Интерактивная сторона общения - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения

В результате изучения главы студент должен:

знать

• определение и специфику интерактивной стороны общения, основные теории взаимодействия, эффективные стили поведения в межличностном взаимодействии;

уметь

• определять характер межличностного взаимодействия;

владеть

• навыками эффективного взаимодействия, различными стилями поведения.

Интеракция как обмен действиями в общении

Общение – это не только передача информации и понимание людьми друг друга. Важным аспектом общения является интеракция, т.е. взаимодействие между людьми.

Интеракция – это взаимодействие между общающимися индивидами, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями, а также организация непосредственной совместной деятельности людей [1] .

Действие это главное содержание общения, главный смысл, который видят партнеры в общении (“он на меня давил, а я не поддался”) [2] . Люди далеко не всегда осознают, что общаясь они совершают определенные действия. Между тем, общаясь с человеком, мы всегда пытаемся понять, что он сейчас делает, и на основе своего понимания выбираем ответное действие.

Согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева, действие определяется целью, которую ставит человек. В любой ситуации, в том числе и ситуации общения, у человека есть цель, но не всегда эта цель связывается с коммуникативной ситуацией. Цель зависит от мотивов человека, задающих более широкий контекст деятельности (рис. 4.1).

Таким образом, мотивы (например, мотив аффилиации или другой) побуждают деятельность общения; деятельность реализуется посредством множества отдельных действий – коммуникативных актов, каждый из которых направлен на реализацию определенной цели; каждое действие реализуется в определенных условиях, которые определяют операции – конкретные способы выполнения действий. Причем можно рассматривать как внешние, так и внутренние по отношению к субъекту условия: например, настроение или физиологическое состояние (усталость) могут обусловить совершение действия с использованием далеко не оптимальной операции.

Рис. 4.1. Теория деятельности (по А. Н. Леонтьеву) [3]

Пример 4.1

Попробуйте сделать следующее упражнение. Когда на вас кто-то кричит или ругается, спокойно и заинтересованно спросите этого человека: “Что гы сейчас делаешь?” Этот вопрос действует обычно на людей отрезвляюще, они не знают, что на него ответить, и агрессия спадает. Это происходит потому, что многие действия совершаются людьми автоматически, неосознанно, по привычке. Попытка вывести их на уровень сознания останавливает автоматизм. Можно далее спросить: “Зачем ты это делаешь? Какая у тебя сейчас цель? Что ты хочешь достичь, говоря это?” Это вопросы о цели действия.

Важным моментом при анализе взаимодействия является его роль в организации совместной деятельности. Данный аспект обнаруживается при рассмотрении взаимодействия как формы организации какой-либо конкретной деятельности людей. Согласно общепсихологической теории деятельности, содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных “вкладов” ее участников.

Почему человек совершает то или иное действие в процессе общения? Выбор действия происходит следующим образом:

  • 1) действие – следствие понимания ситуации общения;
  • 2) выбранное действие задает характер развития ситуации – таким образом, можно изменить ситуацию, выбрав соответствующее ответное действие.

Сравните следующие ситуации взаимодействия.

1. А.: Владимир Иванович, который сейчас час?

Б.: Половина пятого.

2. А.: Владимир Иванович, который сейчас час?

Б.: Да уже половина пятого, между прочим. Опаздываете.

3. А.: Владимир Иванович, который сейчас час?

Б.: Ой, уже половина пятого.

Почему такая разная реакция партнера на одну и ту же фразу? Очевидно, здесь не хватает описания контекста ситуации. Но даже по одним только приведенным репликам можно попробовать его реконструировать.

  • 1. Скорее всего, это ситуация обычного делового общения – один человек хочет узнать время и получает соответствующий ответ от партнера.
  • 2. Эта фраза, по-видимому, сказана с виноватой интонацией, и партнер делает ему замечание.
  • 3. В этом случае фраза, скорее всего, звучит как укор, и у партнера возникает желание оправдаться.

