Как развить мышление? - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как развить мышление?

Как развить мышление? Ч.2 Как развить мышление у взрослого

В предыдущих статьях мы рассказывали о том, как развить мышление у ребёнка. А как же взрослые? Неужели тут уровень мышления, которого мы достигли в детстве и в школьные годы, не может быть повышен? Неужели остаётся только совершенствовать память, внимание, восприятие, получать новые знания, а мышление останется на прежнем уровне?

Рады вас разубедить: мышление – это процесс познания, это деятельность, которая требует освоения и совершенствования, формирования мыслительных навыков. Формируя эти навыки, мы обогащаемся новыми приёмами и способами мышления и, что немаловажно, способствуем развитию нашего мозга. Каким же образом?

Как развить мышление у взрослого

Развивая мозг, мы создаем предпосылки для развития мышления, а улучшая работу мозга, мы улучшаем мышление.

Дело в том, что наш мозг предназначен для активной работы, он обладает свойством пластичности, то есть до глубокой старости способен обрабатывать новую информацию, приспосабливаться к новым, изменившимся условиям, создавать новые связи между нейронами, восстанавливаться после перенесённых травм и даже восполнять утраченные нейронные связи. Предоставляя мозгу для обработки интересную, важную информацию – «пищу» – мы способствуем созданию новых нейронных сетей, обеспечиваем активность работы мозга. О том, какое питание необходимо для улучшения работы мозга, можно прочитать здесь:

Как развить абстрактно-логическое мышление

Развитие абстрактно-логического мышления предполагает развитие речи, ведь именно понятийная форма отличает этот вид мышления. Чтобы развить речь, нужно больше читать. Развивать речи можно, пересказывая текст. Стихотворный или прозаический, художественный, научный или публицистический, устно или письменно – неважно, просто выберите то, что подходит именно Вам, и пробуйте.

Письменная речь хороша своей упорядоченностью, её легче логически выстраивать. Вспомните, как писали сочинение в школе: прочитав написанное, нередко хотелось внести в черновик правки, один кусок убрать, другой переместить, что-то дополнить, что-то исправить. Устно так не поработаешь.

Логическое мышление предполагает использование некоторых операций. Они общеизвестны, и все же назовём их:

• Анализ – процесс деления целого на составляющие его части, осмысление структуры и принципов организации.

• Синтез – процесс перехода от частей к целому, объединение, а нередко и комбинирование этих частей по-новому.

• Сравнение – сопоставление с чем-либо, выявление сходства и различий.

• Абстрагирование – замена конкретных предметов и образов отвлечёнными понятиями, или оперирование формулами и цифрами (то есть абстрактными понятиями), или отвлечение от чего-то несущественного.

Как развить логическое мышление с помощью упражнений?

Давайте попробуем немного поиграть.

Упражнение «Логические цепочки»

Ваша задача – найти, что может быть общего у двух любых предметов, названия которых придут Вам в голову. Постарайтесь выбрать несколько объектов, совершенно не похожих друг на друга, и попробуйте найти то, чтобы их могло бы связывать. Например, сахарница и пинцет:

— перед их изготовлением требуется выполнить чертежи;

— они имеют соизмеримые размеры;

— они могут использоваться на кухне;

— их можно использовать совместно (например, доставать кусочки сахара из сахарницы пинцетом);

— их поверхности могут быть блестящими;

Или рассмотрим ещё пример, кактус и молоток:

— и тем, и другим можно пораниться;

— это материальные объекты;

— оба из органического материала (если молоток с деревянной ручкой);

— соизмеримы по размеру;

— могут иметь вытянутую, удлиненную форму;

— могут использоваться в пределах квартиры

Второй вариант «Логических цепочек»:

Придумайте два любых события, между которыми прошло сравнительно немного времени. Например:

1. Утренний кофе Зинаиды Ивановны «сбежал», залив плиту.

2. С тополя упал жёлтый лист.

Задание: Попробуйте найти промежуточные события, логически вытекающие друг из друга и приведшие в конце концов от первого события ко второму. Например:

Утренний кофе Зинаиды Ивановны «сбежал», залив плиту => поэтому она замешкалась и опоздала на работу => была раздражена => сорвала зло на коллеге => получила в ответ негативную эмоцию => выбежала, расстроенная, не разбирая дороги => налетела на молодое тополиное деревце => с тополя упал жёлтый лист.

Если игроков много, можно придумать и сравнить несколько вариантов и выбрать самый интересный, который и станет «победителем».

Как развить логическое мышление другим способом?

Попробуйте ввести дневник, или займитесь стихосложением, или попробуйте в письменном виде рассказать о чем-то. Неважно, рассказ получится, или заметка, или зарисовка, или стихотворение (белый стих тоже приветствуется!)

Почему это работает? Потому, что логическое мышление неразрывно связано с речью, и реализуется в основном в форме знаков и понятий.

Что делать, если творчество – «не ваш конёк»?

