Как выучить азбуку Морзе? - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как выучить азбуку Морзе?

КАК УЧИТЬ АЗБУКУ МОРЗЕ

“Радиолюбитель, незнающий телеграфа – радиоинвалид”.

Э. Т. Кренкель

Выучить азбуку Морзе – это всего лишь запомнить полсотни несложных звукосочетаний, натренироваться быстро записывать соответствующие им буквы и цифры, и затем научиться воспроизводить то же самое телеграфным ключом. Здесь, как и при любой учебе, самое главное – настойчивость и регулярность занятий.

Лучше всего обучаться под руководством опытного преподавателя, но в

полне реально научиться совершенно самостоятельно с помощью компьютерных программ.

Режим занятий

Нормальный режим занятий – 3-4 раза в неделю по 1,5 – 2 часа в день (уроками минут по 30, с перерывами). Еще лучше – каждый день по 1 часу (по полчаса утром и вечером). Самый минимум – 2 занятия в неделю по 2 часа. При нормальном режиме занятий, прием текстов со скоростью 40-60 знаков в минуту осваивается примерно в течение месяца.

Самое главное – это регулярность и сосредоточенность во время занятий.

Лучше заниматься полчаса, ни на что не отвлекаясь, чем дергаться между уроком и другими делами в течение трех часов. Значительные перерывы на этапе обучения могут свести всю проделанную работу на нет. Не закрепленные практикой уроки улетучиваются из памяти легко, и приходится вновь начинать почти все сначала.

Когда “морзянка” полностью и надежно освоена, она не забывается и остается с человеком на всю жизнь. Даже после многолетнего перерыва бывает достаточно немного потренироваться – и все прежние навыки быстро восстанавливаются.

Нет людей, не способных освоить прием и передачу азбуки Морзе до скоростей 70-90 зн/мин. Просто у кого-то уйдет на это два месяца, у кого-то шесть.

С чего начать изучение?

Начинать следует, естественно, с приема. Бытует мнение, что к передаче на ключе следует приступать только после того, как будет более ли менее освоен прием всех букв и цифр. Это верно, когда речь идет о механическом(клоподаве) ключе, где,что бы добиться качественной передачи, потребуется много усилий.

С электронным ключом все гораздо проще. Он сам формирует точки и тире, а так же промежутки между точками и тире в знаке. Освоить его намного проще, не сложно это сделать и самостоятельно. Исходя из этого можно рекомендовать одновременно осваивать и передачу. Причем паралельно – передавть те знаки, которые уже освоены на прием. Многолетняя практика подтвердила эффективность такой методики.

Скорость передачи компьютером отдельных знаков нужно установить 60-70 зн/мин (18-25 WPM). А вот скорость передачи одного знака за другим следует установить сначала не более 10-15 зн/мин (2-3 WPM), чтобы между знаками получались достаточно большие паузы.

С самого начала нужно запоминать звучание кодов, как цельных музыкальных мелодий, и ни в коем случае не пытаться подсчитывать или запоминать, сколько там “точек и тире”.

Существует методика запоминания с помощью “напевов”. Подбирают такие слова, которые при напевном произношении напоминают мелодии знаков, переданных “морзянкой”. Например, G = “гаа-гаа-рин”, L = “лу-наа-ти-ки”, M = “маа-маа” и т.п.

Этот метод имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество в том, что ряд букв на самом деле удаётся быстрее запомнить. Но, при распознавании знака мозг вынужден делать двойную работу: сначала ставить в соответствие тональным сигналам напев, и после этого напев переводить в соответствующий знак. Даже при быстром мысленном воспроизведении напевов, они звучат намного медленнее, чем реальная “морзянка”. Это мешает в дальнейшем наращивать скорость приема.

Бытует мнение, что метод напевов был изобретен во время второй мировой. При этом исходили из того, что такому радисту достаточно хоть как-нибудь освоить “морзянку”, а через месяц-другой он всё равно погибнет на фронте. В то же время кандидатов в классные радисты отбирали, и учили всегда тщательно – без напевов.

Как изучать ?

Только запоминая звучание сигналов как цельных мелодий, и ни в коем случае не пытайтесь подсчитывать, сколько там “точек и тире”!

Знаки азбуки должны с самого начала передаваться сжато, чтобы отдельные тональные посылки в них не удавалось вычленить и пересчитать. Скорость передачи в начальный период обучения можно понижать только за счет увеличения пауз между знаками, а еще лучше за счет увеличения пауз между словами (группами знаков).

В первый день занятий рекомендуется выучить четыре-пять букв, на следующем занятии к ним добавить еще две-три буквы, а в дальнейшем, по одной -две буквы. Последовательность разучивания знаков не очень важна.Есть мнго разных методик, различающихся порядком изучения знаков.

По одной из методик начинают с букв A, E, F, G, S, T, на следующем уроке – D, I, M, O, V, затем – H, K, N, W, Z, B, C, J, R, L, U, Y, P, Q, X.

По другой методике – сначала E, I, S, H, Т, M, O, далее – A, U, V, W, J, N, D, B, G, R, L, F, K, Y, C, Q, P, X, Z.