Таким образом, характер действия определяется:

  • 1) контекстом – более широкой ситуацией взаимодействия;
  • 2) невербальными параметрами общения, которые выдают истинные мотивы партнера в общении (обвинить, оправдаться и т.п.). Именно “расшифровка” невербальных проявлений, и в первую очередь интонации выказывания, позволяет сделать вывод о наличии того или иного действия;
  • 3) особенностями партнера: некоторые люди любые действия интерпретируют как враждебные и соответственно на них реагируют. Таких обычно называют “склочными”, или конфликтными, людьми.

Виды действий в общении. Действия в общении могут быть достаточно разнообразными:

  • – борьба – противостояние партнеров;
  • – растаскивание – когда партнеры действуют некоординированно, каждый “тянет одеяло в свою сторону”;
  • – давление – когда один партнер пытается принудить другого к нужным ему действиям;
  • – подчинение – когда один партнер выполняет нежелательные для него действия под давлением второго партнера;
  • – управление – когда один партнер ставит цели деятельности, а второй их реализует;
  • – кооперативное взаимодействие – согласованные действия партнеров по достижению общей цели деятельности.

Все разнообразие действий может быть сведено к двум типам:

  • – враждебное (конкурентное, конфликтное) действие – направлено против партнера;
  • – дружелюбное (кооперативное) действие – направлено на кооперацию с партнером, совместное решение возникающих проблем или задач [4] .
Читайте также:  Для чего нужна термопаста?

О взаимодействии мы можем говорить тогда, когда участники общения обмениваются соответствующими друг другу действиями. Общение может продолжаться до тех пор, пока действия партнеров взаимодополняют друг друга. Поэтому при смене типа действий хотя бы одним из партнеров меняется и тип взаимодействия (или же общение прекращается).

Кооперативное взаимодействие характеризуется объединением усилий участников взаимодействия для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Кооперация – сотрудничество в самом широком смысле. Общая цель порождает у людей теплые чувства друг к другу и взаимное тяготение, а потребности принадлежности к группе – симпатию.

Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А. Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что “предмет” и “мотив” деятельности не совпадают [5] .

Виды кооперативной деятельности следующие (рис. 4.2):

  • 1) совместно-индивидуальная деятельность – когда люди в принципе работают вместе, например находятся в одном кабинете, однако результат деятельности одного не зависит от результатов деятельности другого, каждый отвечает за свои результаты сам. Так, учебная деятельность относится именно к этому виду: студенты хотя и находятся в одной аудитории, но каждый отвечает только за свои результаты. Они могут взаимодействовать друг с другом, например, обмениваясь конспектами лекций или учебниками, однако это взаимодействие не является обязательным для результата их деятельности (рис. 4.2, а);
  • 2) совместно-последовательная деятельность – когда результат общей деятельности зависит от каждого участника деятельности, но при этом они не взаимодействуют друг с другом, а выполняют свои действия последовательно. Пример такого взаимодействия – конвейер, когда ошибка одного участника может привести к браку всего конечного изделия (рис. 4.2, б);
  • 3) совместно-взаимодействующая – когда от индивидуальных результатов каждого зависит результат всех. В этой ситуации каждый участник максимально взаимодействует с другим участником. Пример такого рода кооперации – футбольная команда, когда ошибка одного игрока может стоить медали для всех (рис. 4.2, в) [6] .

Психологический рисунок взаимодействия в каждой из этих моделей своеобразен, и исследователи стараются установить его в каждом конкретном случае.

Рис. 4.2. Формы совместной деятельности (по Л. И. Уманскому)

Показатель “тесноты” кооперации – включенность в нее всех участников процесса. Таким образом, наиболее “тесная” кооперация наблюдается при совместно-взаимодействующей деятельности, где все участники включены во взаимодействие.

Конкурентное взаимодействие противоборство, противостояние партнеров общения. Наиболее яркой формой такого противостояния является конфликт. Если при кооперации силы участников взаимодействия направлены на достижение общей цели, то при конкуренции они направлены на достижение личной цели каждого, часто противоположной цели партнера.

