«хореографическое исполнительство»: обучение профессия и кем работать - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

«хореографическое исполнительство»: обучение профессия и кем работать

Специальность «Хореографическое исполнительство» (бакалавриат)

Степень: Прикладной бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература – по выбору вуза
  • Творческий экзамен – по выбору вуза

Твореский экзамен заклюается в прохождении профильного испытания по классиескому танцу.

Содержание

Танец представляет собой, пожалуй, один из наиболее впечатляющих видов искусства, синтезирующих и музыку, и свет, и ритм, и пластику движений. Танец способен транслировать зрителю максимально полный спектр чувств, заставляет реципиента переживать новую жизнь, волнует и будоражит его. Классический балет, современный мюзикл – любая танцевальная композиция, сила ее воздействия на зрителя зависит от грамотной постановки и профессионального исполнения танцев. Специалисты направления «Хореографическое исполнительство» в процессе обучения приобретают уникальные умения связывать групповые и сольные действия в незабываемые зрительские образы.

Условия поступления

Специальность хореографа одна из тех специальностей, которые требуют постоянного самосовершенствования на протяжении всей жизни. Как правило, первое знакомство с танцевальным искусством осуществляется в специализированных студиях танцев или хореографических школах искусств. Выбор профессии хореографа, артиста, как правило, осуществляется людьми, которые действительно любят танцы и не представляют своей жизни без них. Уже на этапе поступления в вуз абитуриенту придется пройти профильное испытание по сдаче классического танца. Кроме того, поступающим необходимо подготовиться к сдаче литературы, русского языка.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Образовательная программа рассчитана на людей, увлекающихся танцами, которые не представляют свою жизнь без репетиций, тренировок и самих танцев.

Одновременно в процессе обучения студенты направления осваивают ряд специализированных теоретических дисциплин:

  1. Историю драматического театра, основы режиссуры.
  2. Историю, теорию хореографического искусства.
  3. Теорию музыки.
  4. Историю музыки.
  5. Анатомию, физиологию, основы балетной медицины.
  6. Менеджмент в сфере исполнительских искусств и проч.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой будущих профессиональных хореографов занимаются следующие вузы страны:

  • Государственная академия славянской культуры (ГАСК);
  • Государственная классическая академия им. Маймонида (ГКА);
  • Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского (МГК);
  • Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова (ГМПИ);
  • Государственный специализированный институт искусств (ГСИИ).

Срок обучения

Нормативный срок обучения (очная форма) составляет 3 года.

Приобретаемые навыки

Будущая профессия – постоянный тяжкий труд, включающий постоянные тренировки, разминки, нехватку времени на личную жизнь. Но именно это и есть жизнь танцора, жизнь творческого человека. И формировать навыки ее ведения студентам придется уже в период обучения в вузе.

В качестве проф. компетенций у будущих специалистов формируются следующие:

  1. Владение техникой исполнения, теоретическими знаниями методик исполнения классических, народно-сценических, современных, историко – бытовых видов танца.
  2. Овладения основами репетиторской, методической, педагогической деятельности.
  3. Умение самостоятельной реализации профессиональной деятельности в концертных коллективах, балетных труппах театров в качестве репетитора, артиста балета.
  4. Навыки совершенствования, повышения уровня исполнительского мастерства отдельных артистов, балетных трупп различной творческой направленности.
  5. Преподавание теоретических основ хореографических дисциплин; сохранение исполнительских традиций русской балетной школы.

Перспективы трудоустройства по профессии

Помимо вышеперечисленных теоретических знаний и практических навыков, в задачи будущего выпускника входит умение преподавать, руководить, очаровывать танцоров и зрителей своими идеями, заряжать энергетикой.

После завершения курса обучения выпускники могут найти работу в качестве:

  • руководителя хореографических коллективов,
  • преподавателя хореографических дисциплин,
  • артиста,
  • балетмейстера,
  • репетитора.

Часто специалисты профиля привлекаются для постановки танцев в развлекательных передачах, фильмах, спектаклях.

