Какие способы профориентации существуют: пять лучших - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Какие способы профориентации существуют: пять лучших

Основные методы профориентационной работы

Профессиональная ориентация — это система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии и ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.

Формы профориентационной работы.

Пассивные формы профориентации – школьные мероприятия:

  • в младших классах так называемые «Встречи с профессией»,
  • в старших — вечера встреч со специалистами.
  • беседы о профессиях,
  • приглашение профессионалов на школьные тематические вечера «Кем быть?», «Займи свое место в трудовом строю»,
  • проведение викторин на знание техники и специальностей, оформление
  • стенды и витрины «Профессии».
  • посещения школьниками предприятий и учреждений.
  • создание и постоянная работа «Университета знаний» в предприятиях и учреждениях.
  • выступление профессионалов, преподаватели, ветеранов, ученых.

Активные формы профориентации.

  • организуемые в школах различные детские и юношеские спортивные лагеря, клубы юных техников, радистов, детские морские, железнодорожные и т.п. клубы, кадетские корпуса,
  • вовлечение молодежи в клубы и кружки: радиотехнические, авиационно-спортивные, автодела и др.
  • развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам.
  • занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) – система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профподбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии.
  • консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы, мастеров производственного обучения.
  • профориентация «на себя», т.е. работа, которая проводится вузом.
  • рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации.
  • издаваемая в ВУЗах справочная литература: книги, рекламные проспекты, красочные плакаты, фотоальбомы, в которых рассказывается об истории училища, о его выпускниках, о содержании профессии, о жизни и быте курсантов.
  • создание в ВУЗах работниками телевидения и педагогами профориентационных фильмов.
  • профориентационная роль фильмов, созданных ведущими киностудиями страны: «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», которые повышают престиж профессий, формируют профессиональную направленность.
  • профориентационная работа центров занятости населения.

Официальные институты профессиональной ориентации (школа, военкомат, ДОСААФ, предприятия, учреждения, общественные организации).

Важный фактор подготовки молодежи к выбору профессии – воспитание в семье, семейные традиции.

Важной формой профессиональной ориентации выступает профессиональная консультация – система психолого-педагогического и медицинского изучения личности кандидата для поступления в учебные заведения с целью оказания ему помощи в его профессиональном самоопределении.

Форрмы и методы – совет, компетентная рекомендация.

Силы – пункты профессиональной консультации, кабинеты «Профессий», бюро по трудоустройству молодежи, специальные профконсультационные пункты, учреждения, где молодой человек, мог бы навести нужные справки, пройти психологическое и медицинское обследование (экспертизу) и после выявления его индивидуально-психологических особенностей получить научно обоснованный совет относительно выбора конкретной военной профессии.

Назначение профконсультации — оказывать конкретную помощь молодому человеку в выборе профессии и специальности на основе учета его склонностей и личностных особенностей, поощрять его выбор или, если будут выявлены психологические или медицинские противопоказания, тактично переключить его внимание на другие профессии.

Задачи профессиональной информации и воспитания профессиональной направленности требуют специально организованной работы профессиологов.

Нужны специально подготовленные, вооруженные необходимыми профессиографическими документами и материалами, справочной литературой, владеющие профессиональными навыками осуществления психологической экспертизы, люди.

Основой профконсультации является не экспертное психологическое испытание на профоконсультационном пункте, а результаты многолетнего наблюдения и изучения человека в школе и семье.

Документированным основанием для советов по поводу выбора профессии и для составления характеристик на выпускников школ могли бы стать карты личности учащихся.

В школе советы относительно выбора профессии даются учителями, школьными врачами.

Профориентационная диагностика – процедура выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность – мотивационная составляющая деятельности субъекта, которая характеризуется его личностной системой желаний, интересов, склонностей, подтверждаемая высокими результатами действий в определенной субъективно значимой профессиональной сфере.

Она выражается как в форме желаний, интересов и склонностей человека, так виде результативности его работы.

Диагностика их осуществляется как прямым, так и косвенными (непрямыми) методами.

Прямые методы – личностные опросники интересов:

  • дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО),
  • профессионально-личностныйй опросник В. П. Петрова (ПЛО) и другие.

Недостаток прямых методов – попытка выявить глубинные мотивационные структуры при помощи прямых вопросов

При использовании прямых личностных опросников (ДДО и ПЛО) возможно получение первичной информации о мотивационной сфере человека, ее развитии (изменении).

Опросники ДДО и ПЛО – перечень вопросов, требующих прямых ответов испытуемых. Вопросы составлены таким образом, чтобы при откровенных ответах человека выяснить принадлежность его интересов и склонностей к определенным сферам профессиональной деятельности.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) предназначен для определения самооценки склонностей человека к той или иной сфере дейтельности в соответствии с квалификацией профессий по объектам, на которые деятельность направлена. Данные профессиональные области характеризуются пятью типами связей:

  • “человек-человек”,
  • “человек-художественный образ”,
  • “человек-техника”,
  • “человек-знаковая система”,
  • “человек-природа”.

