Как стать буддистом? - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как стать буддистом?

Длиннопост о том почему я захотел стать буддистом. Основы буддизма.

Дубликаты не найдены

Сура 5 “Мухаммад”
4. Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя. Вот так! Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других. Он никогда не сделает тщетными деяния тех, кто был убит на пути Аллаха.
8. Гибель тем, которые не уверовали! Он сделает тщетными их деяния.

О те, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас. И пусть они убедятся в вашей суровости. И знайте, что Аллах – с богобоязненными.

Приготовьте [верующие, ] против неверующих сколько можете военной силы и взнузданных коней — таким образом вы будете держать в страхе врагов Аллаха и ваших врагов, а сверх того и иных [врагов] , о которых вы и не догадываетесь, но Аллаху ведомо о них. И сколько бы вы ни потратили на пути Аллаха, вам будет уплачено сполна и к вам не будет проявлена несправедливость.

Воистину, те, кто воюет против Аллаха и Его Посланника и творит на земле нечестие, будут в воздаяние убиты, или распяты, или у них будут отрублены накрест руки и ноги, или они будут изгнаны из страны. И все [эти наказания] для них — великий позор в этом мире, а в будущей жизни [ждет] их великое наказание. .

Вот вообще ни слова про насилие.

Вы просто не знаете историю буддистов, если полагаете, что в буддизме есть хоть капля миролюбивости.

Последние несколько тысяч лет буддисты резали остальных с точно таким же энтузиазмом, как индуисты, мусульмане, христиане и прочие.

1959: Китай отменяет рабство в Тибете.
1960: Нигерия отменяет рабство.
1962: Саудовская Аравия отменяет рабство.
1962: Йемен отменяет рабство.
1963: Объединённые Арабские Эмираты отменяют рабство.
1970: Оман отменяет рабство.
1981: Мавритания отменяет рабство.
взято отсюда http://ru.wikipedia.org/wiki/Аболиционизм
я понимаю, что Википедия не авторитет, но если копнуть глубже, думаю эта информация подтвердится.

А если следовать не букве, а духу, то “По данным ООН и правозащитных организаций, наиболее тяжёлое положение сохраняется в таких странах как Судан, Мавритания, Сомали, Пакистан, Индия, Непал, Мьянма, Ангола. Официальный запрет на рабовладение в этих государствах либо вообще существует только на бумаге, либо не подкрепляется сколько-нибудь серьёзными карательными мерами в отношении рабовладельцев.”
взято отсюда http://ru.wikipedia.org/wiki/Рабство

Так что не надо катить бочку на Тибет, и без него предостаточно “достойных кандидатов”

В христианстве немало различных течений, не подводи все под одни рамки. Хоть я и атеист, но считаю что православие и католицизм далеки от истины.

>из-за церкви погибло
Не только церковь, но и религии в целом. Религии во все времена, косвенно, или напрямую отравляли общество и тормозили прогресс. Казни людей науки, религиозные гонения, порча генофонда, коррупция, примеров уйма.

Не религии в целом, а ототдельных религий. Было достаточно религий, которые не приводили к кровопролитиям. В частности в японии мирно уживались буддизм и синтоизм, и никто друг другу кишки не выпускал. Они даже появившихся христиан не тронули, хотя и рулить не дали (и правильно сделали).

А на счет тормоза. Еще в свое древнее античное время Птолемей создал геоцентрическую систему вселенной. Когда же Коперник создал гелиоцентрическую систему, система Птолемея продолжала давать более точные результаты, не смотря на то, что была неверной! Парадоксально, неправда ли? Но с появлением законов Кеплера коперниканская система, наконец, превзошла птолемеевскую и стала простым и предельно точным инструментом отображения реальности.
Вот то же самое и с религиями – очень долго религии были не тормозом, а газом. Исследованиями в древности занимались именно в храмах, в средневековье именно монастыри хранили и переписывали книги (и не только религиозные трактаты, между прочим!). Кроме того благодаря религии могла появиться такая крупномасштабная формация, как государство – власть в том же Египте держалась на вере в том, что людьми правит человек-бог. Поэтому религия выполняла серьезные функции до тех пор, пока ей не появились более простые, функциональные и близкие к реальности альтернативы – научные и социальные институты. Если бы не религия, понятие “гражданского долга” просто не возникло бы. Люди до сих пор бы бегали бандами по 20-50 человек и месили бы друг друга дубинами как десять тысяч лет назад.

Буддийское Прибежище

Как стать буддистом?

Такой вопрос вопрос появляется у тех, кто родился не в регионе этнического буддизма, но чувствует потребность вступить на путь Дхармы Будды.

В самом общем смысле буддистом может себя считать любой человек, который принимает Четыре благородные истины, данные Буддой Шакьямуни и находит прибежище в Трех Драгоценностях — Будде, Дхарме, Сангхе.

Досточтимый настоятель Джампа Доньед лама : «Основываясь на принятии Прибежища в Трех Драгоценностях, мы вступаем на Восьмеричный путь, формируя в себе правильные взгляды, переходя затем к последующим этапам практики. Истинность этого пути осознаётся нами в ходе изучения философии — ведь любой аспект Учения Будды может быть обоснован с позиций логики. Для того чтобы практиковать Восьмеричный путь, нам надо предварительно подготовить свое сознание».

