Необходимо ли изучение непрофильных предметов? - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Необходимо ли изучение непрофильных предметов?

Зачем изучать непрофильные предметы

Да-да, большинство из нас за профильные классы и углубленное изучение предметов, соответствующих профилю.

И для многих естественно думать, что, наряду с профильными, по недоразумению существуют лишние школьные предметы, которые отнимают силы, отвлекают, сбивают с толку, отравляют жизнь.

А как на самом деле?

Давайте это выясним.

Допустим, вы разберете телефон на запчасти, а потом передумаете и соберете его обратно, в результате чего у вас останутся лишние детали. Вы воспримете это как свою ошибку и постараетесь собрать телефон правильно или кого-нибудь об этом попросите.

А вот всё школьное знание и всю науку в целом не так-то легко представить в виде одного телефона. Проще – в виде нескольких телефонов нескольких врагов, которые друг другу не звонят. Возможно, поэтому и не приходит в голову запихивать математику в гуманитарную «дамскую сумочку» или сопровождать литературой технический «джентльменский набор». И лишние предметы остаются лишними.

Мудро, однако, поступает тот, кто, впервые переступив порог еще только 8-го специализированного класса, уже знает, что ему пригодится знание «из вражеского стана». Для остальных сообщаем, что знания, как и портреты, бывают в профиль – но бывают и анфас. И пусть тот, кто хочет стать настоящим профессионалом, встретится со знаниями честно, лицом к лицу, а не смотрит однобоко, с удобной для себя стороны.

(Мы не будем кривить душой и даже скажем, что есть вузы, куда и профильные-то дисциплины сдают не полностью… Но вот каким образом у вас тогда появятся знания?)

Что сдаем?

Да-да, мы тоже знаем шутку: в «халявном» институте вопрос на тройку: «Что сдаем?», вопрос на четверку «Какого цвета учебник?», вопрос на пятерку: «Как зовут преподавателя?» Во всякой шутке есть доля шутки, и вопрос, что сдаем, на самом деле к доле шутки не относится – даже когда речь идет не о сессии, а о вступительных экзаменах. Покажем это на примере гуманитариев.

Математика

Гуманитариям нужна математика. Ее сдают на филфак (на специальность «Прикладная лингвистика»), на факультет глобальных процессов и на психфак МГУ: как и в РУДН, эта точная наука считается профильным предметом для будущих психологов (а обычно профильной бывает биология).

Изучать интеллектуальные системы в гуманитарной сфере на соответствующем отделении РГГУ можно тоже – только сдав математику.

Пытаетесь сбежать от математики в театральный вуз? Никуда вы от нее не денетесь. В число вступительных экзаменов продюсерского факультета РАТИ входят так называемые коллоквиумы. И на втором коллоквиуме ваши математические познания проверят – одновременно побеседовав с вами о социальных и правовых проблемах, о логике, экономике и организации театрального и концертного дела. Известно, что у кино и театра несколько разные принципы, но и во ВГИК сдают математику – на специальность «Менеджмент организации».

Идете ли вы в Московский институт иностранных языков – математика сдается на факультет международного туризма. В Суриковский институт, готовящий художников (МГАХИ), сдают математику на факультет архитектуры.

Вы уже чувствуете, что самые перспективные и надежные из интересного вам круга гуманитарных профессий изначально связаны с математикой. Так стоит ли ее бросать?

Физика

Физика пока не столь отчетливо заявила о своей необходимости для гуманитария. Она, скорее, для тех, кто работает с такими людьми бок о бок. Взять тот же ВГИК. Физику сдают абитуриенты мастерской звукорежиссуры режиссерского факультета. А будущие кинооператоры на экзамене по специальности должны продемонстрировать знание тем «Оптика», «Свет», «Электричество» в объеме средней школы. Однако даже если предельно сузить профессиональную задачу звукорежиссеров и кинооператоров, то мы всё равно не сможем отрицать: этим людям нужно быть художественно развитыми. В основе своей их профессии гуманитарные – другое дело, что на первый план в работе выступает техническая сторона, но результат трудов имеет всё-таки эстетическое измерение.

