«искусство графики»: обучение профессия и кем работать - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

«искусство графики»: обучение профессия и кем работать

Специальность «Графика» (специалитет)

Степень: Художник-график (станковая графика). Художник-график (искусство книги). Художник-график (искусство графики и плаката). Художник-график (оформление печатной продукции). Художник анимации и компьютерной графики. Художник мультипликационного фильма

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Математика (профильный) – профильный предмет, по выбору вуза
  • История – по выбору вуза
  • Творческий экзамен – по выбору вуза

Содержание

В истории России, как, впрочем, и в истории мировой, сложилось так, что визуальные, изобразительные образы предшествовали словесным. На протяжении многих веков и тысячелетий свой опыт, восприятие мира, традиции и особенности быта наши предки передавали в форме росписей. Выразительная символическая изобразительная «речь» показывала и рассказывала последующим поколениям «предания глубокой старины». Даже после появления письменности на протяжении многих столетий изобразительные образы органично дополняли вербальные описания, придавая им экспрессивность, зримую конкретность.

Разумеется, изобразительные вставки в древних манускриптах и летописях не являлись иллюстрациями в современном понимании этого слова, скорей, они выступали самостоятельными визуальными образами, способные не дополнить, но передать информацию посредством изображения. Искусство иллюстраций относительно молодое, нельзя сказать, что его становление совпадает с периодом становления книгопечатанья, его формирование относится к периоду, когда художники осознали, что изобразительный образ должен служить не самостоятельным средством передачи информации, но дополнением образа словесного, что произошло где-то в XVIII столетии.

Условия поступления

Начиная с периода появления искусства иллюстрации по сегодняшний день специалисты-графики пользовались уважением, выполняя социально значимую, творческую работу, к выполнению которой обращались выдающиеся художники, мастера, живописцы, графики, однако, очень редко графика становилась для них основным направлением профессиональной деятельности. Подобное положение сохранялось и в первые годы существования Советского Союза. Можно сказать, что как профессия специальность художника-графика появилась лишь в последние полвека. На сегодняшний день обучением будущих специалистов направления занимаются многие отечественные вузы, для поступления в которые необходимо подготовиться к сдаче следующих вступительных испытаний:

  • русский язык;
  • история;
  • математика (профильный);
  • творческий экзамен (по рисунку, живописи, композиции).

Будущая профессия

На сегодняшний день ни одно издательство не обходится без участия художника-графика, что актуализирует спрос на специалистов данного профиля. Вместе с тем, далеко не каждый даже талантливый художник сможет работать в этой трудной сфере изобразительного искусства: для успешной работы необходимо особое пристрастие, особое направление художественной мысли. В задачи будущего специалиста входит работа со шрифтами, конструированием, созданием концепции иллюстрации, непосредственная работа над созданием визуального образа. Будущий специалист должен уметь создавать гравюры и литографии, владеть техникой коллажа, фотомонтажом, обладать высоким уровнем сформированности научной, информационной компетенций, уметь использовать современное оборудование в процессе создания иллюстраций. Эта творческая профессия синтезирует в себе целый ряд направлений искусства: подобно артисту театра художник-график должен понимать смысл образа, заложенный автором, поэтический, идейный, образный строй литературного дискурса.

Подобно архитектору будущий специалист должен уметь синтезировать художественный замысел с оптимальными техническими решениями; подобно дирижеру создатель иллюстраций должен уметь переосмысливать привычные образы и создавать новые, собственные произведения.

Куда поступать

Художник-график должен уметь передать идею посредством использования визуальных образов, символов. Техника воплощения идеи, замысла в форме изобразительных произведений требует от будущего специалиста фундаментальных теоретических знаний, получить которые можно при обучении в вузе. На сегодняшний день открыть увлекательный мир трансформации вербальных дискурсов в изобразительные образы готовы высококвалифицированные педагогические кадры следующих отечественных вузов:

  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина;
  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова;
  • Государственный специализированный институт искусств;
  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова;
  • Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова.

Сроки обучения

Срок обучения составляет 6 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

В целях создания уникального дизайна своей продукции каждый современный производитель вынужден прибегать к услугам художника-графика. От выразительности, красочности, продуманности концепции рекламы во многом зависит успешность реализации продукции, а, соответственно, и прибыль организации. Специалисты данного направления могут рассчитывать на достойную оплату своего труда, отсутствие проблем в процессе трудоустройства после завершения обучения в вузе. Однако для того чтобы пользоваться спросом в качестве специалиста будущему выпускнику необходимо изучить ряд специальных дисциплин, включая следующие:

  • живопись;
  • история отечественного искусства;
  • история отечественной культуры;
  • история зарубежного искусства;
  • история зарубежной культуры;
  • рисунок;
  • перспектива;
  • общий курс композиции;
  • пластическая анатомия;
  • техника печатной графики;
  • технология графических материалов.