Для того, чтобы Прибежище в Трех Драгоценностях стало действительно шагом к переменам в жизни, существует ритуал принятия обетов Прибежища. Он заключается в торжественном, искреннем троекратном произнесении формулы Прибежища:

  • принимаю прибежище в Будде, принимаю прибежище в Дхарме, принимаю прибежище в Сангхе
  • Намо Буддая Намо Дхармая Намо Сангхая
  • Санджейла чьябсучио, Чойла чьябсучио, Гендунла чьябсучио

Как подготовиться к ритаулу Прибежища? Те, кто решили принять Прибежище, накануне и в день ритуала должны придерживаться вегетарианской диеты, не употреблять острую пищу, алкоголь, желательно не курить. Посещение хурала в этот день поможет настроиться свои мысли на Дхарму, прийти в спокойное состояние. Желательно заранее обзавестись для ритуала белым новым хадаком — знаком чистоты помыслов и почтения к Трем Драгоценностям и учителю, дарующему Прибежище.

Принимая посвящение , мы одновременно берем на себя обязательства.

Не убивать, не причинять зла живым существам.

Не красть, не присваивать чужое.

Не прелюбодействовать, не допускать сексуальной распущенности.

Не врать, не сквернословить, не сплетничать.

Не омрачать сознание воздействием алкоголя, наркотиков.

Каждый должен ответственно принять решение, какие их этих обетов сможет соблюдать в чистоте. Если вы не уверены в своих силах, то можно принять не все. Но один — не убивать — нужно взять обязательно, он является базовым.

В видео — предварительная речь досточтимого настоятеля Джампа Доньед ламы перед ритуалом Прибежища.

«Принятие прибежища — это то, что делают все существа. Это наш поиск счастья, защищенности, надежного. Для буддистов принятие Прибежища является постоянной практикой, которая больше чем просто церемония, состоявшаяся однажды, — она словно тонкая нить, тянущаяся вдоль линии жизни. Принятие Прибежища — вступление в буддийскую практику. Есть четыре уровня Прибежища: внешний, внутренний, тайный и абсолютный. Эти уровни соответствуют углублению нашего понимания.

Внешнее Прибежище принимается во всех буддийских традициях. Это Прибежище в Будде, Просветленном, в Дхарме, буддийских поучениях, и в Сангхе, практикующих. Это Три драгоценности, и поскольку наше желание счастья велико, то принятие Прибежища в них подобно нахождению драгоценности, исполняющей желания. Принять Прибежище в Будде означает понять историю его жизни, и это дает нам большое вдохновение на пути. Что заставило молодого принца Гаутаму решительно отказаться от королевской жизни? Он сделал так, потому что глубоко понял непостоянство — факт, что все обусловленное в конечном счете распадется на части. Благодаря такому пониманию он настойчиво искал нечто необусловленное, что позже он объяснял как истинную природу нашего ума. В тибетском языке слово «биография» (нам тхар) буквально означает «полное освобождение». Изучая истории жизни просветленных мастеров, мы можем понять, какие бывают шаги на буддийском пути.

До просветления Будда был обычным человеком. Как мы с вами. Подобно ему, нам необходимо спросить самих себя, чего мы хотим от жизни, какие у нас цели и что мы хотели бы создать. Иначе наша активность не целенаправленна. Наилучшим взглядом в нашей практике является желание освободить всех существ от страданий и дать им величайшее счастье — переживание истинной природы ума.

Принять Прибежище во второй драгоценности, в Дхарме, означает не причинять вреда другим существам и использовать средства, которые дал Будда. Поскольку он давал много разных методов разным ученикам, существует большое разнообразие искусных способов «приручить» наш ум. К ним можно относиться как к большой аптеке. Нам не нужны все лекарства подряд, мы должны использовать лишь то, что поможет при нашем заболевании.

Третья драгоценность — Сангха. Иногда Сангха объясняется как «практикующие, достигшие уровня Освобождения». Но те друзья, с которыми мы встречаемся и работаем в центрах, тоже очень важны на нашем пути. Как развиваться без друзей на пути и без центра, куда мы можем приходить? Собираться и практиковать вместе — это очень ценное. Мы можем работать вместе, учиться друг у друга и таким образом развивать наши качества узнавать о своем поведении. Люди в центре, как зеркало, отражают наши недостатки, и поэтому нам легче справиться с собой.

… В буддизме у нас есть эффективные методы, и нет сомнений, что тот, кто их практикует, может достичь Просветления…

Обычно все принимают прибежище . Одни в «Мерседесах», другие в своих семьях, в богатстве, сообразительности, молодости и так далее. Но если поискать продолжительное, вне «прихода и ухода», то можно довериться только нашей . Все остальное исчезает.

Четыре благородные истины, первое учение Будды, — это уникальное объяснение того, как мы существуем, какие страдания испытываем и как можем избавиться от этих проблем.

1. Первая истина — о страдании. В Сутре Поворота Колеса Учения Будда проповедовал: « Вот, о братья, благородная истина о страдании. В муках рождается человек, он страдает увядая, страдает в болезнях, умирает в страданиях и печали. Стенания, боль, уныние, отчаяние — тяжки. Союз с немилым страдание, страдание — разлука с милым, и всякая неудовлетворенная жажда сугубо мучительна. И все пять совокупностей, возникших из привязанностей — мучительны. Такова, о братья, благородная истина о страдании. »

Первая благородная истина не говорит о том, что «всё в мире пронизано духкхой (страданием)», так как дуккха относится не к внешнему миру, а к внутреннему опыту существ. Однако наш привычный образ жизни и отношения к явлениям, ситуациям, постоянно порождает страдание от жажды соединиться с тем, что нравится, от разлуки с тем, что нравится, от желания избавиться от того, что не нравится.

