«клиническая медицина»: обучение профессия и кем работать - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

«клиническая медицина»: обучение профессия и кем работать

Специальность “Клиническая медицина” (аспирантура)

Степень: Исследователь. Преподаватель исследователь

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Иностранный язык – по выбору вуза

Необходим диплом о высшем медицинском образовании.

Содержание

Клиническая медицина — группа дисциплин, направленных непосредственно на диагностику и лечение болезней с использованием достижений медицинской науки и современных методик. Аспирантура по данному направлению дает возможность повысить квалификацию, пройти профессиональную подготовку для достижения более высоких должностей в медицинской сфере.

Условия поступления

Выпускники, желающие продолжить учебу в аспирантуре по специальности 31.06.01 Клиническая медицина должны иметь диплом о высшем медицинском образовании. Зачисление происходит на конкурсной основе.

По итогам результатов вступительных экзаменов в аспирантуру зачисляются специалисты, набравшие нужное количество баллов. Дополнительные баллы могут начисляться за индивидуальные достижения:

  • аттестат о среднем образовании с отличием или награждение золотой, серебряной медалью;
  • участие в конкурсах мирового масштаба;
  • осуществление волонтерской деятельности;
  • победа в научных олимпиадах, конкурсах.

Также будущие аспиранты в обязательном порядке сдают экзамен по иностранному языку и философии.

Будущая профессия

Направление дает знания высокого уровня для осуществления профессиональной деятельности. Эта профессия предполагает исследовательскую и научную работу в области клинической медицины. После окончания аспирантуры врач может вести преподавательскую деятельность.

Куда поступать

Многие вузы Москвы и других городов предлагают качественное обучение в аспирантуре по специальности. Среди них:

  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова;
  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова;
  • Владивостокский государственный медицинский университет;
  • Новосибирский государственный медицинский университет;
  • Северный государственный медицинский университет;
  • Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова.

Срок обучения

Обучение по программе аспирантуры осуществляется на дневной и заочной формах. Дневная форма обучения, включая каникулы, составляет три года. Заочная форма аспирантуры предусматривает увеличение срока обучения минимум на 6 месяцев и не больше чем на один год.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Программа аспирантуры состоит из блоков, которые включают множество разных предметов:

  • биохимия;
  • анатомия;
  • иммунология;
  • эпидемиология;
  • медицинская психология;
  • гомеопатия.

Приобретаемые навыки

Выпускник, закончивший обучение в аспирантуре, приобретает такие общепрофессиональные навыки:

  • организация, проведение научных исследований в области биологии, медицины;
  • проведение анализа, представление полученных результатов исследований в клинической медицине;
  • разработка методик, направленных на охрану здоровья населения;
  • использование клинических, лабораторных методов исследования для получения научных данных;
  • преподавательская деятельность по программам высшего образования.

Перспективы трудоустройства

Учащиеся на специальности «Клиническая медицина» часто задумываются кем работать, ведь существует ряд узкопрофильных клиник — терапевтическая, кардиологическая, гастроэнтерологическая, неврологическая, онкологическая, хирургическая, травматологическая и др. Каждая имеет специфическое лечебно-диагностическое назначение. Выбор стоит за врачом, именно он перед трудоустройством определят свое узкопрофильное направление работы.

Перспективы профессионального совершенствования

Закончив обучение в аспирантуре, врач может заняться профессиональной деятельностью или продолжить совершенствовать свои знания в докторантуре. Программа докторантуры позволяет повысить уровень полученных навыков, умений, опыта деятельности. А также дает широкий индивидуальный план подготовки для защиты диссертации с получением ученой степени доктора медицины.

Специальность «Лечебное дело»

Обучение по специальности «Лечебное дело» ведется по программам специалитета и длится 6 лет. Выпускнику присваивается квалификация «Врач общей практики» или «Врач-лечебник». Для того чтобы самостоятельно вести больных, необходимо пройти следующие ступени обучения: ординатуру, интернатуру или аспирантуру. Лечебное дело – это базовое медицинское образование, после которого можно получить более узкую специализацию: хирург, терапевт, кардиолог, педиатр и др.

На каждом курсе студенты проходят обязательные практики в больницах, поликлиниках и на станциях скорой помощи.

Какие экзамены сдавать?

Для поступления на лечебное дело почти всегда требуется сдать химию, биологию и русский язык. Ситуация отличается только в МГМУ, где иностранцы не сдают биологию. В остальных же вузах список экзаменов в 2018 году примерно одинаковый. Иностранные абитуриенты не обязаны сдавать ЕГЭ и могут поступать по результатам экзаменов, которые проводит сам университет. Уточняйте список экзаменов в выбранном вами вузе.

