Образование в странах снг и бывшего ссср - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Образование в странах снг и бывшего ссср

Образование в странах бывшего СССР

О республиках бывшего СССР забывать негоже: территория умолчания между российским и «совершенно западным» образованием не способствует объективному взгляду ни на мировое высшее образование, ни на конкретных российских абитуриентов. Так какова же связь между вузами Москвы и Киева, Кишинева и Тбилиси – и при чем здесь лично вы?

Порвался ли красный флаг

Есть ли у нас единое образовательное пространство сегодня? Да. Оно едино хотя бы настолько, насколько сохраняется единое культурное и историческое пространство.

Когда-то у всех нас был общий поэт номер один – и сегодня Молдова как ни в чем не бывало проводит пушкинский фестиваль, а университеты Таллинна и Тарту отмечают день рождения великого пушкиниста ХХ века Юрия Лотмана.

Когда-то у нас была общая война номер два – и вот не один лишь Киев, а еще почему-то Москва, Минск, Кишинев и Ереван по видеомосту смотрят и слушают, как возвращается в украинские учебники истории наименование «Великая Отечественная война», изъятое оттуда при прежнем министре образования Украины.

СССР больше нет, конечно. Однако в российском Ижевске невзначай открывается азербайджанская школа. Приднестровский университет (Молдова) имени Тараса Шевченко (Украина) проводит свою презентацию в нашей Госдуме (Россия, Москва). МГИМО создает землячества – азербайджанское, армянское, белорусское, грузинское, казахское, кыргызское, латвийское, молдавское, таджикское, узбекское и украинское. РГГУ издает учебник украинского языка для украинских диаспор России и СНГ. ЮФУ совместно с вузами Украины и Беларуси принимает участие в некоей программе МИГО – по ней студент-«технарь» может заодно с основным получить еще и гуманитарное образование. В региональной Сетевой академии Cisco при Гомельском государственном университете (Беларусь) занимаются около 100 студентов из ближнего зарубежья (граждане Азербайджана, Армении, Грузии, России, Туркменистана, Узбекистана, Украины). Мэрия Москвы посылает в Крым пособия (для школьных кабинетов русского языка) и профессоров – проводить тренинг для местных учителей. В вузы Грузии поступает порядка 200 азербайджанцев. Во французской Сорбонне затевают спецкурс «Классика литератур СНГ» – и вот несколько республик снова рядом, на соседних страницах. Блогеры-преподаватели из России и Беларуси в неформальной интернет-обстановке делятся педагогическим опытом. В ближнем зарубежье действуют филиалы российских вузов. Российско-национальные университеты открыты в Армении, Белоруссии, Кыргызстане, Таджикистане. Обмен образовательными услугами между странами поддерживается работой по сопоставлению аналогичных документов об образовании и ученых степенях. В области образования подписываются многосторонние международные соглашения между странами бывшего СССР. Министры образования стран СНГ встречаются и общаются…

Итак, СССР действительно больше не существует? Тогда откуда такая, как сказали бы в Одессе, «картина маслом»?

Честно говоря, не всегда именно ностальгия по бывшему Союзу является источником совместных проектов или просто схожих решений. Причины могут быть разными. То глобальные тенденции вмешаются – и тогда украинцы сравнят свое независимое тестирование с американскими тестами, а ведь оно до боли похоже на наш ЕГЭ. То более локальные общности поднимут головы – и тогда Киевский славистический университет организует олимпиаду для школьников из славянских стран, на которой россияне оказываются бок о бок с украинцами. То же можно сказать о сетевом университете ШОС, объединяющем вузы Азии, среди которых случайно попадаются и «некогда советские».

Зато когда в мае 2010 года президент России Медведев читает лекции киевским студентам, а в сентябре он же становится почетным доктором Бакинского университета, – такое не воспринимается как стопроцентно международные акции. Мы, потребители этих новостей, просто не можем не вспомнить о временах единой страны.

Общее образовательное пространство СССР раскололось, порвалось, потрескалось, но оно подобно книге, которую имеет смысл аккуратно подклеить – и прочитать. Ведь между школами и вузами вновь отдельных стран возможны какие угодно связи, просто это не всегда видно из Москвы и не всегда ею контролируется.

Образовательное пространство существует независимо от того, как много человек это заметили. Оно обладает некоторыми общими характеристиками. Одна из главных – язык межнационального общения на этом пространстве. Не английский, как во всем мире, а русский.

Русский язык

Многие бывшие союзные республики около 20 лет назад затеяли движение прочь от русского языка. А как обстоят дела сегодня?