Результаты обследования соотнесенные с данными других методов профориентационной диагностики учитываются в процессе профконсультационной работы с молодежью.

Профессионально-личностный опросник (ПЛО) – предназначен для изучения военно-профессиональной направленности молодежи.

Каждому из утверждений ПЛО соответствует несколько вариантов ответа, а задача обследуемого заключается в том, чтобы проранжировать их по степени значимости, ориентируясь в основном на жизненный опыт.

Группы специальностей соответствуют классификации основных групп специалистов:

Б – сенсорно-гностические (операторы, наводчики и т. п. );

В – сенсомоторные (специалисты связи);

Г – сенсорные (водительский состав);

Д – технологические (специалисты по обслуживанию, ремонту и эксплуатации техники);

Е – моторно-волевые (разведчики, десантники, спасатели, пожарные, сотрудники милиции и т. п. ).

Результаты выполнения заданий соотносятся с данными других прямых и косвенных профориентационных диагностических методик и учитываются в процессе изучения военно-профессиональной направленности личности.

Непрямые (косвенные) диагностические методы в целях профориентации – семантические методики, которые выявляют смысловые структуры личности, отражающие поведение индивида:

  • ассоциативные методы типа семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД),
  • деятельностные методы – семантический анализ деятельности (САД).

Методика семантического дифференциала Ч. Осгуда предназначена для измерения коннотативного значения объекта (от английского connotation – сопутствующее, дополнительное значение – измерение уникального значения (личностного смысла), которое данный объект (явление, лицо) приобрели для обследуемого в результате его индивидуального жизненного опыта.

Испытуемый оценивает интересующие исследователя понятия по набору семибалльных шкал, полярные точки которых представлены прилагательными антонимами. На регистрационном бланке представлен набор из 18-ти шкал.

7 лучших онлайн-тестов на профориентацию

Ответьте на несколько вопросов и узнайте, какая работа может стать делом всей вашей жизни.

Какие тесты на профориентацию есть и как они работают

Существует две основных методики определения профориентации: тест Климова и тест Голланда. Обе позволяют на основе личностных особенностей подобрать профессию, в которой человек сможет в полной мере раскрыть все свои таланты.

Система Климова направлена на поиск наиболее подходящей профессиональной сферы. Их пять, и они делятся по типам объектов, с которыми придётся иметь дело во время работы:

  • Человек — человек (учитель, продавец, врач, юрист).
  • Человек — природа (ветеринар, биолог, физик, геолог).
  • Человек — техника (инженер, электрик, механик, конструктор).
  • Человек — знаковая система (программист, лингвист, корректор, топограф).
  • Человек — художественный образ (писатель, актёр, музыкант, художник).

Методика Голланда помогает определить тип личности и вид деятельности, к которой человек предрасположен. Всего шесть типов:

  • Реалистический — практический труд с применением физической силы и ловкости, дающий быстрый результат (плотник, агроном, кондитер).
  • Интеллектуальный — научно-исследовательская деятельность и решение абстрактных задач, для которых нужны творческие способности и нестандартное мышление (астроном, философ, математик).
  • Социальный — работа, в основе которой лежит взаимодействие с другими людьми, анализ их действий и обучение (менеджер, журналист, воспитатель).
  • Артистический — актёрско-сценическая и художественная деятельность, где важны высокая эмоциональная чувствительность, воображение и восприятие (артист, дизайнер, скульптор).
  • Предприимчивый — организаторская работа, где необходимы лидерство и способность к принятию решений в сложной обстановке (предприниматель, продюсер, директор).
  • Конвенциональный — канцелярская деятельность и конкретные задачи, связанные с расчётами и ведением документации (клерк, банкир, секретарь).

Когда и как проходить тест на профориентацию

Определять будущую профессию можно с восьмого класса. Желательно проходить тесты каждый год, чтобы учесть изменение интересов или, наоборот, подтвердить свой выбор.

Проводите тестирование в спокойной, нейтральной обстановке. Для максимально точных результатов избегайте ситуаций, когда вы находитесь под впечатлением от фильмов, экскурсий на предприятия или общения с представителями профессий.

Во всех тестах нужно выбирать один из нескольких вариантов. Внимательно читайте и отмечайте то, что больше нравится, либо насколько справедливо для вас предложенное утверждение.