Где можно получить специальность «Лечебное дело»?

МГМУ (Москва)

Это старейший и крупнейший в России медицинский университет, основанный еще в 1758 году. Лечебный факультет МГМУ – самый большой в стране, здесь обучаются порядка 8000 студентов. Среди преподавателей есть академики и члены-корреспонденты РАН.

Для поступления на лечебное дело иностранному абитуриенту необходимо сдать химию и русский язык. Экзамены проводятся в форме компьютерного тестирования, причем для иностранных абитуриентов существует возможность пройти вступительные испытания на английском языке.

БФУ (Калининград)

Балтийский федеральный университет им. Канта – правопреемник Кенигсбергского университета «Альбертина», основанного еще в 16 веке. Медицинский факультет БФУ с 2006 года принимает абитуриентов на специальность «Лечебное дело». В БФУ существует подготовительное отделение для иностранных абитуриентов и летние интенсивные языковые курсы, позволяющие в краткие сроки освоить русский язык до необходимого для обучения в вузе уровня.

НГУ (Новосибирск)

На базе НГУ существует Институт медицины и психологии, где можно получить образование по специальности «Лечебное дело». ИМТ НГУ ориентирован на подготовку квалифицированных врачей-исследователей – ученых, имеющих не только клиническую, но и научную подготовку. Цель Института – обеспечить связь между практическим здравоохранением и передовой наукой.

РУДН (Москва)

Медицинский факультет Российского университета дружбы народов – крупнейший факультет этого вуза, на нем обучается почти 3000 студентов, из которых около 40 % – это иностранцы. У студентов-медиков есть возможность изучать иностранные языки (английский, французский, немецкий, китайский) и получить дополнительно диплом переводчика в сфере профессиональной деятельности. Медицинский факультет РУДН активно занимается внедрением новых медицинских технологий и инновационных образовательных программ в процесс обучения студентов.

ДВФУ (Владивосток)

В Дальневосточном федеральном университете образование по специальности «Лечебное дело» можно получить в Школе биомедицины. Деятельность Школы ориентирована на взаимодействие фундаментальной науки и здравоохранения и на проведение инновационных исследований в области биомедицины. У иностранных абитуриентов есть возможность подготовиться к вступительным экзаменам и прослушать курс русского как иностранного (для абитуриентов с любым уровнем владения русским языком начиная с нулевого) на подготовительном отделении ДВФУ.

МИФИ (Москва)

Специальность «Лечебное дело» существует и на медицинском факультете Инженерно-физического института биомедицины Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Деятельность ИФИБ нацелена на внедрение в образовательный процесс новейших биомедицинских технологий и трансляцию этих знаний в практическую медицину.

Обучение на специальности «Лечебное дело» ведется на русском и английском языках. Для иностранных абитуриентов существует также специальный Факультет иностранных учащихся, где можно пройти годовую подготовку по медико-биологическому профилю. В нее входит изучение русского языка и основных таких предметов как химия, физика, математика и информатика.

КФУ (Казань)

Институт фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета является продолжателем традиций медицинского факультета КФУ, созданного еще в 1806 году. Образовательные программы ИФМБ уделяют особое внимание междисциплинарным исследованиям и ориентированы на получение студентами фундаментального медицинского образования. На сегодняшний день в Институте обучаются более 1600 студентов, среди которых почти 500 иностранцев.

«клиническая медицина»: обучение профессия и кем работать. Приобретение специализации в интернатуре

Запутаться в терминологии огромного списка врачей очень легко. При наличии необычных симптомов и заболеваний, трудно понять, к кому необходимо обратиться за профессиональной помощью. Врач – это человек, имеющий знания, навыки и опытное применение для профилактики и лечения недугов, для поддержки нормального функционирования организма. Это человек с высшим медицинским образованием.

Профессии врачей: список

Врачи бывают ветеринарным – это лицо, имеющее ветеринарное образование, зубные – в отличии от стоматолога, этот человек имеет среднее медицинское образование, оказывающий первую стоматологическую помощь, имеет ограничения действий в стоматологии.

Читайте также:  Какую ванну лучше выбрать?

Врачебные профессии разделяются на:

  • Профилактическая;
  • Клиническая;
  • Фармакология;
  • Медико-биологическая;
  • Теоретическая;
  • Доказательная.

