"геология" - специальность высшего образования (бакалавриат) - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

“геология” – специальность высшего образования (бакалавриат)

Специальность “Геология” (бакалавриат)

Степень: Академический бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • География – профильный предмет, по выбору вуза

Обучение ведется 4-5 лет в зависимости от формы обучения: дневная (очная) – 4 года; заочная, дистанционная, вечерняя и т.д. – 5 лет.

Специальность «Геология» будет интересна тем абитуриентам, которые увлекаются не просто географией, а именно тектоническими структурами, строением и происхождением Земли и литосферы, подземными водами, грунтами, полезными ископаемыми и их месторождениями, кристаллами, минералами и горными породами. Студенты получают обширные знания именно в области Земли, процессов ее эволюции, не сильно зацикливаясь на других разделах географии.

Кратко о специальности

Группы будущих геологов делятся на несколько подгрупп в зависимости от профилей:

  1. Геофизики и геохимики (геохимическое и геофизическое направления);
  2. Гидрогеологи (геологическое, гидрогеологическое, инженерно-геологическое, эколого-геологическое направления);
  3. Общие геологи.

Поступая, лучше спросить в приемной комиссии о будущей специализации. Однако в большинстве «классических» вузов преподается только общая геология. Тогда студенты одинаково глубоко изучают строение, вещественный состав и происхождение Земли и литосферы, крупные тектонические структуры, кристаллы, минералы и горные породы, месторождения полезных ископаемых, подземные воды, грунты, геохимические и геофизические поля.

Обучение затрагивает самые разные науки, связанные с геологией: историю геологии, геоморфологию, литологию, науки о минералах и осадочных породах, вулканологию, геостатистику, гляциологию. Более того, выпускники неплохо будут разбираться в процессах глобального потепления и океанических течениях.

Изучаемые дисциплины

В первую очередь стоит обратить внимание на дисциплины, которые изучают все студенты, независимо от специальности. К ним относятся: русский язык, история, политология, иностранный язык, философия, социология, культурология, религиоведение, экология, психология и педагогика, этика и эстетика, безопасность жизнедеятельности, логика и т.д.

Как профильные предметы вы будете изучать:

  • Общий, исторический, инженерный, экологический разделы геологии;
  • Геодинамику;
  • Геофизику и геохимию;
  • Общую и оптическую минералогию;
  • Кристаллографию;
  • Литологию;
  • Основы палеонтологии;
  • Структурную геологию и геокартирование;
  • Экономику минеральных ресурсов;
  • Гидрологию;
  • Петрографию;
  • Геологию России с основами геотектоники;
  • Изотопную геологию;
  • Геологию твердых и горючих полезных ископаемых и другие.

Приобретаемые навыки

Получая диплом, вы уже будете обладателем навыков:

  • Осуществления геологической съемки;
  • Участия в геологических исследованиях морей и океанов;
  • Проведения региональных геологических исследований;
  • Преподавания в учебных заведениях;
  • Использования полевых и лабораторных геологических, геохимических, геофизических приборов, установок и другого оборудования;
  • Оценки ресурсов и качества подземных вод;
  • Проведения литологических исследований осадочных отложений;
  • Исследования и использования результатов этого исследования в области процессов формирования сезонно-мёрзлых и многолетнемерзлых вод;
  • Палеонтологического изучения ископаемых органических остатков;
  • Проведения исследований во время стройки инженерных сооружений в самых разнообразных условиях;
  • Изучения стратиграфии;
  • Исследования строения, химического состава и свойств минералов и кристаллов;
  • Изучения и поиска месторождения полезных ископаемых;
  • Изучения тектонической структуры районов;
  • Поиска и разведки важных видов энергетического сырья (нефть, газ, уголь);
  • Изучения естественных и искусственно созданных физических полей Земли и т.д.

Будущая профессия

В первую очередь стоит обратить на важный для многих абитуриентов фактор – заработную плату. Она составляет от 20 до 50 тысяч рублей в месяц и зависит от заказчика разработки. Заказывать работу геолога может государственная структура (в таком случае нужно рассчитывать на меньший гонорар) или частная компания (есть смысл просить повышения зарплаты).

Не стоит также забывать, что всегда есть шанс быть приглашенным на работу по контракту за границу. Там и зарплаты, и условия труда куда лучше. Помимо того, обратите внимание, что нефтяная индустрия все больше нуждается в высококвалифицированных специалистах по геологии. В большей степени геологи требуются для оценки перспектив при бурении скважины в разных областях. А как известно, сотрудники компаний, которые занимаются добычей нефти, получают приличную зарплату.

Бакалавр геологии может также работать и в других областях: в сферах музейного дела, охраны окружающей среды.