Да, такой вуз, куда бы гуманитарию можно было сдать вступительный экзамен по физике, нужно еще поискать. Тем не менее сколько филологов, историков, социологов страдают от того, что их исследования не вполне логичны и что выдвигаемые ими гипотезы уязвимы для критики! Речь идет не о том, чтобы заставить их подкреплять доводы физическими законами. А о другом: у гуманитариев весьма размытое представление, что такое наука вообще и как должно выглядеть научное исследование. Их идеи интересны, когда они оригинальны; но чем оригинальнее идеи, тем труднее их доказать. А когда такая работа кормит выполняющего ее профессионала, он разрывается между необходимостью всю свою творческую жизнь генерировать интересные мысли (дабы заметили, признали, ждали его слов, использовали их, платили деньги) и скромно доказывать пришедшее в голову, не обольщаясь человеческой красотой своих теорий. Знание физики тут как раз бы пригодилось: гуманитарий опустился бы с небес на землю – и крепко стоял бы на ней.

Если вы хотите освоить специальность «Лингвистика и новые информационные технологии» на переводческом факультете Московского государственного областного университета, то сдавайте зачет по информатике. Вступительные испытания по этой дисциплине представлены в гуманитарных вузах совсем уж скромно – и только там, где в названии специальности есть сама формулировка IT. Что не повод считать, будто вам не нужна информатика и вас она не коснется. У всякого дела уже есть или должен быть сайт. Учите HTML…

Может быть, вы порадуетесь, а может – и пожалеете, что не поступаете в школу-студию МХАТ на специальность «Сценография». Там сдают экзамен с интересным названием «Прирезка» – плоское изображение переводят в трехмерное. Вероятно, осознание факта существования такого вступительного испытания-упражнения отвлечет вас немного от вопроса, гуманитарий вы или «технарь»… Гуманитарно-практические экзамены – отдельная большая тема. Не всё понимается через слова. Не всегда спасет умение бойко говорить. Сидя за столом, выучить русский и, сидя за тем же столом, выучить математику еще не значит стать гармонично развитой личностью, чтобы хорошо сдавать экзамены по специальности и впоследствии правильно строить работу с людьми…

Даю установку!

Ну конечно, вы, уважаемые поклонники естественно-научных, технических и технологических дисциплин, на такое заявление тут же ответите, как скептики: а чем, мол, докажете эту свою установку?

Разрешите всё-таки сначала дать установку. И объяснить ее, разумеется.

Установка следующая: вам, 16-летним абитуриентам технических вузов, как и всем другим вашим ровесникам, тоже нужно становиться гармонично развитыми людьми, не возражаете?

А разговор с вами будет совсем не такой, как с гуманитариями. Сдавать вы сдаете важные экзамены, кто бы спорил. Профессии у вас не в пример серьезнее. А так… еще сложнее понять, что же упускаешь. Наверстывать будете всю жизнь с помощью разнообразных хобби – зато сможете-таки наверстать, а гуманитарии физику, увы, уже не одолеют.

С необходимостью знать орфографию и пунктуацию, а также писать сочинения (если не сдаете ЕГЭ) вы смирились. Но это еще не всё, поскольку такая необходимость часто осознается вами как печальная.

Орфографии и пунктуации в высшем образовании, скажем, филологов отводится вовсе не то место, которое эти разделы науки о языке занимают в общем школьном обучении. В вузе они практически уходят на задворки. Получается, что вас не радует не сам русский язык, а только то, что вы принимаете за русский язык, тогда как это лишь малая часть его системы, базирующаяся на принципах морфемики, морфологии, синтаксиса; как надводная часть айсберга на подводной, только с той разницей, что на этот раз айсберг – живой.

А с жанром сочинения – немного другая картина. У студента-филолога не так часто доходят руки до вузовских аналогов вступительных сочинений. Слишком много литературы надо читать, слишком мало времени на анализ книг; на месте филологов вы бы тоже поняли, что школьная программа по литературе отнюдь не растянута (тогда как они всё равно не сдали бы ваш сопромат, гордитесь). И на какой бы негуманитарный факультет МГУ вы ни поступали, писать сочинение, скорее всего, будете на периферийную для произведения тему – а это уже достаточно серьезное литературоведение.

Русский язык

Итак, при поступлении в технический вуз мы имеем тот или иной вид проверки наших знаний по русскому языку, и иногда это сочинение. Переведу на язык аналогий: нам дают на рассмотрение какие-то ошметки курса русского языка (орфографию и пунктуацию) и вручают… ценнейший подарок (возможность написать сочинение). Так видят ситуацию гуманитарии – и в этом они, пожалуй, не ошибаются.