Профилактическая медицина отвечает за санитарию и гигиену, профилактику заболеваний человека, группы людей или целой популяции. Профилактическая медицина имеет разделы и специалистов, относящимся к ним.

Гигиена – занимается изучение действия внешней среды на человека для оптимизации благоприятных действия (врач-гигиенист).

Санитария – занимается охраной здоровья и профилактикой заболеваний (санитарный врач). Рекреационная – развивает методы повышения иммунитета организма, санитарно-курортного лечения, спорта. За рекреационную медицину чаще отвечают массажисты и терапевты.

Терапевтические специальности врачей: список

Каждая профессиональная область имеет свои виды специальности. Наиболее востребованы врачи терапевтической специальности. Ниже список врачей терапевтической области и краткое описание их деятельности

  • Аллерголог занимается лечением аллергических заболеваний и наблюдением за ее течением.
  • Гастроэнтеролог отвечает за лечение заболеваний ЖКТ.
  • Гематолог – в его компетенцию входят патологии, связанные с кровью и кровеносными органами (анемия, аутоиммунная тромбоцитопения, лимфома).
  • Гепатолог специализируется на заболеваниях печени.
  • Гирудотерапевт отвечает за лечение медицинскими пиявками.
  • Дерматолог – специализация, кожные заболевания.
  • Иммунолог отвечает за заболевания, связанные с нарушениями в работе иммунной системы (аллергия, хронический кашель, синдром хронической усталости).
  • Инфекционист помогает при инфекционных заболеваниях (дизентерия, корь, бешенство, вирусы ОРВИ, столбняк).
  • Кардиолог – заболевания сердечно-сосудистой системы.
  • Косметолог – изучает, диагностирует и лечит косметологические дефекты кожных покровов (мозоли, пигментация).
  • Миколог занимается грибковыми заболеваниями кожи и ногтей.
  • Офтальмолог – профилактика и лечение органов зрения.
  • Остеопат – занимается поиском причин нарушения структурно-анатомического отношения между органами и частями тела, лечением с помощью мануального массажа.
  • Отоларинголог – заболевания органов дыхания и слуха.
  • Педиатр – детский врач–терапевт
  • Психиатр занимается поиском отклонений и лечением психики.
  • Психолог изучает проявления психических явлений в разных сферах деятельности.
  • Пульмонолог отвечает за заболевания легочной системы организма.
  • Рентгенолог отвечает за постановку диагноза путем изучения рентгенологических снимков.
  • Сомнолог занимается вопросами нарушения сна.
  • Сурдолог помогает адаптироваться лицам с нарушением слуха.

Терапевт – врач широкого профиля, диагностирует, лечит и оказывает профилактические действия против заболеваний внутренних органов. Трихолог – отвечает за лечение и профилактику кожи головы и волос. УЗИ-специалист изучает функционирование внутренних органов с помощью аппарата УЗИ.

Флеболог лечит заболевания кровеносных сосудов;

Фтизиатр – врач узкой специализации, отвечает за лечение туберкулеза. Цитолог – врачи этой специальности исследуют процессы внутри клеток на ранней стадии заболевания, определяют наличие патологии. Эндокринолог – заболевания эндокринной системы человека (сахарный диабет, ожирение, инсулома).

Специализации врачей-стоматологов

Важна роль в здоровье человека врачей узких специальностей, отвечающих за мочеполовую систему (гинеколог, акушер, уролог, нефролог, сексолог, колопроктолог, анестезиолог), онкологические заболевания (маммолог, онкогинеколог, онколог, онкодерматолог), хирургические манипуляции (хирург, проктолог, кардиохирург, пластический хирург, нейрохирург).

Стоматологи также имеют разделение по специализации, имеющие схожее название с терапией:

  • Терапевт – врач широкой направленности, производит осмотр ротовой полости, ставит диагноз и направляет к более узкому специалисту.
  • Хирург – проводит хирургические операции в области стоматологии.
  • Ортодонт – корректирует прикус.
  • Ортопед – восстановление и протезирование зубов.
  • Имплантолог – восстановление зубного ряда с помощью имплантатов.
  • Пародонтолог – профилактика и лечение слизистой ротовой полости.

Незаконное распространение медицинских практик во многих странах наказывается. Если незаконная деятельность привела к трагическим последствиям, то такого врача ждет уголовное наказание.

Основной список врачей узкой специализации

Дезинфектология изучает профилактические меры против инфекционных заболеваний (дезинфектор). Эпидемиология занимается локализацией и снижением заболеваемости (эпидемиолог). Клиническая медицина отвечает за лечение и предотвращение рецидива у больного.

