Нелинейное образование: уровни образования в россии и европе - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Нелинейное образование: уровни образования в россии и европе

Нелинейное образование

В деталях процедура поступления в вуз за рубежом известна в основном самим студентам, рискнувшим учиться так далеко от дома. Да и они, ограничиваясь какой-нибудь одной страной, не стремятся знать требования университетских приемных комиссий по всему миру. В одной статье всех подробностей тут и не охватить, нет смысла даже начинать. Зато вполне можно попытаться отвлечься от частностей и ответить на принципиальный вопрос: почему поступить в заграничный вуз в принципе бывает так сложно?

Как ценится аттестат о среднем образовании в России за рубежом?

Можно подумать, что российский аттестат о полном среднем образовании зарубежным приемным комиссиям не нравится, ведь они не принимают его “as is” – как есть. Но с ним – самим по себе – всё в порядке, он хороший, даже очень! Просто в школах многих стран учатся не 11 лет, как у нас, а 12–13 (Великобритания, Германия, Ирландия, Испания, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Франция, Чехия и т. д.), и один этот факт механически приводит к необходимости доказывать, что российский тинэйджер тоже учился в школе, как и его иностранный собрат-абитуриент.

Естественная разница программ по гуманитарным предметам (в каждой стране – своя история, своя литература, свой родной язык) в данном случае имеет значение только во вторую очередь. Судите сами: будущий студент-гуманитарий и будущий студент-естественник (который изучал, скажем, примерно такую же биологию, что и вы) почти всегда проходят одинаковые процедуры, чтобы заслужить право усесться на студенческую скамью разных факультетов одного и того же иностранного университета.

Поэтому не стоит воспринимать происходящее кое-где увеличение срока учебы в школе (недавно, например, в Туркменистане он удлинился как раз до 12 лет) как меру, призванную искусственно не выпускать старшего школьника во взрослую жизнь. Это – всего лишь маленький шажок в сторону справедливой международной унификации требований к абитуриентам! И тут неважно, насколько скучно в школе самому двенадцатикласснику.

И вообще аттестат называется аттестатом далеко не в каждой стране. Простое различие названий этих документов заставляет нас вообразить бездну различий! Zeugnis des Gymnasiums (Австрия), Diploma van secundair onderwijs (Бельгия), Diploma o zavrsenoj srednjoj skoli (Босния и Герцеговина) – прямо не верится, что везде школьное дважды два равнялось четырем! Вот и приемным комиссиям, наверное, не верится.

А разница в количестве учебных лет тем более заставляет профессуру сомневаться в самом качестве школьного образования страны, из которой прибывает тот или иной студент. Ведь и исследования есть соответствующие, где государства выстраиваются в очередь: первые в списке – те, что учат хорошо, а последние – те, что учат плоховато…

Универсализм и подход Европы

С другой стороны, заведомо указывать на низкое качество образования школьному выпускнику из любой страны было бы просто некорректно и некрасиво. Совет Европы упорядочил эту ситуацию. Несмотря на то, что в среднем, чтобы тебе поверили насчет школы, ты должен проучиться 2 года еще и в вузе – тоже пока на родине, для большей точности страны разделили на 4 группы. В одной группе взаимно признают аттестаты, в другой – документы об образовании признают частично, в третьей – взаимно признают дипломы, и в четвертой – документы об образовании этих государств в Европе не признаются. С ходу можно предположить, что Россия относится ко второй группе. Так оно и есть на самом деле!

В разные годы государства (опять же – не все подряд государства) подписывали разные документы, призванные сблизить национальные системы образования: в 1953 году – конвенцию Совета Европы об эквивалентности дипломов, в 1997 году – Лиссабонскую декларацию о признании квалификаций в области высшего образования внутри Европейского пространства и т. д. Подобные крупные соглашения в итоге и приводят к стратегическим изменениям вроде Болонского процесса. Они делают свое полезное дело, облегчая иностранцам академическую мобильность, однако не могут преодолеть многих издавна существующих сложностей.

Так, очень трудно найти страну, где процесс образования выстраивался бы линейно хотя бы для ее граждан, а не то что для иностранных абитуриентов! Британская «путаница» между сертификатом A-level, дипломом International Baccalaureate и сертификатом University Foundation Programme, каждый из которых ведет приезжих из-за рубежа к одному из вариантов получения высшего образования в этой стране, на самом деле более типична, чем относительная стройность российской системы образования. Чего только не бывает на свете: есть даже страны, где каждый штат выдает аттестат собственного образца!

Всё это учит нас пристально рассматривать сложившуюся ситуацию и искать необычные возможности. Так, Ирландия расположена где-то сбоку Европы, что не мешает россиянам ежегодно отмечать ее национальный веселый праздник – день святого Патрика. Желающим поехать учиться в сторону Туманного Альбиона – и при этом сэкономить – как раз можно рекомендовать ирландские вузы. Или взять Беларусь: ее образовательный взаимообмен с Россией определяется не общеевропейской политикой, а, скорее, просто добрососедскими отношениями двух государств. Даже тот факт, что на родине наши выпускники сдают ЕГЭ, а белорусские – централизованное тестирование, препятствием для поступления 2000 россиян в вузы Беларуси (а 20000 белорусов – в российские) не стал. Подготовиться к экзамену соседней страны – это реально. На май намечена совместная коллегия, которая должна внести больше ясности в этот вопрос.

