НЛП в воспитании детей - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

НЛП в воспитании детей

НЛП в воспитании детей

Наверное, каждый сталкивался в жизни с фразой «маленькие детки – маленькие бедки». Смысл этого изречения становится понятен, когда из беззаботного малыша ребенок превращается в личность, со своим темпераментом, характером и конечно страхами. Это один из важнейших моментов становления психики маленького человека. То, каким этот человечек вырастет, напрямую зависит от родителей, малейшая ошибка в воспитании ребенка 3-6 лет может стать серьезной проблемой в старшем возрасте. Многие родители это осознают и стараются следовать современным способам воспитания. Наибольшую популярность на сегодняшний день обрела модель воспитания маленьких детей, основанная на нейролингвистическом программировании.

НЛП как вариант решения проблемы воспитания

Разработанные еще в 80-х годах стратегии и техники, сделали НЛП универсальной моделью воздействия на сознание человека. Детская психика наиболее восприимчива к различным воздействиям, и если направить их в положительное русло, можно избежать массу проблем в будущем.

Как с помощью НЛП можно оказать влияние на ребенка? В качестве примера, можно использовать несколько краткосрочных технологий:

  • «наложение» различных полярных по своим свойствам эмоциональных состояний (например, это может быть страх и смех одновременно);
  • регуляция состояния психики ребенка с помощью визуальных, аудиальных и кинестетических образов (субмодальностей);
  • нестандартное переформулирование проблем ребенка из негативной в положительную сторону (рефрейминг);
  • объединение различных видов деятельности в одну модель поведения для восстановления работоспособности и адекватного воспиятия реальности (якорение и т.п.).
  • формирование избирательного отношения к окружающему миру (различные виды установок).

Метафора и сказкотерапия

В жизни эти технологии реализуются с помощью игровых театрализованных метафор и метода сказкотерапии.

Метафорой в НЛП в данном случае будет являться сказка или история, которая будет отражать ситуацию, важную для ребенка. Театрализованное представление должно осуществляться с помощью любимых игрушек и специально созданного игрушечного кукольного театра. При этом важно, чтобы ребенок сам был зрителем, участником и создателем процесса. Малыш сам должен решать какими данными наделить того или иного героя и какая судьба должна его постигнуть. Задача родителя перевести ситуацию, пугающую ребенка или расстроившую его, в игру, в которой ребенок самостоятельно сможет избавиться от негативных эмоций. Например, если на улице малыша кто-то обидел, то с помощью театрализованных метафор он может наделить игрушку качествами обидчика и заставить его «ответить по заслугам». То же самое касается всех жизненных явлений, которые нервируют малыша. Таким образом, перенося реальность в игру, вы поможете ребенку самостоятельно избавляться от многих детских проблем и страхов и прогнозировать желаемое будущее.

Сказкотерапия – универсальный метод современного воспитания детей. От 3-х лет и вплоть до подросткового возраста сказки и реальная жизнь ребенка неотделимы друг от друга. Поэтому так важно научиться рассказывать ребенку «правильные» истории, которые не только дадут свободу его воображению, но и станут прекрасной возможностью подготовить малыша к взрослой жизни. Существует множество сказок, в которых говорится о слабых и беззащитных мальчиках и их превращении в смелых и отважных героев, о вражде между добром и злом, о жестокости и милосердии т.д. Слушая подобные рассказы, дети находят в них отражение собственной жизни. Поэтому важно научиться не только читать те сказки, которые передаются из поколения в поколение, но и самим составлять рассказы, которые помогли бы ребенку решить насущную проблему.

Эталоном такого воздействия на сознание ребенка в Англии стал «Рассказ про Энни». Это общее название всех сказок, в которых главным героем становится сам малыш, но он не осознает этого. Приведем некоторые примеры:

  1. Ребенок враждует с кем-то во дворе, в школе или в детском саду. Приходит домой грустный, и вы выясняете, что он с кем-то подрался, либо кто-то его обидел. Перед сном, укладывая ребенка, вы рассказываете ему сказку, начиняя словами «Жил был ребенок (мальчик или девочка) похожий на тебя…». Дальше вы рассказываете малышу, как вел себя герой во дворе с другими детьми и как смог решить свои проблемы. Таким образом, ваш ребенок не только будет заинтересован в развязке данного рассказа, но и обязательно запомнит тот шаблон поведения, который выбрал придуманный вами герой. Подобный перенос реальности в сказку поможет ребенку решить большинство своих проблем в форме игры.
  2. Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет страх к какому-либо объекту или предмету, ни в коем случае нельзя смеяться над этим явлением или вовсе его игнорировать. Лучше расскажите малышу сказку о том, где такой же ребенок как он победил чудище, живущее под кроватью, или к примеру приручил большую собаку (содержание рассказа должно быть следствием того страха, который присущ вашему ребенку). Ваша задача путем подобного общения с малышом научить его не бояться, а смело смотреть в глаза своим страхам.

Какой бы ни была жизненная ситуация, выбившая вашего ребенка из колеи, обращайте на нее внимание и с помощью этих двух простейших приемов НЛП воспитывайте в нем уверенность в себе и положительное отношение к жизни. При этом очень важно во время рассказа отвечать на вопросы малыша и задавать их самим. Дайте ребенку возможность по рассуждать и высказать свою точку зрения. Подобные сказки имеет форму импровизированного тренинга, в ходе которого ребенок научится справляться со всеми тяготами жизни и позитивно относиться к окружающему миру.

Практическое НЛП для ДЕТЕЙ

Вы когда-нибудь спрашивали себя, зачем человеку дано детство?

«Мальчика привела на обследование к психиатру мать,

у которой не закрывался рот. Психиатр обследовал его

и убедился, что он плохо реагирует на вопросы.

Врач спросил: – Тебе плохо слышно?

На что ребёнок ответил: – Я слышу хорошо, но я устал слушать..»