Во-первых, стоит всё-таки попробовать, а если не хочется даже пробовать, можно пойти и по другому пути. Для этого назовите наугад три любых объекта, например: слон, стул, веер. А теперь придумайте предложение, в котором логически можно уместить все три выбранных объекта. Например:

На стуле стояла тарелка с нарезанными фруктами, а Тимка сидел на ковре, смотрел мультик про слона, жевал ломтик яблока и помахивал бабушкиным веером.

Или проявите фантазию, сочетая в предложении слова молоток, рыба, гейзер. Например, так: «Зашвырнул дед молоток в гейзер, а из глубины на самую верхушку фонтана взлетела самая настоящая рыба, да не простая, а золотая, и погрозила деду плавником.»

Как развить вербальное мышление у взрослого?

Вербальное мышление (мышление, в основе которого лежат слова) – основа логического. Его можно тренировать и в компании, и без таковой. Всё очень просто: берёте любое предложение, содержащее законченную мысль, и пробуете пересказать его таким образом, чтобы не использовать ни одного слова из тех, что содержатся в исходном предложении. Например:

На озере раскрылись кувшинки.

В пруду расцвели белые лилии.

Над гладью водоема красовалась цветущая одолень-трава.

Сила образного мышления

Образное мышление, управляемое правым полушарием головного мозга, тоже нуждается в развитии. Будучи детьми, мы активно используем его (примерно в трёхлетнем-пятилетнем возрасте), но потом на смену приходит абстрактно-логическое мышление, помогающее осваивать счёт, письмо, речь – а это сфера ответственности левого полушария. А ведь творчество, креативность без работы с образами невозможны. Образное мышление позволяет нам вспоминать и воспроизводить запахи и звуки, картины и движения, комбинировать их и анализировать. Доказано, что мыслительный процесс не только протекает, будучи тесно связанным с образом, но и начинается с его рождения. Творчество – самый эффективный способ развития образного мышления. Правое полушарие активно работает во время творческого процесса, поэтому элементы творчества содержатся во многих упражнениях и заданиях.

Как развить мышление?

Благодаря книгам, учителям, Интернету и прочим источникам наши знания постоянно пополняются. Некоторая информация устаревает, и на смену ей приходит другая. Знания, разумеется, очень важны, но ещё важнее то, как мы сумеем ими распорядиться, то есть развитое мышление, ведь именно благодаря ему мы можем работать с полученной информацией, использовать её, придумывать что-то новое, совершенствовать уже сделанное, получать пользу, решать текущие задачи и проблемы, находить выход из создавшейся ситуации. Всякий раз, когда мы интересуемся чем-то, любопытствуя, изучая, задаваясь новыми вопросами, – мы тренируем своё мышление.

Развивать мышление, память, восприятие, внимание в увлекательной форме можно с помощью развивающих игр на тренажёрах для мозга онлайн . Только заниматься нужно ежедневно и удовольствием!

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Как развить мышление

Думать – самая трудная из работ. Видимо, поэтому так мало людей ею занимаются.
Генри Форд

Когда человек задается вопросом о том, как развить мышление, то можно с полной уверенностью сказать, что он прекрасно понимает, какую роль оно играет в нашей жизни. А роль эта, поверьте, огромна. Благодаря развитому мышлению каждый из нас может добиться очень высоких результатов практически в любом деле, даже не обладая необходимыми для этого знаниями, поскольку хорошо развитое мышление легко приведет человека к любым нужным ему знаниям и позволит ему грамотно ими воспользоваться. Мышление – это самый важный инструмент для человека в этом мире. Существует много видов мышления, равно как и способов их развития. И у каждого вида мышления имеются свои достоинства и кое-какие, как правило, не очень существенные, недостатки. Мышление может быть: логическим, аналитическим, дедуктивным, индуктивным, системным, творческим и так далее. При этом любое мышление сводится к одному общему действию, которое позволяет ему функционировать. И чтобы развить мышление – необходимо научиться это действие эффективно выполнять. В этой статье я расскажу вам о том, что и как можно сделать, чтобы развить свое мышление.

Для начала давайте, друзья, выясним, что такое мышление. Как вы возможно знаете, существует довольно много определений мышления [как, впрочем, и всего остального в этом мире], каждое из которых отражает различные стороны, или аспекты этого, достаточно сложного класса психических процессов. И вне всяких сомнений, каждое из определений имеет большее или меньшее право на существование и каждое из них по-своему полезно. Я дам мышлению свое, как я считаю, наиболее правильное и точное определение, от которого мы в дальнейшем и будем с вами отталкиваться. Оно отличается от тех определений, которые вы можете найти в книгах на эту тему. Но меня оно вполне устраивает, и я надеюсь, что и вас оно устроит.

Мышление – это процесс поиска нужной и/или новой информации, или, если хотите, поиск истины, с помощью вопросов, которые человек сам перед собой ставит и затем движется в самых разных направлениях, чтобы найти несколько ответов на каждый из своих вопросов и выбрать из них наиболее с его точки зрения правильный ответ. Этот поиск должен осуществляться человеком как во внешнем, так и в его внутреннем мире. Или еще можно сказать так: мышление – это процесс переключения внимания человека с помощью поставленных им перед самим собой вопросов с одной информации на другую и установление логической связи между этими частями информации. Причем информация может быть не только реальной, но и вымышленной, когда человек сам придумывает что-то новое, то есть, придумывает новый ответ на свой вопрос. Качество мышления как раз-таки определяется способностью человека придумывать новую информацию, либо очень искусно манипулировать уже имеющейся у него информацией, чтобы найти решение какого-то вопроса, какой-то проблемы, найти что-то, о чем он еще не знает. То есть, новую информацию, новые знания – можно придумать, с помощью правильно поставленных перед самим собой вопросов.