2. Вторая истина — о причине страдания. « И вот, о братья, благородная истина о начале страдания. Истинно! — тот зачаток страдания лежит в жажде, обрекающей на возрождение, в этой ненасытной жажде, что влечет человека то к тому, то к другому, связана с людскими усладами, в вожделении страстей, в вожделении будущей жизни, в вожделении продления настоящей. Такова, о братья, благородная истина о начале страданий.»

Постоянное стремление удовлетворить все возникающие потребности приводит к разочарованию, потому что многие желания невозможно осуществить в полной мере. Это в итоге приводит к возникновению кармы (совокупность действий человека, включая его мысли и поступки). Карма вовлекает человека в процесс стремления к хорошему и плохому. Этот процесс приводит к возникновению новой кармы. Так возникает «круговорот сансары», в котором непрерывно находятся живые существа.

Читайте также:  Туризм профессия: специалист в сфере путешествий

Основной причиной страдания можно считать неведение относительно истинной природы вещей и «Я».

3. Третьей истиной является истина о прекращении страданий. « И вот, о братья, благородная истина о пресечении страданий. Истинно! — то пресечение страданий есть уничтожение жажды, победа до конца над страстями, исцеление, освобождение, бесстрастность. Такова, о монахи, благородная истина о пресечении страданий. »

Состояние, в котором нет страдания, достижимо. Устранение загрязнений ума (ненужных привязанностей, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами «страдания». Но мало просто так прочитать об этом. Чтобы понять эту истину, нужно использовать медитацию на практике, чтобы очистить ум. О том, как реализовывать это в повседневной жизни, говорит четвёртая истина.

Некоторые монахи, странствовавшие с Буддой, понимали третью истину неверно, как полный отказ от всех желаний вообще, самоистязание и полное ограничение всех потребностей, поэтому Будда в своей речи предостерегает от такого толкования (см. цитату ниже). Ведь даже сам Будда имел желания есть, пить, одеваться, постигать истину, То есть тут важно отделить правильные желания от неправильных, и следовать «срединному пути», не вдаваясь в крайности.

4. Четвертая истина — о Срединном Восьмеричном пути: « И вот, о братья, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби. Истинно! — то благородный Восьмеричный Путь — истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение. Такова, о монахи, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби. »

« И вот Всеблагой обратился к окружающим его пяти монахам и сказал:

Две есть крайности, о братья, которым не должен следовать тот, кто отрекся от мира. С одной стороны, — влечение к вещам, вся прелесть которых зависит от страстей и от всего более, от чувственности: это низкий путь похоти, недостойный, недолжный для того, кто отдалился от мирских обольщений. С другой стороны, путь самоистязаний, недостойный, мучительный, бесплодный.

Есть средний путь: о братья, далекий от тех двух крайностей, возвещенный Совершенным — путь, отверзающий очи, просветляющий разум и ведет тот путь к душевному миру, к возвышенной Мудрости, к совершенству пробуждения, к Нирване!

Каков же тот средний путь, о монахи, — путь далекий от обоих крайностей, возвещенный Совершенным, что ведет к Совершенству, к возвышенной Мудрости, к душевному миру, к совершенному пробуждению, к Нирване?

Истинно! То восьмеричный Благородный путь: истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение.

Как я стал буддистом

Таиланд

Автор Денис Танвель

На заправке перед паромом на остров Самуи мы получаем сообщение, что наш рюкзак с телефоном и камерой за $2000 нашёлся спустя 1,5 месяца, и нам его хотят отправить. Забытые в такси на Олимпиаде в Пхенчхане, вырванные у меня глаза. Нашлись. Знаете, если бы мне сказали, что либо в моей жизни случается это чудо, а прошедшая випассана стирается из памяти, либо наоборот, я бы выбрал не получать назад фотик. Рассказать будет сложно, но я верю, что это поможет сделать кого-то столь же счастливым, как я сейчас.

Как все начиналось

Мы еле вкатили наш байк на сопку, где находится медитационный центр, такая она была крутая. Посреди неистово стрекочущих джунглей пара больших современных навесов, которые оказываются столовой и медитационным залом. Будда возвышается в конце зала и, как всегда, слегка улыбается. Кто ты? Юго-Восточный Иисус? Почему ты не страдаешь, как он и остальной мир? И нам предлагают 7 дней помолчать и немного послушать. Нам сразу сказали, буддизм не вера, а практика, – проверяйте. Так и сейчас, не верьте тому, что я пишу. Но если интересно, проверьте новые для вас мысли в жизни.

Нам предложили послушать свое дыхание. 6 дней, 5 сеансов по полчаса сидя, 2 сеанса при ходьбе. В перерывах завтрак, обед в 11:30 и никакого ужина, только чай. Пара лекций. Никаких слов, девайсов, книг, записей, секса, любых развлечений. Подъем в 4:30.

Звук гонга, высокий по ноте, пронзающий. Любопытство и утренняя беспомощность. Встаю с деревянной койки с татами и деревянной подушкой (хорошо, есть моя надувная пенка), бреду с другими во мраке. Прямо над кафельным полом нашей дормитории проносится летучая мышь, а скоро я здесь же встречу и настоящего динозавра, 25-сантиметрового геккона, пожирающего подбрасываемых нами крылатых личинок. Спускаемся в подвал – в бетонном резервуаре, из которого мы черпаем воду для умывания, живет царевна-лягушка. Сливаемся с природой. Холодный душ. Голые противные мужики как на армейских сборах. Зато не матерятся. Все кроткие, хотя все разные. Дреды до пояса на молодом парне, лысина у мужчины за 40. Православная бородка. Мелирование. 6 дней мне предстоит угадывать, кто вы. А лучше не думать.

