Какими бывают методы исследования в дипломной работе и как их описать во введении - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Какими бывают методы исследования в дипломной работе и как их описать во введении

Какие бывают методы исследования в дипломной работе? Цель и предмет исследования

Все студенты выпускного курса сталкиваются с проблемой: как написать введение для дипломной работы. Ведь этот раздел активно используется в составлении защитного слова, на него больше всего обращают внимания проверяющие. Значит, текст необходимо выверить и отшлифовать до мелочей. Первый раздел должен включать точные формулировки важнейших пунктов проделанного исследования, а также описание использованных в дипломной работе методов.

Структура раздела «Введение»

Существует определённый алгоритм, которого важно придерживаться при написании вступления к дипломной работе. В действительности он довольно прост, если хорошо разобраться. Введение должно последовательно включать следующие пункты:

  1. Актуальность поднятой проблемы (2-3 абзаца).
  2. Авторы (отечественные и зарубежные), работавшие над той же темой (1 абзац).
  3. Объект и предмет исследования (2 предложения, лучше всего их выделить в отдельные абзацы).
  4. Гипотеза исследования (может быть общей, частной или описательной; формируется на основе поставленной проблемы).
  5. Цель исследования (не более 1 абзаца).
  6. Задачи исследования (не более 4-5). Задачи являются составными частями цели и происходят из названий пунктов дипломной работы.
  7. Методологическая база (методы исследования) в дипломной работе.
  8. Научная новизна и практическая значимость.
  9. Структура работы (кратко).

Как определить цель исследования

Необходимо начать с конечного результата, потому что он и будет определять цель исследования в дипломной работе. Сформулируйте, что вы хотите выяснить во второй (практической) главе.

Вообще, целью дипломной работы является решение поставленной проблемы. Формулировка может начинаться словами: определить, выявить, найти, доказать, обосновать и т. п.

Определяем объект и предмет исследования

Этот вопрос нередко вызывает трудности у студентов. Чтобы лучше понимать его, нужно для начала запомнить, что понятие «объект исследования» гораздо шире, чем «предмет исследования».

В первом случае речь идёт о какой-либо сфере знания (организм человека, функционирование предприятия, речевое развитие дошкольника, налогообложение физических лиц, перевод художественного текста и т. п.). Всё это объекты исследований.

Во втором случае имеется в виду отдельный процесс или явление, которое проистекает из данной сферы знания и рассматривается в дипломной работе. Например: дыхательная система, выплата заработной платы, использование сказок, налоги для резидентов и нерезидентов, перевод метафор и т. п. Всё это предметы соответствующих исследований.

Когда пишется введение, то вначале указывается объект (как более широкое понятие), а затем предмет исследования в дипломной работе. Обе формулировки должны быть чёткими, понятными и достаточно лаконичными.

Общенаучные методы исследования в дипломной работе

Поскольку ВКР – это самостоятельное исследование выпускника на тему, связанную с его будущей профессией, для осуществления этой задачи используются научные методы. Их существует большое разнообразие.

Так называемые общенаучные методы исследования в дипломной работе:

  • анализ литературы (или нормативно-правовых документов) по теме исследования;
  • исторический метод (изучение в хронологическом порядке);
  • изучение и обобщение сведений;
  • сравнение (например, различных школ исследования или различных результатов одной и той же деятельности);
  • абстрагирование (изучение предмета вне его связей с миром);
  • синтез (объединение фактов в одно целое);
  • индукция (рассуждение от частного к общему);
  • дедукция (рассуждение от общего к частному);
  • аналогия (перенос знания с одного предмета на другой);
  • классифицирование (создание системы, объединяющей разнородные явления по единому принципу);
  • моделирование (получение информации о предмете через созданную модель).

