусмотрен курс интегральный, включающий вопросы философии, социологии, политологии, социальной психологии, на 210 часов за 2 года. Здесь же в качестве самостоятельных планируются курсы “Экономика” (140 часов) и “Право”(140 часов).

В старшей школе ряд вопросов, изученных в основной школе, раскрывается в ином ракурсе, на более высоком теоретическом уровне. Вводятся новые содержательные компоненты (знания и умения), расширяется круг изучаемых понятий, что позволяет полнее и глубже раскрыть проблематику человека и общества.

В полной средней школе на базовом уровне:

– общество рассматривается через призму социальных институтов и механизмов развития общества;

– проблематика человека, его духовно-нравственной сферы ориентирована на формирование мировоззренческой культуры взрослеющей личности;

– отдельное внимание уделяется гносеологии, как части философской культуры личности;

– экономика характеризуется как на уровне функционирования фирмы, так и через раскрытие роли государства в системе экономики;

– при рассмотрении социальной сферы общества раскрываются механизмы функционирования и развития социальных процессов;

– политика рассматривается в связи с характеристикой новых социальных ролей, обретаемых личностью в период гражданского становления, расширения политического статуса (избиратель, член политических организаций и т.д.);

– правовой компонент обществознания дает личности, вступающей в полноценный правовой статус, понятия об основных нормах важнейших отраслей права (гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного) и отдельных аспектах философии права.

Если в основной школе конструируемое содержание учитывает социальный статус, уровень дееспособности, познавательные возможности и запросы младших подростков, то в старших классах курс строится с ориентацией на расширение спектра социальных связей и отношений учеников, развития их самостоятельности и ответственности. В связи с этим основой содержания обществоведческого образования становятся фундаментальные понятия и идеи общественных наук, нравственно-этические и смысложизненные компоненты, гражданская проблематика (отношения гражданина с государством, институтами гражданского общества и т.п.).

Читайте также:  Специальность "торакальная хирургия": обучение профессия и кем работать

Кроме того, обществознание в старших классах на базовом уровне призвано обеспечить подготовленность к изучению общественных наук в профессиональных учебных заведениях любого типа.

На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, курс «Обществознание» должен дать представление об основных общественных науках: философии, экономике, социологии, политологии, социальной, психологии, правоведении, их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методике научного познания; о типичных профессиях социально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимой для продолжения учебы в профессиональных образовательных учреждениях социально-гуманитарной направленности.

В классах социально-гуманитарного профиля:

– расширен круг базовых понятий общественных наук, умение оперировать которыми необходимо для овладения фундаментальными знаниями;

– более глубоко, чем в классах другого профиля, раскрываются социальные проблемы человека и общества;

– формируется представление об основных общественных науках, важнейших вехах их развития, актуальных проблемах, методах исследования;

– дается ориентировка по вопросу о профессиях и сферах деятельности, в которых трудятся специалисты в области социально-гуманитарных наук;

– совершенствуется опыт учебной и учебно-исследовательской деятельности (семинарские занятия, работа с первоисточниками, реферирование, разработка проектов и т.п.).

В зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и запросов их семей, готовности учителей или возможности привлечения квалифицированных специалистов учебный план может включать элективные курсы (обязательные по выбору учащихся), углубляющие, расширяющие, дополняющие знания, которые получены в профильных основных курсах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования.

Образовательная область «Обществознание»

Общество как сложная динамичная система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Деятельность и творчество. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Личность, ее социализация и воспитание. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.

Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание. Науки о человеке и обществе. Социальное и гуманитарное знание.

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Религия как феномен культуры. Наука. Образование и самообразование. Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной России.

Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и экономический рост. Государственный бюджет. Государственный долг. Денежно-кредитная политика. Налоговая политика. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономическое содержание собственности. Обмен. Специализация. Экономика потребителя. Экономика производителя. Многообразие рынков. Рынок труда. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Занятость и безработица. Россия в условиях рыночной экономики. Экономическая культура.

Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Этнические общности. Межнациональные отношения. Национальная политика. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи. Молодежь как социальная группа. Социальные процессы в современной России.

Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая идеология. Политические режимы. Основные черты гражданского общества. Местное самоуправление. Правовое государство. Политическая жизнь современной России. Политическая культура.

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Публичное и частное право. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Международные документы по правам человека. Система судебной защиты прав человека. Правовая культура.

Знатьтермины: государственный аппарат, публичноеправо; частное право; правовые акты; правоотношения.

Перечислять: признаки, функции, формы государства; основные черты гражданского общества; источники права; основные отрасли и институты права; основные международные документы по правам человека; виды юридической ответственности.

Определять понятия: государство; правовое государство; гражданское общество ;трудовой договор; административный проступок; преступление; правоотношение; правонарушение.

Описывать: государственный аппарат; местное самоуправление; систему судебной защиты прав граждан; гражданское общество; государственное право, административное право; гражданское право; трудовое право; семейное право; уголовное право.

Сравнивать: избирательные системы; политические режимы; публичное и частное право; формы государства.

Объяснять: роль государства в политической системе; место Конституции в иерархии нормативных актов; роль права в системе социальных норм; связь правового государства и гражданского общества.

Характеризовать: власть, ее происхождение и виды; политическую идеологию, политическую культуру; юридическую ответственность; правовые акты; Конституцию в иерархии нормативных актов.

Выявлять структуру социального объекта, соотношение и функции его элементов: политической системы; системы права; политической идеологии; системы судебной защиты прав человека.

Приводить примеры: политической культуры; правонарушений; правовой культуры; норм государственного права; норм административного права; норм гражданского права; норм трудового права; норм семейного права; норм уголовного права.

Давать оценку: предлагаемых фактов с точки зрения политической культуры; предлагаемых фактов с точки зрения правовой культуры.

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 30.06.1999 n 56 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМУМА СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 июня 1999 г. N 56
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМУМА СОДЕРЖАНИЯ
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.94 N 174 “Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования” приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, доработанный по замечаниям и предложениям педагогической общественности и одобренный Федеральным экспертным советом по общему образованию Минобразования России.
2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести до подведомственных общеобразовательных учреждений Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования.
3. Департаменту общего среднего образования (Леонтьевой М.Р.) на основе Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования в срок до 01.10.99 обеспечить разработку примерных образовательных программ среднего (полного) общего образования.
4. Контроль за исполнением Приказа возложить на первого заместителя Министра А.Ф. Киселева.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ

Приложение
к Приказу
Минобразования России
от 30 июня 1999 г. N 56
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
ФИЛОЛОГИЯ
(русский язык как государственный, русский язык
как родной, литература, иностранные языки)
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
I. Введение
1. Общие сведения о русском языке. Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Проблемы двуязычия. Место и роль русского языка в современном обществе. Основные изменения в русском языке постсоветского времени.
2. Наука о русском языке. Выдающиеся ученые – русисты.
II. Система русского языка
Основные уровни русского языка. Фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, словообразование, грамматика. Орфография и пунктуация. Обобщение пройденного.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Текст.
Предложение простое и сложное.
Синтаксическая синонимия.
Способы передачи чужой речи. Средства межфразовой связи. Способы связи предложений в тексте: связь цепная, параллельная, смешанная.
Орфография и пунктуация. Трудные случаи орфографии и пунктуации.
III. Речь
Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.
Текст. Тема и основная мысль текста. Основная и второстепенная информация в тексте. Структура текста. План содержания и план выражения. Зависимость выбора языковых средств от сферы и ситуации общения (адресат, тема, содержание высказывания, цель, особенности стиля).
Функционально – смысловые типы речи (текста) – описание, повествование, рассуждение, их структура и средства связи.
Стили речи: разговорный и книжные (научный, деловой, публицистический), их признаки и основные характеристики.
Язык художественной литературы.
Деловой стиль в системе русского языка как государственного.
Виды речевой деятельности
Чтение и аудирование. Ознакомительное, поисковое и просмотровое чтение текстов разных стилей и жанров. Интерпретация содержания прочитанного и/или прослушанного текста.
Говорение и письмо. Участие в диспуте, беседе на общественно – политические, морально – этические темы. Вопросы перевода с родного языка различных по стилю отрывков из небольших произведений.
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ
I. Введение
1. Общие сведения о языке.
Язык и культура. Язык и история народа.
Основные изменения в русском языке постсоветского времени.
Проблемы экологии языка.
Русский язык в современном мире. Функции русского языка как учебного предмета.
2. Наука о русском языке. Выдающиеся ученые – русисты.
II. Система русского языка
Язык как система. Основные уровни русского языка.
Фонетика русского языка, орфоэпия, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, грамматика. Морфология и синтаксис. Лексикография. Орфография и пунктуация. Повторение изученного.
III. Речь
Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их основные особенности.
Типы норм (орфоэпические, акцентологические, лексико – фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные).
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Нормативное употребление форм слова, слов и фразеологизмов. Нормативное построение словосочетаний и предложений разного типа.
Употребление слов и фразеологических оборотов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.
Нормы русского правописания. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.
Роль пунктуации в письменном общении. Смысловая роль знаков препинания. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Выразительность русской речи. Источники ее богатства и выразительности.
Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.
Выразительные словообразовательные средства. Индивидуальные новообразования; использование их в художественной речи.
Выразительные средства лексики и фразеологии. Основные виды тропов и использование их мастерами русского слова. Стилистическая окраска слова и фразеологизма. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки и использование их в речи.
Выразительные средства грамматики.
Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.
