История дистанционного обучения - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

История дистанционного обучения

История дистанционного образования

Первые шаги в развитии дистанционного обучения

История учебы на расстоянии начинается с конца XVIII века. Именно в этот период в европейских странах возник новый термин – «корреспондентское обучение», который ввел Исаак Питман, учивший студентов стенографии в Великобритании. Слушатели получали учебный материал, общались с педагогами и сдавали экзамены посредством почтовой связи.

Будучи человеком демократичных взглядов, И. Питман считал, что возможность получить высшее образование должны иметь все желающие, независимо от национальности, религиозных предпочтений и финансового благополучия. Его идеи подхватила американская писательница Анна Тикнор, организовавшая в 70-е годы XIX столетия удаленную систему обучения женщин по почте. Не менее популярной стала и авторская программа корреспондентской учебы Вильяма Рейни Харпера из штата Иллинойс, США (1874).

Вскоре методом образования на расстоянии заинтересовались учебные заведения, и уже в 1892 году Чикагский университет пригласил слушателей на первый факультет дистанционного обучения.

Становление удаленного образования в XX веке

До начала XX столетия технологии не были развиты настолько, чтобы сделать возможным использование в дистанционном обучении каких-то других средств связи, кроме почты. Но прогресс вскоре принес человечеству радио, телеграф и телефон, а затем и телевидение, и уже в 50-х годах появились первые учебные передачи, которые пока еще не подразумевали обратной связи с учеником.

Большой прорыв в сфере дистанционного образования произошел благодаря громкому событию 1969 года, когда в Великобритании был учрежден первый в мире открытый университет (англ. Open University). В его названии отражена идея создателей прогрессивного для того времени учебного заведения сделать образование доступным для всех и каждого – как по стоимости, так и за счет отсутствия необходимости в регулярном посещении занятий.

Конец 1980-х годов ознаменовался началом эры персональных компьютеров – и их незамедлительно внедрили в систему учебы на расстоянии. Так был сделан первый серьезный шаг к автоматизации образования: для изучения тех или иных предметов стали разрабатываться программы-игры. Следующим этапом были совместные проекты между странами, к примеру, в 1988 г. появилась «Школьная электронная почта» (СССР – США).

История СДО в цифрах и фактах

Основными вехами в развитии удаленного образования стали:

  1. 1906 г. — начато обучение по почте при университете штата Висконсин (США).
  2. 1911 г. — курсы на базе Квинслендского университета в г. Брисбен (Австралия).
  3. 1914 г. — корреспондентское обучение в начальной школе (Новая Зеландия, Австралия, Канада).
  4. 1939 г. — создание центра детского образования во Франции.
  5. К 1960-м годам было уже 11 «открытых» университетов в СССР.
  6. 1969 год — Open University в Великобритании.
  7. 1979 г. — Китай запустил программу радио-обучения в университетах и телевизионные образовательные.

Домашнее обучение середины ХХ века обладало рядом отличительных характеристик, среди которых отдельного внимания заслуживают:

  • наличие всех уровней – от начального до вузовского образования;
  • максимально расширенный список изучаемых предметов;
  • разнообразные методы обучения: телевидение, переписка, открытые экзамены.

Концепции первых учебных учреждений в системе дистанционного образования предполагали:

  • возможность обучения для слушателей всех возрастов;
  • активное участие студентов в создании учебной программы;
  • самообучение;
  • индивидуализацию обучения;
  • активное привлечение передовых педагогов;
  • свободный доступ к информации;
  • новые методы оценивания деятельности и достижений учащихся.

Основной формой дистанционного обучения была заочная, при которой предусматривались поездки на установочную сессию. В течение одной-двух недель студентам излагались основы и краткое содержание образовательных программ и выдавались материалы для самостоятельного изучения. Два раза в год слушатели приезжали в учебное заведение для сдачи экзаменов и зачетов.

Новая эпоха учебы на расстоянии

В XXI веке начался следующий этап развития дистанционного обучения. Интернет-технологии привнесли новые возможности, сделавшие учебный процесс более понятным и доступным. Стандартную базу удаленного образования, состоявшую из печатных пособий, а затем и радио- и телекурсов, дополнил мощный функционал ИКТ, который обеспечил комплексный подход к обучению и взаимодействие преподавателей и студентов в режиме реального времени.

Но жизнь не стоит на месте, и вполне возможно, вскоре наступит новый этап в истории дистанционного обучения, основанный на использовании искусственного интеллекта, что сделает потенциал удаленного образования безграничным.