В клиническую медицину входят следующие разделы и специалисты:

  • Диетологию/диетолог;
  • Геронтологию/геронтолог;
  • Кардиологию/кардиолог;
  • Неврологию/невролог;
  • Офтальмологию/офтальмолог;
  • Педиатрию/педиатр;
  • Психиатрию/ психиатр;
  • Стоматологию/стоматолог;
  • Терапию/врач терапевт;
  • Урологию/уролог;
  • Хирургию/хирург;
  • Эндокринологию/эндокринолог.

Фармакология – наука, изучающая, какие действии лекарственные вещества оказывают на организм. Биохимическая фармакология наблюдает за процессами в организме. Клиническая фармакология занимается исследованием действий лечебных препаратов на больного.

Молекулярная фармакология изучает молекулярное действие лечебных препаратов.

Фармакогеномика отвечает за изучение взаимодействия определенного гена и лекарства. Фармация – эта дисциплина отвечает за поиск природных источников лекарственных веществ, их изготовление, безопасность, хранение и отпуск. Фармакоэпидемиология изучает действие препаратов на группу лиц. Экспериментальная фармакология изучает действие лекарственных препаратов в ходе проведения эксперимента.

Разные специальности врачей (видео)

Остальные разделы медицины являются вспомогательными для клинической и профилактической медицины. Но, ни один из разделов не может существовать друг без друга. Практикующий врач в своей профессиональной деятельности предотвращает, распознает и лечит различные заболевания и травмы. Постоянно усовершенствует свои знания и навыки, изучая новые исследования в области медицины.

Клиническая медицина – это отрасль знаний, от которой во многом зависит благополучие большинства людей. Ее развитие позволяет сохранять качество жизни человека на приемлемом уровне, несмотря на все увеличивающееся количество болезней, угрожающих здоровью.

Что такое клиническая медицина?

Данный раздел знаний обладает огромным значением для человечества. Специалисты, трудящиеся в рамках развития этой отрасли науки занимаются сбором, систематизацией и апробацией данных с целью своевременной диагностики и эффективного лечения всевозможных заболеваний.

В настоящее время на развитие этой наиболее развитыми государствами тратятся сотни миллиардов долларов ежегодно. Во многих странах созданы институты клинической медицины, чьи стены объединяют огромное количество медиков, биологов, химиков и специалистов других смежных отраслей науки.

Основные отличия от других разделов медицины

Данная область знаний имеет сразу несколько отличий от других разделов медицины:

  • основные усилия направлены именно на практическую составляющую борьбы с болезнями, а не на изучение их этиологии, патогенеза и последствий;
  • достижения в данном разделе медицины напрямую зависят от результатов исследований в других областях медицинских знаний;
  • обеспечивает реальное улучшение качества жизни человека;
  • проведение клинических испытаний в этом разделе медицины способно навредить пациентам, входящим в экспериментальную группу.

Несмотря на все эти отличия, клиническая медицина очень тесно связана с прочими разделами медицинских знаний.

История развития

Клиническая медицина – это раздел науки, который имеет многолетнюю историю своего развития. Ее основы заложили еще древние врачеватели. Успехов в данной отрасли им удавалось достичь при помощи экспериментального подхода. В те времена исследования проводились на больных. Поиск необходимого способа лечения производился методом проб и ошибок. Диагностика же основывалась на особенностях клинических проявлений заболевания.

Бурное развитие клиническая медицина как экспериментальная получила в середине XVIII века. Уже в эпоху Возрождения светилами медицинской науки использовались сложные диагностические инструменты, важнейшим из которых являлся микроскоп. Бурное развитие клинической медицины в это время обусловлено возникновением первых лабораторных методов исследования. Данные, полученные при их помощи, позволили обогатить знания врачей и разработать более эффективные способы борьбы с различными заболеваниями.

Еще одна важная веха в развитии клинической медицины – это открытие в 1929 году антибиотиков. С этого периода врачи смогли эффективно бороться с инфекционными заболеваниями, которые ранее могли уничтожать целые города.

В 1953 году американскими учеными была открыта структура ДНК. В настоящее время полученные ими данные активно используются и дополняются современными исследователями. Благодаря этому достижению возможности клинической медицины значительно расширились. Зная структуру человеческой ДНК и постепенно открывая все новые ее особенности, биохимикам удается изобретать более эффективные методы борьбы с самыми различными заболеваниями, многие из которых до этого считались смертельными.

В настоящее время современная клиническая медицина продолжает развиваться, позволяя медикам помогать все большему количеству пациентов.