Наиболее жесткую позицию занимает Прибалтика. Директор Центра государственного языка Латвии категорически против разговоров о возможности разрешения преподавания на русском языке в государственных вузах страны. Можно обучать студентов только на официальных языках ЕС, а тот факт, что русский – вообще-то язык ООН, Латвии не указ. В соседней Эстонии число учеников, желающих получить образование на русском, продолжает снижаться. Родители отдают детей в эстонские школы ради будущей карьеры детей, а русские школы закрываются, хотя и не все.

Похожая ситуация была и на Украине. (Кстати, и в Латвии, и на Украине выходили учебники русского языка мягко говоря, с не лучшими примерами нашей речи. Для чего? Не иначе как для того, чтобы принизить культурное значение великого и могучего.) Однако после недавней смены власти у жителей Украины появилось право сдавать тесты в вузы в том числе и на русском. Это поможет русскоязычной молодежи Украины не путать термины, которые на языках братских славянских народов всё-таки сильно различаются.

В азиатских государствах тоже наметилось движение навстречу русскому языку. Летом в Ташкенте в Национальном университете Узбекистана состоялся межвузовский круглый стол, посвященный преподаванию русского языка. Возможно, цели этого мероприятия на самом деле вполне прозаичные – расширить в итоге доступ местной молодежи в российские вузы, но на круглом столе дипломатично говорилось о языке как о средстве гуманизации. Тогда же парламент Армении решил, что пора вновь открывать русские школы: ранее они были закрыты (за исключением двух на всю страну – для неармян по национальности и неграждан Армении). В результате население Еревана устроило акцию протеста, видя в этой «экспансии» угрозу армянскому языку – и даже потребовало отставки армянского министра образования. Что и говорить, вернуть русский язык на утраченные позиции будет нелегко.

Тем не менее, наш с вами язык способен даже ущемлять язык той или иной республики, сам при этом не будучи ее официальным государственным языком. Так случилось в Гагаузской автономии в Молдове: там учатся на русском, что в ущерб гагаузскому языку – одному из местных языков.

Как в зеркале

Правильно ли считать большой конкурс в современный вуз прямым потомком советской очереди? Вряд ли. Вообще объяснить наличие общих моментов и тенденций в образовательных системах стран бывшего СССР можно по-разному – хотя в числе прочих причин вполне могут быть названы и советские привычки. Например, украинские абитуриенты, не чуя конкуренции, по-капиталистически серьезной, так же задерживают сдачу оригиналов документов в вузы, как и россияне. Впрочем, начинать говорить на эту тему надо было бы с того, что в обеих странах есть манера задерживать информирование о правилах приема очередного года.

И в России, и в Грузии принимаются санкции в отношении репетиторов. В России – потому, что «к ЕГЭ можно подготовиться и без репетиторов», а в Грузии репетиторы вызывают пристальный интерес у налоговиков. Оба эти повода сводимы к идее социальной справедливости, а она набрала наибольший вес именно во времена СССР. Всё сходится: само репетиторство-то еще при царизме процветало! Хотя и среди бедных студентов.

И напротив, есть соблазн сказать: вот не развалился бы Союз с его крепкой системой образования – и не было бы стольких «двоек» у новоиспеченных студиозусов! Прошлый учебный год «подарил» Москве печально известный диктант с удивительными неологизмами «поциэнт» и «через-чюр», а Киеву – 64% неудовлетворительных оценок первокурсников Политеха по физике и 53% – по математике. А Союз действительно развалился, но пенять на это поздно.

Ни антисоветскими, ни просоветскими не назовешь простые факты, похожие на российские реалии: поступающие в вузы Литвы могут указать в заявлении до 12 вузов, в вузы Украины – до 5, в Узбекистане поступают по баллам, а в Азербайджане есть преференции льготникам. Знаменитая азербайджанская льготница Сафура Ализаде заняла пятое место на Евровидении-2010 – но совершенно непонятно, насколько буржуазно Евровидение.

В этом контексте вообще многое неочевидно. Школьная медаль, значимость которой при поступлении отменили и Россия, и Украина, представляет собой что-то вроде медали за ударный труд рабочего – или это знак отличия для будущих белых воротничков? Кого воспевают те же Россия с Украиной, повышающие сегодня статус бакалавров, человека труда (социализм) – или профессионала среднего звена (капитализм)? Скорее всего, в ответах на эти вопросы общее советское прошлое двух республик окажется совершенно ни при чем. А вот настоящее во всей его сложности – конечно же, да. Так что займемся поиском поучительных различий.

