Как написать введение для диплома: структура особые требования объем и образец - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как написать введение для диплома: структура особые требования объем и образец

Пишем введение к дипломному проекту: важная информация с примерами

Любая дипломная работа начинается с введения, а заканчивается заключением. Следует помнить, что введение — первое, с чем будет знакомиться научный руководитель и члены комиссии. Введение — это как предисловие к книге. Перед многими студентами встает вопрос, о чем писать во введении и как правильно оформить его.

Введение должно отражать основную цель всей ВКР, а также, в соответствии с этой целью, должен писаться список задач и методы, которыми данные задачи будут решены.

Написать введение к дипломной не сложно, если выпускник ознакомился с методическими рекомендациями, которые есть на каждой кафедре. Часто требования разных вузов отличаются, поэтому методические материалы так важны для изучения.

Введение к диплому и его структура, как написать?

Введение к диплому, несмотря на особенности методических указаний каждого вуза, имеет одинаковую структуру и включает несколько основных частей:

  • постановка цели и задач исследования;
  • обоснование актуальности работы и ее значимости с точки зрения науки и практики;
  • формулирование предмета и объекта дипломного исследования;
  • перечисление методической основы проекта;
  • постановка гипотезы исследования.

До того, как будущий дипломированный специалист начнет работу над дипломом, необходимо обсудить все аспекты с научным руководителем. Часто преподаватели идут навстречу и, если прямо спросить, как грамотно и правильно написать введение в дипломной работе, указывают на то, что нужно написать: базовые части работы, параграфы, разделы, включая краткое содержание или основную мысль.

Далее необходимо подробно рассмотреть все перечисленные элементы введения.

Ставим цель и задачи

Цель выпускного дипломного исследования способствует пониманию того, чего желает достичь студент с помощью своего исследования, то есть его конечный результат.

С помощью задач происходит поиск путей для того, чтобы достичь основной цели. Чаще всего каждой задаче посвящается отдельная глава работы. Студенту понадобятся следующие слова: определить, исследовать, раскрыть, разработать, выявить, провести анализ, систематизировать, и др.

Чаще всего, чтобы написать введение к диплому понадобится от 4 до 5 задач.

Определяем актуальность и значимость работы

В первую очередь, студент описывает тему работы и формулирует ее актуальность. Это помогает определять степень современности, важности, жизненности и насущности рассматриваемой темы или проблемы.

Таким образом, с помощью формулирования актуальности все аргументы приводятся в пользу того, по какой причине важно проведение исследования по рассматриваемой тематике.

Что касается объема этой части, то она не должна быть больше 1,5 листов.

В случае, когда студент не может самостоятельно сформулировать мысли по актуальности своей работы, то в помощь придет следующий пример: актуальность темы диплома имеет отношение к огромному распространению рассматриваемого феномена (проблемы, вопроса). По этой причине появляется острая потребность в разработке дополнительных рекомендаций или мероприятий в области совершенствования работы в данном направлении.

Если рассматривать научную новизну, то ее можно определить в соответствии с характером и сутью выбранной темы. Формулировка научной новизны происходит по-разному, когда пишется теоретический диплом или диплом с практической направленностью.

Научную новизну теории определяют тем новым, что студент может внести в исследуемую проблему. В дипломе с практической направленностью новизну можно определить посредством полученных впервые результатов, обновленных данных в сложившихся раньше научных представлениях.

Практическую значимость можно выявить из научной новизны. Именно она вызывает необходимость написать всю дипломную работу. Выявление практической значимости означает определение результатов, которых должен достичь студент.

Постановка предмета и объекта исследования

Для студента очень сложно разграничить понятия «объект» и «предмет» исследования. Если же он раньше писал курсовой проект, то с данными понятиями уже приходилось сталкиваться.

Объект включает определенную область, явление, которое существует, не зависимо от того, кто проводит его исследование.

Предмет включает важнейшие особенности или свойства объекта.

С помощью предмета исследования в любой контрольной, курсовой, дипломной или диссертационной работе отражается, каким образом познается объект. Каждый объект может включать в себя не один предмет исследования.

Например, объектом исследования можно считать группу людей или человека. В этой ситуации предметом исследования может быть определенная часть тела (например, сердце). Также есть большое количество других предметов (другие внутренние органы, нервная система, работа печени и др.), но здесь нас интересует только сердце или сердечная система.

Перечисляем методы исследования

Методы исследования представлены способами познания объекта. Вне зависимости от тематики и области в любом дипломе необходимы такие основные методы, как анализ нормативно-правовой документации, анализ источников литературы и документов.

При написании дипломного исследования можно использовать следующий перечень методов:

Правило постановки гипотезы в дипломном проекте

Гипотеза дипломного проекта состоит в предполагаемом результате, которого студент желает достичь с помощью самого написания проекта.

Гипотеза выражается определенным образом: данной цели можно добиться с условием, что. ; исследование будет эффективным при существовании. ; создание инструмента способно обеспечить. и др.