История дистанционного обучения

История развития дистанционного образования

  • Дистанционное обучение
    • Дистанционное обучение
    • Новости
    • Статьи
    • Что такое дистанционное обучение?
    • Дистанционные бизнес-курсы
    • Дистанционные школы
    • Дистанционное обучение в Институтах
    • Дистанционное обучение на языковых курсах
    • Книги по дистанционному обучению
    • Порталы, посвященные ДО
    • Электронные журналы по ДО
    • О проекте
  • Что такое дистанционное обучение?
    • Что такое дистанционное обучение?
    • История развития дистанционного образования
    • Плюсы и минусы дистанционного обучения
    • ДО в России
    • ДО в Европе
    • Приказ о дистанционном обучении
    • Психология дистанционного обучения

Краткая история развития дистанционного образования

Дистанционный метод получения образование появился довольно давно. Его родоначальником считается Исаак Питман, начавший в 1840 году с помощью почтовых отправлений обучать стенографии студентов в Объединенном Королевстве.

В Америке в 70-е годы XIX века также были предприняты шаги по организации дистанционного обучения. Так Анна Элиот Тикнор в 1873 разработала систему обучения по почте для женщин и назвала ее Общество Тикнор. А в 1874 году программа обучения по почте была предложена Университетом штата Иллинойс. Вильям Рейни Харпер, считающийся в Америке «отцом обучения по почте», в 1892 году учредил первое отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго. В 1906 году преподавание по почте было введено и в Университете штата Висконсин.

Вскоре дистанционное обучение дошло до Австралии. В 1911 году открылись курсы вузовского уровня в Квинслендском университете в Брисбене. В 1914 году для детей, живущих далеко от обычных школ было организовано обучение по почте по программе начальной школы. Подобные системы для школьников начали использовать в Канаде и Новой Зеландии

Во Франции, в 1939 году также был создан Государственный центр дистанционного обучения для детей, не имеющих возможности посещать школу.. В настоящее время этот центр стал крупнейшим учебным заведением дистанционного образования в Европе

С завершением революции 1917 года дистанционное обучение появилось в России. В Советском Союзе была разработана модель дистанционного образования, названная «консультационной», т.е. заочной. Уже к 60-м годам в СССР было 11 заочных университетов.. После Второй мировой войны опыт СССР переняли другие страны Центральной и Восточной Европы.

Сильно повлияло на систему дистанционного образования основание в 1969 году Открытого университета Великобритании ,с появлением которого учебные заведения, специализирующиеся на дистанционном обучении, появились в целом ряде стран, среди которых Испания ,Пакистан, Индия .

В 1979 году в Китае впервые в истории дистанционного образования была создана Национальная сеть радио и телевизионных университетов.

В истории дистанционного образования можно проследить ряд характерных черт этой формы обучения:

– дистанционное образование предоставляет весь спектр подготовки от начального до высшего образования и направлено на людей различных возрастов;

– список дисциплин необычайно обширен;

– применяемые методы также очень разнообразны: переписка, печатная продукция, радио и телевидение, практические семинары, открытые экзамены.

Дистанционное образование организовано как в развитых, так и в развивающихся странах и в новом тысячелетии оно станет играть все более значимую роль, демонстрируя свою гибкость и разнообразие форм.

Дистанционное образование – три поколения развития

Взглянув на историю дистанционного образования под определенным углом , можно увидеть, что успехи, достигнутые в процессе его развития принадлежат к нескольким «поколениям».

Первым таким «поколением» стал написанный от руки и печатный материал. На протяжении многих столетий для передачи информации использовались рукописи, но с появлением книгопечатания появилась возможность возможным выпуска недорогих учебников. С середины XIX века доставка учебных материалов стала осуществляться при помощи разветвленные железнодорожные систем , а также быстрых и экономичных государственных почтовых служб большому количеству учеников, находящихся в разных уголках . С изобретением радио в 20-е годы XX столетия появились радиокурсы, которые иногда дополнялись печатными материалами или аудиторными занятиями. А уже в 50-х годах развитие получили телевизионные курсы.

Начало «второго поколения» связано с основанием Открытого университета в Великобритании в 1969 году. Именно тогда впервые в дистанционном образовании стали применять комплексный подход к обучению. Было разработано большое количество высококачественных пособий, которые предназначались специально для дистанционного обучения, одностороннее взаимодействие университета со студентами осуществлялось как через печатный материал, так и посредствам радио- и телепередач (аудиокассеты получили распространение позже). Двухстороннее же взаимодействие осуществлялось при помощи очных консультаций ,краткосрочных курсов и ,конечно же, переписки. Такая модель была довольно дорога на подготовительном этапе, но с созданием всех нужных материалов и программ на обучение каждого нового студента уже не требовало таких затрат.