Стилистические функции порядка слов. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
ЛИТЕРАТУРА
Сведения по истории и теории литературы
Идеалы гуманизма и народности русской литературы, ее патриотизм и “всечеловечность”.
Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
Биографические сведения (основные факты) о других писателях – классиках XIX в. и выдающихся писателях XX в., включенных в обязательный минимум.
Творческая история романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, романа – эпопеи Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Оценка изученных произведений писателей – классиков в статьях выдающихся русских критиков XIX – XX веков.
Соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях.
Конкретно – историческое и общечеловеческое значение произведений классической литературы.
Роды и жанры литературы и основные способы выражения авторского сознания.
Эстетическая функция языка художественной литературы, идейно – стилевое единство литературного произведения.
Основные черты литературных направлений (классицизма, романтизма, реализма, модернизма).
Нравственная, социальная, мировоззренческая, историко – культурная проблематика русской литературы. Человек в его отношении к обществу, природе; преемственность поколений; человек и время, духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.
Произведения, предназначенные для чтения и изучения
Из литературы конца XVIII – I половины XIX века
Г.Р. Державин. Стихотворения, например: “Властителям и судиям”, “Ключ”, “Фелица”, “Русские девушки”, “Снигирь”, “Соловей”, “Памятник”, “Бог”.
В.А. Жуковский. Стихотворения, например: “Певец во стане русских воинов”, “Песня” (“Минувших дней очарованье. “), “Море”, “Эолова арфа”.
А.С. Пушкин. Стихотворения, например: “Пророк”, “Поэту”, “Осень”, “Брожу ли я вдоль улиц шумных. “, “Отцы – пустынники и жены непорочны. “, “На холмах Грузии. “, “Я вас любил. “, “Погасло дневное светило. “, “Безумных лет угасшее веселье. “. “Маленькие трагедии”, например: “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”.
Роман “Евгений Онегин”.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения, например: “Дума”, “Родина”, “Поэт”, “Я не унижусь пред тобою. “, “Как часто пестрою толпою окружен. “, “Молитва” (“В минуту жизни трудную. “), “Выхожу один я на дорогу. “, “Пророк”. Роман “Герой нашего времени”.
Н.В. Гоголь. Поэма “Мертвые души”.
Из литературы II половины XIX века
А.Н. Островский. Пьеса “Гроза” или “Бесприданница”.
И А. Гончаров. Роман “Обломов” (обзорное изучение) .
——————————–
Обзорное изучение в отличие от текстуального не предполагает детального углубления в текст произведения.
И.С. Тургенев. Роман “Отцы и дети” или “Дворянское гнездо”.
Ф.И. Тютчев. Стихотворения, например: “Silentium”, “He то, что мните вы, природа. “, “Еще земли печален вид. “, “Как хорошо ты, о море ночное. “, “Я встретил вас. “, “Эти бедные селенья. “, “Нам не дано предугадать. “.
А.А. Фет. Стихотворения, например: “Еще майская ночь. “, “Шепот, робкое дыханье. “, “Облаком волнистым. “, “Еще весны душистой нега. “, “Заря прощается с землею. “, “Это утро, радость эта. “, “Поэтам”, “На железной дороге”, “Сияла ночь. Луной был полон сад. “.
Н.А. Некрасов. Стихотворения, например: “Поэт и гражданин”, “Элегия” (1874 г.), “Пророк”, “Зине” (“Ты еще на жизнь имеешь право. “), “Рыцарь на час”, “Я не люблю иронии твоей. “, “Умру я скоро. “, стихи из цикла “О погоде”.
Н.С. Лесков. Повесть “Тупейный художник” (обзорное изучение).
М.Е. Салтыков – Щедрин. Роман “История одного города” или “Господа Головлевы” (обзорное изучение).
Ф.М. Достоевский. Роман “Преступление и наказание” или “Идиот”.
Л.Н. Толстой. Роман – эпопея “Война и мир”.
Из литературы конца XIX – начала XX в.
А.П. Чехов. Рассказы, например: “Попрыгунья”, “Душечка”, “Случай из практики”, “Дом с мезонином”, “Дама с собачкой”, “Ионыч”. Пьеса “Вишневый сад” или “Три сестры”.
