географический факультет мгу - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

географический факультет мгу

Географический факультет МГУ

Адрес119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, МГУ, д. 1, географический факультет
Телефон(495) 939-22-38
Факс(495) 932-88-36
Веб-сайтhttp://www.geogr.msu.ru/
E-mailinfo@geogr.msu.ru

Декан — член-корреспондент РАН Добролюбов Сергей Анатольевич;
Президент — академик РАН Касимов Николай Сергеевич.

География как наука развивается в Московском университете более 200 лет. Отдельная кафедра географии и этнографии была создана в 1884 году выдающимся ученым и педагогом Д.Н. Анучиным.

Географический факультет Московского университета был учрежден в 1938 году. Сегодня это крупнейший в мире учебно-научный коллектив географов. В структуре факультета 15 кафедр и 8 научно-исследовательских лабораторий, 5 учебно-научных баз, 28 кафедральных лабораторий, отделения в филиалах МГУ в Севастополе и Астане (Казахстанский филиал МГУ). На факультете обучаются свыше 800 студентов и 140 аспирантов, работают 750 сотрудников, среди которых один академик и три члена-корреспондента РАН, заслуженные деятели науки РСФСР и РФ, лауреаты Государственных премий СССР и РФ, премии Правительства РФ в области образования, науки и техники, Ломоносовской премии МГУ за научную работу и педагогическую деятельность, Анучинской премии и др.

На факультете работают четыре Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, на которых защищается примерно 30% всех российских диссертаций в области эколого-географических наук.

Географический факультет — ключевая организация в системе Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 05.00.00 «Науки о Земле», созданного Приказом Минобрнауки № 987 от 8 сентября 2015 г. Заместителем председателя ФУМО «Науки о Земле» является декан географического факультета МГУ член-корреспондент РАН С.А. Добролюбов. Географический факультет координирует деятельность четырех Учебно-методических советов по направлениям подготовки «География» (председатель — член-корр. РАН С.А. Добролюбов), «Картография и геоинформатика» (председатель — проф. И.К. Лурье), «Гидрометеорология» (председатель — проф. А.В. Кислов), «Экология и природопользование» (председатель — академик РАН Н.С. Касимов). В состав указанных УМС входят более 140 университетов Российской Федерации, в которых ведется подготовка бакалавров, магистров и аспирантов по 4 направлениям подготовки.

Образование

Географический факультет готовит кадры высшей квалификации — бакалавров (срок подготовки — 4 года) и магистров (срок подготовки — 2 года при наличии диплома бакалавра) по образовательным направлениям «География», «Гидрометеорология», «Картография и геоинформатика», «Экология и природопользование», «Туризм».

Подготовку по направлению «География» осуществляют кафедры физической географии и ландшафтоведения (заведующий — чл.-корр. РАН К.Н. Дьяконов), криолитологии и гляциологии (заведующий — засл. деят. науки РФ, проф. В.Н. Конищев), геоморфологии и палеогеографии (заведующий — проф. А.В. Бредихин), экономической и социальной географии Росси (заведующий — проф. В.Л. Бабурин), социально-экономической географии зарубежных стран (заведующий — доц. А.С. Наумов), географии мирового хозяйства (заведующий — проф. В.А. Колосов).

Обучение по направлению «Гидрометеорология» ведется на кафедрах океанологии (заведующий — чл.-корр. РАН С.А. Добролюбов), гидрологии суши (заведующий — проф. Н.Л. Фролова), метеорологии и климатологии (заведующий — проф. А.В. Кислов).

Образовательное направление «Картография и геоинформатика» представлено кафедрой картографии и геоинформатики (заведующий — проф. И.К. Лурье).

Подготовка по направлению «Экология и природопользование» ведется на кафедрах геохимии ландшафтов и географии почв (заведующий — акад. РАН Н.С. Касимов), биогеографии (заведующий — проф. С.М. Малхазова), рационального природопользования (заведующий — проф. М.В. Слипенчук), физической географии мира и геоэкологии (и.о. заведующего — доц. Н.Н. Алексеева).

Обучение по направлению «Туризм» осуществляется кафедрой рекреационной географии и туризма (заведующий — проф. В.И. Кружалин).

Прием осуществляется на 146 бюджетных мест бакалавриата и 125 бюджетных мест магистратуры. Абитуриенты, успешно сдавшие вступительные испытания, но не добравшие баллов для зачисления на бюджетной основе, могут быть зачислены на обучение по контракту.

Студенты географического факультета изучают закономерности распространения и развития многообразных природных и социально-экономических объектов и явлений. Задача учебного процесса — подготовка высококвалифицированных специалистов с широким географическим кругозором, способных видеть природу во всех ее сложных взаимосвязях, сочетающих глубокие теоретические знания с практическими навыками, владеющих современными методами исследования по одной из дисциплин географического цикла.