По третьей методике – можно осваивать буквы в соответствии с частотой их использования в английском языке. Тогда уже на начальном этапе учебы из них можно будет составлять много слов и осмысленных фраз. Это интереснее, чем тренировки с несмысловыми текстами. В таком случае порядок разучивания букв может быть следующим: E, T, A, O, I, N, S, R, H, L, D, C, U, M, F, P, G, W, Y, B, V, K, X, J, Q, Z.

Как правило, к цифрам приступают после всех букв. Но, выучив всего лишь одну цифру, даже из пяти-шести уже выученых букв можно будет составить много позывных. А дальше CQ CQ CQ DE F1TAF F1TAF F1TAF PSE K Причем, записывать только позывной, все остальное, как мелодию, на слух. Через время можно будет добавить еще одну цифру, затем еще ……

Знаки препинания (знак вопроса, дробная черта, знак раздела и запятая) можно оставить напоследок. И не следует отвлекаться на изучение дополнительных букв русского алфавита, на этом этапе важно хорошо освоить международную азбуку (латинский алфавит из 26 букв и цифры).

На каждом занятии сначала тренируются в приеме ранее изученных знаков, затем отдельно разучивают очередную порцию новых, потом принимают тексты, составленные только из новых знаков, а затем – из старых и новых знаков с некоторым преобладанием новых.

Добавлять новые знаки следует только после того, как будет надежно освоен прием ранее изученных. В течение большей части занятий каждый принятый знак нужно обязательно каждый раз записывать – в одних тренировках вводя их на клавиатуре, в других – рукой на бумаге.

Чтобы сигналы азбуки быстрее запомнились, старайтесь во всякий свободный момент, насвистывать их, или напевать.

Иногда, после того как пройдено обучение примерно 20 букв, может почувствоваться, что прогресс замедлился и с добавлением нового знака возникает всё больше и больше ошибок при приеме. Это вполне естественно. Тогда нужно на несколько дней полностью отложить в сторону всё, что уже хорошо усвоено, и заниматься исключительно новыми буквами. Когда они будут надежно разучены, можно будет вновь отдельно вспомнить ранее освоенные, а затем – тренироваться в приеме уже всего алфавита.

Если же ошибки при приеме давно и хорошо усвоеных знаков, причем разных, то тут, скорее всего, виновата тот знак, что стоит перед ними. Теряя слишком много варемени на “расшифровку” этого знака, вы просто не успеваете принять знак, следующий за ним.

Очень важно не останавливаться на достигнутом, а стараться постоянно развивать и закреплять успехи. Как только вы разучили все буквы и цифры, начинайте слушать “живой радиоэфир”, начав с участков где работают начинающие радиолюбители (это будет получаться не сразу!).

Пока не достигнута скорость приема порядка 50 зн/мин, не стоит соревноваться с другими. Соревнуйтесь пока только с собой.

Как наращивать скорость приема?

После того как азбука разучена, следует постепенно переходить от приема сжато передаваемых знаков с большими паузами между ними к приему текстов со стандартными соотношениями длительности всех элементов. Паузы между знаками нужно понемногу сокращать (прежде всего – внутри групп и слов), чтобы реальная скорость передачи приближалась к 50-60 зн/мин (14-16 WPM), а в д альнейшем – и выше. Тексты для тренировок должны состоять из слов (поначалу – коротких), а также из трех-пятизначных цифровых, буквенных и смешанных групп. Объём радиограмм надо постепенно увеличивать, чтобы время, требуемое на прием каждой, выходило сначала около 2-3 минут, а в дальнейшем, до 4-5 минут. Старайтесь записывать группы почти не отрывая букву от буквы, а карандаш от бумаги. Если при приеме текста не удалось сразу записать какой-то знак, то лучше пропустите его (сделайте на его месте прочерк), но не задерживайтесь, не пытайтесь вспоминать, иначе пропустите несколько следующих.

Если обнаруживается, что постоянно путаются одни и те же сходно звучащие знаки (например, V/4 или B/6), то нужно использовать попеременно два способа:

1) принимать тренировочные тексты из одних только этих знаков;

2) временно исключать из текстов по одному из путающихся знаков. Например, исключить буквы V и B, оставив цифры 4 и 6, а на другой день – наоборот. Абсолютно безошибочного приема можно пока не добиваться. Если в контрольных текстах не более 5% ошибок и они не повторяются явно, значит можно и нужно повышать скорость.

Для тренировок удобно использовать компьютер. Очень хорошая программа RUFZXP, она передает случайно сгенерированные любительские позывные. Вы набираете принятый позывной на клавиатуре по ходу приема и нажимаете “Enter”. Если позывной принят безошибочно, то следующий прозвучит быстрее. Если допущена ошибка, следующий позывной прозвучит медленнее. За каждый принятый позывной программа начисляет Вам очки, которые зависят от скорости, числа ошибок и сложности позывных. После того как передано определенное количество позывных (по умолчанию – 50), программа завершается и Вы можете проанализировать, какие были допущены ошибки, какова была максимальная скорость приема и сколько очков набрано.

Читайте также:  Тайм менеджмент для женщин

В третьей (текущей) версии программы можно менять тон звучания и запрашивать повторение переданного позывного, если не удалось принять его сразу. Тренировки с RUFZXP очень увлекательны и все время заставляют оператора работать на пределе своих возможностей.