Минимальная заработная плата специалиста, выбравшего педагогическую деятельность, составляет 15 000 руб. Именитые артисты, хореографы, балетмейстеры зарабатывают баснословные гонорары.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Повышение профессионализма для представителей данного направления является неотъемлемым компонентом их деятельности. Получить диплом бакалавра мало – необходимо продолжать постоянное совершенствование своих теоретических знаний и практических умений. И продолжать обучение лучше на базе вуза в магистратуре, аспирантуре или докторантуре.

Обучение в магистратуре позволит Вам под руководством высококвалифицированного сотрудника учебного заведения продолжить исследование теоретических основ выбранного направления хореографических искусств, в свою очередь, понимание теоретических основ, закономерностей того или иного вида танца позволит Вам привнести нечто новое в этот танец, создать новые постановки или обновить, переосмыслить постановки старые.

Диплом магистранта не требует переаттестации при выезде за пределы страны, что актуально для тех, кто планирует продолжать профессиональную деятельность за рубежом.

Балетмейстер

Балетмейстер – специалист, создающий хореографические постановки, танцевальные номера, балетные фрагменты в оперетте и оперетте. Профессия неразрывно связана с творчеством, однако требует управленческих черт характера. Балетмейстером могут стать и мужчины, и женщины, прошедшие подготовку в вузе или ссузе.

Краткое описание

Балетмейстер – идейный вдохновитель и постановщик танцевальных номеров. Он продумывает костюмы и грим, создает танцевальные формы и выполняет другие важные работы. Может заниматься выбором танцоров, проводить кадровые перестановки, прорабатывать концепцию оформления – от цвета нарядов до освещения. Специалист постоянно находится в поиске свежих идей, способен наполнить классический образ или танец новым смыслом, понятным для современного зрителя.

Особенности профессии

Балетмейстер решает много задач, ведь он не только занимается технической стороной танца, но и является автором хореографических произведений. Балетмейстер проводит творческую работу, его деятельность направлена на повышение профессионального мастерства каждого члена хореографического коллектива или балетной труппы. В его обязанности входит:

  • руководство хореографическими коллективами и ансамблями;
  • планирование и проведение репетиций;
  • выбор репертуара, разработка концепции постановки, распределение танцевальных партий;
  • контроль коллектива: плановые занятия, повышение квалификации, физическая форма и здоровье, другое;
  • оценка перспективности танцоров, проведение проб и внутренних кадровых перестановок;
  • контроль работы костюмеров, декораторов, осветителей и других специалистов, несущих ответственность за оформление;
  • составление сметы и планирование расходов, необходимых для реализации той или иной постановки.

Балетмейстер великолепно знает историю хореографического искусства, его цель – создание интересных танцевальных постановок, которые привлекут максимальное количество зрителей. Эта профессия открыта для профессиональных танцоров, которые по тем или иным причинам больше не могут выступать на большой сцене.

Плюсы и минусы профессии балетмейстер

Плюсы

  1. Балетмейстеры заняты творческой работой, которая приносит им моральное удовлетворение и неплохой доход.
  2. Балетмейстеры, не получившие признание, не останутся без работы. Они могут заниматься с учениками разного возраста в частном порядке, открыть собственную школу или вести блог в интернете.
  3. Работа связана с физическими нагрузками и постоянным движением, поэтому балетмейстеры отличаются крепким здоровьем и не склонны к профессиональному выгоранию.
  4. Профильное образование можно получить как в ссузе, так и в вузе.
  5. Талантливые балетмейстеры, обладающие работоспособностью и силой воли, могут быстро продвинуться по карьерной лестнице.
  6. Нередко балетмейстеры выполняют дополнительные заказы, например, несут ответственность за постановку танцевальных номеров для рекламы, телевизионных шоу, кинофильмов или музыкальных клипов. Все это помогает им приобрести популярность и существенно повысить уровень благосостояния.