И.А. Бунин. Рассказы, например: “Антоновские яблоки”, “Господин из Сан – Франциско”, “Легкое дыхание”, рассказы из сборника “Темные аллеи”. Стихотворения, например: “Крещенская ночь”, “Одиночество”, “Последний шмель”, “Песня” (“Я простая девка на баштане. “), “Ночь”.
А.И. Куприн. Рассказы и повести, например: “Олеся”, “Гранатовый браслет”, “Гамбринус”.
Избранные стихотворения поэтов серебряного века, например: И.Ф. Анненского, К.Д. Бальмонта, Ф.К. Сологуба, В.Я. Брюсова, Н.С. Гумилева, В. Хлебникова, О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, И. Северянина.
Из литературы XX века
М. Горький. Пьеса “На дне”. Роман “Фома Гордеев” или “Дело Артамоновых” (обзорное изучение).
А.А. Блок. Стихотворения, например: “Вхожу я в темные храмы. “, “Незнакомка”, “Русь”, “О доблестях, о подвигах, о славе. “, “На железной дороге”, “На поле Куликовом”, из цикла “Кармен”; поэма “Двенадцать”.
В.В. Маяковский. Стихотворения, например: “Нате!”, “Послушайте!”, “Скрипка и немножко нервно”, “Дешевая распродажа”, “Сергею Есенину”, “Юбилейное”, “Письмо Татьяне Яковлевой”. Поэмы “Облако в штанах”, “Во весь голос”.
С.А. Есенин. Стихотворения, например: “Русь”, “Не бродить, не мять в кустах багряных. “, “Письмо матери”, “Пушкину”, “Спит ковыль. Равнина дорогая. “, “О красном вечере задумалась дорога. “, “Запели тесанные дроги. “, “Мы теперь уходим понемногу. “. Из цикла “Персидские мотивы”.
А.А. Ахматова. Стихотворения, например: “Песня последней встречи”, “Перед весной бывают дни такие. “, “Заплаканная осень, как вдова. “, “Мне ни к чему одические рати. “, “Не с теми я,
кто бросил землю. “, “Приморский сонет”, “Родная земля”, “Муза”. Поэма “Реквием”.
М.А. Шолохов. Роман “Тихий Дон” или “Поднятая целина” (обзорное изучение).
А.П. Платонов. “Сокровенный человек”.
М.А. Булгаков. “Белая гвардия” или “Мастер и Маргарита” (обзорное изучение).
Б.Л. Пастернак. Стихотворения, например: “Про эти стихи”, “Любить иных – тяжелый крест. “, “Никого не будет в доме. “, “Сосны”, “Иней”, “Июль”, “Снег идет”, “На ранних поездах”, стихотворения из романа “Доктор Живаго”.
А.Т. Твардовский. Стихотворения, например: “Я знаю никакой моей вины. “, “Вся суть в одном – единственном завете. “, “Памяти матери”, “К обидам”.
Н.А. Заболоцкий. Стихотворения, например: “Завещание”, “Читая стихи”, “О красоте человеческих лиц”, “Гроза идет”.
Произведения писателей и поэтов второй половины XX века, получившие общественное признание современников, например:
Ф.А. Абрамова, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина, В.И. Белова, В.П. Некрасова, В.Г. Распутина, А.И. Солженицына, В.В. Быкова, К.Д. Воробьева, Ю.В. Трифонова, Е.А. Евтушенко, А.В. Вампилова, Б.А. Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, И.А. Бродского, Н.М. Рубцова, Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого и др.
Из зарубежной литературы избранные произведения, например:
В. Шекспира “Гамлет”, И.-В. Гете “Фауст”, Э.-Т.-А. Гофмана “Крошка Цахес”, О. Бальзака “Гобсек” или “Отец Горио”, Б. Шоу “Пигмалион”, Г. Уэллса “Война миров”, Э. Хемингуэя “Старик и море”, Э.-М. Ремарка “Три товарища” и др. (обзорное изучение).
ЛИТЕРАТУРА
для общеобразовательных учреждений
с родным (нерусским) языком обучения
Сведения по истории и теории литературы
Идеалы гуманизма и народности русской литературы, ее патриотизм и “всечеловечность”.
Основные биографические сведения о писателях – классиках XIX в. и выдающихся писателях XX века.
Изучение вершинных произведений русской классической литературы XIX, XX веков.
Соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях.
Конкретно – историческое и общечеловеческое значение произведений классической литературы.
Роды и жанры литературы и основные способы выражения авторского сознания.
Эстетическая функция языка художественной литературы, идейно – стилевое единство литературного произведения.
Основные особенности литературных направлений (классицизма, романтизма, реализма, модернизма).
Нравственная, социальная, историко – культурная проблематика русской литературы. Человек и его отношение к обществу, природе; преемственность поколений; человек и время, личность и государство;