Хорошее, полезное упражнение – это прослушивание знакомых текстов на повышенной скорости с одновременным отслеживанием их по готовой распечатке.

Старайтесь делать свои тренировки разнообразными – варьируйте скорость, тональность сигналов, содержание текстов и т.д. Время от времени можно пробовать скоростные “рывки” – принимая небольшой текст из ограниченного набора букв или одних только цифр, но со скоростью значительно выше обычной.

Когда будет надежно освоен прием со скоростью около 50 знаков в минуту, нужно начать переход к записи принятого знака С ОТСТАВАНИЕМ на один знак. То есть записывать очередной знак не сразу, а во время звучания следующего – это поможет нарастить скорость приема. Опытные радисты записывают знаки с отставанием на 3-5 знаков и даже на несколько слов. С этого времени можно приступить и к тренировкам по приему слов и целых фраз на слух без записи. Сначала попытайтесь мысленно выстраивать перед своим взглядом нечто вроде “бегущей строки” из прозвучавших знаков. В дальнейшем часто встречающиеся слова и радиолюбительские коды следует привыкать распознавать целиком, не разделяя их на отдельные буквы.

Вот пожалуй и все. Два-три месяца и вы сможете, на вопрос, работаете ли CW небрежно бросить в ответ – естественно, как и любой нормальный HAM.

И в заключение, простая программа, которая поможет всем желающим изучить азбуку Морзе
Прием введенного текста

Как учить азбуку Морзе

Выучить азбуку Морзе – это значит твердо запомнить полсотни несложных звукосочетаний, натренироваться быстро записывать соответствующие им буквы и цифры, и затем научиться воспроизводить то же самое телеграфным ключом. Но при любой учебе, самое главное – настойчивость и регулярность занятий.

Лучше всего обучаться под руководством опытного радиста и с помощью компьютерных программ, но вполне научиться совершенно самостоятельно.

Режим занятий

Нормальный режим занятий – 3-4 раза в неделю по 1,5 – 2 часа в день (уроками минут по 30, с перерывами). Еще лучше – каждый день по 1 часу (по полчаса утром и вечером). Самый минимум – 2 занятия в неделю по 2 часа. При нормальном режиме занятий, прием текстов со скоростью 40-60 знаков в минуту осваивается примерно в течение месяца.

Самое главное – это регулярность и сосредоточенность во время занятий. Лучше заниматься полчаса, ни на что не отвлекаясь, чем дергаться между уроком и другими делами в течение трех часов.

Значительные перерывы на этапе обучения могут свести всю проделанную работу на нет. Не закрепленные практикой уроки улетучиваются из памяти легко, и приходится вновь начинать почти все сначала.

Когда “морзянка” полностью и надежно освоена, она не забывается и остается с человеком на всю жизнь. Даже после многолетнего перерыва бывает достаточно немного потренироваться – и все прежние навыки восстанавливаются.

Нет людей, не способных освоить прием и передачу азбуки Морзе до скоростей 70-90 зн/мин. Все зависит от требуемое на это времени – от 2 до 6 месяцев.

С чего начать изучение?

Начинать следует только с приема. К передаче на ключе следует приступать после того, как будет более-менее освоен прием всех букв и цифр.

Скорость передачи компьютером отдельных знаков нужно установить 70-100 зн/мин (18-25 WPM). Однако скорость передачи одного знака за другим следует установить сначала не более 10-15 зн/мин (2-3 WPM), чтобы между знаками получались достаточно большие паузы.

С начала нужно запоминать звучание кодов, как цельных музыкальных мелодий, и ни в коем случае не пытаться подсчитывать или запоминать, сколько там “точек и тире”.

Существует методика запоминания с помощью “напевов”. Подбирают такие слова, которые при напевном произношении напоминают мелодии знаков, переданных “морзянкой”. Например, G = “гаа-гаа-рин”, L = “лу-наа-ти-ки”, M = “маа-маа” и т.п.

Этот метод имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество в том, что ряд букв на самом деле удаётся быстрее запомнить. Недостатков значительно больше. Во-первых, далеко не для всех знаков азбуки можно подобрать осмысленные напевы, тем более – начинающиеся с того знака, который они должны напоминать.

Во-вторых, при распознавании знака мозг вынужден делать двойную работу: сначала ставить в соответствие тональным сигналам напев, и после этого напев переводить в соответствующий знак. Даже при быстром мысленном воспроизведении напевов, они звучат намного медленнее, чем реальная “морзянка”. Это мешает в дальнейшем наращивать скорость приема.

Поэтому я не могу рекомендовать эту методику всем. Но допускаю воспользоваться ею, лишь для знаков телеграфной азбуки которые никак не удается запомнить, или если пара каких-то сходно звучащих знаков постоянно путается.

Метод напевов был изобретен во время второй мировой войны, когда потребовалось быстро подготавливать десятки тысяч радистов. При этом исходили из того, что такому радисту достаточно хоть как-нибудь освоить “морзянку”, а через месяц-другой он всё равно погибнет на фронте. В то же время кандидатов в классные радисты отбирали, и учили всегда тщательно – без напевов.

