Как быстро выучить билеты на экзамен - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как быстро выучить билеты на экзамен

Как сдать сессию: 10 проверенных лайфхаков от студентов

Стартует экзаменационная сессия, и если для тебя она первая в этой жизни, то наверняка возникает вопрос «Как сдать сессию без проблем?» Самый простой ответ — учить. Но если что-то складывается в этой схеме не так, тебе пригодятся студенческие лайфхаки. Делимся с тобой теми, которые помогали студентам столетиями.

Узнай у старшекурсников, как принимает экзамен определённый преподаватель

Порой психологически проще настроиться на экзамен, когда знаешь, как себя ведёт преподаватель по отношению к студентам. Если доброжелателен, то можно не пить валерьянку, а спокойно идти. А когда не щадит, то лучше на час-два дольше посидеть над билетами, но предостеречь себя от пересдачи. Поэтому не постесняйся узнать у ребят постарше. Возможно, эта информация спасёт в трудный момент.

Если нет конспекта — отксерокопируй у одногруппника

Если по каким-то причинам ты не вёл конспект или пропустил некоторые лекции, советуем попросить у одногруппника его тетрадь и отсерокопировать. Некоторые преподаватели любят, чтобы студенты отвечали строго по лекциям. Да и учить тебе будет проще. В конспектах обычно хранится основная информация. Легче же прочесть 50 тетрадных листов, чем 300 книжных.

Ещё один запасной вариант — использовать приложения для перевода речи в текстовый формат. Когда читаешь конспект, а устройство параллельно набирает его и преобразует в документ. Останется распечатать

Выучи хотя бы половину билетов

Когда предмет экзамена нереально сложный, то выучи хотя бы половину билетов. Обычно вопросы расположены в хронологическом порядке и преподаватели растасовывают их, деля пополам. Если понимаешь, что всё тебе не осилить, то выучи хорошенько хотя бы половину билетов. При блестящем ответе пятёрка у тебя в зачётке. А вторую часть материала лучше перечитай, чтобы показать, что ты в теме и получить дополнительный бонусный балл.

Пиши шпаргалки — развивает зрительную память

Шпаргалки могут выручить не только в плане «списать, пока преподаватель не видит». Когда самостоятельно ужимаешь прочитанную лекцию в формат четыре на четыре сантиметра, то параллельно развиваешь и зрительную память. Будет круто, если во время подготовки к ответу у тебя перед глазами всплывёт весь текст и ты без проблем сможешь «отстреляться» самостоятельно.

Перед экзаменом выспись

Немного заезженный, но действенный совет. Перед экзаменом лучше выспаться, ведь одна голова — хорошо, а отдохнувшая — ещё лучше. Будешь быстрее соображать, больше вспомнишь и не перепутаешь ромб с квадратом (шутка).

Используй программку

На каждом экзамене преподаватели выкладывают программку с кратким содержанием дисциплины. Не игнорируй эту мини-кладезь ценной для тебя информации. Внимательно полистай её. Знакомые слова и предложения помогут вспомнить значительную часть информации (имена учёных, классификации, термины). Тебе остаётся только развить тему.

Пометь на всякий случай билет

Один из читателей Адукар, студент-заочник, поделился лайфхаком. Во время экзамена он делал условные обозначения на билете. На тот случай, если преподаватель вдруг отправит на пересдачу. Ведь он использует те же билеты. На экзамен студент учил именно этот билет, потому что знал, как распознать его среди других. И отвечал его на отлично. Вот такие пироги.

Будь уверен и не волнуйся

Не стоит хвататься за сердце, кусать локти и трестись от страха перед каждым испытанием . Постарайся справляться со своими переживаниями. Ведь экзаменов в каждой сессии много, и твоих нервов на всех попросту может не хватить. Относись к сдаче экзамена проще .

Не стесняйся договариваться с преподавателем

Нередко смелым студентам получается повысить свой балл на экзамене за счёт того, что они умеют договариваться с преподавателями. Например, просят ответить ещё на один вопрос, чтобы повысить свой результат. Или придумывают другие не менее действенные уловки.

Главное не победа, а хотя бы не пересдача

Если дисциплина действительно сложная и ты понимаешь, что даже будь у тебя 100 дней вместо трёх, то всё равно её не осилил, крепись. Главное только, чтобы не было пересдачи. Ведь ликвидировать академическую задолженность можно не более двух раз. Третий проходит со специальной комиссией. А там и до отчисления недалеко.

