Образование в медицине дистанционно - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Образование в медицине дистанционно

Образование в медицине дистанционно

Информатизация общества и внедрение инновационных подходов в процесс обучения создали условия для проведения учебных курсов с использованием дистанционных форм обучения. Что же понимается под дистанционным образованием? Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет – технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1]. Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 № 137, которым установлены правила использования дистанционных образовательных технологий образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования [4]. Широкое применение дистанционное образование получило на курсах повышения квалификации, а также при обучении детей-инвалидов.

Вопрос о применении такой формы обучения в медицинских учебных учреждениях остается дискуссионным. С одной стороны, преимуществами дистанционного образования является возможность обучения сразу большого количества студентов, облегчение учебного процесса, в случае обучения инвалидов, технологичность – обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным, также, обычно, дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь, за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижения расходов на организацию самих курсов.

Противники применения дистанционного образования в медицине считают, что освоение практических навыков, которые являются главной составляющей при обучении будущих медицинских работников, таким путем невозможно. Однако, на наш взгляд, применение такой формы обучения в медицинских учебных заведения не только возможно, а необходимо. Естественно, обучение врача практическим навыкам требует традиционного очного контакта, но вся теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме. Для того чтобы правильно распределить время обучения на дистанционную и традиционную «фазы», необходима тщательная переработка учебного плана. Так, например, в Кубанском государственном медицинском университете существует две формы обучения – очная и заочная. В случае заочной формы обучения, которое возможно лишь на фармацевтическом факультете, существует реальная возможность успешного применения технологий дистанционного образования.

Также дистанционное обучение является идеальной и наиболее оптимальной формой последипломного обучения и повышения квалификации, так как это помогает решить ряд проблем, возникающих у уже дипломированного специалиста, например, из-за разных рабочих смен и расписания дежурств у обучаемых врачей, различных подходов к работе и учебе. Также существует возможность применения дистанционных образовательных технологий у студентов, обучающихся на очных отделениях, например, при освоении общих теоретических курсов. Однако в настоящее время законодательно такая форма обучения при очной форме обучения не допускается, так в информационном письме Министерства образования и науки РФ от 11 июня 2004г. «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования” указано, что очная форма обучения может быть организована исключительно на базе образовательного учреждения или его филиала [2].

Конечно, нужно отметить, что медицинское образование имеет свои особенности, связанные с отношениями преподаватель-студент, врач-пациент. Но даже в таких случаях дистанционное обучение демонстрирует свою гибкость. Возможны следующие виды дистанционного обучения: без присутствия преподавателя, в случае освоения теоретического курса, с частичным присутствием преподавателя, при проведении практических и лабораторных занятий.

Итак, при наличии минимальных человеческих и технических ресурсов появляется возможность организации дистанционных курсов параллельно с традиционными методами обучения. Основой для внедрения данных технологий могут послужить пробные курсы, организованные на базе отдельных кафедр самого учебного заведения, так и на клинических кафедрах на базе лечебно-профилактических учреждений. При этом, по мнению Кошелева И.А., система дистанционного обучения и повышения квалификации медицинских специалистов должна состоять из следующих составляющих: проведение дистанционных лекций, проведение семинаров с углубленным изучением ранее прочитанного лекционного материала; практические занятия по тем или иным методам диагностики, лечения и хирургических операций, а также индивидуальные телемедицинские консультации [3]. Однако в настоящее время острым остается вопрос о дефиците педагогов, которые могли бы разрабатывать и внедрить дистанционные курсы. Нетрудно представить, что для этого нужна специальная подготовка не только по техническим вопросам, но и по методическим: например, разработчик курса должен правильно определить последовательность и соотношение дистанционной части обучения и традиционной. Разумеется, коллективами медицинских вузов принимаются меры для того, чтобы преодолеть возникающие трудности. Например, в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова ведется активная работа по внедрению дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Кафедрой семейной медицины факультета последипломного профессионального образования врачей разработан дистанционный курс «Основы дистанционных образовательных технологий в высшем медицинском образовании», призванный помочь в подготовке преподавателей к использованию дистанционного обучения.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день созданы все условия для обеспечения эффективного дистанционного медицинского обучения и повышения квалификации по различным направлениям диагностики, лечения или хирургического вмешательства. Скорее всего, уже в ближайшее время мы сможем сказать, что дистанционные образовательные технологии успешно внедрены в учебный процесс многих медицинских учебных заведений.