Как написать введение в дипломной работе: образец и советы специалистов

Поскольку многие студенты ищут информацию о том, как написать введение к дипломной работе, мы собрали в этой статье самую актуальную и важную информацию. Основные аспекты состоят в следующем:

  1. Во введении важно отразить ссылки на цитаты известных авторов, которые, так или иначе, исследовали выбранную тему. Наряду с оформлением цитирования, исследование студента в обязательном порядке должно включать что-то новое, элемент творческой мысли, то есть то, чего не удавалось ранее другим авторам. За основу можно взять тот факт, что ни один из авторов, ранее исследовавших проблему, так и не смог в полной мере решить ее. Практически по каждому вопросу существуют спорные моменты, отразить которые студент может в своем проекте.
  2. Необходимо правильно сформулировать методы проводимых исследований на выбранную тему. Большинство выпускников сталкиваются со сложностями в выполнении этой части введения. До настоящего времени нет единой системы методов, которая бы универсально подошла для любой ВКР. Но часто методология совпадает, так как используются метод анализа и синтеза, сравнение и обобщение, анкетирование, классификация, расчетный метод.
  3. Создать акцент на практической значимости проводимого исследования. Студент отражает, в каких сферах можно использовать результаты исследования и рекомендации. Правильное написание этой части отражает компетентность студента и его хорошую подготовку.

Рассмотрим на примере шаблона, как писать введение в дипломе:

Какой должен быть объем введения в дипломе?

Если на кафедре нет определенных требований к объему введения в дипломе, то существуют стандартные нормы:

  • объем введения по стандарту от 2 до 4 страниц;
  • максимальный объем введения для дипломной работы — 5 страниц.

В этих 3-4 страницах текста студент должен вкратце и по делу осуществить описание основных аспектов работы.

Когда студент настолько подготовлен, что может написать введение к дипломной работе или весь диплом сам, это просто отлично! Тем не менее, многие хотят получить помощь от тех, кто сможет. В этом случае студент освобождает массу времени и сил на более важные дела. Ведь часто студенты жалуются, что исследование так и не пригодилось им в будущем.

Блог Студланса о студлансе!

Курсовые / рефераты / решение задач

Доступные цены! Сроки от 1 дня!

Как написать введение дипломной работы? (Пример написания введения о волшебных палочках из карельской берёзы)

Студенты делятся на две части: одни считают, что написать введение к диплому – проще простого, другие – что легче слетать на Марс. Вторых, как вы понимаете, больше. Цель, задачи, гипотеза, актуальность, предмет, объект, научная новизна – это же рехнуться можно! Многие дипломники даже уверены, что проще написать всю основную часть дипломной работы, чем одно введение.

По объёму введение – примерно 10% от дипломного исследования, а сколько мороки… Неудивительно, что некоторые студенты, самостоятельно написавшие почти весь диплом, заказывают введение у студлансеров.

В чём главные трудности самостоятельного написания этого структурного элемента дипломной работы?

  • Нужно строгого следовать правилам написания введения. Каждый блок регламентирован. Шаг влево, шаг вправо – доработка или недопуск к защите.
  • Надо разобраться в том, чем предмет отличается от объекта, цель от задач и т. д., не запутаться в терминологии.
  • Списать из учебника, монографии или чьей-то статьи введение не получится, всё сам-сам, своими мозгами.

Как же пишут введение для дипломной работы те студенты, что не видят в этом деле никакой сложности? Они что, знают какой-то секрет?

Да, знают. На самом деле, если хорошенько разобраться в правилах написания введения, становится ясно: нет тут ничего сверхсложного.

Все введения пишутся по одному шаблону (с некоторыми вариациями, зависящими от специальности, факультета, кафедры). Взяв одно введение дипломной работы за образец, можно успешно написать сотню. Профессиональные студлансеры шлёпают введения просто на автомате.

Ну что, давайте разбираться, как писать введение в дипломной работе!

Главный принцип: сначала основная часть, потом введение

Хотя введение является первым элементом дипломного исследования, начинать написание работы с него не стоит. В процессе написания диплома многое может поменяться, даже формулировка темы может быть подкорретирована. Это значит, что введение тоже придётся переписывать, так как оно должно соответствовать основной части, а не болтаться сфероидом в вакууме.

Пример: Вы начали писать о волшебных палочках из осины, но в процессе сбора материалов поняли, что дело швах. Материалов мало, писать не о чем. Поплакавшись научному руководителю, вы получили разрешение писать о волшебных палочках из карельской берёзы.

Если тип дипломной работы предусматривает написание практической главы, во введении должна быть сформулирована гипотеза, с которой вы подходите к эмпирическому исследованию. Но при написании практической части вы можете получить выводы, опровергающие гипотезу. И что, вся работа насмарку? В заключении-то нельзя написать – мол, наша гипотеза не подтвердилась, но ничего, отрицательный результат тоже результат! За такой «вывод» вас дальше предзащиты не пустят.

Пример: Вы выдвинули гипотезу, что использование волшебных палочек из карельской берёзы вдвое эффективней, чем применение волшебных палочек из импортируемой древесины. Но эмпирическое исследование с треском разбило вашу гипотезу: волшебные палочки из красного дерева, палисандра и мербау работают точно также. Блин, чо делать-то?! Переформулируем гипотезу: использование волшебных палочек из карельской берёзы не менее эффективно, чем применение палочек из импортируемой древесины. Звучит не так громко, но вполне подходит для диплома.

Поэтому гипотезу умные студенты (при полном одобрении преподавателя) формулируют уже после того, как получены результаты эмпирического исследования.

Читайте также:  описание профессии архитектора: история особенности работа

Немножко нечестно? Зато результативно!