Где пройти онлайн-тест на профориентацию

1. Фоксфорд

Расширенный тест с наглядным оформлением, состоящий из трёх частей. Вам нужно отсеять наименее интересные сферы деятельности, затем выбрать предпочтительную работу из нескольких пар, а потом оценить свои способности. В результатах будет ваш тип личности, подходящие профессии будущего, психологические характеристики и сильные стороны.

Читайте также:  Можно ли пить кофе перед тренировкой?

2. Адукар

Тест из 42 вопросов, основанный на методике Голланда. Выберите одну из двух пар профессий и в конце узнаете, какой из шести типов личности преобладает в вашем характере, а также ознакомитесь с подробным описанием каждого из них.

3. Учёба.ру

Анкета для определения сферы интересов из 60 вопросов. Поможет узнать о врождённых способностях к тем или иным профессиям и вещах, которые мотивируют вас больше всего.

4. Testometrika

Большой опросник с примерами конкретных задач различных профессий. Отметьте, насколько нравится или не нравится каждый из вариантов, и сервис подскажет, к каким направлениям у вас есть склонности.

5. ПрофГид

Определение профориентации по методу Климова. Укажите, какая из двух предложенных работ по душе, и сервис выдаст наиболее подходящие для вас сферы деятельности с подробной расшифровкой и примерами профессий.

6. Поступи онлайн

Наглядный тест для определения подходящего типа профессии, основанный на методике Климова. Выбирайте, какие занятия больше нравятся, и узнайте предпочтительную для вас сферу работы. Сервис предложит три профессии и вузы, в которых можно получить соответствующее образование.

7. hh.ru

Платный тест от известного портала вакансий, который поможет найти свое истинное призвание. Прохождение занимает около часа, а по итогам сервис предоставляет подробный отчёт. Помимо личностных и интеллектуальных характеристик, в нём есть список рекомендуемых профессий и подсказки по саморазвитию.

Как выбрать профессию? Способы профориентации (выбора профессии)

Кем стать? Как (правильно) выбрать профессию? Какую выбрать профессию? Профессии? Какие есть (бывают) профессии? Тест на профориентацию? Почему я выбрал (ла) свою профессию? Выбор профессии? Какая профессия лучше? По статистике поисковых систем (Яндекс, Google и Rambler) более 20 миллионов россиян в год задают в поиске хотя бы один подобный вопрос. Почему настолько актуальны эти вопросы? Все просто – от правильного ответа на них зависит судьба каждого человека не только в России, но и во всем мире. Профориентация (выбор профессии) является одним из самых важных и в то же время одним из самых сложных решений в жизни человека. Мир становится все более многополярным и это сказывается и на мире профессий. С каждым годом выбор профессии становится все сложнее: некоторые профессии становятся менее актуальными и востребованными, на смену им приходят новые профессии (профессии будущего), многообразие профессий порой удивляет. Современный мир предъявляет к его представителям все более жесткие требования для существования. Важнейшим атрибутом успешного человека является превосходное образование и высокие темпы развития в выбранном профессиональном направлении. Для того чтобы, получив профессиональное образование, стать конкурентоспособным на рынке труда необходимо еще в средней школе, начиная с 7,8 класса, уделить особое внимание профориентации (выбору профессии). Зачем нужна «Профориентация школьников»? Профориентация поможет учащимся 7,8,9,10,11-х классов: выявить профессиональные…

Об авторе

Educonsulting

Проконсультироваться

Как выбрать профессию? Способы профориентации (выбора профессии)

Кем стать? Как (правильно) выбрать профессию? Какую выбрать профессию? Профессии? Какие есть (бывают) профессии? Тест на профориентацию? Почему я выбрал (ла) свою профессию? Выбор профессии? Какая профессия лучше?

По статистике поисковых систем (Яндекс, Google и Rambler) более 20 миллионов россиян в год задают в поиске хотя бы один подобный вопрос. Почему настолько актуальны эти вопросы? Все просто — от правильного ответа на них зависит судьба каждого человека не только в России, но и во всем мире.

Профориентация (выбор профессии) является одним из самых важных и в то же время одним из самых сложных решений в жизни человека. Мир становится все более многополярным и это сказывается и на мире профессий. С каждым годом выбор профессии становится все сложнее: некоторые профессии становятся менее актуальными и востребованными, на смену им приходят новые профессии (профессии будущего), многообразие профессий порой удивляет.

Современный мир предъявляет к его представителям все более жесткие требования для существования. Важнейшим атрибутом успешного человека является превосходное образование и высокие темпы развития в выбранном профессиональном направлении. Для того чтобы, получив профессиональное образование, стать конкурентоспособным на рынке труда необходимо еще в средней школе, начиная с 7,8 класса, уделить особое внимание профориентации (выбору профессии).

Зачем нужна «Профориентация школьников»?