Для чего жизнью отводится эта беззаботная пора? Ребенок рождается на свет чистым листом («tabula rasa»), с ним нет багажа условностей, стереотипов, социальных предопределений. В этом его красота и совершенство. И всё же, малыш имеет одно врождённое отличие – это безусловный кредит доверия. Он отдается взрослым и, прежде всего, родителям. К сожалению, этот кредит не бесконечный. «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его» (В. Гюго). Мы воспитываем детей так, как воспитывали нас – это бессознательная схема взаимодействия между поколениями. Из самых лучших побуждений через слова, убеждения и призывы родителей, создаётся картина мира ребёнка, которая не всегда оказывается красочной и позитивной. Родители повторяют одни и те же ошибки снова и снова, и это оглупляет их в глазах детей, они не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь. «Но ведь я хотел как лучше!» – возразит с сожалением заботливый родитель. И он будет прав во всём, кроме способов воплощения своих добрых намерений.

Нейролингвистическое программирование – это направление в практической психологии, которое не имеет научного обоснования и в академическом сообществе считается непризнанным. Но результаты людей, которые использовали его для глубокого познания поведения и совершенствования отношений, доказывают практическую эффективность НЛП, как способа влияния на качество разных сфер жизни, уравновешенность взаимосвязей между личностью и ее мыслями, поведением, способностями, ценностями и убеждениями. Для простоты и эффективности в применении, хотелось бы рассмотреть основные разрушительные установки родителей, которые чаще всего употребляются при общении с детьми. Но, если запретить взрослым произносить те или иные фразы в сторону детей, это непременно вызовет внутренний конфликт и противоречия, так как в мыслях они всё таки останутся и желание высказать их будет неизбежным. Именно не устраняя, а заменяя убеждения-паразиты созидательными фразами, можно быстро привыкнуть к новому способу мышления. Именно на такой технике и построены принципы НЛП. Родительские условности – это величайшее рабство в мире. Пора их менять, пока они не внесли свои неблагоприятные коррективы.

РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ФРАЗА № 1

«НЕ переходи дорогу на красный свет! НЕ ходи раздетым! НЕ говори с набитым ртом!»

Страх за детей сковывает родителей – «Кто знает, что может случиться с ребенком, пока нас нет рядом?» Из-за этого страха и своих опасений они начинают лепить для ребенка модель жизни и вести его определенным путем. Родитель очень ясно даёт понять, чего делать НЕ следует, и этим он убивает в ребёнке созидательное начало. Вместо того чтоб сказать, как делать нужно идёт колоссальный акцент на то, как делать не нужно. И как Вы думаете, что отложиться на подсознании ребёнка? Частичка «НЕ» не воспринимается, а остаётся только то, что идёт в привязке к ней.

«Переходи дорогу на зелёный свет. Одевайся по погоде. Сначала прожуй, потом говори»

Изменяя негативное убеждение на позитивное, убирая из речи частичку «НЕ», Вы перестраиваете подсознательные реакции вашего чада и формируете благостный подход к жизни, как у него, так и у себя. Ребенок понимает Вас, если Вы понимаете ребенка. Дети очень отзывчивы, если видят, что им не ставят препятствий, а благотворят их.

РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ФРАЗА № 2

«Ты не выйдешь из-за стола, пока не доешь!»

Достаточно привычная для нас фраза. Как часто мы слышали, так часто и проговаривали её сами. Спросите себя, откуда Вы можете знать, когда к вашему ребёнку придёт насыщение? Почему Вы решили, что именно такое количество пищи должно поместиться у него в желудке? К сведению, объем здорового пустого желудка у человека не превышает 400 грамм.

Обратимся к истории. Поколение наших бабушек, дедушек и наших родителей родом из 20-го века. Этот век прославился войнами и голодовкой. Дефицит продуктов питания был самой главной проблемой на общегосударственном уровне. И если у семьи был ужин – это была счастливая семья. К счастью, времена меняются. Сейчас мы довольствуемся разнообразием пищи, но убеждение «дети должны быть откормленными» так и осталось на подсознании и передаётся из поколения в поколение. Заставляя ребёнка доедать, то есть ПЕРЕедать, родители лишают его осознанности, свободы выбора, в добавку награждают плохим здоровьем, сонливостью, упадком сил и ожирением. Откуда возьмутся силы для активности или учёбы, если все ресурсы организма направлены на то, чтобы переварить еду, которую ребёнок ещё и не хотел? Если он голоден, то обязательно скажет: «Мама, я очень хочу кушать!». И ещё укажет, чего именно хочется съесть сейчас. Он просто сметёт всё в своей тарелке и попросит добавки. Но если его организму на данный момент не нужно столько пищи, значит он не испытывает голода, или уже наелся.

«Вот твой обед. Кушай столько, сколько хочешь. Есть добавка, если ты захочешь ещё»

Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание принадлежит женщинам. Некоторые мамы говорят: «Мой ребёнок никогда не попросит кушать!» Они просто не давали ему шанса проголодаться! Доверяйте организму вашего чада, тогда у него не будет проблем со здоровьем.

РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ФРАЗА № 3

«Мы едим всё. Это ели наши родители и это необходимо есть нашим детям»

С этой формулировкой вообще трудно спорить, ведь тут учитывается бесценный опыт поколения в сфере культуры питания. Неужели Ваши родители и прародители отличались отменным состоянием здоровья и не умерли от заболеваний? Они прожили долгую, полноценную и активную жизнь? Если это так, остаётся только порадоваться этому. Но Вы забыли учесть тот факт, что наступил 21-ый век. Научно-технический прогресс добрался и до нашей «кухни». Еды в супермаркетах много, она не портится месяцами, годами, она вкусная и быстрая. Консерванты, загустители, красители, усилители вкуса, разрыхлители, антиокислители, генномодифицированные продукты, токсическая и экологически загрязнённая пища – всего этого не было в пищевой промышленности ещё какие-то 20 лет назад! И если Вы считаете, что именно «ЭТО» ели Ваши предки, то Вы очень заблуждаетесь.

