Как правильно выбрать профессию школьнику (старшекласснику) - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как правильно выбрать профессию школьнику (старшекласснику)

Как правильно выбрать профессию

Ошибки при выборе профессии

Подмена выбора профессии выбором вуза, а еще чаще ЕГЭ – частая ошибка старшеклассника. Наметив желаемую специальность лишь приблизительно, будущий абитуриент (часто вместе с родителями) приступает к поиску учебного заведения, курсов подготовки и репетиторов, не имея точного представления о профессии. Если выпускник боится экзаменов, он сдает те предметы, которые ему давались легче всего. А уже по имеющимся оценкам начинает искать место в вузе.

Не каждому удается выбрать профессию для себя раз и навсегда. По мере наработки опыта, происходит переосмысление собственной деятельности. Критически осознается польза работы для людей, ее доходность и то, приносит ли она удовлетворение. В процессе жизни приобретается другая специализация либо кардинально меняется сфера занятости, иногда это бывает связано с общей неблагоприятной ситуацией в профессии.

Рассмотрим другой случай, когда еще в ходе учебы студент понимает, что учится не той специальности, которую он бы хотел постичь. Следовательно, выбор сделан неправильно. Осознание, что ошибся, может прийти достаточно поздно, на старших курсах. В результате человек бросает начатое либо доучивается без интереса, но идет работать не по специальности.

Почему так происходит? Возможные варианты:

  1. Изменение системы ценностей, взглядов на мир в процессе учебы (например, будущий финансист вдруг осознает, что для него имеет смысл только то, что делается своими руками, а цифры на бумаге, которыми приходится оперировать, не вызывают восхищения).
  2. Увлечение какой-то другой профессией, сферой деятельности.
  3. Понимание, что не получается быть успешным студентом, хорошо учиться.
  4. Разочаровывающее столкновение с буднями профессии. Например, студент-педагог, впервые попавший на практику в школу либо детский сад, вдруг понимает, насколько его раздражают и не интересуют дети.

Иногда идея сменить специальность вызвана внешними причинами, например, изменением ситуации на рынке труда в ходе обучения студента в вузе: резкое падение востребованности профессии либо снижение уровня зарплат и пр.

Существует риск не угадать с будущей специальностью, когда институт или профессия избраны под влиянием родственников или друзей. Но даже в той ситуации, если профессия подобрана самостоятельно, она не всегда бывает правильной. Во втором случае причин ошибки может быть множество. Это и поиск должности только по степени ее престижности или по величине зарплат в этой сфере, и романтическое представление о работе, далекое от реального положения дел. Будущий студент также может путать интерес к конкретному школьному предмету или хорошее отношение учителя с реальной задачей приобретения специальности. А поступающие на педагогические или психологические факультеты могут, даже не осознавая этого, руководствоваться в выборе желанием решить собственные проблемы.

Правильный выбор – в полевых условиях

Что же делать? Первейший и самый главный совет в ситуации выбора профессии – как можно больше практики, еще до поступления в вуз, в старших классах школы.

Очень часто школьник посещает курсы и ездит к репетиторам, упуская возможность непосредственного знакомства с профессией. Старшеклассник, уже начавший получать опыт работы по специальности, поступив в вуз, может совмещать учебу с частичной трудовой занятостью. Из института он выйдет не просто с дипломом, а уже имея неплохой стаж профессиональной деятельности.

Для всех возможна и полезна разная практика:

  1. Если интересует работа с людьми (педагог, психолог и т. д.), то важно попробовать себя в ней. Можно участвовать в волонтерской программе, выездном лагере, помогать в детском или социальном центре.
  2. Если хочется стать врачом, то всегда можно предложить свою добровольную помощь в качестве санитара, чтобы понять, как он себя чувствует в больнице, и посмотреть на реальные будни медицинских работников.
  3. Если интересны финансовые специальности, практику можно получить в игровой форме, посещая различные бизнес-занятия для молодежи (информацию о подобных мероприятиях очень легко найти в Интернете).
  4. Если интересны технические, инженерные специальности, то всегда можно поработать в подмастерьях на заводе или фабрике. Инженер с высшим образованием выполняет проектную и надзорную функцию, но узнав основы профессии, ощупав руками то, что впоследствии нужно будет внедрять, с задачами посложнее окажется гораздо легче справиться.
  5. Интерес к творческим профессиям (художник, актер, писатель, музыкант и прочее), зарождается в ребенке с пеленок. Приобрести практику и разобраться с возможностями очень просто. Начиная с младших классов можно участвовать в школьных постановках, играть на концертах, показывать свои произведения другим людям. Высокая профессиональная оценка – хороший толчок в творческое будущее.

Если есть знакомые или родственники, работающие по интересующей специальности, то нужно активно расспрашивать их о профессии. Желательно посетить с ними место работы (если это позволено), поприсутствовать на обсуждении вопросов с коллегами либо попросить для выполнения небольшое задание.

Будущему студенту важна как можно более ранняя встреча с профессией и реальное представление о конкретном виде деятельности. Когда человек уверен в выборе, знает, что занимается своим делом, полон энтузиазма и стремления развиваться, творчески подходит к делу, он обязательно станет профессионалом. Это значит, что специальность выбрана правильно.

Автор текста: Елена Плотко, психолог-консультант

8 советов родителям, как помочь своему ребёнку выбрать профессию

Не все школьники способны прочитать обязательную программу по литературе, а мы хотим, чтобы они выбрали дело на всю жизнь. Родителям надо подсказать выпускнику, куда идти учиться, при этом не испортить ему будущее.

Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, — опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

Нормальное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Ребёнок должен выбрать профессию сам.

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер — вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.

Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.

3. Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

Мои родители — преподаватели. Заклинали не идти в педагогику, ну я и не пошла.

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

Читайте также:  Гибернация - что это, как включить режим гибернации и зачем он нужен?

4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

Конечно, переезд ребёнка в другой город — это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

5. Забудьте про тесты профориентации

Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования — безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

Стандартная логика: хорошо даётся математика — иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература — на филолога, ничего не нравится — тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

8. Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».

После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное — получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Чек-лист заботливого родителя

Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

  • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
  • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
  • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
  • Дать максимум информации о разных профессиях.
  • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
  • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

А вам родители помогали с выбором?

Профориентация школьников, или Как помочь ребенку с выбором профессии?

Выбор будущей профессии — очень ответственное занятие. Настолько ответственное, что профориентация не сходит со страниц интернет-изданий, посвященных образованию и воспитанию. Что должно делать государство? Что делать школе: какие уроки вводить и с какого возраста? Эта статья написана для учителей и родителей и посвящена не вопросу выбора, но вопросу поддержки. Как подготовить школьника к планированию будущей карьеры так, чтобы было комфортно в первую очередь ему?

Статистика такова, что среди выпускников и школьников процент тех, кто не имеет представления о будущей профессии, велик: от 30 до 55. В конце прошлого века государство отказалось от каких-либо гарантий в сфере трудоустройства. Хорошо это или плохо — решать вам, нам же стоит отметить, что современную востребованность диктует рынок. Но ведь экономистов, менеджеров, юристов сотни тысяч, как и рабочих мест…

Итак, вы сели за стол и готовы обсудить с ребенком его будущее. «Господи, будет плохо учиться — пойдет работать дворником, — думает про себя обеспокоенная мама, – лучше бы в экономический пошел…» Итак, если вы подходите к этому разговору с такой позиции, прежде чем читать дальше, уясните — она неправильная. Удачно складывается профессиональная деятельность не только у тех, кто пошел в престижный вуз, корочка МГУ еще не дает гарантий трудоустройства. Куда больше шансов устроиться на работу мечты у активных, креативных и горящих желанием. Согласитесь, быть креативным в профессии, которую вы не любите, — сложно, если не невозможно. Мы подходим с вами к первому ответу на вопрос «Как помочь ребенку определиться с профессией?».