Профориентация поможет учащимся 7,8,9,10,11-х классов:

  • выявить профессиональные склонности;
  • определиться с профессиональной сферой, направлением профессионального образования;
  • выбрать среднее-специальное или высшее учебное заведение, специализацию обучения в учебном заведении;
  • определить подходящий профиль обучения в старшей школе.

Зачем нужна «Профориентация студентов и выпускников ВУЗов и ССУЗов»?

  • Для выявления компетенций, способностей, интересов, личностных качеств и установок, а также мотивации учащихся к прогнозированию дальнейшего профессионального и карьерного развития;
  • Для самопознания, самоопределения, развития способностей и навыков;
  • Для выбора успешной профессиональной траектории и наиболее подходящего типа компании;
  • Для планирования и построения своей карьеры;
  • Для решения вопросов смены профиля обучения и деятельности, получения дополнительного образования и повышения квалификации в выбранном направлении образования;
  • Для содействия в трудоустройстве и профессиональном продвижении студентов и выпускников ВУЗов и ССУЗов;
  • Для способствования личностному и профессиональному росту молодых специалистов и осуществления эффективного взаимодействия между ними и компаниями-работодателями;
  • Для оценки профессионально важных качеств студентов и выпускников ВУЗов и ССУЗов и ориентации их на те деловые позиции (должности) и отрасли, где они будут наиболее востребованы, успешны, смогут максимально эффективно использовать полученные знания и раскрыть свой потенциал.

Зачем нужна «Профориентация взрослых»?

Компьютерное тестирование и консультация с профессиональным психологом проводится со взрослыми людьми (а также с молодыми специалистами), имеющими высшее образование и опыт работы для которых актуальны следующие вопросы:

  • выбор/смена профессии;
  • повышение профессионального уровня (квалификации);
  • получение второго, третьего высшего образования;
  • получение дополнительного образования.

Способы выбора профессии (профориентации)

В настоящее время есть различные способы выбора профессии (профориентации). Рассмотрим каждый из них последовательно:

Школа.

Важнейшим проводником и наставником в вопросе профориентации (выбора профессии) должна являться общеобразовательная школа, но, к сожалению, современные государственные общеобразовательные школы явно не справляются со столь значимой социальной ролью, которую возлагает на них общество. В частных (негосударственных школах) с профориентацией (выбором профессии) дела обстоят немногим лучше за счет меньшей наполняемости классов и более индивидуальному подходу к каждому ребенку. Во многих общеобразовательных школах в настоящее время работают штатные психологи, которые также занимаются профориентацией (выбором профессии), но качество результатов их деятельности оставляет желать лучшего, во-первых, в связи с тем, что профориентация (выбор профессии) для школьного психолога не является приоритетным направлением деятельности, а, во-вторых, из-за недостаточного опыта, т.к. из-за невысокой заработной платы на данную позицию берут или «новоиспеченных» выпускников педвузов или психологов общего профиля.

Профориентация в Internet / on-line тестирование.

Глобальная интернет-паутина изобилует информацией, касающейся выбора профессии, а также разнообразными тестами на профориентацию, большая часть которых является бесплатными. Для того, чтобы определить общую направленность интересов, способностей и особенностей личности подобные тесты вполне пригодны, но для принятия одного из важнейших шагов в Вашей жизни – конкретного выбора Вашей профессии подобных тестов явно не достаточно. Основными недостатками данного способа профориентации (выбора профессии) является сложность выбора наиболее подходящего для Вас теста из сотен вариантов, а самое главное ­- отсутствие живого общения с психологом-профконсультантом. По статистике достоверность результатов тестов на профориентацию оценивается в 40-50%, а консультация с профессионалом по профориентации может довести данное значение до 90-95%.

Государственный центр профориентации.

Еще одним способом пройти профориентацию (осуществить выбор профессии) является посещение одного из государственных центров профориентации. Профориентация в подобных центрах бесплатная, состоит из компьютерного тестирования (есть не в каждом государственном центре профориентации) и консультации с психологом. Но, к сожалению, как все бесплатное в нашей стране, так и почти все государственное – не самый лучший вариант, особенно когда речь идет о сфере услуг. Поэтому профориентация (выбор профессии) в государственном центре профориентации проводится с использованием не самых современных методик профориентации (выбора профессии), а также квалификация и отношение к тестируемым со стороны психологов-профконсультантов порой оставляет желать лучшего…

Негосударственный (частный) центр профориентации.

На основе проведенного исследования, в среднем качество профориентации (выбора профессии) в негосударственных центрах профориентации в настоящее время достигает наибольшего значения из всех вышеперечисленных способов профориентации (выбора профессии). «Почему?» — спросите Вы.