Таким образом, все, что касается мышления, у нас сводится к умению человека ставить перед собой правильные вопросы и искать на них ответы. Причем, чем напряженнее, интенсивнее и сложнее этот поиск, тем качественнее и эффективнее мышление человека. А чем поиск информации проще, чем меньше человек задает вопросов самому себе и чем быстрее он находит наиболее легкие ответы на встающие перед ним вопросы, тем слабее его мышление. Скажем, если человек вообще не ищет новую информацию, когда перед ним встают какие-то вопросы, а довольствует готовыми ответами, которые ему известны и которые с его точки зрения являются не просто верными, а единственно верными, а на деле нередко оказываются поверхностными и устаревшими, то говорить о наличии у него хорошо развитого мышления просто не приходится. И другое дело, когда человек активно ищет или в некоторых случаях даже придумывает ответы на свои вопросы, то есть, создает новую информацию на основании уже существующей. В этом случае можно сказать, что мышление у него развито хорошо. Но поставить перед собой правильный вопрос, чтобы с его помощью прийти к другому правильному вопросу, а затем еще к одному вопросу, и так до тех пор, пока не будет найден нужный для решения конкретной проблемы или задачи ответ, очень непросто. Потому и невозможно по-настоящему хорошо развить свое мышление, с помощью разгадывания ребусов и головоломок, отгадывания кроссвордов, игры в шахматы, логических задачек, собирания кубика-рубика и тому подобных вещей. Это все детские игры для нашего мышления. Чтобы развиваться – оно должно работать над более сложными и одновременно грамотно поставленными задачами, занимаясь их решением с помощью правильно подобранных вопросов.

Давайте я вкратце объясню, как работает наше мышление. Наши мысли, если мы рассматриваем их как процесс, который мы называем мышлением – это своего рода крючки, которые связывают одни образы и понятия в нашей голове с другими образами и понятиями. Эту связь мы называем – причинно-следственной связью, когда из одного явления вытекает другое, или из одного утверждения другое. А образы и понятия – это виды информации, которыми мы оперируем. А вот когда мы рассматриваем наши мысли уже как информацию, которая в виде образов и понятий хранится в нашей голове, то с помощью вопросов и поиска на них ответов – мы устанавливаем причинно-следственные связи между этими мыслями [между ячейками информации] и с их помощью собираем общую картину видения мира или общую картину отдельно взятой ситуации. То есть, понимаете, друзья, наше мышление – это своего рода инструкция по работе с информацией, в основе которой лежат правильно поставленные вопросы.

Выше я сказал о том, что человек сам должен ставить вопросы перед собой, чтобы мыслить, но на самом деле мышление включается или лучше сказать, запускается, и при поиске ответов на чужие вопросы. Потому что чужие вопросы в свою очередь порождают вопросы в вашей голове. Ну вот, допустим, я задам вам такой вопрос: “Как мне разжечь костер?”, и вам уже нужно начать думать, начать искать информацию, чтобы что-то ответить мне. Как вы будете это делать? Вы тоже зададите себе вопрос – что и как вам лучше мне ответить. Вы можете сказать мне, что не знаете, как разжигаются костры, или можете предоставить мне нужную информацию по этому вопросу, если она у вас имеется, или еще что-то придумать можете, например, встречный вопрос задать: “Зачем тебе это нужно?”. Вот этот выбор, который вы будете делать, решая, что и как мне ответить – это процесс мышления, который будет состоять из поставленных вами перед самим собой вопросов и поиска ответов на них. Если вы очень хорошо обдумаете свой ответ, уделив ему достаточно внимания и перебрав все возможные варианты с целью нахождения лучшего, то ваше мышление будет осознанным, а если вы ответите на автомате, то ваше мышление будет бессознательным. Оно тоже состоит из вопросов и ответов, но они не попадают в поле вашего внимания, поэтому вы не можете их контролировать. Так что вопрос пришедший к вам извне неизбежно приведет к возникновению нескольких вопросов внутри вашей головы, которые запустят процесс мышления. Если этот вопрос будет сложным, то вам придется здорово повозиться с имеющейся у вас информацией, перед тем как найти подходящий ответ, при условии, что ваше мышление будет осознанным. Возможно, вам нужно будет как-то модернизировать имеющуюся у вас информацию, чтобы адаптировать ее под конкретную ситуацию, или вы можете задать уточняющие вопросы тому, кто задает вопрос или вопросы вам, чтобы лучше разобраться в том, на какой именно вопрос вам нужно искать ответ. Другими словами, все мышление строится на вопросах и ответах. Это если говорить упрощенно. А нам с вами этот вопрос усложнять ни к чему.