Учебный план всех направлений подготовки бакалавриата включает четыре блока дисциплин. Гуманитарные дисциплины: русский язык и культура речи, экономика, философия, социология, история Отечества и др. Фундаментальные естественные дисциплины: математика, информатика с основами геоинформатики, биология, физика и химия и др. Фундаментальные общепрофессиональные дисциплины: общее землеведение, геоморфология с основами геологии, климатология с основами метеорологии, гидрология, география почв с основами почвоведения, ландшафтоведение, социально-экономическая география и др. Специализированные курсы преподаются на кафедрах по направленностям (профилям) подготовки.

За последние годы значительно возросла физико-математическая и геоинформационная подготовка студентов. На факультете действует лаборатория математического моделирования природных и социально-экономических процессов, имеются два общих и ряд кафедральных компьютерных классов. Введение в эксплуатацию в 2011 году Геопортала МГУ — геоинформационного комплекса, включающего аппаратную часть, программы для приема и обработки космоснимков, а также пополняемые базы данных на основе получаемых изображений — обеспечило уникальную возможность доступа к космическим снимкам Земли, которые широко используются в учебном процессе. Приборная база географического факультета позволяет проводить самые современные исследования.

Важным нововведением последних лет стало включение межкафедральных курсов (дисциплин по выбору обучающихся) в учебные планы бакалавров всех направлений подготовки. Каждый студент четвёртого курса в осеннем семестре имеет право самостоятельно выбрать одну дисциплину. Расширение перечня дисциплин по выбору позволяет индивидуализировать профильное обучение.

Учебный процесс состоит из аудиторных занятий (лекции, практикумы, семинары, лабораторные занятия) и летних учебных и производственных практик на учебно-научных базах факультета. Полевые практики играют важнейшую роль в подготовке географов и занимают более 25% от общего объема учебного плана.

На Сатинской базе в Боровском районе Калужской области студенты первого курса проходят комплекс отраслевых географических практик продолжительностью 8 недель. Комплекс включает практики по топографии, геоморфологии и геологии, почвоведению, ботанической географии, метеорологии, гидрологии, ландшафтоведению.

Студенты второго курса проходят учебную практику в различных районах страны, в том числе на Хибинской, Эльбрусской, Архангельской, Красновидовской учебно-научных базах, где активно ведутся полевые и стационарные научные исследования. Производственная и учебно-производственная практика студентов третьего курса длится 8 недель и проходит в экспедициях факультета, а также в научно-производственных организациях. Учебный план магистрантов включает две практики. Первая, ознакомительная научно-производственная, проводится перед началом первого семестра и длится 4 недели. Вторая, научно-производственная (на некоторых направлениях — научно-исследовательская), продолжительностью 12 недель проводится между 2 и 3 семестрами обучения: 8 недель в июне-июле и 4 недели в сентябре. Эта практика, как и производственная практика третьего курса, проходит обычно в научно-производственных организациях, коммерческих структурах, в государственных министерствах и ведомствах. Студенты ряда кафедр выезжают на практику за рубеж (Словакия, Румыния, Польша, Болгария, Франция, Швеция, Финляндия и др.). На основе материалов, собранных на практиках, защищаются оригинальные курсовые и дипломные работы.

Зимние экспедиции Научно-студенческого общества (НСО) географического факультета — одна из самых замечательных традиций географического факультета, не имеющая аналогов на других факультетах МГУ и в других вузах. Каждый год в зимние каникулы более 150 студентов со всех кафедр факультета с научными руководителями выезжают в разные регионы России и ближнего зарубежья и проводят исследования в рамках кафедральных научных тем. Студенты получают ценный опыт полевых исследований в зимних условиях, более четкое представление о научных темах кафедр, собирают в таких экспедициях материалы для своих курсовых и дипломных работ. В течение ряда последних лет ежегодно проводится 15–20 зимних студенческих экспедиций НСО.

Факультет осуществляет подготовку кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлению 05.06.01 «Науки о Земле» в соответствии с образовательным стандартом, самостоятельно устанавливаемым МГУ имени М.В.Ломоносова. Обучение производится по 9 направленностям, соответствующим научным специальностям ВАК.

Подготовка к поступлению

Для абитуриентов на факультете действуют очные и дистанционные подготовительные курсы, на которых можно выбрать одно- или двухгодичную программу подготовки. Богатые традиции подготовки школьников имеет Школа юного географа, действующая более 65 лет. В 2015 году начал работу лекторий для школьников от 7 классов и старше, занятия в котором проводят ведущие преподаватели географического факультета.

