Есть ли польза в зубрежке школьных предметов - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Есть ли польза в зубрежке школьных предметов

Зубрежка и натаскивание: спасение или зло?

Слова зубрилка и натасканный часто используются в уничижительном смысле. Мол, на самом деле школьник или абитуриент ничего не знает: просто зубрит или натаскан по предмету – вот и сдал хорошо. Однако попробуем отказаться от стереотипов. Давайте разберемся в том, действительно ли зубрежка и натаскивание – это зло, от которого нужно срочно избавить школу и подготовительные курсы в вузы.

Что же такое зубрежка?

Это запоминание материала без опоры на его смысл. Объясняя, в чем суть отмены крепостного права, вы вправе свободно рассуждать на эту тему. А вот точную дату отмены можно только выучить: по смыслу число 1861 никак не связано с идеей антикрепостнических реформ в России.

Оценим, насколько необходима зубрежка. В самом деле, можно ли хоть в одном учебном предмете обойтись без такого запоминания и без освоения рутины? Давайте посмотрим.

  1. В физике нужно заучивать названия законов, объектов, свойств (закон Ньютона, кварки, сверхпроводимость), величину констант. Если это экспериментальная физика – надо запоминать массу подробностей про работу конкретной установки.
  2. В математике логику доказательств и рецепты решения типичных задач лучше знать на память. И физика, и математика требуют выучивания распространенных и полезных формул: на экзамене не получится выводить всё с самого начала.
  3. В химии зубрежка процветает – названия веществ, формулы реакций, изображение структурных формул. Чтобы рассуждать о таблице Менделеева, нужно запомнить названия элементов, их типичные свойства, названия и порядок заполнения орбиталей, имена Менделеева, Паули, Шрёдингера.

Если зубрежка неизбежна в таких науках, что уж говорить о языках (словарный запас, грамматические правила, исключения), литературе (сюжеты, имена героев, цитаты), географии (названия городов, гор, рек, имена знаменитых путешественников, размещение предприятий), истории (даты, даты и еще раз даты, имена исторических деятелей, названия законов и знаменитых книг, названия предметов быта и так до бесконечности).

Учиться без запоминания большого количества информации просто невозможно. Поэтому призыв «Не зубри!» на самом деле означает: «Не учись!» В любом учебном предмете содержится ключевая информация, которую нужно просто выучить. Кроме того, первоначальное запоминание дает возможность для экономии времени и усилий в дальнейшем.

Как отделить то, что нужно понять, от того, что нужно запомнить?

Понимание опирается на внутреннюю логику, с помощью которой можно соединить фрагменты информации. Чтобы понять суть любого объекта, следует осознать: в чем ключевые признаки этого объекта? что помогает отличить его от других?

А чтобы рассуждать, нужно понять суть утверждения об этом объекте и аргументы в пользу и против предлагаемого утверждения.

Важно проверить, правильно ли вы понимаете ключевые понятия, прилагаемые к объекту. Например, крепостничество рассматривается с помощью таких понятий, как труд и принуждение. А чтобы понимать, насколько справедливо утверждение о необходимости отмены крепостного права, нужно прояснить для себя ряд вопросов. Почему произошел переход к крепостничеству? Чего добивались правители и помещики? Почему в XIX веке крепостное право стало неэффективным? Можно ли считать принудительный труд оправданным? Если вы это поняли – нет необходимости учить наизусть конкретные формулировки учебника.

Там, где можно понять, лучше разобраться и понять. Тогда понятое запомнится лучше, почти само-собой. А после того, как вы отделили понятое от того, что нужно заучивать, остается еще один важный вопрос: как сделать заучивание правильным и увлекательным?

На самом деле это очень интересная тема. Для успешного запоминания информации нужно научиться успешно работать со своей памятью. Эту область изучает особая наука – когнитивная психология (психология познания). Придумано очень много разных моделей памяти, а точных ответов пока нет. Практической стороной запоминания занимается мнемотехника, разрабатывая методики улучшения памяти. В истории встречались гении запоминания – люди, которые вообще ничего не забывают. Изучены методы таких гениев. Чтобы понять, что можно перенять и практически использовать для улучшения запоминания, советуем обратиться к статье «16 узелков на память» («Абитуриент», № 12 за 2008 г., стр. 29-33).