Среди общенаучных методов отдельно выделяются эмпирические методы исследования в дипломной работе. Их отличие в том, что они основаны на непосредственном познании свойств предмета. Эти методы используются при написании второй главы дипломной работы. В их числе:

  • измерение (получение количественных данных);
  • анкетирование или интервьюирование (опрос по нужной проблеме);
  • наблюдение (фиксирование каких-либо явлений);
  • эксперимент (организация направленного наблюдения);
  • сравнение (явлений или качеств).

Частные методы

Одни методы исследования в дипломной работе подходят к любой тематике, а другие используются только в отдельных отраслях знаний. И кроме перечисленных общенаучных теоретических и эмпирических методов, бывают также частные. Они используются в определённых отраслях знания и необходимы для изучения отдельных, специфических вопросов. Например, такими могут быть:

  • специально-юридический метод, сравнительно-правовой метод (в юриспруденции);
  • гипотетический метод, функционально-стоимостный анализ (в экономике);
  • констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент (психология) и т.д.

Знание и понимание основных методов научного исследования помогает в написании любых видов подобных работ.

Как писать методы исследования в дипломной работе

Методы исследования в дипломной работе

Под методами научного исследования понимаются теоретические и практические приемы получения знаний, приобретения умений и навыков, сбора данных. Они делятся на две большие категории:

  1. Общие – универсальные для всех отраслей знания.
  2. Частные – применяемые в определенных сферах науки.

Методы исследования в дипломе подбираются из арсенала этих двух групп.

Общенаучные методы

Эти приемы исследовательской работы применяются со времен Античности и философами, и математиками, и историками и относятся к базовым, так как подходят и для теоретических разработок, и для практических экспериментальных проектов в качестве методов обработки литературных источников, документов, эмпирических данных, статистических сведений.

Универсальные методы исследования для диплома

Замена явления или предмета аналогом, обязательно содержащим важные признаки оригинала.

НазваниеСуть
1.Анализ
  • Последовательное описание объекта на основе его умозрительного разложения на составные части.
  • Изучение основных принципов через характеристику частных положений.
  • Детальное рассмотрение, разбор фактов, явлений.
2.Синтез
  • Характеристика объекта через описание связей и зависимостей его частей.
  • Обобщение, соединение.
3.СравнениеСопоставление для выявления различий или сходств явлений, предметов.
4.Дедукция
  • Логическое выведение частных положений из общей мысли.
  • Обнаружение отдельных следствий общих достоверных положений, фактов.
5.Индукция
  • Рассуждение в направлении от частных фактов и положений к общим выводам.
  • Заключение о признаках или качестве множества элементов на основании их изучения у определенной показательной части компонентов всего множества.
6.ФормализацияПередача сущности или структуры объекта в знаковой модели с помощью математических символов, формул, схем.
7.КонкретизацияРассмотрение объекта в реальных условиях существования.
8.АбстрагированиеНамеренное отвлечение от каких-либо несущественных сторон явления или предмета с целью выделить его главные свойства, признаки, качества и связи.
9.Системный анализОценка объекта как системы с учетом факторов, оказывающих влияние на ее существование или функционирование.
10.Моделирование
11.КлассификацияРаспределение предметов и явлений по определенным группам на основании общих признаков или отдельного показателя.
12.Эксперимент
  • Воспроизведение явления или наблюдение за ним в определенных условиях.
  • Опыт, нацеленный на проверку – подтверждение или опровержение – теоретических положений.

Частные научные методы исследования в дипломе

Наравне с универсальными в каждой научной отрасли применяются соответствующие ее объекту и предмету особые методики изучения материала, сбора и обработки информации, проведения экспериментов.