Как изучать ?

Еще раз повторю, запоминайте звучание сигналов как цельных мелодий, но никогда не пытайтесь подсчитывать, сколько там “точек и тире”!

Знаки азбуки должны с самого начала передаваться сжато, чтобы отдельные тональные посылки в них не удавалось вычленить и пересчитать. Скорость передачи в начальный период обучения можно понижать только за счет увеличения пауз между знаками, а еще лучше за счет увеличения пауз между словами (группами знаков).

За один день рекомендуется выучивать сначала по 5-7 букв, а к концу алфавита – по 3-4 буквы. Последовательность разучивания знаков не очень важна.

По одной из методик начинают с букв A, E, F, G, S, T, на следующем уроке – D, I, M, O, V, затем – H, K, N, W, Z, B, C, J, R, L, U, Y, P, Q, X.

По другой методике – сначала E, I, S, H, Т, M, O, далее – A, U, V, W, J, N, D, B, G, R, L, F, K, Y, C, Q, P, X, Z.

По третьей методике – можно осваивать буквы в соответствии с частотой их использования в английском языке. Тогда уже на начальном этапе учебы из них можно будет составлять много слов и осмысленных фраз. Это интереснее, чем тренировки с несмысловыми текстами. В таком случае порядок разучивания букв может быть следующим: E, T, A, O, I, N, S, R, H, L, D, C, U, M, F, P, G, W, Y, B, V, K, X, J, Q, Z.

К цифрам приступают после всех букв. Сначала учат четные и ноль: 2, 4, 6, 8, 0, затем – нечетные: 1, 3, 5, 7, 9.

Знаки препинания (знак вопроса, дробная черта, знак раздела и запятая) можно оставить напоследок.

Отвлекаться на изучение дополнительных букв русского алфавита пока не следует, на этом этапе важно хорошо освоить международную азбуку (латинский алфавит из 26 букв и цифры).

На каждом занятии сначала тренируются в приеме ранее изученных знаков, затем отдельно разучивают очередную порцию новых, потом принимают тексты, составленные только из новых знаков, а затем – из старых и новых знаков с некоторым преобладанием новых.

Добавлять новые знаки следует только после того, как будет надежно освоен прием ранее изученных. В течение большей части занятий каждый принятый знак нужно обязательно каждый раз записывать – в одних тренировках вводя их на клавиатуре, в других – рукой на бумаге.

Чтобы сигналы азбуки быстрее запомнились, старайтесь во всякий свободный момент, насвистывать их, или напевать.

Иногда, после того как пройдено обучение примерно 20 букв, может почувствоваться, что прогресс замедлился и с добавлением нового знака возникает всё больше и больше ошибок при приеме. Это вполне естественно. Тогда нужно на несколько дней полностью отложить в сторону всё, что уже хорошо усвоено, и заниматься исключительно новыми буквами. Когда они будут надежно разучены, можно будет вновь отдельно вспомнить ранее освоенные, а затем – тренироваться в приеме уже всего алфавита.

Очень важно не останавливаться на достигнутом, а стараться постоянно развивать и закреплять успехи. Как только вы разучили все буквы и цифры, начинайте слушать “живой радиоэфир”, начав с участков где работают начинающие радиолюбители (это будет получаться не сразу!).

Пока не достигнута скорость приема порядка 50 зн/мин, не стоит соревноваться с другими. Соревнуйтесь пока только с собой.

Как наращивать скорость приема?

После того как азбука разучена, следует постепенно переходить от приема сжато передаваемых знаков с большими паузами между ними к приему текстов со стандартными соотношениями длительности всех элементов. Паузы между знаками нужно понемногу сокращать (прежде всего – внутри групп и слов), чтобы реальная скорость передачи приближалась к 50-60 зн/мин (14-16 WPM), а в дальнейшем – и выше.
Тексты для тренировок должны состоять из слов (поначалу – коротких), а также из трех-пятизначных цифровых, буквенных и смешанных групп. Объём радиограмм надо постепенно увеличивать, чтобы время, требуемое на прием каждой, выходило сначала около 2-3 минут, а в дальнейшем, до 4-5 минут.

Старайтесь записывать группы почти не отрывая букву от буквы, а карандаш от бумаги. Если при приеме текста не удалось сразу записать какой-то знак, то лучше пропустите его (сделайте на его месте прочерк), но не задерживайтесь, не пытайтесь вспоминать, иначе пропустите несколько следующих.

Читайте также:  Как заработать на сайте ucoz?

Если обнаруживается, что постоянно путаются одни и те же сходно звучащие знаки (например, V/4 или B/6), то нужно использовать попеременно два способа:
1) принимать тренировочные тексты из одних только этих знаков;
2) временно исключать из текстов по одному из путающихся знаков. Например, исключить буквы V и B, оставив цифры 4 и 6, а на другой день – наоборот.

Абсолютно безошибочного приема можно пока не добиваться. Если в контрольных текстах не более 5% ошибок и они не повторяются явно, значит можно и нужно повышать скорость.