Содержание и структура введения дипломной работы

Структура введения строго регламентирована и напрямую вытекает из содержания, которое тоже подчинено стандартам.

Содержание введения в дипломной работе должно включать:

  1. Формулировку основной проблемы, которая вытекает из темы дипломной работы.
  1. Обоснование выбора темы дипломной работы. В этом пункте необходимо объяснить актуальность выбранной вами темы, ей значение для науки и практики.
  1. Характеристика степени изученности проблемы. На некоторых специальностях достаточно в паре абзацев обрисовать ситуацию с выводом о недостаточной изученности темы. Но ряд специальностей (например, история, философия) предполагают многостраничный обзор источников и трудов предшественников. Что требуется на вашей кафедре, можно (и нужно) узнать из методички.
  1. Дать определение предмету дипломного исследования.
  1. Дать определение объекту дипломного исследования.

* На некоторых специальностях пп. 4 – 5 не требуются. Опять-таки, сверяйтесь с методичкой.

  1. Сформулировать гипотезу дипломного исследования.
  1. Поставить цель написания дипломной работы.
  1. Перечислить задачи, стоящие перед вами.
  1. Представить основные методы, которые вы будете использовать в своём исследовании.

Учитывая требования к содержанию, регламентирующие, как писать введение в дипломной работе, пример структуры введения выглядит так:

  1. Проблема.
  2. Актуальность.
  3. Степень изученности.
  4. (опционально). Анализ источников первичной информации и научной литературы.
  5. Предмет.
  6. Объект.
  7. Гипотеза.
  8. Цель.
  9. Задачи.
  10. Методы исследования.

Методические указания конкретного факультета или кафедры могут вносить незначительные корректуры в этот шаблон. Некоторые пункты могут выпадать, отдельные блоки могут меняться местами. Но в целом введение, как конструктор «Лего», собирается из структурных блоков-кирпичиков.

И неважно, о волшебных палочках вы пишете или о новой методике бонусного премирования работников сферы гостеприимства.

А теперь давайте-ка остановимся подробней на структурных элементах. Ибо, как показывает практика, студенты часто впадают в ступор и даже коматоз, пытаясь доказать актуальность исследования и разобраться в отличиях между объектом и предметом, целями и задачами.

Актуальность темы исследования

Чтобы обосновать выбор темы, нужно доказать её актуальность. «Да взял, чё дали» или «Потому что тема понравилась» – это, как вы понимаете, не обоснования.

Лайфхак для тех, кто обосновывает актуальность дипломной работы. Простейший способ сформулировать обоснование – ответить на вопрос: почему эту проблему нужно изучать?

Если ваш диплом состоит из теоретической и эмпирической части, потребуется выполнить два этапа:

  1. Обосновать научной актуальность темы. Пример:показать, что свойства волшебных палочек из карельской берёзы недостаточны изучены вашими предшественниками.
  2. Обосновать практическую актуальность. Пример:указать на отсутствие широкой практики применения современными магами волшебных палочек из карельской берёзы.

Вы будете мегакруты, если сможете впилить немного общественно-политической актуальности. Например, в рассматриваемом примере можно указать на актуальность внедрения в магическую практику волшебных палочек из карельской берёзы в свете наметившейся тенденции развития импортозамещения.

Чтобы выдать качественное обоснование актуальности изучаемой проблемы, следуйте этому алгоритму:

  • Проанализируйте степень разработанности проблемы в теории, укажите на недостаточно изученные аспекты.
  • Продемонстрируйте значимость выделенной проблемы, обоснуйте необходимость её разрешения для практики.
  • Если рассматриваемый вопрос уже получил практическую реализацию, укажите на имеющиеся недостатки, которые следует устранить.

Анализ литературы

К обоснованию актуальности темы прилегает анализ научной литературы, использованной при написании диплома. Насколько объёмным должен быть этот анализ – зависит от типа исследования, специальности, требований кафедры. На некоторых специальностях достаточно в 1 – 2 абзацах упомянуть, что предшественники сделали то-то и то-то, но этого явно недостаточно (или, как вариант, в свете новых методологических веяний нужно в корне пересмотреть подходы к решению проблемы).

Но на некоторых факультетах требуется подробный обзор трудов предшественников. Иногда к этому добавляется анализ источников первичной информации. В этом случае анализ изученных материалов может занять 3 – 5 листов и более. При этом очень важно соблюдать последовательность рассмотрения материалов:

  • При подробном анализе выделяются типы материалов (отдельно рассматриваются источники (выделяя их типы), отдельно – научные исследования).
  • При анализе внутри блоков обычно используется хронологический принцип.

Проблема, предмет, объект

Чтобы не путаться в этих терминах, рекомендуем строить формулировки, отвечая на вопросы:

Проблема: Что именно мы изучаем в процессе написания дипломной работы из того, что не было изучено предшественниками?

Проблема – это белое пятно на карте. Пример: Внедрение в магическую практику волшебных палочек из карельской берёзы тормозится из-за недостаточной изученности их свойств.

Объект исследования: Что именно рассматривается?

Объект – это поле исследования. Пример: Волшебные палочки как категория магических предметов.

Предмет исследования: Какую именно сторону объекта мы рассматриваем?

