Научная новизна дипломной работы: что писать и пример формулировки - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Научная новизна дипломной работы: что писать и пример формулировки

Научная новизна дипломной работы

Научная новизна дипломной работы – главный критерий ценности исследования, именно на нее чаще всего обращают внимание сначала руководитель, а потом во время защиты и члены комиссии, поэтому во введении для нее предусмотрен специальный пункт. Причина такого живого интереса очевидна: если студент сумел четко сформулировать и обосновать инновационность своего труда, значит, он скрупулезно перелопатил теоретическую базу, выявил слабые места объекта и предмета изучения и готов внести вклад в решение назревшей проблемы.

В чем заключается научная новизна диплома

Новизна дипломной работы кратко формулируется в одном-двух абзацах введения, если только автор не совершил открытие, претендующее на Нобелевскую премию, – тогда его эффектной презентации можно посвятить и целую главу. Несмотря на небольшой объем этого пункта, его написание вызывает почти у всех студентов немалые сложности, ведь определиться, что писать в научной новизне в дипломе, если темы постоянно повторяются и переписываются, совсем не просто.

Задача выпускника – опираясь на имеющиеся в открытом доступе авторитетные источники и публикации, раскрыть малоизученные аспекты темы, подчеркнуть нестандартный новаторский подход к их изучению, отыскать и рассказать что-то новое и ранее не описанное.

Итак, научная новизна в дипломной работе может состоять:

1.Неизбитая цельЕе надо поставить, чтобы добиться абсолютно новых результатов. Если в этом пункте введения значится шаблонное “изучить”, то понятно, что в финале никакой сенсации, претендующей на статус мировой новости, не прогнозируется. Скромное дополнение этого клише интригующим “с целью выдвинуть новую версию происхождения жизни” гарантирует успех по крайней мере на защите. Не столь амбициозное и глобальное “разработать способы совершенствования” тоже благодатная почва для формулировки научной новизны – ведь они, в конце концов, будут предложены, что приведет к интеллектуальному, социальному или технологическому прорыву после внедрения новшеств.
2.Смелая гипотезаПункт, непосредственно следующий из первого. Дерзкие или хотя бы оригинальные научные предположения не могут не сопровождать нетривиальную цель.
3.Нестандартный подходОн может заключаться:

  • в применении, пусть хорошо известных, но никогда не использовавшихся в определенной области методов, – целесообразность такого решения надо обязательно обосновать;
  • в апробации метода, который никем не проверялся на практике;
  • в выборе предмета, который до сих пор оставался вне поля зрения исследователей;
  • в отборе материала, к которому раньше никто не обращался; это может быть любой достоверный теоретический, литературный, фактический источник, к примеру:
    • публикации;
    • статистические сводки;
    • экспериментальные данные, полученные самим автором или собранные, но не обработанные другими учеными.
4.Новое знаниеУникальные результаты опытов, ценные данные соцопросов, свежие решения – все, чего не было до того, как автор провел исследование. Это одновременно и практическая значимость работы.

Как ее обосновать

Революционные утверждения и высокопарные декларации в академическом сообществе на веру не принимаются – научную новизну дипломной работы надо доказывать:

  • фактами, почерпнутыми из авторитетных источников, которые подтверждают, что никто такого еще не делал, вопрос не изучал, а если и рассматривал, то в другом ракурсе или упустил какой-либо важный аспект, работал с несходными методами и т. д.;
  • аргументированными выводами из анализа литературы;
  • описанием изменений в обществе, науке, технике, которые привели к тому, что накопленные знания устарели и требуют корректировки в соответствии с существующим положением дел – довод, больше подходящий для раскрытия актуальности, но острая злободневность и новизна всегда идут рука об руку;
  • презентацией оригинальных результатов, полученных в практической части, и демонстрацией их важности.

Без доказательств даже самое гениальное новшество не будет по достоинству оценено на защите, и в лучшем случае за свою креативность студент заработает хилую троечку вместо блестящей пятерки и аплодисментов комиссии.

Пример формулировки научной новизны диплома

На подготовку и написание ВКР студенту дается 6 месяцев. За это время он должен проштудировать научные документы и публикации, максимально углубиться в тонкости выбранной темы, найти новые и оригинальные способы исследования той или иной проблемы.

Пример научной новизны дипломной работы, сформулированный во вступительной главе, поможет сориентироваться, в чем заключается суть этого понятия.