Минусы

  1. Растяжение связок, ушибы, синяки, мозоли, деформация пальцев стоп – это лишь малый перечень профессиональных травм, от которых страдают балетмейстеры.
  2. Возможны конфликты, ведь творческие люди очень чувствительные, требовательные и капризные.
  3. Профессия требует полной самоотдачи, ведь график может быть ненормированным, а гастроли – длительными.
  4. Небольшая часть балетмейстеров добивается успеха, многие специалисты на протяжении всей жизни дают частные уроки и работают с непопулярными коллективами.
Читайте также:  Как женить на себе мужчину?

Важные личные качества

Балетмейстер отличается великолепной физической формой, он прекрасно танцует, обладает пластичностью и грациозностью, развитой фантазией, умением смотреть на ситуацию под другим углом. Однако в его характере преобладают черты руководителя:

  • требовательность,
  • авторитарность,
  • психологическая устойчивость,
  • энергичность,
  • объективность,
  • рассудительность,
  • инициативность.

Он без сожаления может исключить из постановки танцора, который не справляется с возложенными на него задачами. Балетмейстер умеет планировать, он контролирует свои эмоции и быстро улаживает любые конфликты.

Обучение на балетмейстера

Балетмейстер – это призвание, сфера, которой нужно посвятить всю жизнь. Поэтому рассматриваемую профессию выбирают ребята, которые занимаются танцами с ранних лет. Будущих балетмейстеров заинтересуют следующие направления подготовки, которые открыты во многих отечественных вузах:

  • «Педагогическое образование» (код: 44.03.01) с профилем «Художественное образование»;
  • «Хореографическое искусство» (код: 52.03.01);
  • «Хореографическое исполнительство» (код: 52.03.02);
  • «Народная художественная культура» (код: 51.03.02) с профилем «Руководство хореографическим ансамблем».

Для поступления в вуз необходимо сдавать ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществу и другим предметам, перечень которых зависит от выбранной специальности. Нужно успешно пройти творческий экзамен и собеседование. Балетмейстером можно стать после окончания хореографического училища, во многие образовательные учреждения принимают учеников начальной школы и выпускников 9-х классов.

071300 (бакалавр) «Хореографическое исполнительство»

Профессиональная деятельность бакалавров по направлению подготовки 071300 Хореографическое исполнительство осуществляется в области культуры и искусства и связана с исполнительской деятельностью в хореографическом искусстве.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

  • психический, физиологический, биомеханический и весогабаритный аппарат танцовщика;
  • процесс организации и художественного совершенствования движений человеческого тела в соответствии с эстетикой и техникой хореографического искусства;
  • творческо-производственный процесс в области хореографического искусства;
  • публика – потребитель художественно-творческой продукции.

Бакалавр по направлению подготовки 071300 Хореографическое исполнительство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • творческо-исполнительская сценическая деятельность;
  • репетиторская деятельность.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
Бакалавр по направлению подготовки 071300 Хореографическое исполнительство должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП бакалавриата и видами профессиональной деятельности:

творческо-исполнительская сценическая деятельность:

  • осуществлять исполнительскую деятельность в области хореографии в рамках различных художественных стратегий, продуктивное взаимодействие с профессиональным сообществом, хореографом, балетмейстером, дирижером, артистами с целью качественного сценического воплощения авторского замысла;
  • исполнять поручаемые партии на основной сцене, гастролях и выездах;
  • исполнять хореографические произведения и программы в различных жанровых направленностях, техниках и хореографических формах (соло, дуэт, ансамбль);
  • совершенствовать свой опорно-двигательный аппарат, развивать специальные физические, психомоторные, зрительные и слуховые способности, сохранять и поддерживать внешнюю физическую, психологическую и профессиональную форму с целью обеспечения требуемого для исполнительской деятельности уровня двигательной активности организма; при необходимости участие в обсуждении новых произведений, репертуарных планов и других вопросов творческой и производственной деятельности;
  • обучать правильному исполнению хореографического произведения, номера, спектакля текущего репертуара театра, ансамбля, хореографического коллектива;
  • проводить тренаж с труппой, хореографическим коллективом, различные виды репетиций, разучивать с артистами партии в хореографических спектаклях, концертных номерах, осуществлять ввод новых исполнителей в текущий репертуар театра, ансамбля, хореографического коллектива;
  • проводить с артистами-исполнителями индивидуальные и групповые занятия по хореографии с целью повышения исполнительского мастерства, выявления их творческого потенциала;
  • программировать и корректировать физические нагрузки;
  • осуществлять контроль качества исполнения сольных партий, групповых и массовых сцен в спектаклях и хореографических произведениях;
  • планировать и организовывать творческий процесс с опорой на авторские, инновационные технологии обучения и воспитания танцовщика;
  • мобилизовать и восполнять психофизические и психофизиологические резервы артиста;
  • формировать исполнительскую, эстетическую и нравственную культуры танцовщика;
  • продуктивно взаимодействовать с профессиональным сообществом: хореографом, балетмейстером, дирижером, артистами.