Учимся у «младших»

Россия – традиционно «за старшую», но это не значит, что она автоматически учитель для младших. Ей самой есть что узнать хоть от Беларуси – европейского изгоя, хоть от Грузии – вообще недавнего ярого врага; да и не только от них. По крайней мере, это даст шанс поразмыслить над чужим опытом и не воспринимать свою практику как единственно возможную. Вообще высокомерие как минимум ненаучно.

Во всех школах Грузии по инициативе ее президента учителями английского языка с 1 сентября работают прибывшие из англоязычных стран педагоги. Совершенно очевидно, что, благодаря этому, дети раньше заговорят по-английски. Тогда как Россия до недавнего времени ограничивала для иностранных преподавателей возможность работать в наших вузах – соответственно, срок, когда студенты могли начинать говорить на «языке» мировой науки, был отодвинут на будущее.

В Беларуси негосударственные вузы проработали меньше 10 лет, их закрыли либо вытеснили за пределы страны: так, Европейский гуманитарный университет, ранее обучавший студентов в Минске, сейчас вынужденно делает это в соседнем Вильнюсе. Душить инициативу преподавателей-энтузиастов со своим видением образования, конечно, нехорошо. Однако жестко ведущая себя Беларусь и не озабочена сегодня, как Россия, масштабной проблемой закрытия «псевдовузов»; абитуриенты Витебска и Могилева могут бояться чего угодно – но не того, что «их вуз закроют».

Читайте также:  Интересные факты о вселенной

Пока Россия развивает систему колледжей – что в целом не в русле идеи полного общего среднего образования, – Таджикистан постепенно переходит на 12-летнее среднее образование, а в Литве активно обсуждается вопрос о введении системы 13-летнего среднего образования. А мы видим, что не стоит воспринимать какую бы то ни было тенденцию как единственно точно обоснованную и главную.

Не быть центром мира иногда полезно. При известной нелюбви к Москве большинство россиян ждут покорения мировых рейтингов именно московскими вузами, однако на самом деле вузам «периферии» не стоит расслабляться: у них есть все шансы. Ведь в той же Литве в международный рейтинг Webometrix попал не вильнюсский вуз, а Каунасский технологический университет.

И снова Литва: в этом году там впервые подавали документы в вузы по Интернету, был компьютерный сбой – это как раз тот случай, когда нам нужно учиться на чужих ошибках, чтобы не допускать своих: сбившись, система не бездействовала, а рассылала абитуриентам sms-ки, что они никуда не поступили. Вице-министр образования даже извинялась потом за это.

А особенно интересно наблюдать за Украиной: ее различия с Россией каждый раз наталкивают на размышления. Украина учит выбирать на выпускном тестировании не обществознание, а историю и математику; она сделает тесты по математике разноуровневыми; она организует тестирование для «сов» – в 11 утра; она восстановила льготу выпускникам подготовительных отделений; она планирует выносить вопрос об увеличении набора по специальности или об открытии нового факультета как минимум на голосование облсоветов; она дает более гуманитарный, нежели у нас, обязательный для поступления набор дисциплин; ее абитуриентам массово интересна специальность «Транспортные технологии». Также Украина напоминает нам приемчики из общего советского прошлого: именно тогда действовал так называемый «средний балл за аттестат», и сейчас в России это забыто, а в братской республике – как раз актуально. В результате ребята вынуждены подтягивать «лишние» предметы, и сообщают, что продажи бланков классных журналов странно возросли: понадобились запасные? Но и уровень знаний среднего абитуриента, не исключено, тоже возрастет.

Свет клином не сошелся

Понаблюдав за образовательной миграцией потомков советских людей, вы убедитесь, что это не менее занятно, чем, подняв взоры к небу, изучать довольно сложную тему миграции птиц в зоологии. Птицы не обязаны улетать в теплые края! Пернатые бывают разными – синантропами, оседлыми, полуоседлыми, кочующими и перелетными… Точно так же представление о том, что россияне стремятся непременно учиться в Москве или уж в университетах Великобритании, Франции, Германии или США, а на их студенческие места в Россию охотно усаживаются, скажем, украинцы, довольно поверхностно.

Спору нет, из-за демографического спада наша страна будет расширять прием на бюджетные места ребят из СНГ, причем почти на общих основаниях с российскими выпускниками (почти – потому что порой вашим конкурентам из ближнего зарубежья в дополнение к заявлению нужно написать еще и мотивационное письмо). Уже становится тенденцией, что в этих условиях юные эстонцы, например, нередко выбирают московские студенческие билеты и петербургские зачетки. Известен и маршрут, которым они «летят» (в каждой республике он свой): наши северо-западные соседи действуют через Таллиннский институт Пушкина как через посредника посольства России.

