Как стать монахом? - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как стать монахом?

Как стать послушником мужского монастыря

Никогда не задумывался о том, как сложно стать послушником и тем более монахом православного монастыря, пока сам не столкнулся со всеми сложностями. А все из-за того, что мой родной брат решил, что хочет посвятить свою жизнь Богу. Попробую рассказать вам об основных подводных камнях и правилах, которые вы вряд ли знали до этого.

Кто может стать послушником мужского монастыря?

Послушником мужского православного монастыря может стать любой человек мужского пола, который осознанно готов посвятить свою жизнь служению Богу. При этом его желание должно быть искренним и альтруистичным, а также проверенным временем, именно из-за этого сразу же принять сан послушника невозможно. Так, церковь в целом готова принять каждого, однако, есть некоторые ограничения для людей, стремящихся стать послушниками монастыря. С ними лучше заранее ознакомиться, чтобы не питать никаких фатальных иллюзий…

  • Нецелесообразно уходить в монастырь, если вы являетесь опекуном или родителем. В таком случае нужно либо дождаться совершеннолетия ребенка, либо смерти родителя или любого другого зависимого лица. Монастыри не делают поблажек и тем, чьи семьи согласны на уход человека в послушники;
  • Послушником не может стать несовершеннолетний человек. Это связано не только с тем, что по закону Российской Федерации он находится под опекой родителей или лиц заменяющих их, но и с духовной незрелостью. А вот исполнять обязанности трудника при монастыре, которые фактически почти не отличаются от тех, что несет послушник, несовершеннолетний может. Вероятно, это оптимальный вариант для юнош, которые четко определили свой будущий жизненный путь;
  • Нельзя скрываться в монастыре от алиментов, налогов, неоплаченных долгов. Конечно, это контролируется не слишком строго, но все обеты будут недействительны, если выяснится, что вас преследуют коллекторы или органы судебной власти России. Так что не стоит пытаться обмануть церковь: светские обязательства гражданина нельзя отменить;
  • В монастырь нельзя уйти, если вы состоите в официально зарегистрированном браке. Сначала придется получить свидетельство о разводе. Не менее строгие правила распространяются на тех, кто венчался в церкви. Таким людям следует получить развод и у священнослужителя, что, как известно, довольно сложно. Но, к счастью для потенциального послушника, осознанная и добровольная инициатива ухода в монастырь является весомым поводом для развода в глазах священника;
  • Нежелательно уходить в монастырь после пережитого потрясения, поменявшего мировосприятие или жизненные ценности человека. К примеру, священники отговаривают тех, кто хочет податься в послушники после гибели второй половинки, ребенка, после развода или получения серьезных физических увечий. Обычно церковь рекомендует обождать не менее года, и затем вернуться к идее послушничества. Ведь она подразумевает полное посвящение себя Иисусу. А человек с эмоциональной травмой попросту не способен на самоотверженное служение без вреда себе.

Основные правила

В первую очередь надо понять, что стать послушником за один церковный обряд вам никто не позволит. Возможно, на то, чтобы доказать другим священнослужителям свою преданность идеям религии и аскетизма, уйдет несколько лет. За это время происходит полное погружение человека в религиозное культурное пространство, оно и позволяет выстроить более крепкие и возвышенные отношения с Господом. Однако, если соблюдать некоторые правила, можно получить сан послушника в течение одного календарного года, что по церковным меркам очень мало:

  • Регулярно посещайте службы и исповедуйтесь. Если, к примеру, ранние подъемы на воскресную службу вас утомляют, стоит еще раз пересмотреть желание посвятить себя церкви. Надо помнить, что сан послушника напрямую связан с отказом от собственного комфорта, полным служением Богу и поиском истины в вере;
  • Договоритесь с кем-то из руководства монастыря о том, чтобы стать трудником, сейчас это можно сделать и в сети. Трудник — это человек, который помогает в выполнении хозяйственных работ, действует по поручениям монахов и послушников. У таких людей нет строго нормированных часов работы, все решается в индивидуальном порядке, так, некоторые приезжают на трудничество ежегодно, на несколько недель, тем самым люди находят физическое и духовное очищение. Но именно так получится проверить, насколько вы готовы к тяжелому труду на постоянной основе;
  • Напишите прошение о том, чтобы вас приняли в послушники монастыря. Направлять его нужно на имя настоятеля. Если оно будет одобрено, вы получите право на ношение особых религиозных символов, тем не менее, у вас сохранится мирское имя и право на возвращение к светской жизни.

Следующим шагом после послушничества является принятие монашества. Тем не менее, нужно подходить к такому шагу со всей ответственностью. Не стоит торопить себя, помните также, что в поиске своего религиозного пути вами руководит Господь. И если вам отказали в постриге или даже в послушничестве, так будет лучше для вас и для церковной общины.