Образование в медицине дистанционно

М.В. Холопов, кафедра семейной медицины ФППОВ ММА имени И.М. Сеченова.

В настоящее время широко обсуждаются вопросы внедрения дистанционного обучения на различных уровнях образования: среднее, среднее профессиональное, высшее, по разным направлениям подготовки.

Наверное, больше всего вопросов вызывает дистанционное обучение специалистов в области медицины. Что именно следует понимать под дистанционным обучением? Есть ли необходимость использовать дистанционные образовательные технологии в подготовке врачей? Как это отразится на качестве подготовки? Давайте попробуем разобраться.

Что такое дистанционное обучение?

Сейчас существует множество определений и толкований этого термина. Чтобы прояснить данный вопрос, давайте проследим, как появилось и изменялось это понятие.

Более ста лет назад ряд европейских университетов начали проводить обучение по переписке. Студент по почте получал учебники и задания. Затем начиналась переписка, в ходе которой студент консультировался, задавал преподавателю вопросы и получал ответы на них. Позже почту заменили другие каналы связи: телефон, телеграф, факсимильная связь, а в дополнение к учебникам стали использоваться аудиозаписи и видеофильмы. В наше время наиболее удобными являются цифровые носители: для связи преподавателя и обучающегося используются компьютерные сети, а для предоставления учебно-методических материалов файлы, размещенные в компьютерных сетях и на носителях, таких, как компакт-диски и DVD.

В чем же сходство в процессах, которые происходили в разное время? Вполне очевидно, что это канал связи между преподавателем и обучающимся. По сравнению с традиционным, «недистанционным» обучением, непосредственный контакт, когда учитель и ученик находятся в одной аудитории и, таким образом, видят и слышат друг друга, сменился контактом, опосредованным различными каналами связи, но осталось главное – возможность общаться, что-то обсуждать, спорить.

Давайте проиллюстрируем это следующей аналогией. Допустим, мы наблюдаем за шахматным матчем. Шахматисты сидят друг напротив друга Они могут переговариваться, видят, как партнер по игре двигает фигуры на доске. Это служит иллюстрацией традиционного обучения, когда участники учебного процесса, этого «шахматного матча» непосредственно взаимодействуют друг с другом.

Теперь представьте, что эти два шахматиста находятся в разных городах и проводят матч. Возможно ли это? Конечно, если они могут связаться. Предположим, что они воспользуются телефоном: каждый из них диктует свой ход, а партнер на другом конце провода передвигает фигуры на своей доске. Такие матчи проводились еще в середине XX века. Таким образом, этот «дистанционный матч» служит аналогом дистанционного обучения.

Как же мы можем помочь нашим шахматистам, позволить им сосредоточиться на игре и не отвлекаться на телефонный разговор? Может быть, дать им общую шахматную доску? Но как, если они находятся в разных местах? Оказывается, это возможно! Мы создадим для них специальный Интернет – сайт, где есть виртуальная шахматная доска с фигурами. Каждый участник матча мышью со своего компьютера будет двигать фигуры и видеть ходы соперника. Кроме того, мы позволим им переписываться в интернет-форуме, чтобы они могли обменяться замечаниями, репликами. Именно это служит аналогией современному дистанционному обучению, при котором используются специализированные интернет-сайты (системы управления обучением).

Читайте также:  Как правильно лишить девушку девственности?

Таким образом, можно резюмировать, что дистанционное обучение – это аналог традиционного обучения (т.е. двунаправленного взаимодействия обучающегося и обучающего), при котором контакт между участниками учебного процесса опосредован какими-либо каналами связи.

Электронное обучение (CBT, computer-based training)

Электронное обучение построено главным образом на взаимодействии обучающегося с обучающей программой, установленной у него на компьютере или размещенной в компьютерной сети. Совершенно очевидно, что электронное обучение является самостоятельным термином, поскольку, в отличие от дистанционного обучения, не предполагает регулярного общения обучающегося с преподавателем.