А вот украинцы, несмотря на то, что налаживается даже двусторонняя практика взаимного предоставления бюджетных мест, едут не только в Россию, но и, подобно нам, посматривают на Великобританию и Канаду. И, конечно, нужно упомянуть, что украинских студентов, так же, как и наших, отбирают для обучения в Европе в рамках программы Erasmus Mundus.

Вообще и здесь возможны варианты: азербайджанцы, не желая менять цветущий, солнечный Баку с гранатовыми деревьями на его улицах на туманы Альбиона, тем не менее получают двойной диплом – азербайджанско-британский. Такая возможность открывается для них вследствие договоренности между Азербайджанским университетом языков и университетом Essex.

А молдаване вообще ведут себя наименее стандартно. Они едут за дипломами даже в Китай: эта страна зовет жителей Молдовы на учебу и дает стипендии. Всё серьезно: вначале в течение года стипендиат проходит подготовительный курс по изучению китайского языка, студенты отбираются по конкурсу.

Постсоветское образовательное пространство существует. Оно соприкасается с образовательным пространством всего мира – и больше не может быть для нас террой инкогнита.

Распад СССР: причины и последствия. Образование СНГ.

Распа́д СССР (также развал СССР) — процессы системной дезинтеграции в народном хозяйстве, социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, что привело к прекращению его существования как государства в 1991 году.
Если говорить кратко причины распада СССР следующие:
* кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;
* неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;
* массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;
* все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;
* обострение национальных противоречий;
* ослабление центральной власти;
* авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.
Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.
Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.
Вот только основные последствия распада СССР:
• резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;
• территория России сократилась на четверть;
• доступ к морским портам вновь осложнился;
• уменьшилось население России – фактически на половину;
• возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;
• началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;
• мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.
Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.

Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это, вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1», т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа.

М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.

Образование СНГ.
В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование – Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его подписание. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение парламента семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины. Население Украины в декабре 1991 года проголосовало за полную независимость Украины, похоронив тем самым надежды М.Горбачева сохранить СССР.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9703 – | 7551 – или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читайте также:  Как исправить восьмерку на велосипеде?

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Образование СНГ – кратко

СНГ—это объединение независимых государств—бывших республик Советского Союза — для сохранения существующих экономических, социальных, политических и прочих связей и для поддержки друг друга во всех сферах. По замыслу, отношения между этими державами должны строиться на паритетных началах, не зависимо от размера территорий, экономического потенциала и прочих параметров.

Предыстория

Этой структуры не существовало бы, если бы не произошел распад СССР.

Поводов для недовольства советской действительностью хватало всегда:
• затоваривание магазинов одеждой из немодного текстиля преимущественно серого или черного цветов;
• скудный выбор продуктов питания;
• ежедневные очереди даже за молочной продукцией и колбасой;
• малая сеть магазинов;
• дефицит электроники, мебели, посуды, личного транспорта;
• жилищная проблема;
• невозможность хорошо заработать;
• плохое функционирование городского транспорта;
• сокрытие информации о важных и трагических событиях от народа;
• война с Афганистаном;
• изолированность от остального мира (даже в области культуры);
• понимание того, что советская экономика выпускает некачественные товары;
• некомпетентное и авторитарное вмешательство руководства в производственные, научные, творческие процессы;
• слухи о преследованиях за политические убеждение или за твердую личную позицию.

Развитие событий

Удешевление нефти на мировом рынке и резкое сокращение ее продажи повлекло уменьшение импорта продуктов и прочих товаров народного потребления.

В сумме с выше изложенным это привело к экономическому и политическому кризису. Объявленная в 1985 году «перестройка» призвана была исправить ситуацию. Намечался ряд реформ в управленческой структуре и в экономике. Народ охватили надежды на коренные изменения в стране. Советская идеология была разрушена. Политическая активность граждан невиданно выросла. В городах постоянно возникали стихийные митинги, образовывались политические и националистические партии, общественные объединения. Но планы не осуществились, жизненный уровень быстро падал. В 1989 году были введены талоны на основные продукты питания. Снятие политического давление и финансовой подкормки со стран соцлагеря стало причиной переориентации этих стран в западном направлении. В Союзе тут и там вспыхивали национальные конфликты.