Ответ 1. Пусть выбирает по любви

Уважаемые родители, успех зависит от упорства и любви. Чтобы преуспеть в деле, оно должно быть любимым или хотя бы нераздражающим. Вы хотите, чтобы ваш ребенок летел на любимую работу или еле тащился на ненавистную? Если выбор за первым вариантом, то необходимо придерживаться следующих правил.

Правило 1. Ребенок — это не вы

Плохо, когда родители пытаются воплотить в ребенке собственные мечты. Если папа всю жизнь хотел быть физиком, но не поступил в Бауманку, это не значит, что надо тащить туда сына или дочь. Конечно, мы с вами желаем нашим детям только добра, но школьник — это не вы, более того, ситуация в мире совсем другая и, если раньше были нужны люди одной профессии, то к тому моменту, когда ваш ребенок окончит школу, все может измениться.

Правило 2. Начинайте заранее

Нельзя выбрать профессию, ткнув пальцем в атлас востребованных профессий, как бы хорош он ни был. Присмотритесь к увлечениям ребенка еще в младшем школьном возрасте. Что ему нравится?

Ответ 2. Начинать с младшего школьного возраста

Считать или писать сочинения? Рисовать или собирать конструктор? Присмотритесь и по возможности давайте ребенку информацию в этом направлении, создавая среду. Если долго сидит за компьютером — не бейте тревогу, а запишите на курсы программирования. Увлечение вполне может стать любимой работой.

Правило 3. Выбираете не вы

Если школьник будет считать, что профессию выбрали ему вы, у него появится к ней отторжение. Особенно это будет заметно в подростковом возрасте, когда «отделение» от родителей выступает в роли рефлекса. «Когда ты что-то делаешь для себя, ты делаешь это хорошо» — знаете поговорку? Вот и ребенок, выбравший вуз или предмет сам, будет посвящать ему время с большим удовольствием.

Правило 4. Личность

Профессия — это не только знание определенных предметов. Если у вашего сына в школе по математике 5, равно как и по информатике, но он просто ненавидит долгую работу и боится совершать ошибки, то профессия программиста может не прийтись ему по душе. Если ваша дочь выигрывает олимпиады по обществознанию и собирается идти учиться на адвоката, но панически боится публичных выступлений, ее тоже стоило бы или отговорить, или дать ей возможность получить подобные компетенции. Обязательно обсудите подобную ситуацию с ребенком.

Читайте также:  Самые продаваемые товары в Интернете

Ответ 3. Профессия должна подходить характеру

Правило 5. Дни открытых дверей

Ходите на них как можно чаще, показывайте ребенку экспертные статьи (подростки, увы, доверяют общественному мнению больше, чем родительскому), в младшем возрасте ходите вместе на мастер-классы или научные шоу. Более того, делайте это заранее, а не в последний год обучения. Подросток в 11-м классе больше всего занят ЕГЭ, и ему кажется, что больше в мире ничего не существует, так что можете смело начинать класса с 8-го.

Ответ 4. Ходить на дни открытых дверей

Каждый раз, придя в вуз, спрашивайте своего ребенка: «Что ты думаешь по этому поводу?» Если школьник не думает ничего (такое тоже бывает — подростковый инфантилизм), то, прежде чем читать лекцию, спросите: «Ты хочешь знать мое мнение?» И вот тогда можете начинать с плюсов и минусов учебного заведения.

Ответ 6. Начните с общего

Лучше выбирать не конкретную профессию, а область. Постепенное сужение круга вариантов до избранного места работы создаст условия для выбора. Учитывайте, как мы уже сказали, характер ребенка, его качества и любимые предметы. Например, вы с сыном выбрали сферу IT. Дайте ему возможность узнать больше о программировании, разработке приложений, быть может, ему нравится чинить технику или продавать интернет-услуги, писать сайты — пусть увидит сферу во всем ее многообразии.