На активном использовании коммуникационных и информационных технологий базируется «третье поколение» дистанционного образования. С появлением этих технологий появились новые возможности для двухсторонней связи как в синхронном (видео- или аудиографические конференции), так и в асинхронном режиме (электронная почта, Интернет, телеконференции). Все эти методы обучения могут быть применены как в дополнении к курсам первого и второго поколения, так и использоваться самостоятельно, но в любом случае позволяют существенно облегчить взаимодействие наставника и ученика.

Читайте также:  SEOsprint: как заработать?

Факторы развития дистанционного образования

На развитие дистанционного образования влияют различные факторы: увеличение государственных ассигнований, появление средств дистанционного образования второго поколения, усилия, направленные на распространение высшего образования. А также изменение характера рабочей силы, ведь, стремясь к улучшению карьерных возможностей, люди получают второе образование либо повышают свою квалификацию и дистанционное образование, безусловно, является выходом в такой ситуации

Вовлечение государства в планирование развития высшего образования явление довольно новое, т.к. до середины XX века усилия были направлены на получение населением среднего образования. К середине 60-х годов эта проблема была решена в большинстве стран и с этого времени стала повышаться доступность высшего образования для широких масс, расширились программы непрерывного образования, подготовки специалистов и улучшения профессиональных навыков. Именно дистанционное образование стало способом предоставить образовательные услуги широкому кругу людей, которые желают учиться, но не имеют возможности для обучения в традиционной форме.

Дистанционное образование второго поколения

Создание Открытого университета Великобритании в 1969 году стало определяющим фактором в определении качества и статуса дистанционного образования. Это событие имело большое значение для практики дистанционного обучения и продемонстрировало внедрение средств массовой информации в учебный процесс.

Впервые идея создания такого университета была выдвинута Гарольдом Вильсоном в сентябре 1963 года , однако тогда его предложение было воспринято негативно .Но не смотря на множество противников, в июне 1969 года вышла королевская грамота, давшая Университету статус независимости и автономности, а также право выдавать дипломы и присваивать ученые степени.

Это событие стало толчком для многих стран в развитии нетрадиционных способов получения высшего образования. Учебные заведения, аналогичные Открытому университету Великобритании, стали появляться по всей планете, и ведущую роль в их создании играло государство. Под нажимом правительства, а также в результате конкурентной борьбы за студентов, множество традиционных вузов пересмотрело свою структуру, формы и методы обучения, учебные планы и программы, поняв всю необходимость использования новых технологий и внедрения дистанционных курсов обучения. Не зря чуть позже Гарольд Вильсон напишет, что решение о создании Открытого университета «являлось политическим актом».

Увеличение государственных ассигнований

В 60-е — 70-е годы под давлением общественности и потребностей времени увеличились государственные ассигнования на нужды высшего образования. Безусловные успехи обширной реализации дистанционных форм обучения убедили правительства многих стран в необходимости выделения средств для развития как новых, так и традиционных учебных заведений, с целью диверсификации и распространения методов обучения.

Изменилось и отношение к образованию в обществе. Его стали считать главным фактором, способствующим социальному развитию и экономическому росту. Развитые и развивающиеся страны стали видеть в образовании залог их будущего процветания. Развивающиеся страны старались преодолеть пропасть, отделяющую их от развитых стран в социальном и экономическом плане, развитые же государства удерживали и усиливали свои позиции на мировом рынке. Все это вызвало повышенную потребность в квалифицированной рабочей силе. Именно поэтому область образования занимает одну из лидирующих позиций в списке инвестиционных приоритетов и привлекает как государственные, так и частные инвестиции.

Из истории дистанционного образования видно насколько оно актуально, в связи с новыми потребностями общества, и необходимо в самых разных странах мира.

Каждый раз, с появлением новых технологий менялись методы дистанционного обучения и сейчас можно выделить три поколения его развития.

Образовательная экспансия способствовала возрастанию государственных ассигнований в сферу образовательных услуг и подтолкнула правительства к финансированию новых методов обучения.

С созданием Открытого университета Великобритании появилось второе поколение дистанционного образования высочайшего класса и была разработана моделью для создания аналогичных учебных заведений. Но это лишь одна модель, а ведь есть еще и другие, которые представляют собой альтернативные варианты для развития и совершенствования дистанционного образования.

История дистанционного образования

Фактически, с 1728 года по сей день концепция дистанционного образования осталась прежней: менялись только каналы коммуникации. Почти триста лет назад господин Калеб Филипс стал первым организатором системы дистанционного образования, разместив в бостонской газете объявление о наборе студентов из пригородов на курсы быстрого письма и бухгалтерии. Уроки высылались обычной почтой раз в неделю. Благодатной почвой для появления дистанционного образования стало развитие регулярных почтовых служб: без этого канала связи удаленная коммуникация была бы слишком затянута и нестабильна.