Конфликт особая форма (вид) взаимодействия, которая определяется наличием противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. В социальнопсихологических исследованиях конфликтного взаимодействия в его структуре выделяют: конфликтную ситуацию, позиции участников (оппонентов), объект, “инцидент” (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта [7] .

Кроме кооперации и конкуренции говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. У всех этих понятий выступает единый принцип выделения видов взаимодействия: 1) анализируются проявления, которые способствуют организации совместной деятельности (“позитивные”); 2) выделяются взаимодействия, “расшатывающие” совместную деятельность, представляющие препятствия для нее [8] .

Почему возникают неудачи в общении? Часто бывает так, что после неудачной ситуации взаимодействия в голове прокручивается ситуация в “новом исполнении” и человек думает: “Ну почему я не сказал ему вот это?”

Неудача в общении обусловлена:

  • 1) неправильной интерпретацией действия партнера, т.е. неправильным пониманием ситуации общения (“я решил, что он надо мной издевается – и нагрубил, а он не имел ничего такого в виду”);
  • 2) неправильным выбором ответного действия – это может произойти, например, когда человек нечетко осознает свои цели общения и реагирует привычными автоматическими действиями, которые не соответствуют целям общения.

Проанализировать причину неудачи в общении – значит проанализировать действия: что я сделал не так в данной ситуации и какие коммуникативные действия в наибольшей степени могли бы способствовать достижению моих целей в данной ситуации общения.

Интерактивная сторона общения в психологии

Взаимодействие людей определяется как интерактивная сторона общения. Осуществляется оно не только посредством обмена информацией, но также поступками и действиями. От результатов подобного поведения зависит степень формирования личности.

Интеракция в психологии

Человек может общаться линейно, не вступая во взаимоотношения с другими людьми. Чаще приходится прибегать к двустороннему контакту, без которого невозможно выполнять большинство своих функций.

В психологии интерактивное общение обозначают как взаимодействие словами и поступками. Совместное влияние участников процесса помогает развиваться личностным качествам субъектов, объединенных общими задачами, целями в достижении конечного результата.

Дополнительная информация. Такое понятие, как интеракция, предполагает главный смысл общения в совместной организованной деятельности, при которой происходит обмен информацией, идеями, навыками, знаниями.

Читайте также:  Как пользоваться Daemon Tools?

Семья, педагогический (ученический) и трудовой коллективы, сервисная сфера, досуг – везде человеку приходится проявлять обмен действиями и словами, так как люди зависимы друг от друга. Окажется общение дружественным или нет, зависит от позиций участников процесса, их настроений и создавшейся ситуации.

Вариант интерактивного общения

Чтобы интеракция осуществилась, необходима совокупность 3-х составляющих:

  • наличие субъектов общения, это могут быть как 2 собеседника, так и целый коллектив;
  • предмет действия, по поводу которого осуществляется взаимная связь;
  • механизм регулирования отношений.

Взаимодействие можно обозначить эффективным, если позиции общающихся совпадают и направлены к достижению одной цели. При этом участники акции должны адекватно оценивать ситуацию и стили поведения.

Проявление интерактивного аспекта общения

Нахождение человека в любой социальной группе требует взаимодействия, оно не может быть односторонним. Поэтому психологи рассматривают интеракцию как аспект, основанный на многообразии связей.

Сферы общения

Вид общенияОсобенности
Трудовая сфераНаиболее распространенный вариант, включающий в себя беседы между членами коллектива, обсуждение совместных планов реализации трудовой деятельности, общение в реальном режиме через интернет и по мобильной связи
ОбучениеПосещение школы и других учебных заведений – еще один вариант общения. Сюда же можно добавить дистанционное обучение, проводимое в реальном времени
Семейные отношенияСамый тесный контакт общения, основанный на распределении обязанностей для решения бытовых и личностных проблем (ведение хозяйства, рождение и воспитание детей, забота о стариках и т.п.)
ДосугСвободное время люди проводят не только в кругу семьи, но и с друзьями. Ходят в театры, рестораны и участвуют в праздничных мероприятиях

Отдых в кругу друзей

Действия каждого индивида ориентированы на объект общения и зависят от него. Поэтому рассматриваются 2 варианта деятельности:

Во 2-м случае взаимодействие может быть прервано само собой либо по инициативе одного из участников общения.