Сферы трудоустройства выпускников:

  • профильные министерства и ведомства (Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ, Роскартография, Минприроды, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Ростуризм, Ростехнадзор, Росгидромет и т.д.);
  • консалтинговые и аналитические агентства (международная рейтинговая компания «Standart&Poors», Фонд «Институт экономики города», Институт комплексного развития территорий, Институт реформирования общественных финансов, др.);
  • международные и региональные природоохранные организации (Всемирный фонд дикой природы, Международный зеленый крест, Гринпис);
  • академические и научно-исследовательские институты, вузы;
  • предприятия нефтегазового комплекса;
  • коммерческие структуры, занимающиеся экологическими, гидрологическими, метеорологическими, социально-экономическими изысканиями, оказанием услуг в сфере дистанционного зондирования, картографии, геоинформационных систем;
  • предприятия туристской индустрии;
  • массмедийные службы.
Читайте также:  Профессия электрик: описание обучение плюсы и минусы

географический факультет мгу

Уважаемые юные географы!

Конкурсное жюри подвело итоги VIII Открытого чемпионат Республики Мордовия по географии на приз Главы Республики Мордовия, Председателя Попечительского совета Отделения Русского географического общества в Республике Мордовия Владимира Дмитриевича Волкова, который прошел 14 декабря 2019 года. Организаторами выступили МГУ им. Н. П. Огарёва и Отделение Русского географического общества в Республике Мордовия.

Победители и лауреаты чемпионата:

Младшая возрастная группа (учащиеся 5-8 классов общеобразовательных учреждений):

  • 1 место – Сайфуллова Алия Илдаровна (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7», г. о. Саранск, 8 класс);
  • 2 место – Невлютова Василя Асымовна (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белозерьевская средняя общеобразовательная школа» Ромодановского муниципального района, 8 класс);
  • 3 место – Бурова София Евгеньевна (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приреченская средняя общеобразовательная школа» Рузаевского муниципального района, 5 класс);
  • Лауреат – Шлукина Анастасия Михайловна (Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Кемлянская средняя общеобразовательная школа» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, 8 класс);
  • Лауреат – Летучев Александр Владиславович (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Киржеманская средняя общеобразовательная школа» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, 8 класс).

Старшая возрастная группа (учащиеся 9–11 классов общеобразовательных учреждений, студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования):

  • 1 место – Вагнер Ольга Валерьевна (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7», г. о. Саранск, 8 класс);
  • 2 место – Янгличева Жамиля Касимовна (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белозерьевская средняя общеобразовательная школа» Ромодановского муниципального района, 9 класс);
  • 3 место – Егорцева Руслана Павловна (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5», г. о. Саранск, 9 класс);
  • Лауреат – Наумов Роман Викторович (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новотроицкая средняя общеобразовательная школа» Старошайговского муниципального района Республики Мордовия, 9 класс);
  • Лауреат – Пономарёв Егор Анатольевич (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 39», г. о. Саранск, 10 класс).

Церемония награждения победителей и лауреатов чемпионата состоится в рамках заседания Отделения Русского географического общества в Республике Мордовия в 12:30 25 января 2020 года по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, д. 24, ауд. 318. Интересующие вопросы можно задать по электронной почте Оргкомитета: rgo.mordovia@gmail.com. Команда организаторов Чемпионата благодарит всех за активное участие!

В работе площадки соревнования приняло участие 1 110 знатоков географии из различных регионов России! К наградам будут представлены победители и призеры, занявшие первые 10 мест. Все участники получат электронный сертификат участника Чемпионата. Церемония награждения победителей и призёров и подведения итогов Чемпионата состоится в рамках заседания Отделения Русского географического общества в Республике Мордовия и Молодёжного клуба Отделения Общества.

Дата: 25 января 2020 года. Время: 12:30 (по МСК).
Место: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, д. 24, ауд. 318.

Следите за информацией на сайте географического факультета! –> Уважаемые географы!

до VIII Открытого чемпионата Республики Мордовия по географии среди школьников

на приз Главы Республики Мордовия, Председателя Попечительского совета
Отделения Русского географического общества в Республике Мордовия
Владимира Дмитриевича Волкова
осталось

Актуальная информация

30 июля 2019 г. (вторник) в 11:00 ч.
состоится

собрание для абитуриентов и их родителей.

Тема: о зачислении в состав студентов на географический факультет.

Для прохождения в корпус при себе необходимо иметь паспорт.

Адрес: г. Саранск, ул. Советская, д. 24 (4 корпус университета), 2-й этаж, актовый зал.

Телефоны: 47-44-54 (деканат);
47-48-27 (декан); —> Уважаемые географы!