Новый виток развития дистанционного образования был связан с активным движением по демократизации общества в англоговорящем мире. В 1840-1890-е годы сэр Исаак Питман рассылал всем желающим уроки по своей методике быстрого письма по цене почтовой доставки, то есть сам на этом не зарабатывал. В понимании сэра Питмана демократизация общества заключалась в свободном доступе к высшему образованию для всех слоев населения, независимо от их положения в обществе, религиозных или политических взглядов.

Сегодняшние лидеры дистанционного образования говорят похожие слова, но почему-то за 150 лет человечество так и не покрыло всю планету бесплатным образованием, не то, что высшим, а даже средним. В Чёрной Африке, где проживает 12% населения Земли, всего 58% детей имеют школьное образование, и это не единственное подобное место на планете (для сравнения – в России этот показатель составляет 88%).

Так почему же блага дистанционного образования не привели к тотальному обучению всех людей? Ответ на этот вопрос был получен еще в 1890-е годы по итогам гигантского социального эксперимента, проведенного компанией ICS (International Correspondence Schools). Школа дистанционного обучения была открыта в 1888 году с целью утолить карьерный голод американских шахтеров-иммигрантов: они хотели как можно быстрее перестать работать в шахте, но для повышения до бригадира или инспектора требовалось образование. Интересно, что ICS работает до сих пор в Канаде и Великобритании.

Благодаря агрессивной рекламной активности (миллионы долларов на рекламу и тысячи продавцов) за 18 лет в ICS был записан почти миллион студентов. Казалось бы, какой прогресс для отрасли и для страны в целом: в США тогда всего жило около 75 млн. человек. Но результаты были удручающими: 83,4% студентов не прошли и трети целого курса, а выпускников было всего 2,6%.

Таким образом, еще сто лет назад стало понятно, что дистанционное образование подходит лишь для людей с высокой самомотивацией и высокой культурой получения знаний. Если мотивации и культуры нет – можно на каждом шагу развесить объявления о бесплатном образовании и ничего не выйдет.

Обучение по радио и телевизору: первые прототипы вебинаров и университеты без стен

Новые каналы обмена данными порождали новые проявления дистанционного образования. Активное развитие радио привело к тому, что студенты сидя дома могли слушать лекции в том же виде, в котором они рассказывались в стенах университетов. Понятное дело, что студентам все равно приходилось получать по почте бумажные задачники и распечатки лекций, но радиовещание создавало больший вовлекающий эффект и позволяло обогатить коммуникацию между преподавателем и студентами.

Одним из первых университетов, внедривших радио в обучении, был Государственный Университет Пенсильвании, который начал свое вещание в 1922 году. А уже в 1934 году Университет Айовы запускает первый в мире образовательный телеканал, который, между прочим, работает до сих пор.

К началу 1970-х на почве развития технологий созрел еще один эксперимент, который снова показал тщетность идеалов о свободном высшем образовании по всему миру. В середине 60-х в США появилось Сообщество Экспериментирующих Колледжей и Университетов (UECU), которое задалось целью создавать и развивать новые подходы к предоставлению высшего образования. Сообщество быстро нашло влиятельных спонсоров, а к 1970 году пополнилось известными университетами.

В итоге, в 1970 году был опубликован концепт Университета Без Стен(University Without Walls, сокр. UWW), который даже по сегодняшним меркам местами выглядит революционно:

  • 1. Возраст студента не должен иметь значения при поступлении;
  • 2. Студенты должны активно участвовать в создании и обновлении учебной программы;
  • 3. Максимальный упор на самообучение студентов;
  • 4. Максимальная индивидуализация обучения вплоть до гибкой настройки расписания занятий и учебной программы под разных студентов;
  • 5. Активное привлечение преподавателей, которые являются признанными экспертами-практиками в той или иной области;
  • 6. Свободный доступ к знаниям всех участников сети UWW;
  • 7. Поиск новых методов оценки прогресса студента, поскольку традиционные методы оценки (объем посещенных лекций, тесты, система степеней) далеко не всегда объективны.

Таким образом, UWW – это не один конкретный университет, а описание подхода к созданию образовательной программы уровня высшего профессионального образования. Также очевидно, что в концепции явно была сделана ставка на дистанционные формы обучения.

Итоги эксперимента выглядят не очень впечатляющими: за первые 12 лет работы UWW по ее программам было выпущено всего лишь около 1000 бакалавров. Зато, по словам исследователей, есть и положительный момент: в “обычные” университеты США стали активно брать студентов старше 30 лет, и процент граждан, имеющих высшее образование, существенно вырос. Все остальные пункты концепции требовали высокого уровня зрелости студентов, как и в эксперименте с шахтерами 19 века.