Желаем тебе успешно отстрелялся на экзаменах. Посылаем тебе заряд бодрости и удачу!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Подготовка к экзаменам: как с лёгкостью запомнить больше

Если учить все билеты в ночь перед экзаменом — не ваш вариант, эта статья для вас. Мы собрали в ней советы, которые помогут вам лучше запомнить материал и сдать экзамены на отлично, не прилагая сверхъестественных усилий.

Определите свой стиль изучения

Все мы разные, поэтому и стратегии подготовки к экзамену у нас будут отличаться. Отталкивайтесь от своих индивидуальных особенностей. Если вы аудиал, читайте учебники и конспекты вслух, если кинестетик — пишите по своим конспектам шпаргалки и составляйте план ответа.

Ещё один эффективный метод — карта мыслей. Это отличный способ структурировать информацию, освежить знания и быстро вникнуть в суть предмета даже спустя продолжительное время. Подробнее о том, как составлять ментальные карты и как работать с ними, мы рассказывали тут.

Какие вопросы учить первыми? Если в течение семестра вы неплохо разобрались в предмете, приступайте к вопросам, о которых имеете хоть какое-то представление.

Если каждый новый блок нельзя понять без предыдущего, то вариант один: учите всё строго по порядку.

Также имеет смысл начинать со сложных вопросов, выделяя достаточно времени на их изучение. Лучше разобраться с ними, пока вы не устали и не потеряли концентрацию. Лёгкие вопросы оставляйте на потом.

И будьте последовательны. Придерживайтесь выбранной стратегии, даже если начинаете паниковать с приближением экзамена.

Стремитесь к пониманию, а не запоминанию

Вникайте в билет, а не старайтесь его вызубрить. Заучивание — заведомо проигрышная стратегия, которая к тому же отнимает больше времени. Находите логические связи в вопросах, придумывайте ассоциации.

Конечно, в каждом предмете есть информация, которую нужно знать наизусть: даты, формулы, определения. Но даже их запоминать легче, если вы понимаете логику.

На экзамене рассказывайте материал своими словами, домысливайте, чтобы ответ был более развёрнутым.

Методика «3–4–5»

Хороший метод, когда к экзамену нужно подготовиться за короткий промежуток времени. Потребуется всего три дня, но работы предстоит много. Каждый день нужно прорабатывать весь материал, но на разном уровне, постоянно углубляясь.

В первый день вы прочитываете весь свой конспект или методичку, чтобы освежить знания по предмету, грубо говоря — втянуться. Условно считаем, что вы уже можете сдать экзамен на тройку.

Во второй день разбираетесь с теми же вопросами, но уже по учебнику, чтобы узнать больше деталей и тонкостей. Если вы готовитесь старательно, можете уже рассчитывать на четвёрку.

В последний день вы доводите свои ответы до идеала: повторяете, заполняете пробелы, запоминаете. После третьего дня вы готовы сдать экзамен на отлично.

Два дня на изучение, один на повторение

Система очень простая: весь материал нужно разбить на две одинаковые части и выучить его за два дня. Третий день целиком уделяется повторению.

Ставьте ограничение по времени

Вникать в каждую тему можно бесконечно долго, поэтому не старайтесь запомнить все тонкости. Из большой главы в учебнике выделяйте главные мысли: структурированный материал небольшого объёма воспринимать легче.

В университетские годы мы делили все билеты между одногруппниками и каждый готовил краткий конспект по своей части. Если в вашей группе взаимопомощь не развита, можно попросить материалы и шпаргалки у студентов старших курсов.

Не застревайте

Если чувствуете, что слишком долго сидите над одним вопросом, пропускайте его. Лучший мотиватор при подготовке — таймер. Решите, сколько времени вы можете уделить одному билету, например 30 минут, и по истечении срока переходите к следующему. Выделите несколько часов перед экзаменом, чтобы разобраться с пропущенными вопросами.

Составьте план ответа на билет

Любой, даже самый обширный вопрос можно описать в нескольких словах. При этом каждый тезис должен вызывать ассоциации.

Читайте также:  Специальность "торакальная хирургия": обучение профессия и кем работать

Такой план можно быстро просмотреть перед экзаменом, чтобы настроиться на рабочий лад. Известен метод трёх предложений: выписывайте по каждому вопросу проблему, главную мысль и вывод.