ФГОС: «Культура и искусство»

Как мы работаем

  1. Вы делаете заявку из формы заказа на сайте или звоните мне по телефону.
  2. Авторы определяются, как быстро они могут ответить, платная это будет консультация или бесплатный совет.
  3. Если вас устраивают условия сотрудничества, то мы поможем вам разобраться, как лучше написать свою научную работу, какие в этом могут быть подводные камни, где взять материал и как с ним работать.
  4. Сроки и другие условия консультаций обсуждаются и согласовываются.

Спасибо, ваше сообщение отправлено

В ближайшее время мы пришлем сообщение с ценой и возможными сроками консультации. Если Вас все устроит, то мы начнем работать.

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

По истечении указанного срока узнать о судьбе заказа Вы можете у Марины marina@studentochka.ru, телефон с 9 до 21 ч. по Москве.

Тема и предметТип и объем работы
Вирский П.П.и Государственный хореографический ансамбль Украины
Культурология
Реферат
21 стр.
Возможности использования художественно выразительных средств в различных видах искусств при создании художественно-постановочного замысла в продюсерской практике
Основы режиссерской деятельности
Курсовая работа
27 стр.
Воспитательная и творческая работа в хореографическом коллективе
Педагогика
Диплом
88 стр.
Чарующая магия скрипки
Культурология
Реферат
30 стр.

Образцы введения, содержания, обзора литературы по разным темам:

Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы

Хореографическое образование на стыке тысячелетий

Хореографическое образование на стыке тысячелетий

проректор по учебно-методической работе АРБ и УМО,

заместитель председателя УМО, к. п.н, доцент

В начале 1990-х годов отечественное образование вступило в период реформ. Они затронули и хореографию. Начался процесс вхождения бывших хореографических училищ в вузовское пространство. Первым в 1991 году высшим учебным заведением стало Ленинградское академическое хореографическое училище им. А.Я. Вагановой, немногим позже – Московское хореографическое училище. Происшедшее вызывает неоднозначные оценки в балетном сообществе: от предложения вернуться к французской модели небольших школ при академических театрах, до стремления к приданию подобного статуса всем хореографическим училищам России. Цель данной статьи – выявить и проанализировать исторические закономерности происходящего, очертить круг задач на ближайшие годы, стоящих перед учебными заведениями хореографической направленности и обозначить возможные перспективы.

Одним из величайших богатств отечественной культуры является система профессионального хореографического образования. Начав формироваться еще до революции, сегодня она представляет собой сложный, иерархический конгломерат различных по своим задачам, сути и уровням учебных заведений, удовлетворяющих потребности в хореографическом образовании различных групп населения России. В области классического профессионального танца, бесспорно, базовыми являются хореографические училища, выпускающие артистов балета для профессиональных балетных театров со средним профессиональным образованием. Все государственные хореографические училища России (на сегодня их – 12) выросли из двух центров – Академии Русского балета им. и Московской государственной академии хореографии – в прошлом: Ленинградского и Московского хореографических училищ.