до V Открытого чемпионата
Республики Мордовия
по географии среди школьников

на приз Главы Республики Мордовия, Председателя Попечительского совета Отделения Русского географического общества в Республике Мордовия
Владимира Дмитриевича Волкова

Церемония награждения и подведения итогов V Открытого чемпионата
Республики Мордовия по географии среди школьников на приз
Главы Республики Мордовия, Председателя Попечительского совета Отделения РГО в Республике Мордовия Владимира Дмитриевича Волкова
30 января 2016 года в 13.00.
Место: г. Саранск, ул. Советская, д. 24,
актовый зал (географический факультет).

Церемония награждения и подведения итогов V Открытого чемпионата Республики Мордовия по географии среди школьников состоится в рамках Торжественного заседания Отделения Русского географического общества в Республике Мордовия 28 января 2017 года в 13.00.

Место: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, д. 24, актовый зал (географический факультет)

Телефон и электронная почта для справок: +79530311922, rgo.mordovia@gmail.com
Церемония награждения и подведения итогов состоится в рамках Торжественного заседания Отделения Русского географического общества в Республике Мордовия 30 января 2016 года в 13.00. Место: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, д. 24, актовый зал (географический факультет).

О своем намерении участвовать в Торжественном заседании РГО просим сообщить по адресу: rgo.mordovia@gmail.com

Телефоны: 47-44-54 (деканат); 47-48-27 (декан);

Магистратура
по направлению подготовки
География
Географический факультет приглашает в 2018-19 учебном году бакалавров и специалистов на обучение по программам магистратуры направления подготовки 05.04.02 «География», профиль «Социально-экономическая диагностика и территориальное планирование» (срок обучения 2 года 6 месяцев, форма обучения – заочная) , профиль «Инженерная география» (срок обучения 2 года, форма обучения – очная). Читать подробнее!

географический факультет мгу

1888 — кафедра географии и этнографии переведена на физико-математический факультет МГУ

1926 — разделение геолого-географического отделения физико-математического факультета на два отделения: географическое и почвенно-геологическое

1929 — выделение старейшей кафедры экономической географии на географическом отделении механико-математического факультета

1930 — из физико-математического факультета выделен биологический факультет с почвенно-географическим отделением

1933 — в результате реорганизации создан почвенно-географический факультет

1938 — разделение почвенно-географического факультета на геолого-почвенный и географический (Приказ МГУ № 109 от 23.07.1938). На тот момент в состав факультета вошли кафедры: общей физической географии (Б. П. Орлов), физической географии зарубежных стран (А. И. Добрынин), физической географии СССР (А. И. Соловьев), экономической географии СССР (Баранский, Николай Николаевич), экономической географии капиталистических стран (И. А. Витвер), картографии и геодезии (П. В. Дензин), и Научно-исследовательский институт географии (С. М. Луцкий)

Деканы

  • 1938—1940 директор НИИ географии МГУ, доцент С. М. Луцкий (и. о. декана)
  • 1940—1941 профессор Б. П. Орлов
  • 1941 доцент А. В. Гедымин
  • 1941—1943 профессор И. А. Витвер (в эвакуации)
  • 1943 профессор М. В. Карандеева (в эвакуации)
  • 1943—1945 профессор С. Д. Муравейский
  • 1945—1955 профессор (академик АН СССР с 1970) К. К. Марков
  • 1955—1966 профессор А. М. Рябчиков
  • 1966—1970 член-корр. АН СССР А. П. Капица
  • 1970—1980 профессор А. М. Рябчиков
  • 1980—1990 профессор Г. И. Рычагов
  • с 1990 академик РАН Н. С. Касимов

Структура

Ежегодно на 15 кафедрах обучаются более 1100 студентов и около 200 аспирантов, оканчивают географический факультет около 230 специалистов. На факультете 9 научно-исследовательских лабораторий, 5 учебно-научных баз, 28 кафедральных лабораторий; работают 4 специализированных совета, принимающие к защите докторские и кандидатские диссертации по всем географическим специальностям. Среди множества именных стипендий, учрежденных для лучших студентов МГУ, три — Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, Д. Н. Анучина — ежегодно присуждаются студентам-географам за большие успехи в учебе и исследовательской работе.

Сотрудники

В настоящее время географический факультет МГУ — крупнейший в мире педагогический и научный коллектив географов. Общий штат сотрудников около 780 человек. На факультете работают 1 академик РАН, 6 членов-корреспондентов РАН, около 90 профессоров и докторов наук, около 300 кандидатов наук. Среди ученых — лауреаты Государственной премии СССР, Государственной премии РФ, премии Правительства РФ, Заслуженные деятели науки РСФСР и РФ, лауреаты Ломоносовской премии МГУ за научную работу и педагогическую деятельность, Анучинской премии и др.