В качестве стороны понимаются элементы объекта, новые свойства, функции, отношения. Пример: Волшебные палочки из карельской берёзы. Именно из карельской!

Выделение предмета и объекта задают границы исследования. Образно говоря, по принципу «меня интересуют только мыши, их стоимость и где приобрести». А всё остальное – не интересует.

В примере написания введения для диплома, проблемой которого является внедрение в магическую практику волшебных палочек из карельской берёзы, объект и предмет задают следующие границы исследования:

  • Во-первых, мы изучаем только волшебные палочки, а не волшебные чётки, скатерти-самобранки и ковры-самолёты. Золотые рыбки также не входят в поле нашего исследования.
  • Во-вторых, нас не интересуют волшебные палочки из осины, клёна, дуба и ясеня. И мы о них не пишем, даже если очень хочется написать!

В статье «12 ошибок при написании теоретической части» мы говорили о том, что одной из серьёзных проблем является отклонение от темы работы. Так вот, чтобы не отклоняться от оной, держите перед глазами предмет и объект исследования.

— Стоп! – скажет внимательный студент. – Вы же говорили, что писать введение надо после того, как будет готова основная часть?

Правильно. Но вы можете набросать черновой список: предмет, объект, гипотеза, цель, задачи. Чтобы примерно представлять, о чём пишете, и не выходить за очерченные границы. При необходимости этот черновой список можно корректировать.

Выше мы приводили пример: начали писать о волшебных палочках из осины, передумали. Предмет исследования изменился. А вот объект остался тот же.

Гипотеза

Гипотеза – это вероятное решение проблемы, требующее теоретического обоснования и/или эмпирического подтверждения.

Пример гипотезы мы приводили выше. И о том, почему начисто её формулируют уже после написания основной части – тоже. Если честно, до проведения эмпирического исследования мы были совершенно не в курсах, лучше они работают, чем палочки из импортной древесины, или хуже. Провели исследование – выяснили. И это ещё хорошо, хоть эффективность на том же уровне. А вот если бы выяснилось, что они работают хуже? Тут варианта два. Либо изменять не только гипотезу, но и тему работы («Нецелесообразность внедрения в магическую практику волшебных палочек из карельской берёзы»), либо проводить дополнительные исследования и выяснять, есть ли у этих палочек какие-то другие достоинства. Может, они дешевле? Или при работе издают громкий треск и лосей распугивают? В этом случае проводим дополнительные исследования, переписываем практическую главу и заново формулируем гипотезу.

Самое главное – гипотезу надо доказать! Не доказали – не защитили диплом.

Цели и задачи

В ведении обязательно нужно чётко сформулировать цель и задачи. У многих студентов возникает путаница между этими понятиями. Давайте разберёмся, в чём разница.

Цель: Какой результат вы хотите получить?

Пример: Доказать целесообразность внедрения в магическую практику волшебных палочек из карельской берёзы.

Задачи: Что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели?

Тут нужно сформулировать 3 – 4 задачи, последовательное решение которых приведёт нас к нужному результату. Как правило, эти задачи сводятся к изучению теоретических аспектов проблемы и проведению эмпирического исследования.

Как написать введение для диплома: структура особые требования объем и образец

В помощь студенту

Как написать введение к диплому, пример, структура

Введение для диплома – часть работы, с которой обязательно ознакомится не только научный руководитель, но и члены аттестационной комиссии.

Поэтому, данный раздел должен быть выполнен безукоризненно. Всем должно быть понятно, для чего написана дипломная, какие проблемы она затрагивает и какими методами указанные проблемы будут исследоваться, решаться.
Конечно, прежде, чем решить, как написать введение не лишним было бы изучить методические рекомендации своего ВУЗа относительно содержания раздела и его оформления.

Структура введения диплома:

  • Актуальность проекта;
  • Цель диплома;
  • Задачи дипломной работы;
  • Объект исследования;
  • Предмет исследования;
  • Методологическая основа исследования;
  • Научная и практическая значимость дипломной работы;
  • Гипотеза исследования;
  • Перечислении основных глав, разделов или параграфов (указывается не всегда).

Как правильно написать введение к дипломной работе

  • Должны быть ссылки на известных авторов, которые занимались изучением указанных в вашей дипломной проблем. Но, при этом, нужно добавить, что, не смотря на все эти научные и практические разработки, имеющиеся проблемы не нашли своего полного разрешения. Некоторые вопросы остаются спорными. Так вы подчеркнете то, что ваш проект не будет «лишним», повторяющим то, что уже давно известно.
  • Для многих студентов затруднительной кажется формулировка методов, на основе которых проводится исследование поставленной темы. Разумеется, нет универсального «набора» для каждой дипломной, но в большинстве случаев будут задействованы методы: анализа и синтеза, анкетирования, сравнения и обобщения, расчетный и метод классификации.
  • Должен быть сделан акцент на практической значимости проведенного исследования. Необходимо указать, где и как ориентировочно могут быть использованы (задействованы) ваши выводы, наблюдения, рекомендации. Это будет прекрасным подтверждением вашей профессиональной компетентности и подготовки.

Какой должен быть объем?

Объем составляет 2-4 страницы, но нужно суметь лаконично, грамотно и ясно выделить основные аспекты работы.

Если вы не уверены, что сможете написать самостоятельно, лучше всего, будет обратиться в УЦ Питер Диплом, просто заполните заявку на сайте.