Историю балетного образования в России принято отсчитывать от указа Анны Иоанновны (15 мая 1738 года), в коем французскому танцмейстеру Жану Батисту Ланде велено было начать обучение детей «театральному танцеванию». Школа Ланде стала вторым после Парижской учебным заведением подобного типа в Европе. Так возникло Петербургское Театральное училище (ныне АРБ). – Московское Театральное училище, основанное в 1773 году (ныне – МГАХ). Именно из их стен вышли звезды русского императорского балета. В то время общеобразовательный курс Театральных училищ приравнивался к семилетнему курсу гимназий. Но главной особенностью этих учебных заведений была обязательная ориентация на императорские театры – Мариинский (до него – Большой Каменный) в Петербурге и Большой – в Москве, которые выступали единственными заказчиками и потребителями, выпускаемой училищами продукции. Этим исчерпывался дореволюционный рынок балетного образования.

Читайте также:  Интересные факты о деньгах

Революция внесла существенные коррективы в жизнь обоих училищ. Начав с полного отрицания и балета, и естественно, балетного образования, как классово чуждого новым хозяевам жизни, Советская власть, в конечном счете, признала место хореографии в пролетарской культуре. Так были сохранены от разрушения Императорские Театральные училища, ставшие хореографическими техникумами. С 1930-х годов балет становится областью особого государственного интереса. Императорские училища Москвы и Петербурга получают поддержку, начинается формирование единой общесоюзной системы балетного образования, не имеющей аналогов в мире. Централизовано по всей стране открываются театры оперы и балета, во многих городах появляются собственные хореографические училища. «Если до революции балетные театры имелись только в столичных центрах, то в настоящее время мы насчитываем не менее пятнадцати крупнейших хореографических коллективов, во всех концах нашей огромной страны ведущих напряжённую и плодотворную работу. Если в прошлом даже в крупнейших художественных центрах России существовало по одному балетному театру, то сейчас в Ленинграде и Москве, например, существует минимум две хореографические труппы. Если в прошлом балетная премьера, балетный спектакль на новое либретто и новую музыку являлись событием, происходившим раз в несколько лет, то сейчас мы наблюдаем, как из года в год создаются новые постановки, всё ближе и ближе подвигающие нас к разрешению проблемы советского балетного спектакля», – писала .

Педагогическая деятельность Вагановой, – солистки императорского Мариинского театра, первого профессора хореографии, народной артистки РСФСР, – обеспечила преемственность исполнительских и педагогических традиций. С научных позиций ее поддержала – балетовед, выдающийся ученый-энциклопедист. Совместными трудами Вагановой и Блок в 1934 году вышла в свет книга «Основы классического танца». То была первая книга, созданная в издательском отделе Ленинградского хореографического техникума. В своем учебнике – на тот момент – ведущий педагог техникума и художественный руководитель балета Академического театра оперы и балета им. Кирова, критически переосмыслила и систематизировала художественно-исполнительский опыт предшествующих поколений, выстроив стройную систему балетной педагогики. Вагановская методика преподавания классического танца – выдающийся вклад в теорию и практику балетного искусства, итог достижений отечественной хореографической педагогики того времени.