Приобретаемые навыки

Успех рекламы, отдельных графических навыков зависит от фантазии ее исполнителя, которому придется приложить усилия для разработки макетов, эскизов, вложив в них весь свой талант, свое творчество, проявив максимум терпения, аккуратности и усидчивости. Для того чтобы создать эскиз иллюстраций, который удовлетворит не только самого создателя зрительного образа, но и широкую аудиторию, будущему специалисту необходимо обладать высоким уровнем сформированности ряда ключевых компетенций:

  • Обдумывать идею, замысел будущего образа, собирать предварительные материалы.
  • Отображать творческий замысел, концепцию иллюстрации в форме макетов, эскизов.
  • Создавать авторские художественные дискурсы в сфере оформления печатной продукции, в искусстве мультипликации, в кино, на телевидении, в сфере изобразительного искусства.
  • Осуществлять анализ графических материалов, знать закономерности и возможности их сочетания.
  • Осуществлять оценивание, экспертизу произведений искусства, полиграфии, книгоиздания, анимации рекламных роликов, мультфильмов и фильмов.
  • На высоком профессиональном уровне осуществлять критическую деятельность, рецензирование произведений искусства.
  • Осуществлять редакторскую работу.

Перспективы трудоустройства по профессии

Художники-графики могут успешно занимать должности:

  • web-дизайнера;
  • мультипликатора;
  • декоратора;
  • художника анимации;
  • художника;
  • художника-графика;
  • художника-оформителя;
  • художника-иллюстратора;
  • художника-бутафора;
  • художника-плакатиста.

Выпускники данного профиля востребованы в мастерских, художественно-оформительских комбинатах, конструкторских бюро, предприятиях по декоративному оформлению. Средняя заработная плата специалистов направления составляет 50 000-60 000 руб.

Заработная плата выдающихся мультипликаторов составляет намного больше указанной цифры, зависит от востребованности специалиста.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Продолжение обучения в магистратуре позволит совершенствовать профессиональные знания, умения и навыки под руководством опытных педагогов. При обучении в магистратуре Вы получите возможность продолжить создавать иллюстрации на базе вуза посредством использования современных технологий, изучение теоретических основ техники графики, создание собственной уникальной методологии создания изобразительных образов.

Диплом магистранта не требует переаттестации за пределами нашей страны, что актуально для талантливых художников-графиков, которые хотят попробовать себя в качестве мультипликатора, аниматора за рубежом. При необходимости обучение можно продолжить в аспирантуре, докторантуре.

Графика

Уровень образования: Специалитет

Код специальности: 54.05.03
Старый код: 071002.65
Группа специальности (УГС): «Изобразительное и прикладные виды искусств»

Скачать стандарт ФГОС-3

37.6
Рейтинг специальностейМесто в рейтинге
Все специальности 78 из 264
2 из 8

Для друзей

Срок обучения

На базе 11 класса:
Вступительные экзамены

Дополнительный экзамен

Дополнительные вступительные испытания профильной направленности проводятся в форме устного или письменного экзаменов, собеседования, тестирования или путем их сочетания. Профильный предмет устанавливается вузом согласно Перечню вступительных испытаний в вузы (ссузы), утверждаемого Министерством образования.

Творческие испытания (экзамены по рисунку, живописи и композиции)

Будущая квалификацияБудущие профессии

Специализации

Профиль подготовки (специализация) – это углубленное изучение узкого поля деятельности в рамках одной специальности. Как правило, специализация проводится на старших курсах. Кроме основных общеобразовательных предметов студенты начинают изучать блок профильных дисциплин, которые позволят выпускникам лучше освоить практические умения и навыки.

В дипломе профиль (специализация) обучения не указывается, а вот в приложении к диплому после наименования направления подготовки в графе «специализация», в случае ее наличия, прописывают профиль специальных дисциплин.

Студенты изучают произведения мирового и национального анимационного и киноискусства, стилевые течения в искусстве кино и анимации, а также работу кинотехники и освещения, современные технологии компьютерной графики и изобразительного мультдвижения, правила создания декораций в кино и на телевидение, технику безопасности при работе в павильоне и на съемочной площадке. Студенты, окончившие данный профиль, будут создавать анимации и компьютерную графику.

Студенты изучают произведения мирового и отечественного мультипликационного и анимационного киноискусства, особенности стилевых течений в мультипликации и анимации. Дополнительно проводятся спецкурсы по работе кинотехники, проведению комбинированных съемок, основам изготовления макетов декораций, технике создания кукол и многое другое. Выпускники данного профиля – мультипликаторы – смогут участвовать в создании мультфильмов, кино и рекламных роликов.

Студенты изучают историю развития мирового и отечественного плаката, произведения знаменитых художников-плакатистов и их технику работы, технологию печатного дела и печати плаката. Окончив вуз, дипломированный специалист сможет создавать уникальные графические произведения и плакаты.

Студенты дополнительно изучают историю литературы и искусства книги, традиции и лучшие работы отечественных и зарубежных художников-иллюстраторов, также этапы развития искусства иллюстрации, орнамента и шрифта, процесс книгопечатания и полиграфии. Выпускник данного профиля специализируется на создании книжной графики: иллюстраций, заставок, виньеток, буквицы, обложек и суперобложек.

Студенты изучают основные этапы развития и традиции книгопечатания, литературы, издательского дела и полиграфии, мировую и отечественную историю искусства иллюстрации, орнамента и шрифта. Дополнительно преподаются особенности материалов, необходимых для создания и оформления книг, правила создания макета печатного издания. Выпускники смогут участвовать в создании печатной продукции, а именно в графическом оформлении полос и колонок газет, журналов, буклетов и т.д.