Читайте также:  Точка G у женщин

Обратите внимание на эти факты: «За последние десятилетие Украина вышла на 2-е место в Европе по темпам распространения рака. По показателям смертности от злокачественных новообразований детей Украина занимает 3-е место (!) в Европе». Что же происходит?! Какая связь между качественным изменением сферы питания и прогрессированием детского рака?! Если это заболевание у взрослого ещё можно объяснить неправильным образом жизни, тогда что сказать про ребёнка, которому 5-10 лет? Существует и дата в календаре – 15 февраля – это «Всемирный день детей, больных раком». Если уже этому заболеванию среди детей на мировом уровне выделен отдельный день, не наталкивает ли это Вас на размышления? И обратите внимание на рекламу детских продуктов – батончиков, конфет, соков, вкусностей с игрушками. Изучите состав и сделайте выводы.

«Мы едим только то, что натурально и полезно для всей семьи»

Если Вы хотите заложить прочный фундамент для роста и развития (как физического, так и духовного) Вашего ребёнка, то должны позаботиться о его пищевых и здоровых привычках. Рано или поздно ребёнок последует Вашему примеру, а не советам. Поэтому, культивировать натуральное питание и здоровый образ жизни нужно начинать как можно раньше, ярко используя собственный пример.

РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ФРАЗА № 4

«Зачем ты пьешь пустую воду? Выпей сок или чай»

У нас совершенно нет культуры питья воды. Очень немногие семьи (приблизительно 3-5%) регулярно употребляют чистую воду, а не только в жаркое время года. А ведь вода – это кровь планеты. Тело человека от 80 до 90% состоит из воды! Она выполняет транспортную, растворительную, очистительную и информационную функции. И где организму ребёнка взять литр-полтора воды, если он пьёт только чай, соки, газировку? Эти напитки являются мочегонными и вместо того, чтобы дать жидкость организму, они активно её выводят и способствуют появлению жажды снова и снова. Попробуйте напиться газировкой в жаркий день. У Вас это не получится. Почему дети не пьют воду? Потому что её не пьют их родители!

Нас всех с детства поили подслащённым чаем. Кто так сказал и кто это придумал? Ответа нет, просто так положено. Чай – прекрасный напиток с кофеином, он тонизирует и бодрит. Вместе с сахаром это источник быстрой энергии. А есть ли смысл пить такой напиток перед сном? Насколько натурально и полезно то, что мы пьём? Подумайте об этом.

«Выпей воды, она утолит твою жажду лучше всего»

Не всё то, что жидкое, является водой. Чай, кофе, молоко и сок – это еда. Поймите это сами и научите этому своих детей (и родителей!). Прочтите книгу доктора Батмангхелиджа «Ваше тело просит воды» и многие проблемы будут решены сами собой.

РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ФРАЗА № 5

«Ты не можешь плакать, ты же мальчик!»

Как часто отцы, пытаясь воспитать в ребёнке настоящего мужчину, запрещают им проявлять свои эмоции в таком виде, в каком им хотелось бы. Прежде всего, ребёнок – это человек. И если ему плохо, морально или физически, он имеет полное право заплакать. На физиологическом уровне это крайне необходимо! Таким способом выводится гормон – адреналин, пребывание которого в организме после стресса, имеет негативные последствия.

«Если ты плачешь, это не означает, что ты слаб. Всё проходит и это тоже пройдёт»

Мужество – это не железный характер и стальные нервы. Это поступки, которые мужчина способен совершать. Детям больше нужен пример для подражания, чем деструктивная критика и упрёки.

РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ФРАЗА № 6

«Я тебя ругаю, но всё равно люблю!»

Можно часто услышать: «Когда мы ругаем детей, они все равно знают, что мы их любим». Уверяю Вас, не знают! Воспринимая слова буквально, у ребенка формируется негативная картина мира, мрачные сценарии развития событий. Называя его лентяем, свиньёй, эгоистом, Вы подсознательно программируете его на исполнение этих ролей. Давать негативную оценку можно только поступкам, а не личности ребёнка.

Замените «Ты плохой», на «Ты поступил некорректно, нечестно, несправедливо».

Включите аргументацию тех чувств, которые переживаете, опишите их причину и результат. Пример: «Я очень расстраиваюсь, когда в школе ты заводишь драку, а потом скрываешь от меня этот факт. Меня вызывают на собрание, и я чувствую себя растерянно, когда узнаю об этом не от тебя, а от учителя». Дети очень мало знают о том, что родители чувствуют, и в этом виноваты сами родители. Никогда не ставьте ребенка в позицию врага, если желаете ему блага.

РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ФРАЗА № 7

«Если тебя не контролировать, ты вообще ничего не будешь делать!»

Это пример постоянного тоталитарного контроля: «Куда ты пошел?»; «Что ты сделал?»; «А сейчас мы подробно проверим домашнее задание!»; «Расскажи мне всё немедленно!» и т.п. В таких случаях родителями, опять же, движет страх. Дети воспринимаются, как несамостоятельные субъекты этой «сложной» жизни. Недоверие, неуверенность и боязнь что-то упустить – вот что беспокоит родителей. Самое ужасное то, что постоянно контролируемый ребенок не приобретает навыков самоорганизации и самоконтроля, у него не развивается ответственность и решительность. Как ребёнку развить волю, если нет самостоятельного преодоления трудностей?

«Если ты захочешь , то мы поможем тебе. Мы всегда готовы тебя выслушать, не осуждая»

Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым. Не навязывайте и не навязывайтесь. Осознайте, что дети могут идти в том направлении, которое ИМ нравится. Ваши дети не рождены для соответствия Вашим ожиданиям. Они проживут свою жизнь, и Вы должны радоваться тому, что у ребёнка есть свой путь, какой бы «неправильный», на Ваш взгляд, он ни был.

«Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали», – сказал кто-то из великих. Вы не должны помогать ребенку, передвигая его ноги и делая за него шаги. Вы должны защитить его от самих себя, от Ваших «правильных» убеждений, от страхов, критики, осуждения, ограничений. Не пугайте детей негативным опытом, неудачами, жизненными разочарованиями. Просто поймите, что на Ваших глазах лежит многослойная пыль «мёртвых» поколений, которые жили в другое время и при других обстоятельствах. Сотрите эту пыль! Радуйтесь переменам и подарите ребёнку бесценное право – быть самим собой.

Ирина Кривошея и Ванчини Остапов,

Велнес-тренера по осознанному образу жизни

НЛП в воспитании детей

Разработанные еще в 70-х годах прошлого века стратегии и техники сделали НЛП универсальной моделью воздействия на сознание человека. Детская психика наиболее восприимчива к различным воздействиям, и если направить их в положительное русло, можно избежать массу проблем в будущем.

Как с помощью НЛП можно оказать улучшить качество общения с ребенком? Вот несколько краткосрочных технологий, которые доступны для использования не только специалистам:

  • – “наложение” различных полярных по своим свойствам эмоциональных состояний (например, это может быть страх и смех одновременно);
  • – регуляция состояния психики ребенка с помощью визуальных, аудиальных и кинестетических образов (субмодальностей);
  • – нестандартное переформулирование проблем ребенка из негативной в положительную сторону (рефрейминг);
  • – объединение различных видов деятельности в одну модель поведения для восстановления работоспособности и адекватного восприятия реальности (якорение и т.п.);
  • – формирование избирательного отношения к окружающему миру (различные виды установок).

Название этих техник может звучать и выглядеть пугающе, но их использование довольно простое и понятное.

С помощью нескольких простых трюков и правильно подобранных слов родители могут изменить в лучшую сторону качество общения с детьми и повлиять на их поведение. Вот несколько простых шагов, которые, могут улучшить эффективность общения с детьми.

Никогда не говори НЕ

НЕ переходи дорогу на красный свет! НЕ ходи раздетым! НЕ говори с набитым ртом! НЕ упади! Не подскользнись! НЕ разбей! – это прямая и явная команда для психики ребенка сделать то, что надо НЕ делать.
Сюда же можно отнести и реплики вроде “Не оставляй свою комнату в беспорядке”, “Тебе обязательно везде оставлять свою обувь?” или “Сколько раз я говорила тебе погулять с сестрой?”.
Такие фразы вредны при общении с детьми. Если родители используют негативные предложения (предложения с отрицанием), ребенок с трудом понимает, что от него хотят на самом деле.

Замените негативные фразы на позитивные: вместо того, чтобы говорить ребенку, что ему НЕ делать, скажите ему что НАДО ДЕЛАТЬ.
Например, “Будь внимателен”, “Переходи дорогу только на зеленый”, “Сначала прожуй, а потом говори”, “Беги помедленней” и т.п.
Такое построение предложений и просьб поможет ребенку сосредоточить внимание на том, что ему надо сделать и что от него ждут, вместо негативного контекста. Дети очень отзывчивы, если видят, что им не ставят препятствий.

Создайте выбор там, где его нет

Часто просьбы и требования родителя сделать что-то натыкается на сопротивление ребенка. Чаще всего это происходит в период возрастных кризисов. В этот период ребенок начинает пытаться доказать свою особенность и самостоятельность. В такой ситуации можно сформулировать вашу просьбу иначе, например:
Вместо “Надевай эту майку и штанишки” лучше сказать “Какую майку ты сейчас наденешь: красную или синюю?”, “Что ты наденешь сначала: штаны или майку?” Если ваш ребенок не хочет есть овощи : “Ты бы хотел сначала съесть брокколи или морковку?”

Такое строение предложений привлекает внимание ребенка к предоставленному выбору, отвлекая его от того, что он должен одеться, и исключает возможность ситуации, когда он отказывается одеваться.

Создайте неизбежность выполнения просьбы (Пресуппозиция и косвенная пресуппозиция).

Этот метод даже действует в описанных выше случаях и заключается в том, чтобы говорить о наступлении события, для которого необходимо совершение определённого (необходимого вам) действия.
Например, если ваш ребенок не хочет есть овощи, вы можете сказать: “После того как съешь овощи, мы сможем поесть сладкое” .
Если не хочет делать домашнее задание: “После того как сделаешь домашнее задание можно пойти покататься на роликах?”
Можно использовать слово “когда” . При правильном использовании этого слова в разговоре с ребенком вы тонко намекнете на то, что его задание должно быть выполнено. : “Когда ты уберешь свою комнату, мы пообедаем”, “Когда ты закончишь задание по математике, мы можем пойти в парк” или “Когда ты наденешь форму, мы позавтракаем”.

Для детей постарше (и для взрослых) можно использовать косвенную пресуппозицию. В косвенных пресуппозициях неизбежность совершения действия задается не напрямую, а “обходными путями”.
Например, в случае с домашним заданием можно сказать : “Ты хочешь сверить ответы с Сашей или Ваней?” или “Покажешь мне ответы или так отдашь учителю?”

Объединяйтесь с ребенком для какого-либо действия.

Если подчеркивать словами связь с ребенком, это поможет ему легче воспринимать ваши слова. Ставить себя на место ребенка и использовать такие фразы как: “Нам с тобой придется постараться, чтоб это сделать” или “Ты, как и я, понимаешь, что делать уроки за убранным столом намного проще”.
Такое объединение поможет улучшить отношения с ребенком, если он переживает кризис.

Говорите “спасибо” до выполнения просьбы

Мы часто благодарим людей уже после того, как они что-то для нас сделали. Благодарность “до” лучше работает, особенно с детьми, ведь они в глубине души хотят угодить родителям. В следующий раз, когда вы попросите ребенка помыть руки, сесть за стол или выключить телевизор, прибавьте к этому “спасибо”. Это не позволит вашему чаду проигнорировать просьбу. Раз его уже поблагодарили, он чувствует себя обязанным исполнить задачу.