Ответ 7. За компанию

Классика кинематографа — поступить в вуз «за компанию». Школьник очень зависим от мнения сверстников, что имеет две стороны. Белая: ему будет не так страшно поступать. Черная: он не выберет профессию, которая ему нравится, просто потому, что это не модно или не престижно.

Поговорим о белом варианте. Минимум за год до поступления предложите школьнику найти кружок по интересам — такое мини профессиональное сообщество единомышленников, пусть познакомится с будущими абитуриентами. Сейчас много курсов, а в школах до сих пор действуют «Школа юного журналиста», «Исторический клуб» или подобные организации.

Поговорим о черном варианте. Бороться с друзьями подростка бесполезно, так вы только настроите его против себя. Лучше сесть и поговорить по душам, расспросить, что именно нравится ребенку и правда ли это его мнение.

Ответ 5. Клубы по интересам

Ответ 8. Востребованность профессии

Переворачиватель панд в зоопарке — это, конечно, мечта, но… После того как школьник радостно заявил вам, что выбрал, зайдите с ним вместе на сайты по поиску работы и подумайте (опять же вместе), какие перспективы карьерного роста предлагаются по данному направлению. Готов ли ваш ребенок отучиться в медицинском, а потом еще и пройти интернатуру, а потом — курсы повышения квалификации? Об этом тоже надо подумать заранее, но ни в коем случае не пугать школьника фразами «ой как страшно…» и «ой как сложно…».

Закончим тем, с чего начинали: пусть выбирает по любви, просто покажите ему обе стороны медали.

9 сентября в 15.25 смотрите на нашем сайте лекцию психологов Галины Тимошенко и Елены Леоненко «Как узнать, каким станет ваш ребенок во взрослой жизни». Лекция состоится в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки (ММКВЯ), которая будет проходить с 6 по 10 сентября на ВДНХ.

Статья подготовлена совместно с Национальным ресурсным центром наставничества «Ментори» (проект «Рыбаков Фонда») *С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Как правильно выбрать профессию школьнику (старшекласснику)

Мы сейчас в седьмом классе, но я периодически спрашиваю сына, кем бы он хотел стать, какую профессию выбрать. Ведь важно определиться в жизни.

Спасибо за советы как выбрать профессию школьнику. Для многих это не такой легкий выбор.Пусть ваши советы станут им полезными.

Это очень важный выбор и детям нужно всячески помочь в сложном выборе. Конечно же нужно выслушать мнение самого ребенка.

Спасибо за рекомендации данные в статье. Мы со старшим сыном тоже в этом году столкнулись с таким вопросом. Но однако ж столько препятствий может быть на пути подростка что выбирать в итоге не с чего. Сейчас в основном принимаю везде по среднему баллу аттестата. Куда сын хотел — не прошел по балам, как оказалась группа набралась очень сильная, почти одни отличники и хорошисты. А куда в итоге был зачислен — будет вредить здоровью, да профессия не любимая, хотя перспективная. (такие рабочие везде требуются). Но мы решили так — пусть заканчивает, а потом на заочно идет на ту специальность куда хотел. Нам сказали, что смысл есть, так как на заочное обучение той специальности неохотно идут, поэтому места будут).

Вот у меня еще дочка подрастает, сейчас в 8м кл, после 9го будем тоже поступать. Но пока тоже не определились с будущей профессией.

Пожалуйста Нина. А к своей мечте можно идти разными путями. Почему бы и не через заочный?

Для самоопределения ребенка можно в старших классах поездить с ним на дни открытых дверей в разные учебные заведения. Это очень полезно. Конечно, надо знать склонности, таланты своего ребенка, чтобы ездить в наиболее подходящие уч.заведения.

Согласна Екатерина. Только лучше бы сначала не на дни открытых дверей, а на экскурсии по профессии. Вот этого сейчас не хватает. От школы водят только на рабочие специальности, а это не всем интересно.

Детям выбрать профессию очень сложно, даже взрослые порой не смогут ответить, кем же они хотели бы работать на самом деле. Многие не любят свою работу, но ходят на нее, а сменить род деятельности тоже не могут решиться. Очень полезные советы даете, что бы помочь с выбором профессии.