Подводим итоги

Научная новизна появляется из прототипов – вещей и фактов, которые считаются нормой для той или иной сферы деятельности. На фоне устоявшихся правил и основ свежая информация вызывает неподдельный интерес зрителя или читателя. Не забывайте о техническом прогрессе – без учета этого фактора исследование окажется скучной и никому не нужной писаниной. Другими словами, научная новизна в дипломной работе – это маленькая революция студента в науке, его попытка пробиться через запылившиеся постулаты и догмы к более прогрессивному и современному видению, но главное к эффективному авторскому решению проблемы.

Научная новизна исследования

Успешная защита магистерской диссертации является основанием присвоения академической степени магистра, свидетельствующей об уровне образования выпускника образовательного учреждения. Магистерская диссертация отличается от выпускной квалификационной работы бакалавра тщательнейшим теоретическим и практическим анализом исследуемых вопросов, а также научной новизной исследования.

Значимость новизны трудно переоценить – в своем проекте магистрант не только анализирует сложившуюся практику и разработанность изучаемого вопроса, но и выносит на обсуждение имеющиеся теоретические и практические проблемы современного состояния изучаемой темы

Однако, чтобы проект магистранта получил положительную оценку, необходимо отличать элементы научной новизны исследования.

Что такое научная новизна исследования

Определение новизны результатов исследования сформулировано учеными на основе определенных признаков, которые должны быть характерны для выпускной квалификационной работы, написанной в форме магистерской диссертации.

Недостаточно изучить авторефераты и монографии признанных научных авторитетов и на их основе сформулировать свои выводы. ВКР должна иметь признаки научной новизны.

Проект магистранта должен отличаться новаторством в исследуемой тематике, автор анализирует и обобщает имеющиеся явления и тенденции в рассматриваемом вопросе, выдвигает обоснованные гипотезы, положения, обосновывает необходимость применения новых или модификацию существующих методов управления, прогнозирования, планирования, выносит на обсуждение новые определения

Учеными также выделены уровни новизны, которые состоят из трех дефиниций – конкретизация, дополнение, преобразование.

При выборе тематики необходимо помнить, что для написания работы, цель которой – формулирование новаторских положений – необходимо изучение теоретических и практических вопросов, представляющих исследовательский интерес, недостаточно освещенных в науке либо имеющих проблемы применения на практике. Также нельзя забывать и про актуальность выбранной темы.

Таким образом, в глобальном смысле цель практически любой ВКР – отыскание новых способов решения социально-экономических проблем, которые заключаются в применении новых или существующих оптимизированных методик и методологий достижения поставленных задач в производственных и не связанных с производством сферах деятельности, имеющих значение для успешного развития общества.

Таковы необходимые элементы научной новизны магистерской диссертации, которыми должен обладать диссертационный проект магистранта.

Научная новизна магистерской диссертации. Особенности. Примеры

Автор сможет доказать научную новизну результатов своего исследования, если им на защите ВКР убедительно и последовательно будет раскрыта научная ценность его проекта в теории, а также действительная необходимость применения выводов исследования на практике.

Важно! Необходимо отметить, что наиболее весомым аргументом в пользу исследовательской ценности, представленных на защиту гипотез магистранта, является патент или авторское свидетельство на новеллы в рассматриваемой проблематике, которые автор получил на основании его личных изысканий.

Такие свидетельства новизны считаются априори неоспоримыми и обладают определенной значимостью в разрезе необходимости успешной защиты диссертации.

Но и в случае отсутствия столь серьезного подспорья в работе, возможно ограничиться четкой и серьезной аргументацией новизны результатов и их практической значимости.

Как правило, в магистерских диссертациях количество признаков научной новизны должно быть не менее двух. К ним относят:

  • неизученный ранее объект исследования; в чем состоит новизна;
  • применение ранее использовавшихся методов к новому объекту исследования;
  • применение нового метода к ранее изученному объекту исследования;
  • постановку уже изученных проблем или задач в новых условиях;
  • новые следствия из ранее изученных фактов в новых условиях;
  • новые или усовершенствованные методологии, методы решения, методики, средства.

Пример обоснования научной новизны приведен в следующей таблице.