Где работать?

Итак, помимо школ и колледжей, вы также сможете работать в:

  • Заведениях Министерства экологии и природных ресурсов РФ;
  • Правительственных организациях;
  • Компаниях, занимающихся поисками, разведкой и добычей минерального сырья;
  • Консалтинговых компаниях;
  • Организациях Министерства энергетики;
  • Компаниях Госстроя РФ;
  • Образовательных и некоммерческих компаниях;
  • Институтах Академии наук и НИИ геологического профиля и т.д.

Кем работать?

Диплома бакалавра и полученных с ним навыков достаточно для работы лаборантом, младшим научным сотрудником или техником. Однако, несмотря на кажущуюся «непрестижность» таких профессий, они станут хорошим стартом для последующей работы:

  • Экологом;
  • Геокриологом;
  • Инженером;
  • Геохимиком;
  • Геологом;
  • Топографом;
  • Начальником партии;
  • Палеонтологом;
  • Геофизиком;
  • Маркшейдером;
  • Гидрогеологом и гидроэкологом;
  • Петрологом;
  • Начальником отряда и т.д.

“Геология” – специальность высшего образования, квалификация – академический бакалавр (05.03.01). Обзор специальности: экзамены, сроки обучения, изучаемые предметы, будущая профессия: где и кем работать, отзывы и подходящие вузы.

Читайте также:  Как сделать девушке приятно языком?

Прикладная геология – что это за специальность?

Среди геологических наук существует много различных направлений. В статье пойдёт речь о геологии нефти и газа. Это прикладная наука. Её задача – изучение химических и физических свойств газа, нефти, их залежей, месторождений, пластов-коллекторов, покрышек, геохимии органического вещества.

Общие сведения

Подготовка специалистов в области геологии нефти и газа осуществляется в университетах, специализирующихся на изучении горного дела и нефтегазовой промышленности. Курс под названием “Прикладная геология” направлен также на исследование процессов аккумуляции и миграции углеводородов, изучение основных закономерностей расположения нефтегазовых месторождений.

Нефть – это слово, происходящее от арабского “нафата” (в переводе – извергать). С тех пор, как в штате Пенсильвания американский предприниматель пробурил нефтяную скважину и люди поняли важность добычи нефти, геологов интересует один вопрос: где необходимо эти самые скважины бурить?

С тех времён было предложено множество различных теорий по условиям формирования залежей нефти, прогнозированию условий обнаружения её запасов. Стала развиваться наука прикладная геология, которая не теряет своей актуальности и занимается не только областью нефтедобычи, но газовой промышленностью.

Какие дисциплины изучаются?

Изучая эту специальность, студенты окунаются в мир интереснейших теорий, одна из которых – это антиклинальная. Она привлекает к себе довольно длительное и серьезное внимание. Антиклинальная теория зародилась еще до того, как была пробурена первая нефтяная скважина. Но своей актуальности она не потеряла по сегодняшний день. В теории идёт речь о зависимости между залежами нефти и антиклинальной складчатостью. Кроме того, студенты изучают химию нефти и газа, их химический состав и методы анализа. В процессе обучения обязательно изучаются источники тепла и теплового потока Земли, магнетизм пород и минералов. Будущим специалистам необходимо владеть знаниями в области месторождений подземных вод и методы их изучения, а также вопросах утилизации стоков в недра Земли.

Эта наука изучает мощную отечественную сырьевую базу и развитие добычи нефти и газа. Учебно-методические пособия предоставляют возможность изучить теоретические вопросы геологических процессов, физико-химических свойств нефти и газа, а также вопросы, связанные с формированием залежей и их размещением. Кроме того, обязательным условием является наличие практической части: лабораторных и контрольных работ по геологии нефти и газа. Особое внимание в процессе обучения данной специальности уделяется фундаментальным дисциплинам, так как без фундамента, как известно, дом знаний будет непрочным. Как правило, прикладная геология может изучаться как по очной форме обучения, так и заочно.

Какими навыками будут владеть выпускники?

Какие возможности дает прикладная геология как специальность? Что это такое? Подготавливая специалистов по этой специализации, составители программ обучения предусматривают, что выпускники вузов в области нефтегазовой геологии будут владеть методами поисков и разведки (геологическими и геофизическими) нефтяных и газовых месторождений, разработкой и принципами построения динамических и статистических моделей, показывающих залежи углеводородного сырья. Горные инженеры – это выпускники геологических факультетов по специализации “Прикладная геология”.

Кем работать после получения диплома?