Ирина, я поэтому и советую поработать для начала со своими любимыми и нелюбимыми видами деятельности. А потом на их основе выбирать профессию и учебное заведение. Такой метод дает очень хороший результат. Опробовано на знакомых и их детях-старшеклассниках.

У нас уже 11 класс и сделали выбор в мед.институт. Будем надеяться, что все получится.

Обязательно покажите. А рабочие профессии сейчас ничем не хуже, а по оплате чаще даже превосходят офисные специальности. Главное, чтобы нравилось! Если руки из правильного места, то это и для жизни пригодится. У меня подруга начинала с техникума, научилась чинить телевизоры. Потом окончила педагогический и сейчас работает в администрации школы. Знания лишними не бывают.

Маша, для начала мы научить своих детей и внуков когда они ещё были школьниками тому, как прокормиться на своей землице при собственном доме, построенном так же при их участии.

В тяжёлые времена наше семейство этим и спасалось, но поддерживали и другие варианты заработка и прфессии, которые пришли к ним по личному желанию.

Виктор, я думаю. что это наилучший вариант! Но не у всех есть кусочек своей земли, а многие забыли свои дачные участки. В перестройку многие кормились со своей земли. И все же, чем больше умеет человек, тем проще ему будет в изменяющемся мире.

Маша, после собственного освоения не только подарили компьютер семье сына, но и научил внуков сначала помогать вести мой блог, а потом завели каждому из них.

Виктор, мы с вами идем похожими путями. Сын тоже мне помогает с блогом. Во многом сам блог-его заслуга. Я учу его, а он меня.

Когда моему племяннику было семь лет, он мечтал стать плотником. Прошло лет пять, а мечта племянника все осталась та же, хотя его отец доктор математических наук, а мать преподаватель фортепиано. А откуда взялся плотник? Плотник тоже был как раз тогда, когда племяннику было семь лет, а на даче шло строительство. Так вот этот плотник своим искусством покорил мальчика и его родителей, которые все-таки не разделяли мечту сына. Сейчас он большой, в десятом классе. Но вот с выбором будущей профессии у него туговато: нравится то одно, то другое. Прикипеть к чему-то одному пока не получается.

Сложный вопрос, но нужно исходить из интересов ребенка, и к чему у него есть тяга. С выбором всегда трудно, тем более детям.

Читайте также:  Как поступить в школу в 2018 году: правила регистрация и документы

Трудно, но лучше помочь выбрать то, что будет по душе долгие годы.

Очень сложный вопрос — выбор профессии. Конечно, тут нужно учитывать и востребованность, и свои наклонности и способности. А часто бывает так, что интересы со временем меняются и приходиться осваивать что то новое.

Ольга, а знаете, я думаю очень хорошо, что сейчас приветствуется переход на новое место работы через несколько лет. Хуже было в советское время: ни работу официально совместить, ни другим делом заняться — летуном заклеймят. Я в течение всего трудового стажа года не проработала, занимаясь только одним делом. Всегда чему-то еще учусь. По другому просто скучно. И это хорошо, что сейчас молодежь может попробовать себя в нескольких профессиях. Главное, чтобы это нравилось и было по-душе.

Поменьше слушать родителей в выборе специальности. Меня вот буквально заставили поступать на не интересную мне специальность. В итоге годы мучений и не пригодившийся диплом.

Можно и не слушать, но лучше прочитать статью. Там не написано, что родители навязывают свое мнение.

Ой, какой же это сложный вопрос-выбор профессии. Я со своей стороны ни как не влияла на выбор дочери, думая, что будет лучше, если это будет именно ее решение.

Думаю, Лидия вы правы. Если и будут ошибки у наших детей, они никого не будут в них винить. Мы можем только помочь разобраться, чего им больше хочется.