Выводы

  • Послушник — это второй шаг на пути к статусу монаха, поэтому послушничество следует рассматривать как этап на пути к принятию монашества;
  • Послушником может стать любой совершеннолетний мужчина со стабильным психологическим состоянием, не имеющий долгов перед государством или своей семьей;
  • Если вы ощущаете, что нуждаетесь в Боге, но боитесь брать на себя серьезные обязанности послушника, попробуйте стать трудником при монастыре;
  • Послушник может вернуться к мирской жизни, это не запрещается монастырскими законами, но и не одобряется со стороны церкви;
  • Прежде чем становиться послушником при мужском монастыре, надо полностью удостовериться в своей готовности служить Богу, то есть регулярно молиться, посещать церковь, вести праведную жизнь и исповедоваться.

Как уйти в монастырь?

Нередко наши пользователи задают вопросы, связанные с монастырями. Как уйти в монастырь, можно ли пожить в монастыре некоторое время, и может ли жизнь в монастыре помочь справиться с депрессией. Мы попросили игумена Игнатия ответить на эти и другие вопросы, связанные с монашеством.

Отвечает игумен Игнатий Сидоренко:

Отец Игнатий, скажите, пожалуйста, много ли в Казахстане монастырей?

На сегодняшний день, в Митрополичьем Округе Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, действуют две мужских пустыни и 6 монастырей -1 мужской и 5 женских.

Мужская пустынь во имя святых преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских, находится в Кызылжарском ущелье близ города Каскелен; Мужская пустынь во имя святого преподобного Силуана Афонского в горах недалеко от города Иссык.

Женские монастыри Астанайской и Алматинской епархии: Иверско-Серафимовский в городе Алматы и монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Астане.

В Усть-Каменогорске мужской; в Семипалатинске, Павлодаре, Петропавловске, Караганде женские монастыри.

Расскажите, пожалуйста, что такое монашество?

Монашество – сознательное уклонение от общепринятого повсеместно образа жизни ради познания Господа Иисуса Христа.

«…все почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа…» (Фил. 3,8).

Апостол Павел за лучшее признает оставаться без жены, – «…я хочу, чтобы вы были без забот…» – пишет он коринфянам, – «…неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7,26-34).

Даже в миру редко, но можно встретить убежденных холостяков, которые решили не создавать себе проблем, связанных с браком и воспитанием детей. К таким отношение в обществе неоднозначное. Их считают странными, чудаками, эгоистами, живущими для самих себя или людьми неспособными к браку по состоянию здоровья.

Если рассмотреть причины вступления в брачные отношения, то все они будут в мирской плоскости естественных телесных устремлений и душевных привязанностей, которые причиняют душе скорби. Поэтому Апостол Павел говорит тем, кто избирает брак, – «…мне вас жаль…»

Монах же, осознавая всю ценность брака следуя советам Апостола Павла, избирает иной путь по причине всецелого восхищения его души общением с Богом.
У преподобного Амвросия Оптинского спросили, что же такое монашество, он ответил: «блаженство».
Если бы мир знал, то блаженство, которым утешает Господь монашествующих, то отрекся бы от всего и последовал бы этому блаженному призванию.

Сложно ли стать монахом?

Легко, если это делается охотно – с радостью птицы освободившейся из мирской сети. Мир — это система, которая обусловлена своими законами. Родился, учился, женился, работал, растил детей, женил их, нянчил внуков/правнуков, болел, умер. Монашество — рождение от Духа в жизнь вечную и выход из системы

Брак это 100% поглощение внимания и времени непрестанными заботами о жене и детях/внуках. Монашество – 100 % заполнение времени молитвами и послушаниями. Брак непрестанные думы. Монашество непрестанные молитвы. Брак один и тот же набор функций до старости и изнеможения. Монашество ты в Боге, а тело в работе.

Как только в сердце не останется мысли о браке возникнет следующий этап – отвержение своей воли во имя Воли Божией. Человеческое «хочу» работает в диапазоне эгоизма. Монашеское «хочу» направлено на познание и исполнения воли Божией. Послушание есть сознательное целенаправленное отвержение своеволия во имя познания воли Божией.

Как мирянину стать послушником? Что для этого нужно?

Для начала, неплохо бы стать трудником. На монашество надо смотреть изнутри. Приехать в монастырь, потрудиться во Славу Божию, помолиться на монастырских службах. Затем, если все пришлось по душе следует обратиться к игумену монастыря с прошением о принятии в число послушников.

Фраза «уйти в монастырь» в настоящее время стала некоторым клише, которое означает «убежать от проблем». Отец Игнатий, можно ли убежать от проблем в монастырь? И какие сложности ждут человека, решившего стать монахом или послушником?