Обоснование научной новизны

«Проблемы правового регулирования муниципального финансового контроля в Российской Федерации»

В ходе проведенного исследования выявлено, что единые стандарты и детализированные нормы, касающиеся порядка осуществления муниципального финансового контроля, отсутствуют. Также как отсутствует единая унифицированная форма отчетности такого контроля. Предложены способы восполнения правового пробела в данном вопросе, также автором разработаны формы отчетности.

Читайте также:  Как получить грин-карту?

Методы исследования в магистерской диссертации

О выборе методов изысканий следует написать отдельно. Зачастую неправильный выбор методов изысканий влечет низкую оценку качества полученных результатов. Необходимо помнить, что методы исследований могут быть общенаучными, характерными для любой отрасли науки (анализ, синтез, дедукция и др.) либо специальными, применяемыми в конкретных сферах (к примеру, в экономике – моделирование).

Примером качественного исследования выбранной темы является применение нескольких методов в комплексе. Различные формы получения данных также приветствуются

Например, в психологии или экономике практикуется сочетание тестирования и моделирования. Результаты подобных форм, примененных в рамках одного исследования, необходимо изучать и исследовать во взаимосвязи. Полученные данные не должны противоречить друг другу. Автор в ходе исследований получает промежуточные результаты, которые должны дополнять и связывать друг друга в логической последовательности, подтверждать выдвинутую гипотезу автора и приводят к конечному общему результату работы магистранта.

Своеобразной «страховкой» от низкой оценки качества работы является наглядная презентация полученных результатов в виде слайд-шоу, смонтированных видеороликов, построенных на интерактивных досках графиков и диаграмм.

Совет! Подобные демонстрации должны отличаться красочностью, а также наглядностью выводов выпускной квалификационной работы.

Совет! Для удобства восприятия не следует писать большое количество текста на слайде либо смонтированных кадрах видеосюжета.

Помните, что презентация является лишь дополнением к научно обоснованным формулировкам и определениям, раскрытым в работе.

Научная значимость и научная новизна исследуемой проблемы

Научная значимость работы означает, что мнение магистранта по исследуемой тематике касается вопросов, которые ранее не рассматривались, либо изучены в недостаточном объеме. Для анализа степени изученности автор должен обратиться к трудам ученых и специалистов. На практике, если кандидат на степень магистра ограничился изучением лишь единственной точки зрения на проблему (например, той, что придерживается большинство ученых), но не написал об альтернативных мнениях, это является основанием для признания качества исследования низким.

Выбранная тема, по возможности, должна иметь освещение с разных точек зрения признанных авторитетов в сфере науки, однако автор должен привести новые аргументы, которые состоят из полученных исследовательских данных, а также в условиях современных реалий (например, в экономике – введение экономических санкций в отношении России)

В обоснование значимости проекта магистрант может приводить дефиниции, которые впервые сформулированы и научно доказаны; методы и методологии, при применении которых могут быть достигнуты новые, улучшенные результаты.

Многие специалисты отличают выявление новых тенденций, закономерностей развития различных отраслей науки как признаки новизны научного результата.

Также если исследователь в своей работе написал и, соответственно, доказал, что изучение выбранной темы основано на теоретических формулировках и определениях, углубляющих понимание сущности явлений и процессов, механизмов взаимодействия, то он вполне может претендовать на научную и практическую новизну.

На защите работы необходимо помнить, что формулирование элементов новизны оптимально осуществлять на примере следующей схемы:

Что конкретно установлено, выявлено или получено в результате изысканий

Элементы научной новизны заключаются в:

– новый объект исследования;

-применение известного метода к новому объекту исследования;

-применение нового метода к известному объекту исследования;

-новые результаты из известных ранее научных утверждений;

-сформулировать новые или усовершенствованные принципы разработки, методологии, методы, методики, средства, критерии, формы.

В чем заключается принципиальное отличие от результатов проведённых ранее исследований, роль полученных результатов в теории и практике, определение научной новизны исследования

Актуальность магистерской диссертации и практическая значимость

Актуальность и практическая значимость работы связаны с определением темы изысканий, которая является не просто названием работы, а точно нацеленным на результат выбором сегмента научного поля, о котором надлежит писать в проекте. Автор должен получить, исследовать и связать между собой полученные данные, а также обладать видением ситуации в целом – осознанием конечного результата работы.

Формулировка актуальности проекта – результат исследования магистранта, нацеленный на решение проблемы в сфере общественной деятельности либо отношений в обществе в современных условиях.