Читайте также:  Как избавиться от всплывающей рекламы?

16.Государственный образовательный стандарт по биологии. Основные требования к обязательному минимуму содержания биологического образования.

Государственный стандарт общего среднего образования по биологии

Функции государственного образовательного стандарта.

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (ссылка на файл Стандарт).

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

-равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;

-единства образовательного пространства в Российской Федерации;

-защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;

-преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;

-социальной защищенности обучающихся;

-социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;

-прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;

-основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой:

-разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;

-объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;

-объективной оценки деятельности образовательных учреждений;

Читайте также:  Теория мотивации Маслоу

-определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;

-установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;

-установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” от 5 марта 2004 г. № 1089.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2. 178-02)), а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.

Согласно ФБУП, “Естествознание” относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов на ступени среднего (полного) образования. На его изучение отводится 210 учебных часов, по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах.

Стандарт по естествознанию включает:

цели изучения естествознания;

обязательный минимум содержания основных образовательных программ по естествознанию;

требования к уровню подготовки выпускников по естествознанию.

Структура целей изучения естествознания, как и других учебных предметов, отражает необходимость всестороннего развития личности и включает освоение знаний, овладение умениями, развитие, воспитание и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). При этом все представленные цели равноценны по значимости.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум по естествознанию представлен в виде набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы среднего (полного) общего образования по естествознанию. Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной темы в рамках учебной программы.

В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Такой способ представления обязательного минимума обеспечивает вариативность подхода к изучению учебного материала, расширяет возможности разноуровневого обучения.

Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом и целями изучения естествознания.

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения естествознания учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов по естествознанию для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования.

Осветите обязательный минимум содержания учебников для 5-9 классов по курсу «ОБЖ».

Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования определяется в соответствии с Обязательным минимумом содержания начального обще-го, основного общего и среднего (полного) об-щего образования по ОБЖ и должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей, а также особенностей уровней безопасности. Минимальное содержание об-щего образования ориентирует на количество времени, которое необходимо выделить на изу-чение вопросов безопасности жизнедеятельнос-ти в начальной, основной и средней (полной) об-щеобразовательной школе, является основанием для разработки примерных и авторских про-грамм, учебников и методических пособий, материалов итоговой аттестации выпускников, про-грамм подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Оно предусматривает три уровня обучения:

а) первый уровень (1-4 классы) – безопасность школьника;

б) второй уровень (5-9 классы) – безопасность личности;

в) третий уровень (10-11 классы) – безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Преподавание основ безопасности жизнедея-тельности на каждой ступени общеобразователь-ной школы имеет свои особенности.

Особое беспокойство вызывает преподавание «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе, где должны системно закладываться основы культуры безопасности личности. Причины в том, что предмет ОБЖ самостоятельно на этой ступени преподается не во всех школах.

В тоже время Обязательным минимумом содержания основного общего образования по ОБЖ на этом уровне предусмотрено изучение следующих тематических направлений:

ѕ безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населенном пункте, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту);

ѕ пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

ѕ безопасность в природной среде (безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде);

ѕ безопасность в социальной среде (безопасность в криминогенных ситуациях, безопасность при террористических актах);

ѕ безопасность в чрезвычайных ситуациях (безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера, безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера);

ѕ основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье, факторы, разрушающие здоровье человека).

Осветите обязательный минимум содержания учебников для 10-11 классов по курсу «ОБЖ».

Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования определяется в соответствии с Обязательным минимумом содержания начального обще-го, основного общего и среднего (полного) об-щего образования по ОБЖ и должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей, а также особенностей уровней безопасности. Минимальное содержание об-щего образования ориентирует на количество времени, которое необходимо выделить на изу-чение вопросов безопасности жизнедеятельнос-ти в начальной, основной и средней (полной) об-щеобразовательной школе, является основанием для разработки примерных и авторских про-грамм, учебников и методических пособий, материалов итоговой аттестации выпускников, про-грамм подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Оно предусматривает три уровня обучения:

а) первый уровень (1-4 классы) – безопасность школьника;

б) второй уровень (5-9 классы) – безопасность личности;

в) третий уровень (10-11 классы) – безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Преподавание основ безопасности жизнедея-тельности на каждой ступени общеобразователь-ной школы имеет свои особенности.

В соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) об-щего образования по ОБЖ на этом уровне более детальному изучению подлежат следующие образовательные направления:

ѕ основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье человека);

ѕ безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, безопасность при возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтов и массовых беспорядков);

ѕ безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера;

ѕ пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

ѕ основные направления деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

ѕ мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

ѕ государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан;

ѕ правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;

ѕ вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, Вооруженные силы России в структуре государственных институтов);

ѕ военно-историческая подготовка (военные реформы в истории Российского государства, дни воинской славы в истории России);

ѕ военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина);

ѕ государственная и военная символика Вооруженных сил Российской Федерации (символика Вооруженных сил Российской Федерации, ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации).

Ссылка на основную публикацию