Студенты дополнительно изучают историю мировой и отечественной станковой графики, особенности различных стилевых течений и произведения выдающихся мастеров. Также преподаются особенности материалов, используемых в станковой графике и технологии изготовления печатной формы в различных техниках (офорт, гравюра, литография). По окончании курса выпускник сможет создавать оригинальные произведения станковой графики и эстапма, будет разбираться в качестве графических материалов, необходимых в творческом процессе.

Чему научат?

  • Обдумывать идею и замысел будущей картинки, собирать предварительные материал (черновые рисунки, наброски, этюды и штудии)
  • Излагать творческий замысел и идею своего произведения в эскизах, макетах, устной или письменной форме до его создания
  • Создавать авторские художественные произведения в области изобразительного искусства, оформления печатной продукции, в кино и на телевидении, в искусстве мультипликации
  • Разбираться в качестве графических материалов и инструментов, необходимых при создании графических изображений и оформлении печатной продукции
  • Проводить экспертизу и оценку отдельных произведений изобразительного искусства, книгоиздания и полиграфии, анимацию рекламных роликов, фильмов и мультфильмов
  • Заниматься художественной критикой (кинокритикой) и рецензированием произведений искусства
  • Выполнять редакторскую работу
  • Работать с современными компьютерными технологиями и программами в области мультипликации, анимации, компьютерной и станковой графики, искусства создания книги и плаката, оформления печатной продукции
  • Копировать выдающиеся произведения искусства
  • Заниматься музейной и выставочной деятельностью
  • Преподавать профильные дисциплины и вести практические занятия в сфере художественного образования в вузах, колледжах, школах искусств, учреждениях дополнительного образования
  • Изучать отечественный и зарубежный опыт в области графики, оформлять результаты исследований в виде научных статей, лекций, методических разработок
  • Свободно разговаривать на одном из иностранных языков
Важные учебные предметы

Живопись | Иностранный язык | История зарубежного искусства и культуры | История отечественного искусства и культуры | Общий курс композиции | Перспектива | Пластическая анатомия | Рисунок | Техника печатной графики (офорт, гравюра, литография, шелкография) | Технология графических материаловПрактика студентов

Учебная и педагогическая практики студентов могут проходить в типографиях, издательствах, СМИ, на киностудиях, в рекламных агентствах, в фирмах по разработке Интернет-ресурсов, музеях, художественных галереях и фондах, научно-исследовательских институтах, в органах охраны культурного наследия, в экспертно-аналитических центрах, образовательных учреждениях.

Искусствоед.ру – Образовательный и культурно-просветительский сетевой ресурс об искусстве и культуре

Искусство — в массы.
Main Menu
  • Home
  • ТИИГрафика
  • Искусство графики. Хронология графических техник

Искусство графики. Хронология графических техник

Графическим искусством, или графикой (от греч. «grafo» – пишу, черчу, рисую) называется один из видов изобразительного искусства, включающий рисунок и произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Хронология графических техник

  • Продольная ксилография (Китай) 868 г.
  • Продольная ксилография (Европа) ок. 1418 г.
  • Резцовая гравюра (Италия) 1446 г.
  • Печатный станок (Германия) 1450 г.
  • Сухая игла (Италия) XV в.
  • Пунктирная манера (Италия) XV – XVI в.
  • Офорт (Швейцария) 1513 г.
  • Меццо-тинто (Германия) 1642 г.
  • Монотипия (Италия) XVII в.
  • Торцовая ксилография ок. 1709 г.
  • Мягкий лак (Англия) XVIII в.
  • Карандашная манера (Франция) 1750 г.
  • Акватинта (Франция) 1768 г.
  • Лавис (Франция) 1768 г.
  • Литография (Германия) 1796 г.
  • Линогравюра (Франция ?) XIX – XX в.
  • Шелкография (США) 1909 г.
  • Гравюра на картоне (СССР) 1924 г.
  • Ксерография (США) 1937 г.
  • Компьютерная графика (США) 1938 г.
  • Флоротипия (Л.Антимонов – Беларусь) 1976 г.

Прежде всего, графика – искусство, основу которого составляет рисунок, цвет в графике не является главным, как, например, в живописи.

Графика несёт не конкретный, реальный образ вещи, а как бы уподобление, иносказание, превращение, в произведениях графики возникает колебание между реальным образом и знаком. Основными изобразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, светотень, фактура. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги. Линия– это след от движения точки на плоскости. Она может быть самой разнообразной по начертанию и длине. Чем меньше точка, тем тоньше будет линия. Различают три типа линий: изобразительную, каллиграфическую и геометрическую. По начертанию они бывают прямые, волнистые и комбинированные. Задача линии в определении границы формы, объединении и связывании изобразительных элементов, взаимодействии с плоскостью. Короткие линии называются штрихами. Задача штриха в передаче пятна и фактуры. Взаимодействуя с линией, штрих выполняет функцию передачи формы и пространства. В художественной практике линия и штрих обладают большими выразительными возможностями. Их бесконечное разнообразие можно обнаружить в произведениях графики разных эпох.

Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приемов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, четкость и гибкая контрастность ксилографии, легкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и т.д.).

Наиболее отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в создании которого играет фон бумаги или, по выражению графика В.Л.Фаворского, «воздух белого листа». Графика почти всегда противится иллюзии пространства и телесности.