Читайте также:  «дизайн»: обучение и профессия

От проблем в монастыре не спрятаться так как от себя не уйти. В монастыре все проблемы обострятся, и станет еще хуже, чем было. Все проблемы надо разрешить до монастыря. Самая главная проблема или, как вы выражаетесь, сложность — это отречение от своей воли. Попробуйте ради интереса безропотно подчиняться своим родителям, начальству на работе, всем Божиим заповедям. Если получится, то можно идти и пробовать себя послушником в монастыре.

Отец Игнатий, нередко, человек страдающий депрессией, считает, что уединение в монастыре может помочь ему справиться с этой болезнью. Так ли это? Оправданы ли такие надежды?

Нужно понимать, что природа депрессий довольно различна. В случае, когда депрессия зависит от состояния организма, не зависит от внешних факторов жизни человека, это уже болезнь и её надо лечить соответствующим образом. Однообразные условия жизни в монастыре, наоборот, могут способствовать усилению депрессии, если почитать монашескую литературу, то можно узнать, что уныние это одна из основных страстей, нападающих на монашествующих, поэтому, прежде, чем идти в монастырь, надо знать, как и уметь бороться с этими страстями и не надеяться, что в монастыре кто-то решит ваши проблемы вместо вас.

Уход в монастырь – это признание, что Вы хотите посвятить себя служению Богу, а не клиника душевного состояния. От депрессии скорее поможет осознание того, что у вас все не так уж плохо, что есть люди, которым гораздо тяжелее. Оглянитесь вокруг вместо того, что бы жалеть себя. Например, отдайте свой заработок за три дня одинокой маме, воспитывающей двоих детей, или соорудите пандус к подъезду для соседа – инвалида. Приберите квартиру, вымойте окна и вздохните полной грудью. Опыт показывает, что в большинстве случаев, то, что люди назвали для себя депрессией, после таких упражнений улетучивается в два счёта. Хотя, повторюсь: депрессия бывает разной.

Может ли человек, страдающий алкоголизмом или наркоманией, обратиться за помощью в монастырь?

Да, конечно может. Если человек действительно желает избавиться от зависимости, то условия монастырской жизни, действительно способны стать неплохой помощью.
Что делать человеку, который ощущает опустошение, не может найти смысл жизни и хочет обрести его, уйдя в монастырь? С чего начать?

Уходить, с целью найти – это уже путь, обречённый на провал. В миру легче найти смысл жизни. Во-первых, это наша вера православная, приводящая человека ко Христу, это и Церковь со спасительным уставом, богослужебным кругом, это церковные праздники и посты. А в монастырь надо идти уже обретшим смысл жизни и желающим ни на что житейское не отвлекаться от Господа нашего Иисуса Христа. Так что начать надо с того, что приведет нас ко Христу – с исповеди и регулярного Причастия. Нужно войти в Церковный ритм: среда, пятница – пост, в воскресение – служба.

Отец Игнатий, а как поддержать близкого человека, который выражает желание уйти в монастырь?

Главное не препятствовать. А лучшая помощь здесь, это конечно молитва, ну и радость за человека, который ощутил в себе желание всецело посвятить себя Богу.

Если среди ваших знакомых есть такие – «не от мира сего» посоветуйте им написать мне по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ; я постараюсь помочь им.

Пожелаю всем читателям обрести мир во Христе и стяжать благодать Святаго Духа. Хотите стать монахами или монахинями, начните в миру жить иначе, чем жили, углубляясь в молитвенное умное делание, чтение святоотеческой литературы, упражнение в посте и стремлении к регулярному Причастию. И все это надо делать так, чтобы никто этого не заметил, то есть, никого не раздражая этим и никого не осуждая. И тогда Свет Христов просветит наши души к желанию быть всегда с Ним неразлучно.

Спасибо за беседу, отец Игнатий!

Как я пытался стать монахом

«И десятилетий мало. »

Когда я звонил настоятелю Свято-Серафимовского монастыря на острове Русский, предполагал, что мою просьбу впустить журналиста « КП » в обитель, примут в штыки. Но, о чудо, мне не пришлось никого убеждать. Более того, отец Климент отнесся к моей идее весьма положительно. Правда, пришлось пройти небольшой нравственный кастинг:

– В церковь ходите?

– Ну, был несколько раз, – отвечаю со стыдом.

– Понятно, – тяжело вздохнул мой собеседник. – Курите? Пьете? На территории монастыря это запрещено.

После того как спирит-контроль был пройден, пришло время поговорить о сроке и статусе моего пребывания в монастыре.

– Я планировал сутки. Хватит, чтобы прочувствовать жизнь монахов?

– А сколько нужно? Год? – спрашиваю в шутку.