При заочном обучении обучающийся большую часть времени готовится самостоятельно, без возможности проконсультироваться с преподавателем, а преподаватель может консультировать студента и контролировать учебный процесс только во время сессий.

Электронные библиотеки и медиатеки (хранилища мультимедийной информации: звуковых, графических, видеофайлов), безусловно, являются мощным подспорьем при любом обучении, и не только дистанционном. Но это лишь информационная база, которая может поддерживать учебный процесс, поскольку такое понятие, как «преподаватель» вообще не применимо к электронной библиотеке.

Есть ли необходимость использовать дистанционные образовательные технологии в подготовке врачей?

Давайте рассмотрим, к примеру, систему повышения квалификации врачей. Согласно нормативам, врач должен не реже, чем один раз в пять лет, повышать свою квалификацию. Для этого он проходит курс в учебном заведении (либо сам приезжает в учебное заведение, либо преподаватели выезжают для обучения группы врачей). После этого врачу продлевается сертификат (своеобразные «Водительские права»), который дает право заниматься лечебной работой следующие пять лет.

В этой системе есть некоторые слабые места, которые могут быть исправлены внедрением дистанционного обучения.

Во-первых, это «запаздывание знаний». Всем известно, насколько часто появляются новые заболевания (вероятно, любой помнит, как молниеносно появились и распространились так называемые «птичий грипп» и «атипичная пневмония»), разрабатываются новые препараты и методы лечения. Очевидно, что никто бы не хотел идти на прием к врачу, знания которого пять лет не обновлялись. Внедрение дистанционных образовательных технологий в систему повышения квалификации врачей позволит практикующему специалисту учиться на рабочем месте, сделать обучение непрерывным.

Во-вторых, это нерациональное использование времени. В России порядка 620 000 врачей. Если принять, что каждый из них повышает квалификацию раз в пять лет и курс обучения длится один месяц, то получается, что в данный момент порядка 10 000 врачей оторваны от работы для учебы. А ведь это практически население небольшого города! Дистанционное обучение позволит меньше отрывать от работы врачей, поскольку часть обучения будет проходить на рабочем месте.

В-третьих, это большая затратность. Либо врач уезжает для обучения и приходится нести расходы по оплате транспорта, проживания, либо группа преподавателей прибывает для обучения группы врачей и несет те же виды расходов. Дистанционное обучение позволит значительно сократить продолжительность командировок и минимизировать расходы по этим статьям.

Как мы видим, дистанционное обучение позволит поддерживать знания врачей актуальными (а это значит, повысить качество медицинской помощи), а также снизить затратность системы повышения квалификации.

Проблемы, которые предстоит решить

Несомненно, есть острые вопросы, которые не могут быть оставлены без внимания.

Можно ли учить врача дистанционно?

Противники внедрения дистанционного обучения в медицине часто приводят следующий тезис: а возможно ли дистанционно научить человека что-то «делать руками»? Ведь профессия врача во многом состоит в выполнении различного рода операций и манипуляций.

В ответ на это можно привести пример: это летчики. Прежде, чем сесть за штурвал самолета, они проходят большой курс теоретической подготовки, отрабатывают свои действия на тренажерах и симуляторах. Естественно, обучение врача практическим навыкам требует традиционного очного контакта, но вся теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме. Для того, чтобы правильно распределить время обучения на дистанционную и традиционную «фазы» необходима тщательная переработка учебного плана.

Дефицит специалистов

В настоящее время очень остро ощущается дефицит преподавателей, которые могли бы разрабатывать дистанционные курсы для врачей и проводить по ним обучение. Нетрудно представить, что для этого нужна специальная подготовка не только по техническим вопросам, но и по методическим: например, разработчик курса должен правильно определить последовательность и соотношение дистанционной части обучения и традиционной.

Разумеется, коллективами медицинских ВУЗов принимаются меры для того, чтобы преодолеть возникающие трудности. Например, в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова ведется активная работа по внедрению дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Перерабатываются учебные планы, разрабатываются дистанционные курсы. Кафедрой семейной медицины факультета последипломного профессионального образования врачей разработан дистанционный курс «Основы дистанционных образовательных технологий в высшем медицинском образовании», призванный помочь в подготовке преподавателей к использованию дистанционного обучения.