Горбачевым была выдвинута идея преобразования государства в федерацию суверенных республик. Требовалась выработка законодательной базы. Образовались две противоположные концепции, которые длительное время не могли примириться, сойтись в едином видении. Это сопровождалось борьбой за власть. По мнению народа и политических деятелей страны, Горбачев оказался слабым лидером. В этом мнении большинство укрепилось после августовского путча 1991 года.

Результатом путча было запрещение коммунистической партии. Лишенные партийного руководства республики стали отделяться от «нерушимого» союза «свободных» национальных образований. Республиканские налоги перестали поступать в союзный бюджет.

Новообразование

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще собрались главы РСФСР, Украины и Белоруссии. Они подписали Соглашение, в котором говорилось о прекращении существования государства Советский Союз и об образовании СНГ. Горбачев на встрече не присутствовал. В течение 4-х дней Верховные Советы этих республик ратифицировали документ.

Отрицательное отношение Горбачева к ликвидации Союза уже ничего не изменило. 13 декабря руководители среднеазиатских республик, собравшиеся в Ашхабаде, изъявили желание присоединиться к Содружеству, если все члены будут равны во всех смыслах и будут иметь статус учредителей. Сформулированную в Алма-Ате декларацию о целях и идее СНГ 21 декабря подписали руководители 11 республик (за исключением 3-х Прибалтийских и Грузии).

Объединяющим звеном для создания Содружества стало:
• длительное совместное пребывание республик в пространстве общих идеологии, экономики, образования, культуры;
• желание каждой республики строить свою государственность;
• стремление к демократии и правопорядку.

В намерения собравшихся входило создание координационного аппарата, работающего в соответствии с принципами и регламентом, разработанными и принятыми всеми участвующими сторонами на добровольных началах. СНГ не должно было быть новым государством даже с минимальным приоритетным влиянием на своих учредителей. Ему хотели придать роль «спасательного круга», советчика и помощника в новой для всех ситуации.

Командование оборонным комплексом и ядерный контроль оставались в единых руках.

Организационные вопросы решались в течение года. Уже на первой встрече 30 декабря 1991 г. главы государств назначили руководящий орган – Совет глав государств. Также был учрежден Совет глав правительств. Подписанное соглашение узаконивало право государств-членов иметь свою армию.

После принятия устава в январе 1993 г. Содружество Независимых Государств стало полноценной дееспособной организацией. К апрелю 1994 г. под эгидой СНГ объединились все бывшие советские республики, за исключением прибалтийских. Кроме действительных, в отдельных проектах могут участвовать ассоциированные члены (имеют права в соответствии с заключенным с ними договором). Наблюдателям разрешается присутствовать на заседаниях структур организации по разрешению Совета глав государств.

ООН воспринимает новые 15 государств как правопреемников соответствующих республик на момент выхода из состава СССР и не признает никаких территориальных или политических претензий, уходящих корнями в историю. Отсюда возникло Содружество Непризнанных Государств (Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье и Южная Осетия).

Содружество должно было стать инструментом взаимодействия:
• на международной арене;
• в общем экономическом пространстве;
• в вопросах обороноспособности;
• в разрешении внутри- и межгосударственных конфликтов;
• на ниве образования, спорта, культуры, защиты прав человека;
• в борьбе с преступностью.

Реальность

За годы существования СНГ мало что удалось. Наибольшее достижение—создание Таможенного, а затем ЕвроАзийского таможенного союза. Страны, столкнувшиеся с межнациональными конфронтациями, отмечают полное отсутствие поддержки или попыток что-либо предпринять со стороны Содружества. Возникновению общих международных экономических договоров мешает побаивание Запада по поводу возрождения СССР. Двусторонние соглашения достигаются гораздо легче. Большинство бывших республик в планах на будущее развитие стали ориентироваться на западные страны. Некоторые страны, члены СНГ, якобы ощутили давление со стороны России. Изначальное стремление к власти и суверенитету победило тягу к объединению интересов.

Заключение

Последствия разрыва экономических, культурных связей до сих пор не удалось компенсировать. Хочется верить, что осознание факта: «ломать – не строить», когда-нибудь станет доступно человечеству.

Образование СНГ: хронология, сопутствующие проблемы

В 1991 году случилась одна из крупнейших геополитических катастроф прошлого века – распад СССР. Он был спровоцирован комплексом причин, но, по мнению современных исследователей, не являлся неизбежным. Тот системный кризис, который привел к гибели Советского Союза, мог быть преодолен и без разрушения государства. Однако перестройка, провозглашенная как стратегия преодоления кризисных явлений, по сути дела, таковой не являлась. Она лишь усугубила имеющиеся противоречия и ускорила самоликвидацию Советского Союза.