Ковыляю осознанно вниз к главному залу. Осознанно – это как? Попробуйте понаблюдать каждый шаг. И сколько раз за минуту вы сбились со своего плана наблюдать? Спорим, у вас вообще это не выйдет в суетной Москве? Вот так, чтобы 30 минут шагать и честно не думать ни о чем, кроме “Шаг. Шаг. ” и движениях десятков мускулов, суставов.

Зал для медитации озарён лишь светом трех свечей и все тем же белым Буддой. Его улыбка уже убедительнее. Нам читают отрывок из книги “Мир 5:00 утра”. Наш мозг и правда в этот час пластилиновый, и в нем начинается лепка. Таких интересных лекций я ещё не слышал! Или я не был чем-то настолько заинтересован. Или мозг мой не был ещё так чист, а тело так спокойно никогда не высиживало час.

О буддизме

Буддизм для меня раньше – то, что я читал и забыл в школе и на Вики. Это милые барабаны Иволгинского дацана и лама, которого все задабривают молоком и деньгами, и краткая лекция Бориса Гребенщикова, которую я прикладываю к этому посту, потому что она меня в своё время очень удивила и заинтересовала. Запала в душу. Я тогда укрепил желание случайно зависнуть на месяц в Шаолиньском, Тибетском или каком-то таком монастыре. И вот это желание исполняется по сути, а не по форме.

Вернёмся к лекции. Буддизм, как нам говорят, не вера. Со времени жизни Будды появилось множество ветвей буддизма, есть более религиозные и больше похожие на философию для физиков-инженеров вроде меня. И мне это жутко нравится! Я два года изучал Библию и пытался поверить, я сказал себе как на лекции по квантовой физике “окей, не понял, но принял, теперь это факт, леплю другие кирпичи, потом разберёмся”. Я выстроил гигантский воздушный замок. И он так и остался летать, не пристыковавшись к реальности. И улетел.

Будда не Бог, Будда – человек, начавший внимательно наблюдать мир и натренировавший колоссальную сосредоточенность, концентрацию, отслеживая свое дыхание. Это как раз и есть медитация, этого я тоже раньше не знал.

Я не буду пересказывать лекции (просто оставлю ссылку на самую любимую), но присоединюсь к словам одного из участников нашей группы, который сказал на общей рефлексии в конце ретрита (7-дневного комплекса занятий): “А я думал, я один такой инопланетянин с такими взглядами брожу по Москве, а вас вон сколько”.

Есть страдания – любые чувства и мысли, что нас не радуют. Есть причина страданий – часто это желание. Есть восьмиричный путь к избавлению от страданий. Братья христиане идут примерно в ту же сторону десятиричным путём (10 заповедей), но страдают, когда вера пошатывается. А буддисты осознали, почему так плохо и как бы сделать лучше, и улыбаются как тайцы.

Я горд, что несколько лет назад самостоятельно дошёл до истины: обидеть нельзя, можно только обидеться. Даже если вас хотят обидеть (а часто вообще не хотят), это вы принимаете решение обижаться и даёте волю чувствам. Обижаться нелогично и неэффективно, это так себе вариант решения разногласий, да ещё и “на обиженных воду возят”.

Буддисты не против и даже за то, чтобы вы оставались в своей вере, они вообще самые логичные, толерантные и гибкие! И никогда никому не навязывали веру, привет крестоносцам и всем фанатично верующим.

О медитации

Вот мы садимся за медитацию, поза лотоса, полулотоса. В тесте на йоге “согните ногу параллельно полу и положите полулотосом вторую сверху, на сколько сантиметров теперь колено второй ноги выше пола?” у меня было около 30 сантиметров, и, оглядевшись, я возгордился антирекордом. Но нам говорят, вот вам мини-скамейка для посадки типа “японский ученик”, а хотите, садитесь на стулья, главное, слишком сильно не расслабиться!

Я сел на лавку так удобно, как мог придумать. Но, известный факт, сядь или ляг хоть в идеальное кресло, все равно что-то зачешется, может, через час, а может, и через минуту! Я наблюдал за другими на лекции: столько почёсываний за 5 минут, до 10-15 раз, было только у меня. Я снова печальный рекордсмен. Мне понадобилось три дня, чтобы поверить, что 99% моих чесоток – это какая-то попытка тела развлечь мозг и, если не почесаться, это проходит уже через несколько минут! Это была первая практическая польза буддизма и медитации для меня – я перестал чесаться! Иногда даю ещё себе волю, но уже редко.

С мыслями гораздо сложнее. Чтобы достичь такой медитации, с которой хочется просидеть полчаса и не хотелось бы вскочить после гонга, нужно не думать, а точнее, уметь прогонять мысли на этапе их зарождения, в первые секунды, а лучше милисекунды.

В топе ретрит-словечек, помимо “осознанно”, слово “отпускай”. Я около 10 лет интересуюсь разными теориями счастья и ещё лет пять назад решил, что, когда неприятное случается, мозг мог бы рисовать перед глазами окно как в Виндоусе с переключателем “продолжить париться” или “забей, проехали” и галочкой “в любом случае понимаю, что в этой ситуации слезами горю не поможешь”.

Но только тут я всерьёз работаю над собой. И все, начиная от “чертов комар” и заканчивая “а что если твой ребёнок умирает” (это были мысли одной из участниц ретрита), надо учиться гнать. Мысли иногда рождаются образами. Как родилась, так и представляю этот образ скомкывающимся и выкидывающимся листом. Я так научился наблюдать укусы комаров. Однажды на ретрите наблюдал одновременно три укуса. А вы смогли бы?