Будем надеяться, что уже в ближайшее время мы сможем сказать, что дистанционные образовательные технологии успешно внедрены в учебный процесс многих медицинских учебных заведений.

Кафедрой семейной медицины ММА разработан дистанционный курс «Основы дистанционных образовательных технологий в высшем медицинском образовании »

Проводимая в России структурно-функциональная реформа здравоохранения формирует ряд требований к модернизации медицинского образования. Изменения в системе медицинского образования должны быть направлены на повышение качества подготовки специалистов, поддержание актуальности их знаний и одновременно на рациональное расходование ресурсов.

Одним из возможных подходов к модернизации медицинского образования является внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс.

В рамках реализации национального проекта в ГОУ ВПО ММА имени И.М. Сеченова разрабатывается система дистанционного обучения, призванная послужить платформой для внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс на всех факультетах ММА, на всех уровнях образования.

Однако, следует отметить, что на данный момент очень малое количество преподавателей ММА и других медицинских вузов имеют подготовку, необходимую для разработки дистанционных курсов и проведения обучения. Следует также отметить, что применение дистанционных образовательных технологий в обучении по медицинским специальностям имеет огромную специфику и весомые ограничения. Таким образом, возникает проблема обучения преподавателей использованию дистанционного обучения.

Коллектив кафедры семейной медицины, накопивший большой опыт по внедрению различных видов дистанционных технологий в учебный процесс, разработал курс повышения квалификации для преподавателей медицинских вузов по использованию дистанционного обучения.

Проведение курса будет осуществляться на базе дистанционных образовательных технологий (а именно, система управления обучением, размещенная в Интернет), что позволит слушателям, помимо изучения теоретического материала, получить опыт работы с реальными техническими средствами. Обучающиеся увидят систему глазами обучающегося, смогут поработать в роли разработчика и преподавателя.

Учебная программа

  • Тема 1. Что такое ДО? Определение понятия “Дистанционное обучение
    • Современное представление о дистанционном обучении. Понятия, с которыми следует дифференцировать термин «Дистанционное обучение» (электронное обучение, программированное обучение, заочное обучение, электронные библиотеки и базы знаний, самостоятельная подготовка). История и эволюция дистанционного обучения. Три поколения дистанционного обучения.
  • Тема 2. Зачем внедрять ДО? Актуальность и востребованность дистанционных образовательных технологий.
    • Актуальность и особенности дистанционного обучения в послевузовском профессиональном образовании врачей. Эффективность дистанционного обучения. Какие выгоды возможно получить при внедрении дистанционного обучения врачей (как дистанционное обучение позволит повысить качество подготовки специалистов, какие экономические выгоды принесет внедрение ДО).
  • Тема 3. Нормативно-правовое обеспечение дистанционного обучения врачей.
    • Основные регулирующие документы. Область применения и ограничение на использование дистанционного обучения.
  • Тема 4. Разработка дистанционного курса. Технические аспекты.
    • Выбор технологий. Технология отчуждаемых носителей, технология компьютерных сетей.
    • Реализация технической платформы ДО.
    • Основные виды учебно-методических материалов. Элемент «Учебная работа», Элемент «Ресурс», Элемент «Форум», Элемент «Глоссарий», Элемент «Задание», Элемент «Тест», Элемент «Чат», Элемент «Wiki», Элемент «Опрос», Элемент «Анкета».
    • Дополнительные материалы на отчуждаемых носителях на примере информационных CD – ROM. Видеофильм. CD с информационно-справочными материалами курса. CD, включающие виртуальные тренажеры.
  • Тема 5. Методические аспекты.
    • Психологические особенности ведения учебного процесса при помощи ДОТ. Преимущества материалов в электронной форме. Эргономические, психологические и технические особенности подготовки дистанционных курсов.
    • Учебная программа курса.
    • Академический календарь.
    • Руководство по изучению курса.
  • Тема 6. Особенности организации обучения в системе ДО
    • Преподаватели. Функции и роли преподавателей.
    • Особенности педагогического процесса в ДО. Общие особенности. Лекции. Практические занятия. Семинарские занятия. Консультации.
    • Качество и его оценка в дистанционном обучении. Стандарты ISO 9000-9004. Общие показатели качества. Предметные показатели качества. Показатели качества результатов образования. Оценка качества электронных учебных материалов. Основные показатели качества учебных материалов. Дополнительные показатели качества.
  • Итоговый контроль.
    • Заключительная веб-конференция. Разработка индивидуального мини-проекта внедрения ДО по специальности (направлению подготовки).
Читайте также:  Как начать разговор с девушкой?