Читайте также:  "сурдология-оториноларингология ": обучение профессия и кем работать

Новая эра: открытые университеты и океан видеороликов

Накопленная потенциальная энергия первопроходцев дистанционного образования реализовалась в 1969 году в виде созданного Британского Открытого Университета. Для тех времен это была революция: в университет принимали всех, независимо от их официального уровня знаний (например, на программу бакалавра могли принять без диплома о завершении средней школы). Второе измерение открытости состояло в том, что большинство курсов преподавались дистанционно. И, что самое важное, университет был государственный, и, следовательно, выпускники получали настоящий диплом о высшем образовании.

В 1999 году в США появился первый дистанционный университет с государственной аккредитацией – Jones International University. Причем, университет вырос из созданной в 1980-х годах телевизионной сети каналов, которая предоставляла дистанционные курсы из 30 ведущих университетов США. Фактически, это дальний предок современной Coursera.

Еще одним предком современных стартапов от дистанционного образования можно назвать California Virtual University, открытый в 1997 году. На сайте был представлен каталог из 700 онлайн-курсов от самых известных калифорнийских университетов, каталог работает и по сей день.

Самым детально проработанным проектом из недавнего прошлого, посвященным дистанционному распространению образования, можно назвать MIT OpenCourseWare. Мало того, что коллеги из MIT сами тратят по 10-15 тысяч долларов на публикацию каждого курса, они еще и вовлекли в эту затею десятки университетов со всего мира. Все курсы публикуются бесплатно, но проект не является дистанционным образованием: это, скорее, каталог видеозаписей курсов и список материалов для чтения.

А в это время в России.

Исходя из исторических документов можно сделать вывод, что высшее дистанционное образование впервые появилось в СССР. Уже в 1926-27 годах на заочные отделения МГУ было принято 37 тысяч студентов – государство всеми способами стремилось повысить уровень профессионализма рабочих и крестьян. А в 1930 году программы дистанционного обучения были внедрены в ведущих ВУЗах каждого наркомата (тогдашние министерства). Так что мы можем с гордостью носить звание первопроходцев высшего дистанционного образования.

Первые формы дистанционного образования были устроены просто:

В начале курса студент приезжал в университет на установочную сессию. На сессии преподаватели описывали суть курса, общую программу обучения, выдавали материалы для самостоятельного изучения;

В течение года или семестра студент изучал материалы сам, по возможности писал или звонил преподавателю;

В конце года или семестра студенты снова приезжали в университет на экзаменационную сессию для сдачи зачетов и экзаменов.

Новый виток интереса к заочному обучению связан с открытием российского филиала ЕШКО в 1993 году.

Для людей, которые только оправились от разрушения СССР, это был прорыв: изучение английского по аудиокассетам и удаленному приему домашних заданий выглядело магией. Я и сам получил в ЕШКО два сертификата по английскому языку в 93-94 годах. Честно скажу – слушать кассеты и самостоятельно изучать учебники для меня было намного интереснее, чем ходить в школу.

Еще более зрелую форму высшее дистанционное образование приобрело после подписания России меморандумов с ЮНЕСКО о содействии развитию дистанционного образования и создания МТИ ВТУ. В 2000 году МТИ получил государственную аккредитацию, сегодня этот институт предоставляет десятки курсов с дистанционной системой обучения и выдачей государственного диплома.

Этапы развития дистанционного образования в РФ

Как начиналось развитие дистанционного образования? Одни источники говорят о рассылках священных посланий по храмам Святым Павлом, как о первых предпосылках возникновения дистанционного обучения. Другие источники утверждают, что первичные техники возникли в 1840 г . благодаря Исааку Питману, который разработал программы обучения стенографии и отправлял их по почте. Согласно мнению ряда отечественных авторов, основоположниками дистанционного образования явились Чарльз Тусен – преподаватель французского языка в Берлинском университете и Густав Лангенштайдт – основатель института иностранных языков с заочной формой обучения.

Термин «дистанционное обучение» имеет американское происхождение, впервые использовался в каталоге заочных корреспондентских курсов 1892 г .

Отечественная история дистанционного обучения

В нашей стране развитие дистанционного формата обучения началось только в 1917 г . после революции. В СССР была разработана первая модель обучения заочно, название которой звучало так: «образование без визуального контакта».

Существовало два направления развития: создание частных корреспондентских школ (использовались почтовые отправления, в последующем присоединилось использование электронных технологий) и открытие дистанционных отделений в университетах (в основе образования лежали телекоммуникации, аудио- и видеоматериалы). Первоначально дистанционные курсы дополнялись очными занятиями.