Читайте также:  Профессии для меланхоликов: как выбрать подходящую

Об осознанности и умении отпускать

Что же такое это “отпусти”? Вот сижу я сейчас на пляже, а до этого плавал. Я научился плавать благодаря ретриту. Нормально плавать, не боясь воды. До позавчерашнего дня за всю прошлую жизнь я максимум метров 100 проплывал за раз. Мышцы напрягались от страха, сил не хватало. Отпустил. Отплыл на сотни метров от берега с Юлей сейчас. На берегу камера новая, дрон и прочее. “А вдруг кто сопрет? Отпусти! Ты, когда шёл плавать, подумал и решил, что тут достаточно безопасно”.

Буддизм – это не безответственность и не отрешенность! Ответственнность прямо противоположна чувству вины. Чувство вины относит нас к прошлому. Ответственность – это не о прошлом и не о будущем. Это о настоящем.

Сколько же мы делаем вещей на автомате! Дыхание, шаги, вождение, готовка – да почти все. Знаете, почему мы ненавидим рутину городской жизни? Да потому что мы перекладываем всю её “на автомат”, а мыслями бежим! Позорно, куда угодно, лишь бы не здесь и сейчас. Это была моя, наверное, главная проблема, я поэтому так безжалостен и категоричен сейчас! Я от этого сменил 46 профессий, ношусь по свету, умираю дома и не мог нежиться с любимой в кровати без сомнений и сожалений за потраченное время. Да я и в путешествии вечно планами в другой стране, в завтрашнем дне, ведь куда бы ты ни поехал, от себя не убежишь. Само по себе путешествие не делает тебя умнее или лучше, а в плане счастья делает тебя лишь временно счастливым.

У буддистов есть яркое быстрое счастье “пити” и ровное, спокойное, куда более долгоиграющее “сукха”, которые я в себе и раньше наблюдал иногда. Жизнь многих путешественников, как и моя раньше, как и каких-нибудь клубных тусовщиков или наркоманов, – это череда пити, мелких ярких радостей. Что путешествие может и вправду дать, так это очень качественную их череду. У меня есть друг, мне кажется, у него нет совести, а значит, есть периодические, я так полагаю, редкие терзания, исключающие сукху, зато он настолько мастерски путешествует, настолько красиво и беспроблемно, что устроил 90-95, а может и 99-процентное счастье себе. Но смысл в нем, если, как только он остановится без эйфории нового, лишь наедине с собой, он будет проклинать ретрит? Это, безусловно, его дело.

Буддисты вообще толерантны не только в плане веры, но и во всем, что не приносит страданий другим: любое чудачество, главное, чтобы другим не мешал. Но просто я себя видел в нем. Я хочу вернуться в Россию и быть счастливым, где бы ни находился, найдя себя в путешествии, а не стать его рабом. Иначе такое странствование – более цветастое, беспечное, но ведь то же беличье колесо, раз соскочить не можешь. Так что не странами и километрами, а открытиями и положительным изменениями хотел бы я мерить путь.

Прошлые и единственные хоть немного столь же мощные инсайты были у меня на месяце осьминожьего ада в Корее. Но забавно, что тогда я наслаждался как раз своим мастерским умением улетать от чудовищно тяжелой работы в свои облака. Это было полезно. Но знаете, если говорить о чудовищном. Иногда задумываюсь, что если, к примеру, по случайности меня посадят в тюрьму (так ведь бывает), что там будет, чем и как буду жить? С облаком своих мыслей далеко не полетишь там, мне кажется. А вот с четким и чистым всепринимающим умом. Наверное, только с ним и смерть можно без страха встретить.

Как же я проникся на ретрите простыми радостями! Как же смаковал простую еду, как радовался холодному душу, ходьбе. Витает же это везде “радуйся мелочам, живи моментом”. Не понимал я этого много лет, хотя знал. Вот она мега-разница между “услышал” и “осознал”. Ну и “сказал” и “сделал”. Можете вообразить, что открытий после ретрита и даже конкретных изменений вроде перестал чесаться, научился плавать у меня и у всей нашей группы несметное количество. Но есть у меня лично одно совершенно особенное. Не осмыслению и даже не осознанности нас хотели научить в первую очередь, а практике медитации. Для начала медитации при ходьбе, медитации “любящей доброты” и “прощения” и, главное, медитации сидя – анапанасати, отслеживанию дыхания.

О самом важном

Далее цитирую текст своей речи на рефлексии по завершению ретрита, пересказываю то, что было важнее всего сказать группе, так как все, что я написал выше, все так или иначе сами понимали.

“На четвёртый день, после бесплоднейших попыток приручить своё вечно чешущееся тело и вечно чешущийся мозг я. Не прозрел, не просиял, но был до восторга с мурашками озарен. Дыхание было поймано. Да так нежно, так чисто, словно я был им самим. Впервые звук чаши, знаменующий конец сеанса, был не избавительным, разрешающим наконец-то встать, а победным, блаженным. Я открыл глаза, и дыхание во мне не прекратилось. Тело впервые не болело и, казалось, я просижу так ещё не один час. Я сиял улыбкой помешанного и с ещё большей радостью обнаружил справа от себя ещё одно такое же свято улыбающееся тело. С трудом сдерживая свой ребячий восторг, я дошёл до койки, а проснулся с известным японцам, влюблённым в свою работу, чувством, дословно переводимым как “то, что вдохновляет тебя встать рано утром”.