Если описывать образование СНГ кратко, то оно представляет собой не очень длинную цепь событий, начавшуюся в конце августа и завершившуюся в декабре 1991 года:

  • ГКЧП и отказ республик от подписания нового договора;
  • объявление бывшими союзными республиками государственного суверенитета;
  • заключение соглашения о создании СНГ (Содружества Независимых Государств).

Государственные параллели между образованием СССР и СНГ

Если сопоставлять образование СССР и образование СНГ, то в этих процессах можно обнаружить общее и отличное.

Во-первых, СССР и СНГ представляют собой юридические формы сосуществования почти всех территорий и населяющих их народов, ранее входивших в состав Российской империи.

Во-вторых, то и другое образование возникло в переломные периоды истории, когда актуальным был вопрос о пути дальнейшего развития. Так было в 1920-х годах, когда завершилась фаза длительного военно-революционного кризиса, начавшегося в 1914 году, и потребовался переход к мирной жизни. Для этого нужно было обеспечить возрождение экономики, защиту национальной безопасности и решение накопившихся за годы войн и революций бытовых проблем населения. Сделать это в одиночку не представлялось возможным. Поэтому в декабре 1922 года три республики – РСФСР, УССР и ЗСФСР подписали договор, заложивший юридическую основу Советского Союза, в который затем были включены все остальные территории, за исключением польских и финских земель.

СССР к рубежу 1980-1990-х годов испытывал острый системный кризис, порожденный комплексом объективных и субъективных причин, который мог быть преодолен серьезным модернизационным рывком. Для этого необязательно было разрушать Советский Союз. Данный сценарий развития оценивался большинством исследователей как наиболее неблагоприятный и катастрофичный по своим последствиям. Если бы Союз был сохранен и прошел период мягкой, но продуманной модернизации, то многих проблем, которые сегодня переживают государства, ранее в него входившие, можно было бы избежать. Но, как известно, история не имеет сослагательного наклонения. 8 декабря 1991 года главы России, Украины и Беларуси объявили договор 1922 года денонсированным. Вместо СССР была предложена новая форма сотрудничества – СНГ.

Принципиальное отличие СССР и СНГ состоит в том, что последний не является ни государственным, ни надгосударственным, как ЕС, образованием. Союз Независимых Государств – это договор, соглашение о сотрудничестве, осуществляющемся на строго добровольной основе без утраты его членами своего суверенитета. При его заключении преследовалась двойная цель:

  • смягчить последствия распада единого государства;
  • перевести сотрудничество между суверенными государствами, ранее бывшими союзными республиками, в новый формат.

Таким образом, распад СССР и образование СНГ – это два хронологически последовательных институциональных и исторически взаимосвязанных процесса.

Видео о распаде СССР и образовании СНГ

Функции и структура СНГ

СНГ, созданный тремя ведущими славянскими республиками, постепенно включил в себя практически все территории бывшего СССР. Это случилось почти сразу же, в декабре 1991 года. От этого шага отказались только прибалтийские государства, с самого начала связывавшие свою дальнейшую судьбу с ЕС, и Грузия. Но и она вошла в СНГ в 1993 году.

В дальнейшем состав участников менялся. Так, в 2009 году СНГ покинула Грузия, о таком же намерении в 2014 году заявила Украина, однако, соответствующее решение Верховной Радой пока окончательно не принято. В качестве наблюдателей к СНГ примкнули Афганистан и Монголия, что очень важно с геополитической точки зрения. Ядром СНГ была и остается Россия, на долю которой приходится четыре пятых ВВП региона.

Читайте также:  Фолиевая кислота для мужчин

Союз Независимых Государств – это многонациональная организация, базирующаяся на демократических основаниях. Она формируется на добровольной основе и уважении национального суверенитета. В ее рамках реализуются как двусторонние, так и групповые взаимодействия между странами. Своими главными целями СНГ считает:

  • всестороннее сотрудничество государств, т.е. развитие политических, социально-экономических, культурных и гуманитарных взаимоотношений;
  • решение вопросов оборонной политики и безопасности государств;
  • развитие инфраструктуры, прежде всего, в сфере транспорта и связи;
  • мирное решение возможных конфликтов.

Отличительной чертой СНГ является ее минимальная забюрократизированность. Этим она, безусловно, выгодно отличается от ЕС, поскольку ее главной задачей является содействие развитию и согласованию интересов стран-членов. Вместе с тем, с точки зрения совокупного экономического потенциала, СНГ уступает ЕС.