Неважно, что во французской Сорбонне можно учиться бесплатно: это не должно задерживать нас исключительно на традиционном выборе (Великобритания, Франция, Германия и США). Мир образовательных возможностей гораздо шире! Имеет смысл следить даже за единичными соглашениями, дающими шанс стать студентом университета в какой-нибудь совсем необычной стране. Если поступить удастся – прекрасно. А если и не поступите, так повторите географию – и расширите кругозор хотя бы заочно!

Система европейского образования

Содержание

О том, что система европейского образования заслуживает наивысших похвал, слышал, вероятно, каждый. Но чем именно она заслужила признание, какие реальные преимущества её отличают? Почему образование в Европе получают не только граждане ЕС, а и множество иностранцев? Эксперты считают, что из всех образовательных систем именно европейская наиболее адекватно отвечает требованиям нового времени. О том, так ли это на самом деле и как именно учат в Европе, расскажем мы — компания Education in Vienna.

Вы знаете, почему в начале XXI века мир изменился? Ключевым фактором стало формирование нового информационного общества — общества знаний. И это общество, в свою очередь, изменило структуру труда и трудовые отношения, занятость населения и производство, нормы социальной защиты людей. Естественно, меняется и система образования в Европе.

Как среагировала Европа на вызовы времени? В стремлении максимально комфортно влиться в новые реалии страны ЕС укрепляют интеллектуально-культурную, социальную и техническую базу, внедряют инновации в образование. При этом, на обучение в Европе цены падают. Новый термин «Европа знаний», который отразил эти ключевые тенденции развитых стран, говорит сам за себя.

В образовании каркасом и движущей силой актуальных реформ стал Болонский процесс (1999), согласно которому Европа становится единым пространством, открытым для каждого, с идентичными принципами обучения и оценки знаний в каждой стране, а именно:

  • Двухуровневой структурой высшего образования — бакалавриатом и магистратурой. Профессиональную специализацию дают на 2 уровне, а в бакалавриате больше общих дисциплин.
  • Понятными научными степенями. В Европе нет понятия аспирантура, в научные уровни включены: ВА (бакалавр), Mag. (магистр) Ph.D. (кандидат наук) Dr. (доктор).
  • Бюджетное обучение в Европе с ECTS-системой зачётных единиц, которая состоит из кредитов, конкретное количество которых должен набрать каждый студент на каждом уровне обучения. В системе европейского образования liberal arts студент выбирает модули по собственному желанию, традиционного для нас статичного расписания лекций просто не существует, как и графика экзаменов — он индивидуальный. Всё это мотивирует, но требует повышенного самоконтроля. По статистике 40% отчисляется за неуспеваемость, справляются не все.
  • Международные обмены и практики для мобильности студентов, аспирантов и преподавателей. На практике это возможность посвятить 1 семестр учёбе в любой другой стране. Совместные программы вузов и академические обмены поддерживаются финансово, а тем, кто в них участвует, могут присвоить степени сразу 2-х вузов.

Теперь все структуры системы образования в Европе — и высшая, и средняя школа — под влиянием Болонской концепции стали вооружать не только знаниями «как действовать», а и знаниями «как сосуществовать». Почему?

Европейцы вовремя спрогнозировали будущее. Они поняли, что не только знания и информация, а и мотивация обновлять их, подкреплённая практическими навыками, модернизирует обучение и повысит эффективность рынка трудоустройства. В новых условиях личность неполноценна, если не адаптируется к культурно-языковому разнообразию и будет пассивным наблюдателем жизни общества.

Система образования европейских стран

Для того, чтобы понять, в чём специфика европейского подхода к обучению студентов, достаточно сопоставить то, как понимает исследовательскую деятельность русская школа с видением систем образования в Европе. Так, на Западе, представление о том, что есть университет, проявляется во фразе «преподавание-исследование» («teaching-research»).

Исследования проводит каждый университет, и этому учат не только будущих научных сотрудников. Уже средняя школа закладывает базис системы образования в Европе о том, что уметь исследовать должен каждый — врач, политик, журналист, инженер. Западный студент должен уметь применять навыки исследования не только в профессии, но и в жизни. Критическое мышление, самостоятельность — это карьерный успех, в западном мире индивидуализма, плюрализма и конкуренции без таких качеств не выжить.

Итак, западный взгляд на обучение в вузе – это подготовка к гармоничной жизни на основе профессиональной квалификации. И, если в наших вузах исследование — это чисто научно-исследовательская работа, мало связанная с жизнью, в западных вузах — практические проекты, ориентированные на будущую работу.