С написанием работы может очень помочь пример введения диплома по сходной теме.

Пример введения дипломной работы по экономике

Актуальность темы дипломного проекта определяется .

Целью данной работы является оценка роли прибыли, а соответственно и объема оказываемых услуг, и разработка мер направленных на повышение прибыли ООО «».

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи
(Как правильно писать задачи для диплома, читайте здесь):

  • Изучить основные положения теории о прибыли;
  • провести анализ предприятия;
  • разработать рекомендации по повышению прибыли.

Объект исследования – предприятие ООО «».

Предмет исследования – пути повышения прибыли предприятие ООО «».

Практическая ценность: мероприятия разработанные автором в процессе выполнения дипломного проекта должны быть реализованы на исследуемом предприятии. Эту существенно повысит качество и конкурентоспособность данного предприятия и повысит эффективность его работы в целом

Образец введения дипломной работы по психологии.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные разработки отечественных психологов, посвященные проблеме психического развития (П.П.Блонского, Л.С.Выготского.).

Целью исследования стало изучение отношения к агрессии у подростков, занимающихся конькобежным спортом.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Изучение литературы по теме исследования.
  2. Диагностика особенностей агрессии у подростков, занимающихся и не занимающихся конькобежным спортом.
  3. Сравнение особенностей агрессии у подростков, занимающихся и не занимающихся конькобежным спортом.
  4. Выявление взаимосвязей между особенностями агрессии у подростков, занимающихся конькобежным спортом.

Объект исследования: подростки, занимающиеся конькобежным спортом.

Предмет исследования: отношение к агрессии у подростков, занимающихся конькобежным спортом.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что у подростков, занимающихся конькобежным спортом, уровень агрессии ниже, чем у подростков, которые не занимаются конькобежным спортом.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования были использованы следующие методы: опросники, проективные методы, методы математико-статистической обработки данных.

Психодиагностические методики: «Рисунок несуществующего животного», «Тест руки» (Hand test), «Агрессивное поведение» Ильина Е.П., Ковалева П.А., «Шкала агрессивности».

Методы математико-статистической обработки данных: критерий Манна-Уитни для оценки достоверности различий между средними уровнями исследуемых параметров агрессии у подростков экспериментальной и контрольной групп, где экспериментальную группу составляют подростки, занимающиеся конькобежным спортом, а контрольную – подростки, которые не занимаются конькобежным спортом; коэффициент корреляции Спирмена для выявления взаимосвязей в структуре агрессии у подростков, занимающихся конькобежным спортом.

Пример введения к дипломной работе по юриспруденции.

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при составлении и исполнении завещания.

Предмет исследования – наследование по завещанию.

Цель исследования заключается в исследовании наследования по завещанию.

  • изучить правовой режим завещаний ;
  • определить понятие завещания;
  • рассмотреть исполнение завещания;
  • исследовать правоприменительную практику по вопросам недействительности завещаний.

Методологическую основу исследования составляет сравнительно-правовой анализ документов, законодательных и иных нормативно-правовых актов.

Методологическая основа исследования состоит в применении метода диалектики как общенаучного метода познания.

Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы. of your page –>

Структура дипломной работы: как ее правильно составить, пример

Дипломная работа — своеобразный итог обучения студента, результат его исследовательской деятельности. Защита диплома является финальным этапом обучения в вузе, а качество работы должно отражать уровень знаний выпускника и служить основанием для присвоения квалификации. Чтобы подготовить хороший диплом, нужно уделить внимание всем его структурным элементам.

Хотите получать больше полезных советов о подготовке диплома и других учебных работ? Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Его подписчики первыми узнают о конкурсах и акциях компании.

Структура дипломного проекта

Диплом — следующая по сложности научная работа студентов после курсовой и иногда пишется на ее основе.

Зачем писать диплом

Дипломный проект — это квалификационная работа научно-исследовательского характера.

Только после защиты диплома студенты получают квалификацию бакалавра, специалиста или магистра.

Иногда защиту диплома заменяют государственными экзаменами, но преподаватели считают, что диплом лучше показывает реальные знания и способности студентов. Поэтому чаще все же защита диплома идет бок о бок с госами.

Структура написания дипломной работы: что это

Т.к. диплом является научной работой, структура написания диплома должна соответствовать нормативам отчетов о НИР, которые устанавливает ГОСТ 7.32–2001. Его можно брать за основу, но в разных вузах есть свои дополнительные требования к структуре дипломной работы. Так, например, могут менять порядок подачи информации — то есть из каких частей состоит диплом и какова их последовательность.

Структура диплома 2020 по ГОСТу, как и прежде, состоит из обязательных элементов оформления, а также содержательных частей диплома:

  1. Титульный лист.
  2. Задание на дипломную работу.
  3. Рецензия.
  4. Аннотация/автореферат.
  5. Содержание.
  6. Список сокращений.
  7. Введение.
  8. Основная часть.
  9. Заключение.
  10. Список источников.
  11. Приложения.
  12. Цифровой носитель с электронным вариантом диплома.

Элементы структуры дипломной

Титульный лист — это «лицо» диплома, где указано название профильного министерства, учебного заведения, тема диплома, ФИО студента и его научного руководителя.