Видео об образовании СНГ

Высшим органом организации является Совет глав стран СНГ. Жесткого регламента работы он не имеет, но согласно Уставу, собирается для обсуждения различных вопросов с установленной периодичностью. В рамках организации функционируют советы министров обороны, МВД, иностранных дел и т.д. Все решения принимаются на согласованной основе.

Важно, что СНГ представляет собой развивающуюся организацию. Если в первое десятилетие после своего создания она фактически не играла какой-либо значимой роли в межгосударственном взаимодействии, то в последние десятилетия ситуация принципиально изменилась. Это связано, с одной стороны, с преодолением острых негативных последствий ликвидации Советского Союза, с другой, необходимостью социально-экономического развития каждой из стран-членов и обеспечения их безопасности в условиях резко ухудшающейся международной ситуации. Когда остановился спад производства, стабилизировались национальные валюты, были устранены основания для возможных дезинтеграционных процессов внутри стран-участниц, то на первое место вышли проблемы модернизации экономики, развития торговли и научно-технического потенциала.

Поэтому на базе СНГ и с участием ее членов было создано несколько важных организаций и союзов:

Эти организации также сформированы на добровольной основе, поэтому количество и персональный состав их членов может быть различным. Туда могут входить не только страны-члены СНГ, но и иные заинтересованные стороны. К примеру, В ШОС входит Китай, который не является членом СНГ.

Каждая из этих организаций решает интеграционные проблемы в какой-либо конкретной сфере. Так, ОДКБ нацелена на сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, а ЕврАзЭс – на формирование экономических связей, развитие торговли, транспорта и т.д.

Проблемы СНГ

Интеграционный процесс, развивающийся на постсоветском пространстве, противоречив. В нем можно увидеть кооперацию и конкуренцию, сотрудничество и соперничество. Как всякая развивающаяся организация СНГ испытывает ряд проблем. Они есть в каждом из направлений сотрудничества. К примеру, в области социально-экономического взаимодействия:

  • ресурсные и, прежде всего, финансовые проблемы для стимулирования инновационного типа развития своих хозяйственных систем и их интеграции в единое экономическое пространство;
  • согласование позиций по вопросам беспрепятственного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы;
  • совершенствование нормативно-правовой основы в сфере пенсионного обеспечения граждан стран-членов СНГ и т.д.

Важно, что национальные интересы государств редко являются диаметрально противоположными, поэтому возникающие проблемы имеют перспективу решения на компромиссной основе. Иногда их согласование затягивается, как это, к примеру, имеет место быть в рамках Таможенного союза.

Очевидно, что СНГ представляет собой оптимальную форму сотрудничества государств на постсоветском пространстве, которая обеспечивает не только внутреннюю устойчивость ее членам, но и способность коллективного противостояния разнообразным внешним вызовам.

А Вы считаете образование СНГ верным шагом в истории? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Глава 19. Развитие Содружества Независимых государств

Глава 19. Развитие Содружества Независимых государств

Содружество Независимых Государств – крупнейшее объединение на постсоветском пространстве, существующее в настоящее время. Распад СССР обусловил разрыв хозяйственных связей и разрушил огромный рынок, в который были интегрированы национальные экономики союзных республик. Развал единого народнохозяйственного комплекса некогда великой державы привел к утрате экономического и социального единства. Экономические реформы сопровождались глубоким спадом производства и снижением уровня жизни населения. СНГ стало необходимой формой интеграции новых суверенных государств.

Участники СНГ имеют разную степень подготовленности и разные подходы к проведению радикальных экономических преобразований, они стремятся найти собственный путь развития. Каждое государство самостоятельно, исходя из приоритетов внутренней политики и международных обязательств, определяет форму и масштабы участия в Содружестве, в работе его органов с тем, чтобы максимально использовать это участие для укрепления своих геополитических и экономических позиций.

Об интеграции между странами Содружества стали говорить в первые месяцы после распада Советского Союза. И не случайно, ведь экономика советской империи строилась на планово-административных связях производств и отраслей, на узкопрофильном разделении труда и специализации республик. После распада Советского Союза и возникновения на его территории новых государств, по сути, начался процесс их реинтеграции, но уже в формате международных отношений, опирающихся на рыночные принципы. В мировой практике нет аналогов подобной ситуации, когда после разрушения единого хозяйственного комплекса предпринимается попытка объединить его части экономически, политически и в сфере военного сотрудничества.