Изучение зависит от предмета

Индивидуальные особенности есть не только у вас, но и у изучаемого предмета. Например, точные науки — математика, физика — требуют практики. Для гуманитарных наук важно умение перерабатывать большие объёмы информации, запоминать даты, имена, определения.

Но, повторюсь, к изучению любого предмета нужно подходить активно: вникать в вопрос и стремиться к пониманию.

Важен и формат экзамена. Если вы готовитесь к устному экзамену, проговаривайте свои будущие ответы вслух. Моя любимая тактика — пересказывать материал кому-нибудь из домашних или, когда они не проявляют энтузиазма, самой себе перед зеркалом. Ещё лучше, если кто-то будет не просто вас слушать, но и задавать вопросы, когда что-то непонятно.

Если готовитесь к тестированию, стоит прорешать десяток типовых тестов, выписать свои ошибки, повторить проблемные темы и прорешать всё снова.

Если экзамен письменный, нужно заранее продумать структуру ответа.

Готовьтесь вдвоём или втроём

Выпишите самые сложные, на ваш взгляд, темы — коллективный разум поможет разобраться с ними быстрее. Лучше кооперироваться с одногруппниками, которые настроены на учёбу, иначе подготовка к экзамену может перейти в обычную приятную встречу с дружескими разговорами.

Нет, это не значит, что шутить и отдыхать возбраняется. Просто не забывайте о главной цели собрания.

Viktor Kiryanov/Unsplash.com

Как все выучить к экзаменам: 4 мощных приема, которые помогут запомнить даже самый сложный материал

Специально для «Летидора» статью подготовил наш постоянный эксперт Сергей Анатольевич Горин, психиатр, психотерапевт, автор одиннадцати монографий по манипуляции сознанием, рекламе, гипнозу и НЛП, создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза. По мнению коллег, Горин – живой классик русского нейролингвистического программирования.

Сергей Анатольевич Горин

Есть редкие люди, которых природа одарила эйдетической памятью, то есть практически фотографической: увидел – запомнил. Эти люди-феномены и книги так читают: пролистал быстренько, запечатлел взором, а потом потихоньку достает из памяти и читает не торопясь. Разумеется, на экзамене они могут извлечь из мозга образ учебника или конспекта и просто процитировать нужную страницу первоисточника. Если ваш школьник именно такой уникум, статью можно пропустить, она не для вас.

Если же вашему выпускнику не повезло и фотографической памяти у него нет, читайте дальше, потому что мы поговорим о мнемонике (искусстве запоминания) и мнемотехнике (приемах запоминания).

Простые народные приемы мнемотехники

Вы будете удивлены, но завязывание узелков на память – самая настоящая мнемотехника, основанная на условных рефлексах.

Работает это так: вы сосредоточенно думаете о чем-то, что надо запомнить/не забыть сделать, и завязываете узел на носовом платке. Потом достаете платок (может быть, случайно), видите узелок на нем и успешно вспоминаете, ради какого действия вы его завязали.

Тот же принцип применялся для зарубок на носу: берете нос (деревянную палочку, которую неграмотный крестьянин НОСил с собой, поэтому она так называется) и, сосредоточенно думая о том, что вам надо запомнить, делаете зарубку. Увидели зарубку – вспомнили, что надо сделать.

Был у носа и другой вариант использования: на нем делалось столько зарубок, сколько мешков пшеницы крестьянин Иван взял в долг у крестьянина Петра. Потом палочку раскалывали надвое вдоль, и у обоих неграмотных участников договора кредитования оставалось доказательство заключения этого договора.

Зубрежка

Чтобы научиться плавать, надо плавать, а не читать книжки про обучение плаванию. Чтобы развивать память, надо много запоминать, и чем чаще вы будете нагружать свою память, тем более тренированной она будет для быстрого усвоения новой информации.

Зубрежка – это всего лишь многократное повторение текста (даты, телефонного номера), который вы хотите запомнить.

Так что зубрите на здоровье! Стихи, например, вы по-другому и не заучите.

Все, что вы удержали в кратковременной памяти хотя бы 40 секунд, уходит в долговременную, поэтому мы помним по итогу огромный объем информации.

По механизму долгого удержания в кратковременной памяти работает и запоминание учебного материала при конспектировании лекций. Только в этом случае мы задействуем целый комплекс: к слуховой памяти мы подключаем зрительную (таблицы, иллюстрации) и моторную, двигательную (выборочное записывание плюс дополнительное обдумывание тезисов в ходе записи).