Пример частных методов исследования в дипломной работе

ЭкономикаПедагогика, психологияФилология
  • Анализ: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический.
  • Экономико-математическое моделирование.
  • Метод финансовых коэффициентов.
  • Сценарный метод прогнозирования экономических явлений.
  • Метод единства исторического и логического.
  • Построение экономических гипотез.
  • Метод «при прочих равных условиях».
  • Изучение продуктов творчества учеников.
  • Интервью.
  • Беседа.
  • Изучения групповой дифференциации.
  • Включенное наблюдение.
  • Педагогические контрольные испытания (тестирование).
  • Анкетирование (опрос).
  • Ранжирование.
  • Шкалирование.
  • Регистрация.
  • Анализ: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический.
  • Лингвистический эксперимент.
  • Биографический метод.
  • Контент-анализ.
  • Лексикографическая статистика.
  • Дифференциальный анализ оппозиций.
  • Нарративный метод.
  • Дихотомия.
  • Трансформационный синтез и анализ.
  • «Конкретное литературоведение».
  • Семиотический метод.

Пример описания методов исследования в ВКР

Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
  3. Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
  4. Обработка полученных экспериментальных данных
  5. Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  2. Наблюдение.
  3. Беседа, анкетирование.
  4. Анализ продуктов деятельности детей.
  5. Изучение медико-педагогической документации.
  6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.

Методы исследования в дипломной работе должны полностью соответствовать заявленным задачам, чтобы дать автору возможность получить исчерпывающе полную и объективную информацию о конкретном предмете изучения. Ошибка при выборе способов и приемов проведения изысканий приведет к неполноте массива собранных данных или их субъективности, что может повлечь за собой неверные выводы. Поэтому при перечислении использованных в дипломной работе методов, особенно частных, желательно обосновать их выбор – уточнить, почему именно они подходят для изучения предмета и объекта исследования.

Какими бывают методы исследования в дипломной работе и как их описать во введении

В помощь студенту

Методы исследования в дипломной работе. Примеры

Методы исследования – способы, помогающие достигать поставленных задач и целей в дипломном работе.

Их нужно указать во введении и на основе них выполнять все практические действия. Они подразделяются на практические и теоретические. Более того, в каждой отдельной сфере науки разработаны свои методы, которые также нужно учитывать при написании проекта.

Методы исследования в дипломной работе:

  • Анализ. Предполагает рассмотрение предмета или явления с учетом его индивидуальных свойств или признаков.
  • Синтез. Объединяет отдельные элементы (признаки, свойства) в одно целое.
  • Моделирование. Существующий объект исследования проектируется на определенную модель.
  • Аналогия. Подчеркивает сходство отдельных предметов по каким-либо качествам.
  • Индукция. Рассуждение от общего к частному.
  • Дедукция. Выводы делаются с учетом множества частных свойств предметов.
  • Обобщение. Рассматривается множество признаков, чтобы сделать общий вывод об явлении или предмете.
  • Классификация. Предметы или явления делятся на определенные категории по отдельно взятому показателю.
  • Наблюдение. Основывается на объективном восприятии происходящего с целью получение определенной информации о качествах и свойствах предметов.
  • Сравнение. Предполагает сравнение определенного числа предметов между собой по отдельно взятому свойству.
  • Измерение. Основывается на точных расчетах и числовых показателях.
  • Эксперимент. Заключается в испытании или тестировании изучаемых объектов или явлений в контролируемых или специально созданных условиях.

Выбор методов нужно делать обдуманно и с учетом специфики своей темы. Они согласовываются с задачами и целями, озвученными в работе. Если же вы затрудняетесь самостоятельно в них разобраться или написание всего диплома кажется сложным, – не отчаивайтесь! Обращайтесь в наш учебный центр! Мы поможем с написанием научного проекта по любой теме и сделаем это качественно.

Рассмотрим примеры методов исследования в дипломе

По праву:

Методологической основой дипломной работы послужили методы: логический, сравнительно-правовой, историко-правовой метод, методы системного анализа, метод теоретико-правового прогнозирования.

По менеджменту:

Методологические основы исследования:
В процессе работы над дипломом я опиралась на методы: теоретического анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа, опроса экспертов, наблюдения.