Читайте также:  Как развить чувство юмора - упражнения

Как видите, друзья, дав определение мышлению, мы уже отчасти ответили на вопрос о том, как это самое мышление развить. Нужно правильные вопросы научиться перед собой ставить и уметь находить на них ответы, как правильные, так и неправильные. И затем уже определять, какой из найденных ответов может оказаться правильным. А для этого опять-таки, надо задаться правильным вопросом, который позволит вам еще дальше продвинуться и еще больше информации для себя прояснить. В общем, процесс мышления – это непростой процесс. Думать всегда было тяжело. Но делать это нужно.

Итак, что мы с вами выяснили. Мы выяснили, что для того, чтобы развить мышление – необходимо, во-первых, запустить его, а во-вторых, усовершенствовать его работу. Как запустить мышление? Для этого, как мы с вами узнали, необходимо поставить перед собой правильный вопрос. Какой вопрос можно назвать правильным? Правильный вопрос – это прежде всего вопрос о вопросе. Это самый первый вопрос, который вам нужно задавать себе, задумываясь над тем или иным вопросом. То есть, вы должны понять – зачем вам ломать голову над стоящим перед вами вопросом, зачем вообще углубляться в какую-то тему, с какой целью вы будете это делать? Понимаете, любого, даже самого умного человека – можно загрузить абсолютно бесполезной для него информацией, чтобы его мозг начал работать над ней, в ущерб более важным делам. Таким образом человека можно просто отвлечь от важных для него размышлений. Но мышление на то нам и дано, чтобы не допускать подобных ситуаций. Поэтому с помощью вопроса о том, зачем нам вообще над чем-то думать, мы можем контролировать свое мышление и использовать его себе во благо. Поэтому, повторю, вопрос о вопросе – это самый первый вопрос, который вам нужно перед собой поставить, чтобы правильно настроить свое мышление.

Далее вам нужно задуматься над тем, сколько может быть ответов на тот или иной вопрос, на который вы решили найти ответ. Чтобы не мыслить линейно и шаблонно – нужно шире смотреть на стоящие перед вами вопросы. Никогда не позволяйте себе довольствоваться только одним ответом на тот или иной вопрос – ищите как можно больше ответов, задавая себе вопрос о том, какими они, эти ответы, еще могут быть, помимо тех, которые вам уже известны. Чем больше вариантов вы найдете, тем лучше. Если вы не можете найти новые ответы – придумайте их. И неважно, насколько абсурдными они окажутся, главное, что они не позволят вам затормозить свое мышление, посредством прекращения процесса поиска ответов с помощью новых вопросов. А процесс этот обязательно должен длится как можно дольше, чтобы давать вашему мозгу нужную для его развития нагрузку, благодаря которой вы сможете, так сказать, прокачать свое мышление. Это как с мышцами – нельзя один раз отжаться или один раз подтянуться, чтобы заставить их расти и сделать их более выносливыми. Мышцы необходимо нагружать до тех пор, пока они не перейдут предел своих возможностей, чтобы адаптироваться к новым нагрузкам, только тогда они начнут расти и станут более выносливыми. И только тогда ваше мышление начнет развиваться, когда оно с помощью необходимой нагрузки будет выходить за пределы своих текущих возможностей. Поэтому задавайте себе вопросы и ищите, конструируйте, придумывайте на них ответы до тех пор, пока не почувствуете, что предел ваших мыслительных возможностей преодолен. Мозг должен привыкать выстраивать логические цепочки, создавать причинно-следственные связи, находить с их помощью новую информацию, генерировать новую информацию, соединять образы и понятия между собой и конструировать из них целостную картину мира или какого-то отдельно взятого явления. Так что старайтесь как можно реже принимать автоматические решения, какими бы верными они не были, чтобы не отучать свой мозг мыслить. Тренировать таким образом свое мышление вы можете постоянно, в любой ситуации – просто проявляя любопытство ко всему, что вас окружает и задавая себе все новые и новые вопросы о том, что вы хотите узнать.

И наконец, последнее, о чем я хочу рассказать вам в этой статье, но при этом не последнее в этом вопросе – это уже упомянутое мною выше любопытство, а также такая вещь как сомнения, или лучше сказать, состояние сомнения. С помощью сомнений и любопытства можно генерировать невероятное количество вопросов, поиск ответов на которые позволит вам активно развивать свое мышление. Любопытство побуждает человека заглянуть за пределы того, что ему известно. С его помощью человек может задаваться вопросами о самых разных вещах, о которых ему хотелось бы узнать как можно больше. А любопытство плюс сомнения, побуждают человека усомниться в тех истинах, которые ему уже известны. И тогда он задается очень важным, как для любого ученого, так и для каждого из нас вопросом: “Почему что-то устроено так, как устроено, и почему что-то работает так, как работает?” Так что любопытство помогает нам мыслить широко и далеко, а сомнения плюс любопытство помогают нам мыслить глубоко. Главное, чтобы у вас, друзья, возникали вопросы, и вы не довольствовались известными вам ответами на них, а искали на эти вопросы новые для вас и новые вообще ответы. Тогда ваше мышление будет работать и развиваться.