Важно! Чтобы совместная деятельность стала продуктивной, между субъектами должна быть совместимость. При этом не важно, на каком уровне находится общение.

Чем теснее взаимодействие между людьми, тем более многоярусным оно получается. Это можно рассмотреть на примере супружеской четы. Здесь затрагиваются такие аспекты совместимости:

  • физиологическая, включающая половые и возрастные особенности членов семьи, метаболические процессы, происходящие в малой ячейке общества, темпоритмическую организацию жизни, нервную систему субъектов;
  • психофизиологическая означает темпераменты индивидов, потребности личностные и семьи в целом;
  • психологическая, проявляющаяся во взаимодействии мотивов поведения и характеров;
  • социально-психологический феномен – ориентация на определенные ценности, согласование интересов, распределение ролей.

Основное внимание уделяется психологической совместимости. Важно умение людей идти на контакт и терпимо относиться к индивидуальным особенностям и потребностям участников общения.

Что влияет на результат интерактивного общения

Есть небольшая когорта людей, способных развиваться в одиночестве. Присутствие посторонних мешает им заниматься продуктивной деятельностью. Но большинству субъектов для выполнения своих функций необходимо взаимодействие.

Чем совместимее в психологическом плане участники, тем результативнее и положительнее их общение. В такой социальной группе не бывает психологических напряжений. Если они и возникают, то быстро гасятся самими участниками взаимодействия. В коллективе отношения базируются на взаимодополняемости людей.

Психологическая совместимость зависит от личностных характеристик каждого объекта. Наиболее результативным оказывается общение, когда:

  • у человека высокая потребность во взаимодействии;
  • люди с сильной нервной системой открыты к общению с теми, у кого слабая ЦНС;
  • неуравновешенные эмоционально субъекты предпочитают взаимодействовать с себе подобными;
  • в общение вступают участники с разным уровнем практического интеллекта.

Обратите внимание! Если люди, объединенные в социальную группу, способны не только дополнять друг друга, но и без проблем взаимозаменять, можно сказать, что интеракция дает позитивный результат.

Факторы и основные стили поведения

Взаимодействие будет эффективным, если субъекты не только правильно понимают ситуацию, но и адекватно в ней себя проявляют. У каждого человека своя манера поведения, она влияет на самоподачу.

Стили взаимодействия

НаименованиеОсобенности
РитуальныйСостоит из приветствий, вежливых вопросов, праздничного общения (юбилеи, свадьбы, корпоративы и т.п.). Стиль задается общепринятой культурой и нацелен на взаимодействие в социуме
МанипулятивныйЗаключается в желании подчинять и контролировать других субъектов, относясь к ним как к средству достижения цели
ГуманистическийВ основе лежат доверительные, честные отношения, терпимость к окружающим, осознание себя как личности

В результативной взаимодеятельности важен не только стиль поведения, но и вклад каждого участника в общее дело. Здесь можно выделить 3 модели совместного общения:

  1. индивидуальная деятельность, когда субъект выполняет свою часть функций, независимо от того, как с этим справляются другие члены коллектива;
  2. последовательная, когда люди вовлечены в конвейер; общая задача решается поочередно каждым из участников;
  3. взаимодействующая, при которой цель достигается только одновременными совместными усилиями.

Соотношение индивидуальных вкладов определяет форму взаимодействия. В интерактивной стороне общения это проявляется 2-мя типами.

Основные виды интеракции

Способ взаимодействияОписание
КооперацияОпределяется объединенными усилиями участников, нацеленных на решение одной задачи. Между членами коллектива органично распределены обязанности и функции, что приводит к плодотворному сотрудничеству.
Кооперации присущи такие черты деятельности:
• распределение процесса между всеми участниками;
• изменение действий субъектов, если деятельность не дает удовлетворения личностных потребностей.
Лучшая кооперация – та, что основана на совместно-взаимодействующем общении.
КонкуренцияВыражается как противостояние участников. При противоборстве для субъекта имеют значение личные цели, которые обычно идут в разрез с задачами партнеров.