Читайте также:  Система образования в южной корее: высшее школьное и дошкольное

Всегда объясняйте причины и последствия своих требований.

Часто мы просим чадо сделать что-либо, не объясняя, зачем и кому это нужно. Если объяснить, почему мы просим его сделать что-то, вероятность выполнения этого повысится. Если ребенок громко включил музыку, попробуйте сказать: “Давай сделаем звук потише, потому что мы должны решить, чем будем заниматься дальше. Так будет легче придумать что-то интересное”.
Если вам нужна помощь, чтобы занести покупки в дом, может быть эффективной фраза: “Можешь ли ты помочь мне выгрузить покупки из машины? Там слишком много сумок, и я не справлюсь сама”.

Если ребенок часто ноет и жалуется, то покажите, что жаловаться — не выход

Некоторые дети берут в привычку постоянно жаловаться и ныть, вместо того, чтобы размышлять о проблеме и искать способы ее решения. Например, если ваш ребенок жалуется, что ему жарко, можно помочь ребенку решить проблему, но в то же время предоставить ему возможность выйти из ситуации самостоятельно: “Ты хочешь, чтобы стало прохладнее? Что бы ты хотел — открыть окно или снять куртку?”

Если ребенок жалуется на что-то, например: “Я ненавижу спать с кем-то в одной комнате” — постарайтесь вместе найти решение проблемы. На эту претензию мама может ответить так: “Что если выделить для тебя твое собственное пространство в комнате?”.

Помогите вашему ребенку перестать сомневаться (рефрейминг)

От детей часто можно услышать слово “не могу”. Для того чтобы избавить своего ребенка от неуверенности в своих силах, необходимо дать ему понять, что его “не могу” не есть что-то неизменное. Что все меняется: и сам ребенок, и ситуация в которой он находится меняется. Ребенок постоянно растет, и его способности развиваются вместе с ним. Когда он говорит о том, что ему не дается математика, следует ответить: “Ты просто еще не нашел решения этой конкретной задачи”. Также можно ответить: “Ты справился с заданием на умножение, но просто пока не понял, как решать неравенства”.

Идея в том, чтобы переключить внимание с того, что ребенок не может, на то, что ему удалось. Откройте для вашего ребенка больше возможностей и помогите ему посмотреть на сложную ситуацию с нескольких точек зрения. Этим вы сделаете его и вашу жизнь намного легче.

Многие из вышеперечисленных советов требуют от родителей изменить самих себя, что очень сложно для взрослого состоявшегося человека. Когда Вы попытаетесь следовать советам, Вы можете столкнуться с трудностями в отношении своих собственных реакций. Очень сложно сразу сообразить что в случае чего нужно кричать ребенку “Берегись”, а не “НЕ упади”. Справиться с данной проблемой вам поможет Оперантное обучение, или говоря проще “метод кнута и пряника” .

baby_secret_net

baby-secret.net

Одним из эффективных способов помочь своему ребенку являются развивающие, терапевтические или обучающие истории. Не зря маленькие дети так любят сказки, а чуть подросшие – еще больше любят слушать взрослые разговоры и случаи из жизни. Для них это способ многое понять в этом мире. Многие родители замечают, что рассказанная к месту история из своего детства или из жизни знакомых часто помогает ребенку сильнее, чем самые правильные советы и указания. Однако лишь немногие применяют этот способ осознанно и целенаправленно. А между тем, специалисты по НЛП (нейро-лингвистическое программирование – современная технология личностного развития) считают, что эта методика вполне доступна любому человеку, часто достаточно познакомиться с основными принципами и примерами построения историй – и дело пойдет.

На сайте собрана коллекция обучающих и развивающих историй для детей и советы специалистов тем, кто хочет научиться их рассказывать, а также полезные ссылки по практической психологии и развитию детей.

Не только НЛП .

Опыт применения приемов и методов из различных областей психологии и эзотерики

Выдержки из книги Дорис Бретт “Жила-была девочка, похожая на тебя”: для чего нужны истории, почему они действуют лучше, чем прямые советы, примеры историй и руководство для родителей по составлению историй для своих детей.
По моему опыту – это отлично работает с детьми лет с 3,5 – 4-х и до тех пор, пока дети вообще готовы слушать родительские истории. С этой книги мне оказалось легче всего начать, я просто действовала по аналогии, подставляя конкретные ситуации своего ребенка.
Истории про Энни.

Мне кажется, этот материал может быть полезен многим. А тем, кто уже знаком с НЛП, будет интересно, как знакомые приемы адаптированы применительно к работе с детьми. Истории, являясь многоуровневыми метафорами, включают в себя также такие приемы и техники НЛП, как присоединение и ведение, рефрейминг содержания и контекста, стратегию “удачника”, моделирование навыков и способностей, перенесение знакомых стратегий в новый контекст, обращение к ресурсным состояниям и многое другое. Мне очень понравился пример того, как изящно введена и приспособлена к детскому восприятию одна из любимых рамок НЛП “как если бы”. Кроме того, эта форма позволяет свободно наполнить ее любым содержанием, направленным на обучение, развитие и расширение карты ребенка.

А здесь приведен пример метафорической истории, придуманной Ириной Гавриловой для своего 4-летнего сына, в связи с проявившимся у него страхом смерти
Терапевтическая сказка “Капелька”

Я знаю, что многие дети примерно в этом возрасте сталкиваются с подобными страхами, и видела уже несколько примеров того, как только чтение этой сказки помогло детям (и родителям!) пройти этот естественный этап развития практически безболезненно. Просто прочитайте эту сказку вместе с ребенком, послушайте, что он вам скажет, поразмышляйте вместе с ним. И пусть она послужит вам еще одним вдохновляющим примером для создания собственных историй для помощи своему ребенку.