Графика ограничена в своих цветовых решениях и никогда не может (и не должна) соперничать в этом отношении с живописью, имитировать ее и гнаться за цветовым богатством, доступным только одной живописи.

Признавая рисунок определяющим, ведущим началом графики, нельзя думать, что этому виду искусства не свойственны живописные, цветовые задачи.

А.Дорошенко. Лист из серии «Гений места».
Дипломная работа. Тушь, перо, 1999.

Возможности эмоционального воздействия цвета, его свойства использует и графика. Но в силу особых задач графического искусства и своеобразия графических материалов, цветовые решения в графике существенно отличаются от цветового решения в живописи. При работе черным материалом на белой бумаге различают массу оттенков черного – от самых теплых до самых холодных. Бумага также почти никогда не бывает абсолютно белой, а всегда имеет лёгкий цветовой оттенок. Графику вовсе не безразлично, какой цвет избрать и на какой бумаге работать в каждом отдельном случае. Очень часто художник к черно-белому изображению привлекает всего один цвет, который становится особо значительным, впечатляющим. Привлекая два-три цвета, редко больше, график бывает занят поисками силы каждого цвета, наиболее выразительного его расположения, учитывает взаимодействие соседних цветов, возможные наложения их друг на друга.

А к какому виду искусства относится множество самостоятельных произведений, созданных в техниках акварели, гуаши, пастели? Такого рода произведения, очевидно, относятся к искусству живописи. Хотя они и исполнены на «традиционном» графическом материале – бумаге, но в них решаются те же многообразные и тончайшие цветовые задачи, как, скажем, в масляной живописи. Акварель, гуашь и пастель, конечно, применяются художником в графических произведениях, но со свойственными графике сдержанностью, скупостью и условностью.

Остановимся на понятиях живописности и графичности, с которыми приходится нередко встречаться. Когда говорят о живописности, то хотят подчеркнуть богатство контрастов, гибкость и разнообразие цветовых и тональных отношений, позволяющих избавиться в произведении искусства от ощущения скованности, неподвижности, создать впечатление живости, изменчивости, присущих окружающему нас миру. В этом смысле живописность свойственна произведениям и графики, и скульптуры, и других видов искусства. Если же говорят, к примеру, о графичности живописного произведения, то имеют в виду резко выраженный рисунок, чёткое отделение друг от друга элементов картины, а также преобладание скупых, лаконичных цветовых отношений.

Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка. Это обусловлено своеобразными задачами графики, характером и свойствами материалов, имеющихся в ее распоряжении. Характерным признаком графического искусства является и то, что главным материалом для создания и размножения графических произведений является бумага, а также его связь с процессами печати. Так называемая печатная форма, с которой производится печатание, может создаваться самим автором (эстамп) или фотомеханическим, машинным путем (плакат, книжная и прикладная графика). Следовательно, графика располагает счастливой возможностью множественного повторения (тиража) своих произведений.

Важнейшим качеством искусства графики является массовость. Ясность, лаконизм и выразительность художественного языка, доступность, простота материалов, небольшие размеры работ требуют относительно меньшего времени и сил на создание графического художественного произведения по сравнению с другими видами изобразительного искусства.

Графика – самое древнее из всех изобразительных искусств. Первые графические изображения возникли на самых ранних стадиях развития человеческого общества – в эпоху неолита и в бронзовом веке. Ещё до того, как древний человек обратился к опытам в скульптуре и живописи, он создал первые рисунки, положившие начало искусству графики. Эти дошедшие до нас изображения обычно выцарапаны на скалах, на стенах пещер, на костяных пластинках. Такие изображения сохранились на предметах быта, на оружии. Рисунки эти не только фиксировали какие-либо события, окружающий мир, но долгое время служили средством общения между людьми, заменяя собой письменность. Так, с помощью различных изображений первобытный человек излагал свою мысль. В такого рода рисунках (криптограммах) содержались определённые понятия и повествования. Постепенно, с развитием речи, такие рисунки стали обозначать не только фразы, но отдельные слоги, звуки. Начертание их менялось, пока не приняло вид знакомых нам букв.

Длительное время графические изображения почти не имели самостоятельного значения и являлись украшением тех или иных предметов. С появлением письменности графика стала шире применяться в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения и разъяснения текста. Да и само создание шрифтов – большое искусство. Достаточно посмотреть, например, на древнеславянские рукописи, чтобы понять, что над ними трудились настоящие художники. Искусство рукописи, или каллиграфии, получило необычайно широкое развитие в Китае. Способов размножения графических изображений человек долгое время не знал, и все произведения создавались в единственном экземпляре. За возникновением отдельных видов графики, графических техник и их развитием мы проследим, когда будем знакомиться с ними.

Итак, основные особенности искусства графики сводятся к следующему: графика – такой вид изобразительного искусства, основу которого составляет рисунок; главными изобразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, фактура, светотень; цвет в графике применяется более

Э.Смидс. Экслибрис. Компьютерная графика, 1999

ограниченно и условно, чем в живописи; изобразительный язык графики отличается скупостью, лаконичностью в применении художественных средств; основным материалом, на котором исполняются и размножаются произведения графики, является бумага; значительная часть графического искусства тесно связана с печатью, с размножением или тиражированием произведений; создание произведений в графике требует относительно меньшего времени, чем в других изобразительных искусствах; относительная простота техники, подвижность материалов, лаконизм и точность художественного языка делают графику искусством оперативным, а возможность широкого распространения – самым массовым видом изобразительного искусства.