Кафедры

  • Биогеографии
  • Географии мирового хозяйства
  • Геоморфологии и палеогеографии
  • Геохимии ландшафтов и географии почв
  • Гидрологии суши
  • Картографии и геоинформатики
  • Криолитологии и гляциологии
  • Метеорологии и климатологии
  • Океанологии
  • Рационального природопользования
  • Рекреационной географии и туризма
  • Физической географии мира и геоэкологии
  • Физической географии и ландшафтоведения
  • Кафедра социально-экономической географии зарубежных стран
  • Кафедра экономической и социальной географии России

Лаборатории

  • Возобновляемых источников энергии
  • Геоэкологии Севера
  • Комплексного картографирования
  • Новейших отложений и палеогеографии плейстоцена
  • Регионального анализа и политической географии
  • Снежных лавин и селей
  • Устойчивого развития территории
  • Эрозии почв и русловых процессов

Техническое оснащение

Кафедры и научные подразделения оснащены современными компьютерами, широкоформатными сканерами и принтерами, автоматическим фотограмметрическим оборудованием, что позволяет получать картографические модели высокого качества, создавать цифровые тематические модели, выполнять сложную обработку и преобразование аэрокосмических снимков, формировать географические информационные системы разных уровней, от общероссийского до локального. Компьютерная техника и новейшие системы глобального позиционирования широко применяются в экспедициях и на учебных студенческих практиках. Все подразделения факультета объединены в локальную сеть и подключены к сети Интернет, что позволяет пользоваться базами данных других учреждений, вводить собственные информационные ресурсы в международный научный оборот, использовать новейшую геоинформацию непосредственно в учебной работе.

Читайте также:  Вредно ли сдавать кровь?

Факультет располагает несколькими лабораториями для анализа элементов и соединений природной среды, оценки концентрации загрязняющих веществ, определения физических свойств почв, грунтов и вод.

Учебный план

Учебный план включает 4 блока учебных дисциплин. Это — гуманитарные, фундаментальные естественные и фундаментальные географические курсы, учебные курсы по специализации. В число гуманитарных дисциплин входят: история Отечества, философия, экономика и территориальная организация общества, экономика природопользования, социология, иностранные языки и др. Фундаментальные естественные дисциплины — высшая математика, физика, химия, биология, основы экологии, природопользования, геоинформатика. Фундаментальные географические дисциплины — введение в географию, геоморфология с основами геологии, метеорология с основами климатологии, общая гидрология, биогеография, география почв, ландшафтоведение, география населения с основами демографии, страноведение, топография, картография, физическая география материков и океанов, физическая география России и сопредельных территорий, география мирового хозяйства, экономическая и социальная география России, экономическая и социальная география мира и др. Дисциплины специализации зависят от профиля кафедр факультета. Важное место в этом блоке занимают вопросы изучения антропогенного изменения компонентов природной среды, мониторинга, географо-экологических экспертиз, проблемы рационального использования природных ресурсов. На последнем курсе магистратуры студенты могут сдавать кандидатские экзамены по философии и иностранному языку. Лучшие выпускники факультета и других вузов могут поступить в конкурсную и целевую аспирантуру со сроком обучения 3 года. После защиты диссертационной работы им присуждается ученая степень кандидата географических наук.

Теоретические курсы дополняются полевыми учебными практиками. Для всех студентов независимо от их будущей специальности по окончании 1 курса проводится общегеографическая практика на Сатинской учебно-научной базе в Калужской области продолжительностью 9 недель. По окончании 2 курса студенты проходят специализированную учебную практику, отвечающую профилю кафедры. Полевые учебные практики занимают не менее четверти учебного времени.

Будущие специалисты проходят учебные и производственные практики на учебных стационарах в Подмосковье, на Кавказе, в Карелии, Хибинах, в низовьях Енисея, на побережье Каспия, в различных государственных и коммерческих структурах.

географический факультет мгу

Уважаемые юные географы!

Конкурсное жюри подвело итоги VIII Открытого чемпионат Республики Мордовия по географии на приз Главы Республики Мордовия, Председателя Попечительского совета Отделения Русского географического общества в Республике Мордовия Владимира Дмитриевича Волкова, который прошел 14 декабря 2019 года. Организаторами выступили МГУ им. Н. П. Огарёва и Отделение Русского географического общества в Республике Мордовия.