Читайте также:  Тренировка ног на массу

Причин тому несколько:

  • используются самые современные методики профориентации (компьютерное тестирование, основанное на лучших отечественных и зарубежных подходах к профориентации (выбору профессии);
  • профконсультации проводят высокопрофессиональные психологи-профконсультанты;
  • качество оказания услуг и отношение к тестируемым наиболее внимательное и обходительное;
  • индивидуальный подход к каждому тестируемому.

Специалисты нашего Центра помогут не просто сориентироваться в вопросах выбора профессии, но раскроют таланты и уникальные качества, о которых Вы, возможно, даже не подозревали. Задача Центра – не просто помочь в профориентации (выборе профессии), а подобрать ту профессию, которая наиболее оптимально будет соответствовать интересам, способностям, личностным характеристикам, перспективам рынка труда и ожиданиям относительно будущего финансового благополучия.

А какова цель выбора профессии? Это единственное с чем школьнику нужно определиться? Конечно же, нет! После профориентации (выбора профессии) необходимо ответить на следующие вопросы: Куда пойти учиться по выбранной профессии? Какой ВУЗ выбрать? Куда поступать после 11 класса? Как выбрать ВУЗ? Выбор ВУЗа? Где учиться?

Центр Мастер Мечты:

  • поможет ответить на все эти вопросы;
  • поможет с выбором специальности, факультета, нескольких надежных вариантов ВУЗов для подачи результатов ЕГЭ;
  • направит на курсы подготовки к ЕГЭ наиболее подходящие именно Вам для эффективной подготовки и успешной сдачи ЕГЭ;
  • подберет первоклассного репетитора;
  • предоставит информацию об олимпиадах, проходных баллах, конкурсе, нюансах поступления в конкретные ВУЗы и прочую необходимую информацию для поступления в ВУЗ Вашей мечты!

Итак, достоинства Центра Мастер Мечты (конкурентные преимущества):

  • после диагностического тестирования проводится тренинг с профессиональным психологом-профконсультантом в течение 1 дня;
  • по итогам профориентации помимо подробной распечатки «Отчета о результатах тестирования» тестируемый получает «Экспертное заключение и рекомендации» психолога-профконсультанта (на бумажном носителе и в электронном виде), в котором из большого списка профессий, предложенных по результатам тестирования, психолог выделяет 1-2 конкретные профессии наиболее подходящие для тестируемого и детальное обоснование выбора, а также дает рекомендации по развитию личностных качеств для успешного окончания школы и поступления в желаемый ВУЗ;
  • мы сотрудничаем с Департаментом образования Москвы, проверяем лицензии, аккредитацию учебных заведений, а также получаем прочую информацию недоступную в открытых источниках;
  • в Центре работают профессиональные психологи-профконсультанты с многолетним опытом профориентационного, карьерного и психологического консультирования;
  • создана и регулярно обновляется уникальная информационная база данных об образовательных учреждениях г. Москвы (все государственные и негосударственные ВУЗы Москвы, бизнес-школы, курсы подготовки к ЕГЭ, тренинговые компании, курсы иностранных языков и другие учебные заведения);
  • в Центре работают профессиональные эксперты по подбору образования с многолетним опытом образовательного консультирования;
  • доступные конкурентоспособные цены на услуги Центра для любой категории клиентов (школьников, студентов, взрослых людей);
  • оказание новых (уникальных) услуг: разработка индивидуального плана развития, образовательный консалтинг (подбор учебных заведений, образовательных программ и образовательный кредитов);
  • комплексный и индивидуальный подход к каждому клиенту;
  • удобное расположение офиса;
  • Центр — независимый эксперт в образовании и карьере.

Что включает в себя профориентация для детей, студентов и взрослых?

Специалисты Центра проведут специализированное диагностическое тестирование (1 час), по итогам которого Вы получите отчет о результатах тестирования (около 10 стр.).

Профессиональные психологи интерпретируют результаты тестирования и проведут тренинг (1 день), по итогам которого вы также получите экспертное заключение психолога (2-3 страницы рукописного текста) с указанием 1-2 конкретных профессий и рекомендации по развитию и Вашим дальнейшим шагам на пути к личностному, профессиональному и карьерному росту.

Итак, наш центр профориентации поможет Вам найти ответы на следующие вопросы: Кем стать? Как (правильно) выбрать профессию? Какую выбрать профессию? Профессии? Какие есть (бывают) профессии? Тест на профориентацию? Выбор профессии? Какая профессия лучше? Почему я выбрал (ла) профессию? Куда пойти учиться по выбранной профессии? Какой ВУЗ выбрать? Куда поступать после 11 класса? Как выбрать ВУЗ? Выбор ВУЗа? Где учиться?