Для тренировок удобно использовать компьютер. Очень хорошая программа RUFZXP, она передает случайно сгенерированные любительские позывные. Вы набираете принятый позывной на клавиатуре по ходу приема и нажимаете “Enter”. Если позывной принят безошибочно, то следующий прозвучит быстрее. Если допущена ошибка, следующий позывной прозвучит медленнее. За каждый принятый позывной программа начисляет Вам очки, которые зависят от скорости, числа ошибок и сложности позывных. После того как передано определенное количество позывных (по умолчанию – 50), программа завершается и Вы можете проанализировать, какие были допущены ошибки, какова была максимальная скорость приема и сколько очков набрано.

В третьей (текущей) версии программы можно менять тон звучания и запрашивать повторение переданного позывного, если не удалось принять его сразу. Тренировки с RUFZXP очень увлекательны и все время заставляют оператора работать на пределе своих возможностей.

Хорошее, полезное упражнение – это прослушивание знакомых текстов на повышенной скорости с одновременным отслеживанием их по готовой распечатке.

Старайтесь делать свои тренировки разнообразными – варьируйте скорость, тональность сигналов, содержание текстов и т.д. Время от времени можно пробовать скоростные “рывки” – принимая небольшой текст из ограниченного набора букв или одних только цифр, но со скоростью значительно выше обычной.

Когда будет надежно освоен прием со скоростью около 50 знаков в минуту, нужно начать переход к записи принятого знака С ОТСТАВАНИЕМ на один знак. То есть записывать очередной знак не сразу, а во время звучания следующего – это поможет нарастить скорость приема. Опытные радисты записывают знаки с отставанием на 3-5 знаков и даже на несколько слов. С этого времени можно приступить и к тренировкам по приему слов и целых фраз на слух без записи. Сначала попытайтесь мысленно выстраивать перед своим взглядом нечто вроде “бегущей строки” из прозвучавших знаков. В дальнейшем часто встречающиеся слова и радиолюбительские коды следует привыкать распознавать целиком, не разделяя их на отдельные буквы.

Специально для тренировки в приеме текстов регулярно ведёт передачи центральная радиостанция Американской радиолюбительской лиги W1AW. Довольно мощные сигналы этой cтанции обычно бывают хорошо слышны у нас на частотах 7047,5, 14047,5, 18097,5 и 21067,5 кГц (в зависимости от прохождения). Как правило там передаются отрывки статей из журнала “QST”.

Расписание этих передач на зимний период следующее:

UTС Вид Дни недели
00:00 CWs Mon, Wed, Fri
00:00 CWf Tue, Thu
03:00 CWf Mon, Wed, Fri
03:00 CWs Tue, Thu
14:00 CWs Wed, Fri
14:00 CWf Tue, Thu
21:00 CWf Mon, Wed, Fri
21:00 CWs Tue, Thu

CWs = медленные передачи 5, 7, 10, 13 и 15 WPM
CWf = быстрые передачи 35, 30, 25, 20 WPM

НАБОР МАСТЕР КИТ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ТЕЛЕГРАФИСТОВ

Ю. САДИКОВ
sadikov (at) masterkit.ru

В 1838 г. профессор живописи Нью-йоркского университета США Сэмюэль Морзе (1791-1872 г.г.) (рис.1), занимаясь параллельно вопросами передачи информации, предложил систему кодирования букв и цифр для передачи их по проводным каналам связи, в последствие названной его именем. Все буквы, цифры и знаки препинания азбуки Морзе кодировались в виде последовательностей точек и тире [1]. К настоящему времени кодировка отдельных символов существенно изменилась, но предложенная С. Морзе система передачи осталась: точки, тире и интервалы между ними имели фиксированную длительность – длительность тире равнялась длительности трех точек или трех интервалов.

Рисунок 1. Сэмюэль Морзе

Рисунок 2. Первый телеграфный ключ

Первый телеграфный ключ (рис.2) изготовил и использовал молодой, талантливый помощник С. Морзе: Альфред Вейл (1807-1859 г.г.) (рис.3) [1].

Рисунок 3. Конструктор первого телеграфного ключа Альфред Вейл

С его помощью в 1844 г. было передано первое сообщение «морзянкой» из столицы США (г. Вашингтон) в г. Балтимор (рис.4) [1].

Рисунок 4. Первая телеграмма

Сегодня таких телеграфных ключей [2,3] вы уже не встретите, они стали достоянием частных коллекционеров и музеев.

Рисунок 5 и 6. Виды телеграфных ключей

Для передачи радиограмм используются два типа ключей: механический и электронный [2,3].

В последнее время для передачи текстовых сообщений многие радиооператоры и радиолюбители применяют клавиатуру персонального компьютера и специальную «телеграфную» программу. Существуют также компьютерные программы, «расшифровывающие» коды Морзе в смысловые фразы, но никакая программа не сможет заменить профессионального радиста!

Изучение азбуки Морзе лучше начать на обычном механическом ключе: формируется «почерк», легче запоминаются символы.