Задание на диплом выдает научный руководитель. В нем помимо данных о руководителе, студенте и теме, указывают цель и задачи, а также сроки сдачи и защиты работы.

Рецензии на диплом бывают внутренними (пишет преподаватель выпускающей кафедры) и внешними (готовит преподаватель другого вуза или сотрудник профильной организации). Они не подшиваются в работу, а вкладываются отдельным листом.

В аннотации указывают общие сведения о работе:

  • количество страниц, рисунков, таблиц, приложений и источников;
  • предмет и цель работы;
  • краткое содержание исследования.

Оглавление — это перечень всех разделов работы с указанием страниц, на которых они располагаются.

В списке сокращений студент расшифровывает условные обозначения и малораспространенные сокращения, использованные в тексте работы.

Введение

Этот элемент работы имеют свою структуру. В нее входит:

  1. Актуальность темы.
  2. Научная новизна.
  3. Цель работы.
  4. Объект и предмет исследования.
  5. Задачи диплома.
  6. Теоретико-методологическая база работы.
  7. Гипотеза.
  8. Теоретическая значимость.
  9. Практическая значимость.

Иногда во введении также указывают данные об апробации работы: научные статьи по теме диплома, выступления на конференциях, информацию о базе исследования.

Основная часть

В зависимости от темы ВКР и ее типа (исследовательский или прикладной), в основную часть структуры дипломной входит несколько глав:

  • теоретическая;
  • аналитическая;
  • прикладная/проектная.

Иногда прикладная часть занимает 2-3 раздела: практическая разработка, внедрение (эксперимент) и оценка эффективности предложенных рекомендаций.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

В первой части студент рассматривает уже накопленные сведения по теме; во второй — анализирует проблему и подходы к ее решению; в третьей — предлагает собственное решение.

После каждого раздела следуют выводы.

В заключении суммируются общие выводы по работе: была ли достигнута ее цель и подтвердилась ли гипотеза исследования.

В списке источников необходимо представить перечень книг, статей и электронных ресурсов, которые использовались при подготовке.

В разделе «Приложения» собран вспомогательный и эмпирический материал: расчеты, инструкции, рисунки, анкеты и пр.

Сзади к внутренней стороне обложки диплома приклеивают конверт, куда вставляют диск с электронным вариантом работы.

Структура дипломной работы: пример

Чтобы вам было проще подготовить свою работу, приводим образец содержательной части структуры диплома по журналистике с приблизительным объемом. Тема диплома — «Особенности работы российских журналистов в зоне военных конфликтов и рекомендации по улучшению этой работы».

Введение (3 – 4 страницы).
Теоретический раздел:
1. Международный опыт работы журналистов в зоне военного конфликта (15 – 20 страниц).
1.1 Понятие «военный конфликт» и примеры современных военных конфликтов.
1.2 Цели и задачи работы журналиста в зоне военного конфликта.
1.3 Правила безопасного и эффективного поведения журналиста в зоне военного конфликта.
Выводы по 1 главе.
Аналитическая глава:
2. Анализ опыта работы отечественных журналистов в зоне военных конфликтов (20 – 25 страниц).
2.1 Работа корреспондентов канала НТВ в зоне военных конфликтов.
2.2 Особенности работы российских журналистов в зоне военных конфликтов.
2.3 Проблемные участки в работе журналистов в зоне военных конфликтов.
Выводы по 2 главе.
Прикладная глава:
3. Улучшение работы российских журналистов в зоне военных конфликтов (15 – 20 страниц).
3.1 Пути решения проблем в работе журналистов в зоне военных конфликтов.
3.2 Рекомендации для улучшения работы журналистов в зоне военных конфликтов.
Выводы по 3 главе.
Заключение (3 – 4 страницы).
Список источников (2 – 5 страниц).
Приложения (5 – 15 страниц).
Общий объем: 60 – 85 страниц.

Если у вас не получается написать какой-либо из структурных элементов диплома, всегда поможет студенческий сервис. Его специалисты — профессионалы, которые качественно и быстро сделают любую работу.

Как правильно написать введение к дипломной работе

Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра или магистра – научное исследование, в котором резюмируется учебная деятельность выпускника, и определяется уровень его подготовленности к работе по профилю специальности. При всех нюансах защит в различных вузах — где-то требуется презентация, а где-то – чертежи — наличие пояснительной записки обязательно. А она начинается с вступительной части. Как написать введение к диплому, чтобы читая его, у рецензентов или членов Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) сложилось благоприятное впечатление о дипломнике и проекте?

Структура введения дипломной работы обязательно должна быть четкой. Читать введение в форме «портянки» — текста без абзацев и списков – неудобно и тягостно. Рецензент может сделать замечания, которые негативно повлияют на оценку. Члены ГЭК, в свою очередь, составят для себя невысокое мнение о способностях защищающегося. И захотят опровергнуть (или подтвердить) его соответствующими вопросами. При этом не факт, что на них можно будет правильно ответить: помешает эмоциональная возбуждённость дипломника, нервы, а иногда – и растерянность перед аудиторией. Не зря студентам советуют чаще выступать перед сокурсниками, преподавателями и просто слушателями.

Введение начинают с уточнения его объёма. Полезно посоветоваться с руководителем дипломного проекта или работы, а также с выпускниками того же вуза прошлых лет. Обычно введение не занимает более 10% от объёма расчётно-пояснительной записки.