Автору следует привести весомые аргументы, описывающие состояние ситуации, требующей исследовать проблематику, связать теоретические выводы работы с практической деятельностью.

Важно! Следует отметить, что писать необходимо не только о положительных данных, полученных в результате изыскания, но также включать в работу и отрицательный опыт, который является не менее ценным практическим материалом. От наличия совокупности полученных новых данных напрямую зависит научная новизна и практическая значимость проекта.

Чем отличается научная новизна от положений, выносимых на защиту

Научная новизна диссертации – это, скорее, характеризующая составляющая проведенного исследования, определяющая новаторский характер данных, полученных в ходе написания работы.

Положения, выносимые на защиту – это, собственно и есть те новые, достоверно установленные факты или знания, полученные в ходе исследования, проведенного в рамках диссертации, ранее не известные науке.

Магистерская диссертация является первой ступенькой студента в мир открытий в сфере науки, следующая по значимости работа – кандидатская диссертация.

Научная новизна

Добрый день. В этой статье опишу пару самых простых способов найти научную новизну исследования.

В основном это актуально для магистерских и кандидатских диссертаций, а дипломные работы бакалавров и специалистов обычно не требуют поиска научной новизны.

Научную новизну указывают в нескольких местах выпускной квалификационной работы.

Во введении ВКР это выглядит примерно так:

В качестве научной новизны на защиту выносятся следующие положения. А дальше — сами эти положения в виде списка, в котором минимум 3 пункта новизны.

В заключении работы — практически то же самое:

В ходе исследования получены следующие положения научной новизны. Дальше их перечисление немного другими словами, чем во введении.

Внутри работы пункты научной новизны идут как итог того параграфа, где их получилось выявить (это может быть и в теории, и в методологии, и в анализе, и в проекте):

Элементом научной новизны, выявленным на данном этапе является установление такой-то закономерности.

Если в методических указаниях написано, что в работе бакалавра должна быть новизна, можно её сформулировать вот так:

Научной новизной исследования в данной бакалаврской выпускной квалификационной работе выступает авторское обобщение и систематизация информации по теме исследования.

А вот с научной новизной для работ магистров и кандидатов наук уже куда сложней. Самая большая проблема состоит в том, что в вузах мало кто может понятно объяснить, что это вообще за штука-то такая.

Примерный ответ звучит так: научная новизна – это критерий научного исследования, определяющий степень преобразования, дополнения, конкретизации научных данных. Научная новизна — что сделано из того, что другими не было исследовано, какие результаты получены впервые.

Что с этим делать — непонятно. И самое интересное — как вообще-то это сделать. Особенно если учесть, что таких положений, например, в магистерской диссертации обычно должно быть не менее трёх.

Так вот. Самые простые способы формулирования научной новизны.

  1. Берёте десяток определений того, что изучаете (по разным учебникам, журналам и т.д.) и собираете из них одно. Ну то есть копируете эти десять определений в один документ, затем выкидываете повторения, синонимы и т.д. — оставляя только одно определение, собранное из всех вышеперечисленных. Затем пишете, в чём отличие получившегося определения от всех этих 10-ти. Можно по отдельности, можно ото всех десяти сразу. И всё. Первое положение научной новизны определено. Это будет звучать как «авторское уточнение исследуемого понятия»
  2. Берёте те же определения и находите, что в них общего. Например, в 6-ти определениях есть один какой-то общий признак, а в 4-х других — другой какой-то. И здесь нужно просто написать, что определения можно сгруппировать в две группы по вот этим признакам. Это будет второе положение научной новизны. И его можно обозначить как «авторское уточнение классификаций исследуемого понятия»

Определения можно взять из источников, описанных в этой статье: где брать теоретический материал для работы.

Довольно простой способ найти научную новизну — создать заявку на биржах для студентов на оценку стоимости работы. В ней написать, что рассматривать будете тех кандидатов, кто в своём предложении скажет, какая новизна (хотя бы примерно) может быть в вашей теме.

Ну и из десятков ответов — посмотреть, что понравится. Если ничего не понравится, удалить заявку и всё.

Необходимо отметить, что этих двух вариантов может не хватить для поиска научной новизны. Часто преподаватели говорят, что «это слишком просто» и требуют, например, инноваций в методологии. Но пусть лучше будет 3 положения научной новизны, чем одно.