– И десятилетий бывает мало… – совершенно серьезно ответил отец настоятель.

Монахом меня, к сожалению, не взяли. Священный сан нужно заслужить. Но разрешили побыть в монастыре в качестве трудника – человека, который живет в обители, но не принял монашеский обет.

Долгая дорога

Отец Климент попросил подъехать к 6.30. В это время начинается «Правило» – специальный молитвенный обряд. Очень важный ритуал в повседневной жизни монахов.

Монастырь находится на Подножье, в отдаленной части острова, поэтому с материка мы выехали примерно в 4.30. Дорогу искали в полной темноте под проливным дождем. Ни фонарей, ни указательных знаков. Спросить в такую рань тоже не у кого. Несколько раз сворачивали не туда, даже застряли, а под конец путешествия вообще проехали монастырь. Но с горем пополам все же его отыскали.

– Кажется, Бог не слишком хочет, чтобы ты заходил в это святое место, – устало произнес водитель.

Разочарование и восторг

Часы показывают 6.27. Привратник, дежуривший у ворот и впустивший меня на территорию монастыря, говорит, что молебен вот-вот начнется. Бегом несусь в храм. Благо к нему щебнем выложена дорожка, так что ошибиться невозможно. Как оказалось, святилище расположено в одном здании с библиотекой, иконной лавкой и столовой. Возле церкви собираются монахи. В темноте, в своих развевающихся на ветру рясах они смахивают на преподавателей Хогвартса из фильма «Гарри Поттер ».

– Это вы журналист? Проходите на молитву, потом поговорите с отцом-настоятелем, – сообщил мне подошедший инок.

Внутри храма я поначалу испытал разочарование. Во-первых, здесь было так же мрачно, как и на улице. А во-вторых, все совершающиеся ритуалы мне были совершенно непонятны. Когда читали молитвы, я просто шевелил губами. Не улавливал, в какие моменты обряда необходимо стоять, а в какие можно присесть на лавки, расставленные вдоль стен. А когда нужно было поцеловать икону, я совсем растерялся и случайно боднул ее лбом.

От стыда и сожаления мне даже захотелось бросить все и уехать домой. Но в какой-то момент все радикально изменилось. Худо-бедно начал проясняться алгоритм священнодействия. Из храмовых окон стал пробиваться свет восходящего солнца, и темная комната превратилась в невероятное, волшебное место. Может, это, конечно, с недосыпу, но иконы и настенные фрески в мягком полумраке мне показались очень таинственными. Чуть ли не живыми! А когда молитвенный бубнеж сменился монашеским пением, у меня аж душа затрепетала. Даже стало грустно, что так редко ходил, а точнее – почти никогда не ходил в церковь. Наверное, это стоит делать, хотя бы ради таких вот моментов приобщения к чему-то великому и прекрасному.

Сила духа против плоти

В монастыре живут всего 25 человек. Девять монахов и четыре послушника, а остальные – трудники.

Трудники – это тот, кто живет в монастыре, но не является монахом. Кто-то из них пришел, так как устал от мирской жизни, кого-то тяготят совершенные грехи, а кому-то просто больше некуда податься.

Утреннее «Правило», которое идет полтора часа, можно назвать тестом на любовь к Богу. Монахи, понятное дело, весь молебен простояли на ногах, не отвлекаясь от ритуала ни на секунду. А вот некоторые трудники исполняли свои обязанности не столь прилежно. Причем, что интересно, люди в возрасте за всю службу могли ни разу не присесть. В то время как молодые парни, когда можно было – бухались на лавки в изнеможении, а когда необходимо было стоять, – поднимались с таким усилием, будто у них небо лежало на плечах.

Один парнишка настолько обнаглел что, развалившись на лавке, уснул во время службы. За что и получил увесистый пинок от своих более религиозных товарищей.

По рюмочке святой воды?

После «Правила» наступило время завтрака, или, как здесь говорят, трапезы. Все члены обители собираются в столовой: два длинных стола, на которых уже стоит еда. Люди в штатском, то есть трудники, сидят за одним столом, монахи и послушники – за другим. Тарелок примерно на треть больше, чем едоков. Как мне объяснили: их на всякий случай ставят для паломников – людей, которые, возможно, придут в монастырь помолиться.

Когда я стоял посреди трапезной, не зная куда присесть и можно ли накладывать еду, ко мне подошел молодой послушник:

– У нас есть небольшая монастырская традиция. Перед завтраком мы выпиваем рюмочку…

Читайте также:  Как разнообразить семейные отношения - 10 способов

«Опаньки!» – возликовала грешная душа.

– … святой воды, – разочаровал меня слуга Божий.