Читайте также:  Интересные факты о мозге человека

Порой вузы выделяют особо и другие задания. Для выполнения теста по русскому языку в МГТУ имени Н. Э. Баумана нужно повторять особенности ударения, в Казанском государственном технологическом университете – разбираться в речевых ошибках. То есть – нужно знать то же, что и все грамотные люди, но обычно все грамотные люди об этом наводят справки (и хорошо, если наводят справки, а не действуют наобум сами) только у самых-самых грамотных людей.

Например, рассматривается связь предложений в тексте (МГТУ). Обычный почти грамотный школьник, даже обладая чувством стиля, может и почувствовать, что необходима какая-то связка между абзацами, но – не найти ее. А в МГТУ – требуют. Зато порой связный текст как пойдет, как пойдет! Вы увлеклись, пишете, получается плотно, много – и тут Вологодская государственная молочнохозяйственная академия подоспела со своим заданием разбить этот текст на абзацы. А ведь не каждый справится!

Литература

Зачем литература, если технический вуз избавит вас от сочинения, заменив его тестом, где требуется поставить галочки? Вы же прекрасно знаете, что в жизни надо читать Мураками, Зюскинда, Павича и прочих популярных писателей, а их всё равно с вами проходить не будут… Притом часто вы читаете много, больше друзей-гуманитариев… Дело в том, что поглощаете вы в таком случае только современную литературу. А гуманитарии привыкли проходить в хронологическом порядке – написанное с древнейших времен до наших дней. И знают, кто из писателей какой литературный прием, когда и у кого заимствовал. И угадывают стиль автора по одной незначительной строчке. И радоваться будут только собственным авторским находкам наших современников, невозмутимо пропуская повторы. Вам это интересно? Присоединяйтесь.

Иностранный язык

Зачем иностранный язык? Карьерист быстро ответит: чтобы работать в иностранной компании. Можно и так. А есть и другой вариант ответа: чтобы читать зарубежные научные журналы, устанавливать международные связи – и не изобретать какого-нибудь велосипеда, если его изобрели за границей. (Гуманитарий учил бы иняз вообще просто так – или чтобы пообщаться.)

Зачем философия? Чтобы думать. А еще есть рисование… Зачем вообще гуманитарии? Да нужны они, действительно нужны, только не всегда могут вас в этом убедить, понимая и сами, что компьютер для них – всё-таки загадка, и от этого теряя уверенность в себе. Поверьте в их нужность просто так, а?

Ну ладно. Они нужны для гармонии.

Ойкос

Ойкос – это слово, оно обозначает дом.

Слово – единица гуманитарного знания. А может быть – и любая единица гуманитарного знания.

Дом – единица инженерного знания. А может быть – и любая единица технического знания.

Однако экономисты (название их науки и произошло от слова ойкос) часто отрываются от этой основы.

Многие (хотя далеко не все) экономисты, менеджеры, маркетологи, юристы любят быть универсалами в своих специальностях, подразумевая под универсальностью не совсем то, что, очевидно, подразумевал Леонардо да Винчи. Универсалами – в том смысле, что они «что угодно посчитают»: что угодно рассмотрят с позиции рынка, обоснуют с точки зрения правовых норм и организуют так, чтобы всем этим умело управлять. И конкретный ойкос значения не имеет!

«Лишними деталями» для таких людей будут специальности той отрасли, в которой они работают. Универсалы готовы моментально освоить экономическую и юридическую стороны этих специальностей, но столь же хорошо готовы переквалифицироваться – и постигать уже то, что им предложат другие отрасли. Следующие.

Если так поступать интересно самому человеку, то это по-своему неплохо – и всё-таки как-то неглубоко. Универсальность может быть разной. Можно окончить технический вуз, а потом экономический, это хорошее сочетание (хотя нет предела совершенству). Можно окончить музыкальную школу, военное училище, служить в армии и создавать бизнесы один за другим. Был бы человек хороший.

Выбор широкой экономической или юридической специальности – хорошая возможность, оставаясь при надежных профессиях, уже более осознанно позднее решить для себя вопрос узкой специализации – и подольше проходить так называемые «лишние» общеинститутские предметы…

А вот когда люди жалуются на лишние предметы – это тревожный сигнал. Почти всегда такие жалобы беспомощно-агрессивны. По-настоящему творческий человек всегда найдет способ применить «лишнее» знание в интересующей его области. Конечно, если освоит.