Не могу не сказать вам о том, что у меня есть очень интересная программа обучения, позволяющая развивать мышление. Она сводится как раз к описанным мною выше двум основным действиям – умению задавать себе вопросы и умению находить на них ответы с помощью других вопросов. Программа эта очень необычная, вы наверняка ни с чем подобным не сталкивались в своей жизни, потому что, насколько мне известно, мало где обучают умению задавать вопросы, тем более самому себе, в основном везде людей обучают чему-то с помощью готовых ответов. Так что кому интересно – можете попробовать прокачать свой мозг необычным, но очень полезным для развития мышления способом.

Напоследок я хотел бы вкратце сказать вам о том, какую пользу вы можете извлечь из очень развитого мышления, чтобы вы не теряли мотивацию к работе над его развитием. В наше время, друзья, знания уже не являются той силой, какой они были раньше. Они по-прежнему очень важны и их нужно получать, но на первое место по значимости выходит именно мышление. У кого оно более развито, тот и сильнее, или, если хотите, успешнее по жизни. А знания сегодня быстро устаревают, и они доступны многим. Сегодня практически все могут получить нужные знания, нужную информацию – в любое время и в любом месте. В тот же сотовый телефон можно загрузить столько информации, сколько вы за всю свою жизнь освоить не сможете. А поисковые системы отвечают на любые вопросы быстрее и точнее любого, даже очень умного человека. Поэтому не так важно много знать, куда важнее уметь правильно пользоваться имеющимися у вас знаниями и находить, или еще лучше, придумывать новые знания и создавать новую информацию. А чтобы продуктивно работать с разной информацией и извлекать из нее пользу – нужно обладать развитым мышлением. Именно оно поможет вам быстро решать любые проблемы и задачи.

15 способов развить аналитическое мышление

Если вы хотите быстро находить выход из трудных ситуаций, научитесь разгадывать кроссворды.

Что такое аналитическое мышление

Человек наделён несколькими типами мышления, но один всегда преобладает над остальными. Аналитическое мышление — последовательное. Люди, склонные к нему, обрабатывают большой блок информации, разделяя его на основные части и поэтапно исследуя каждую составляющую. Для этого они также должны обладать и развитым логическим мышлением.

Аналитическое мышление подразумевает поиск новой информации, её изучение и систематизацию, а также выводы, сделанные на основе полученных данных.

Такой тип мышления требует фактов, детальной проработки вопроса, акцента на мелочах, умения сопоставлять данные и делать выводы. Когда мы говорим о математическом складе ума, подразумеваем именно склонность к аналитическому мышлению.

Человек с аналитическим типом мышления должен уметь:

  • собирать информацию;
  • работать с большим объёмом данных;
  • разделять общую информацию на составные части по определённым критериям;
  • сравнивать данные и находить взаимосвязи;
  • объективно оценивать информацию;
  • мыслить логически;
  • излагать мысли последовательно;
  • работать с фактами;
  • правильно расставлять приоритеты, отделяя главное от второстепенного;
  • мыслить критически (подвергать полученную информацию сомнению);
  • искать альтернативные варианты;
  • делать выводы.

Чем полезно аналитическое мышление

Хорошо развитое аналитическое мышление позволяет своевременно и эффективно справиться даже с самой сложной задачей и найти несколько возможных вариантов её решения.

Человек с преобладающим аналитическим мышлением принимает обдуманные и взвешенные решения, умеет планировать и давать прогнозы своей деятельности.

Сотрудники, наделённые такими качествами, высоко ценятся в компаниях. В любой профессиональной области умение быстро находить достойный выход из сложной ситуации будет преимуществом. К слову, эта способность пригодится и в повседневной жизни.

Как развить аналитическое мышление

Аналитическое мышление можно тренировать и развивать.

1. Решайте логические задачки

Для аналитического мышления важна логика. Если это ваша слабая сторона, то начните тренироваться. Выбирайте сперва простые задачки, постепенно двигаясь к сложным.

2. Решайте математические примеры

Найдите учебник по математике и вспомните школьные годы. Выбирайте сложные примеры, в которых есть переменные величины.

3. Разгадывайте кроссворды

А когда за плечами будут сотни решённых, попробуйте сочинить свой. Это довольно сложно.

4. Решайте головоломки

Собирайте пазлы, разгадывайте ребусы или попробуйте собрать кубик Рубика.

5. Играйте в шахматы

Найдите соперника и вспомните правила игры. Шахматы — отличный тренажёр для аналитического мышления.

6. Читайте книги

Можно выбрать детективы, например, о Шерлоке Холмсе, художественную или специализированную литературу. Задавайте вопросы: почему герой поступил именно так в этой ситуации, что можно было бы сделать ещё?

7. Анализируйте ситуации из повседневной жизни

Тренируйте критическое мышление, сомневайтесь, ищите факты и новую информацию, когда смотрите новости или читаете книгу. Обращайте внимание на детали, смотрите на вещи под новым углом и ищите неочевидные взаимосвязи между самыми разными предметами, сопоставляйте факты.

9. Узнавайте что-то новое каждый день

Выберите тему, которая вам интересна, и находите по одному факту о ней в день.