Эту ориентацию активно поддерживают все европейские государства. Например, блок стратегической программы «Европа 2020» «Движение молодёжи» повышает результативность систем европейского образования, интегрируя цепочку средняя школа — колледж — университет, и создаёт открытый европейский рынок труда. Естественно, будущее тех, кто учится в европейских учебных заведениях, внушает оптимизм.

Несмотря на общий болонский курс, каждая страна сохранила особенности собственной системы. Планируя учёбу в Европе на английском языке, стоит помнить, что в этом случае доступны 1/3 программ магистратуры и гораздо меньше — бакалавриата. В Испанию, Исландию, Францию и Италию сложно поступить на 1 уровень без знания национального языка. Кроме того, эти государства не дают стипендию тем, кто его не знает. А вот Польша и Эстония предлагают одну из самых лояльных систем образования в Европе — не только русская школа, а и магистерские программы на русском.

Читайте также:  Что делать, если нос не дышит?

Ещё одной особенностью обучения в Европе является его продолжительность. В отличие от наших вузов, учебные планы не ограничивают сроки. Студенты учатся от 3 до 6 лет, но и в эти границы укладываются не все, многие выпускаются только через 10 лет.

Особенности образования в Австрии

Ежегодные рейтинги качества утверждают, что лучший уровень в Финляндии, Великобритании, Нидерландах, Италии, Германии и, естественно, в Австрии. Вузы Австрии привлекают тысячи иностранцев не только своей древней историей и красивой архитектурой. Эффективность, которую гарантируют эксперты по образованию в Австрии, и научные исследование — важные преимущества, всем известно, сколько выдающихся учёных подарила миру эта страна.

Австрийские вузы работают по болонской системе европейского образования, развивая общеевропейские направления. Здесь учатся люди разных возрастов, более трети студентов среднего и зрелого возраста. Средний возраст австрийских студентов — 19—24 лет. Поступающие должны уже посвятить 12 лет образованию в Австрии или другой стране. 80% обучается на бюджете, 20% — в частных вузах. В госвузах — 25% иностранцев, в частных — 40%.

Иностранные абитуриенты предпочитают прикладные и богословские университеты, менее популярны педагогические колледжи, поскольку они ориентированы на внутренний рынок. В Австрию едут изучать медицину, юридические науки и менеджмент, а также искусство и социальные науки. Учреждения страны одни из самых гуманных в языковом вопросе. В вуз можно поступить без знания немецкого — открыты программы на английском, а немецкий можно учить год после поступления.

В 23 государственных и 11 негосударственных вузах учатся 6 семестров на степень бакалавра и 4 семестра на степень магистра, свободно выбирая и комбинируя дисциплины. Абитуриент может выбрать бюджетный государственный университет, университет прикладных наук или частный вуз, все 3 типа учреждений гарантируют высокое качество подготовки.

Студентов в Австрии никто не опекает, аудиторный и предметный план они формируют самостоятельно, на лекциях дается только база, основные знания — самостоятельная работа. Привычных зачётов не существует, главная форма контроля знаний — экзамен в тестовой или устной форме. Кроме того, существует рейтинговая система и студент, не набравший баллы по кредитам, будет учиться на 1 курсе несколько лет, что свойственно всей системе образования в Европе.

Несомненное преимущество австрийских колледжей и вузов — полная компьютеризация учебного процесса. Консультации и записи на экзамен, рассылки и индивидуальные задания — всё это с помощью интернета.

О мельчайших подробностях системы австрийского образования вам расскажут эксперты Education in Vienna. Консультируйтесь, узнавайте, выбирайте вуз!

Нелинейное образование: уровни образования в россии и европе

“Болонский процесс” получил своё название 19 июня 1999 года после подписания министрами 29 европейских стран, ответственными за образование, Болонской Декларации о создании единого европейского пространства высшего образования. В 2003 году на Конференции в Берлине к Болонскому процессу официально присоединилась Россия

Целями процесса являются:

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Обязательства участников

Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства.

Некоторые обязательства ограничены сроками:

  • С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
  • До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Обязательные параметры Болонского процесса

  • Трёхуровневая система высшего образования.
  • Академические кредиты ECTS.
  • Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.
  • Европейское приложение к диплому.
  • Контроль качества высшего образования.
  • Создание единого европейского исследовательского пространства.

Рекомендательные параметры Болонского процесса

  • Единые европейские оценки.
  • Активная вовлечённость студентов.
  • Социальная поддержка малообеспеченных студентов.
  • Образование в течение всей жизни.

Факультативные параметры Болонского процесса

  • Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.
  • Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.
  • Модульная система.
  • Дистанционное обучение, электронные курсы.
  • Академические рейтинги студентов и преподавателей.

Трёхуровневая система высшего образования

  • Вводятся три уровня высшего образования:

Первый уровень – бакалавариат (степень “бакалавр”).
Второй уровень – магистратура (степень “магистр”).
Третий уровень – докторантура (степень “доктор”).