Если Вы хотите получше перенять опыт Ирины Гавриловой, то загляните в статью
“Волшебное кружево сказки. Терапевтическая метафора в работе с детьми” – о ее подходе к созданию подобных чудесных историй.
Ирина Гаврилова – дипломированный специалист с большим стажем работы, психолог, социолог, сертифицированный специалист по эриксоновским методам гипнотерапии.
Полная версия статьи размещена на авторском проекте И.Гавриловой “ПСИ-Портал. Виртуальный Центр Возрождения Личности” на “www.psy-portal.ru”.

Раз уж речь зашла о сказках, просто невозможно пройти мимо книги Дмитрия Соколова “Сказки и сказкотерапия”. В ней так много всего – сказки, которые можно прочитать детям, комментарии к ним, теоретические идеи (НЛП и не только), рекомендации для родительского творчества – и очень “вдохновляющий” стиль! Просто начинаешь грезить сказками. И для детей. И для себя.

Хотя книга стоит того, чтобы прочитать ее целиком. А если нет возможности ее купить или заказать в издательстве”Класс”, то можно посмотреть электронную версию на авторской странице Дмитрия Соколова или в разделе “Сказки” сообщества “Семья и детство” клуба “ЧеловекИ”.

Тем, кто любит подробные инструкции, пригодится еще одно подробное руководство по придумыванию волшебных сказок и историй – книга Марты Ф.Виглсуорт “Вилли и его друзья” (руководство по созданию метафор для развития у ребенка чувства собственного достоинства). Это пошаговое руководство будет интересно и начинающим, и тем, кто уже поупражнялся и хочет достичь более высокого уровня. Кроме того, действительно здорово подобран “набор инструментов по уходу за чувством собственного достоинства” – думаю, и некоторым взрослым приятно будет освежить свои навыки. И снова – много полезных примеров.
Вилли и его друзья.
Истории можно применять и для группы ребятишек. “Я не такой как все, мне нет места среди них” – мало кто не сталкивался с этим в детстве. Грустно чувствовать себя “гадким утенком”, “белой вороной”. А дети “по-детски” жестоки. Любые нотации взрослых только ухудшают дело. История из книги Д.Миллс и Р.Кроули “Терапевтические метафоры для детей и “Внутреннего ребенка” демонстрирует пример мастерского присоединения, рефрейминга и активизации нового поведения как для вашего “подопечного”, так и для его окружения.
Розовый слон

Eще один пример из этой книжки – история, написанная для детей с недостаточной внимательностью и чрезмерной подвижностью
Приключения Голубой Искорки

И еще один сюжет, который тоже может быть полезен воспитателям и психологам в детском саду, возник у меня в связи с желанием помочь малышам, слишком бурно выражающим свою “любовь” к другим деткам
Сказка о Ветре и Цветке
Истории хороши тем, что они дают возможность воспитывать ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, например, детского гороскопа. В этом разделе приведены типологические особенности развития и воспитания детей, родившихся под разными знаками Зодиака:
Звезды о детях

А здесь – Зодиакальные сказки для всех знаков.

В дальнейшем здесь будут приведены и другие сказки и истории, подходящие детям разных знаков.

Некоторые приемы практической психологии

Каждый хочет видеть своего ребенка счастливым и самостоятельным. Но в конкретных ситуациях бывает трудно оценить, какой путь воспитания ведет к желанному результату. Здесь приводятся советы психотерапевта Брайана Шелби, подсказывающего эффективные способы решения проблем, с которыми к нему часто обращались родители. Посмотрите, может быть, они пригодятся и Вам.
Советы Брайана Шелби.
Судя по письмам и конференциям, многие родители сталкиваются с проблемой детской ревности и вообще отношений между братьями и сестрами. Психологи дают на этот счет разные советы (см., например, Советы Брайана Шелби. ).

Однако справиться с детской ревностью не так просто, поскольку она завязана на очень глубокие подсознательные структуры, в том числе, чисто инстинктивные – самосохранение, борьба за лидерство, за внимание взрослых, олицетворяющих защиту и источник физического и эмоционального комфорта. Поэтому просто бороться с ревностью бессмысленно, нужно, во-первых, “успокоить” подсознание ребенка, убедить его, что второй ребенок не несет опасности потерять любовь родителей или признание окружающих, а во-вторых, дать подсознанию (а потом уже сознанию) новые модели поведения для реализации чувства собственной значимости и безопасности в новых условиях. Здесь родители могут использовать сказки и истории, показывающие преимущества и ценность совместной деятельности (для знатоков НЛП – это пример рефрейминга).
Сказки для братьев и сестер

Кроме того, безусловно, полезно прочитать детям и терпеливо ввести в вашу и их жизнь стратегию поиска взаимоприемлемого решения, отлично описанную и адаптированную к детскому восприятию в “Историях про Энни”.

“У меня не получается. Я не буду это делать. ” – двенадцатилетняя девочка, пропустив очередной мяч на корте, бросает ракетку и плачет. Маленький мальчик, проигрывая более сильному шахматисту, долго сдерживается, но в конце тоже разражается слезами. Такие случаи часто встречаются в письмах родителей, тренеров, и людей, работающих с детьми. Дети очень эмоционально реагируют на малейшие неудачи, и не всегда могут сами выработать правильную стратегию выхода из таких ситуаций. А между тем, это очень важно – научиться не падать духом при столкновении с трудностями. Если вы поможете ему в этом, научите даже неудачу рассматривать как повод для развития своих способностей, в будущем этот навык пригодится ему в различных жизненных ситуациях. Как лучше это сделать?
Как преодолеть трудности в обучении
“Прихожу домой, а моя обычно жизнерадостная и непоседливая малышка ходит вялая, заторможенная. Рано попросилась спать, даже сказку не стала слушать. С виду вроде бы здорова. Я спросила у мамы, она говорит, что ничего особенного с ребенком не происходило, разве что днем на площадке она сильно испугалась велосипедиста, неожиданно возникшего рядом:” Существует расхожее мнение, что со временем все пройдет само, мол, “время лечит”.
Однако психологи знают, какие долговременные следы оставляют детские случаи испуга, неожиданных падений и травм. А между тем родители могут предотвратить многие будущие сложности при помощи достаточно простых действий сразу после происшествия.
Помощь при ушибах и сильном испуге
Стыдно признаться, но в жизни практически каждого есть моменты, когда несмотря на все теплые чувства ваш ребенок вдруг начинает Вас безумно раздражать. Почему-то все, что бы он ни делал, действует Вам на нервы, мешает сосредоточиться на своих делах или расслабиться. Вы чувствуете, что “закипаете” и готовы “взорваться”. Наверное, не ошибусь, если скажу, что частенько мы даем выход накопившемуся раздражению и гневу, вылив все эмоции на ребенка. В чем же дело? И как с этим бороться? Предлагаю Вам один из моих любимых “рецептов”.
Как “выпустить пар” и не обжечься?
Если уж Вы дочитали страничку до этого места, то без сомнения, Вас можно назвать вдумчивым и заботливым Родителем. Но если все же хотите себя проверить, предлагаю Вам несколько тестов. Надеюсь, они дадут Вам некоторую обратную связь и помогут отследить положительные изменения по мере дальнейшего изучения практической психологии. В ближайшее время я планирую помещать здесь новые тесты для родителей и для детей.