Победители и лауреаты чемпионата:

Младшая возрастная группа (учащиеся 5-8 классов общеобразовательных учреждений):

  • 1 место – Сайфуллова Алия Илдаровна (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7», г. о. Саранск, 8 класс);
  • 2 место – Невлютова Василя Асымовна (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белозерьевская средняя общеобразовательная школа» Ромодановского муниципального района, 8 класс);
  • 3 место – Бурова София Евгеньевна (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приреченская средняя общеобразовательная школа» Рузаевского муниципального района, 5 класс);
  • Лауреат – Шлукина Анастасия Михайловна (Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Кемлянская средняя общеобразовательная школа» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, 8 класс);
  • Лауреат – Летучев Александр Владиславович (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Киржеманская средняя общеобразовательная школа» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, 8 класс).

Старшая возрастная группа (учащиеся 9–11 классов общеобразовательных учреждений, студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования):

  • 1 место – Вагнер Ольга Валерьевна (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7», г. о. Саранск, 8 класс);
  • 2 место – Янгличева Жамиля Касимовна (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белозерьевская средняя общеобразовательная школа» Ромодановского муниципального района, 9 класс);
  • 3 место – Егорцева Руслана Павловна (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5», г. о. Саранск, 9 класс);
  • Лауреат – Наумов Роман Викторович (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новотроицкая средняя общеобразовательная школа» Старошайговского муниципального района Республики Мордовия, 9 класс);
  • Лауреат – Пономарёв Егор Анатольевич (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 39», г. о. Саранск, 10 класс).

Церемония награждения победителей и лауреатов чемпионата состоится в рамках заседания Отделения Русского географического общества в Республике Мордовия в 12:30 25 января 2020 года по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, д. 24, ауд. 318. Интересующие вопросы можно задать по электронной почте Оргкомитета: rgo.mordovia@gmail.com. Команда организаторов Чемпионата благодарит всех за активное участие!

В работе площадки соревнования приняло участие 1 110 знатоков географии из различных регионов России! К наградам будут представлены победители и призеры, занявшие первые 10 мест. Все участники получат электронный сертификат участника Чемпионата. Церемония награждения победителей и призёров и подведения итогов Чемпионата состоится в рамках заседания Отделения Русского географического общества в Республике Мордовия и Молодёжного клуба Отделения Общества.

Дата: 25 января 2020 года. Время: 12:30 (по МСК).
Место: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, д. 24, ауд. 318.

Следите за информацией на сайте географического факультета! –> Уважаемые географы!

до VIII Открытого чемпионата Республики Мордовия по географии среди школьников

на приз Главы Республики Мордовия, Председателя Попечительского совета
Отделения Русского географического общества в Республике Мордовия
Владимира Дмитриевича Волкова
осталось

Актуальная информация

30 июля 2019 г. (вторник) в 11:00 ч.
состоится

собрание для абитуриентов и их родителей.

Тема: о зачислении в состав студентов на географический факультет.

Для прохождения в корпус при себе необходимо иметь паспорт.

Адрес: г. Саранск, ул. Советская, д. 24 (4 корпус университета), 2-й этаж, актовый зал.

Телефоны: 47-44-54 (деканат);
47-48-27 (декан); —> Уважаемые географы!

до V Открытого чемпионата
Республики Мордовия
по географии среди школьников

на приз Главы Республики Мордовия, Председателя Попечительского совета Отделения Русского географического общества в Республике Мордовия
Владимира Дмитриевича Волкова

Церемония награждения и подведения итогов V Открытого чемпионата
Республики Мордовия по географии среди школьников на приз
Главы Республики Мордовия, Председателя Попечительского совета Отделения РГО в Республике Мордовия Владимира Дмитриевича Волкова
30 января 2016 года в 13.00.
Место: г. Саранск, ул. Советская, д. 24,
актовый зал (географический факультет).

Церемония награждения и подведения итогов V Открытого чемпионата Республики Мордовия по географии среди школьников состоится в рамках Торжественного заседания Отделения Русского географического общества в Республике Мордовия 28 января 2017 года в 13.00.

Место: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, д. 24, актовый зал (географический факультет)

Телефон и электронная почта для справок: +79530311922, rgo.mordovia@gmail.com
Церемония награждения и подведения итогов состоится в рамках Торжественного заседания Отделения Русского географического общества в Республике Мордовия 30 января 2016 года в 13.00. Место: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, д. 24, актовый зал (географический факультет).

О своем намерении участвовать в Торжественном заседании РГО просим сообщить по адресу: rgo.mordovia@gmail.com

Телефоны: 47-44-54 (деканат); 47-48-27 (декан);

Магистратура
по направлению подготовки
География
Географический факультет приглашает в 2018-19 учебном году бакалавров и специалистов на обучение по программам магистратуры направления подготовки 05.04.02 «География», профиль «Социально-экономическая диагностика и территориальное планирование» (срок обучения 2 года 6 месяцев, форма обучения – заочная) , профиль «Инженерная география» (срок обучения 2 года, форма обучения – очная). Читать подробнее!