Пример методов исследования в дипломной работе по экономике:

Методы исследования: методологической основной при написании работы являются научные методы, которые основаны на требованиях объективного и всестороннего факторного анализа финансового состояния организации. Исследования проведены с применением совокупности методов и способов научного познания. Абстрактно-логический метод позволил раскрыть теоретические аспекты оценки финансового состояния и финансовой устойчивости, определить основные характеристики процессов и явлений, происходящих в этой сфере. Системно-структурный метод использован для анализа финансового состояния и выявления структурных изменений. Применение экономико-математических и экономико-статистических методов позволило определить тенденции развития организации, оценить их динамику, выявить диспропорции и противоречия, прогнозировать их дальнейшее развитие и методы повышения финансовой устойчивости организации.

Пример в дипломе по психологии:

Методы исследования: опросники, проективный метод, беседа, наблюдение, анкетирование. Психодиагностические методики: проективная методика «Рисунок семьи»; методика «Определение особенностей распределения ролей в семье», методика выявления самооценки Дембо – Рубинштейна.

Методы исследования в вашем дипломе: разбираемся на примерах

Как подобрать методы исследования в дипломной работе. Практические примеры

Каждый студент сталкивается с методологией при написании квалификационных работ. Это обязательная часть исследования, особенно важная для диплома. Обычно методам посвящается один из разделов введения. Чтобы правильно обозначить те их них, которые соответствуют вашей теме, необходимо ориентироваться в существующей методологии и правильно ее соотносить с вашим научным трудом.

Метод – способ, применяемый в науке для познания, изучения и структурирования информации по разрабатываемой тематике. Это инструмент, которым оперируют ученые в своей исследовательской работе. Традиционно применяемые методы в большинстве своем относятся к двум видам: теоретическим (их еще называют общелогическими) и практическим.

Теоретические методы – их выявили и зафиксировали еще античные философы, и они используются учеными по сей день. Это общие способы постижения предмета изучения, применяемые во всех отраслях науки:

  • Анализ – путь познания явления через пристальное изучение отдельных его частей;
  • Обобщение – подведение к общему «знаменателю» изученных свойств и частных причинно-следственных черт предмета;
  • Классификация – разделение собранной информации на тематические блоки;
  • Абстрагирование – пренебрежение частными свойствами для осознания общих закономерностей;
  • Индукция – познание общей картины изучаемого явления через внимание к конкретным деталям;
  • Аналогия – умозрительное перенесение свойств родственного явления на изучаемый предмет, предположение сходства;
  • Систематизация – составление исследуемого материала в единую структуру;
  • Моделирование – схематичное воссоздание изучаемого явления в доступном материале для изучения его гипотетических свойств;
  • Статистический метод – сбор математических данных по однородным критериям в контрольной группе;
  • Гипотетический метод – умозрительное логическое заключение о предполагаемом явлении на основе существующих закономерностей;
  • Синтез – создание единой концепции из разрозненных данных, собранных воедино;
  • Дедукция – детализация свойств предмета путем изучения общих его закономерностей.

Практические методы – в некоторых источниках их называют эмпирическими, то есть «опытными», в переводе с греческого; в них входят те научные инструменты, которые связаны с практикой:

  • Эксперимент – материальное воплощение гипотез и концепций, используемое для подтверждения или опровержения их. Должен быть объективным и повторяемым;
  • Наблюдение – процесс пассивного познания изучаемых явлений и объективной фиксации результатов восприятия;
  • Измерение – активное познание явлений путем определения их основополагающих характеристик и свойств в исчисляемых единицах меры;
  • Опрос (интервью) – результаты данных, полученных в результате речевого взаимодействия с объектом-носителем необходимой информации;
  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений по значимым характеристикам;
  • Описание – процесс подробной фиксации данных, полученных в результате перечисленных выше методов.

Кроме вышеперечисленных, подходящих ко всем научным дисциплинам, активно применяются и частнонаучные методы. Они свои в каждой отрасли знаний, причем среди них встречаются как теоретические, так и практические.

Давайте разберем примеры, как это может выглядеть в вашей дипломной работе.