Этапы становления

Дистанционное обучение прошло несколько периодов развития, каждый из которых привнёс свои элементы, использующиеся до сих пор.

  • Первый этап – с помощью телефонов, почты и компьютеров педагог связывался с одним или несколькими учениками поочерёдно и проводил занятия. Изучение материала проходило бессистемно, а средства обучения применялись вне комплексного метода.
  • Второй этап – в данный период распространение получили программы на видео- и аудиокассетах, также создавались специализированные программы для обучения на компьютере и записывались видеолекции.
  • На третьем этапе произошло активное развитие обратной связи благодаря возможностям интернет-сети. Связь «многих со многими» обусловила появление мощного массива информации, неограниченного ни временными рамками, ни географическими.
  • В наше время происходит реализация четвёртого этапа , основанного на комплексе виртуальных и тренинговых техник обучения. Интеграционное обучение стало полноценной заменой очному ввиду широкого использования коммуникационных систем, позволяющих неограниченно делиться информацией в самых разнообразных форматах.

Предпосылки дальнейшего развития дистанционного обучения в РФ

На сегодняшний день в России дистанционное образование развивается очень активно, особенно в социальной и управленческой областях деятельности. Многие российские компании, государственные учреждения образовательной и социальной сферы, а также частные лица регулярно обращаются в специализированные центры и университеты, реализующие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, адаптированные под дистанционный формат.

Всего несколько лет назад дистанционное обучение велось практически только столичными вузами, сегодня появляются развитые региональные сети учебных центров. Одним из ведущих представителей в данном сегменте выступает Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы. Более десяти направлений дистанционной подготовки, в том числе в таких востребованных областях как дефектология, логопедия, педагогика, психология и др., позволили ВГАПС стать лидером среди региональных центров дистанционного образования.

Сегодня онлайн-курсы в России – это отличная возможность без каких-либо неудобств получить специализированные знания и умения, зачастую в ускоренном режиме в системе гибкого графика за достаточно невысокую плату. Поэтому не стоит упускать шанс реализовать свой богатейший интеллектуальный потенциал высокотехнологичными средствами образования. Ввиду чрезвычайно быстрого технического прогресса выглядит понятным и естественным развитие доступности дистанционных техник обучения для каждого жителя страны.

Интеллектуальные силы огромного количества специалистов сегодня направлены на развитие системы российского дистанционного образования, разработку новых способов обучения, включающих качественные дидактические продукты и передовые информационные технологии.

Скорость развития и внедрения инноваций в области технологий обучения обусловила высокую конкурентную базу на рынке образовательных услуг, что явилось катализатором непрерывного улучшения качества дистанционных образовательных курсов, поэтому сегодня мы с уверенностью можем говорить о конкурентоспособности, эффективности и перспективах данной модели образования.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Дистанционное образование в России: история, статистика и преимущества

Дистанционное образование – метод обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. История дистанционного обучения берет начало в далеком 1979 году, когда в Китае начали использовать теле- и радиокоммуникации для контакта педагогов и учащихся. Технологии далеко продвинулись, и сегодня доступна возможность получения полноценного образования посредством интернета и компьютера в режиме онлайн.

История дистанционного обучения

Вам будет интересно: Физика: формула напряжения тока. Как найти и вычислить электрическое напряжение?

Конец XVIII века считается началом истории образования на расстоянии. В странах Европы в это время появился термин “корреспондентское обучение”, введенный Исааком Питманом – преподавателем стенографии в Великобритании. Слушатели общались с педагогами, получали учебные материалы и сдавали экзамены, прибегая к почтовой связи.

Питман был человеком демократичных взглядов и придерживался мнения, что высшее образование должно быть доступно всем желающим вне зависимости от их религиозных предпочтений, национальности и финансового состояния. Его мировоззрение было перенято американской писательницей Анной Тикнор, создавшей в 70-е годы XIX столетия систему удаленного обучения для женщин. Авторская программа корреспондентской учебы, разработанная Рейни Харпером из Иллинойса, США, пользовалась не меньшей популярностью.

Вскоре учебные заведения заинтересовались методикой образования на расстоянии, и уже в 1892 году в Чикагском университете открылся первый факультет дистанционного обучения.

Удаленное образование в XX веке

До начала XX века почта являлась единственным средством связи, использовавшимся в дистанционном обучении. Развитие технологий и появление телеграфа, радио и телефона, а впоследствии и телевидения привело к тому, что в 50-х появились учебные передачи, не подразумевавшие обратной связи.