Проблемы географического образования. Интервью с деканом геофака МГУ Сергеем Добролюбовым

По мнению авторов «Концепции развития географического образования», географическое образование находится в состоянии деградации. В чем причина?

– Причины две. Первая состоит в том, что географию в школе перестали считать одним из основных предметов. На географию отводится мало часов, например, 1 час в неделю в 5–6-х классах. И это на первом, начальном этапе изучения предмета, когда у детей формируются ключевые географические понятия: карта, климат, рельеф… В то время как одночасовые курсы неэффективны и не позволяют закрепить знания.

Вторая причина – уровень квалификации педагогов. Зачастую директору невыгодно приглашать преподавателя географии, поэтому этот предмет в школе ведут непрофильные учителя – историки, физики, биологи. А география, вообще говоря, предмет сложный, и человеку, не получившему специальное образование, вести его очень непросто.

В результате перечисленных факторов система географического образования неизбежно деградирует. При этом в обществе не чувствуется запроса на более глубокое изучение географии, и, соответственно, директора школ улавливают этот, как теперь принято говорить, message.

Читайте также:  Как накачать большие руки?

И у школьников невольно формируется отношение к географии как к предмету второстепенному, второсортному, который не обязательно учить, поскольку она входит в число предметов по выбору. Только ЕГЭ по географии сдают лишь 3% выпускников, а ЕГЭ по обществознанию – больше половины.

Однако в концепции предусмотрено введение вступительного экзамена по географии при приеме на направления «Экономика», «Туризм», «Международные отношения» и другие.

– Я бы к этому списку добавил еще факультеты журналистики. Например, у нас сейчас на журфаке МГУ читают курс географии. Это необходимо для понимания страноведческих проблем, размещения природных ресурсов, источников загрязнения, причин природных опасностей, глобальных изменений климата.

Что касается концепции, то она до сих пор только рекомендована к исполнению, хотя ее основные положения были упомянуты в выступлении Президента РФ В. В. Путина в апреле 2017 года. Идет борьба в министерстве и в профессиональных кругах.

А как неоднократно в своих выступлениях подчеркивал президент географического факультета МГУ Николай Касимов, география наравне с историей и литературой формирует мировоззрение гражданина страны. Но если престиж и значимость истории и литературы поднимают на государственном уровне, то география пока в невыгодном положении.

Реально ли увеличить количество часов на изучение предмета?

– Было бы неплохо, но где взять время в плотном школьном расписании? Например, нельзя не учитывать требования к изучению национальных языков в республиках.

Есть и другой путь, который представляется мне весьма целесообразным, – уйти от узкопредметного обучения к интегрированному. Тем более что география предоставляет для этого колоссальные возможности: она связана с историей, физикой, экологией.

Следует ли менять структуру и содержание курса географии в школе?

– На мой взгляд, не хватает заключительного, обобщающего курса по географии в старших классах. В 7-м классе, когда ученик изучает географию материков, он еще многого не знает – физики, химии, биологии, а в 10–11-х классах можно было бы преподавать этот курс на новом уровне уже приобретенных знаний.

Как сделать географию интересной для подростков? Уделять больше внимания практике, проектной деятельности, экспедициям и походам?

– Да, все это очень важно. Такие занятия в школе должны проводиться обязательно. Очень многое лучше усваивается в природных условиях: проблемы экологии, состояние водоемов. Можно проверить в школьной лаборатории химический состав снега, дождевой воды.

Необходимо максимально использовать и ресурсы внешкольной деятельности. Например, при МГУ есть Школа юного географа, которая действует уже более 60 лет. Половина руководителей факультета, включая меня, окончила эту школу. Благодаря этому мы осознанно выбирали свою специальность. Дистанционные технологии обучения расширяют доступ к таким занятиям для детей, живущих далеко за пределами МКАД.

Много интересных акций проводит Русское географическое общество, в том числе ежегодные фестивали в дни ноябрьских школьных каникул в Центральном доме художника, на это мероприятие учителя приводят группы школьников. Большое значение для популяризации науки имеет Всероссийский географический диктант, его центральной площадкой второй год подряд выбран МГУ с участием президента РГО Сергея Шойгу.

Но все же интерес к предмету способны пробудить только учителя-энтузиасты, а их, к сожалению, не так много среди преподавателей географии. Очень важно, чтобы в педвузы приходили заинтересованные молодые люди. И классические университеты могли бы решать задачу подготовки педагогических кадров, но сейчас выпускников таких вузов сразу в школу не возьмут. Если раньше выпускники классических университетов, включая МГУ, свободно шли в школы преподавать профильные предметы, то теперь им надо оканчивать либо педагогическую магистратуру, либо дополнительный факультативный модуль по педагогике и психологии. К сожалению, конкурсы в педвузы на географические факультеты не очень большие, поэтому и отбор идет не из самых лучших.