Комплекс «слух-зрение-запись» для развития памяти весьма полезен:

А записал – значит, сделал. При самостоятельном усвоении материала тоже можно подключить разные виды памяти:

• кратко пересказать кому-нибудь прочитанное в учебнике, заранее выделив в тексте самое главное;

• сделать небольшой конспект основных тезисов.

Правда, в повседневности люди записывают не для того, чтобы запомнить, а для того, чтобы не забыть: «Ага, я это записал, можно не запоминать, лишь бы не забыть, куда записал».

Поэтому дополнительное обдумывание материала в ходе записи – важный компонент запоминания.

Помощь зубрилке

Постарайтесь придать запоминаемому материалу собственную систему – на этом основана бОльшая часть мнемонических приемов.

Например, практически невозможно запомнить без записи последовательность букв vfvf cibkf vyt infys bp ,th`pjdjq rjhs. Но задание становится до смешного легким, если последовательность иначе систематизирована. В данном случае это фраза «мама сшила мне штаны из березовой коры», набранная русскими буквами при английской раскладке клавиатуры.

Часть материала уже систематизирована до вас, поэтому, готовясь к экзамену, вы можете заучивать не все подряд главы из учебника, а ответы на конкретные экзаменационные билеты.

Вопросы из билетов не секретны, их содержание обычно вывешивают в институте или школе на доске объявлений, их можно переписать или сфотографировать. Если вы выучили хотя бы половину билетов, вероятность получить пятерку на экзамене почти стопроцентная – теория вероятности на вашей стороне.

К созданию собственных схем систематизации можно отнести следующие простые приемы: рифмование и ритмизирование запоминаемого материала.

Вспомните хотя бы начальную школу и таблицу умножения: «пятью пять – двадцать пять» и «шестью шесть – тридцать шесть» запоминаются мгновенно. А вот после «семью семь» так и тянет ответить «сорок семь», хотя правильный ответ «сорок девять».

Автор статьи легко воспроизводит число «пи» (π) до 11-го знака после запятой (что в быту ни разу не понадобилось), потому что еще в школе ему подарили мнемонический стишок:

«Надо только постараться и запомнить все как есть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть. Если больше спросим – пять, три, пять и восемь».

Современные школьники склонны изображать из себя рэперов, выдавая свои глубокие познания речитативом:

Впрочем, дополнительное ритмизирование текста, который вам нужно запомнить, при помощи постукивания рукой, притоптывания ногой и покачивания телом в такт речи помогает при заучивании и классических стихотворений, и химических формул, и математических уравнений. Попробуйте!

Именно так, дополнительной ритмизацией, радисты когда-то помогали себе запоминать азбуку Морзе. Усвоить ее зрительно тяжкая нагрузка, но радисты работали на слух, поэтому соотносили отдельные сигналы «точка-тире» с распространенными речевыми и песенными фразами.

Для любого старого радиолюбителя цифра 2 азбукой Морзе – это не 2 точки и 3 тире, не зрительный образ «. . _ _ _»; для него это фраза «я на гоОор-куУу-шлаАа».

Соответственно, цифра 3 – это не 3 точки, 2 тире, не картинка «. . . _ _», а фраза «и-дут-три-браАа-таАа».

Мнемотехника, основанная на зрительном воображении

Это самая большая группа приемов запоминания, в одной статье описать их все невозможно. Возьмем самые распространенные и простые приемы.

Прием «Улекеле». Описан в одном голливудском фильме.

Преступник обронил листок бумаги, на котором его рукой было написано таинственное слово Ulekele. И вот следователь напряженно думает: что хотел сказать преступник, что означает это слово? Есть музыкальный инструмент укулеле. Если бы на бумажке было это слово, сыщику можно было бы вообще не напрягаться – может, злодей решил музыке обучиться на старости лет?

Но нет, слово написано какое-то неправильное, и путем немыслимого напряжения умственных способностей сыщик догадывается: да ведь преступный элемент просто списал с телефона буквы, которые, как и цифры, написаны на клавишах телефона и могут соответствовать какому-то телефонному номеру из семи цифр!

А номер 8535353 как раз принадлежит жертве – значит, нехороший киллер запоминал ее телефон, чтобы позвонить и узнать, дома ли она! (Мы бы с вами, правда, такой номер и без улекеле запомнили).