Наиболее яркий вариант проявления конкуренции – конфликт, расшатывающий совместную деятельность.

Типы поведения во время конфликтов

Вариант поведенияСодержание
УклонениеСубъект не стремится отстаивать свои права, не высказывает собственную точку зрения, уходит от принятия ответственных решений. Это вызвано сложностью задачи либо отсутствием ее важности
СоперничествоАктивное отстаивание собственных интересов любыми доступными средствами. Жесткая позиция в отношении несогласных участников взаимодействия говорит о большой важности ситуации для субъекта
ПриспособлениеДействуя по обстоятельствам, индивид стремится наладить и сохранить благоприятные для себя отношения. Постоянное соглашение с точкой зрения собеседника тормозит личное развитие
СотрудничествоДля варианта характерны заинтересованность всех участников интеракции и открытый обмен мнениями. При этом индивид учитывает и собственные интересы
КомпромиссКраткое определение термина можно представить как взаимодействие, нацеленное на поиск решений, удовлетворяющих каждого участника

Современная наука конфликтология проводит анализ всех ситуаций и помогает участникам выбрать наиболее приемлемый стиль поведения, используя тесты и тренинги.

Умение пойти навстречу

Факторы, влияющие на процесс контакта

Чтобы взаимодействие получилось продуктивным, нужны определенные обстоятельства. Основные предпосылки включают в себя:

  • осознание человеческих потребностей (собственных и участников интеракции);
  • умение создавать мотивы, усиливать их, побуждая участников к активному действию в нужном направлении;
  • использование различных стимулов, помогающих усилить мотивацию.

Факторы, подкрепленные нравственными нормами, общечеловеческими правилами, помогут избежать конфликтов в процессе контакта и поднимут интерактивное общение на максимальный уровень.

Видео

Интерактивная сторона общения — качественное улучшение обмена информацией

Общение всегда предполагает некий результат, оно ведет к изменению поведения или вида деятельности людей. Интерактивная сторона общения — это условное понятие, которое характеризует компоненты процесса взаимодействия и придает им определенные функции. Во время совместной деятельности осуществляется не только обмен информацией, но и реализуются общие цели. Взаимодействуя и общаясь между собой, люди беседуют, совершают поступки.

Интерактивное общение — еще один способ информационного обмена

Взаимное влияние участников во время общения нацелено на получение определенного достижения. Благодаря появлению общих взглядов, дальнейшая деятельность становится более эффективной. Так как собеседники заинтересованы в конечном результате, они прилагают для этого все усилия.

Личность человека способна формироваться лишь в процессе общения с другими людьми и во время их совместной деятельности, когда у него появляются новые качества. В это время он начинает бороться и с недостатками, которые замечает у себя.

К основным принципам интерактивного общения можно отнести:

  • наличие единого пространства и времени для совместного общения и деятельности;
  • общую цель и мотивы;
  • координацию действий;
  • передачу информации;
  • ознакомление всех участников с действующими правилами.

Несмотря на единство принципов и требований, актуальных для всех общающихся лиц, их поведение может быть различным.

Виды взаимодействия

В настоящее время, особенностью которого является бурное развитие технологий и науки, у людей стало больше возможностей для реализации интерактивного общения.

Этот процесс подразделяют на следующие виды:

  1. Деятельность трудовых коллективов. Решение поставленных перед всеми участниками задач и общая работа для достижения результата объединяет сотрудников. Реальные беседы и совещания могут теперь проводиться прямо на рабочих местах. С помощью компьютерных программ или мессенджеров, действующих в режиме реального времени, общающиеся могут не только проводить переговоры, но и обмениваться информацией (файлами).
  2. Обучение. Занятия в школах или университетах также являются интерактивным общением. Оправдывают себя возможности дистанционного обучения, при котором качество учебного процесса не ухудшается.
  3. Досуг. Организаторы и исполнители любого общественного мероприятия используют для своего взаимодействия интерактивные стороны общения.

Современные телевизионные программы, которые проводятся в прямом эфире, часто используют обратную связь со зрителями в виде звонков или сообщений.