8 способов помочь школьнику правильно выбрать профессию

8 способов помочь школьнику правильно выбрать профессию

Совершенного способа, как выбрать самую подходящую профессию, пока не разработано. Но возможности хоть как-то понять, что вам близко и в чём ваше призвание, всё же есть. Руководитель Центра довузовского наставничества, кандидат психологических наук Елена Серпионова подготовила подробный разбор плюсов и минусов всех видов профориентационных услуг в России.

Лекторий со специалистами

Публичная встреча для старшеклассников со специалистом из интересующей их сферы, который рассказывает о плюсах и минусах профессии, сути работы, отвечает на вопросы.

Плюсы

  • Можно услышать о повседневных задачах профессии непосредственно от специалиста.
  • «Зарядиться» историями профессионального успеха.
  • Задать вопрос напрямую специалисту.

Минусы

  • Несистемное, разовое мероприятие по принципу «одна встреча — один специалист». Нет отлаженной обратной связи: возможность задать вопросы, накопившиеся и осознанные уже после встречи, не предусмотрена.
  • Построено по принципу «слушай, как это происходит» — нельзя попробовать себя в деле, нет пространства для личной активности.
  • Риск выбора профессии из-за возникшей сиюминутной очарованности профессионалом.
  • Политизированность встреч. Если встречу проводит конкретный вуз, то ему выгодно, чтобы было прорекламировано именно их учебное заведение. Если встречу проводит конкретное предприятие, то ему важно, чтобы именно к ним пришли потенциальные работники. Поэтому «подвал» профессии не будет озвучен («Не пугайте детей! А то работать не придут!»).

Игровое профпогружение

Игровое профпогружение (в ролевых играх, игровых профориентационных парках — «Кидзания», «Мастерславль», «Кидбург») предусматривает, что участники проигрывают различные виды профессиональной деятельности, основные рабочие моменты, примеряют на практике профессию.

Плюсы

  • Носят более развлекательный характер, поэтому очень подходят детям до 14 лет.
  • Хорошо формируют общий кругозор и осведомлённость о профессиях.
  • Появляется личный опыт решения базовых задач профессии.

Минусы

  • Игровое профпогружение проходит под руководством психолога, реже кадровика, чаще всего — специалиста с педагогическим образованием, и никогда — реального специалиста из профессии. И это оправдано для разового посещения одной активности и более чем достаточно для детей и подростков до 14-15 лет. Но для тех, кто старше, нужно что-то посерьёзнее.
  • Опыт разовый. Если придёте второй раз — задания останутся прежними.
  • Нет системы комплексной услуги, полного цикла сопровождения выбора профессии.
  • Рабочие зоны профессий всегда хорошо и красиво оформлены. И это может укрепить ложный образ об условиях труда, которые в реальности бывают далеко не такими комфортными.

Тренинговое профпогружение

Групповые программы, которые позволяют участникам погрузиться в самые разные ситуации, возникающие в процессе работы. Здесь можно соотнести свои потребности и возможности с реальными специальностями.

Плюсы

  • Можно обнаружить у себя и затем развивать навыки, необходимые для решения задач будущей профессиональной деятельности.
  • Тренеры — не только психологи, но и реальные специалисты (эксперты-профессионалы).
  • Родители получают резюмирующую обратную связь по итогам пропогружения (не всегда, это нужно уточнять отдельно).
  • Можно получить рекомендации по развитию профессиональных навыков от специалиста.

Недостатки

  • Это всегда массовые групповые занятия.
  • Проходит вне предприятия.
  • Не всегда учитывает личную предрасположенность ребёнка. Например, вы считаете, что лидерские качества нужно тренировать во что бы то ни стало. И вам лично они очень помогают преуспеть. Но не факт, что именно этот задаток есть в вашем ребёнке. И из этого совсем не следует, что раз этого задатка нет, то надо его искусственно выращивать.

Профкурсы и довузовское обучение

Представлены в разных видах обучающих активностей: от летних программ и каникулярных интенсивов до систематических еженедельных занятий в школах при вузах со специалистами факультетов.