Читайте также:  Польза зеленого чая для мужчин

Добро торжествует, преступник разоблачен, а зрителю рассказали простую систему запоминания телефонных номеров или последовательности двух дат.

Сложности возникают только с единицей и нулем: на мобильных телефонах клавиши 1 и 0 не снабжены буквами. Придется вводить в слова знак «плюс» (клавиша 0 – это знак + или пробел) и какой-то ваш любимый знак препинания для единицы (клавиша 1 – знаки препинания).

Тогда годы жизни некогда весьма популярного, а ныне все реже цитируемого Владимира Ильича Ульянова-Ленина (1870-1924) будут выглядеть в зашифрованном виде так: @ых+@эби. Если у вас получится что-то более осмысленное, запомнить будет легче.

Прием «Живые цифры». В самом простом виде он описан в рассказе Карела Чапека «Поэт».

Городской поэт, свидетель дорожно-транспортного происшествия не запомнил номер машины, сбившей старушку, но по горячим следам написал стихотворение со строками: «О шея лебедя! О грудь! О барабан и эти палочки – трагедии знаменье!»

Следователь, опрашивая поэта, выяснил, что строки навеяны поэтическим осмыслением цифр: 2 (шея лебедя), 3 (грудь), 5 (круглый барабан и две палочки). При этом сам номер машины поэт не запомнил и назвать его отказался. Номер совершившей наезд на пешехода машины, которую разыскал следователь, действительно был 235.

Например, нужно запомнить, что Колумб открыл Америку в 1492 году. Предположим, что в вашем личном наборе цифра 1 напоминает двухметровый железный лом, 4 – детскую горку, 9 – слона с хоботом, 2 – ну пусть будет тот же лебедь (или гусь). Тогда для запоминания даты вы мысленно рисуете видеоролик: Колумб (в роскошной шляпе с пером, для достоверности), держа в руке двухметровый лом, съезжает по детской горке и ударяет по хоботу слона, который мирно беседовал с гусем; и все они хором кричат: «Америка открыта!»

Теперь при слове «Колумб» вы невольно воспроизведете в уме этот маленький фильм, прочитав закодированную в нем дату.

Прием «Римская комната», или Метод Цицерона. Техническая суть метода та же: для запоминания любой абстрактной последовательности слов или понятий вы создаете в воображении собственный видеоролик, в котором все понятия закодированы.

Окидываете взглядом комнату по часовой стрелке: дверь, шкаф, окно, тумбу с телевизором, рабочий стол с компьютером, диван. Здесь 6 предметов, которые вы хорошо помните (или 8, если разделить тумбу с телевизором, а рабочий стол – с компьютером).

Вам надо запомнить 6-8 слов или абстрактных понятий – тезисы выступления, например: папа римский, проблемы ЖКХ, соленая селедка, бодибилдинг, малиновое варенье, пальчиковая батарейка АА.

Создаем мысленный фильм: в дверь заходит римский папа, он натыкается на шкаф, из которого выпрыгивает сантехник с надписью ЖКХ на комбинезоне и с криком «У меня проблемы!» выкидывает в окно соленую селедку и вместе с римским папой смотрит выступление бодибилдеров по телевизору, разливая малиновое варенье на столе с компьютером и выковыривая пальчиковую батарейку из дивана.

«Бред сивой кобылы!» – скажете вы. Да. Поэтому и запомнится. Посмотрите фильм снова, и все понятия всплывут в памяти.

Мнемотехника, основанная на слуховом восприятии

Прием «Цифробуква, цифрослог» берет начало в задаче, которую, по слухам, академик Ландау предлагал аспирантам на экзаменах: «Продолжите последовательность – Р, Д, Т, Ч, П, Ш…»

Решение очень простое, если его знаешь: раз, два, три, четыре, пять, шесть… Правда, по тем же слухам, решивших задачу Ландау в аспирантуру все же не принимал, потому что считал, что решить ее может либо гений, либо идиот.

Гений мог бы проявить себя в работах по физике, которые академику и так известны, а идиоты ему не нужны.

Давайте запишем: 1 = Р (раз) или О (один), 2 = Д, 3 = Т, 4 = Ч, 5 = П, 6 = Ш, 7 = С, 8 = В, 9 = Д, 0 = Н.