Иду в конец столовой, где стоит столик с графином и рядами стопок. Наливаю себе. И впервые в жизни опрокидываю рюмку воды.

Рядом с графином лежит бумажка с молитвой, которую надо читать после того, как выпьешь. Но этот ритуал я решил проигнорировать. И так на «Правиле» язык о небо от молитв стер. Все-таки во время приема пищи нужно думать о еде, а не о Боге.

Как мужчине уйти в монастырь: стоит ли отрекаться от мирской жизни?

Чаще всего желание навсегда покинуть мир рутины и обычных человеческих страстей, став монахом, возникает на почве тяжелой душевной травмы и разочарования в своей жизни. Действительно, порой несбывшиеся планы, неоправдавшиеся надежды, предательство со стороны близких или осознание собственных недостатков толкает нас на отчаянные поступки. А желание постричься в монахи хоть и само по себе прекрасно, но все же часто это отчаянный шаг. Сегодня мы расскажем о том, как мужчине уйти в монастырь, как подготовиться к новой жизни, а главное – как понять, что это действительно то, что вам нужно.

Основные правила

Самое важное, что стоит знать перед тем, как просить священнослужителей принять вас в монастырь, это то, что просто так человека “с улицы”, который внезапно принял решение стать отречься от мирской жизни, не постригут в монахи сразу. Вам предложат пройти довольно длительный испытательный срок, который может продлиться несколько лет. Это нужно не только для того, чтобы священнослужители убедились в чистоте ваших намерений, испытательный срок нужен, прежде всего, вам самим.

Когда верующий человек посещает богослужения, проводит немного времени в монастыре, ему может казаться, что жизнь монахов – это покой, умиротворение души, уверенность в завтрашнем дне и праведность. Он ощущает душевный подъем, испытывает радость, поэтому желание остаться в монастыре навсегда выглядит вполне естественным. Однако на самом деле все не так просто. Но давайте обо всем по порядку. Для начала рассмотрим, через какие этапы подготовки человеку нужно пройти, чтобы начать новую жизнь в качестве православного монаха:

  • Регулярное посещение служб. Для начала вам нужно регулярно присутствовать на службах, исповедоваться. Если вы вдруг поймете, что встать рано утром, чтобы пойти на утреннюю службу вам тяжело, отвлекают какие-то дела или просто пропадает желание, то стоит еще раз хорошо подумать о том, что, возможно, монашеская жизнь вовсе не для вас. Также нужно обсудить со священнослужителем ваше желание, чтобы он дал вам более точные рекомендации о том, как пройти первый этап приобщения к церковной жизни.
  • Пребывание в монастыре в качестве трудника. Монахи не только молятся, но и занимаются тяжелым физическим трудом. Вы можете договориться с руководством того или иного монастыря и стать трудником на какое-то время (количество дней, недель или даже месяцев можно обсудить в индивидуальном порядке). Благодаря этому вы сможете понять, подходит ли вам такой тяжелый труд, ведь в дальнейшем, если вы не откажетесь от идеи стать монахом, он будет составлять существенную часть вашей жизни. Некоторые, желая на время отрешиться от мирских забот посредством труда на благо верующих, приезжают в монастырь на пару-тройку недель каждый год, а лишь по прошествии нескольких лет принимают окончательное решение стать монахом.
  • Возведение в послушники. После того, как вы провели какое-то время в монастыре в качестве трудника и желание стать монахом вас не покинуло, вы можете написать специальное прошение. Получив разрешение, вы сможете стать послушником при монастыре. При этом вы продолжите носить свое мирское имя, но вам будет разрешено ношение некоторых атрибутов православной веры.
  • Пострижение в монахи. Если вы успешно прошли испытательный срок и уверены в том, что хотите посвятить себя служению Богу, то с разрешения игумена вас постригут в монахи, дадут духовное имя, а ваша дальнейшая жизнь будет проходить в стенах монастыря за молитвами и трудом.

Также стоит учитывать, что в монастырь гораздо охотнее принимают людей старше 30 лет. Это связано с тем, что в этом возрасте человек уже имеет некий жизненный опыт, поэтому его решения более осознанны. К тому же перед тем, как вас постригут в монахи, нужно прожить в монастыре минимум пять лет. За столь продолжительный срок вы сможете точно убедиться в том, действительно ли вы готовы прожить остаток своих дней, подчиняясь строгому распорядку и отрешаясь от всего мирского. Если же в монастырь хочет уйти еще совсем юный парень, то обязательно потребуется разрешение родителей.