Такие интерактивные способы общения позволяют демонстрировать в ходе передачи отношение населения к обсуждаемым вопросам, а также проводить прямые линии с первыми лицами государства.

Интерактивная сторона общения и ее положительные качества

К интерактивной стороне общения относят разработку и планирование общих действий и компонентов общения, направленных на организацию совместного труда или других видов деятельности.

При этом выделяют такие их позитивные свойства как:

  • общая социальная адаптация людей;
  • высокая эффективность;
  • быстрый доступ (если запланировано использование Интернет-ресурсов).

Однако использование в общении ресурсов Интернета иногда может повысить вероятность конфликтов между участниками обсуждения, а также привести к их неполной самореализации. Это связано с некоторыми особенностями Всемирной паутины (World W />

Для интерактивной стороны общения в социальной психологии характерно условное деление всех видов взаимодействия на две диаметрально противоположные линии поведения:

С помощью компромиссов партнеры могут достигать своих промежуточных целей. Как правило, временно уступая друг другу в главном и сохраняя возможность продолжения совместных действий.

Лекция на тему «Интерактивная сторона общения» — видео

Основные факторы интерактивной стороны общения в психологии

Рады вас всех приветствовать! Интерактивная сторона общения в психологии является основой анализа и понимания, как личности, так и её поступков в таком направлении, как символический интеракционизм. Тема очень интересная. И как всегда начнем с того, о чем же будет эта статья.

Общая информация

Интерактивная сторона общения – это, по сути, процесс взаимодействия людей. Основатель этого направления, Герберд Мид, считал, что человек развивается и осознаёт, понимает лучше себя не с помощью обратной реакции окружающих, а непосредственно в момент совместной деятельности. Он считал, что если личность хочет измениться и стать на кого-то похожей, простого наблюдения за кем-то недостаточно. Процесс пойдёт, если они вместе начнут что-то делать, тогда, контактируя и соприкасаясь своими истинными «я», они неосознанно будут влиять друг на друга.

Сама структура совместной деятельности состоит из целей, то есть предполагаемых и ожидаемых идеальных результатов. Как вы уже знаете из статьи, про правильную постановку целей, каждая цель делится на задачи, чтобы было понятнее, как её реализовывать.

Следующий компонент структуры – мотив, то есть то, что движет всеми участниками, вдохновляет и даёт энергию на свершения. Затем идёт непосредственно само взаимодействие, и завершающим является, конечно же, сам результат общих усилий.

Факторы и основные стили поведения

Эрик Бёрн, основатель такого направления, как транзактный анализ, выявил несколько способов поведения в момент контакта, а именно:

  • Родитель. Находясь в этой позиции, человек считает себя самым умным, он склоняется к мысли, что всё понимает и совсем не сомневается в своих действиях, решениях и силах.
  • Ребёнок. Обычно эмоционален, может совершать совсем нелогичные поступки, поддаваясь сиюминутному желанию.
  • Взрослый. Анализирует, пользуется логикой, старается реально смотреть на ситуацию и умеет порой сдерживать эмоции.

Каждый из нас периодически находится в каждой из этих ролей, но бывает, что в какой-то позиции «зависает», что предполагает больше вреда, чем пользы. Например, когда взрослый человек ведёт себя с детьми как ребёнок, безответственно, это провоцирует детишек брать на себя роль взрослого. Встречали таких не по годам развитых, серьёзных детей, лишённых детства?

Обычно в семьях с алкогольной зависимостью их можно наблюдать. Ведь забота как о младших братиках и сёстрах, так и «больных», пьяных родителях лежит на их маленьких плечиках.

Итак, непосредственно факторы, благодаря которым личность развивается

  1. У каждой личности в арсенале имеется два типа взаимодействия – кооперация, то есть совместность, и конкуренция. Кооперация помогает достигать общих целей, получая необходимые результаты, соперничество же, наоборот, ориентировано лишь на удовлетворение собственных желаний и интересов.
  2. У каждого из нас во время контакта есть определённая роль, которой мы придерживаемся.
  3. Наше развитие контролирует общество. Ведь мораль разрабатывалась учёными для того, чтобы управлять социумом, такой себе регулятор их поведения. Точно так же законы и нормы поведения. Поэтому при встрече мы чаще всего улыбаемся друг другу и здороваемся.
  4. Зная эти нормы, человек постоянно соотносит с ними свои поступки и действия, ориентируясь как на образец.