Необходимо ли изучение непрофильных предметов?

Собсна вот. Думаю на любом факультете найдутся такие вот непрофильные общеобразовательные дисциплины. Например на ПОВТе это социология, педагогика, философия, экономика и т.д.
Как к ним относится? нужны они или нет?
Если нужны – то зачем? (вариант “для расширения кругозора” просьба не предлагать)
Если не нужны – то почему? (вариант “потому что непрофильные” желательно раскрыть поподробнее)

Нужно в некотором роде для семинара. Поэтому хочется собрать побольше разных мнений.

Поиск я юзал, но там сильно много и вскользь. Хочется что б в отдельной теме высказались сторонники и противники.

Заранее благодарю 😉
Ну и просьба писать преимущественно по теме.

Министр образования как-то говорил, что институт отличается от техникума, что в нем есть эти самые “непрофильные предметы”.
Поэтому, хочешь/не хочешь, пригодится/не пригодится, но изучать придётся.
Другой вопрос – о размещении этих предметов в учебном плане. Вот свежий пример – безопасность жизнедеятельности изучается на 4-м курсе. С какой стати? Полезней было бы изучать её на 1-м или 2-м курсе, вместе с валеологией и пр.

Добавлено
ах, bainliff, опредили меня с БЖД))

QUOTE (WanadoO*, 17-03-07 @ 11:36)
всему найдется объяснение зачем
QUOTE (Danbka, 16-03-07 @ 22:36)
социология, педагогика, философия, экономика и т.д.

Жить вы в пещере будете или в обществе? Или планируете до конца дней своих сидеть за компьютером и кодить программки?

А когда свои дети появятся, вам знания по педагогике лишними будут?

В повседневной жизни знания экономики лишними будут? А если потом, через N лет в рамках некой фирмы станете руководителем, будете ответственны за развитие какого-либо направления?

Методы анализа общественно-политической ситуации в стране и мире, выработка личной стратегии жизни – здесь в качестве подсобных инструментов лишними будут философия, социология, политология?

Или жизнь у вас складывается по схеме: проснулся, сходил на работу, отых/развлечения, сон – все вопросы решают некие “дяди”, которые платят зарплату, а в своей голове никаких мыслей ни о чём кроме обыденных вопросов нет? Или самые сложные проблемы в жизни: какой “марки” новые ботинки купить, на какое кино сходить вечером, да что будет на ужин?

Высшее образование – это не только получение специальности. Это в первую очередь образование выше среднего. Среднее образование + специальность – это уровень ПТУ, техникума и т.п.

Что касается БЖД, то там в основном разбираются вопросы безопасности на производстве – считается, что давать это перед разными практиками полезнее, забыться не успеет. Кроме того в инженерных дипломных работах/проектах есть разделы по БЖД и экологии.

QUOTE (bainliff @ 16-03-07, 23:17)
На мой взгляд,логичнее было бы добавить часы истории в учебный план по истории отечественного государства и права.Почти такая же ситуация с такими предметами,как информатика обычная и правовая информатика.Примером абсурда можно считать также валеологию и БЖД,предметы по сути дублтруют друг друга.Гораздо проще бы их было объединить.
QUOTE (Dimka, 17-03-07 @ 13:02)
Что касается БЖД, то там в основном разбираются вопросы безопасности на производстве – считается, что давать это перед разными практиками полезнее, забыться не успеет.
QUOTE (RTem, 17-03-07 @ 14:16)
Да и преподаватели, ведущие эти предметы на непрофильных специальностях – тоже редко серьезно относятся к нмм

Не факт.У нас у многих проблемы были с социологией (Осипов А.М.),экономику (Румянцева) тоже тяжеловато сдавали.Сейчас первый курс,изучая объединённый предмет информатика-математика,тоже сталкивается с достаточно большими проблемами.

На мой взгляд,было бы неплохо делать непрофильные предметы зачётами,а не экзаменами.Вот на втором курсе летом было 5 экзаменов,из них два непрофильных.Достаточно сложно после философии учить конституционное право зарубежных стран.

На втором курсе к нам “подселили” 10 человек со среднем специльным образованием (из политехнического колледжа). На третьем курсе их уже не было. Завалили именно такие предметы (хотя в большинстве, вышку).