Требования к первоначальным знаниям и умениям обучающихся и материально-техническому обеспечению

Обучающийся должен иметь:

  • навыки работы с ПК на уровне пользователя
  • навыки работы в сети Internet ( WWW и электронная почта) на уровне пользователя
  • высшее образование медицинского, технического или педагогического профиля
  • базовые знания в области педагогики
  • в распоряжении персональный компьютер с типичным программным обеспечением (графическая операционная система, интернет-броузер, средство для работы с электронной почтой) и подключением к сети Internet

Для обучения приглашаются преподаватели медицинских вузов.

Медицинское образование дистанционно

Основа образовательного процесса в дистанционном режиме – это плотное взаимодействие учащегося и преподавателя, изучение лекционных материалов, видеозаписей семинаров и конференций, ведение научно-исследовательской работы. Эти основы остаются незыблимыми для любой специальности. Конечно, медицинский работник является, прежде всего, практиком, и говорить о получении базового медицинского образования дистанционно нет никакого смысла.

Практикующий врач – это специалист, который по долгу своей работы просто обязан быть в курсе всевозможных инновационных разработок в области диагностирования и лечения различных заболеваний. Он может улучшить и углубить собственные знания, повысить квалификацию и приобрести дополнительную профессию, не прерывая практику – для медиков это особенно важно.

Удаленное медицинское образование на законодательном уровне

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» утверждает, что одна из первоочередных задач в области здравоохранения – это обеспечение непрерывной качественной подготовки и переподготовки медперсонала. Важным моментом в этом деле должны стать телемедицинские технологии, позволяющие осуществлять как лечебно-диагностические консультации, так и специфические научно-просветительские мероприятия.

Более того, 11 марта 2012 года стало определенной вехой в сфере получения медицинского образования: именно в этот день вступили в силу изменения в основной закон № 3266-1 от 10.07.1992 г. Согласно введенным поправкам использование электронного и дистанционного обучения было закреплено на законодательном уровне.

Медицинское обучение дистанционно может быть организовано как в режиме реального времени, так и в режиме отсроченном.

Дистанционное медицинское образование предполагает повышение квалификации практикующих врачей, окончание интернатуры и ординатуры недавних выпускников медицинских высших учебных заведений и профессиональную переподготовку.

Что дает дистанционное медицинское образование

Практически каждое высшее учебное заведение, готовящее врачей, может предложить дистанционную форму постдипломного обучения. Это открывает широкие возможности практически перед каждым специалистом, желающим совершенствовать свои навыки или обзавестись дополнительным образованием независимо от региона проживания. А это не только диплом престижного университета или института, но и дополнительный шанс трудоустройства в элитных или узкоспециализированных клиниках или НИИ.

Как правило, учебное заведение самостоятельно определяет соотношение дисциплинарных часов и практических/лабораторных занятий. При дистанционном обучении все занятия проходят в удаленном режиме, интернет дает возможность виртуально присутствовать студентам на конференциях и семинарах, принимать участие в обмене мнениями и спорах, вести научно-исследовательскую работу под непосредственным руководством преподавателя или в тандеме с коллегами-студентами.

Высшие учебные заведения могут заключать договора с лечебными учреждениями любой категории, основным пунктом которых является предоставление учебных кабинетов с полной материально-технической базой для проведения лабораторных занятий.

Слушатели дистанционных курсов медицинского образования имеют неограниченный доступ к следующим материалам:

  • Списку изучаемых дисциплин и плану их прохождения;
  • Электронной библиотеке, сборникам фильмов, медицинским атласам;
  • Научным работам ведущих специалистов;
  • Данным по врачебным ошибкам и путям решения различных проблем;
  • Контрольным заданиям;
  • Рекомендациям, выложенным в методических пособиях, по выполнению практических работ.