Современное графическое искусство можно условно разделить на три основные группы: станковая графика, книжная графика, прикладная графика. Отдельной группой можно считать компьютерную графику. Следуя этой системе, обратимся теперь к более подробному ознакомлению с каждым видом графики, попутно изучая, сколь возможно это в пределах пособия, графические техники, их историю и творческий процесс.

ХУДОЖНИК

Описание:

Худо́жник — общее название квалификации специалиста, профессионально занимающегося изобразительным и неизобразительным. искусством:

Графика

Художник-график (станковая графика)

Художник-график (искусство книги)

Художник-график (искусство графики и плаката)

Художник-график (оформление печатной продукции)

Художник-карикатурист (оформление СМИ, книг)

Художник-геральдист (искусство герба)

Декоративно-прикладное искусство

Художник-миниатюрист (художественные лаки)

Художник декоративно-прикладного искусства (художественный металл)

Художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика)

Художник декоративно-прикладного искусства (художественное стекло)

Микроминиатюра

Живопись

Художник-живописец — человек, создающий произведения искусства при помощи красок

Художник-живописец (станковая живопись)

Художник-живописец (монументальная живопись)

Художник живописец (театрально-декорационная живопись)

Художник-живописец (церковно-историческая живопись)

Кинематограф

Художник кино и телевидения (Художник-постановщик)

художник комбинированных съемок

Художник кино и телевидения по костюму (Художник по костюму)

Художник кино и телевидения по гриму (Художник по гриму)

Художник анимации и компьютерной графики

Художник мультипликационного фильма

Граффити

Искусство интерьера

Художник-проектировщик (художественное проектирование интерьера)

Художник проектировщик (художественное проектирование мебели)

Художник-проектировщик (художественный текстиль)

Художник миниатюрной живописи

Сценография

Художник-постановщик театра кукол

Художник по сценическому костюму

Технология художественного оформления спектакля

Художник-технолог театра кукол

Художник-технолог по сценическому костюму

Реставрация, консервация и хранение произведений искусства

Художник-реставратор (станковая масляная живопись)

Художник-реставратор (темперная живопись)

Художник-реставратор (монументально-декоративная живопись)

Художественное проектирование

Профессиональный уровень подготовки художников позволяет им успешно осуществлять как преподавательскую и культурно-просветительскую деятельность, так и творческую, связанную с созданием произведений станковой живописи и графики.

В процессе обучения студенты овладевают навыками углубленного изучения и профессионального изображения натуры средствами рисунка и живописи, изучают опыт классического художественного наследия и современной художественной практики, приобретают опыт решения творческих задач, связанных с созданием произведений живописи, учатся собирать и анализировать подготовительный материал, литературные и исторические источники.

Смотреть также в словаре: ГРАФИКА.

Художественные студии, галереи, выставки, выставочные комплексы, учреждения образования, музеи, НИИ.

Обучение проводится в учреждениях образования:

  • УО “Белорусская государственная академия искусств”Живопись (станковая) – дн – >>>
  • УО “Белорусская государственная академия искусств”Графика – дн – >>>
  • УО “Белорусская государственная академия искусств”Скульптура – дн – >>>
  • УО “Витебский государственный университет имени П.М. Машерова”Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы – дн – >>>
  • УО “Витебский государственный университет имени П.М. Машерова”Изобразительное искусство и компьютерная графика – заочная – >>>
  • УО “Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”Изобразительное искусство и компьютерная графика – дн – >>>
  • УО “Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”Изобразительное искусство и компьютерная графика – заочная сокращенный срок – >>>
  • УО “Белорусский государственный университет культуры и искусств”Декоративно-прикладное искусство (реставрация изделий) – дн – >>>
  • УО “Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка”Изобразительное искусство и компьютерная графика – дн – >>>
  • УО “Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка”Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы – дн – >>>
  • УО “Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка”Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы – заочная – >>>
  • УО “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина”Обслуживающий труд и изобразительное искусство – дн – >>>
  • УО “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина”Обслуживающий труд и изобразительное искусство – заочная – >>>
  • Филиал БНТУ “Минский государственный архитектурно-строительный колледж”Дизайн (по направлениям) – дн – >>>
  • УО “Минский государственный художественный колледж имени А.К. Глебова”Живопись (станковая) – дн – >>>
  • УО “Минский государственный художественный колледж имени А.К. Глебова”Скульптура – дн – >>>
  • УО “Минский государственный художественный колледж имени А.К. Глебова”Дизайн (графический) – дн – >>>
  • УО “Минский государственный колледж искусств”Декоративно-прикладное искусство (художественная обработка дерева) – дн – >>>
  • ГУО “Гимназия – колледж искусств имени И.О. Ахремчика”Живопись – дн – >>>
  • ГУО “Гимназия – колледж искусств имени И.О. Ахремчика”Скульптура – дн – >>>
  • Филиал БНТУ “Минский государственный технологический колледж”Парикмахерское искусство и декоративная косметика (парикмахерское искусство и декоративная косметика) – дн – >>>
  • Филиал БГТУ “Витебский государственный технологический колледж”Декоративно-прикладное искусство – дн – >>>
  • УО “Витебский государственный колледж культуры и искусств”Декоративно-прикладное искусство (художественные изделия из текстиля) – дн – >>>
  • УО “Гомельский государственный художественный колледж”Живопись (по направлениям). (Живопись (станковая). – Дн – >>>
  • УО “Гомельский государственный художественный колледж”Живопись (по направлениям). (Живопись (станковая). – Дн – >>>
  • УО “Молодечненский государственный музыкальный колледж имени М. К. Огинского”Декоративно-прикладное искусство – дн – >>>
  • ГУО “Гимназия-колледж искусств г. Молодечно”Живопись (станковая) – дн – >>>
  • УО “Могилевский государственный колледж искусств”Декоративно-прикладное искусство (художественная керамика, художественная обработка дерева, художественные изделия из текстиля) – дн – >>>