Человек с высшим образованием может устроиться на любую работу – у него ведь высшее образование. А со средним специальным – только по специальности.

Предполагается, что человек с высшим образованием развит всесторонне, может работать в любой области.

По себе сужу – мне пригождается даже бухучет, логистика и менеджмент в своей повседневной деятельности.

Читайте также:  Почему мужчины изменяют?
QUOTE (CoTr, 18-03-07 @ 06:30)
Человек с высшим образованием может устроиться на любую работу – у него ведь высшее образование.

Это вряд ли. Для некоторых работ нужна квалификация по определённым специальностям. Я не считаю по нынешним временам квалификацией наличие дипломных корок – можно работать и без них, но какую-то дополнительную подготовку (пусть даже самообразование) человек пройти должен. Даже если вас, допустим, взяли на некую работу, требующую определённой квалификации, когда у вас этой квалификации не было, всё равно у вас был период интенсивного обучения, пусть даже по месту работы.

Другое дело, что вуз хоть как-то учит человека учиться и думать самостоятельно, а не потреблять даваемое преподавателями без всякого критического анализа.

ЕГЭ. Как выбрать профильный предмет?

Сегодня вместо профильной школы планируется создать систему, в которой ученику в старших классах дадут право выбора изучать разноплановые предметы, необходимые ему в будущем.

Преимущества выбора отдельных предметов, а не профиля состоит в том, что в набор могут войти одновременно математика и русский язык, физика и литература. Ведь жизнь многогранна и может потребовать от человека проявления разных его талантов.

Современная личность: какая она?

Выбор разноплановых предметов отражает суть времени. Человек не должен быть узким профессионалом. Жизнь предлагает ему разные варианты пути, и личность должна быть адаптивной. Предоставление выбора предмета для изучения и для сдачи ЕГЭ не противоречит идее воспитания адаптивной личности.

Профильное образование, на которое возлагались надежды в предыдущие годы, в школах стало профанацией, оно было формальным, потому что возможности учебного плана ограничены, спецкурсы придумывались и преподавались теми же школьными учителями и мало что добавляли к знаниям учащихся.

Положительным моментом школьной жизни, который стимулирует школьников к серьезной вузовской подготовке и дает мощный толчок для изучения таких дисциплин, как физика, биология, химия, естествознание, является ЕГЭ по этим предметам.

Кому нужна физика?

В предыдущие годы утверждалось, что физика нужна всего двум процентам школьников. Так ли это? Кому нужна физика сегодня? Сегодня очень много профессий, в которых человек может проявить свой талант и способности, и для овладения которыми нужно знать физику. Основы физики понадобятся и медикам, и программистам, и машиностроителям, энергетикам, радиотехникам, физику изучаю те, кто учится на факультетах радиоэлектроники, кто изучает архитектурно-строительное дело.

ЕГЭ по физике невозможно сдать успешно, если не овладеть системными знаниями по предмету. И тот, кто выбирает физику для сдачи экзамена, получает преимущество в виде мощной мотивации овладеть предметом системно, повторить все разделы физики, научиться решать сложные физические задачи. Физика становится предметом выбора, который ученик начинает изучать более глубоко.

Химики-практики — заказ времени

Человек, мечтающий о профессии стоматолога, фармацевта, лаборанта химических или нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих предприятий, выберет для изучения и сдачи экзамена химию.

ЕГЭ по химии заставит школьника готовиться к сдаче экзамена с привлечение разных учебников разных авторов, поскольку выпускник обязательно столкнется с тем, что тот или иной раздел недостаточно освещен в одном учебнике, предлагаемом школой. Подготовка к сдаче ЕГЭ по химии приведет старшеклассника к пониманию того, что только системный подход в изучении предмета позволит сдать экзамен.

Обществознание – предмет для менеджеров

Когда школьник стоит перед выбором, кем быть и какие предметы сдавать на экзамене, будет разумным обратить внимание на обществознание, потому что оно дает целостное представление об обществе. ЕГЭ по обществознанию – экзамен для тех, кто собирается стать юристом, психологом, политологом, экономистом, социологом, педагогом, правоведом, культурологом, менеджером.
Если ученик затрудняется, какой предмет для сдачи ЕГЭ выбрать, можно попытаться самостоятельно ответить на два вопроса:

  1. Какой предмет выпускник считает полезным для того, чтобы поступить в тот или иной ВУЗ?
  2. Какой предмет дается ученику проще всего?