Редко встретишь человека, который успешно избегает взаимодействия с людьми, как бы сильно ни старался, находясь в социуме – это невозможно. А каждое соприкосновение с личностью другого подразумевает возникновение конфликтной ситуации.

Типы поведения во время конфликтов

  • Избегание, уклонение. ПО каким-либо причинам личность предпочитает уклоняться от ответственности за свои поступки, желания, и вообще, жизнь. Она не отстаивает свои права, не участвует в споре и не заинтересована в удовлетворении своих потребностей, довольствуясь тем, что удаётся получить, не заявляя о предпочтениях. Этот стиль оправдан в тех случаях, когда конфликт слишком сложный и затяжной, и чтобы сохранить свои ресурсы и позаботиться о безопасности, проще действительно его избегать.
  • Конкуренция – само понятие говорит о какой-то агрессивности, борьбе за первенство, сравнении, обесценивании и превосходстве. В каких-то ситуациях она придаёт сил и энергии, в каких-то наоборот, пугает и «обездвиживает». Благодаря ей было сделано много гениальных открытий, но и многих она «погубила», доведя до депрессии, апатии и одиночества. Так что умейте разграничивать свои желания и понимать их мотивы, чтобы не случилась «конкуренция ради конкуренции».
  • Приспособление – выбираю в тех случаях, когда огромную ценность представляют сами отношения, и человек решает уступить в каком-то вопросе, лишь бы не возникали противоречия. Бывает, что сама ситуация не стоит того, чтобы портить налаженное общение, либо, когда индивид понимает, что силы не равны, и он проиграет, поэтому не остаётся другого, кроме как смириться.
  • Сотрудничество – очень ресурсное по своей сути действие, так как подразумевает поиск решений, которые приведут к выгоде каждого из участников конфликта, чтобы все были удовлетворены исходом, и не было пострадавших и ущемлённых.
  • Компромисс. Если кратко, то это умение идти на уступки, только не односторонне, как в случае с приспособлением, а взаимно и равноценно.

Более подробно о конфликтах и способах их разрешения вы сможете узнать из этой статьи.

Факторы влияющие не только на процесс контакта, но и человека в целом

  1. Расстояние. Оно зависит от того, насколько они готовы сотрудничать. Например, когда мы хотим рассказать о чём-то неприятном, мы избегаем контакта глазами и отходим немного подальше от него. А вот при радостных новостях приближаемся и ловим каждый взгляд.
  2. Ориентация. Социальная психология выяснила тот факт, что в зависимости от того, как мы располагаемся к собеседнику, мы показываем ему своё отношение. Например, если пристально будем смотреть в глаза, не поворачиваясь к нему ни спиной, ни боком, он поймёт, что мы агрессивно настроены. Больше информации о невербальных проявлениях вы получите, если заглянете сюда .
  3. Внешние барьеры. В случае, когда вы хотите достигнуть компромисса или стать ближе, обязательно располагайтесь так, чтобы между вами не было препятствий в виде столов, стульев и прочих предметах интерьера. Не зря ведь существует такое понятие, как «круглый стол», когда сложные вопросы решаются в равноценном положении, когда все сидят по кругу.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Данная характеристика интерактивного общения поможет в таком сложном деле, как приспособление к обществу, ведь, чтобы ваша деятельность была эффективна, очень важно уметь, как идти на уступки, так и понимать, когда следует начать конкурировать, а когда избежать ссоры.

Подписывайтесь на обновления блога, впереди нас ждёт еще множество увлекательного в практической психологии. До скорых встреч.

Материал для статьи, подготовила Журавина Алина

Читайте также:  Что можно есть на белковой диете?
Ссылка на основную публикацию