  • Тест “Хорошие ли Вы родители?”
  • Тест “Воспитание детей”
  • Неталантливых детей не бывает!
Выше на этой страничке опубликованы тексты классиков НЛП и мои заметки, основанные на собственном опыте применения приемов НЛП в воспитании и ежедневном общении с детьми. Судя по письмам, пришедшим мне после открытия этой страницы, многим родителям оказались интересны и практические приемы, и теория, на которую они опираются. Поскольку, помимо НЛП, есть еще ряд приемов и теоретических положений, которые мне очень помогли и помогают в воспитании ребенка, ниже я помещаю описание некоторых из них со своими комментариями. Еще раз отмечаю – я не хочу сказать, что это самые лучшие методы – просто это те, которые остаются в моем родительском “репертуаре” после проверки временем. Если что-то окажется созвучно вашим мыслям и чувствам – пусть это послужит вам поддержкой. Если нет – смело пропускайте и ищите близкое вам.

Когда, в каком возрасте следует приучать ребенка к дисциплине, до скольки лет можно баловать его и уступать его требованиям, с какого возраста желание заполучить игрушку из любопытства становится жадностью, какие качества требуют особенной поддержки в данный момент, а что можно спокойно отложить на потом, не предъявляя к ребенку завышенных требований? Часто родители чувствуют, что делают что-то не так, но так сложно бывает различить, какие действия нам подсказывает интуиция, а какие – наша слабость и привычка поступать так, как с нами поступали в детстве. Поэтому, при всем том, что с моей точки зрения, приоритет должен быть отдан интуиции (“обращаться с ребенком, как сердце велит и душа просит”), иногда бывают полезными и некоторые логические и научные доводы, например, такие как теория возрастного развития Эрика Эриксона

А здесь – Дипак Чопра “С чего начать” – возрастные особенности развития духовных качеств. Как пройти их вместе с ребенком, помочь ему ощутить свою подлинную сущность – так важно сделать это вовремя!

НЛП, коучинг и нейропластичность. Самые эффективные методы воспитания и обучения детей. Часть 1

Даже если вы не психолог, вы точно сталкивались с аббревиатурой НЛП, расшифровав которую получали многозначное и слегка пугающее “нейролингвистическое программирование”. Еще пару лет назад данное направление захватило рынок психологических услуг нашей страны, но среди непосвященных все чаще звучал вопрос “А ты веришь в НЛП?” Эти слова превращали модное направление психологии из практических техник в какую-то магию. Для многих нелперы (люди, применяющие техники НЛП) воспринимались как цыгане, умеющие уб а лтать , а то и загипнотизировать.

Основоположники данного течения в психологии – ученые Гриндер и Бэндлер . При создании НЛП они опирались на тот факт, что картина мира, которую мы формируем в своей голове, основывается на данных, получаемых нашими органами чувств и языко м . Таким образом, данная картина мира всегда будет субъективной, индивидуальной, уникальной для каждого отдельного человека. Т.е. одни и те же слова, действия или явления каждый человек воспринимает по-разному. Если у индивида формируется деструктивный способ восприятия окружающей действительности, негативный, применяя техники НЛП его можно “перепрограммировать”. Звучит не сложно .

Какие техники НЛП учитель может использовать на занятиях?

Для начала ему необходимо будет изучить базовые прессупозиции НЛП, условия эффективного урока с позиции НЛП, общие техники НЛП и опыт педагогов, использующих его в своей деятельности. Без паники. В свое время, поддавшись веяниям моды, я достаточно изучила эти вопросы и готова поделиться с вами своими наработками. Описывать это в статье будет довольно громоздко, заинтересовавшие вас моменты вы сможете просмотреть в прилагаемых к статье документах.

С чего начать учителю?

Как я и сказала, с основных прессупозиций НЛП. Прессупозиция в данном случае обозначает предположения, в зависимости от которых происходят дальнейшие действия. Перечислю основные:

1. Субъективный опыт человека (то, как он воспринимает окружающий мир) определяется пятью системами восприятия : зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и обонятельной;

2. Смысл сообщения – в реакции, которую оно вызывает ;

3. Не бывает поражений, бывает только обратная связь. Л юбой результат, какой бы он ни был, уже является результатом, шагом к успеху, благодаря которому мы в дальнейшем можем избежать подобных ошибок

4. Если достичь желаемого не получается одним способом, нужно пробовать другие .

Если не рассматривать применение НЛП в долгосрочной перспективе, то его использование на конкретном занятии можно свести к нескольким условиям:

1. Начало урока – с позитивного якоря. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным – оно эффективно;

2. Нужно создать мотивацию на обучение , то есть необходимо создать причину для учебы, связанную с семантикой самого учащегося.