А с несложным электронным устройством для изучения азбуки Морзе читатели могут познакомиться в этой статье. Генератор Морзе поможет самостоятельно изучить «морзянку»; благодаря малым размерам, автономному питанию и достаточно большой мощности его можно использовать для коллективных тренировок, в тестах и соревнованиях. Простая электрическая схема и конструкция генератора позволит собрать надежное устройство из набора МАСТЕР КИТ NM5036 даже начинающему радиолюбителю. Генератор Морзе послужит хорошим учебным пособием для изучения основ радиоэлектроники.

Генератор Морзе NM5036

Для тех, кто совершает первые шаги в мир радиосвязи, предлагаемый генератор будет очень полезен. Он пригодится на занятиях по изучению азбуки Морзе и поможет получить практические навыки работы на телеграфном ключе. Небольшие размеры платы и возможность работы от батареи позволяют собрать устройство целиком в небольшом корпусе, поэтому его можно использовать не только дома, но и брать с собой на занятия в радиошколу.

Таблица 1. Технические характеристики генератора Морзе

Номинальное напряжение питания, В3,0…9,0
Максимальная выходная мощность, Вт2,0
Номинальное сопротивление нагрузки, Ом8…32
Максимальный ток нагрузки, не более, А1,0
Размер печатной платы, мм40х30

Генератор Морзе выполнен на основе универсальной схемы несимметричного мультивибратора (VT1, VT2). Рабочая частота мультивибратора определяется номиналами резисторов R1, R2, R3, R4 и конденсатором C1. Принципиальная электрическая схема показана на рис.7, а фотография устройства – на рис.8.

Рисунок 7. Схема простейшего генератора

В табл. 2 приведен перечень элементов, необходимых для самостоятельной сборки генератора.

Для питания устройства необходим источник питания, обеспечивающий выходное напряжение 3,0…9,0 В. Следует учитывать, что изменение напряжения питания приводит к изменению громкости и рабочей частоты генератора. К генератору можно подключить низкоомные головные телефоны (например, от аудиоплеера) или небольшую динамическую головку.

Рисунок 8. Фотография звукового генератора

Таблица 2. Перечень элементов.

ПозицияНоминалПримечаниеКол
R1270 кОмКрасный, фиолетовый, желтый1
R2, R422 кОмКрасный, красный, оранжевый2
R322 кОмПодстроечный резистор1
R5560 ОмЗелёный, голубой, коричневый1
С10,01мкФКерамический конденсатор
Вариант маркировки – 104
1
С2Не устанавливать
С3Не устанавливать
VТ1BC557Корпус ТО92-11
VT2BD137-16Корпус ТО126
Возможна замена на КТ815
1
X1BAT/SNAPРазъем питания батареи +9В1
А503Печатная плата40х30 мм1

Внешний вид печатной платы А503 показан на рис.9 и рис.10.

Рисунок 9 и 10. Печатная плата

Изучаем самостоятельно азбуку Морзе

Известно несколько методик изучения азбуки Морзе [2], но все они основаны на периодическом повторении каждой буквы, до полного запоминания её « мелодии». Самый лучший способ изучить «морзянку» – в радиоклубе или радиошколе оборонного спортивно-технического общества: квалифицированные тренеры в течение нескольких месяцев регулярных тренировок сделают из вас профессиональных телеграфистов. Если у вас такой возможности нет, можно научиться азбуке Морзе самостоятельно. Автору известно очень много радиолюбителей, которые успешно освоили «морзянку» самостоятельно.

Для самостоятельного обучения азбуки Морзе прилагается учебная таблица 3. Вы можете прослушать все звуки, щелкнув по ссылке напротив буквы

Табл. 3, Телеграфная азбука Морзе (ти – точка, таа – тире)

Как быстро и самостоятельно выучить азбуку Морзе

Бывает так, что детки начитаются книжек про разведчиков или насмотрятся фильмов про отважных моряков и просят папу или маму научить их азбуке Морзе. И у родителей становится вопрос, как выучить азбуку Морзе самостоятельно и потом еще и обучить ей ребенка.

Как обучить ребенка азбуке

Чтобы быстро обучить ребенка азбуке Морзе, нужно две вещи – постоянная тренировка и системный подход. Системный подход заключается в том, что вам нужно выбрать тот или иной способ обучения. К примеру, вы можете установить компьютерную программу, которая быстро и легко обучит ребенка кодировать то или иное сообщение. В этом случае вам подойдет программа «Азбука Морзе» и Morse Code Trainer.

Можете использовать для обучения учебную табличку. В ней будет не только словесное обозначение каждого знака азбуки Морзе. Также там можно найти разные комбинации из тире и точек, которые создают слоги. Запоминать такую азбуку будет легко также за счет ассоциаций. К примеру, буква «Д» ассоциируется со словом «домики». Слоговое обозначение этого знака Морзе выглядит как «доо-ми-ки». Если перевести его в код Морзе, получится следующая комбинация «таа-ти-ти», где «та» обозначает длинное тире, а «ти» – короткую точку.

Ну и последний вариант – это изучать с ребенком азбуку Морзе при помощи алфавита. Это будет не простой алфавит, в нем каждая буква, нарисованная на языке азбуки Морзе будет повторять контур каждой соответствующей буквы. Такой алфавит проще учить, рассматривая каждое изображение. Можно попросить малыша зарисовать каждую букву, потом попробовать воспроизвести алфавит по памяти.