Записаться на профориентацию можно по телефону:

Телефон: +7 (495) 133-86-90 Заказать звонок

Как выбрать профориентатора

Если Вы уже попробовали самостоятельно провести профориентационную работу со своим ребенком, то, скорее всего, уже поняли, насколько это непросто, какими знаниями необходимо обладать для этого. Можете использовать специальный чек-лист знаний, которыми необходимо обладать, чтобы сделать осознанный и правильный выбор будущей профессии своего ребенка.

В этой статье мы расскажем, какие есть способы получить профориентационную помощь, платные и бесплатные варианты.

Выбор помощи в профориентации, с одной стороны, достаточно большой, с другой выбрать что-то либо действительно стоящее и результативное очень сложно. Сегодня существуют различные предложения и в интернете и в офф-лайн:

  • школьные психологи,
  • психологические центры,
  • специализированные профориентационные центры,
  • индивидуальные психологи, (консультации, тестирование, коучинг),
  • самостоятельное тестирование в интернете (платное и бесплатное),
  • литература, статьи на тему выбора профессии? советы окружения.

Есть из чего выбрать!

Основная сложность заключается в тяжести последствий в случае Вашей ошибки. Ошибки в профориентации появляются не сразу, а на протяжении отдаленного времени. Ведь сначала Вы выбираете профессию для ребёнка, в которой, по Вашему мнению, он сможет достичь хороших результатов: построить успешную карьеру, добиться высокой зарплаты, профессионального признания и уважения.

Потом Вы начинаете готовить ребенка к будущей профессии: выбираете профильную школу или класс, тратите деньги на репетиторов, водите его в кружки и секции, на курсы, к репетиторам, готовите его к поступлению в ВУЗ, вкладываетесь в будущее ребенка иным образом.

А в процессе учебы или при поступлении на работу выясняется, что Ваш ребёнок не хочет эту профессию, что “это не его”, и причин тому множество: друзья учатся или работают в другой сфере; требования к учебе или работе слишком высокие; повзрослел и потерял интерес; осознал, что на работе по данной профессии невозможно заработать приличных денег и построить хорошую карьеру и т.д. А уже все сенситивные периоды пройдены, время на обучение уже упущено, деньги на ненужных репетиторов потрачены, на работу не берут, и есть нешуточная вероятность для мальчиков попасть в армию. Это достаточно часто встречающаяся ситуация. А кого будет обвинять Ваш ребёнок в такой ситуации? Ответ думаю очевиден. Да и Вам самим будет стыдно и больно от осознания того, что это была Ваша ошибка и для Вашего ребёнка она стала причиной сложной ситуации.

Сделаем небольшую ремарку: с точки зрения профориентации службу в армии следует рассматривать скорее, как этап профессионального развития, который формирует самостоятельность и волевые качества мужчины. Тем более, что в современной армии качество прохождения службы значительно улучшилось по сравнению с тем, чтобы было еще 10 лет назад. Так что для мальчиков, скорее, рекомендуется пойти отслужить 1 год в сегодняшней армии.

Так к кому можно обратиться для прохождения профориентации?

Самый простой способ конечно же интернет. Куча сайтов, на которых Вы найдёте простейшие тесты, позволяющие Вам определить особенности и профессиональную предрасположенность. Эти сайты делают предложения по выбору профессии. Но стоит ли доверять результатам таких сайтов, делающих выводы на непонятных или устаревших методиках, часто не адаптированных под возраст, российские, современные реалии или пол ребенка. Скорее всего, НЕТ! Это всего лишь немного зря потраченного времени, благо что это было бесплатно.

Можно найти профессиональные сайты, на которых Вы даже получите некоторую помощь по профориентации бесплатно. Оговоримся сразу, задача любого коммерческого сайта даже бесплатного – заработать деньги, привести трафик, создать платежеспособного клиента и т.д. Поэтому, когда обращаетесь на подобный сайт сразу смотрите, чем он занимается, что для него основная услуга. Помощь в профориентации можно получить, например, на Headhunter или Superjob. Но, скорее всего, он не поможет школьнику, т.к. эти сайты ориентированы на взрослую целевую аудиторию.

Обратите внимание на сайты психологических центров, которые предлагает условно-бесплатные (платные услуги они предложат Вам позже) и платные услуги по прохождению профориентации. В сети их достаточно много, цены на их услуги разные. Вы можете выбрать тот центр, что Вам понравится соразмерно сумме, которую вы готовы на это потратить на профориентацию вашего ребёнка. При выборе сайта обратите внимание в первую очередь на диагностический инструментарий и комплексность услуг, которые рекламируются или продаются на сайте. Если есть возможность, получите начальную услугу бесплатно, и по ней постарайтесь оценить уровень такого центра. Что предпочесть: платное или бесплатное профориентационное тестирование, читайте в статье бесплатное и платное профориентационное тестирование.