  • Корректными в Болонском процессе признаны две модели:
    (бакалавриат + магистратура + докторантура, годы обучения)
    3 + 2 + 3
    4 + 1 + 3.
  • Нынешняя российская модель 4 + 2 + 3 специфична.
  • Степень “специалист” не вписывается в Болонскую систему.
  • Бакалавр – самодостаточное высшее образование первого уровня.
  • Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра.
  • Допускается “интегрированная магистратура”, когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра “поглощается” в процессе магистерской подготовки.
  • Учёная степень (третий уровень высшего образования) называется “доктор наук”.
  • Медицинские вузы, вузы искусств и другие специальные вузы могут придерживаться других, в том числе моноуровневых моделей.
  • Академические кредиты

    • Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента
    • За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов
    • За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов
    • Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения)
    • Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения)
    • Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30
    • Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.)
    • Количество начисляемых кредитов по дисциплине от оценки не зависит
    • Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов
    • При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка (“контактные часы” по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.)
    • Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.
    • Рекомендуется единая европейская шестибалльная система оценок:
      А – “отлично” (10 процентов сдающих).
      В – “очень хорошо” (25 процентов сдающих).
      С – “хорошо” (30 процентов сдающих).
      D – “удовлетворительно” (25 процентов сдающих).
      Е – “посредственно” (10 процентов сдающих).
      F (FX) – “неудовлетворительно”.

    Академическая мобильность

    • Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год;
    • Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания;
    • Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно – принимающий вуз денег за обучение не берёт;
    • Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах);
    • В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом;
    • Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом;
    • Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

    Европейское приложение к диплому

    • Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно;
    • Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском);
    • Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.

    Контроль качества

    • Министерство образования использует систему сертификации;
    • Вуз контролирует качество обучения;
    • Вуз контролирует весомость кредитов, порядок начисления кредитов за семестр или за учебный год, взаимозачёт кредитов;
    • Вуз контролирует качество заполнения европейского приложения;
    • На заявительной основе возможен европейский контроль качества обучения в данном вузе.

    Автономность вуза

    • В существующих условиях в рамках ГОС ВПО вуз определяет содержание обучения по уровням бакалавр/магистр;
    • Вуз определяет методику обучения;
    • Вуз определяет количество кредитов за учебные курсы (дисциплины);
    • Вуз сам принимает решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной);
    • ЕГЭ не имеет прямого отношения к Болонскому процессу.

    Европейская система взаимозачета кредитов

    Введение ECTS – Европейской системы перезачета кредитов – является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть “линий помощи” (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описание курсов, их содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.

    За последние 15 лет введение системы ECTS в высших учебных заведениях осуществлялось через программу ЕС Socrates-Erasmus. По данным доклада “Тенденции в высшем образовании-III”, в настоящее время порядка 1200 из 1820 образовательных учреждений в ЕС, имеющих контракт на институциональном уровне с Socrates-Erasmus, получили гранты Socrates для введения системы ECTS. Однако было бы неправильным сделать вывод из этих цифр, что две трети вузов сегодня применяют систему ECTS и что задача сводится лишь к вовлечению в этот процесс остальной трети.

    Читайте также:  Из чего сделать полы в квартире?

    Признание кредитов ECTS за сроки обучения за границей изначально предполагалось на основе предварительных соглашений между академическим персоналом об уровне, содержании и учебной нагрузке программ курсов. Система ECTS требует не просто подсчета учебной нагрузки каждой дисциплины и соответствующего числа кредитов, но также, и этим аспектом часто пренебрегают, детального описания всей программы обучения в институте с информацией о содержании, методологии обучения, методов оценки программ курсов, а также об услугах поддержки международных студентов.

    Болонская декларация упоминает систему ECTS лишь как пример, однако никакой другой европейской системы не появилось. Наоборот, система ECTS быстро распространилась по всей Европе и была включена во многие новые законы о высшем образовании. Ее основные достоинства:

    • Облегченное признание сроков обучения за границей;
    • ольшая степень прозрачности реальной студенческой нагрузки;
    • ECTS в наибольшей степени соответствует представлениям о необходимых реформах;
    • Большая гибкость в определении индивидуальных программ обучения.

    Использование системы ECTS для перезачета кредитов особенно широко распространено в следующих странах: Греция и Швеция (80%), Финляндия и Польша (81.5%), Австрия (84%), Румыния (87%), Норвегия (90%, Ирландия и Дания (93%). Другие системы, отличные от ECTS, применяются больше всего в Великобритании (45.5%) и Турции (58%). В некоторых странах, сравнительно большой процент не использует ни систему ECTS, ни иную аналогичную систему: например в Португалии (34%), Болгарии (38.5%) и Венгрии (44%). В странах Юго-Восточной Европы около 75% вузов еще не внедрили ECTS как систему перезачета кредитов.

    Существенная черта системы ECTS заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне для признания квалификации.