Однако деятельность Вагановой в образовании не исчерпывалась педагогикой. Ваганова – не только методист-практик. Ваганова – основатель высшего хореографического образования, воплотить в полной мере идею которого ей, к сожалению, не удалось. В 1936 году на конференции по вопросам балетного образования в Ваганова выступила с таким предложением: «Наши школы могут работать, лишь опираясь на солидный теоретический фундамент, – отмечала она. – Мы должны создать научно-исследовательский центр по хореографии и, в первую очередь, журнал по вопросам балетного искусства, на страницах которого мы имели бы возможность обсуждать и разрабатывать педагогические, творческие и исторические проблемы нашего искусства. В связи с этим я считаю вполне своевременным поставить вопрос о превращении наших ведущих балетных техникумов в высшие учебные заведения по хореографии с обеспечением за ними возможности вести научно-исследовательскую работу по теории и истории балетного искусства»[1]. Так впервые на государственном уровне была озвучена идея о создании при хореографических училищах высших педагогических и режиссёрско-балетмейстерских отделений. Ее поддержали и ведущие балетные критики того времени: Юрий Слонимский и Иван Соллертинский. Следует отметить, что мысль о высшем хореографическом образовании, получаемом в стенах бывших императорских училищ, была не нова. Уже в 1918 году Петроградское хореографическое училище именовалось «высшим профессионально-художественным заведением учебного и исследовательского типа», хотя курс обучения оставался семилетним. В конце 1923 году при училище открылись вечерние курсы – первые экспериментальные классы в системе советского хореографического образования, взрастившие К. Сергеева, В. Чабукиани, Ф. Балабину и других известных танцовщиков. В 1929 году средние и младшие классы училища были преобразованы в школу-семилетку, а старшие получили название техникума с двухгодичным курсом занятий. Поэтому афиши учебных спектаклей то поры отмечены аббревиатурой «ЛГХТ» – Ленинградский государственный хореографический техникум. Руководство училища настойчиво стремилось поднять уровень образования артистов до вузовского, и вскоре в программе девятилетнего обучения появился дополнительный учебный год и такие дисциплины, как история музыки, театра, балета. Расширение гуманитарного образования в техникуме способствовало выпуску плеяды специалистов-искусствоведов, в их числе . Комментируя в прессе работу школы, Иван Соллертинский писал: «Учреждение ЛХТ, как высшей надстройки над профессиональной балетной школой-семилеткой, – последний шаг глубокой и коренной реформы… Специфическая особенность техникума – в принципиальном совмещении высшей школы хореографического усовершенствования и экспериментальной студии, развивающей свою работу по трем направлениям: исполнительскому – подготовка не только виртуозов танца с хореографической колоратурой, но актеров танцевального театра; балетмейстерско-режиссерскому, где, кажется, впервые, будет систематически готовится балетная «смена»; и… педагогическому, где также как будто впервые будет положено начало систематизации методов хореографического тренажа и воспитания»[2]. В 1934 году по инициативе и под руководством Вагановой создается педагогическое отделение. Формально они было приписано к Консерватории (как к вузу), хотя студенты занимались в здании на Росси, 2. В разные годы его окончили: Н. Камкова, В. Костровицкая, Л. Тюнтина, Г. Березова, Е. Гейденрейх, Н. Базарова. В 1934 появилось и национальное отделение. В 1937 – открылось балетмейстерского отделение, организатором и руководителем которого был Ф. Лопухов. Предполагалось готовить балетмейстеров-режиссеров, балетмейстеров-репетиторов и балетмейстеров малых форм. Его воспитанники: Н. Анисимова, В. Варковицкий, Л. Лавровский, Б. Фенстер. Однако права на получение высшего образования выпускники этих отделений не имели. Таким образом, к концу 1930-х годов в ленинградской балетной школе обрисовались контуры вузовских специальностей: педагогики балета, искусства хореографа и балетоведа.

Вузовские идеи Вагановой долгое время воспринимались как революционные, поэтому до 1990-х годов Ленинградская и Московская школы оставались средними специальными учебными заведениями. Сказались и экономические трудности послевоенного времени. Балетным специальностям высшего образования пришлось «прицепляться» к близким по художественной направленности вузам (непрофильным), где вагановский посыл реализовывался другими деятелями балетного искусства. В Москве – Ростиславом Захаровым, открывшем в 1946 году кафедру хореографии при ГИТИСе (мысль об организации хореографического вуза на базе училища при Большом театре возникла первые годы после революции 1917 года у Александра Горского, но, к сожалению, она тогда осталась неосуществленной). В Ленинграде – Федором Лопуховым, создавшем в 1962 аналогичную кафедру при Консерватории. Так формально обозначились две различные школы, почитавшие основой хореографического сочинительства драматургию и музыку. И та, и другая кафедра, давшие образование многим артистам балета, казалось, окончательно ввели хореографию в вузовскую систему, обеспечив общедоступность подобного образования. Но здесь-то и обнаружился главный изъян.