Обратите внимание, что букве Д соответствуют две цифры: 2 и 9. Поэтому договоритесь с собой, что:

Д означает 2 в любом слоге, кроме слогов с буквами Д и Е (де-, дев-, ден-, древ-, дел- и так далее.), которые твердо отданы цифре 9;

Буквы, не соответствующие написанному ряду цифр, вы можете иногда использовать «для связки слов». Например, слог Ра- означает цифру 1, но слова Ра-Ма и Ры-Ба тоже означают 1, поскольку букв М и Б в начальной цифробуквенной последовательности нет.

Теперь начинаем играть с цифрослогами. «Вы-Трез-Ви-Тель» – 8383, телефонный код Новосибирска. «Во-Ва Чи-Тай» – 8843, код Казани. «Вот-Черт Де-По» – 8495, код Москвы. «Дева Ре-Шай» — 916, очень популярный телефонный префикс (помним, что «дев-» твердо отдано цифре 9, поэтому абстрактную деву мы на два слога не разделяем). «Древ-Ний Рим» – 901, тоже частое начало телефонного номера.

Годы жизни вождя мирового пролетариата (1870 – 1924) в этой системе запоминания прозвучат как «Ой Ва-Ся Ну Рад Де-Ду Чай», а год отмены крепостного права (1861) – «Ой Вы Ши-Ре».

В общем, играйте и получайте удовольствие от запоминания!

8 простых способов сдать любой экзамен (и не забыть выученное после)

8 простых способов сдать любой экзамен (и не забыть выученное после)

Экзамены приходится сдавать не только в школе или в вузе. При этом подготовка к ним, а потом и сам процесс сдачи всегда вызывают стресс. Готовиться начинают за сутки до экзамена, повторять уже некогда, а мозг вообще отказывается работать. Но если есть хотя бы немного времени, надо потратить его с пользой. А не за бесполезным и бесструктурным чтением учебников в надежде запомнить хоть что-то.

Перед сдачей любых экзаменов (вступительные испытания в вуз, выпускные школьные тестирования или, например, теоретическая часть обучения вождению) нам приходится учить большой объём материала. Не имеет значения, будет ли это текст из учебника или собственные конспекты. Легко потеряться в потоке информации. И это часто пугает. Хотя есть простые способы справиться и с объёмами текстов, и с собственными тревогами.

1. Читайте, перечитывайте и ещё раз перечитывайте

Так называемое «зазубривание» уместно разве что при изучении строгих формул, и даже в этом случае их стоит не только запомнить, но и понять. Что же касается остальных тем, смело перечитывайте нужный абзац по несколько раз: таким образом получится не только выделить основную мысль, но и чётко запомнить изложенный материал. Наш мозг с готовностью отзывается на повторения любого рода, поэтому такой подход он просто не в силах проигнорировать.

2. Найдите собственные «контрольные точки»

Если вы знаете, что такое квест или логические шарады, вы отлично понимаете, как одна найденная подсказка тянет за собой цепочку последующих, открывает доступ к новой информации, а в конце концов выстраивается в общую картину.

Запомнить всё прочитанное иногда просто невозможно. Если перед вами большой материал, то лучше разбить его на смысловые отрезки и выделить в каждом основную мысль. Именно она и станет той опорной точкой, зацепившись за которую, вы сможете легко вспомнить и чётко изложить последующий материал при сдаче экзаменационного билета.

3. Систематизируйте информацию

Вы прочитали внушительный параграф текста и, кажется, запомнили всё основное. Но впереди ещё несколько предметов, и каждый из них требует вдумчивого подхода. Один материал «наслаивается» на другой.

К сожалению, при попытке заучивания колоссального объёма сразу, такая путаница — не редкость. В этом случае, чтобы быстро отыскать и вспомнить нужный момент, поможет наглядность. Наш мозг активно воспринимает изображения и цветные элементы — так повелось в природе человека, что яркие сигналы прочнее оседают в памяти. Воспользуйтесь этим — используйте пометки, цветные обозначения (к примеру, при помощи маркеров и стикеров), чтобы выделить самое основное, что потом станет прочным фундаментом вашего ответа.

4. Найдите свои сильные стороны

Индивидуальный подход всегда работает лучше любых других. Если у вас ещё нет собственной интуитивной схемы, самое время придумать собственную схему работы с информацией. Ведь помимо чтения и стандартного заучивания, существует много других способов эффективно подготовиться к экзамену и облегчить этот процесс.