Дни открытых дверей

Поиск места в общежитии

Вопросы и ответы

КЕМ БЫТЬ – ГДЕ УЧИТЬСЯ?
профориентационный тест

ПОИСК СПЕЦИАЛЬНОСТИ И ВУЗА/КОЛЛЕДЖА

Курсы

Новые специальности

Новости вузов и колледжей

Тестирование

О репетиторах и курсах

Толковый словарь

Специальности:

Профессии/Квалификации:

КОНТАКТЫ — НА ЗАМЕТКУ

Объявления

Колонки авторов

© 2010—2020, KudaPostupat.by (КудаПоступать.бел)
Все права охраняются законом.

Мы в социальных сетях:

Все права на материалы, размещенные на портале KudaPostupat.by, принадлежат источникам, ссылкой на которые сопровождается публикация материала. Цитирование материалов, права на которые принадлежат третьим лицам, производится на портале исключительно в рамках, установленных Законом РБ “Об авторском праве и смежных правах” на условиях, установленных правообладателями.

Информация, опубликованная на портале с разрешения других правообладателей ( в соответствии с размещенными в материалах ссылками), может быть использована только с письменного согласия соответствующих правообладателей, если иное не установлено самим правообладателем.

Любое копирование, перепечатка или последующее распространение информации, в том числе с использованием компьютерных средств, без письменного разрешения строго запрещено.

Авторские права на материалы KudaPostupat.by без специальной гиперссылки «Источник» принадлежат ИП Бовтрукевич И.М. Копирование, цитирование и последующее распространение таких материалов допускается без каких-либо ограничений, однако с обязательной активной гиперссылкой на KudaPostupat.by.

За нарушение данного правила наступает ответственность, предусмотренная соответствующим законодательством РБ.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2018

КРАТКИЙ ОБЗОР: ИСКУССТВО ГРАФИКИ И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

В мире «свободных художеств» искусство графики занимает осо­бое место. По своему содержанию и форме, задачам и методам графика имеет много общего с искусством живописи. И живопись и графика в отличие от других видов изобразительного искусства (например, скульптуры, произведения которой создаются реальными объемами) имеют в своем распоряжении плоскость (холст, бумагу, стену).

Графика, обладая исключительной возможностью изображать не­подвластное даже могущественной живописи и скульптуре, с не­превзойденной откровенностью обнажает мысль и чувство художни­ка, черпая свои образы прямо из его генерирующего эпицентра: духовного и мыслительного. Люди часто говорят, что идея и образ идут из души художника, графика.

Мир живописи или скульптуры достаточно однороден. Мир гра­фики – многообразен и тем самобытен. Ее разновидности объединя­ет особая эмоциональность, проникновенность художественного об­раза.

Многие поколения художников вырабатывали способы, приемы, позволяющие живописцу и графику создать на плоскости изображение, кажущееся реальным. Так, на двухмерной плоскости создается иллюзия трехмерности, и это одна из присущих живописному и графическому искусству условностей. Существует еще целый ряд общих для графики и живописи признаков. Хотя графика – это искусство, основу которого соствыляет рисунок, цвет в графике не является главным, как, например, в живописи.

Графика несёт не конкретный, реальный образ вещи, а как бы уподобление, иносказание, превращение, в произведениях графики возникает колебание между реальным образом и знаком.

Многообразие графики поистине чрезвычайно вели­ко, если не сказать беспредельно. Графика включает в себя разнообразные произведения рисуночного характера, как с ярко выраженным графизмом (контрастная черно-белая, линеарно-контурная или локально-силу­этная стилизация форм), так и с богатой тонально-живописной нюан­сировкой, как созданные монохромным (черным, серым, белым, ко­ричневым и т. д.) материалом, так и в сочетании нескольких, чаще двух-трех цветов.

Природе графики свойственны сугубо рисовальные твердые художест­венные материалы: графитный карандаш, «возрожденческие» сереб­ряный и свинцовый штифты. Существуют и так называемые «мяг­кие», сыпучие, «мажущиеся» материалы: сангина, итальянский карандаш, уголь, мел, соус, пастель, а есть и «мокрые» составы на водной основе: тушь, акварель, бистр, чернила, тот же разведенный водой соус и т. п.

Графическое произведение, как произведение художественного творчества, отличает тот или иной тип (основа) воспроизведения: с натуры, по памяти и по воображению.

Плакат всегда отличается немногословностью, скупостью изобразительных средств, но отлично выполняет свою задачу. Такова сила несколько сдержанного и условного, но выразительного и точного языка графики.