Читайте также:  Как добиться идеальной фигуры?

Проблема в том, что как бы не роднился балет с близкими ему искусствами, по сути своей он – самостоятелен и имеет свою только ему присущую специфику. Суть ее: в исключительно важной роли базовой восьмилетней подготовки будущего артиста балета. Прохождение будущим педагогом балета, хореографом, а желательно, и балетоведом восьмилетнего цикла обучения, иначе говоря, наличие диплома артиста балета – специалиста со средним специальным образованием – является гарантией профессионализма. А в более общем плане – гарантией сохранения профессионального уровня в балетном искусстве. Только такой абитуриент может в дальнейшем, помножив свои профессиональные достижения на опыт работы в профессиональном балетном коллективе, стать действительно квалифицированным педагогом, хореографом и балетоведом (хотя для последнего это не так обязательно). По экономическим причинам непрофильным вузам, где хореографические кафедры, как правило, не включены в сферу основных интересов, трудно удержать столь высокую профессиональную планку. Не следует также забывать, что хореографическое образование – узкая сфера, своеобразная «статистическая погрешность» в образовательной системе страны. Число артистов балета – не велико, еще меньше тех, кто после окончания трудовой деятельности в театре хотел бы заняться педагогикой, сочинять хореографию и т. п., поэтому для того чтобы выжить (в материальном и идейном плане) непрофильные вузы вынуждены принимать людей без базового восьмилетнего образования. Это ведет, с одной стороны, к увеличению числа малоквалифицированных специалистов, и с другой, сближает эти вузы с вузами народно-художественной направленности, вводя их в пространство народного искусства, в ущерб академической хореографии. Так происходит постепенное размывание границ между искусством профессиональным и народным и искажается историческая традиция: эстетика академического театра, становится второстепенной. Целью образования становится само образование, а не воспитание артиста балета, педагога, хореографа для обеспечения потребностей театра (профессионального искусства).

Безусловно, система профессионального балетного образования специфична и тем очевиднее становится невозможность жертвовать ею, ориентируясь на общевузовские принципы. Отрыв вузовской составляющей от среднего звена – не оправдан, и может быть рассмотрен как временная уступка сложившейся ситуации. И, прежде всего она расходится с установками, завещанными .

Приобщение двух Академий к вузовскому опыту идет неуклонно. Помимо внутренних – структурных изменений, от профессорско-преподавательских составов требуется дальнейшее укрепление взгляда на хореографию, как на науку. И здесь не обойтись без помощи уже существующих кафедр – прежде всего ГИТИСа и петербургской консерватории. С целью координации и углубления взаимодействия между хореографическими учебными заведениями Министерством культуры России в 1998 году создано Учебно-методическое объединение, объединяющее представителей всех вузов России, ведущих подготовку специалистов в данном направлении. Сопредседателями УМО являются ректоры базовых вузов – Академии Русского балета им. и Московской государственной академии хореографии. Хореографические училища России – также полноправные члены УМО, ибо одна из главных задач УМО – объединение всех участников учебного процесса в хореографии, какой бы уровень образования они не представляли. Одним из важных деяний УМО стало создание и введение с 2003 года второго поколения государственных образовательных стандартов в области хореографии. Современное высшее образование в академическом балете представлено следующими специальностями: «Хореографическое исполнительство», «Педагогика балета», «Искусство хореографа», «История и теория хореографического искусства». В обоих Академиях готовят также «Концертмейстеров балета» (в рамках специальности «Инструментальное исполнительство (фортепиано)»). Хореографическое образование затронуто и проблемой вхождения России в Болонский процесс: идет предварительная работа в направлении подготовки бакалавров и магистров.

Формирование единой государственной системы высшего профессионального хореографического образования продолжается на новом этапе. Теперь слово – за хореографическими училищами страны.

[1] Агриппина Яковлевна Ваганова: статьи, воспоминания, материалы. Л.-М., Искусство, 1958. С. 93-94

[2] Соллертинский о балете. Л., Музыка, 1973. С. 58-59.