Читайте также:  Спортивная диета для мужчин

Учреждение в Великобритании в 1969 году первого в мире открытого университета стало резонансным событием, благодаря которому методика дистанционного образования сделала огромный шаг вперед. Создатели прогрессивного для своего века учебного заведения старались сделать образование доступным для всех как в плане стоимости, так и в плане отсутствия необходимости в посещении занятий.

Эра персональных компьютеров, начавшая в конце 1980-х, сделала первый шаг к автоматизации образования: для изучения различных предметов стали разрабатываться программы-игры. Следующим этапом стали проекты, создаваемые совместно разными странами. Одним из них, например, стала “Школьная электронная почта” (СССР – США).

Цифры и факты

Вам будет интересно: Антиклиналь + синклиналь – это складчатые горы

В истории дистанционного образования основными вехами стали:

  • 1906 год – начало почтового обучения в университете штата Висконсин, США.
  • 1911 год – на базе Квинслендского университета города Брисбен созданы курсы.
  • 1914 год – появление в начальной школе Новой Зеландии, Канаде и Австралии корреспондентского обучения.
  • 1939 год – открытие во Франции центра детского образования.
  • К 1960 году в СССР существовало 11 “открытых” университетов.
  • 1969 год – открытие Open University в Великобритании.
  • 1979 год – запуск в университетах Китая образовательных теле- и радио-программ.

Домашнему образованию XX века свойственны отличительные черты, среди которых стоит выделить:

  • возможность обучения на всех доступных уровнях – от начального до вузовского;
  • широкий список предлагаемых к изучению предметов;
  • различные способы обучения – переписка, телевидение, открытые экзамены.

Первые учебные учреждения, работающие по методам дистанционного образования, руководствовались концепциями:

  • Обучение слушателей различных возрастов.
  • Самообразование.
  • Студенты принимают активное участие в формировании учебной программы.
  • Индивидуальное обучение.
  • Привлечение к программам профессиональных педагогов.
  • Открытый и свободный доступ к информации.
  • Инновационные методики оценки достижений и деятельности учеников.

Заочная форма обучения была основной в дистанционном образовании и предусматривала поездки учащихся на сессии. Студентам в течение пары недель преподавалось краткое содержание программ и предоставлялись материалы для самостоятельного изучения. Слушатели приезжали в учебное заведение дважды в год для сдачи зачетов и экзаменов.

Дистанционное образование в России

Удаленное обучение в России предполагает несколько уровней:

  • Школьный. Среднее образование в России может быть получено тремя способами: онлайн-занятия вкупе с классическими уроками в школе; занятия с преподавателем в специализированных киберклассах; самообразование без стороннего контроля. Такие методы дистанционного обучения доступны не только школьникам, но и взрослым, не получившим аттестат о среднем образовании по разным причинам; лицам, проживающим за границей и находящимся в местах заключения.
  • Средний профессиональный. Перечень специальностей, доступных для удаленного обучения, довольно ограничен. По большей части в него входят профессии из области экономики, бухгалтерского учета, менеджмента, компьютерных и информационных систем, гостиничного бизнеса и педагогики. Дистанционное образование в России подразумевает присутствие студента на защите дипломной работы и на государственных экзаменах.
  • Высший. Список факультетов с дистанционным обучением в высших учебных заведениях значительно шире, что объясняется богатой материально-технической базой университетов и институтов, позволяющей проводить лабораторные работы, лекции и онлайн-семинары. Студент также обязуется лично присутствовать при сдаче государственных экзаменов и защите диплома.
  • Дополнительный. Дистанционные курсы по различным направлениям пользуются немалой популярностью в последнее время. Среди них – профпереподготовка, повышение квалификации, углубление знаний и прочие.

    Процесс обучения

    Вам будет интересно: Ликвидация гетманства на Украине: история и интересные факты

    Учащемуся по программе дистанционного образования в России необходимо иметь:

    • Наличие доступа к высокоскоростному интернету.
    • Умение работать с графическими и текстовыми редакторами.
    • Электронный почтовый ящик.
    • Программы для общения, поддерживающие видеосвязь – например, Skype.
    • Web-камеру.

    Для получения дистанционного образования в вузах России необходимо пройти процедуру поступления. Если планируется посещение бесплатных курсов, то достаточно изучить информацию и заполнить заявку.

    Некоторые образовательные ресурсы не требуют даже регистрации, но и выпускники не получают никаких документов об окончании.

    Поступление на платный курс дистанционного обучения включает в себя этап собеседования. Занятия могут начинаться либо в установленные сроки, либо на протяжении всего года по мере набора групп.

    Некоторые высшие учебные заведения требуют от студентов, поступающих на факультеты дистанционного обучения, предоставления в приемную комиссию пакета документов:

    • оригинал и ксерокопию паспорта;
    • документы об имеющемся образовании – диплом об окончании техникума или колледжа, аттестат о среднем образовании;
    • фотографии;
    • анкета и заявление.