Причины, по которым уход в монастырь не приветствуется

Церковь всегда готова принять в свое лоно людей, которые искренне желают посвятить свою жизнь служению Богу. Однако есть некоторые ограничения, касающиеся тех, чьи намерения не столь чисты, тех, кто имеет важные незавершенные дела в мирской жизни, и людей, которые приняли решение из-за нестабильного эмоционального состояния. Рассмотрим несколько примеров:

  • Люди, зависящие от вас. Если у вас есть дети, которые нуждаются в опеке, пожилые родители, которым необходим уход, то с пострижением в монахи придется подождать. В данном случае ваше решение уйти в монастырь, какими бы благими ни были ваши намерения, принесет вред другим людям. Если вы женаты, то для начала придется получить развод. Вы, конечно, можете скрыть свое семейное положение, но тогда возникает вопрос, действительно ли ваши намерения чисты.
  • Неоплаченные долги, уголовное преследование. Скрыться от проблем за стенами монастыря тоже не получится. Сначала нужно решить все свои вопросы и только тогда, когда вы будете уверены в том, что завершили все дела, можно начинать задумываться об уходе в монастырь.
  • Пережитый стресс. Иногда люди решают постричься в монахи после развода, смерти близких, серьезной неудачи в работе. В таком случае это решение импульсивное, оно не может быть взвешенным и осознанным, поэтому от него лучше отказаться.

Самое главное – это искреннее желание посвятить себя Богу. Перед тем, как мужчине уйти в монастырь, он должен убедиться в том, что его больше ничто не держит в миру, никто от него не зависит, он готов смиренно выполнять все требования монастырского руководства и принять свою новую жизнь. Важно понимать, что монашество – это не только покой, умиротворение и молитвы, это еще и постоянная борьба с собственной гордыней.

Тайное монашество в России

Что такое тайное монашество? Какими были подпольные монастыри и монашество в СССР? Можно ли сейчас стать монахом в миру?

Почему становились монахами в миру?

Здесь, на Земле, мы в гостях. – Говорила Елена Фёдоровна. Поднимала глаза к небу и добавляла, – а там будем дома.

Её строгое лицо редко освещала улыбка. Всегда в чёрной одежде, в чёрном платке, она ездила в нашу сельскую церковь из другого села, пока церковь не открыли там. Сначала опираясь на одну палочку, потом на две, она в возрасте под девяносто, не боясь зноя и вьюги, подолгу брела пешком из села в село, пока её не подбирала попутная машина.

Николай Угодник помог. – Поясняла женщина, чтившая этого покровителя странников. Слова из Евангелия и молитв всегда были у неё на устах.

Через 15 лет после её смерти, на днях я услышала от пожилого родственника, что Елена Фёдоровна была тайной монахиней, и признаться, не поверила ему, уточнила у других людей. Оказалось, что это правда, но земляки узнали об этом только после её смерти. И семья тоже была не в курсе. Елена Фёдоровна поделилась своим секретом только с подругой-церковницей, пожилой художницей. Почему старушка, намного пережившая мужа, давно не ушла в монастырь? Объяснение простое – дочь Елены Фёдоровны одна воспитывала троих поздних детей, и мать не могла оставить её без поддержки. А когда внуки выросли, вряд ли её, пенсионерку, взяли бы в обитель.

Что же это за явление – тайное монашество в России? Оказалось, у него давняя история.

Тайные монашеские общины

В 20-30-е годы прошлого века, когда Советская власть в нашей стране преследовала всех, кто не разделял её идеологию, большинство монастырей закрылись. Десятки тысяч монахов и священников были репрессированы, многие расстреляны, остальные оказались в ГУЛАГе. Здания обителей распределили под разные учреждения – от складов до тюрем. Оставшиеся на свободе насельники рассеялись по просторам России.

Но сдаваться эти люди не собирались. Любовь к Богу оказалась сильнее страха. Монахи создавали тайные общины, собирались вместе в урочные часы для богослужений, находили сторонников среди верующих мирян.

В Москве одна из таких общин приютилась на чердаке жилого дома №3 в Печатниковском переулке. Под крышей гуляли сквозняки, отопления не было.

Тем не менее, здесь поселилась монахиня Евфросиния. Затем к ней присоединились несколько сестёр. В такой обстановке руководителями общин становились те, кто был сильнее духом.

Евфросиния прежде жила в Рождественском монастыре, а теперь она была вынуждена вступить в артель портных, чтобы новая власть не сочла её тунеядцем. Вместе с игуменьей монахини молились и шили на чердаке, а часть заработка жертвовали на нужды репрессированных православных людей.

В деревне Захарьино Ярославской области монахиня Анна Благовещенская объединила вокруг себя нескольких духовных сестёр, и в 1922 году там появился тайный монастырь.

Монахини зарегистрировали его как коммуну им.Н.Крупской, чтобы замаскировать от большевиков. «Женщины могут жить и работать и без мужчин», так, вполне революционно, трактовалась их деятельность.