Основные направления развития

Скорость развития клинической медицины, как и других наук, постоянно увеличивается. При этом имеется сразу несколько направлений проведения перспективных исследований, способных кардинально увеличить эффективность диагностического и лечебного процессов. Основными из них являются следующие:

  • разработка диагностических аппаратов, способных выявить сразу все патологические процессы, протекающие в организме, на самых разных стадиях их развития;
  • открытие способов воздействия на геном человека с целью предупреждения развития основных социально значимых заболеваний (сахарный диабет, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, инфекционная патология);
  • разработка сложных искусственных механизмов, способных полноценно заменить утраченную часть тела или же поврежденный орган человека.
Читайте также:  Как стать стюардессой или что нужно для поступления на специальность

В настоящее время все эти направления активно разрабатываются учеными со всего мира.

Будущее клинической медицины

Несмотря на кажущуюся фантастичность данных исследований, определенные достижения на этих направлениях уже имеются. К примеру, уже существуют механические протезы конечностей, которые подключаются к нервным волокнам, контролирующим движения кистей и стоп, что позволяет человеку жить полноценной жизнью. К сожалению, на данный момент такие протезы имеют очень высокую стоимость, однако с течением времени и развитием технологий, их цена станет приемлемой для большинства людей.

Благодаря развитию клинической медицины современным медикам удалось победить множество ранее неизлечимых болезней. Дальнейшие открытия в этой отрасли позволят побороть те недуги, которые сейчас остаются опасными для человека.

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и.

До 1054 г. христианская церковь была единой и неделимой. Раскол.

Дата смерти в нумерологии – тема весьма своеобразная. Как известно, лишь.

ОКСО 3.31.00.00 — Клиническая медицина

Статьи по теме:
КлассификаторПрофессии, специальность, направление подготовкиМСКОЧисло дочерних кодов
КодНаименованиеКод образовательной
программы (МСКО 2011)
Код области
образования (МСКО-О 2013)
ОКСО3.31.00.00Клиническая медицина88

Запись в классификаторе с кодом 3.31.00.00 содержит 88 уточняющих (дочерних) кодов.

Профессии, специальность, направление подготовкиМСКО
КодНаименованиеКод образовательной
программы (МСКО 2011)
Код области
образования (МСКО-О 2013)
3.31.02.01Лечебное дело5540912
3.31.02.02Акушерское дело5540913
3.31.02.03Лабораторная диагностика5540914
3.31.02.04Медицинская оптика5540912
3.31.02.05Стоматология ортопедическая5540911
3.31.02.06Стоматология профилактическая5540911
3.31.05.01Лечебное дело7660912
3.31.05.02Педиатрия7660912
3.31.05.03Стоматология7660911
3.31.06.01Клиническая медицина7680912
3.31.07.01Клиническая медицина7680912
3.31.08.01Акушерство и гинекология7680913
3.31.08.02Анестезиология-реаниматология7680912
3.31.08.03Токсикология7680912
3.31.08.04Трансфузиология7680912
3.31.08.05Клиническая лабораторная диагностика7680914
3.31.08.06Лабораторная генетика7680912
3.31.08.07Патологическая анатомия7680912
3.31.08.08Радиология7680912
3.31.08.09Рентгенология7680912
3.31.08.10Судебно-медицинская экспертиза7680912
3.31.08.11Ультразвуковая диагностика7680914
3.31.08.12Функциональная диагностика7680914
3.31.08.13Детская кардиология7680912
3.31.08.14Детская онкология7680912
3.31.08.15Детская урология-андрология7680912
3.31.08.16Детская хирургия7680912
3.31.08.17Детская эндокринология7680912
3.31.08.18Неонатология7680912
3.31.08.19Педиатрия7680912
3.31.08.20Психиатрия7680912
3.31.08.21Психиатрия-наркология7680912
3.31.08.22Психотерапия7680912
3.31.08.23Сексология7680912
3.31.08.24Судебно-психиатрическая экспертиза7680912
3.31.08.25Авиационная и космическая медицина7680912
3.31.08.26Аллергология и иммунология7680912
3.31.08.27Водолазная медицина7680912
3.31.08.28Гастроэнтерология7680912
3.31.08.29Гематология7680912
3.31.08.30Генетика7680912
3.31.08.31Гериатрия7680912
3.31.08.32Дерматовенерология7680912
3.31.08.33Диабетология7680912
3.31.08.34Диетология7680912
3.31.08.35Инфекционные болезни7680912
3.31.08.36Кардиология7680912
3.31.08.37Клиническая фармакология7680916
3.31.08.38Косметология7680912
3.31.08.39Лечебная физкультура и спортивная медицина7680912
3.31.08.40Мануальная терапия7680912
3.31.08.41Медико-социальная экспертиза7680912
3.31.08.42Неврология7680912
3.31.08.43Нефрология7680912
3.31.08.44Профпатология7680912
3.31.08.45Пульмонология7680912
3.31.08.46Ревматология7680912
3.31.08.47Рефлексотерапия7680912
3.31.08.48Скорая медицинская помощь7680912
3.31.08.49Терапия7680912
3.31.08.50Физиотерапия7680912
3.31.08.51Фтизиатрия7680912
3.31.08.52Остеопатия7680912
3.31.08.53Эндокринология7680912
3.31.08.54Общая врачебная практика (семейная медицина)7680912
3.31.08.55Колопроктология7680912
3.31.08.56Нейрохирургия7680912
3.31.08.57Онкология7680912
3.31.08.58Оториноларингология7680912
3.31.08.59Офтальмология7680912
3.31.08.60Пластическая хирургия7680912
3.31.08.61Радиотерапия7680912
3.31.08.62Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение7680912
3.31.08.63Сердечно-сосудистая хирургия7680912
3.31.08.64Сурдология-оториноларингология7680912
3.31.08.65Торакальная хирургия7680912
3.31.08.66Травматология и ортопедия7680912
3.31.08.67Хирургия7680912
3.31.08.68Урология7680912
3.31.08.69Челюстно-лицевая хирургия7680912
3.31.08.70Эндоскопия7680912
3.31.08.71Организация здравоохранения и общественное здоровье7680910
3.31.08.72Стоматология общей практики7680911
3.31.08.73Стоматология терапевтическая7680911
3.31.08.74Стоматология хирургическая7680911
3.31.08.75Стоматология ортопедическая7680911
3.31.08.76Стоматология детская7680911
3.31.08.77Ортодонтия7680911