10. Ищите альтернативы

Не останавливайтесь на одном варианте решения проблемы — ищите ещё. Подумайте, что вы могли упустить, обработайте информацию несколько раз и сделайте выводы.

11. Участвуйте в дискуссиях

Обсуждайте книги, фильмы, исторические события — всё что угодно. Вы услышите мнение другого человека и сможете поделиться своим об одном и том же событии, привести аргументы и потренироваться в последовательном изложении мыслей. Попросите собеседника об обратной связи: пусть расскажет, насколько ваши аргументы были убедительны, а мысли — последовательны.

12. Спрашивайте себя, как устроены окружающие вас предметы

Задавайте себе вопросы о вещах, которые вас окружают, или ситуациях, с которым сталкиваетесь. Почему так происходит, как это работает, из-за чего случается? Отвечайте на них, но не ищите лёгких путей. Разберитесь в проблеме и дайте себе исчерпывающий ответ.

13. Создайте карту мыслей

Интеллект-карта, карта мыслей, ментальная карта (mind map) — это способ визуализации мыслительного процесса. Механика простая: у вас есть ключевая мысль, которую вы ставите в самый центр карты. Пусть это будет «Развитие аналитического мышления». К ней вы добавляете связанные по смыслу или значимости элементы, например: методы развития, трудности, причины — всё, что кажется вам важным. Затем дополняете карту новыми ассоциативными рядами от каждого элемента. И перед вами появляется картина вашего мыслительного процесса.

Читайте также:  Как открыть кодовый замок, если забыл код?

jean-louis Zimmermann/flickr.com

Создать такую карту можно на компьютере, телефоне или планшете при помощи специальных инструментов. Но можно взять и обычный лист бумаги (будьте готовы, что места может не хватить).

14. Записывайте

Ведите ежедневник, в который записывайте свои цели, способы их достижения и результаты. Проводите работу над ошибками, если цели достичь не удалось. Ищите причины и анализируйте.

15. Моделируйте ситуации

Придумайте любую ситуацию, в которой есть проблема, и попробуйте эту проблему устранить. Разработайте алгоритм действий и не останавливайтесь на одном решении — ищите ещё.

Выполняйте упражнения для мозга ежедневно — большинство из них занимают не так много времени и не требуют особых условий. Вы сможете развить аналитическое мышление, если будете соблюдать регулярность и ставить себе сложные задачи.

Развитие мышления: способы тренировки мозга

Мышление можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.

Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять. Другими словами, каждый способен
развивать свое мышление, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье.

Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:

  • Наглядно-образное мышление;
  • Словесно-логическое (оно же – абстрактное) мышление;
  • Наглядно-действенное мышление;
  • Логическое мышление;
  • Творческое мышление.

Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.

Наглядно-образное мышление и упражнения на его развитие

При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами. Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно правое полушарие головного мозга. Наглядно-образное мышление не следует путать с воображением, т.к. в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные.

Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:

  • Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.
  • При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».
  • Проведите несколько мысленных экспериментов: представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.
  • Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.
  • Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?

Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться.

Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель. Посмотрите его вот здесь.

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает левое полушарие головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и решение головоломок, лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный курс по развитию мышления.

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и грамотному выстраиванию речи и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), ведение споров и тренировку интуиции.

Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

  • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, окружность», «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
  • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, что это за текст. Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
  • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность быстро переключаться с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

  • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
  • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
  • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
  • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
  • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
  • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их здесь и здесь).

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

  • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
  • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
  • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
  • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
  • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
  • Вспомните какую-нибудь поговорку или изречение, и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
  • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
  • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
  • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
  • Составьте список 100 своих жизненных целей.
  • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.
Читайте также:  МБР - что это, лучшие межконтинентальные баллистические ракеты мира

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – синектику и мозговой штурм. Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по этой ссылке.

В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

Развитие мышления: приемы, методы, упражнения

Часто приходится слышать, как люди сетуют на плохую память или жалуются на рассеянность. И, соответственно, ищут возможность улучшить процесс запоминания, развить свое внимание и наблюдательность. Но мне ни разу не приходилось слышать, чтобы кто-то сказал, что не умеет думать и хотел бы научиться мышлению. Это очень странно, ведь мыслительные способности важны в любой деятельности. Может, такое происходит, потому что мышление настолько ценный дар, что стыдно признаваться в его недостатке?

Можно ли развить мышление взрослого человека

Возможно, другой не менее важной причиной нежелания развивать мышление является убеждение, что у взрослого сделать это невозможно. А единственный путь стать хоть немного умнее – это накопление знаний.

Но эта точка зрения неверна. Развивать мышление у взрослого человека не только можно, но и нужно, а на одних знаниях далеко не уедешь. Информация, вне зависимости от ее объема, это только строительный материал для мышления. Каменщику недостаточно одних кирпичей, чтобы построить прекрасный замок, нужны еще навыки, умения, знание технических приемов и мастерство как сплав всего этого вместе взятого.