    Требования к предоставляемому пакету документов могут разниться в зависимости от конкретного высшего учебного заведения. Полная и достоверная информация опубликована на сайтах вузов, как и анкеты для зачисления.

    После принятия абитуриента ему на электронный адрес высылается письмо и квитанция на оплату.

    Методы обучения

    Как строится образовательный процесс, если учащиеся выбрали не очную или заочную форму обучения (с целью получения высшего образования), а дистанционную? В России, как и во многих других странах мира, применяются различные способы предоставления учебного материала и контроля знаний. На основных из них вкратце остановимся далее.

    Лекции

    Подача учебного материала осуществляется в виде печатных текстов или электронных, аудио- и видеофайлов. Изучается вся информация самостоятельно. В конце каждой лекции публикуется список вопросов и заданий, правильные ответы на которые открывают доступ к следующему лекционному блоку.

    Многие системы дистанционного образования в России включают видеоконференции – лекции в режиме реального времени, в ходе которых преподаватели читают материал и обсуждают его со студентами.

    Семинары

    Неотъемлемой частью дистанционного обучения любого уровня является проведение семинаров. Процесс подготовки к ним включает изучение заданной темы и подбирают информацию. Онлайн-беседы между преподавателем и студентами более продуктивны, поскольку интернет-соединение обеспечивает связь со всеми участниками разом.

    Самостоятельная работа

    Центральная роль при дистанционном образовании в России отводится именно самостоятельному обучению. Учащиеся изучают присланные материалы, выполняют практические и лабораторные работы, сдают зачеты и срезы знаний, находят информацию в ходе подготовки к семинарам и лекциям. Грамотное обеспечение необходимой информацией, по мнению методистов, отводит на самостоятельную работу студентов 2/3 нагрузки.

    Научные исследования

    Написание реферата или курсовой работы требует от студента поиска необходимого материала и его глубокого анализа. Студенты, получающие посредством дистанционного обучения высшее образование в России, консультируются с преподавателем или куратором через интернет. Некоторые дистанционные программы включают личные встречи, во время которых можно получить ответы на вопросах и прояснить непонятные моменты в полученных материалах.

    Длительность удаленного обучения

    Бытует мнение, что образование через интернет можно получить за небольшой срок. На деле обучение может длиться столько же, как и при заочной учебе: получение второго высшего может отнять 1-3 года.

    Экстерном получить (посредством дистанционного обучения) высшее образование в государственных вузах России можно без ухода на каникулы, которые предоставляются студентам на стационарной форме.

    Контроль уровня знаний

    Все экзамены, зачеты, практические и лабораторные работы сдаются в режиме онлайн: студент дает ответы на вопросы преподавателя в реальном времени в ходе конференции через Skype или аналогичные программы. Иногда контрольные задания высылаются по электронной почте учащимся. Отведенное на их решение и отправку ответов время строго ограничено.

    Защита диплома и сдача государственных экзаменов осуществляются только при личном присутствии студента.

    Преимущества дистанционного обучения

    Вам будет интересно: Что такое щелочь, в какие реакции вступают самые известные из них

    Высшее образование в вузах России, получаемое на удаленной основе, стало популярным не так давно благодаря своим достоинствам:

    • Сроки обучения устанавливаются самостоятельно студентом.
    • В основе учебы лежит индивидуальный подход, учитывающий не только жизненные ситуации учащегося, но и его интеллектуальные возможности.
    • Время встреч и их длительность выбираются на основании пожеланий студента.
    • Доступность всех видов дистанционного обучения.
    • Возможность получить диплом любого вуза вне зависимости от его расположения.
    • Высшее образование по конкретной специальности могут получить все вне зависимости от социального положения, финансового благополучия и состояния здоровья.

    К преимуществам дистанционного высшего образования в России также можно отнести возможность изучения и использования интернет-технологий.

    Недостатки

    Несмотря на все преимущества, минусы в удаленном методе получения образования все же есть:

    • Необходимость в приобретении техники и специального оборудования.
    • Нехватка общения с однокурсниками и преподавателями, сказывающаяся на эмоциональной составляющей.
    • Недостаток практики.
    • Невозможность получения образования в определенных сферах – например, дистанционное медицинское образование в России недоступно.
    • Ограничение в устном изложении мыслей.
    • Проблема с полнотой и грамотностью составления лекционных материалов.

    Появление и развитие дистанционного образования в России дало возможность всем людям получить среднее специальное или высшее образование в удаленном режиме без привязки к определенному региону. Дистанционный формат идеально подходит для получения второго или дополнительного образования.

  • Ссылка на основную публикацию