По юридической дисциплине:

В работе использовались следующие методы исследования: историко-правовой, метод сравнения, анализа, обобщения, статистический и логико-юридический методы.

Диплом по криминалистике также может иметь в научном инструментарии метод баллистического анализа или, например, трасологической экспертизы.

Работа по лингвистике (филология):

Для достижения цели исследования особенностей выделяемых языковых групп были применены методы обобщения, классификации, морфологического анализа, а также историко-статистический и сравнительно-языковой метод.

Диплом по педагогике:

Методологическую основу исследования составляют: анализ и синтез тематического материала, классификация выявленных закономерностей, научная аналогия, измерение, статистический метод обработки данных, опрос контрольной группы, метод наблюдения.

Дипломная работа по экономике:

Для наиболее полного исследования материала были использованы методы нормативного анализа, абстрагирования, историко-экономического анализа, сравнения, статистического исследования, метод графического отображения, метод измерения рыночных показателей.

Исследование в дипломной работе: методы и примеры их использования

Метод исследования — это способ получения информации, помогающий решить задачи и достигнуть цели дипломной работы. В статье рассказываем о методах, приводим примеры для каждого, показываем, как выбрать и описать метод.

Какие бывают методы исследования

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Методы исследования делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Это деление основано на используемом способе получения информации: эмпирические методы построены на основе наблюдений за объектом, а теоретические — на основе полученной информации.

Кроме того, методы исследования делятся на количественные и качественные. С помощью количественных методов исследования измеряют свойства или характеристики объекта в численных показателях (ответ на вопрос “сколько?”), а с помощью качественных — получить развернутую аналитическую информацию (ответ на вопросы “как?” и “почему?”).

Также существуют конкретно-научные (специальные) методы исследования, которые работают только в конкретной дисциплине.

Теоретические методы

Абстрагирование

Абстрагирование — это мысленное выделение исследуемого предмета в отвлечении от его связей с другими предметами или свойства предметов в отвлечении от самих предметов.

Для механики, изучающей перемещение тел в пространстве, из физико-кинетических свойств тел важна только масса, остальные в рамках этого контекста в расчет не берутся.

Аналогия

Метод, с помощью которого делаются выводы о свойствах и характеристиках предмета на основе информации о свойствах и характеристиках схожих предметов.

Исследователь получает некоторое представление о планетах Солнечной системы, имея на руках данные только об одной из них.

Классификация

С помощью классификации учащийся структурирует предметы исследования на группы, исходя из набора общих для них свойств. Ограничений на характер этих свойств нет.

Исследователь классифицирует виды животных по географии их проживания.

Обобщение

В рамках обобщения исследователь объединяет объекты исследования в группу с учетом набора сходных свойств. Это помогает выявить общие характеристики группы объектов.

Цепочка “роза” — “цветок” — “растение” — “живой организм”.

Сравнительный анализ

Сопоставление нескольких предметов исследования для выявления общих свойств и различий. Так сравниваются модели и классы техники, литературные и музыкальные жанры, стили в живописи и многое другое.

Оценка эффективности работы предприятия через сравнение его показателей с показателями других компаний из той же сферы.

Синтез

В рамках синтеза исследователь объединяет выявленные в рамках анализа свойства и характеристики объекта в единое целое.

После анализа работы отдельных частей автомобиля исследователь может с помощью синтеза полученных данных сделать вывод о работоспособности всей машины.

Прогнозирование

Метод заключается в формировании суждения о возможных состояниях объекта в будущем на основании известных его свойств и характеристик. Используется, например, в политологии.

Исследователь изучает тенденции рынка, сложившиеся в прошлом и настоящем, и с помощью экстраполяции переносит их на будущее.

Эмпирические методы

Эксперимент

Эксперимент — это метод сбора информации о свойствах объекта и его поведении в специально созданных условиях (которые способствуют явному проявлению изучаемых характеристик). Эксперимент должен быть повторяемым.