Пишется введение тогда, когда уже согласованы разделы дипломной работы, подготовлена «рыба» презентации и подписаны чертежи. Введение к диплому должно быть написано в соответствии с действующими стандартами. Поскольку дипломная работа или проект являются, по сути, развёрнутым отчётом по студенческому исследованию, то к расчётно-пояснительным запискам применяются требования ГОСТ 7.32-2001 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Поэтому, перед окончательной сборкой записки, полезно ознакомиться с данным документом.

Далее рассмотрим структуру введения к дипломной работе.

Актуальность исследования

Вторичность работы – факт, встречающийся часто, хотя он мало зависит от автора, написавшего диплом. Всё определяется темой ВКР, которая утверждается на профилирующей кафедре с учётом специфики базы практики или места будущей работы выпускника. Обоснованием для актуальности считаются:

  1. Существующие проблемы в отрасли.
  2. Уровень известных исследований по теме.
  3. Практические сложности в дипломной работе, с которыми столкнулся автор.
  4. Результаты собственного анализа ситуации по теме.

Актуальность исследований должна быть конкретной. Если это диплом на техническую тему – то это цифры, характеризующие фактическую трудоёмкость существующих технологий или несовершенство оборудования. Диплом гуманитарной тематики должен содержать социометрические показатели объекта исследований.

Актуальность формулируется по конкретным пунктам. Чем их больше, тем более своевременна тема, на которую подготовлен диплом или ВКР.

Пример актуальности темы дипломной работы:

Настоящая работа посвящена рассмотрению проблем связанных с правовым регулированием заключения государственного контракта в РФ. Актуальность темы исследования определяется значимостью ГМК, который выполняет задачи по обеспечению государственных нужд, реализации целевых программ и формированию резервного фонда, обеспечивает экономико-правовое и социально-политическое развитие государства. Государственные закупки имеют важное политическое и экономическое значение и являются составляющей частью обеспечительной функции государства. Законодательство о публичных закупках постоянно развивается, о чем свидетельствует создание новой системы посредством принятия Закона о контрактной системе.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется политической и экономической значимостью государственных закупок и необходимостью анализа его правового регулирования в связи с изменениями законодательства.

Актуальность темы исследования также подтверждается и вниманием к данному институту со стороны исследователей в области экономики и права.

Объект исследования

От общего к частному, или дедукция — метод, который считается основным при ответе на вопрос, как написать введение. При этом автор ВКР постепенно переходит к одному из «слабых звеньев», которое тормозит технический или интеллектуальный прогресс. Фактически объект исследований на 80…90% совпадает с темой, которой посвящён диплом.

Описание объекта может включать в себя:

  1. Общую характеристику (по пунктам, и — желательно – с количественными оценками измерений; они обычно выполняются в период преддипломной практики).
  2. Структуру объекта.
  3. Описание взаимосвязей отдельных частей объекта.
  4. Логические выводы о необходимости модернизации или изменения объекта.

Наличие рисунков или схем здесь обязательно, причём их стоит повторить не только в записке к ВКР, но и в визуально-графических материалах – чертежах, плакатах, слайдах презентации. С повышением степени наглядности этих материалов оценка, которую получит диплом, гарантированно возрастёт.

Пример выделения объекта исследования:

  • Объектом исследования являются общественные отношения в сфере заключения ГМК в РФ.
  • Объект исследования — ООО «Лента».
  • Объект исследования в дипломной работе: психическая адаптация к воинской службе

Предмет исследования

Следуя дедуктивному методу, опускаемся на следующую ступень, и детализируем суть работ, которые содержит диплом. Ведь за несколько месяцев дипломного проектирования сколько-нибудь сложный объект исследования изучить и проанализировать невозможно. Поэтому, совместно с научным руководителем, выбирается самая значимая часть объекта исследований, к которой в дальнейшем будут применяться все методы, программное обеспечение и т.д.

При характеристике предмета исследования – а это может быть технологический процесс, финансовая структура, социологическая ячейка и пр. – обязательно отмечается его сложность, трудности и выявленные ограничения существующих методик. Без этого проект (а ВКР – в особенности) покажется членам ГЭК легковесным. В результате возникнет множество вопросов, которых можно было бы и избежать. Исключение составляют так называемые «спровоцированные» вопросы, ответы на которые автору хорошо известны.

Пример предмета исследования в дипломной работе:

  • Предмет исследования – рентабельность деятельности ООО «Лента»
  • Предмет исследования – эффективность управления денежными потоками в ООО «Мануфактура Балина»
  • Предметом исследования являются нормы действующего законодательства и теоретические представления исследователей в сфере понятия, формирования, исполнения ГМК.

Цель работы и задачи исследования

Цель и задачи исследования — обязательная составляющая введения дипломной работы.

Цель работы связывается с одной стороны – с предметом исследования, а, с другой – со сложностями, преодолеваемыми в случае применения полученной информации. Цель формулируется развёрнуто, и должна содержать хотя бы три позиции. Первая из них заключается в теоретических новинках, которые малоизвестны, вторая касается выбранной методологии научных исследований, а третья посвящается перспективам дальнейших разработок (это обязательно для ВКР на квалификационный уровень магистра).