Горные инженеры участвуют в экспедициях и геологоразведочных работах, научно-исследовательских и проектных работах в нефтегазовой добыче, в проведении мониторинга разработки месторождений. Такие специалисты умеют провести полевые геофизические и геологические исследования, выполнить геологическое обоснование разработки месторождений, оценить ресурсы и запасы полезных ископаемых. Они изучают породы-коллекторы нефти и газа и могут воссоздать древние условия, при которых образовывались нефтегазоносные бассейны. Именно горные инженеры определяют технологию буровых и горнопроходческих работ. Все эти знания и навыки будущие специалисты получают на геологической специальности “Прикладная геология”.

Что это за специальность и чем она отличается от общей геологии?

Когда специализируешься на геологии нефти и газа, то изучаешь конкретную область науки и материального производства, связанную с промышленным освоением и эксплуатацией нефтяных и газовых месторождений. Это касается как для суши, так и для акваторий. Объектами профессиональной деятельности такого специалиста являются непосредственные залежи нефти и газа, а также газоконденсата.

Общая геология изучает комплексно строение Земли и даже других планет Солнечной системы, главные закономерности эволюции и формирования геологических тел, основополагающие принципы и базовые методы геологических исследований.

Поэтому если интересует именно добыча газа и нефти, то стоит выбирать университет, который носит название “горный”. Прикладная геология также изучается в университетах с конкретным названием специализации: “нефти и газа”.

Уровень преподавания

Как правило, в таких вузах работают высококвалифицированные педагоги, с высоким процентом профессорского состава, известные в геологических сообществах учёных.

Сегодня большинство геологических факультетов располагает современной материально-технической базой, дающей возможность решать сверхсложные задачи в области поиска, разведки, оценки нефтегазового потенциала и геоэкологических проблем. В процессе обучения по специальности “Прикладная геология” (“Геология нефти и газа”) применяются новейшие компьютерные технологии, а сами студенты имеют возможность поработать на профессиональных рабочих станциях, освоить специализированные программные пакеты ведущих мировых операторов нефтегазовой отрасли.

Читайте также:  Что можно сделать из коробки?

Что изучает геодезия?

Эта наука происходит из глубокой древности. Название имеет греческое происхождение. В древние времена она занималась изучением Земли, деления её на систему координат. Современная наука геодезия связана с изучением искусственных спутников, применением электронных машин, приборов и компьютеров для определения положения объекта на поверхности Земли. Она изучает формы этого объекта, его размеры. Поэтому эта наука находится в тесной взаимосвязи с математикой, особенно геометрией, и физикой. Задача такого специалиста – создание системы координат и построение геодезических сетей, позволяющих определить положение точек на поверхности нашей планеты.

Трудоустройство

В общем-то, все специальности геологических факультетов престижны. Изучать геологию интересно. А такая специализация, как прикладная геология и геодезия, позволяет получить работу в ведущих крупнейших отечественных нефтегазовых компаниях и за рубежом. Профессиональная деятельность специалистов-выпускников часто осуществляется в академических и ведомственных научно-исследовательских организациях. Эти специалисты востребованы в геологоразведочных и добывающих компаниях, разного рода (высших, средних специальных и средних общих) учреждениях системы образования.

Квалифицированные специалисты всегда востребованы в управленческом аппарате, в регионах, где занимаются вопросами минерально-сырьевой базы, а также в управлении и департаментах по недропользованию. Кроме того, много выпускников работает в учреждениях, связанных с гидрогеологическими вопросами, инженерно-геологическими и экологическими задачами. Они работают в организациях, ведущих разведку и эксплуатацию подземных вод, их охрану от истощения и загрязнения. Немало специалистов трудится на предприятиях, занимающихся проектно-изыскательскими работами в строительстве.

020700 Геология (Бакалавриат)

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

  • изучение строения и вещественного состава Земли, земной коры, литосферы,
  • поиски и разведку месторождений полезных ископаемых,
  • решение геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических и инженерно-геологических, нефтегазовых и эколого-геологических задач (в соответствии с полученным профилем подготовки).

Профессиональная деятельность бакалавров может осуществляться в:

  • академических и ведомственных научно-исследовательских организациях, связанных с решением геологических проблем;
  • геологических организациях, геологоразведочных и добывающих фирмах и компаниях, осуществляющих поиски, разведку и добычу минерального сырья;
  • организациях, связанных с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач;
  • учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования.

Выпускники по направлению подготовки Геология подготовлены к участию в работе в полевых геологических экспедициях, в научных геологических лабораториях, в вычислительных центрах при проведении научно-исследовательских и производственных геологических работ.

2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: Земля, земная кора, литосфера, горные породы, подземные воды, минералы, кристаллы; минеральные ресурсы, природные и техногенные геологические процессы; геохимические и геофизические поля, экологические функции литосферы.