Читайте также:  Как забрать долг, если не отдают?

Код Морзе

Полуавтоматический телеграфный ключ

Первые полуавтоматические телеграфные ключи появились еще в 19 веке. Но современные электронные полуавтоматические ключи появились в середине 20 века. Такой ключ состоит из переключателя, на котором есть два контакте. Они замываются при небольшом отклонении рукоятки вправо или влево от нейтрального положения.

Электронный блок обеспечивает в выходной цепи последовательности коротких или длинных посылок заданной длительности при замыкании соответственно правого или левого контактов манипулятора. Основу блока обычно составляют тактовый генератор прямоугольных импульсов и простая логическая схема.

Как сделать телеграф

Конечно же, ребенок может спросить родителя, как сделать телеграф самостоятельно. Конечно же, это не дело пяти минут. Чтобы самому быстро составлять код дома и кодировать символы и цифры так, чтобы на бумаге отображались только точка и тире.

Самый простой телеграф можно сделать самому, но для этого нужно будет иметь:

  1. Последовательно соединенные плоские батарейки.
  2. Трансформатор от звонка.
  3. Кнопка от звонка.
  4. Магнето.
  5. Антенна.

Сборка такого телеграфа конечно же не дело пяти минут, но если вы постараетесь, то сможете создать простой, но работающий инструмент для продолжения обучения. Итак, какие шаги нужно предпринять, чтобы собрать телеграф:

  1. На досточку с основанием прикрепите трансформатор от звонка и магнето, оно должно быть изготовлено из кусочков медной проволоки, которая намотана на два гвоздика.
  2. На подставке закрепите батарейки и кнопку от звонка. Закрепите на дощечке антенну из тонкого листа.
  3. Нужно соединить положительный полюс батарейки через трансформатор с магнето. Если все работает правильно, то между наконечниками магнето должна проскакивать искра.
  4. Приемник должен состоять из батарейки, лампочки, выключателя, антенны и когерера.
  5. К доске на подставке прикрепите когерер. Его можно сделать из куска стеклянной трубки длиной примерно в 3 см с диаметром 0.5 см, заполненной опилками железа и серебра (в соотношении 2:1). С двух сторон трубку нужно закупорить резиновыми пробками, а в них пробить иглы так, чтобы их острия в опилках были на расстоянии около 3 мм друг от друга.
  6. там же поместите лампочку в патроне и батарейку. Закрепите выключатель и установите антенну.
  7. Оба устройства расположите напротив друг друга. Можно начинать пользоваться.

Телеграф Морзе

Учимся читать по слогам

Чтобы легко и быстро научиться читать по слогам код морзянки, состоящий из тире и точек, вы должны будете сначала начать уделять по несколько минут в день запоминанию символов морзянки на слух, а также иметь перед собой зрительное восприятие. Лучше всего распечатать табличку с символами тире и точками и носить ее с собой. Повторять то, что написано в табличке желательно не только про себя, но и проговаривать вслух.

Прослушивайте знакомые и очень простые тексту морзянки на слух хотя бы по пару минут в день и очень скоро вы начнете распознавать, где тире, а где точки, а также сможете сразу воспринимать целые слова. Постарайтесь выбирать очень легкие тексты, которые подходят вам по уровню, тогда проблемы с учебой не будет.

Манипулятор ключа

Конструкции манипуляторов ключей бывают самыми разными. Рукоятка может быть одинарной, может быть общей доя двух контактов или же может быть сдвоенной, состоящей из двух половиной, которые располагаются параллельно, чтобы каждая замыкала свой контакт. Чтобы хорошо кодировать код одинарная рукоятка может быть неудобна. Это происходит потому что рукоятка может случайно отклонится при работе и замкнуть второй контакт.

Самый примитивный вариант манипулятора – это упругая пластинка, которая одним концом прикреплена к вертикальной основе, а другой конец имеет плоскую рукоятку и пару контактов с двух сторон. На манипуляторе не должно быть люфтов, должен быть хороший контакт и легкий рабочий ход.

Как наращивать скорость приема

Когда вы уже разучили азбуку и знаете все символы, то, возможно, пора научиться принимать тексты которые имеют стандартные паузы между тире и точками. Вам нужно будет научиться в короткие сроки, скажем, за несколько минут, принимать около 50-60 знаков. Конечно же, можно сначала слегка снизить скорость приема и записывать код медленнее и с ошибками. Постепенно за несколько минут вы сможете принимать больше символов и код перестанет содержать ошибки.

Для того, чтобы натренироваться в приеме радиосвязи и ее кода, а также научиться делать перевод принятой информации, вам нужно будет научиться записывать символы тире и точка знак к знаку, а ручку при этом совершенно не отрывать от бумаги. Если вы не смогли сразу записать тот или иной знак, который входит в код, сразу пропускайте его, не совершая задержек. Позже вы сможете идентифицировать знак, если только не пропустите следующие знаки.

Если вы понимаете, что за несколько минут приема ваш код получает одинаковые ошибки, которые повторяются раз за разом, вам нужно поучиться принимать только те знаки, цифры или слова, с которыми возникают проблемы. Такая тренировка позволяет научиться распознавать символы и снизить количество ошибок.