Если не учитывать свои возможности, а ориентироваться только на престиж той или иной профессии и выбрать предмет, который дается тяжело, то сложно рассчитывать на высокие баллы при сдаче ЕГЭ. Нельзя выбирать предмет и за компанию с товарищами. К примеру, ЕГЭ по биологии целесообразно сдавать тем, что планирует заниматься фармацевтикой или медициной, поступать в сельскохозяйственные вузы. К тому же надо понимать и преимущества такого выбора. В старшей школе, выбрав биологию, выпускник получит преимущество в виде дополнительных часов, а также право не изучать в старшей школе предметы гуманитарного цикла. Ведь ученик уже получил базовое образование до 9 класса. Выбор должен быть осознанным, и если выпускник никак не может с ним определиться, стоит обратиться к школьному психологу, чтобы провел анкетирование и выявил склонности, возможности ученика и учел пользу изучения того или иного предмета для конкретного человека.

Окончательный выбор, разумеется, только за вами. Мы искренне надеемся, что он будет для вас правильным!

Необходимо ли изучение непрофильных предметов?

Дайна Локи, правильно. нахрена вам здоровье, иммунитет? к чертям все это. жрите в макдональдсе, будьте большим пальцем.

такие вопросы а зачем в школе всему этому учат? давайте упраздним кучу предметов в школе. поколение дегенератов итак на подходе. вливайтесь!) там вы точно будете своими)

Как, оказывается, дорога всем история)) А на улице ведь ни про кого такое не скажешь. Особенно вспоминая некоторые ответы из блиц-опросов случайных прохожих.

Непосредственно по вопросу.
Начиная заумными фразами можно сказать, что личность человека состоит, как ни странно, из его знаний о мире. Соответственно, чем больше знаний – тем более развита личность. Поскольку у этой самой личности есть некоторые составляющие, как то: мировоззрение, менталитет как основа мировоззрения, миропонимание, etc, то очевидно необходимо сформировать их наиболее лучшим образом. Мировоззрение представляет собой понимание мироустройства. Следовательно, чтобы не было поводов верить вот в такого рода безумства youtu.be/yPNplBGqPEs (да-да, оказывается, все думаю, что Солнце – центр галактики, да то, что Солнечная система находится в рукаве галактики, можно в расчет не брать, зато мы будем двигаться по спирали!) , и стоит изучать КСЕ как минимум.

Что касается философии, то глупо спрашивать, зачем она нужна, прослушав хотя бы вводную лекцию, на которой отвечают на этот вопрос. Курс философии систематизировано предлагает человеку различные точки зрения на три вопроса: что лежит в основе мира (из чего он возник, как устроен и меняется ли он), познаваем ли мир (является ли то, что мы изучаем, истиной, и насколько возможно изучение) и, наконец, последний вопрос, которым, я уверена, задавался каждый, – что есть человек и каково его место в этом мире (сюда же относятся вопросы о смерти и смысле жизни). Что касается важности разных точек зрения, то человек, будучи личностью цельной (с единым пониманием действительности), абсолютно не может видеть мир с совершенно другой позиции. Философия же милостиво предоставляет нам эти позиции, мы можем, хоть бы и поверхностно изучив их, видеть мир с других точек зрения, некоторые из которых никогда бы не пришли нам в голову. Таким образом, мы можем переосмыслить свой взгляд на мир и лучше понять и себя, и его.

Вернусь ко всеми здесь любимой истории)) Как ни странно, но люди часто думают, что если бы не большевики, то царизм нас бы угробил, или что война у нас была одна – Вторая Мировая (к несчастью, второе бывает очень часто). Иногда, впрочем, вспоминают хотя бы войну 1812 года. Незнание элементарных фактов есть невежество, что, впрочем, пугает не многих.
Но все же любят на кухнях порассуждать, куда приведет страну деятельность того или иного политика, любят покритиковать государство и не устроить ли вообще революцию. А вот знание истории (не фактов, а причин, последствий и прочего) даст возможность понять, насколько целесообразным было то или иное решение главы государства. Да и революция. На многих примерах из истории вы увидите, чем закончилась каждая из них, что было достигнуто и какой ценой.