Отдавайте предпочтение сайтам, предлагающим, помимо профориентации, психологические услуги или сайтам психологических центров, а не только услуги по тестированию в Интернет. Если на сайте предлагаются, только онлайн-услуги, то к такому предложению отнеситесь очень осторожно. Психологи предпочитают работать с людьми, т.е. обязательно предложат Вам дополнительные консультации, прохождение тренинга, различные индивидуальные программы и т.д. Это предложение от сайта с достаточным уровнем профессионализма.

Читайте также:  Аргинин в бодибилдинге

Школьные психологи тоже иногда предлагают подобные услуги. Но, во-первых, уровень квалификации школьных психологов значительно ниже чем у психологов, работающих в психологических центрах. Во-вторых, основная задача школьных психологов – работа с детьми, имеющими проблемы в обучении. В вопросах профориентации даже опытный школьный психолог, не всегда будет иметь достаточный уровень квалификации. В-третьих, большинство школьных психологов не работали в сфере HR или занимались кадровой работой, что тоже негативно сказывается на прогнозных рекомендациях по поводу выбора профессии для Вашего ребёнка.

Похожий вариант – бюджетный центр психологической помощи для детей и родителей. В таких центрах тоже часто предлагаются услуги по профориентации. Рекомендации по профориентации, подобных центров примерно на том же уровне, что и у школьных психологов. Психологи таких центров в основном ориентированы либо на развитие ребенка, либо работу с нарушениями в детско-родительских отношениях. Профориентация для них скорее дополнительная форма психологического консультирования, чем реальная помощь по формированию у ребёнка профессиональной направленности и помощь в выборе профессии.

В целом выбор специалиста, который поможет Вам провести профориентацию Вашего ребенка достаточно сложный и, скорее, индивидуальный процесс. Главное в этой процедуре – доверие. Честно говоря, самый лучший способ, обратиться к квалифицированному специалисту, по рекомендации друзей и знакомых, людей, которые обращались в тот или иной психологический центр или специалисту, и которые действительно сумели помочь им или их детям в выборе профессии.

Методы профориентации

Под профессиональной ориентацией или, как её называют в обиходе, выбором профессии принято понимать комплекс мер, целью которых является помощь молодёжи в процессе определения будущей профессии. Учитывая актуальность этой темы как в прошлом, так и в настоящем, мы решили рассказать о том, какие существует методы профориентации. Возможно, это поможет и вам выбрать профессию по душе, т.к. при желании методы, о которых мы расскажем ниже, вы сможете использовать и сами.

Особенности профессиональной ориентации

Чтобы определить склонность человека к конкретному виду деятельности, т.е. к профессии, сегодня применяются, главным образом, специализированные тесты, проводимые в школах с учениками старших классов. Кроме того, особые тесты есть и у центров трудоустройства.

Но чтобы суметь выбрать подходящую профессию, у человека должна быть сформирована привычка делать выбор и быть ответственным за то, что за этим выбором следует, независимо от того, предсказуемыми были последствия или нет.

Таким образом, профориентация состоит из нескольких составляющих:

  • Профессионального воспитания, посредством которого в молодёжи взращивается трудолюбие, профессиональная ответственность, работоспособность, склонности и способности
  • Профессионального просвещения, посредством которого молодёжь обеспечивается данными о вариантах профессий, возможностях ими предлагаемых и учебных заведениях
  • Профессионального консультирования на тему выбора профессии, возможности получить профессиональную подготовку и устроиться на работу
  • Профессионального развития личности и поддержки профессиональной карьеры, куда также входит смена профессии и профессиональная переподготовка

Для качественного осуществления профориентации необходимо понимать социально-экономические характеристики разных профессий, знать перспективы их развития и районы, где они наиболее актуальны, уровень заработка профессиональных специалистов, способы получения квалификации, карьерные перспективы и характеристики рынка труда. Данную функцию выполняют информационно-справочные просветительские методы.

Информационно-справочные просветительские методы

Информационно-справочные просветительские методы подразделяются на профессиограммы, справочную литературу и информационно-поисковые системы.

Профессиограммы

Профессиограммы представляют собой краткие описания профессий. Как правило, они описывают:

  • Характеристики производственных процессов
  • Характеристики профессиональных задач
  • Медико-физиологические и санитарные характеристики условий труда, включающие списки показаний и противопоказаний
  • Требования профессий к индивидуальным особенностям людей

Однако проблема с профессиограммами состоит в том, что обычно они не оказывают должного эффекта на школьников, и подходят, в большей степени, для взрослых людей. Поэтому для профориентации молодёжи чаще используются другие методики.

Справочная литература

Справочная литература – это специальные издания, в которых в более краткой и понятной, нежели в профессиограммах, форме даются характеристики профессий. Но такую литературу следует использовать только в том случае, если есть уверенность в достоверности представленной в ней информации.