Задачи исследования обозначаются так, чтобы каждая из них относилась к решению определённой цели. Логичнее перечислять задачи последовательно, от простой к более сложным, причём хорошо, когда решение предыдущей задачи является основанием для работы над следующей.

Задачи исследования должны опираться на математический или статистический аппарат, который соответствует общей методологии, описанной ранее.

Пример цели и задач исследования:

Цель работы — анализ перспектив повышения эффективности управления денежными потоками предприятия, на примере ООО «Мануфактура Балина».
В соответствии с этой целью в дипломной работе поставлены следующие задачи:
— рассмотреть теоретические и методологические подходы к анализу денежных потоков предприятия;
— проанализировать эффективность системы управления денежными потоками в ООО «Мануфактура Балина»;
— разработать меры по оптимизации управления денежными потоками ООО «Мануфактура Балина».

Целью настоящего исследования является анализ правового регулирования заключения ГМК для выявления проблем в данной сфере и формулирования предложений по их устранению.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
— провести анализ понятия ГМК;
— определить виды ГМК;
— рассмотреть правовое регулирование ГМП;
— определить правовой статус сторон по ГМК;
— рассмотреть процесс планирования и обязательного общественного обсуждения закупок до заключения ГМК;
— провести анализ правового регулирования и организации контроля в сфере заключения ГМК.

Гипотезы и теории

Проект, даже рядовой, не обходится без научной базы. При этом способы решения конкретных задач должны соответствовать возможностям выпускника. Например, применение сложного программного комплекса для решения сравнительно простой проблемы может вызвать у членов ГЭК и рецензента ненужные подозрения, не говоря уже о нецелесообразности «стрельбы из пушек по воробьям».

Более высокий уровень сложности гипотез допустим тогда, когда автору светит поступление в аспирантуру. Но и здесь следует быть осторожным. Существующие программы выявления текстового плагиата (а их может использовать рецензент) могут поставить крест на амбициях, которые лелеет автор, как ему кажется, высоконаучной выпускной работы.

Ещё одна опасность возникает тогда, когда магистрант вторгается на запретную территорию – использует гипотезы и/или теории от другой научной школы, которая конкурирует с той, что принята в родной alma mater. Это характерно для проектов особо амбициозных исполнителей.

Пример гипотезы исследования:

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что профилактика девиантного поведения младших школьников будет эффективной, если:
1) будут учитываться возрастные и психологические особенности данного возраста;
2) программа будет нацелена на формировании положительных личностных качеств и поведенческих реакций, а также формирование потребности в социальном признании и самоутверждении.

Методы исследования

Пройдя непростой этап гипотез и теоретических предпосылок, в дальнейшем введение уже увереннее движется к финишу. Здесь введение содержит в себе перечень конкретных методов исследования, которые привели к нужному результату. При этом стоит разграничить методы, применяемые в дипломной работе по блоку гуманитарных дисциплин, с методами, характерными для проектов технической тематики. В первом случае преобладают статистические оценки, во втором — программы математического планирования эксперимента.

И в первом, и во втором случае применяется софт из того, что традиционно используется на выпускающей кафедре. Не потому, что они лучше, а потому, что у научного руководителя наработан большой опыт, дающий нужный результат. Материалы могут содержать и негативную оценку исследований, но на практике такой вариант встречается редко.

Например, методы исследования:
– теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,
– эмпирические методы исследования: анкетирование, тестирование, эксперимент, методы математической статистики.

Научная новизна и практическая ценность

Диплом, не содержащий научной новизны, практических выводов и рекомендаций, высокой оценки от ГЭК не получит. Пункты, касающиеся научной новизны, должны базироваться на полученных результатах, которые ещё неизвестны в данной отрасли. Подтверждением этому служат:

  1. Публикации в специализированных научных сборниках (для ВКР это должны быть категорированные сборники, распространяемые минимум в СНГ).
  2. Доклады на региональных, федеральных или международных студенческих конференциях.
  3. Работы, занявшие призовые места на завершающих этапах студенческих олимпиад.
  4. Патенты (хотя бы декларативные), или, как исключение, положительные решения по ним.

Ссылки приводятся в приложениях к пояснительной записке, и в списке использованной литературы.

В качестве элементов практической ценности выступают:

  1. Акты внедрения результатов исследований.
  2. Акты положительных испытаний разработанного устройства или методики.
  3. Благоприятные отзывы руководителей предприятий и организаций, где применены основные положения проекта.

Практическая значимость исследования, проведенного в дипломной работе состоит в выводах и предложениях по результатам проведенного анализа рентабельности ООО «Лента». По его результатам разработаны меры по повышению рентабельности ООО «Лента». Разработанные рекомендации являются, в соответствии с проведенными расчетами, экономически обоснованными и способны повысить рентабельность исследуемого предприятия.

Практическая значимость исследования, проведенного в работе состоит в выводах и предложениях по результатам проведенного анализа денежных потоков ООО «Мануфактура Балина». По его результатам разработаны меры по повышению эффективности управления денежными потоками исследуемого предприятия. Выводы и рекомендации, предложенные в работе, являются в соответствии с проведенными расчетами экономически обоснованными и способны оптимизировать управление денежными потоками в ООО «Мануфактура Балина».

Введение является мостиком к конкретной реализации всех положений, перечисленных выше.

Читайте также:  Стартап-идеи для успешного бизнеса
Ссылка на основную публикацию