Читайте и смотрите также:

Как поступить на географический факультет МГУ?

– У нас конкурс составляет 4–5 человек на место. К сожалению, с введением ЕГЭ общий уровень эрудиции абитуриентов понижается. Их натаскивают на ЕГЭ. Они слабо владеют письменной и устной речью.

В то же время велика роль олимпиад для отбора абитуриентов: мы принимаем в МГУ как по результатам наших олимпиад («Покори Воробьевы горы», «Ломоносов»), так и региональных олимпиад первого и второго уровней. Победители олимпиад занимают у нас до 50% бюджетных мест. Победители всероссийских и тем более международных олимпиад зачисляются на 1-й курс без экзаменов. Практика показывает, что олимпиадные студенты – самые лучшие.

Но есть одна социальная проблема: у нас сократилось число абитуриентов из отдаленных регионов. Эффект ЕГЭ, о котором так много говорят, не отразился на академической мобильности. Родители боятся отпускать своих детей в столицу, где жизнь дорогая и небезопасная.

Кроме того, в регионах – и это положительный факт – сейчас действуют крупные федеральные университеты: в Красноярске, Владивостоке, Ростове, Калининграде, других городах. Местные власти делают все возможное, чтобы привлечь лучших выпускников в такие центры, поскольку есть статистика, например, по Мурманской области, согласно которой лишь 3% молодых людей, уехавших на обучение в Москву и Санкт-Петербург, возвращаются на малую родину. Поэтому в МГУ повышается доля абитуриентов из Центрального региона.

Где работают выпускники вашего факультета?

– Мода на профессии приходит и уходит. 15–20 лет назад все хотели быть экономистами и юристами, поэтому большинство поступали на экономическую географию зарубежных стран, надеясь трудоустроиться в международные фирмы. Есть прикладные аспекты географических наук, которые пользуются у студентов повышенным спросом, – это картография и геоинформатика, гидрология, ряд других.

Нужны специалисты по окружающей среде, по Арктике. Летом наши студенты нарасхват: разные компании берут их для проведения экологических изысканий при разработке в зоне вечной мерзлоты и в прибрежных районах морей нефти и газа.

К сожалению, у нас нет системы госзаказа на выпускников и прогноза на специальности, которые будут востребованы в ближайшем будущем. Министерство образования и науки за это не берется, и это самая большая проблема в высшем образовании. Хотя, конечно, в эпоху столь стремительных перемен даже краткосрочные прогнозы строить сложно.

В наше время главное не знания, а компетенции, переучиться с учетом требований конкретной специальности для данного этапа развития экономики и технологий можно всегда.

Преимущество классического университетского образования как раз в том и состоит, что оно дает широкую базу, широкий спектр знаний и компетенций, которые позволяют человеку выбрать то, что ему интересно и важно.

На ОГЭ и ЕГЭ по географии выпускникам с трудом даются задания, связанные с картами. В чем причина проблем?

– Активная работа с картами происходит на первом этапе изучения географии, в 5–6-х классах, потом этому уделяется меньше внимания. Иногда задания на ГИА бывают слишком сложными, что вызывает отторжение у школьников. Например, на вступительных экзаменах на геофак МГУ, где большие конкурсы, сложные задания закономерны, а для ЕГЭ можно было бы разработать задания попроще.

Сейчас в школах используются как печатные, так и интерактивные карты. Надо ли полностью перейти на интерактивные?

Мы пока не готовы полностью перейти на мультимедийные карты. Для этого у каждого школьника должен быть планшет большого размера, который не родители ему покупают, а выдает школа. Печатные атласы, несомненно, тоже нужны. Их надо уметь читать и извлекать из них полезную информацию.

Приведет ли реализация концепции к достижению заявленных в ней целей и результатов?

– Не все целевые показатели, указанные в концепции, реализуемы. Например, удвоение числа абитуриентов на географических специальностях вузов до 2021 года. Достичь этого показателя нам не удастся – у нас продолжается демографическая яма. Из года в год уменьшается количество выпускников школ, следовательно, число абитуриентов мы увеличить не сможем.

Сокращается и количество географических факультетов в вузах – их объединяют с другими, близкими по профилю. Сложновыполнимыми можно назвать и пожелания авторов концепции по увеличению среднего балла ЕГЭ по географии и всероссийских географических диктантов (тестирований) на 20% к 2023 году.

Рост количества кружков, клубов и секций географической направленности в России на 30% к 2021 году возможен в том числе за счет региональных отделений Русского географического общества. Богатые регионы могли бы тоже найти средства на эти цели.

Ссылка на основную публикацию