Схема иерархии в классификаторе ОКСО для кода 3.31.00.00:

Лабораторные новости

Опубликован проект приказа об изменениях в профессиональный стандарт специалиста в области клинической лабораторной диагностики

Предлагается ввести специалистов с немедицинским образованием в обобщённую трудовую функцию по организации работы и управлению лабораторией.

Предлагается исключить специальность “Фармация” в квалилификационных требованиях по выполнению, организации и аналитическому обеспечению клинических лабораторных исследований ‎четвертой категории сложности, консультированию медицинских работников и пациентов.

Предлагаемые ФЛМ коррективы в профессиональный стандарт «Специалист в области клинической лабораторной диагностики», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта 2018 года № 145н

Положение, требующее изменений

Обоснование
‎необходимых изменений

1. Обобщенная трудовая функция 3.1 «Выполнение, организация и аналитическое обеспечение клинических лабораторных исследований третьей категории сложности»

Требования к образованию и обучению

Биолог: высшее образование – специалитет или магистратура по одной из специальностей: “Биология”, “Физиология”, “Биохимия”, “Биофизика”, “Генетика”, “Микробиология”

Необходимость приведения профстандарта в соответствие с действующими нормативными документами.

Специалисты-фармацевты могут быть приняты и принимаются на должность биолога в соответствии с положениями действующего приказа МЗ СР РФ от 23.07.2010 г. N 541н и последующих разъяснительных документов. Специальность «Фармация» (код ОКСО 3.33.05.01) уже приведена в разделе «Дополнительные характеристики» обобщенной трудовой функции 3.1 настоящего профстандарта.

Специалисты-химики обладают достаточными знаниями и хорошими аналитическими навыками для работы на сложном современном оборудовании (хроматографы, масс-спектрометры и т.д.) Их целесообразно использовать для аналитической работы в лабораториях.

Биолог: высшее образование – специалитет или магистратура по одной из специальностей: «Биология», «Физиология», «Биохимия», «Биофизика», «Генетика», «Микробиология», «Фармация»

3.1.3. Трудовая функция «Выполнение клинических лабораторных исследований третьей категории сложности», раздел «Трудовые действия»

Проведение контроля качества клинических лабораторных исследований третьей категории сложности

Проведение контроля качества клинических лабораторных исследований третьей категории сложности уже входит в трудовые действия ТФ 3.1.1 «Организация контроля качества клинических лабораторных исследований третьей категории сложности на преаналитическом, аналитическом и постаналитическом этапах исследований»

Трудовое действие «Проведение контроля качества клинических лабораторных исследований третьей категории сложности» исключается из ТФ 3.1.3 как дублирующее

3.1.4. Трудовая функция «Внутрилабораторная валидация результатов клинических лабораторных исследований третьей категории сложности», раздел «Трудовые действия»

Оценка клинической информативности и необходимости экстренных действий

Уточнение формулировки и приведение ее в соответствие с ранее приведенными положениями настоящего профстандарта.