3. Использование на уроке правополушарного и левополушарного подхода, операция сравнения (что общего и что различного), использование предикатов всех трех систем, ключи глазного доступа, учет разных репрезентативных систем .

4. Использование состояния непонимания. Это специфическое состояние связано с тем, что одни, когда начинают не понимать, злятся и теряют информацию, другие, напротив, используют это состояние. Но ошибка – тоже результат деятельности, поэтому непонимание становится своеобразной дверью к пониманию. А для того, чтобы это произошло, нужно найти что-то, что было сделано хорошо. Пример использования данного условия вы можете найти в статье « Как вести занятия для младших школьников », дополнительно узнав причины, почему детей нельзя сравнивать друг с другом. С кем же их сравнивать?

5. Сравнивайте успехи ученика с его собственным прошлым состоянием ;

6. Позитивное якорение. Одна из основных целей НЛП в обучении – научить учителя восстанавливать созданное ранее ментальное состояние вместо того, чтобы создавать его заново. Это экономит время и энергию. Когда учитель действует в определенном месте, в определенной позе, определенным голосом, учащиеся автоматически восстанавливают определенное ментальное состояние.

7. Подстройка к будущему в конце урока. Успешный ученик знает, где, когда и как он будет применять изучаемое.

Если рассматривать НЛП в деятельности учителя в долгосрочной перспективе , то необходимо учитывать и опираться на так называемые правополушарные дни . В течение учебного года есть периоды, когда учащиеся максимально предсказуемы, демонстрируя обычное поведение и привычки. В другое время привычки и связанные с ними якоря разрушаются. Соответственно и привычные пути управления классом ослабевают – неделя перед Рождеством, весенние каникулы, конец года, резкие перемены погоды, первый снег. Выстраивая свою деятельность, используя НЛП, учителю необходимо учитывать то состояние, в котором находится класс и процессы, происходящие в окружающей действительности.

Помимо долгосрочного применения НЛП в процессе обучения, предполагающего получение результатов лишь через некоторый промежуток времени, существуют ситуации, которые требуют неотлагательного вмешательства . В таких ситуациях учитель может использовать общие техники НЛП:

1. Подстройка и ведение

Для установления контакта с учащимся вы начинаете его в чем-то копировать. Например, в процессе разговора стараетесь попасть в ритм его дыхания: когда он делает вдох – вы делаете паузу, когда он делает выдох – вы говорите. Что это дает? Когда ваш ритм совпадает с ритмом дыхания собеседника, он начинает воспринимать ваши слова, как свои собственные.

2. Разрыв стереотипа

Для разрыва стереотипов используются разные способы. Преподаватель в своей деятельности может использовать неожиданное поведение, провести урок в необычной форме. Разрыв стереотипа может быть полезен в правополушарные дни.

3. Выбор без выбора

Замечательно предлагал «выбор без выбора» известный психотерапевт: «Сколько вам нужно времени, чтобы через два часа все было готово?»

4. Обезоруживание (упреждающее действие)

Учитель, лишь заметив негодование класса или предполагая негативную реакцию, может использовать обезоруживание подобным образом: «Я понимаю, что вы не хотите писать контрольную, я и сам был учеником, но давайте сделаем ее сегодня, и в следующий раз у нас будет возможность отдохнуть. Куда проще учиться, зная, что все хвосты сданы».

5. Закамуфлированный удар

Эта техника немного напоминает предыдущую. Суть ее в том, что вы передаете то, что на самом деле хотите сказать некоему третьему лицу, снимая с себя ответственность за произносимые слова.

6. Ответ на незаданный вопрос

Что такое незаданный вопрос? Вы, конечно, можете спросить меня, что такое незаданный вопрос и я вам расскажу. Что я сказала? «Конечно, вы можете спросить меня». У вас, конечно, может возникнуть вопрос, как это все можно освоить? Я объясню вам, как за короткое время это можно освоить. Что я делаю? Я за вас задаю себе вопрос. И сама же на него отвечаю.

7. Доведение до абсурда

К примеру, учащиеся говорят учителю «А давайте уйдем сегодня с занятия на час раньше». На что преподаватель может ответить: «Очень хорошая мысль. Вношу встречное предложение – а давайте каждые двадцать минут будем делать перерыв и на учебу ходить только по вторникам, средам и четвергам, причем во вторник и четверг будет короткий день». Что сделал учитель? Он довел предложение учащихся до абсурда, таким образом она превратилась в нелепость и сама собой отпала.

8. Переключение внимания

Технику удобно использовать если вам необходимо переключить внимание учащихся на другую тему.

9. Скрытое психологическое программирование

Психолингвистика ориентирована на побуждение к действиям в обход сознания. То есть все направлено на то, чтобы обойти сознание, избежать участия мышления. Любое действие, которое выполняется в обход сознания, выполняется однозначно и успешно. Действие, в совершении которого участвует сознание, выполняется неуспешно и неоднозначно.

10. Стереотипное действие, или Принцип трех «да»

Суть данной техники в программировании действия. Человек, три раза сказавший «да», скажет «да» и в четвертый.

Я предлагаю набор выжимок, готовых методов и приемов из нейролингвистического программирования, которые уже сейчас может использовать учитель или же родитель в своей деятельности. Подробнее с ними вы можете ознакомиться в прилагаемых к статье документах.

Как видите, никакой магии. Многие приемы давно известны и успешно применяются. Для меня заслуга НЛП в том, что эти техники были сведены в единую систему, которую можно изучить, проанализировать и взять для себя самое полезное и эффективное.

В следующий раз я поделюсь с вами самым полезным из популярного в данное время коучинга. Вас ждет коучинг в образовании и воспитании детей. Не знаете, что такое коучинг? Возвращайтесь на страницы нашего блога в следующий четверг.

Каждый четверг с вами я, Татьяна Бабицкая, и всегда ваша Школа робототехники

Материалы к статье

Решили записаться на занятия? Вводите промо-код: 465408 и получайте скидку 5%

Ссылка на основную публикацию