Говорить про физкультуру вообще смешно, особенно при учете нынешней моды на тощих андрогинов обоих полов, которые не то что одну гантель поднять не смогут, но и хотя бы полкилометра пробежать. Но да, верно, зачем это надо? Зачем надо, чтобы здоровое и сильное тело само противостояло доброй половине болезней? Пусть мы лучше будем жрать в макдональдсе и сидеть за компом, убивая к чертям весь оставшийся иммунитет, а потом клеить ласты от ОРЗ и бегать по врачам от искривления позвоночника или в попытках излечить анорексию. Да и вообще, это же так приятно чувствовать, что ты нихрена не можешь вытерпеть хоть малую нагрузку, даже подняться без одышки по ступенькам на 7 этаж без лифта.

Читайте также:  Какие цветы подарить девушке?

О, точно, биология и связанные с ней науки! Как я могла забыть про их бесполезность в высшем образовании. Мы же и так знаем, что состоим из каких-то там клеток и что сердце у нас слева. Только вот почему и как работают наш мозг, зрение, зачем нужен организму такой опасный аппендикс или что набор яйцеклеток у женщин формируется еще до рождения, нам знать не нужно. И, к сожалению, если у родителей рождается больной ребенок, неважно, порок сердца у него или еще какая дрянь, часто обвиняют только одного родителя (обычно обвиняют мать, правильно, это же она такого родила). И забывают о том, что ребенок наследует двойную цепочку генов – отца и матери, и если ген одного из родителей патологически изменен, то соответствующий здоровый ген другого родителя его заменит. И только в том случае, если у обоих родителей соответсвующие гены нарушены, проявляется наследственное заболевание. Или забывают о том, что наследование заболеваний возможно чрез несколько поколений со стороны любого родителя. Или что некоторые генетические заболевания не наследственные, а вызваны механическим сбоем.
Впрочем, как можно забыть то чего не знаешь.

Про прочие предметы подробно расписывать не буду, мне надоело печатать, а вам читать))) Но кратенько, литература – не только приучает к использованию хорошего языка и прививает грамотность, но и является основным способом передачи информации от поколения к поколению. Математика учит логическому мышлению и вообще развивает мозг. Физика, как и химия, дает представление о том. из чего мы слеплены и по какому принципу вообще ходим по земле.

Если же вернуться к вопросу о необходимости непрофильных предметов в вузах, то:
1. Вузовское образование – классическое, направлено не на получение специализации, а на всесторонее развитие личности.
2. Оно предполагает, что вы можете заинтересоваться чем-то другим помимо своего направления. Так вы сможете пойти в магистратуру на другую кафедру (философия, психология, педагогика и прочее).
3. Дает представление о некоторых областях знаний, с которыми ты мог бы никогда не встретиться. А вдруг тебя это заинтересует? Если ты не слышал, например, про синергетику, то никогда про нее не узнал бы (за исключением очень редких случаев).
4. Человек по природе своей существо крайне ленивое, слишком маловероятно, что он полезет сам что-нибудь изучать. А так хоть гарантия будет, что ему не придет голову снять очередной ролик, что мы, оказывается, живем в Млечном Пути, а не в Солнечной системе, если он внезапно наткнется на какую-нибудь статью и его не посетит просветление.

А, самое главное забыла! Если вас не убедили приведенные в дискуссии аргументы, не поленитесь зайти на сайт любого университета и откройте учебный план любой интересующей вас специальности. Там четко и ясно объяснено, зачем и что изучать.

Ловушки профильного обучения

У Педсовета появилась молодежная редакция, в которую входят школьники и студенты. Им есть, что сказать на темы образования. Начинаем представлять сотрудников молодежной редакции публикацией написанных ими статей на те темы, которые их по-настоящему волнуют.

Яна Сура, ученица 11 класса

Наступил сентябрь, а с ним и новый учебный год. Это значит, что пришло время поговорить о вопросе, который сегодня волнует, я думаю, всех школьников старших классов, их родителей и учителей. А именно, о профильном образовании в 10-11 классах.

Верно подметила Долорес Амбридж (персонаж вселенной «Гарри Поттера»): «Современная система образования направлена не на практическое применение знаний в жизни, а на успешную сдачу экзаменов». И профильное образование тем, как оно обычно реализуется, подтверждает этот тезис.