Характеристикаосновных признаков искусства графики

Прежде всего, графика – искусство, основу которого составляет рисунок. Цвет в искусстве графики применяется более скупо, нежели в живописи. Графика ограничена в своих цветовых решениях и никогда не может (и не должна) соперничать в этом отношении с живописью, имитировать ее и гнаться за цветовым богатством, доступным только одной живописи. Основными базовыми изобразительными средствами графики являются линия, пятно, светотень. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги.

Линия, штрих, пятно, светотень, фактура всё это является основными изобразительными средствами графики. Линия — представляет собой след от движения точки на плоскости, которая может быть самой разнообразной по начертанию и длине. Задача линии заключается в объединении и связывании изобразительных элементов, взаимодействии с плоскостью, в определении границы формы. По начертанию они бывают прямые, волнистые и комбинированные.

Штрихи-это короткие линии, задача которых заключается в передаче пятня и фактуры, а при взаимодействии с линией, штрих выполняет функцию передачи формы и пространства. В художественной практике линия и штрих обладают большими выразительными возможностями. Их бесконечное разнообразие можно обнаружить в произведениях графики разных эпох.

Наиболее отличительный признак графики – это особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в создании которого играет фон бумаги или по выражению графика В.Л. Фаворского «воздух белого листа». Графика почти всегда противится иллюзии пространства и телесности. Бумага, чаще всего используемая в работе, является одним из изобразительных средств графики, графической основой, которая также разнообразна по цвету и фактуре.

Стоит внимательней присмотреться к этим, казалось бы, скупым изобразительным средствам. В работах великих мастеров мы видим, с каким разнообразием художник использует линию (штрих). Самые различные штрихи: то широкие и темные, то легкие и прозрачные, а то и вовсе еле уловимые, как тончайшая паутина; короткие и дробные, длинные и упругие, четкие и сглаженные; штрихи параллельные, пересекающиеся, сложно сплетающиеся друг с другом, или просто точки – все это позволяет мастеру решать линией самые разнообразные задачи. С помощью точки, линии, пятна великие художники изображали портреты, согретые сердечным теплом, мягкие и лиричные.

Можно увидеть, как гибко, разнообразно и выразительно использует линию большой мастер. А если прибавить к выразительности линии бесконечное разнообразие различных по форме пятен, представить, что и линии и пятна могут применяться в тончайших тональных вариациях – от легких и прозрачных до самых глубоких и темных, – то станет ясно, что в руках художника-графика сосредоточены богатые изобразительные средства.

Используя такой обширный арсенал средств, художник достигает очень убедительной передачи света и пространства, впечатления конкретности изображаемого, вплоть до ощущения характера материалов (фактуры). Умело используя художественную форму, подчиняя формальные средства своей воле, направляя их на осуществление замысла, художник создает произведение, которое привлекает зрителей не только внешней стороной, но прежде всего глубоким содержанием. Глядя на произведение графического искусства, мы часто забываем, что перед нами черно-белое изображение. Больше того: нам часто кажется, что мы ощущаем и цвет и движение – таким сильным бывает впечатление от совершенного графического произведения.

Часто в гравюре или рисунке, используя контрасты только черного и белого, график убедительно передает широкий слепящий поток открытого прямого света. А ведь для живописи – это задача, почти неосуществимая.

Графика ограничена в своих цветовых решениях и никогда не может (и не должна) соперничать в этом отношении с живописью, имитировать ее и гнаться за цветовым богатством, доступным только одной живописи.

Признавая рисунок определяющим, ведущим началом графики, нельзя думать, что этому виду искусства не свойственны живописные, цветовые задачи. Возможности эмоционального воздействия цвета, его свойства использует и графика. Но в силу особых задач графического искусства, своеобразия графических материалов, цветовые решения в графике существенно отличаются от цветовых решений в живописи.

Работая черным материалом на белой бумаге, график различает массу оттенков черного – от самых теплых до самых холодных. Бумага также почти никогда не бывает абсолютно белой, а всегда имеет легкий цветной оттенок. Графику вовсе не безразлично, какой цвет избрать и на какой бумаге работать в каждом отдельном случае. Очень часто художник к черно-белому изображению привлекает всего один цвет, который становится особо значительным, впечатляющим. Привлекая два-три цвета, редко больше, график занят поисками силы каждого цвета, наиболее выразительного его расположения, учитывает взаимодействие соседних цветов, возможные наложения их друг на друга.

Часто применяются художником в графических произведениях акварель, гуашь и пастель, но со свойственной графике сдержанностью и условностью.

Когда говорят о живописности, то хотят подчеркнуть богатство контрастов, гибкость и разнообразие цветовых и тональных отношений, позволяющих избавиться в произведении искусства от ощущения скованности, неподвижности, создать впечатление живости, изменчивости, присущих окружающему нас миру. В этом смысле живописность свойственна произведениям графики, скульптуры и других видов искусства. Если же говорят, к примеру, о графичности живописного произведения, то имеют в виду резко выраженный рисунок, четкое отделение друг от друга элементов картины, а также преобладание скупых, лаконичных цветовых отношений.

Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка. Это обусловлено своеобразными задачами графики, характером и свойствами материалов, имеющихся в ее распоряжении.