Каждый учащийся в конце обучения получает персональную тему дипломной работы, может воспользоваться онлайн консультациями с преподавателями, самостоятельно провести исследовательские работы в рамках предстоящей защиты диплома.

Особенности дистанционного медицинского образования

Заочно или в удаленном режиме можно получить медицинское образование только по ограниченному списку направлений этой специальности. В нашей стране доступно получить высшее образование в дистанционном порядке только по специальности фармацевт и диагност, во всех остальных случаях требуется очная форма обучения. Если возникает необходимость повысить квалификацию или пройти курсы переподготовки, то необходимо предоставить следующие документы:

  • Диплом о высшем (среднем) образовании;
  • Данные с места работы – занимаемая должность, опыт работы по специальности;
  • Заявка установленного образца (зависит от требований учебного учреждения);
  • Фотографии 3х4.

Более конкретную информацию следует уточнять непосредственно в учебном заведении – могут требоваться дополнительные документы, личное присутствие при сдаче их в приемную комиссию.

Медицинское образование дистанционно можно получить и за рубежом. Причем, в некоторых странах подобное образование предоставляется по многим медицинским специальностям. Для поступления необходимо не только отправить стандартный пакет документов, но и доказать владение высоким уровнем иностранного языка.

Где пройти обучение

  • Первый Московский Государственый медицинский университет им. Сеченова;
  • Медицинский университет “Реавиз”;
  • Пятигорский медико-фармацевтический институт.

Образование в медицине дистанционно

Скоростной интернет и другие высокие технологии каждый день вносят всё новые корректировки в нашу повседневную реальность. То, что ещё вчера казалось нелепым, сегодня стало обыденностью. Справедливо это и по отношению к системе образования. И речь идёт не только о нашей стране, но и о изменениях в самих принципах получения образования во всём мире.

Ещё десять лет назад дистанционное обучение казалось смелой задумкой, толком не опробованной, сомнительной эффективности авантюрной затеей. Вы получали по почте конверт с кассетой для магнитофона, и затем старательно повторяли иностранные слова за диктором, учтиво делающим паузы на записи. Контрольные работы нужно было тоже отсылать почтой, всё это занимало немало времени. На такие курсы (не только иностранного языка) решались только люди, серьёзно настроенные освоить новые знания и навыки, но не имеющие свободного времени для получения “полноценного” образования.

Сегодня же всё это делается в два клика мышкой, мгновенно, сама пересылка не стоит ни копейки, а ваш личный наставник по предмету всегда под рукой, вы можете позвонить ему в скайп или при помощи другой подобной системы интернет-связи для дополнительной консультации или с просьбой уточнить неясные вопросы.

Конечно, все эти плюсы не исключают и определённых минусов дистанционного обучения. Далеко не всякую профессию можно успешно освоить дистанционно. Медицинская наука, например, вещь и без того необычайно сложная, а получение медицинского диплома налагает ещё и огромную ответственность.

Таким образом, с одной стороны медицинское образование требует усвоения очень большого объёма теоретического и практического материала. Нужно не только прослушать бессчётное количество лекций и увидеть бесконечное множество схем, заучить сотни таблиц, запомнить тысячи графиков, но ещё и быть уверенным, что всё это усвоено верно. Ведь если большая часть остальных ВУЗов, которые выпускают “средненьких” профессионалов, рискуют только потерей собственной репутацией среди потенциальных работодателей, то медицинские колледжи и ВУЗы имеют дело с человеческим здоровьем, которому может быть нанесён непоправимый ущерб, и даже с человеческими жизнями, которые могут быть оборваны в результате ошибки некомпетентного врача.

С другой стороны, дистанционное обучение медицинским профессиям в значительной степени осложняется отсутствием возможности преподать студенту практическую строну дела. Учащимся медицинских ВУЗов приходится немало практиковаться, прежде чем они получат свои долгожданные дипломы. Выпустить из учебного заведения “чистого” теоретика непозволительно, опять же по причине высокой ответственности перед людьми, чьи жизни и здоровье будут от него зависеть.