    Еще о Европейской системе перезачета кредитов см. Частые вопросы

    Часто задаваемые вопросы (и ответы) о контроле за качеством обучения

    Не станут ли слабые вузы привлекать студентов “лёгкими” кредитами?Такой вариант возможен, но это уже своего рода правонарушение со всеми вытекающими последствиями.
    Каким будет контроль за выдачей европейских Приложений?За Приложение будет отвечать вуз и (непосредственно или опосредованно) Министерство образования.
    Каким будет контроль за содержанием обучения?У российских вузов есть Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, к тому же они будут участвовать в европейских форумах родственных вузов с целью приблизить содержание обучения к европейским стандартам.
    Какими будут новые требования к качественным характеристикам профессорско-преподавательского состава?Преподаватели должны будут уметь пользоваться европейскими академическими кредитами, выставлять европейские оценки. В остальном вряд ли появятся новые требования.
    Как будет контролироваться качество самостоятельной работы студента?Если количество часов аудиторной работы в российских вузах начнёт сокращаться, надо будет по-новому налаживать контроль за самостоятельной работой. Из опыта европейских вузов, это могут быть индивидуальные собеседования студента с преподавателем по проработанному материалу, написание студентом эссе, его академические отчёты и т.п.

    Источники: Г.И.Гладков “Болонский процесс”. Справка для участников научно-практической конференции “Университетская политология России в национальном и европейском контекстах”;
    “Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы”. Аналитический обзор

    Европейская система образования

    Автор: Анастасия
    Дата записи

    Российская система среднего образования нередко поддается критике и, по мнению многих людей, нуждается в реформировании. Но как должна измениться школа в России, и какие принципы должны быть положены в ее основу? Ответ на этот вопрос не могут дать ни чиновники, ни педагоги, ни родители. Многие люди, рассуждая об образовательной системе, в качестве образца берут образование в Западной Европе – Германии, Великобритании и Франции. Но так ли в этих странах все идеально, как нам кажется? Ведь там родители точно так же, как и мы, жалуются на чрезмерную сложность школьной программы, излишнюю требовательность учителей и отсутствие индивидуального подхода к детям.

    Европейская система образования имеет свои особенности. Система образования в Европе делится на государственную и частную. Государственные школы всегда поддаются критике из-за отсутствия творческого подхода в преподавании предметов, плохого усвоения материала учениками и, как результат, низкого уровня успеваемости. А вот частные школы часто хвалят, так как в них создана комфортная обстановка для обучения и всестороннего развития детей. Но сравнивать государственное образование в России с частными школами Европы, о которых мы часто узнаем из рассказов более состоятельных родителей, дети которых обучаются за рубежом, будет неправильно. Результат получится необъективным. Ведь наши частные школы также предлагают более качественные образовательные услуги и более комфортные условия для учеников. Вот только позволить их себе может далеко не каждая семья. Кстати, точно так же, как и в Германии, Франции и других странах ЕС. Поэтому мы предлагаем Вам рассмотреть именно государственное образование в Европе, чтобы Вы могли объективно сравнить его с российской системой. Возможно, результат Вас удивит.

    Немецкая школа

    В Германии обучение начинается с 6 лет. Начальная школа длится до 10 лет, и далее ученики переходят в среднюю школу, которую заканчивают в 19 лет. Средние школы бывают трех типов. Самые простые – основные школы, после окончания которых дети поступают в профтехучилища. Обучение в них длится 5 лет. Более престижные реальные школы, после которых уже можно рассчитывать на поступление в университет. Обучение там длится 6 лет. И самыми лучшими считаются гимназии, обучение в которых длится 8-9 лет, но они практически гарантируют своим ученикам поступление в ВУЗ.

    Все, казалось бы, хорошо, но вот Вы, например, в 10 лет уже точно знали, кем хотите быть? Но, тем не менее, обучаясь в русской школе, Вы имели возможность развиваться на уровне со всеми. И Ваше поступление в ВУЗ напрямую зависело от Ваших стараний во время учебы. В Германии многое зависит скорее от возможностей родителей отдать ребенка в хорошую начальную школу, которая позволит ему поступить в престижную среднюю школу. То есть получается, что шансы немецких детей получить достойное образование неравные.

    Частные школы в Германии имеют различные направления. К ним относятся элитарные и закрытые школы, а также религиозные заведения и те школы, которые специализируются на особых нетрадиционных методиках обучения – Вальдорфа , Монтессори и т.д. Частные немецкие школы имеют право обучать иностранцев. Поэтому многие русские дети заканчивают такие школы и продолжают учиться в немецких университетах. Стоимость обучения в одной из хороших частных школ Германии составляет около 30-40 тысяч долларов в год.

    Школы Лондона

    Они, словно магнитом, притягивают к себе учеников из различных стран мира. Образование в Великобритании считается одним из самых престижных, и не удивительно, что оно является также и одним из самых дорогих. Здесь год обучения обходится родителям учеников в 40-50 тысяч долларов. Но зато после окончания такой школы ребенок может поступить в хороший университет и получить высокооплачиваемую профессию.