Вузы, входящие в топовые рейтинги, требуют очень высоких баллов ЕГЭ, а также сдачу дополнительных вступительных испытаний. Эти условия, конечно, крайне усложняют поступление и требуют от абитуриентов действительно высокого знания профильных предметов. Добиться успеха в поступлении возможно только при интенсивной подготовке, а «это может обеспечить профильный класс» – решили несколько лет назад и стали вводить в школах профильное обучение.

Обратная сторона медали

Безусловно, профильное образование помогает выпускникам в сдаче экзаменов, поступлении в ВУЗы и дальнейшей учебе. Однако, как у всякой медали, у профильного образования есть и обратная сторона.

Изучая профильные предметы, ученики нередко забывают об остальных, непрофильных. А учителя частенько их в этом только поддерживают. Реальная история: у одного 11 класса в прошлом учебном году не было уроков МХК, потому что учителя договорились, и преподаватель МХК со своих уроков половину класса «отдавал» учителю обществознания, а другую половину отправлял на профильную математику. А половина учеников другого 11 класса просто не изучали программу по алгебре и геометрии за 11 класс, потому что ЕГЭ по базовой математике они сдали после 10 класса.

Но даже когда школа обеспечивает все условия для изучения непрофильных предметов, у старшеклассников элементарно не остаётся времени для достойного их изучения. И тут же как козырная карта из закромов достается аргумент: «Мне не нужен этот предмет, я же его не сдаю». Это действительно козырная карта, потому что убедительно выглядит и для одиннадцатиклассников, и для их родителей, и для некоторых педагогов. Таким образом, профильность, с одной стороны, помогает школьникам подготовиться к ЕГЭ и поступить в вуз, а с другой – изучение непрофильных предметов превращает в фикцию, тем самым лишая ребят части знаний, которые необходимы интеллигентному человеку, получившему среднее образование.

Другая сложность профилей заключается в их выборе. Многие ребята, закончившие 9 класс, ещё просто не знают, чего они действительно хотят в жизни, не знают, куда будут поступать и, соответственно, по каким предметам будут сдавать ЕГЭ. Но выбор им надо сделать именно в конце 9 класса, чтобы претендовать на место в 10 классе нужного профиля. Как вы думаете, насколько часто делается ошибочный выбор? Могу сказать по итогам общения с ровесниками – очень часто. Школьник идет в 10-й, положим, гуманитарный класс. Нередко бывает, что тогда же начинает заниматься с репетиторами. А через 2 месяца, полгода, год (это еще в лучшем случае) понимает, что ошибся при выборе профиля, и существенно больше его привлекает химия и биология. Именно те самые химия и биология, которые последние 2 месяца, полгода, год он изучал на базовом уровне. Многие ли в этой ситуации способны набраться смелости, чтобы признаться родителям и учителям, перейти в другой профильный класс и попытаться нагнать пропущенное? Да, я таких знаю. Но их единицы. Большинство же продолжает дальше плыть по течению, готовиться в вуз, который совсем не интересует. Потом они поступают и некоторые даже получают диплом и профессию, которая не нужна.

Да, конечно, соглашусь с тем, что неправильный выбор будущей профессии можно сделать и в 11 классе и даже позже. Но осмелюсь предполагать, что процент ошибок в 15 лет все-таки существенно выше, чем в более позднем возрасте.

А делать-то что?

Многие из вас скажут, что я пишу очевидные вещи, что про проблемы все горазды высказываться, а вот решения проблем никто не предлагает. Но у меня есть идея исправления этой ситуации с профильным образованием.

Мне кажется, что вся профильность должна уходить во вторую половину дня. То есть до обеда все старшеклассники учатся одинаково, получая тот объем знаний, который предопределен образовательной программой без деления на профиль и базу, а после обеда расходятся по профильным занятиям. При этом у школьников должен быть выбор: на профильном уровне изучать нужные предметы в школе или на курсах, или с репетиторами. Но при таком решении все выпускники школы будут выходить с одинаковым объемом знаний, изучив программы всех школьных предметов.

Проблема, затронутая мной сегодня, мне кажется очень сложной и важной. Она даёт почву для дискуссий не только на Педсовете, но, я надеюсь, и в министерстве образования. Потому что и тут, на Педсовете, и, я надеюсь, в Минобрнауки все заинтересованы в том, чтобы выпускники наших школ были грамотными, высоко и разносторонне развитыми людьми, готовыми к дальнейшей учебе и профессиональной деятельности.

Ссылка на основную публикацию