В 90-х годах состоялись коренные изменения форм и методов сотрудничества между республиками. Сложились предпосылки для дальнейшей интеграции молодых стран. В итоге 8 декабря 1991 года руководителями Республики Белоруссия, Российской Федерации и Украины было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Спустя две недели, 21 декабря 1991 года, в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств присоединились к этому соглашению. В подписанном протоколе было подчеркнуто, что Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. 22 января 1993 года в Минске, на саммите СНГ, был принят устав Содружества. Украине его не подписала, оставаясь только учредителем СНГ. Туркменистан на саммите в Казани 26 августа 2005 года заявил о том, что будет участвовать в Содружестве только в качестве ассоциированного члена.

В настоящее время существует более 50 межгосударственных, межправительственных и консультативных органов СНГ. Все они сгруппированы в четыре основных блока:

высшие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств;

блок иностранных дел и безопасности: Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Совет коллективной безопасности;

исполнительные и законодательные органы: Исполнительный секретариат, действующий на постоянной основе, Межпарламентская ассамблея (консультативный орган);

экономические органы: Межгосударственный экономический комитет, Межгосударственный банк, Межгосударственный статистический комитет.

Создавая Содружество Независимых Государств, главы государств-учредителей исходили из следующих соображений. Во-первых, все республики бывшего Советского Союза уже находились на таком уровне экономического содружества и единства регулирования, что при независимом существовании остро встала проблема утраты межреспубликанских связей. Во-вторых, страны постсоветского пространства связаны единой сетью коммуникаций. В-третьих, в массы коренного населения глубоко проникли представители других национальностей – выходцы из других республик.

Из-за своей доминирующей роли в регионе и прошлого сверхдержавы Россия активно продвигает на постсоветском пространстве политику защиты своих интересов. Роль России в мировой экономике может заметно возрасти, если интеграция в рамках СНГ станет реальностью. Действительно, страны СНГ в совокупности имеют богатейший природный и экономический потенциал, обширный рынок, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Совокупный ВВП по паритету покупательной способности составляет 4,5% от ВВП всех стран мира. СНГ занимает 16,4% мировой территории, на которой проживает 4,4% мирового населения. На долю СНГ приходится 20% мировых запасов нефти, 40% природного газа, 25% угля, 10% производства электроэнергии, 25% мировых запасов леса, почти 11% мировых возобновляемых водных ресурсов и 13% пахотных земель. Страны Содружества в силу своего географического положения располагают серьезным транзитным потенциалом, и эти транспортно-коммуникационные системы играют важную роль в мировых транспортных связях.

Использовать важнейшие конкурентные преимущества – общая задача стран СНГ, обозначенная в Стратегии экономического развития Содружества на период до 2020 года. Однако эти преимущества используются нерационально, а процессы интеграции как способа совместного хозяйствования наталкиваются на стремление правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность.

Главное препятствие успешной интеграции заключается в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, поэтому и результаты интеграции противоречивы: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не выполнялись. СНГ продолжает действовать до сих пор, однако на протяжении всего срока своего существования оно не доказало эффективности ни в экономическом, ни в военно-политическом плане. Организация оказалась аморфной и рыхлой, не справляющейся со своими задачами.

О кризисе Содружества говорил бывший украинский президент л. Кучма в беседе с российскими журналистами: «На уровне же СНГ мы часто собираемся, говорим, что-то подписываем, потом разъезжаемся – и все забыли… Если нет общих экономических интересов, для чего это нужно? Остается одна вывеска, за которой мало что есть. Посмотрите, нет ни одного политического или экономического решения, которое принято бы на высоком уровне СНГ и оно было бы претворено в жизнь».

На первых порах СНГ, безусловно, сыграло позитивную историческую роль. Во многом именно благодаря ему удалось предотвратить неконтролируемый распад сверхдержавы, локализовать межнациональные вооруженные конфликты и, в конечном счете, добиться прекращения огня, открывая возможность для мирных переговоров. Критика неэффективной работы СНГ все громче звучит в последние годы. У части правящих кругов новых государств до сих пор сохранились расчеты на получение выгоды от дистанцирования от России.

Окончательный результат баланса интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран – членов СНГ, осознания народами важности сближения и других факторов как в рамках Содружества, так и за его пределами. Новая модель интеграции стран СНГ должна строиться на принципах экономического прагматизма и развития экономических связей, необходимых для успешного взаимодействия хозяйствующих субъектов и формирования транснациональных деловых структур (финансово-промышленных групп, объединений, корпораций, совместных предприятий).

Ссылка на основную публикацию