Достоинства

  • Вы будете знать, что предстоит изучать при получении специальности в вузе, сможете оценить, насколько у вас усваивается эта информация и примерите «профессиональный язык».
  • Даже если не выберите эту специальность, то, скорее всего, получите интересную и ценную информацию. Мало ли где пригодится.

Недостатки

  • Политизированность. Если обучение проводит конкретный вуз, а не независимый центр, то ему выгодно, чтобы участники пришли учиться именно к ним.
  • Обучение приближено к вузовской программе и может быть сложным для старшеклассника.

Виртуальные экскурсии

Экскурсии делятся на виртуальные в нон-стоп режиме и традиционные экскурсии на 1,5-2 часа на производстве и в компании.

К виртуальным экскурсиям можно отнести специально снятые фильмы о профессиях, видеосюжеты с производств, а также видеоэкскурсии в формате 3D и в онлайн-режиме прямо с предприятия, где идёт запись рабочего процесса.

Достоинства

  • Можно увидеть реальный процесс производства или отрывки из рабочего дня специалиста.
  • О рабочих задачах профессии можно узнать прямо из дома, со своего телефона в любое удобное время, бесплатно.
  • Возможность возвращаться и пересматривать сюжеты.

Недостатки

  • Нет обратной связи. Нельзя задавать вопросы специалисту, выполняющему увиденную работу.
  • «Подвал» профессии не раскрывается. Для видеосюжетов выбраны лучшие интерьеры, технологически совершенные производства, по которым ходят нарядные работники.

Традиционные экскурсии

Достоинства

  • Наличие экскурсовода, а значит, будет кому задать вопросы.
  • Можно наглядно ознакомиться с требованиями профессии, с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда и его условиями. Понаблюдать за работой специалиста.
  • Если экскурсовод профессиональный, то у школьника обязательно сформируется интерес и уважение к истории предприятия, профессионализму работников, значимости и качеству выпускаемой продукции.

Недостатки

  • Наблюдения больше, чем участия.
  • Может не повезти с экскурсоводом (например, сухость, схематичность, поверхность изложения).
  • Типичные ошибки при проведении экскурсии: плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового), экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только условиям работ), использование специальных терминов без объяснения их значения.

Профориентационное тестирование

Психологическая диагностика позволяет исследовать способности и личностные особенности школьника на специальном компьютерном оборудовании. После исследования проходит беседа с психологом.

Достоинства

  • Можно узнать о предрасположенностях ребёнка к разным видам деятельности. Происходит всесторонний психологический анализ личности, интеллекта, склонностей, ценностных ориентаций.
  • По результатам даются списки профессий, соответствующие выявленным интересам и способностям учащегося.
  • Разработано учёными, научно-исследовательскими коллективами на основе одобренных в научном сообществе теорий.

Недостатки

  • Влияние сиюминутных факторов вроде настроения на результат тестирования.
  • В некоторых опросниках на результат влияет то, насколько подросток хорошо сам себя знает. Часто бывает так, что школьники не понимают значения слова в вопросе, но не признаются в этом.
  • При самостоятельном тестировании (без психолога) велика возможность ошибиться, неверно трактуя полученные результаты.
  • Интерпретация результатов сильно зависит от профессионализма эксперта-психолога.
  • Срез с человека в статике. Предполагается, что выявленные особенности относительно постоянны и пробудут со школьником всю оставшуюся жизнь. Отчасти так и есть, но человеку свойственна изменчивость, особенно в юном возрасте.
  • Нет мониторинга эффективности. Пока мне известен только один из психодиагностических центров страны, который позаботился о том, чтобы отследить, поступил ли клиент по рекомендованной в результате теста специальности в вуз и хочет ли работать по специальности. Это был профориентационный центр при МГУ.

Довузовское наставничество

В нашей стране практически отсутствует довузовская практика знакомства с профессией «на собственной шкуре», реализованная в форме наставничества. Это самостоятельное и систематическое погружение в профессию вместе с опытным и практикующим в ней специалистом.

Ссылка на основную публикацию