Открытие Исааком Ньютоном дисперсии света: исследователь закрыл окно темное тканью, проделал в ней отверстие, через которое проходил небольшой луч света. На пути света была установлена призма, а за призмой — экран. На экране наблюдалась “радуга”: белый луч солнечного света превратился в несколько разноцветных лучей.

Наблюдение

Исследователь наблюдает за объектом исследования, фиксирует полученную информацию, переходит к другим методам исследования. Часто используется в естественно-научных дисциплинах.

Орнитолог наблюдает за поведением птиц в городской среде.

Описание / Измерение

Исследователь измеряет, если возможно, и фиксирует характеристики объекта исследования при помощи единиц измерения. Если свойство или характеристику невозможно измерить, то она описывается. Оба метода используются совместно с наблюдением или экспериментом.

Физик описывает характеристики и свойства полупроводников в определенных условиях.

Моделирование

Разработка модели объекта исследования. Под моделью понимается копия (упрощенная или нет), имитация, симуляция, уменьшенный образ чего-либо. Часто моделирование используется в рамках конструирования, при разработке ИТ-технологий.

Создание трехмерной модели нового вида специальной техники для разработки битумной шахты.

Анкетирование

Метод заключается в сборе информации в устном или письменном виде. В дальнейшем полученная информация обрабатывается при помощи других методов исследования.

Исследователь проводит опрос среди студентов с целью оценки политических настроений среди аудитории от 20 до 25 лет.

Конкретно-научные (специальные) методы

Помимо общих для всех дисциплин теоретических и эмпирических методов существуют специальные методы, используемые в рамках только одной конкретной дисциплины.

В каждой дисциплине есть свои специальные методы:

  1. Биология: генеалогический, исторический, биохимический.
  2. Экономика: различные варианты специального анализа (нормативный, позитивный, статический), метод финансовых коэффициентов, метод построения экономических гипотез.
  3. Филология: различные варианты специального анализа (дискурсный, композиционный, интертекстуальный), биографический метод, трансформационный синтез и анализ.
  4. Социология: конкретно-социологический анализ, документальный метод, контент-анализ, метод опроса.

Примеры описания методов исследования в дипломной работе

Наши сравнительно-кариологические методы исследования показали, что исходные виды лиственниц имеют диплоидное число хромосом, равное 24.

В настоящей дипломной работе для решения поставленные задач были использованы следующие методы:
– сравнительно-исторический;
– структурно-типологический;
– сопоставительный анализ;
– контекстологический анализ-интерпретация художественного текста.

Методологическую основу работы составили следующие методы исследования: анализ, синтез, метод комплексного подхода, а также ряд частно-научных методов.

Как выбрать метод исследования

Выбор конкретного метода зависит от задачи, которую решает учащийся, и дисциплины, по которой пишется дипломная работа. К примеру, одни методы лучше подходят для естественных дисциплин, а другие — для гуманитарных.

Выбор метода исследования должен быть обоснованным и уместным в контексте дипломной работы, целей и задач, стоящих перед учащимся. Кроме того, использованные методы должны соответствовать содержанию исследования и способствовать получению точных результатов.

Видео о методах научного исследования

Выводы

Существует несколько классификаций методов исследования. Абсолютно все они не могут быть использованы в дипломе. Выбор методов исследования не может быть случайным, поскольку именно от него зависит достоверность исследования, а, значит, и оценка работы.

Выбирают методы на основании темы, цели и задач работы. Методы должны быть современными и помогать автору в исследовании.

Особенно большую роль это играет в том случае, если учащийся планирует дальнейшую научную деятельность, поскольку тема, выбранная для дипломной работы, будет прорабатываться во время учебы в магистратуре и аспирантуре.

В этом случае автор должен понимать, какие методы подходят для темы, какие новые методы добавить к уже имеющимся.

Читайте также:  Виды делового общения
Ссылка на основную публикацию