Можно, конечно, вспомнить утверждение разработчиков тестов интеллекта, что он с возрастом не меняется. Но мышление — это не совсем интеллект. Мышление — это деятельность, а любая деятельность требует освоения и формирования навыков. Процесс формирования мыслительных навыков не только обогащает человека новыми способами и приемами мышления, но и развивает, усложняет сам мозг.

Наш мозг — очень гибкий и чувствительный инструмент, который предназначен для постоянной активной работы. Эффективность и качество нашего мышления как раз от нее и зависят. Ведь в процессе работы мозга образуются новые связи между нейронами, усложняются нейронные сети, а значит, и развиваются способности к мышлению.

Итак, ответ на вопрос «нужно ли развивать мышление» очевиден. Остается разобраться, как это делать.

Развитие абстрактно-логического мышления

Логическое мышление считается высшей формой мыслительного процесса, хотя с этим можно и поспорить, так как творчество связано не с ним, а с образным мышлением. Но, так или иначе, логика необходима взрослому человеку для решения самых разнообразных проблем: от обыденных, житейских, до профессиональных и научных.

Что развивать

Логическое мышление основано на нескольких мыслительных операциях:

  • Анализ – это разделение единого целого на отдельные значимые элементы, осмысление структуры вещей и явлений, их системной организации.
  • Сравнение – сопоставление отдельных элементов системы, отдельных вещей и явлений с целью определить их сходство и различие.
  • Синтез – это переход от отдельных элементов к целому, объединение частей, часто связанное с их комбинированием в новом сочетании.
  • Абстрагирование – отвлечение от несущественного или переход от предметного мышления к мышлению с использованием абстрактных понятий (цифр, формул), замена конкретных образов отвлеченными понятиями.

Первые три основные операции можно проиллюстрировать распространенной детской игрой в цветную пирамидку. Ребенок разбирает уже собранную пирамидку и рассматривает ее колечки – это анализ. Затем в процессе сборки он сравнивает колечки по величине, иногда по цвету и форме – это сравнение. Потом собирает пирамидку из отдельных элементов – синтез. Так протекает мыслительный процесс на уровне доступного малышу наглядно-действенного мышления. А мы хотим развить логическое, поэтому будем совершать операции не с колечками и кубиками, а с понятиями.

Для логического мышления также необходима развитая речь, так как протекает это мышление в понятийной форме. Причем это касается не только устной, но и письменной речи, которая сама по себе более логична и упорядочена.

Как развивать

Логическое мышление основано на строгих законах и правилах, которые были разработаны еще античными философами, а логика всегда считалась искусством мышления. Теоретические знания хоть и полезны, но для развития недостаточны. Если вы их не знаете, то это не препятствие для развития. Тут более важна практика, освоение навыков. А навыки мышления, так же как и любые другие навыки, формируются в процессе тренировки. И для тех, кто хочет развить навыки логики, можно предложить несколько упражнений.

Упражнения по развитию логического мышления

Есть много способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи советуют больше читать. Причем не важно, художественную или научную литературу, главное – осмысливать прочитанное, записывать свои мысли, выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях. Хорошо помогают в развитии логики основанные на ней настольные и компьютерные игры, например, шахматы, шашки, морской бой и другие.

Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения.

Упражнение «Логические цепочки»

Это одно из наиболее распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Оно имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Его цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.

Вариант 1

Пример: даны два объекта — рыба и бутылка. Найдите, что их может связывать. В качестве возможных ответов можно предложить такие:

  • оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
  • и рыба, и бутылка связаны с водой;
  • если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
  • у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
  • оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.

Вы можете продолжить список дальше или выбрать новые объекты, проследив, чтобы они на первый взгляд были совершенно непохожи и не имели ничего общего (кошка и стул, мороженое и автомобиль и т. д.).

Вариант 2

Происходят два события, разделенные сравнительно небольшим промежутком времени:

  1. Со стола начальника фирмы падает на пол карандаш.
  2. В номере одного из южных курортов случается пожар.

Установите логическую связь между первым и вторым событием. Посмотрите, сколько промежуточных событий окажется в вашей логической цепочке. Попробуйте выстроить другую, где событий больше или меньше.

Если упражнение проводится в группе, то интересно будет сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между пожаром и ним.

Упражнение «Составление предложений»

Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью, оно вообще протекает преимущественно в понятийной и знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, эссе, заметки, вести дневник.

А у кого это не очень получается или жалко времени, можно начать с отдельных предложений. Но не простых, а объединяющих ничем не связанные понятия и объекты. Ваша задача не просто написать предложение, но так, чтобы оно выглядело вполне логично.

Выберем три объекта, максимально не связанные друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка с капучино». Теперь составьте фразу, которая бы логично объединяла эти объекты. Вот, например, такое предложение можно сочинить: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и плюхнулась прямо в мою чашку с капучино».

Попробуйте придумать свое предложение или выберите другие три объекта. Например: ножницы, акула, шашлык; книга, лимон, цирк и т. д.

Упражнение «Я скажу по-другому»

Это упражнение тоже на развитие вербального мышления, которое является основой логического. Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».

А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?

Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление.