Начнём с того, что каждый человек обладает собственной спецификой памяти: одни люди лучше усваивают информацию на слух, другие отлично запоминают то, что видят, третьим необходимо ознакомиться с предметом «со всех сторон».

  • Если вы легко запоминаете текст услышанной песни или вдумчиво прослушанную лекцию, то у вас хорошо развита слуховая память. Воспользуйтесь этим. Читайте текст вслух, пересказывайте и проговаривайте информацию. Начитывайте свои конспекты на диктофон — этот материал будет легко прослушать и вспомнить самое необходимое.
  • Если вам достаточно пары взглядов на страницу с текстом, чтобы сказать, в какой части параграфа вы встречали то или иное определение, у вас зрительный (он же визуальный) тип памяти. Вам подойдут пометки, подчёркивания и маркировки основ изучаемого текста. Записывайте, конспектируйте и делайте собственные заметки — они помогут быстро восстановить в памяти материал.
  • Если у вас тактильная память, то оригинальности в подходе к любому делу вам точно не занимать. А вот долгий процесс чтения способен показаться монотонным и скучным. Исследуйте предмет со всех сторон, при этом вам идеально подойдёт ассоциативный способ запоминания. Будет полезно делать визуальные карточки, на которых можно записать нужную информацию и потом объединять отрезки в единое целое. Такой подход особенно эффективен при запоминании слов иностранного языка, определений и математических формул.
Читайте также:  Профессия визажист: подробное описание плюсы и минусы

5. Пишите от руки

В век новых технологий, которые предлагают нам удобно расположиться за клавиатурой и быстро набрать необходимый текст, идея вооружиться бумагой и ручкой может показаться не слишком практичной. Но всё не так просто. Учёными и психологами давно доказано, что процесс конспектирования от руки значительно улучшает функцию запоминания и способен сослужить хорошую службу при подготовке к экзаменам. Дело в том, что, самостоятельно выводя информацию на листе бумаге, мы как бы «пропускаем» её через себя.

6. Ассоциации

Действенность ассоциативного метода доказана не только психологами, но и самой жизнью. Представьте: вы знакомитесь с несколькими людьми, и имя одного из них совпадает с вашим собственным (или с именем близкого вам человека). Вы вряд ли испытаете неудобство, потому что забыли, как обратиться к человеку. Если новая информация способна напомнить то, что уже знакомо или вызывает интерес, то она непременно займёт место в памяти. Такие ассоциации можно назвать естественными — они возникают самостоятельно и не требуют вложения собственных усилий. Но все связи и аналогии можно создавать в процессе. При этом, чем больше творческого подхода вы вложите в ассоциацию, тем ярче она запомнится.

7. Делайте перерывы и много спите

Когда времени перед экзаменом мало, кажется, что прерваться на десять минут будет настоящим преступлением. И совершенно зря.

Наш мозг устроен таким образом, что большой поток информации на фоне отсутствия отдыха играет против нас, и новые знания не усваиваются.

Вы когда-нибудь перечитывали одно и то же предложение несколько раз, чтобы уловить смысл?

Этот первый «звоночек» сигнализирует, что пришла пора отложить учебник и немного расслабиться, переключившись на кратковременный отдых или прогулку. Тем самым вы дадите себе необходимую передышку и после перерыва обнаружите, что информация запоминается куда лучше.

Ночь перед экзаменом — самое напряжённое время в жизни школьников и студентов. Хочется прочитать, запомнить и повторить как можно больше. Однако полное пренебрежение сном может сказаться самым негативным образом: при взгляде на вытянутый билет можно не вспомнить добрую часть честно выученного материала. Здоровый сон перед экзаменом принесёт куда больше пользы и упорядочит все нужные мысли.

8. Повторяйте

Человеческий мозг отлично приспосабливается к повторяющимся действиям. Например, если вы не в первый раз идёте по одному и тому же маршруту, вы вряд ли заблудитесь. Это же правило активно работает в сфере усвоения информации: повторяющаяся песня по радио способна прочно засесть в голове даже против нашей воли.

Поэтому, выбрав самое главное, не пренебрегайте повторением и просмотром текста «ещё один раз». И здесь есть небольшая хитрость. Если перечитать пройденный материал на ночь, то во время сна полученная информация перейдёт в стадию долговременной памяти, и наутро в большинстве случаев вы сможете уверенно воспроизвести выученную рифму, вспомнить математическую формулу или дату рождения русского полководца.

Экзамен на носу. Как выучить билеты за три дня?