Читайте также:  Как умерить аппетит и похудеть?

Да и выявить ограничения методологии — это значительно дольше. Перебрать определения — это пара дней. А перебрать методики — пара недель. И то, если они вообще описаны в каком-то удобном виде.

В методических указаниях СПИ (филиал) ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова» я нашёл дополнительную информацию о научной новизне в работах бакалавров. Вынес в отдельную статью, поскольку там довольно много материала: научная новизна в бакалаврских работах.

Я сейчас стал делать новый проект, посвящённый подготовке магистерских диссертаций по экономике. И там я написал новую большую статью о том, как найти научную новизну в диссертации магистра. Там уже с десяток вариантов того, как выявить научную новизну.

Пишем введение к дипломному проекту: важная информация с примерами

Любая дипломная работа начинается с введения, а заканчивается заключением. Следует помнить, что введение — первое, с чем будет знакомиться научный руководитель и члены комиссии. Введение — это как предисловие к книге. Перед многими студентами встает вопрос, о чем писать во введении и как правильно оформить его.

Введение должно отражать основную цель всей ВКР, а также, в соответствии с этой целью, должен писаться список задач и методы, которыми данные задачи будут решены.

Написать введение к дипломной не сложно, если выпускник ознакомился с методическими рекомендациями, которые есть на каждой кафедре. Часто требования разных вузов отличаются, поэтому методические материалы так важны для изучения.

Введение к диплому и его структура, как написать?

Введение к диплому, несмотря на особенности методических указаний каждого вуза, имеет одинаковую структуру и включает несколько основных частей:

  • постановка цели и задач исследования;
  • обоснование актуальности работы и ее значимости с точки зрения науки и практики;
  • формулирование предмета и объекта дипломного исследования;
  • перечисление методической основы проекта;
  • постановка гипотезы исследования.

До того, как будущий дипломированный специалист начнет работу над дипломом, необходимо обсудить все аспекты с научным руководителем. Часто преподаватели идут навстречу и, если прямо спросить, как грамотно и правильно написать введение в дипломной работе, указывают на то, что нужно написать: базовые части работы, параграфы, разделы, включая краткое содержание или основную мысль.

Далее необходимо подробно рассмотреть все перечисленные элементы введения.

Ставим цель и задачи

Цель выпускного дипломного исследования способствует пониманию того, чего желает достичь студент с помощью своего исследования, то есть его конечный результат.

С помощью задач происходит поиск путей для того, чтобы достичь основной цели. Чаще всего каждой задаче посвящается отдельная глава работы. Студенту понадобятся следующие слова: определить, исследовать, раскрыть, разработать, выявить, провести анализ, систематизировать, и др.

Чаще всего, чтобы написать введение к диплому понадобится от 4 до 5 задач.

Определяем актуальность и значимость работы

В первую очередь, студент описывает тему работы и формулирует ее актуальность. Это помогает определять степень современности, важности, жизненности и насущности рассматриваемой темы или проблемы.

Таким образом, с помощью формулирования актуальности все аргументы приводятся в пользу того, по какой причине важно проведение исследования по рассматриваемой тематике.

Что касается объема этой части, то она не должна быть больше 1,5 листов.

В случае, когда студент не может самостоятельно сформулировать мысли по актуальности своей работы, то в помощь придет следующий пример: актуальность темы диплома имеет отношение к огромному распространению рассматриваемого феномена (проблемы, вопроса). По этой причине появляется острая потребность в разработке дополнительных рекомендаций или мероприятий в области совершенствования работы в данном направлении.

Если рассматривать научную новизну, то ее можно определить в соответствии с характером и сутью выбранной темы. Формулировка научной новизны происходит по-разному, когда пишется теоретический диплом или диплом с практической направленностью.

Научную новизну теории определяют тем новым, что студент может внести в исследуемую проблему. В дипломе с практической направленностью новизну можно определить посредством полученных впервые результатов, обновленных данных в сложившихся раньше научных представлениях.

Практическую значимость можно выявить из научной новизны. Именно она вызывает необходимость написать всю дипломную работу. Выявление практической значимости означает определение результатов, которых должен достичь студент.

Постановка предмета и объекта исследования

Для студента очень сложно разграничить понятия «объект» и «предмет» исследования. Если же он раньше писал курсовой проект, то с данными понятиями уже приходилось сталкиваться.