На следующий день я провёл в медитации 6 часов 50 минут, из них максимум за раз не меняя позы 2 часа 10 минут.

Но, даже если бы этого не случилось, ещё ранее, с первого дня, бродя среди этого, на первый взгляд, сумасшедшего дома, я понимал все тверже, что:
буддизм – величайшая мудрость;
ретрит – оптимальный формат ее преподнесения;
наши монахи – самые улыбающиеся;
наша группа и волонтёры – самые лучшие.

Еше Другпа — Cуть и смысл тибетского буддизма

Буддизм, Дхарма, тайные учения, личный опыт, духовные победы, СМИ про Дхарму, буддийское учение, буддийская йога и медитация, Ваджраяна и Тантраяна, Алмазный путь, практика сутры и тантры в буддизме, нью-эйдж, иконы буддизма, бон и чод, неотантризм и шарлатанство, буддийские лидеры, тантра и тантризм

Как принять буддизм?

Как принять буддизм? И стать настоящим буддистом?

Вопрос-ответ

Всё начинается удивительно просто: с формирования внутренней решимости принять прибежище в «Трёх Драгоценностях«, то есть принятие: Будды, Дхармы и Сангхи как направляющих в духовной практик.

Поступок и чистая мотивация

Поступок — то, что делает человека буддистом хотя бы номинально. Принятие прибежища также подразумевает, что вы хотя бы временно принимаете фундамент учения Будды — закон кармы и её неизбежность. В соответствии с этим универсальным принципом, если вы действуете необдуманно и совершаете поступки, противоречащие морали, вам придётся испытать последствия этих поступков.

Ваша мотивация при принятии Прибежища должна быть в идеале честной и чистой. Если вами движут эгоистические желания или желания (пока что не следует отчаиваться и думать, что вы такой плохой и жалкий человечишка), скажем заполучить сиддхи от учителя, то тогда сам процесс инициации в буддизм (Дхарму) следует отложить, до того момента, когда вы не станете готовы к этому, но уже будучи чистым и простым в мыслях и стремлениях.

Ваши поступки и проступки

Если относитесь внимательно к своим поступкам и совершаете их в соответствии с высокими идеалами, то будете за это вознаграждены.

Другими словами, ваше счастье зависит от ваших поступков, и только вы — кузнец своего счастья. Сразу после формального принятия Прибежища, вашим первым поступком должно стать желание и решимость соблюдать пять правил обучения, то есть пять принципов, по которым вам следует жить. Это позволит избежать совершения недопустимых проступков. Именно с этого и начинается реальная практика буддизма.

Пять буддийских правил или пять буддийских заповедей

Пять буддийских правил или пять буддийских заповедей. Возникает необходимость в усвоении нравственности как основы пути преобразуется в набор правил, являющихся руководством по правильному поведению.

Самый основной набор правил в учении Будды – это «Пять правил обучения» (панча-шила — pañcasila):

  • Первое правило воздерживаться от лишения жизни
  • Второе правило воздерживаться от взятия того, что не дано
  • Третье правило воздерживаться от половой распущенности
  • Четвертое правило воздерживаться от ложной речи
  • Пятое правило воздерживаться от опьяняющих веществ, ведущих к беспечности.

У буддистов нет особых ритуалов посвящения в буддизм и в буддисты

Вам не нужен и не потребуется, скорее всего, никакой публичный обряд «посвящения в буддисты«. В буддизме нет аналогов христианским обрядам крещения или конфирмации.

Вам нет необходимости начать одеваться по-другому или нацепить значок «Я буддист!«. Практика Учения Будды — это ваше личное дело, и знать о том, что вы ею занимаетесь, нужно прежде всего вам самим. Однако некоторые буддисты считают ценным периодически подтверждать свою приверженность Трём Драгоценностям и пяти правилам обучения, приглашая друга, духовного наставника или члена монашеской общины (Сангхи) как свидетеля. Присутствие при принятии Прибежища и правил обучения у всех мирян является долгом буддийских монахов и они всегда рады его исполнить.

Духовная поддержка Сангхи из буддистов

Для многих людей оказывается трудно поддерживать свою приверженность Учению Будды в одиночестве, без поддержки друзей-единомышленников. (Бывает трудно соблюдать этические правила, если вас окружают люди, которые не находят зазорным врать, то и дело совершают любовные похождения, или пьянствуют всю ночь напролёт). Вам может понадобиться провести кое-какую работу, чтобы получить поддержку друзей.

Духовный наставник Лама или Гуру в буддизме

Сделав эти первые шаги, вы можете идти по своему собственному пути практики с той скоростью, которая вам подходит. Вы можете самостоятельно изучить достаточно значительную часть Учения, но с обретением хорошего духовного наставника вы почувствуете, что ваше понимание значительно улучшается. Ваш учитель должен быть человеком, которому вы доверяете и которого уважаете, который соблюдает этические правила, хорошо знает Дхамму и умеет ясно передавать её другим.

Ваше понимание Дхаммы также может улучшиться по следующим причинам: вы углубляете своё понимание правил обучения, изучаете сутты, знакомитесь с монахами и монахинями и с традициями их Сангхи, развиваете способность понимать, какие из множества современных религиозных учений соответствуют учению Будды и изучаете техники медитации.

Решайте сами или ваш путь в ваших руках!

Вам самим решать, каким путём идти, но главное здесь — необходимость постигать учение Будды и практиковать его как можно лучше и полнее.

Если вы однажды решите, что учение Будды вам не подходит, вы можете уйти в любое время и пойти своим путём. Нет никакой церемонии отречения от учений Будды. Помните, что ваше счастье в ваших руках.