Образное мышление и его развитие

Образным мышлением управляет правое полушарие головного мозга, там же находится и центр творческих способностей человека. Этим, в общем-то, и все сказано. Но проблема в том, что правое полушарие сначала опережает в развитии левое, и в возрасте 3-5 лет оно доминирует в мыслительной деятельности. Но потом активное развитие знаковой функции (речи, письма, счета) стимулирует развитие левого полушария, которое отвечает за абстрактно-логическое мышление. Активность правого полушария снижается, и образное мышление отходит на второй план.

«А как же творчество?» — спросите вы. Вот именно. Креативность, развитие творческого потенциала невозможно без операций с образами. Да и вне творчества это мышление нужно. С ним связана способность воспроизводить картины, звуки, запахи, движения, анализировать их, комбинировать, включать в мыслительную и предметную деятельность. Более того, доказано, что любой мыслительный акт начинается с рождения образов, да и протекает в тесной связи с ними.

Что развивать

Возвращаясь к вопросу о развитии образного мышления, определим, в каком направлении двигаться, какие свойства и качества нашей психики нужно развивать:

  • образную память;
  • операции с образами, их анализ, сравнение, комбинирование;
  • воображение, как способность создавать новые образы;
  • комбинаторную деятельность — умение сознательно и целенаправленно конструировать образы из элементов того, что хранится в памяти;
  • видеть скрытые от логического мышления качества и свойства вещей;
  • умение фантазировать.

Одним из наиболее эффективных способов развития образного мышления является занятие творчеством. Оно помогает постоянно поддерживать правое полушарие в тонусе, поэтому многие из упражнений содержат элемент творчества.

Упражнение «Воссоздание образов»

Большинство из нас озабочены накоплением знаний. Мы стремимся запоминать нужную информацию, имена, даты, цифры, правила. А часто ли стараемся запомнить и сознательно сохранять в памяти образы? Разве они менее важны? Например, образ осеннего парка в родном городе или лицо любимого человека, запах бабушкиных пирогов или звук морского прибоя. Ведь чаще всего то, что мы вспоминаем, это случайные обрывки впечатлений. Давайте попробуем изменить это и потренируемся воспроизводить образы.

Начнем с простого. Вспомните лицо близкого вам человека. Постарайтесь воспроизвести его в деталях, вспоминая каждый штрих, морщинку, родинку. А теперь представьте, что этот человек улыбается, грустит, хмурится, подмигивает вам.

Теперь перейдем к более сложным заданиям.

Представьте пять цветных предметов. Сначала пять красных, например, клубника, воздушный шарик и т. д. Потом пять оранжевых и так по всему спектру. Чтобы не запутаться, запишите по порядку эти семь групп предметов.

Представьте образ знакомого вам дерева (березы под окном, клена по пути на работу). Постарайтесь вспомнить его в деталях и обратите внимание, в какое время года вы видите это дерево. А теперь представьте, как изменится образ в другое время – осенью, зимой, весной, летом. Образ дерева можно заменить образом дома или улицы, реки или двора.

Вспомните и представьте разные звуки: 5 звуков природы (шум дождя, шорох осенних листьев и т. д.), 5 звуков города, 5 звуков, издаваемых животными, 5 звуков механизмов.

Вспомните и детально представьте какое-то событие (праздник, семейный ужин, совещание у начальника и т. д.). Постарайтесь вспомнить образы людей, мебели, утвари, стараясь представить и цвета, и звуки, и вкусовые ощущения, и запахи.

Упражнения «Фантастические образы»

Творческое воображение – это «высший пилотаж» образного мышления, поэтому потренируемся создавать новые образы. Из чего? А из всего, что есть в нашей памяти. Но для облегчения процесса возьмем какую-нибудь основу. Например, знак. Это атрибут логического мышления, тем интереснее использовать его для развития мышления образного.

Знак – это может быть цифра, буква или какой-то математический символ типа интеграла – абстрактный объект, он не существует в предметном мире. Но мы устраним эту несправедливость. Представьте, например, цифру 4 в виде материального и живого существа, наделенного своими особенностями, характером, привычками, предпочтениями. И сочините небольшой рассказ. Постарайтесь, чтобы образ четверки был максимально реалистичным. Подумайте, где она живет, что предпочитает на обед, с кем дружит, чем занимается.

Сначала это может показаться сложным и даже странным занятием. Но не сдавайтесь, это наше левое полушарие, возмущенное нелогичностью мышления, блокирует полет фантазии. Не давайте ему подавлять воображение, подключите его к работе. Что более логично для цифры 4? Какая деятельность ей более подойдет?

Также можно создать образ звука, например, шума пылесоса. Какой он – добрый или злой, теплый или холодный? А какого цвета звук пылесоса? Почему его боятся кошки? Может, они видят какое-то злобное существо? Как оно выглядит?

Игры с образами любят и дети, и взрослые, но это не просто игры, это очень мощный инструмент развития нашего мышления и психики в целом. Ведь все, что выходит за рамки скучной и серой обыденности, заставляет шестеренки нашего мозга крутиться быстрее. Не позволяйте им ржаветь без работы. Ведь еще средневековый философ Рене Декарт сказал: «Сogito ergo sum» — «Мыслю, значит, существую».

Ссылка на основную публикацию