МАУК ДО Екатеринбургская детская школа искусств № 4 «АртСозвездие» ► On-line 3D-экскурсия

ДПП “Хореографическое творчество”

Дополнительная предпрофессиональная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество», срок обучения 8 лет

Описание программы

Фонды оценочных средств итоговой аттестации ДПП “Хореографическое творчество”

ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

ПО.01. Хореографическое исполнительство

Программа учебного предмета “Танец”

Аннотация

Программа учебного предмета “Ритмика”

Аннотация

Программа учебного предмета “Гимнастика”

Аннотация

Программа учебного предмета “Классический танец”

Аннотация

Программа учебного предмета “Народно-сценический танец”

Аннотация

Программа учебного предмета “Подготовка концертных номеров”

Аннотация

ПО.02. Теория и история искусств

Программа по учебному предмету “Слушание музыки и музыкальная грамота”

Аннотация

Программа по учебному предмету “Музыкальная литература”

Аннотация

Программа по учебному предмету “История хореографического искусства”

Аннотация

В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Программа по учебному предмету “Историко-бытовой танец”

Аннотация

Программа по учебному предмету “Современный танец”

Аннотация

Программа учебного предмета “Основы актерского мастерства”

Аннотация

Заведующая хореографическим отделением Матвеева Светлана Валентиновна, преподаватель высшей квалификационной категории

Все болезни человечества, все трагические несчастья, заполняющие исторические книги, все политические ошибки, все неудачи великих лидеров возникли только лишь из неумения танцевать.
Жан Батист Мольер

Хореографическое отделение одно из самых востребованных отделений школы. И это не удивительно, ведь танец развивает не только тело, но и душу танцующего. Отдавая ребенка на хореографическое отделение школы,родители часто ставят единственную цель – сохранение и укрепление здоровья ребенка, что становится особенно актуальным в современном мире, где естественное движение все чаще заменяется его виртуальным моделированием.

А дети просто любят танцевать, ведь танец является естественным проявлением детских эмоций, неслучайно многие девочки мечтают стать балеринами.

Но освоить азы хореографического искусства непросто.Для этого нужно иметь не только природные данные: гибкость, музыкальность, эмоциональную выразительность, но и обладать колоссальным терпением и трудолюбием.

В процессе обучения по образовательной программе “ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО” начинающим танцорам в соответствии с учебным планом приходится осваивать целый комплекс учебных дисциплин: гимнастика, ритмика, классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, современный танец, слушание музыки и музыкальная грамота, начальный курс истории искусств, беседы о хореографическом искусстве, музыкальный инструмент, сценическая практика.

Все учащиеся хореографического отделения проходят сценическую практику и являются участниками Образцового хореографического ансамбля “Интрада” (художественный руководитель коллектива Матвеева Светлана Валентиновна)

“Что же такое “Интрада?” – спорите вы. В переврде с итальянского – это звучно, сильно, уверенно. Это небольшая инструментальная пьеса, выполняющая функции вступления в коржественной церемонии. Так и “Интрада” – Вступление. В танец. В искусство. В жизнь.

“Интрада” – это урок гимнастики и ритмики, это умение слушать и слышать музыку, это классика и народный, современный и исторический. Это школа танца. Здесь учатся достигать цели, превозмогая боль и слезы. Дружить и помогать друг другу в разных ситуациях. “Интрада” – это школа дружбы. Это семья. Это все мы вместе!

На хореографическом отделении ЕДШИ № 4 “АртСозвездие” работает коллектив преподавателей : Матвеева Светлана Валентиновна (зав. отделением), Бердникова Наталья Павловна, Ведерникова Мария Ивановна, Нечаева Татьяна Борисовна, Фалалеева Мария Ивановна и концертмейстеров Ведерникова Дарья Вячеславовна, Котова Марина Юрьевна, Мильчакова Светлана Валерьевна.

Выпускники хореографического отделения школы успешно продолжают обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

Ссылка на основную публикацию