3.1.4. Трудовая функция «Внутрилабораторная валидация результатов клинических лабораторных исследований третьей категории сложности», раздел «Трудовые действия»

Оценка клинической информативности клинических лабораторных исследований третьей категории сложности и необходимости экстренных действий по их результатам

Обобщенная трудовая функция 3.2 «Выполнение, организация и аналитическое обеспечение клинических лабораторных исследований
‎четвертой категории сложности, консультирование медицинских работников и пациентов»

Требования к образованию и обучению

Высшее образование – специалитет по одной из специальностей: “Лечебное дело”, “Педиатрия”, “Стоматология”, “Медико-профилактическое дело”, “Медицинская биохимия”, “Фармация” 13 и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности “Клиническая лабораторная диагностика” или профессиональная переподготовка по специальности “Клиническая лабораторная диагностика” при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из основных специальностей или специальности, требующей дополнительной подготовки

Необходимость приведения разделов профстандарта в соответствие с действующими нормативными документами и уточнения формулировок.

Программа подготовки, базовые знания и навыки врачей по специальностям «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» сопоставимы с подготовкой по специальности «Медицинская биохимия». В медицинских лабораториях успешно работают 30-35% всего объема выпуска медико-биологических факультетов. Целесообразно и далее допускать этих специалистов к работе в лабораториях после освоения программы интернатуры / ординатуры, как это было предусмотрено в приказе МЗ РФ № 707н / 328н и в предшествовавших документах.

Специальность «Фармация» из ОТФ 3.2 (ОТФ-В) исключается. Согласно положениям приказа МЗ РФ от 08.10.2015 N 707н с изменениями, внесенными приказом МЗ РФ от 15.06.2017 N 328н (ссылка 13 приведена в тексте раздела), специалисты-фармацевты не могут быть приняты на должность врача КЛД, так как «Фармация» составляет отдельную укрупненную группу специальностей и не входит в укрупненные группы специальностей «Клиническая медицина» и «Науки о здоровье и профилактическая медицина».

«…по одной из основных специальностей или специальности, требующей дополнительной подготовки» – неточная формулировка из исходного приказа 707н (без изменений, внесенных впоследствии приказом 328н). Подготовка в ординатуре по одной из основных специальностей невозможна, так как, согласно проекту приказа о номенклатуре специальностей, к основным относятся специальности, получаемые в вузе, а специальности, получаемые после подготовки в интернатуре / ординатуре, называются базовыми. Но к базовым относятся и непрофильные для КЛД специальности, например, «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», «Управление сестринской деятельностью», «Остеопатия», «Нейропсихология» и др. Целесообразно использовать формулировку из приказа № 328н.

Требования к образованию и обучению

Высшее образование – специалитет по одной из специальностей: “Лечебное дело”, “Педиатрия”, “Стоматология”, “Медико-профилактическое дело”, “Медицинская биохимия” 13 , “Медицинская биофизика», “Медицинская кибернетика”

Подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» или освоение программы ординатуры по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенным трудовым функциям профессионального стандарта «Специалист в области клинической лабораторной диагностики»,

или дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка по специальности “Клиническая лабораторная диагностика” при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей укрупненных групп специальностей «Клиническая медицина» и «Науки о здоровье и профилактическая медицина»

таблица «Дополнительные характеристики», коды ОКСО

3.30.05.01 Медицинская биохимия

3.31.05.01 Лечебное дело

3.32.05.01 Медико-профилактическое дело

Программа подготовки, базовые знания и навыки врачей по специальностям «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» сопоставимы с подготовкой по специальности «Медицинская биохимия». Целесообразно допускать этих специалистов к работе в лабораториях, как это было предусмотрено в приказе МЗ РФ № 707н / 328н и в более ранних документах.

Специальность «Фармация» (код ОКСО 3.33.05.01) из ОТФ 3.2 (ОТФ-В) исключается. Она приведена в таблице «Дополнительные характеристики» обобщенной трудовой функции 3.1 (ОТФ-А) настоящего профстандарта – соответственно специальности «Биолог».