Ситуация, когда за три дня до экзамена нужно выучить большой объем материала, знакома многим. Мы расскажем, как развить память и усвоить нужную информацию в течение короткого промежутка времени. При этом не важно, предстоит вам сдавать ЕГЭ, ГИА или ПДД.

Правильная организация процесса

От того, насколько правильно вы спланируете процесс подготовки к экзамену, напрямую зависит его результат. Поэтому подойдите к этому вопросу системно:

  • если на протяжении семестра вы нечасто бывали на лекциях и не считали нужным восполнять пропущенное, то двух-трех дней на усвоение материала будет недостаточно. Начните подготовку к экзамену хотя бы за неделю, тогда у вас появится шанс запомнить бóльшую часть прочитанного;

  • составьте график работы с билетами и строго его придерживайтесь. Разделите количество экзаменационных вопросов поровну на число дней, оставшихся до теста, и выучивайте дневную норму, не откладывая на завтра. Иначе в последний день перед экзаменом вам придется туго. Согласитесь, есть разница — выучить в день 25 или 50 вопросов, ведь память обычного человека имеет свои пределы;
  • отведите на подготовку промежутки времени с 7.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00. В эти часы у нашего мозга наблюдается высокая активность, и он способен легко усваивать и быстро запоминать материал. Каждые 40 минут делайте 10-минутный перерыв. Пройдитесь по квартире, разомнитесь, выйдите во двор — разгоните застоявшуюся при сидении кровь и подпитайте мозг таким необходимым ему кислородом;
  • не отвлекайтесь ни на просмотр телепередач, ни на компьютерные игры, ни на телефонные разговоры. Даже не думайте заглядывать в соцсети, чтобы узнать, как обстоят дела у друзей — отложите общение на вечер, когда с дневной нормой билетов будет покончено;
  • делайте перерывы на завтрак и обед. Помните: мозгу нужно питание, в противном случае его КПД существенно снизится, а память ухудшится. Хотя и говорят, что глюкоза стимулирует работу мозга, не впадайте в крайность, поглощая в неимоверном количестве конфеты. Лучше съешьте плитку черного шоколада — от него пользы намного больше;

  • не засиживайтесь за компьютером до поздней ночи. Помните: утром голова должна быть свежей, иначе все попытки усвоить материал пойдут прахом.

Возможно, на период сессии придется ограничить общение с друзьями и отказаться от походов в ночные клубы. На наш взгляд, это небольшая плата за хорошую оценку в зачетке. А наверстать упущенное, потусовавшись с приятелями на вечеринках, можно будет после экзамена.

Приемы быстрого усвоения материала

Увы, не все мы наделены способностью быстро запоминать большие объемы материала, а потому, думаем, всем интересно, как развить память. В этом может помочь мнемоника — методика, облегчающая запоминание. Мы приведем несколько приемов, которые могут пригодиться во время подготовки к экзамену.

  1. Не зубрите материал, а старайтесь понять, тогда и воспроизвести прочитанное будет легче. Механическое запоминание малоэффективно.
  2. Большие тексты делите на части и учите постепенно. Усвоение небольших отрывков дается значительно легче, поскольку не перегружает нетренированную память.
  3. Если нужно запомнить несколько материалов, начните с более объемного. Это же касается и экзаменационных вопросов: пока вы еще не устали, выучите более сложные, а простые оставьте «на закуску».
  4. Следует повторять изученное. Прочитав тему, составьте мысленно план ответа и кратко перескажите усвоенное. Правило «Повторение — мать ученья» никто не отменял, только учение должно быть осознанным — смотри пункт 1.
  5. Пересказывайте прочитанное родным. Когда мы озвучиваем и объясняем кому-то то, что до этого произносили мысленно, знания систематизируются и откладываются в памяти, поэтому извлечь их на-гора во время экзамена будет нетрудно.
  6. Пишите шпаргалки. Не столько для того, чтобы ими воспользоваться, сколько для лучшего запоминания. Доказано: информация, которая была прочитана и записана, запоминается гораздо лучше.
  7. Взявшись за подготовку всего за день до тестирования, вы сильно снижаете свои шансы на хорошую оценку. Однако вероятность благополучного исхода все-таки есть. Прочитайте материл «по диагонали» — зрительная память уловит основное, и на экзамене вы сможете выудить из закоулков мозга нужный тезис и раскрыть тему.
Ссылка на основную публикацию