«Если вы просто посещаете лам – вы обычный турист»: как стать буддистом на Урале

Несколько лет назад свердловчане узнали о существовании единственного в регионе буддийского монастыря на горе Качканар. Произошло это «благодаря» судебным приставам, которые планировали снести постройки на горе, признанные самостроями по решению суда. История тогда прогремела на всю страну. Но приставы так и не добрались до поселения общины: из-за отсутствия финансирования из федерального бюджета. Последний раз управление ФССП по Свердловской области обещало снести постройки зимой 2017/2018 гг., но монастырь по-прежнему действует и проводит мероприятия.

Читайте также:  Глобальная сеть инновационных университетов

О положении буддизма на Урале и о ситуации с горой Качканар корреспондент ЕАН поговорил с буддистом Анатолием Карнаухом.

— Александр Анатольевич, как много людей на Урале исповедуют буддизм?

— Я не могу ответить на этот вопрос, поскольку ни с кем, кто называет себя буддистами или дзен-буддистами, не контактирую.

Примерно 90% людей из тех, с кем я общался, кто называл себя буддистами, на самом деле таковыми не являются. По большей части это люди, которые просто занимаются так называемым самообразованием.

Но это сугубо мое мнение.

Мантры — голосовой звук несущий определенную вибрацию и наделенный смысловым содержанием, как правило образным

Они сначала начитались Кастанеды или другой эзотерической литературы, потом узнали о буддизме из энциклопедии – увидели знакомые слова и стали называть себя буддистами. Затем эти люди начинают заниматься йогой, какими-то другими практиками, о которых они узнали из медиа, ездят по семинарам, организаторы которых не имеют никакого авторитета в буддизме. Они зазубривают мантры на тибетском и проговаривают их, не понимая смысла. Хотя многие реальные практики переведены на русский язык, поскольку среди учителей буддизма есть понимание: люди должны осознавать, что они читают.

— Кто имеет право называть себя буддистом?

— Необходимо как минимум три года учиться под руководством носителей традиций. Затем необходимо сдать экзамен. В Русской православной церкви есть хорошая аналогия с крещением. Будущих христиан же не сразу проводят через этот обряд — сначала они проходят катехизацию, на которой им объясняют смысл веры и учат азам. И только после этой процедуры людей допускают к крещению.

«У меня была непомерная гордость»

— Расскажите о вашем опыте?

— Мое знакомство с этой регигией началось с изучения восточных единоборств. В 1983 году я начал заниматься карате. Через год меня призвали в армию, где я познакомился с армейским рукопашным боем. Это был такой сплав: и элементы карате, и элементы бокса, и элементы дзюдо-самбо. Вдобавок я проходил службу в Германии, где было очень хорошее снабжение: и художественное, и культурологическое. В Берлине я приобрел сборник востоковедческих статей, в том числе про дзен-буддизм, поскольку единоборства пересекались с дзен-буддизмом. Ну и в библиотеке подходящая литература оказалась.

На тот момент первичным для меня было изучение единоборств. Но мы изучали боевые искусства по видеоматериалам или спецлитературе, у нас не было доступа к носителям традиций, в которых зародились восточные единоборства, — японцам, китайцам, корейцам.

Вернувшись после службы в Екатеринбург в 1990 году, я решил обратиться, так скажем, к первоисточнику и отправился на Дальний Восток. Наиболее подходящим местом для обучения я посчитал Владивосток, ведь там рядом Китай, Япония и Корея. Я полагал, что там я смогу познакомиться с «настоящими» боевыми искусствами. Там как раз существовала дзен-буддистская община — Сёриндзи Кэмпо. Я и поступил туда, поскольку считал себя дзен-буддистом. К тому времени я был начитан, занимался медитацией и достиг того, что умел силой удара гасить огонь свечи и разрывать газетный лист.

— Вы сейчас описали людей, которых сами и раскритиковали…

— У меня также не было систематического образования, но была непомерная гордыня. Так было до того времени, пока в общину не приехал учитель Еше Лодоя Ринпоче из тибетского монастыря.

Я с ним встретился, начал рассказывать, чего достиг, что могу сделать силой удара. «А вот так ты умеешь?» – спросил он и сделал простое движение рукой. Сила удара была такой, которую я не мог себе представить.

Тем более почувствовать это от человека, которому около 60 лет.

Ретрит —собрание верующих для получения религиозного посвящения на выполнения практики: текста молитвы, последовательность движений если таковые есть и формы из мантр в ключевых местах практики

Затем он прошел в зал. Там для ретрита (занятие медитацией, – прим. ЕАН) на полу поставили масляные светильники. Он подходит к ним, роняет руки, и светильники гаснут. Не было никаких ударов, ничего. После этого он прогнал меня из зала. Я же, увидев все это, понял, что на самом деле ничего не знаю, и начал посещать его лекции. Затем приступил к систематическому изучению литературы и фактически учился под руководством ламы.

Только после систематического образования я перешел к практике. После получения образования и посвящения вернулся в Екатеринбург.

Есть ли на Урале ламы и монахи?

— Вернувшись на Урал, вы какую-то деятельность в качестве буддиста вели? Проповедь?

— У меня нет на это права. Для того, чтобы стать учителем, необходимо вдобавок к тем трем годам, о которых я говорил ранее, проучиться еще два года. Только после этого буддист может вести какую-то деятельность: объяснять основы учения, вести практику для самых простых начинаний.