    В образовательной системе Великобритании существуют школы полного цикла, которые учат детей с яслей и до поступления в ВУЗ. Также есть отдельно детские сады от 2 до 7 лет, начальные школы от 7 до 13 лет и старшие школы от 13 до 18 лет. Последние годы обучения школьников разбиты на курсы по 2 года, каждый из которых оканчивается экзаменом. Потому если Ваш ребенок боится сдавать ЕГЭ, пускай порадуется, что живет не в Лондоне. Иначе ему пришлось бы сдавать такой экзамен три раза — в 13, 16 и 18 лет.

    Интересная особенность британских школ – традиция раздельного обучения мальчиков и девочек. Сейчас большинство школ являются смешанными, но найти школу благородных девиц для дочери при желании можно, в то время как в России эта задача не из легких.

    Образование в Великобритании – это всемирно известный бренд. Но нередко бывает так, что сами британцы не могут его себе позволить. Ведь, как и в Германии, воспользоваться преимуществами престижных английских школ могут только выходцы из состоятельных семей, родители которых готовы оплачивать ребенку хорошую школу с раннего возраста. Остальные дети учатся в бесплатных государственных школах, преодолевая все тяготы и невзгоды обыденного учебного процесса и рассчитывая, максимум, на среднее профессиональное образование, так как никаких шансов поступить в ВУЗ у них не будет, сколько бы книг они ни читали, и какими бы талантами они ни обладали.

    Школа во Франции

    Французские школы имеют наиболее гибкую систему образования. Большая часть частных школ полностью соответствует национальной общеобразовательной программе и финансируется государством. Поэтому для родителей обучение детей даже в хороших частных школах стоит не более 20-30 тысяч долларов в год.

    Небольшие классы, игровая форма обучения, нестандартные методики преподавания – всеми этими преимуществами обладает младшая школа во Франции. В старшей школе детям дают возможность избирательно подходить к изучению предметов, определяя направленность, в которой ученикам интереснее заниматься. Но несколько базовых предметов изучаются всеми школьниками без исключения. По ним сдают выпускные экзамены, результаты которых учитываются при поступлении в ВУЗы. Одним из таких предметов, например, является Французский язык.

    Данный подход к обучению пытаются внедрить и в российских школах. Насколько успешным будет реформирование нашей системы образования, покажет будущее. А мы лишь хотели, чтобы родители школьников поняли, что везде есть проблемы, во всех странах есть платные и бесплатные школы, во всех школах есть талантливые и бездарные учителя, и в каждом классе есть старательные и ленивые ученики. Поэтому не стоит сожалеть по поводу несовершенства образования в России. А лучше постарайтесь привить своему ребенку старательность, усидчивость и любовь к учебе. Неизвестно, что будет дальше, когда наша школьная система приблизится к европейской. Но пока что в нашей стране таланты и знания детей все же являются решающим фактором для получения ими достойного образования.

    Автор: Анастасия

    Меня зовут Анастасия, уже более 10 лет я работаю с детьми. Круг моих интересов достаточно широк, это здоровье, воспитание детей, психология, семейные отношения. Я являюсь кандидатом наук, поэтому оцениваю все не только с практической, но и с научной точки зрения. За время своей работы я накопила много информации, которой с удовольствием поделюсь с вами.

    Читайте также:  Как научиться битбоксу?

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

    Плюсы и минусы образования в Европе

    Добрый день друзья!
    Важная тема для молодежи — образование в Европе. Кажется, что это какое-то нереально сложное мероприятие. На деле, все гораздо проще.

    Европа с удовольствием примет студентов из других стран, а в некоторых ВУЗах образование бесплатное.

    Из этой статьи Вы узнаете:

    Какие страны предлагают хорошее образование?

    Европейские дипломы престижные, а у студента открывается масса возможностей. Продолжить учебу в другом европейском вузе, вести научную деятельность, вести исследования на самом временном оборудовании. А еще, европейский диплом — это отличный фундамент для успешной карьеры.

    Другая система может смутить поначалу

    • 6-7 лет — первый класс. Бывает скучно, детям не нравится, но каждое утро собираем их почти насильно. Кто-то идет с радостью, но таких детей меньше. Обычно проблема — учителя не умеют заинтересовать.
    • Обучение идет с помощью «клише», у детей меньше возможностей для фантазии, творчества.
    • Потом колледж или институт. Многие дети к 16-17 не способны сделать такой выбор — кем стать? Это же выбор профессии на всю жизнь.