Объект включает определенную область, явление, которое существует, не зависимо от того, кто проводит его исследование.

Предмет включает важнейшие особенности или свойства объекта.

С помощью предмета исследования в любой контрольной, курсовой, дипломной или диссертационной работе отражается, каким образом познается объект. Каждый объект может включать в себя не один предмет исследования.

Например, объектом исследования можно считать группу людей или человека. В этой ситуации предметом исследования может быть определенная часть тела (например, сердце). Также есть большое количество других предметов (другие внутренние органы, нервная система, работа печени и др.), но здесь нас интересует только сердце или сердечная система.

Перечисляем методы исследования

Методы исследования представлены способами познания объекта. Вне зависимости от тематики и области в любом дипломе необходимы такие основные методы, как анализ нормативно-правовой документации, анализ источников литературы и документов.

При написании дипломного исследования можно использовать следующий перечень методов:

Правило постановки гипотезы в дипломном проекте

Гипотеза дипломного проекта состоит в предполагаемом результате, которого студент желает достичь с помощью самого написания проекта.

Гипотеза выражается определенным образом: данной цели можно добиться с условием, что. ; исследование будет эффективным при существовании. ; создание инструмента способно обеспечить. и др.

Как написать введение в дипломной работе: образец и советы специалистов

Поскольку многие студенты ищут информацию о том, как написать введение к дипломной работе, мы собрали в этой статье самую актуальную и важную информацию. Основные аспекты состоят в следующем:

  1. Во введении важно отразить ссылки на цитаты известных авторов, которые, так или иначе, исследовали выбранную тему. Наряду с оформлением цитирования, исследование студента в обязательном порядке должно включать что-то новое, элемент творческой мысли, то есть то, чего не удавалось ранее другим авторам. За основу можно взять тот факт, что ни один из авторов, ранее исследовавших проблему, так и не смог в полной мере решить ее. Практически по каждому вопросу существуют спорные моменты, отразить которые студент может в своем проекте.
  2. Необходимо правильно сформулировать методы проводимых исследований на выбранную тему. Большинство выпускников сталкиваются со сложностями в выполнении этой части введения. До настоящего времени нет единой системы методов, которая бы универсально подошла для любой ВКР. Но часто методология совпадает, так как используются метод анализа и синтеза, сравнение и обобщение, анкетирование, классификация, расчетный метод.
  3. Создать акцент на практической значимости проводимого исследования. Студент отражает, в каких сферах можно использовать результаты исследования и рекомендации. Правильное написание этой части отражает компетентность студента и его хорошую подготовку.

Рассмотрим на примере шаблона, как писать введение в дипломе:

Какой должен быть объем введения в дипломе?

Если на кафедре нет определенных требований к объему введения в дипломе, то существуют стандартные нормы:

  • объем введения по стандарту от 2 до 4 страниц;
  • максимальный объем введения для дипломной работы — 5 страниц.

В этих 3-4 страницах текста студент должен вкратце и по делу осуществить описание основных аспектов работы.

Когда студент настолько подготовлен, что может написать введение к дипломной работе или весь диплом сам, это просто отлично! Тем не менее, многие хотят получить помощь от тех, кто сможет. В этом случае студент освобождает массу времени и сил на более важные дела. Ведь часто студенты жалуются, что исследование так и не пригодилось им в будущем.

Магистерская диссертация (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

Впервые могут проводиться исследования на оригинальные темы, ко­торые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания. В такой ситуации возможны случаи, когда научная новизна абсолютна и не терпит возражений – такая ситуация имеет место при выполнении иссле­дований впервые в мире, стране; относительно – когда тема является но­вой для отраслей науки или хозяйства.

Оценка научной новизны исследования означает выявление первенства автора в определении и исследовании той или иной темы диссертационно­го исследования.

Для оценки научной новизны диссертационного исследования воз­можно использование некоторых признаков. Для большого числа наук существенным является наличие теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы; методических ре­комендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых социально-экономических результатов. Но­выми могут быть только те положения диссертационного исследования, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом и отдельных ее направлений [18].

Читайте также:  Диета для набора мышечной массы

Многие специалисты относят к признакам новизны выявление, анализ и обобщение новых явлений, тенденций, закономерностей современного развития тех или иных отраслей науки и наличие выводов и рекоменда­ций, обладающих научной ценностью и практической значимостью для различных сфер деятельности.