Оба этих фактора – объём знаний и необходимость в практике, ставят дистанционное обучение медицинским профессиям, фактически, на грань невозможного. Тем не менее, в некоторых странах, таких как Италия, Германия, Чехия, Испания, уже существует целый ряд университетов, готовых принимать студентов именно на эту форму обучения. И этому, конечно, тоже есть логичное объяснение, никак не противоречащее вышеизложенному.

Читайте также:  Как понять кошку?

В первую очередь следует уточнить, что речь идёт не обо всех медицинских специальностях, а лишь о медико-диагностических, требования к которым (касающиеся практического опыта) значительно ниже. Конечно, необходимость усвоения большого объёма теоретических сведений остаётся, но предполагается, что при должном усердии и грамотной организации контроля полученных знаний, это требование выполнимо. Также не стоит забывать о профессиях фармацевтов, с которыми приблизительно та же ситуация.

Также дистанционное обучение вполне результативно в случае, когда речь идёт не о первом высшем медицинском образовании, а только о повышении квалификации. Если уже состоявшийся профессионал решает освоить пока ещё слабо известную ему специализацию, дистанционное обучение вполне может ему подойти, и он уже достаточно образован, чтобы оценить правильность такого решения и принять его ответственно и самостоятельно.

Преимущества же дистанционного обучения медицинским профессиям точно такие же, как и для любых других профессий: не нужно тратить время и деньги на ежедневные поездки в университет, можно самостоятельно выбирать время для занятий и темп обучения (в разумных пределах), а также заниматься без отрыва от основной вашей деятельности на данный момент. Ещё одно неоспоримое преимущество дистанционного получения медицинского образования – это вопрос цены, которая значительно ниже, чем цены очных форм обучения. В дальнейшем же полученные знания и диплом откроют вам ничуть не худшие перспективы для профессионального и карьерного роста.

Оформление заявки на дистанционное обучение, как правило, не составляет особого труда. В первую очередь нужно будет сделать скан или ксерокопию собственного паспорта, а также документов об окончании средней школы и(или) университета, которые потом отправляются в выбранный вами ВУЗ. Вступительных экзаменов, как правило, нет. Нужно будет только сдать тест на знание языка, на котором ведётся преподавания (напоминаем, в России пока ещё дистанционное обучение медицинским профессиям находится в зачаточном состоянии), и потом уже комиссия оценит ваши знания по присланным документам и баллу за языковой тест. После этого вас уведомят, сочли ли ваши знания достаточными для начала дистанционного обучения.

Подытоживая, можно сказать, что медицинское образование – вещь сложная, требующая больших затрат энергии, времени и денег, а также определённых практических навыков, поэтому возможности дистанционного обучения в этом плане весьма ограничены. Такое обучение подходит только для профессионалов, которые хотят повысить свою квалификацию, особенно если речь идёт о медико-диагностических профессиях, либо же для будущих фармацевтов, чей род деятельности неотрывно связан с медициной, но всё же является отдельной сферой. В остальных же случаях, если вы хотите получить полноценное медицинское образование и диплом, придётся настроиться на очень долгий и очень упорный труд.

Дистанционное медицинское образование

Многие, окончившие среднюю образовательную школу и принявшие решение стать медиками, задаются вопросом, можно ли получить высшее медицинское образование дистанционно.Сразу можно отметить, что данная форма получения образования доступна только по некоторым специальностям и в качестве повышения квалификации.

Дистанционная и очная формы медицинского образования

Современное дистанционное образование является по всем параметрам универсальной технологией обучения. Она ориентирована строго на индивидуальные запросы учеников и особенности их специализации.

Получить дистанционное медицинское образование можно тем, кто решил стать специалистов в сфере фармацевтической отрасли или диагностической. Также данная форма обучения оптимально подойдет тем, кто уже имеет первое высшее образование и принял решение получить второе или повысить свою квалификацию.


Система образования в Англии по-праву считается одной из лучших в мире, и служит образцом для построения этапов обучения в других государствах.

Колледж управления бизнеса и права, здесь вы сможете узнать все про получение образования в этих учебных заведениях.

Во втором случае обучение дистанционно разрешено по той причине, что уже присутствует определенная практическая и теоретическая база.