Еще от 10 до 15 лет буддисту необходимо проучиться, чтобы стать особым учителем. Это когда Далай Лама признает, что вот этот человек является перерождением одного из лам. Особый учитель получает право открывать свои школы и дацаны (монастыри).

— А есть ли на Урале ламы?

— Иногда учителя приезжают в Екатеринбург для проведения практик, но это бывает очень редко. Для понимания, учителя, как и школы, и дацаны сосредоточены на канонических территориях буддизма в России — Бурятия, Калмыкия и Тува. Это регионы, где буддизм является доминирующим религиозным течением.

— Тем не менее в Свердловской области есть целый буддийский монастырь, основанный больше 20 лет назад на горе Качканар.

— Я знаю о нем из СМИ, но с членами общины не сталкивался. На мой взгляд, там в принципе неоднозначная ситуация. Основатель этого «монастыря» утверждает, что бывал в Бурятии, беседовал с учителем и учитель описал ему место, где может быть дацан. Потом этот человек путешествовал по Уралу как турист, и у него гора Качканар совпала с описанием учителя. Опять-таки это с его слов. Для того, чтобы разобраться в этом конкретном случае, нужно пообщаться с его учителем, если таковой существует.

— Какие условия необходимы для постройки буддийского монастыря?

— В качестве примера приведу буддийскую общину, с представителями которой я общался во Владивостоке. Ей выделили участок на вершине горы Туманная в горной цепи хребта Воробей. На этом месте они для начала желали поставить ступу, аналог поклонного креста. Для освящения этого места наняли вертолет и отвезли туда Еше Лодоя Ринпоче. Там был произведен ритуал очищения места для исполнения дальнейших действий. То есть все, что связано с религиозной деятельностью, проводят в следовании традициям и действующему уставу.

Кто может стать буддистом?

— Из ваших слов следует, что учиться буддизму на Урале практически негде, раз нет учителей. Что в таком случае делать человеку, который вдруг захотел стать буддистом?

— Буддистом себя может считать кто угодно, если человек принимает как руководство в своей духовной практике четыре благородных истины: жизнь есть страдание; есть достижение нирваны; есть путь прекращения страдания; есть путь достижения нирваны.

Большинство думают, что, читая или изучая литературу о буддизме или о мистике или через практики дыхания, можно приобщиться к буддизму. Это глубокое заблуждение. Сначала получают посвящение. Затем получают посвящение на практику, и здесь кому как повезет, так как практику вы получаете у конкретного ламы. В тибетской традиции это один из главных вопросов.

Если вы посещаете разных лам и гордитесь этим – вы просто турист. Даже для ретрита у Далай Ламы необходимо получить разрешение на паломничество у своего учителя. Поэтому к выбору учителя в тибетской традиции относятся очень серьезно, и прибежище звучит как: «Принимаю прибежище в учителе, принимаю прибежище в будде, принимаю прибежище в учении, принимаю учение в сангхе».

— К чему могут привести самостоятельные попытки научиться буддизму?

— К появлению сектантских направлений. В такие течения легко набирать людей, которые знают о буддизме на уровне «Википедии». Этим пользуются те, кто хочет получить власть над людьми. Они не сразу говорят потенциальному адепту: «Ты будешь моим учеником». Они улавливают слабости людей и давят на них. Они применяют методы психологического контроля. Подобные методы и идеи противоречат буддизму.

— В традиционном буддизме каким-то образом борются с сектантами?

— Я бы сказал, что в буддизме происходят процессы самоочищения. Лидеры деструктивных течений нередко приезжают на семинары, которые проводят представители традиционного буддизма. Во Владивостоке как раз был такой случай, когда к нам приехала представитель «Тибетского Ашрама» из Новосибирска, сама секта была разгромлена ФСБ. Эта женщина начала рассказывать, как ее слушаются ученики, и затем она спросила у помощника Еши Ринпоче, как ей объяснять, в чем суть буддизма. Он сразу понял, кто перед ним, и резко ее спросил: «А мы зачем?» Женщина сразу осеклась и с семинара исчезла.

Сангха — собрание монахов (от четырех человек) или лам в дацане

Псевдобуддистские общины можно распознать и по тому, как ее члены используют различные обозначения. К примеру, приходишь в организацию, которая называет себя буддистской, или на некий семинар, а там говорят: «Посмотрите, какая у нас сангха!» А сангха делится на малую и большую. Малая — это сообщество монахов (подчеркну, что монахом можно стать после очень длительного обучения), а большая сангха — это уже святые. Для понимания приведу в пример структуру православной церкви: православный приход, состоящий из мирян, — это не сангха. Сангха — это священник.

— Как не попасть на удочку лжеучителей?

—Учиться буддизму в традициях. На самом деле в буддизме очень строгая линия преемственности. Далай Лама знает каждого учителя, которого он признал перерождением. Это его окружение, это люди, которые с ним рядом. Особые учителя, в свою очередь, также должны знать людей, которым они передают знания. Каждый лама знает, кто из его окружения и по какому пути пойдет.

Тибетский буддизм иногда в Европе называют ламаизмом, то есть учением учителей. Достижение состояния Будды — это конечная цель в буддизме, это состояние не приходит только потому, что все собрались толпой поглазеть, послушать учителя. Лама это не конферансье, который рассказывает что-то. В ламриме (комментарий и практика «Гуру Йоги», – прим. ЕАН) в первую очередь указывают на то, что, прежде чем принять этого учителя, испытайте, сможет ли он быть для вас учителем. Да и сам лама смотрит, сможет ли он вам преподавать. Только развиваясь в этой традиции, человек является буддистом.

Ссылка на основную публикацию