    Наш подход — не такой, как в других странах. Здесь совершенно другая система образования. Приезжая на учебу, многие дети поначалу не понимают, как это функционирует. Например:

    1. У детей больше самостоятельности. Особенно в выборе того, чем хочется заняться. Уже со средней школы их распределяют по профильным классам. Зачем ребенку с художественными наклонностями, способностями к пению и музыкальным инструментам учить тяжелую математику, физику? Эти предметы тоже даются, но облегченный вариант, нет углубленного изучения.
    2. Уроки часто носят форму диспута. Можно спорить, даже с учителем, доказывать свою точку зрения.
    3. Если возможность посещать самые разные кружки, секции. Нет принципа «начал заниматься — доведи до конца».
    4. Детям с начальных классов нужно делать проектные работы, исследования. Они изучают определенный предмет осознанно и самостоятельно.
    5. Поступление по результатам экзаменов в школе. Почти такая система у нас сейчас с ЕГЭ.
    6. Сами выбираете комплект предметов для изучения на каждый семестр.

    Европейская система направлена на то, чтобы детям было интересно учиться.
    Я вам расскажу о возможностях, а вы выбирайте, где условия лучше лично для вас.

    Европейские школы

    Начнем со школьного образования.

    Испания

    Здесь учатся с 6 до 18 лет, но обязательно только до 16 лет. Дальше — по желанию. Есть возможность продолжить обучение в университете — 2 года, и у вас в кармане диплом бакалавра. Здесь детям прививают логику.

    История, литература, искусство XVIII века связаны. Нет смысла изучать 3 отдельных предмета, если все можно рассматривать в комплексе.

    Родители предпочитают частные или полу частные школы. Государственные полны мигрантов, которые плохо говорят по-испански. Это заметно снижает уровень всего класса.

    Финляндия

    Здесь вообще интересно. Нет четкого деления на уроки по 45 минут. Расписания тоже нет, а есть одно обучающее пространство. Учитель ориентируется на настроение класса. Дети активны — давайте займемся чем-то творческим.

    Урок литературы можно легко перевести на разговор об окружающем мире, а он плавно перетекает в математику. На урок химии может уйти всего 20 минут, а потом классу очень хочется заняться астрономией, поговорить о звездах. На такой урок уйдет 1-1,5 часа.

    Обязательно — 4 иностранных языка на выбор. Среднее образование считается слабоватым. ВУЗы дают углубленное изучение. Зато дети спокойны, уверены, нет страданий из-за плохих оценок. Да и оценок особо не ставят. Здесь все молодцы. Подробнее я писала об этом в предыдущей статье.

    Италия

    Здесь схема такая: 5+3+5 = 13 лет. Первые 5 лет — начальная школа, потом 3 года средняя и 5 лет — лицей. После этого уже ВУЗ.

    Детям скучно сидеть по 45 минут на месте. А зубрить математику или родной язык — еще скучнее. Учителя с детьми начальной школы играют в развивающие игры, почти каждый день походы по музеям, экскурсии, поездки на природу. Между всем этим удается втиснуть пару часов математики.

    Главное, чтобы школа не вызывал чувства уныния. Это веселый коллектив, учителя не ругают, а помогают и хвалят. Зато, у них большое домашнее задание. Это задания на каждый день, на лето. Ребенок учится самостоятельности. Школа дает материал – дома ребенок отрабатывает.

    Франция

    Для русских детей французская система очень непривычная. С одной стороны — много свободного времени, интересные проекты. Учеба идет, но особого давления ребенок не ощущает. Мы-то привыкли, что учителя кричат, ставят двойки, вызывают родителей.

    Франция, начальная школа

    Отношение к школьнику ровное. Есть проект на весь семестр, например. Нужен совет — учитель готов помочь, подсказать, посидеть после уроков. Зато потом — спрашивают по полной.

    Экзамены идут каждый день, подготовиться просто нереально. Нужно нарабатывать знания заранее каждый день, не прогуливать. Учеба в хорошем лицее не самая дешевая, так что для родителей это всегда большая проблема, если ребенка исключили.

    ВУЗы Европы

    Многие считают, что учиться в Европе — баснословно дорого. Это не так. Государственные ВУЗы часто принимают студентов совершенно бесплатно.

    Нужно сдать экзамены, а еще — знать язык на достаточном уровне. Например, Финляндия предлагает получить бесплатно высшее образование любому иностранному студенту. Сдавайте экзамены, докажите, что знаете язык.

    Бывают ситуации, когда государственный ВУЗ взимает плату с иностранцев, но это всего 400 — 2000 евро за год!

    Гораздо дешевле, чем многие московские, да? А уровень образования и возможности не сравнить с отечественными.

    Где популярно учиться?

    • Испания, Италия, Франция — архитектура, искусство, художественные школы, филология, история;
    • Австрия, Германия — медицина, технические науки;
    • Швеция, Норвегия, Финляндия — экономика, бизнес, IT.

    Основные направления

    Чему можно учиться?

    1. Медицина;
    2. Технические ВУЗы (инженерные);
    3. Искусство (живопись, музыка, театр, литература);
    4. История;
    5. Экономика;
    6. Дизайн;
    7. Архитектура;
    8. Юриспруденция;
    9. Дипломатия.

    Выбор большой, как видите.