3. Бакалавр по направлению подготовки 020700 Геология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

В соответствии с полученным профилем подготовки в области геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, геологии и геохимии горючих ископаемых, экологической геологии бакалавры подготовлены к следующим видам деятельности

  • научно-исследовательской;
  • научно-производственной;
  • организационно-управленческой;
  • проектной.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4. Бакалавр по направлению подготовки 020700 Геология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская деятельность:
    • участие в проведении работ на экспериментальных установках, моделях, на лабораторном и полевом оборудовании и приборах;
    • участие в составлении разделов научно-технических отчетов, обзоров, пояснительных записок;
    • участие в составлении рефератов, библиографии, в подготовке публикаций по тематике проводимых исследований;
  • научно-производственная деятельность:
    • участие в подготовке полевого оборудования, снаряжения и приборов;
    • участие в проведении полевых геологических наблюдений и измерений с использованием современных технических средств;
    • участие в сборе и обработке полевых данных в обобщении фондовых геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, инженерно-геологических, эколого-геологических данных с помощью современных информационных технологий;
    • участие в составлении карт, схем, разрезов, таблиц, графиков и другой установленной отчетности по утвержденным формам.
  • организационно-управленческая деятельность:
    • участие в организации семинаров, конференций, совещаний;
    • участие в планировании и организации полевых и лабораторных геологических работ, участие в контроле за соблюдением техники безопасности.
  • проектная деятельность:
    • участие в проектировании полевых и лабораторных геологических работ;
    • участие в составлении сметной документации на проведение полевых геологических работ.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (OК-1);
  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
  • способен использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);
  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
  • стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
  • умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
  • использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);
  • имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);
  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
  • владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-15);
  • владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16);
  • владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17);
  • способен критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-18);
  • готов соблюдать нравственные обязательства по отношению к природе (ОК-19);
Читайте также:  профессия администратор: описание история плюсы и минусы

2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • общенаучные:
    • имеет представление о современной научной картине мира на основе знаний основных положений философии, базовых законов и методов естественных наук (ПК-1);
    • способен использовать в профессиональной деятельности базовые знания естественных наук, математики, информатики, геологических наук (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-2);
    • способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания основ гуманитарных наук и экономики, приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-3);
  • инструментальные:
    • готов использовать профессиональные базы данных, работать с распределенными базами знаний (ПК-4);
    • готов к работе на полевых и лабораторных геологических, геофизических, геохимических приборах, установках и оборудовании (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-5);
    • способен использовать информацию из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ПК-6);
  • общепрофессиональные (в соответствии с видами деятельности), обязательными для всех профилей: научно-исследовательская деятельность:
    • способен самостоятельно осуществлять сбор геологической информации, использовать в научно-исследовательской деятельности навыки полевых и лабораторных геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, инженерНО-геологических, нефтегазовых и эколого-геологических исследований (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-7);
    • способен в составе научно-исследовательского коллектива участвовать в составлении отчетов, рефератов, библиографий по тематике научных исследований, в подготовке публикаций (ПК-8);
  • научно-производственная деятельность:
    • готов применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов полевых геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, нефтегазовых и эколого-геологических исследований при решении научно-производственных задач (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-9);
    • способен применять на практике методы сбора, обработки, анализа и обобщения фондовой, полевой и лабораторной геологической, геофизической, геохимической, гидрогеологической, инженерно-геологической, нефтегазовой и эколого-геологической информации (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-10);
    • возможностью преподавания физико-математических дисциплин и информатики в средней школе и средних специальных образовательных учреждениях на основе полученного фундаментального образования (ПК-29);
  • организационно-управленческая деятельность:
    • готов использовать в практической деятельности знания основ организации и планирования геологоразведочных работ (ПК-11);
    • готов участвовать в организации научных и научно-практических семинаров и конференций (ПК-12);
  • проектная деятельность:
    • способен участвовать в составлении проектов производственных геологических работ (ПК-13);
    • способен пользоваться нормативными документами, определяющими качество проведения полевых, лабораторных, вычислительных и интерпретационных геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, нефтегазовых и эколого-геологических работ (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-14);
  • профильно-специализированные компетенции:
    • способен использовать профильно-специализированные знания в области геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, геологии и геохимии горючих ископаемых, экологической геологии для решения научных и практических задач (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-15);
    • способен использовать профильно-специализированные знания фундаментальных разделов физики, химии, экологии для освоения теоретических основ геологии, геофизики, геохимии, экологической геологии (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-16);
    • способен использовать профильно-специализированные информационные технологии для решения геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, нефтегазовых и эколого-геологических задач (В соответствии с профилем подготовки) (ПК-17);
Ссылка на основную публикацию