таблица «Дополнительные характеристики», коды ОКСО

3.30.05.01 Медицинская биохимия

3.30.05.02 Медицинская биофизика

3.30.05.03 Медицинская кибернетика

3.31.05.01 Лечебное дело

3.32.05.01 Медико-профилактическое дело

Специальность «Фармация» исключается

Дополнительное профессиональное образование

Профессиональная переподготовка по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из основных специальностей или специальности, требующей дополнительной подготовки

Неточная формулировка из исходного приказа 707н (без изменений, внесенных впоследствии приказом 328н). Подготовка в ординатуре по одной из основных специальностей невозможна, так как, согласно проекту приказа о номенклатуре специальностей, к основным относятся специальности, получаемые в вузе, а специальности, получаемые после подготовки в интернатуре / ординатуре, являются базовыми. Но к базовым относятся и непрофильные для КЛД специальности, например, «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», «Управление сестринской деятельностью», «Остеопатия», «Нейропсихология» и др. Целесообразно вернуть формулировку из приказа № 328н (по образцу специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»).

Профессиональная переподготовка по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей укрупненных групп специальностей «Клиническая медицина» или «Науки о здоровье и профилактическая медицина»

Обобщенная трудовая функция 3.3 «Организация работы и управление лабораторией»

Требования к образованию и обучению

Высшее образование – специалитет по одной из специальностей: “Лечебное дело”, “Педиатрия”, “Стоматология”, “Медико-профилактическое дело”, “Медицинская биохимия”, и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности “Клиническая лабораторная диагностика” или дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по специальности “Клиническая лабораторная диагностика” при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из основных специальностей или специальности, требующей дополнительной подготовки

Необходимость приведения разделов профстандарта в соответствие с действующими нормативными документами (приказ МЗ РФ от 08.10.2015 N 707н с изменениями, внесенными приказом МЗ РФ от 15.06.2017 N 328н) и уточнения формулировок.

Врачи КЛД с вузовской подготовкой по специальностям «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» также должны иметь возможность занимать руководящие должности в лабораториях, как это было предусмотрено в приказе МЗ РФ № 707н / 328н и в предшествовавших документах.

Добавляются специальности специалистов с высшим (немедицинским) образованием, которые также могут занимать руководящие должности в лабораториях.

Требования к образованию и обучению

Высшее образование – специалитет по одной из специальностей: “Лечебное дело”, “Педиатрия”, “Стоматология”, “Медико-профилактическое дело”, “Медицинская биохимия”, «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика», и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» или освоение программы ординатуры по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенным трудовым функциям профессионального стандарта «Специалист в области клинической лабораторной диагностики», или дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка по специальности “Клиническая лабораторная диагностика” при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей укрупненных групп специальностей «Клиническая медицина» и «Науки о здоровье и профилактическая медицина»,

или высшее образование – специалитет или магистратура по одной из специальностей: «Биология», «Физиология», «Биохимия», «Биофизика», «Генетика», «Микробиология», «Фармация», «Химия», и дополнительное профессиональное образование в соответствии с направлением профессиональной деятельности в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенной трудовой функции 3.1 (ОТФ-А) настоящего профессионального стандарта (повышение квалификации по методам клинических лабораторных исследований).

Особые условия допуска к работе

повышение квалификации по специальности “Организация здравоохранения и общественное здоровье”

Организация работы и управление медицинской лабораторией требует специальных знаний и навыков, обычно не входящих в общие аспекты подготовки по специальности “Организация здравоохранения и общественное здоровье”.

Особые условия допуска к работе

повышение квалификации по организации деятельности и управлению медицинской лабораторией по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» либо по специальности «Клиническая лабораторная диагностика».

3.3.5. Трудовая функция «Планирование, организация и контроль деятельности лаборатории и ведение медицинской документации», раздел «Трудовые действия»

Планирование и контроль непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификаций работников лаборатории

3.3.5. Трудовая функция «Планирование, организация и контроль деятельности лаборатории и ведение медицинской документации», раздел «Трудовые действия»

Планирование и контроль непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня работников лаборатории

(«расширение квалификаций» исключается)

3.3.6. Трудовая функция «Оказание медицинской помощи в экстренной форме»

Специалисты с высшим (немедицинским) образованием не могут быть допущены к оказанию экстренной медицинской помощи, они могут оказывать лишь первую помощь.

3.3.6. Трудовая функция «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» (для специалистов с высшим образованием по направлению «Здравоохранение и медицинские науки»)

Читайте также:  Как распознать скрытые патрули ГИБДД?
Ссылка на основную публикацию