Автор вправе претендовать на новизну, если его научные разработки содержат: формулировки и обоснования понятий, категорий и их отдель­ных элементов, углубляющих понимание сущности социально-экономических и политических процессов и явлений, законов и законо­мерностей развития, механизмов взаимодействия, организации производства и общественных отношений; развитие методологии и методов науки.

Не менее значимы при оценке новизны такие признаки, как разработ­ка и обоснование концепций экономического и политического развития общества, его отдельных элементов и организационно-экономических и социальных структур, обоснование новых или совершенствование применяемых методов обеспечения управления производственной и непроизводственной сферами деятельности [18].

Ориентация исследований на разработку и совершенствование мето­дов управления, прогнозирования, планирования; формирование направлений хозяй­ственного и социального развития позволяет предлагать новые нестандартные решения и механизмы их эффективного использования. Как правило, новые решения достигаются в ходе разработок методов и моделей оптимизации и развития экономических, технических и социаль­ных явлений и процессов при их детальном анализе, классификации и моделировании.

Важной является работа магистранта по поиску новых путей решения социально-экономических задач и проблем, поиску новых методов иссле­дования в различных сферах деятельности.

Элементы новизны должны присутствовать при совершенствовании существующих методов повышения эффективности экономического, тех­нического и социально-политического развития организации.

Приведем пример формулирования научной новизны.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Разработан метод оценки привлекательности рынка конечного потребителя, основанный на статистических данных по расходам и доходам населения, и шкала измерения результатов выбора привлекательной совокупности потребителей, который в отличие от известных методов позволяет более точно оценить уровень доходов (скрытые доходы) населения и учесть уровень расходов на исследуемую группу товаров;

2. Разработан метод оценки привлекательности рынка оптовых покупателей, который позволяет проанализировать его и выбрать наиболее привлекательный рынок с помощью относительного показателя объема продаж;

3. Предложен метод анализа и стратегического планирования структуры производства продукции предприятия, основанный в отличие от известных методов на двух критериях: привлекательности совокупности покупателей и этапе жизненного цикла товара, что позволяет одновременно оценить финансовую привлекательность структуры производства в долгосрочной перспективе и определить рациональность реализации продукции на данном рынке.

Результаты рассмотрения диссертационных работ с позиций научного обоснования и аргументирования свидетельствуют о том, что формулировки новизны зависимы от научных результатов исследований. Возможные варианты формулирования научных результатов и новизны приведены в таблице 1.

Примеры формулировок научных результатов и новизны

Обобщены взгляды российских и зарубежных ученых о сущности и содержании конкурентного преимущества, позволяющие уточнить понятие «конкурентное преимущество».

Уточнено представление о конкурентном преимуществе как о сложном, многоаспектном явлении, интегрирующем в себе процессы удовлетворения требований со стороны потребителей, производителей и партнеров.

Представлена эволюция трактовки понятия «образование», что позволило рассмотреть образовательные услуги с позиций единства процесса и результата.

Дано авторское видение сущности образовательных услуг, основанное на единстве процесса и результата образования.

Путем обобщения российского и зарубежного опыта предоставления услуг фирмами определены основные методические инструменты, обеспечивающие устойчивость организации.

Разработаны модели предоставления услуг, реализация которых позволяет не только увеличить спрос на услуги, но и повысить эффективность деятельности организации.

Изучена сущность и содержание понятий «стратегия» и «стратегическое планирование». На основе анализа опубликованных научных и методических работ российских и зарубежных ученых развиты научные представления о стратегии и стратегическом планировании развития организации.

Уточнены определения «стратегия» и «стратегическое планирование». Под стратегией понимается «системный подход, обеспечивающий организации сбалансированность и предвидение успешных направлений развития в будущем». Уточнено понятие стратегическое планирование развития организации, под которым мы понимаем систему процедур оценки, анализа, прогноза выработки и реализации стратегических решений по обновлению конкурентных преимуществ, обеспечению высокого уровня востребованности продукции, удовлетворенности клиента, выхода на новые рынки, получения социально-экономической выгоды.

Разработана упрощенная схема стратегического планирования раз­вития организации, позволяющая, с одной стороны, решать оперативные задачи продаж, а, с другой, быть своеобразным «тренировочным полигоном», на котором отрабатываются основные принципы стратегического планирования.