    Кого с радостью примут

    Конечно, нельзя рассчитывать, что студент с посредственными оценками, без мотивации приедет в Европу учиться, а его с радостью возьмут бесплатно. Европа — территория возможностей. Для того чтобы учиться здесь и получить этот счастливый билет — нужно стараться:

    • покажите хорошие результаты в школе;
    • участвуйте в олимпиадах;
    • занимайтесь чем-то дополнительно (спорт, наука, творчество);
    • покажите награды, дипломы, грамоты;
    • будьте активны, имейте свою позицию;
    • хорошо выучите язык, на котором будет преподавание;
    • учите другие языки.

    Кроме того — сдайте хорошо вступительные экзамены. Некоторые ВУЗы принимают экзамены дистанционно.

    Но, приехать на собеседование все равно придется. Европейские ВУЗы имеют квоты на иностранных студентов. Конечно, сначала свои студенты, а потом уже на оставшиеся места — иностранцы.

    Этапы высшего образования

    Обычно, к 18 годам заканчивается школьное образование. С этого возраста молодой человек имеет право поступать в ВУЗ. Далее:

    • 3-4 года бакалавриат (диплом бакалавра наук). На этом многие останавливаются;
    • 1 год магистратура (диплом магистра);
    • 3-4 года доктор наук.

    Это же минимум 6 лет вы проведете в европейском красивом городе! Считаю, само по себе это — уже отличная мотивация.

    Экзамены

    Система похожа, да не такая, как у нас.

    1. экзамены нужно сдавать;
    2. это не формальность, небольшой разговор и оценка в зачетной книжке;
    3. нет «автоматов»;
    4. экзаменатор задает самые разные вопросы, билетов, как таковых, нет;
    5. нет такого оценочного деления, как у нас.

    Нужно сдать экзамен, пройти в следующий семестр. Сдал на «тройку», «четверку» или «пятерку» особого значения не имеет. Конечно, «отличники» везде в почете. Здесь борьба за знания, а не за отметку.

    Хорошо учиться — главная задача самого студента. Хорошие студенты получают потом рекомендации, им легче найти работу.

    В Германии, например, оценки такие «0»- отлично, «1»- хорошо, «2»- удовлетворительно.

    Например, студент медицины со средним баллом никогда не станет претендентом на хорошую обучающую программу в первоклассном европейском госпитале.

    Интересные варианты

    Думаю, самый дешевый вариант — Италия и Чехия. В Италии стоимость учебы в государственном ВУЗе 500-800 евро за семестр. Например, в Миланском Университете. Это один из старейших в Италии, да и во всей Европе.

    В Болонском Университете можно отучиться на языковых курсах. Это подготовит студента к новой форме обучения, да и язык подтянет. Хороший вариант, правда? А потом можно сюда же поступать.

    Минусы европейского обучения

    Конечно, есть и минусы. Поступление — некий контракт. Вы получаете возможность учиться, стажироваться, жить в стране. Получаете визу на весь срок обучения, а значит — свободно передвигаться по шенгенской зоне.

    Но, за этим следует и несколько минусов:

    1. чаще всего общежитие иностранцам не предоставляют. Искать квартиру, комнату, вариант с поселением придется. Редко кто попадает в студенческий кампус. Аренда квартир на 2-3 человека выходит по 250-300 евро в лучшем случае. Где-то все 500 евро в месяц;
    2. визы для студентов исключают возможность трудоустроиться. Вы сможете подрабатывать в институте. Например, в библиотеке, столовой, на кафедрах. Это небольшой заработок, но все же;
    3. за учебники нужно платить. Это от 20 до 70 евро за 1 учебник. Некоторые можно взять в библиотеке, а какие-то дешевле перекопировать. Это большой минус — новые книги дорогие;
    4. ваша виза действует, пока вы учитесь. После окончания — все. Или вы сумели найти работу, у вас появилось приглашение — тогда можно готовить документы на ВНЖ, например. Или нашли свою половинку, опять же ВНЖ по браку, виза невесты/жениха. Это не редко, сами понимаете. Подробнее об этом читайте в разделе по каждой стране отдельно.

    За 3-5 лет в стране можно понять, как и что функционирует. Получить образование, найти работу — реально. Это ваша новая жизнь, нужно с первого дня пытаться найти свой путь, новую жизнь.

    Надеюсь, я прояснила для вас ситуацию с европейским обучением. Если остались вопросы — напишите мне комментарий, разберем подробно.

    Подпишитесь на обновления блога, если хотите получать новые статьи про европейские ВУзы. Так же вы получите в подарок, совершенно бесплатно, отличный базовый разговорник по трем языкам, английскому, немецкому и французскому. Главный его плюс в том, что есть русская транскрипция, поэтому, даже не зная языка, можно с легкостью освоить разговорные фразы.

    С Вами была я, Наталья Глухова, желаю вам хорошего дня!

    Если Вам понравилась статья, то поделитесь, пожалуйста, с друзьями!

    Ссылка на основную публикацию