Коммуна оказалась успешной, она даже закупала иностранное оборудование. Вскоре к ним присоединились ещё немало монахинь. А газеты расхваливали успехи «коммуны».

16 лет Советская власть пребывала в заблуждении, но потом монахини были разоблачены. Анну Благовещенскую расстреляли в 1938 году.

Монашество в СССР

Мы говорим про уже состоявшихся монахов, изгнанных из своих обителей. Но постригали ли при Советской власти молодёжь? Конечно.

Высоко-Петровский мужской монастырь в Москве, расположенный по адресу Петровка 28/2, большевики упразднили в 1922 году. Его здания раздали разным организациям. В Боголюбском храме-усыпальнице устроили механический завод, предварительно очистив его от всех надгробий. Церковь во имя Сергия Радонежского превратили в спортивный зал, а потом отдали для репетиций ансамблю «Берёзка». В монастырских палатах разместили шляпную мастерскую и точку общепита. Тем не менее, там остались несколько монахов, среди которых был игумен Варфоломей (Ремов). Бог знает, в каких каморках они ютились, но последние богослужения в одном из храмов пришлись уже на 1929 год. В 1922 году там нашли приют несколько старцев из Зосимовой пустыни. К ним потянулись московские верующие, образовались тайные общины и стали происходить новые постриги.

Иеродиакон Никон (Горохов) пишет: «Большинство из принимавших тайный постриг под руководством Зосимовских старцев были молодые православные «советские» люди, которые вначале становились духовными чадами этих старцев, а затем, руководимые ими, принимали и монашеское пострижение. Причем большинство из них продолжали учебу и работу в советских учреждениях. Очень немногие из них несли церковные послушания. Зосимовские старцы, воспитывая новое поколение монахов в экстремальных условиях советской эпохи, требовали, чтобы к работе и учебе их духовные чада относились бы как к монастырскому послушанию.

Выдаваемые во время пострига рясы и клобуки хранились с большой осторожностью и надевались только в присутствии своих и чрезвычайно редко. Зосимовские духовники советовали «монашествовать в сердце», а не «перед людьми», рекомендуя скрывать свое монашеское имя. Даже черные платки в публичных местах желательно было не надевать.

Опыт Зосимовских духовников был не единичный, тайные общины были и в Средней Азии, и на Кавказе, на Урале и в Казахстане и повсюду, куда Промысел Божий забрасывал великих духовников Русской Православной Церкви».

В обычных квартирах тоже создавались тайные общины. Так московского архитектора Виталия Долганова и проживающих у него духовных лиц обвинили в создании нелегального монастыря и в том, что они вели вели миссионерскую работу с молодёжью.

«Вербуемым в монашество внушалась мысль, что при существующей советской власти молодежь развращается, необходимо спасаться, уходя в монашество для защиты религии»,

Мнения священнослужителей

Игумен Филипп (Симонов): «Существование монаха вне монастырских стен – не всегда исключительное явление. В советское время позакрывали монастыри, а дух монашеский оставался, и находились архиереи, которые шли навстречу этому духу и совершали тайные постриги.

Многие выдающиеся люди монашествовали в миру, и только после их смерти, во время похорон, открывалось, что они были в мантии или в великой схиме. Наверное, это будет продолжаться, потому что есть два способа монашеского жития: келлиотский и общежительный.

Писание нам говорит, что монашеский путь – не для всех, а только для тех, кто может вместить. Кто-то может вместить общее житие, а кто-то нет. И для тех, кто не может, естествен, наверное, путь затвора в келье. А где келья, совершено неважно. Она может быть среди глухого леса, но сейчас, на мой взгляд, городские условия глуше самой глухой лесной чащи, потому что в чаще ты видишь красоту творения, а здесь, в городских стенах, ты не видишь ничего, кроме окружающей тебя пустоты».

Но в большинстве случаев представители Церкви не одобряют тайное монашество в наше время.

Иеромонах Роман (Кропотов): «Какой смысл сейчас в тайном постриге? Он был актуален в советское время, когда были гонения и была необходимость скрываться. Сейчас желание тайного пострига уже ненормально. Должен быть свой монастырь, руководитель, послушание наставнику. Какая польза тайному монаху сейчас шататься среди мирян, работать и носить мирские одежды? Те, кто были в тайном постриге уже давно “легализовались”, их имена стали известными, а факт пострига открылся».

Игумен Алексий (Ермолаев): «Доперестроечная практика тайного пострига в монашество прекращена. Когда Церковь находилась в гонениях, монастыри были закрыты, был смысл тайных постригов. В настоящее время их нет».

Владыка Павел, Архиепископ Рязанский и Касимовский придерживается похожего мнения.

Тайное монашество актуально?