Следующим признаком графического искусства является то, что основным материалом для создания и размножения графических произведений является бумага. Носегодняграфикаиспользуетсявбатике, настенездания, наплоскостяхавтомашины способывоспроизведенияграфикинаходятсявактивномпоискеиразвитии.

Следующим характерным свойством графического искусства является его теснейшая связь с процессами печати или полиграфическим воспроизведением. Так называемая печатная форма, с которой производится печатание, может создаваться самим автором (эстамп) или фотомеханическим, машинным путем (плакат, книжная и прикладная графика). Следовательно, графика располагает счастливой возможностью множественного повторения (тиража) своих произведений.

Важнейшими качествами искусства графики являются массовость, быстрота реакции на требования, выдвигаемые жизнью. Ясность, лаконизм и выразительность художественного языка, доступность, простота материалов, небольшие размеры работ требуют относительно меньшего времени и сил на создание графического художественного произведения по сравнению с другими видами изобразительного искусства. Нетрудно убедиться в этом хотя бы на следующих примерах. Во все периоды жизни современного общества первой на требования времени откликалась графика. В суровые годы Великой Отечественной войны первой “отмобилизовалась”, из всех изобразительных искусств, графика. Буквально на второй день войны появились плакаты, острые политические карикатуры, рисунки в газетах.

Другой пример: написанная живописцем картина или изваянная скульптором статуя, на создание которых было затрачено много времени и сил, могут появиться перед зрителем в подлиннике только в одном месте, а вот графика может быть представлена в оригинале одновременно в десятках, а если понадобится, в сотнях мест. Перемещение произведений живописи и особенно скульптуры сложно, громоздко, а распространение графических листов – дело очень легкое.

Оперативность и множественность, ясность и выразительность языка делают графику боевым, широко демократическим и самым массовым видом изобразительного искусства. Недаром графика была и остается сильным оружием идеологической борьбы.

Графика – самое древнее из всех изобразительных искусств. Первые графические изображения возникли на самых ранних стадиях развития человеческого общества – в эпоху неолита и бронзовом веке. Еще до того, как древний человек обратился к опытам в скульптуре и живописи, он создал первые рисунки, положившие начало искусству графики. Эти дошедшие до нас изображения обычно выцарапаны на скалах, на стенах пещер, на костяных пластинках.

Позднее (через тысячелетия) изображения появились на предметах быта, на оружии. Изображения эти не только фиксировали какие-либо события, окружающий мир, но были клеймами своих хозяев, веками служили средством общения между людьми, заменяя собой письменность. Например, в графических изображениях народов северных территорий России в дописьменный период, которые сегодня ученые рассматривают как пиктографическиеписьма, гравировка на клыке моржа – содержалось определенное сообщение о событиях охоты, праздника, жизни стойбища (Крайний Северо-восток России). С развитием письменности пиктографические изображения утратили свое функциональное назначение, но стали украшением предметов. Специалисты, знатоки данного пласта графической культуры считают, что наряду с информационными клип-артами растет живой интерес дизайнеров и ценителей искусства к графике дописьменного периода.

С появлением письменности графика стала все шире применяться в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения и разъяснения текста. Да и само создание шрифтов – это большое искусство. Достаточно посмотреть, например, на древнеславянские рукописи, чтобы понять, что над ними трудились прилежные художникиминиатюристы.

Искусство рукописи, или каллиграфии, получило необычайно широкое развитие в Китае.

Способов размножения графических изображений человек долгое время не знал, и все произведения создавались в единственном экземпляре. Сегодня такие графические раритеты – ценность для коллекционеров.

В середине ХХ столетия специалисты большое внимание стали уделять развитию уникальной черно-белой графики. Инструмент – рапидографы разной толщины. Разработано 40 вариантов графической фактуры, появились учебные пособия. Сочетания 3-4 видов фактуры создает оригинальные композиции. Графические работы стали предметом коллекционирования. Одновременно можно отметить, что по состоянию здоровья иногда талантливый человек, художник не может переносить запах масляной краски. В таком случае уникальная графика является здоровье-сберегающим и доступным для него видом творчества.

Вывод. Современная графика рассматривается как самостоятельное искусство. Подразделяется на четыре основных группы: станковая графика, книжная графика, плакат, прикладная графика. В промышленном дизайне, плакатном искусстве, книжном иллюстрировании, журнальной индустрии графика занимает ведущее место.

Отдельными направлениями можно считать компьютерную графику и уникальную графику. Новые художественные возможности открывает синтез графики и кинематографа, графики и телевизионного дизайна.

ДаниэльС.М. Искусство видеть. Издательство: Л.: Искусство, 1990. – 224 с. Электронный ресурс. Режим доступа: http://bwbooks.net/books/art/daniel.

Режим доступа: http://ir.nmu.org.ua/bitstream.

ТкаличС.К. Основы исследовательской деятельности в дизайне. Курс лекций и практикум. Осенний семестр 2015 г. Кафедра дизайна. – Институт искусств МПГУ.

ТкаличС. К. Уникальная графика. Курс занятий и лабораторные работы «Развитие воображения» у дизайнеров на основе легенд Крайнего Севера. Осенний семестр 2018 г. Москва, МПГУ. .

Читайте также:  Как накачать крылья в домашних условиях?
Ссылка на основную публикацию