Медицинские курсы дистанционно

При выборе дистанционной формы образования, проблем с выбором учебного центра не возникнет никаких. Существует ряд университетов, которые на высоком качественном уровне предоставляют услуги удаленного высшего медицинского образования, но это касается в основном медико-диагностических специальностей.

Что касается повышения квалификации, то медицинские курсы дистанционно можно пройти практически по всем направлениям данной науки. За основу образовательного процесса здесь берется целенаправленная и довольно строго контролируемая интенсивная работа специалиста, который принял решение обучаться на месте в удобное для себя время.

При себе он имеет специальные средства обучения:

• Методические указания;
• Разные учебники и пособия;
• Аудиокассеты с лекциями и так далее.


Большое количество туристов, которые задумываются о поездке на Гоа, изначально задаются вопросом, требуется ли виза в Индию и соответственно, как ее оформить, какие нужны документы и какой срок оформления данного документа.

Об университетак Италии можно посмотреть в этой статье.

Если проходятся курсы или получается среднее медицинское образование дистанционно, преподаватель и учащийся территориально разделены друг от друга, но несмотря на это, постоянно находятся в определенном взаимодействии. Общение организуется посредством применения специальных приемов:

  • Построение общего учебного курса.
  • Разработка и договоренность относительно используемых методов коммуникации.
  • Современные технологии Интернета.

Все это помогает студенту и преподавателю в любое время быть на связи, решать основные вопросы относительно процесса обучения и используемого материала.

Поступление и обучение на медицинских курсах

Заявление на прохождение дистанционного обучения рассматривается у тех специалистов, которые имеют определенное базовое профессиональное образование и намереваются:

  • Повысить свою квалификацию.
  • Осуществить профессиональную переподготовку.

Если необходимо получить среднее медицинское образование дистанционно, вступительные экзамены сдавать не придется. Проводится только небольшое тестирование и на основании полученного результата осуществляется зачисление в ВУЗ на полноценное дополнительное обучение или на прохождение курсов.

По причине того, что курсы пользуются большей популярностью, важно отобразить их стоимость:

Первичная специализация216 часов7930 рублей
Специализация288 часов10610 рублей
Повышение квалификации144 часа5990 рублей
Профессиональная переподготовка1016 часов21511 рублей

Чтобы обучаться дистанционно в ВУЗе, студенту в обязательном порядке потребуется иметь домашний компьютер, а также бесперебойный выход в сеть, желательно скайп с вебкамерой. Каждый абитуриент, который поступает на факультет второго высшего медицинского образования или курсы по методике дистанционного обучения, получает от учебного центра индивидуальную интернет страницу.На ней присутствуют следующие данные:

  • Учебный план.
  • Расписание.
  • Зачетная книжка.
  • Персональный доступ к учебным материалам, то есть электронные пособия, видео-лекции, а также учебники.

Преимущества дистанционного медицинского образования

В процессе обучения студент самостоятельно устанавливает график изучения учебной программы. при необходимости в данном вопросе может помочь куратор, который обычно назначается учебным заведением. Контроль полученных знаний также осуществляется через интернет, в режиме эффективного электронного тестирования.

Чтобы получить медицинское образование дистанционно студент обязан сдать специальный государственный аттестационный экзамен, а также осуществить защиту выпускной квалифицированной работы.

Как и в процессе получения среднего профессионального образования, обучение в виртуальном ВУЗе по большей части представляет собой то же заочное, но только с применением специальных дистанционных технологий образования.


Высшее образование в Германии, отличительной чертой которого является гармоничное сочетание старейших университетских обычаев и современных достижений науки, низменно остается престижным и популярным и привлекает к себе множество студентов.

Об изучении английского языка на Мальте читаем в этой статье.

Подводя итоги, стоит отметить, что выбирая дистанционное образование, важно помнить о том, что выдавать сертификаты и дипломы государственного образца могут только те, кто имеет специальную аккредитацию.

Все программы и технологии, по которым проводится обучение, в обязательном порядке должны быть лицензированы. Прежде чем вносить плату за учебу в виртуальное учебное заведение, стоит проверить его на наличие лицензии, на право ведения образовательной деятельности и все необходимые свидетельства.

Ссылка на основную публикацию