Информационно-поисковые системы

Информационно-поисковые системы (ИПС) позволяют оптимизировать поиск профессий, учебных заведений и мест работы.

ИПС подразделяются на:

  • Ручные ИПС: всевозможные бланки, карточки и т.п.
  • Компьютерные ИПС: электронные базы данных
  • Профессиональную агитацию и рекламу
  • Экскурсии в учебные заведения и на предприятия
  • Встречи с профессиональными специалистами по конкретным профессиям
  • Просветительские и познавательные лекции на тему проблем самоопределения
  • Профессиональные занятия в школах
  • Обучающие фильмы
  • Предоставление информации посредством СМИ
  • «Ярмарки» профессий

Любой из этих методов способен помочь разобраться в тонкостях профессий и подобрать наиболее подходящую для человека. Не будет лишним также отметить, что в настоящее время лидирующие позиции занимает, конечно же, использование с целями профориентации Интернета.

Теперь же давайте поговорим о том, как происходит профессиональная психодиагностика, ведь чтобы выбрать профессию правильно, нужно иметь представление о личностных особенностях.

Методы профессиональной психодиагностики

Метолы профессиональной психодиагностики состоят из специальных тестов, целью которых является определение профессиональных интересов людей, а также диагностика их личностных характеристик, способностей и мотивов.

К представленным методам относятся:

  • Интервью закрытого типа, предполагающие ответы на конкретные вопросы
  • Интервью открытого типа, предполагающие ответы на вопросы беседы на отвлечённые темы
  • Глубинные интервью, позволяющие максимально разобраться в личностных особенностях
  • Опросники на профессиональную мотивацию – считаются намного эффективнее, чем простое определение способностей
  • Опросники на профессиональные способности – применяются, как правило, при работе с профессиями с особенными трудовыми условиями
  • Личностные опросники
  • Проективные личностные тесты – используются в качестве дополняющих к личностным опросникам
  • Наблюдение – является одним из базовых методов психологической работы, т.к. позволяет установить чёткие параметры и способы реализации, зафиксировать и интерпретировать результаты и т.д.
  • Сбор косвенных данных – опрос знакомых, друзей, родных, педагогов и т.д.
  • Психофизиологические обследования – как и опросники на профессиональные способности, используются для профессий с особенными трудовыми условиями
  • Профессиональные пробы – применяются очень редко, т.к. подразумевают серьёзные финансовые затраты на создание особых условий для проверки
  • Наблюдение и изучение в трудовом процессе
  • Специальные тренажёры – методы, позволяющие человеку применить на практике полученные знания и отработать навыки, а также изучить готовность человека к освоению новых профессиональных действий
  • Медицинское обследование – метод, который используется, если профессией предъявляются повышенные требования к здоровью

На нашем сайте представлен целый курс, который направлен на самостоятельную психодиагностику. Чтобы пройти этот курс, записывайтесь на него по ссылке.

Помимо вышеперечисленных методов профессиональной психодиагностики, специалисты используют в своей деятельности и так называемые активные методы. Например, довольно часто организуются тренинги психологической и социально-психологической направленности, которые развивают коммуникативные навыки и способность к самостоятельному принятию решений; есть и профориентационные игры, положительно воздействующие на развитие качеств, важных с профессиональной точки зрения, и мотивирующие людей на развитие новых способностей и повышение образования.

Также на сегодняшний день ведут деятельность частные специалисты и целые организации, которые оказывают помощь в выборе профессии и принятии решения по получению соответствующего образования. Консультанты, применяя особые технологии, помогают своим клиентам сделать выбор, поставить цели и досконально расписать план действий по их достижению. Старшеклассники и другие люди, перед которыми стоит вопрос выбора профессии, могут рассчитывать на то, что смогут найти самые оптимальные условия для диагностики своих способностей, предрасположенностей и качеств, а также на исключительно индивидуальный подход, который позволит разработать наиболее эффективный путь профессионального выбора и самореализации.

Итого

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что спектр методов профориентации достаточно обширен, однако продуктивность их применения зависит, главным образом, от самих людей, для которых они используются. На результативность методов профориентации будет воздействовать и возраст и потребности людей, ведь трудности с выбором профессии могут быть разрешены только с учётом этих и других им подобных личностных характеристик.

Также важно понимать, что в одной ситуации лучший результат будет получен после получения конкретно справочной информации, в другой – психологическая поддержка, в третьей – участие в играх и тренингах и т.д. По этой причине, пожалуй, самым эффективным способом профессиональной ориентации будет использование этих методов в комплексе.

Если и вы будете подходить к вопросу выбора профессии именно так, процент того, что образование и будущая работа будет приносить и хороший доход и удовольствие, существенно возрастает.

Ссылка на основную публикацию