Выделены 9 этапов стратегического планирования по линии «маркетинг – сбыт – продажи», позволяющие системно отслеживать процессы выработки стратегических решений по формированию конкурентных преимуществ, высокому уровню востребованности продукции, удовлетворенности клиента.

2.2.6. Практическая значимость.

Само определение «практическая значимость» отражает реализацию научной новизны и свидетельствует об оправданности, необходимости выполнения диссертационных исследований, позволяющих что-то создать, улучшить и т. д., т. е. получить определенный эффект, выгоду. Практическая значимость свидетельствует о перспективности использования конечного результата диссертационного исследования в той или иной области, с той или иной целью.

Если результат исследования не материален, то практическая значимость результатов диссертационных исследований способствует расширению знаний и их применению в определенной области.

Практическая значимость диссертационной работы определяет возможность использования полученных автором результатов в той или иной области науки, производства, образования и т. д. При этом повышению иллюстративности практической значимости результатов исследований способствует их цифровое выражение.

Практическая значимость может проявиться в публикациях основных результатов исследования в научных статьях, монографиях, учебниках; в наличии авторских свидетельств (ныне – патентов, прим. автора), актов о внедрении результатов исследования в практику; апробации результатов исследования на научно-практических конференциях и симпозиумах; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений, в участии в разработке государственных и региональных программ развития той или иной отрасли народного хозяйства; использовании результатов исследования при подготовке новых нормативных и методических документов и т. д.[6 ,13].

Приведем пример правильно сформулированной, на наш взгляд, практической значимости.

Практическая значимость исследования. Теоретические и практические выводы направлены на дальнейшее развитие методического инструментария стратегического планирования деятельности организации в современных условиях.

Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что сформированный и доведённый до рабочих форм методический инструментарий, разработанный в диссертации, позволяет принимать стратегические и тактические плановые решения текущих задач сбыта, выхода на новые рынки, маркетинга, экономической работы, развития персонала и других направлений на основе рациональной системы процедур, современных методов анализа и оценки, комплексно охватывающих все стороны деятельности организации.

Данные методические инструменты носят универсальный характер и позволяют применять их в организациях различных организационно-правовых форм.

Научные результаты, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, могут быть использованы при дальнейших исследованиях в области стратегического управления и планирования.

Рассмотрев основные составляющие введения магистерской диссертации, приведем пример написания введения в целом.

2.3. Научный текст диссертации (основная часть).

Эта часть диссертации представляет собой научно обоснованный и систематизированный магистрантом материал исследований, отвечающий поставленным целям и задачам.

Научный текст диссертации характеризуется логикой изложения, ис­пользованием опубликованных материалов, точных сведений и фактов, а также научно обоснованных положений, результатов и выводов.

Предложенные магистрантом новые методологические и методические решения должны быть строго аргументированы (рисунок 4) и критически оценены по сравнению с другими известными научно-практическими положениями. При написании научного текста диссертации необходимо давать ссылки на источники научной, фактографической и другой информации.

Рисунок 4 – Основные характерные черты аргументации

Количество глав зависит от характера магистерской диссертации. В диссертации должно быть 3 или 4 главы.

В первой главе обычно приводят результаты научного обзора концепций, методических позиций, научных подходов и взаимосвязей элементов систем. Магистрант описывает кратко содержание этапов развития научных представлений ученых по рассматриваемой проблеме. В процессе научного анализа известных работ магистрант аргументировано описывает достоинства основных научных положений и факторы, влияющие на их развитие.

Рассмотрим пример научного обзора представлений зарубежных и российских ученых о сущности, содержании стратегии предприятий.

Первая глава – теоретическая часть диссертационной работы и служит основой для подготовки второй (аналитической) и третьей (практической) глав диссертации.

Вторая глава диссертации, как правило, посвящена анализу статистических, фактографических и других материалов, позволяющих обосновать проблему, аргументировать выводы и необходимость решения поставленных задач. В этой главе анализируется состояние предметной области. Аргументируется необходимость обновления, развития существующей практики решения поставленных задач, использования методики и технологии для их решения.

Рассмотрим на примере последовательность изложения научного материала магистерской диссертации, раскрывающей содержание модели стратегического планирования сбытовой деятельности организации.

Ссылка на основную публикацию