Думаю, что священники высказывают официальную точку зрения Русской православной церкви на тайное монашество. Для неё, как для организации, важна упорядоченность, когда все монахи находятся по монастырям. Но, думаю, тайное монашество не потеряло актуальности.

  • Во-первых, есть пожилые люди, которые хотели бы постричься в монахи. Будучи моложе, они были связаны обязательствами с близкими. Например, не могли оставить родителей-стариков или кого-то из родственников без поддержки. А теперь их в монастыри не примут – там нужны работники. Разве что в богадельню. Хотя они готовы к большему, чем просто быть верующими мирянами. Они мечтают о монашеском подвиге.
  • Во-вторых, современный монастырь не всегда безупречен. Сейчас это, скорее, трудовая артель. Все мы читали откровения тех, кто в монастыре столкнулся с негативной обстановкой. Например, с диктатом игуменьи, которая без меры унижает монахинь и поощряет в их среде доносы, выбирает себе фавориток, нагружает работой, так что невозможно помолиться и почитать душеполезную литературу. Измождённые задёрганные монашки думают не о спасении души, а как бы не попасться под горячую руку своей «наставницы». И человек, стремящийся к монашеству, боится потерять веру, угодив в такую обитель. Он не идеализирует мир, с этим всё ясно. Но не хочет разочароваться в монастыре.

Быть тайным монахом

Спасаться в миру по-своему трудно, об этом не раз говорили старцы. Ведь вокруг множество соблазнов и искушений. Нам сложно представить те духовные борения, через которые проходит тайный монах. Вокруг него родственники, которые отвлекают от душеспасительных помышлений своими проблемами. Он постоянно сталкивается с грубыми и равнодушными людьми – от продавцов до чиновников, но должен смирять негодование, избегать осуждения. Если он в браке, то не может быть речи о сексе, если холост, на него будут претендовать представители противоположного пола, но его принцип – целомудрие.

Наверное, святым угодникам было легче спасаться в пещерах по-соседству с дикими животными, чем тайному монаху среди грешников.

Иеросхимонах Самсон (Сиверс) о тайном монашестве писал так: «Тайный постриг требует соблюдения тайны до смерти: одежду не носить (монашескую), имя своё не оглашать даже пред Святой Чашей, допускается работа по специальности без права бывать в обществе, общественных местах, без шатания по гостям и праздного провождения времени под предлогом отдыха, лечения и т.п. Тайный постриг сугубо труден, требует сугубых подвигов и забот старца о своём чаде, так как тщеславие, суета мира, многозаботливость и особенности специальности, работы убивают страх Божий, ревность о спасении, придирчивую собранность, покаянные вопли, память смертную».

В 20-е годы, именно тогда, когда в России стало широко распространяться тайное монашество и создаваться подпольные монастыри, протоиерей Валентин Свенцицкий написал книгу, названную «Монастырь в миру. Тайное поучение о нашем спасении». Вы легко найдёте её в интернете. Мы можем предположить, что адресована она была, прежде всего, тайным монахам, которые оказались рассеяны по просторам страны среди населения, заражённого атеизмом. Современные христиане тоже могут почерпнуть в ней немало полезного. Особенное внимание отец Валентин уделяет Иисусовой молитве.

Наш современник игумен Силуан (Туманов) поясняет: «Сейчас монах особо тщательно должен следить, чтобы его душа и сердце были кельей. В монастыре проще в том смысле, что весь монастырь – келья. А в миру монах в окружении людей, у которых иной взгляд на жизнь. Мирянин несет служение с естественными трудностями – монах несет сверхъестественное служение. Господь сказал в самом начале Священного Писания: «Нехорошо человеку жить одному» (Бытие гл. 2:18). Семейная жизнь благословлена Богом, Церковью, это очень важный момент. Но есть то, что выше естественного – это призвание человека к некоему образу жизни, который ему не свойственен. Как говорила мать Мария Скобцова: «Монашеская жизнь – это всё время хождение по водам». Важно, чтобы в миру у монаха келья в сердце была всегда: сидит ли он за столом с друзьями в ресторане, дома ли, в храме, беседует ли с женщинами, мужчинами, детьми».

Фильм «Монахиня в белом халате» рассказывает о женщине, которая совместила в своей судьбе занятия наукой и тайное монашество, дожила до ста лет, стала доктором наук.

У каждого человека, независимо от сана, есть возможность спастись. Но если на то Божья воля, то и в наши дни можно стать тайным монахом. Чтобы принять такое решение, нужно особое дерзновение, готовность изменить свою жизнь, характер, мировоззрение. Скрывать свои переживания от близких и в одиночестве противостоять тёмным силам. Но мы помним: “От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф.11:12).

Читайте также:  Мужские вредные привычки
Ссылка на основную публикацию