Принимая большой код за несколько минут, постарайтесь не добиваться идеального приема. Если за несколько минут процент ошибок будет не более пяти, то вы должны будете продолжать тренироваться и повышать скорость.

Чтобы научиться принимать код и делать его перевод за несколько минут, легко расшифровывая, где точка, а где тире, вы можете прослушивать уже знакомые тексты на высокой скорости и одновременно расшифровывая точки и тире по распечатке.

Любые несколько минут тренировки, пока вы принимаете код должны быть разнообразными. Меняйте скорость, тональность, содержание текстов. Делайте скоростные рывки, принимая небольшие тексты на высокой скорости.

Учим азбуку Морзе

Изучение телеграфной азбуки (азбука Морзе)

Необходимо изучить прием на слух и передачу азбуки Морзе. Телеграфная азбука образована из различных комбинаций коротких и длинных посылок: точек и тире. Длительность тире соответствует длительности трех точек, интервал между знаками в одной букве или цифре равен точке.

Интервал между буквами в слове равен трем точкам. Интервал между словами – семь точек. Изучение телеграфной азбуки является делом хотя и трудным, но вполне доступным каждому.

Изучение азбуки Морзе

Один из способов самостоятельного изучения азбуки Морзе это с помощью компьютера. В Интернете можно найти много бесплатных программ. Например, CW Code Practice Utility под DOS, CW Master, G4ILO morse generator, GenTexts, SUPER MORSE, Super Morse for Windows, LZ1FW тренировщик кода Морзе, Morse Cat, АРАК, Morse trainer, Morser, APAK-CWL, CW Beeper, АДКМ и другие.

Когда телеграф уже освоен, для наращивания скорости написаны такие программы, как OXYGEN‘99, Ultra High Speed CW Trainer. Их можно свободно скачать из Интернета.

В приведенной ниже таблице указаны напевы для букв и цифр телеграфной азбуки, которые стоит запомнить. Каждый напев начинается на соответствующею буквы, слоги с гласными буквами «О» и «А» поются протяжно, обозначая длинную посылку (тире), а все остальные коротко (точки).

Знаки телеграфной азбуки для букв русского и латинского алфавитов, цифр, знаков препинания и служебных знаков приведены на рисунках 1-2. Коды знаков препинания, принятые в русском языке, которые отличаются от международных кодов, приведены на рисунке 3.

Разумеется, это только пример напевов. Вы можете использовать свои, только бы они вызывали у вас ассоциации с верными буквами. Можно записать пару аудиокассет с азбукой Морзе и прослушивать их дома самостоятельно. Конечно, в этом случае изучить телеграф будет сложнее, но при желании можно достичь всего.

Рис. 1. Знаки телеграфной азбуки для букв русского и латинского алфавитов, цифр, напевы.

Рис. 2. Знаки телеграфной азбуки для цифр, знаков препинания и служебных символов, напевы.

Рис. 3. Коды знаков препинания принятые в русском языке, отличаются от международных кодов.

Проще, объединившись с товарищем, изучить вдвоем слуховой прием и передачу ключом знаков телеграфной азбуки. Но это можно сделать и одному. При самостоятельном изучении телеграфной азбуки передача ключом и слуховой прием изучаются одновременно. Запоминаем музыкальный напев каждого знака.

После освоения знаков телеграфной азбуки проводится наращивание скорости приема и передачи. Что делается постепенно при систематических тренировках.

В эфире всегда работает много служебных и любительских радиостанций с медленной скоростью. Можно пробовать принимать из эфира отдельные буквы телеграфной передачи, хотя прием из эфира труднее, чем прием со звукового генератора или с использованием компьютерных программ.

Радиолюбителю коротковолновику необходимо знание не только русских, но латинских букв азбуки. Когда вы освоите азбуку Морзе, то, работая в эфире телеграфом, убедитесь, что это надежный и помехоустойчивый вид связи.

Если нет компьютера, то для изучения телеграфной азбуки нужно иметь телеграфный ключ, головной телефон и простой звуковой генератор.

Схема простого звукового генератора

Простую схему звукового генератора можно собрать всего на двух транзисторах показанную на рис. 4. Для удобства изготовления и повторения разработана печатная плата рис. 5. Размер печатной платы 32×28 мм. Подойдут любые германиевые или кремниевые транзисторы с n-p-n проводимостью.

Рис. 4. Схема генератора звуковой частоты для изучения телеграфа вариант 1.

Рис. 5. Вид печатной платы генератора звуковой частоты для изучения телеграфа вариант 1.

Схема приведена на рис. 6 имеет еще меньшее количество деталей.

Рис. 6. Схема генератора звуковой частоты для изучения телеграфа вариант 2.

Схему (рис. 4) на транзисторах с n-p-n проводимостью и схему (рис. 6) в дальнейшем можно использовать как тональный вызов или для самоконтроля телеграфа в трансивере.

Если в схеме (рис. 4) применить транзисторы с p-n-p проводимостью, то нужно поменять полярность источника питания. В этом варианте «плюс» источника питания будет соединен с эмиттерами транзисторов VT1, VТ2. Печатная плата остается той же.

Ссылка на основную публикацию