Проясним теперь ситуацию со вторым возможным злом. Что же такое натаскивание?

Это умение решать однотипные задачи, развитый автоматизм при выполнении сходных действий. Разберемся в том, какое значение имеет такое умение для школьного образования и поступления в вуз.

Чтобы это сделать, вначале определим, чем исследование отличается от обучения. Исследователь решает проблемы, а вот ученик – всё-таки пока задачи. Отличие проблем от задач состоит в следующем: задача имеет уже известный ответ, а проблема возникает там, где необходимо создать новое знание. Проблема потому и проблема, что на данный момент никто не знает ее решения.

В школьном обучении могут встречаться и исследовательские проекты, и это полезно. Однако главная цель школьника – овладеть корпусом классических знаний и научиться решать стандартные задачи (возможно — повышенной сложности, если это отвечает склонностям ученика). В задачниках часто даются правильные варианты ответов. С этой точки зрения, в школе как раз и занимаются натаскиванием.

Ситуация напоминает то, что происходит с зубрежкой. У школьника тоже нет выбора: «натаскиваться» или нет. Вопрос состоит только в том, как успешно научиться решать однотипные задачи. Для этого в любом задании важно различать общие черты и конкретные детали, разобраться в том, к какой теме оно относится, с помощью какого учебного материала и средств можно с ним справиться. Для прояснения этих вопросов можно почитать дополнительные учебные пособия или посоветоваться с учителем.

Обратим внимание на то, что задачи не обязательно даются нам в привычном виде, как в учебнике по физике или математике. Они существуют в самых разных областях. Помните, мы говорили о том, что у любого объекта имеются характерные черты? Так вот, решение задачи всегда означает достижение некоторой цели. Если достичь цели сложно, то нужно решить ряд задач. Эффективность натаскивания связана с оценкой своего умения решать те или иные задачи, а также самостоятельно ставить их перед собой.

Итак, натаскивание – это успешный опыт решения однотипных задач, необходимый фундамент обучения. Если правильно его организовать, натаскивание поможет учесть особенности конкретных учебных и экзаменационных программ. Это очень важно сейчас: как вы знаете, в настоящее время завершен эксперимент по всеобщему внедрению ЕГЭ, и именно эта форма экзамена становится ключом к высшему образованию. Конечно, если есть возможность специально подготовиться – например, пройти тренинг по ЕГЭ, – нужно этим пользоваться. Можно и самому организовать себе такой тренинг, если настойчиво заниматься. Советуем вам разобрать все варианты ЕГЭ за прошлые годы по тем предметам, которые нужно будет сдавать.

В конечном счете, зубрежка и натаскивание – не враги абитуриента, а его помощники. Научитесь отделять то, что подлежит пониманию, от того, что требуется заучивать. Разделяйте и осваивайте стандартное и творческое в решении задач. Эффективно выучивайте информацию. Все эти умения станут залогом успешного решения главной задачи для любого абитуриента – поступления в вуз.

Секретные методы быстрого запоминания нового материала по разным предметам

Нужно ли «зубрить» материал в школе, колледже или университете? Многие преподаватели утверждают, что такой подход к обучению всегда провальный, поскольку дети и подростки не вникают в суть написанного. Машинальное запоминание сегодня считается бесполезным делом, однако многие годы оно выручало школьников и студентов. На самом деле у зубрежки можно выделить две стороны медали.

Плюсы и минусы зубрежки

Данный способ изучения подразумевает запоминание информации без опоры на ее смысл. Настолько зубрежка необходима современным учащимся? Целесообразно привести пример из курса истории. Чтобы объяснить причину отмены крепостного права на Руси, требуется владеть материалом и умением рассуждать. Однако точную дату этого события можно только выучить. Число «1861» не связано с идеологией антикрепостнической реформы по смыслу, так что иного способа запомнить его нет.

Читайте также:  Как избавиться от картавости?

Во все времена зубрежка помогала ученикам в точных науках:

  • Физика. Эта дисциплина подразумевает знание огромного количества законов, явлений, свойств, констант, формул. Их нереально выучить без машинального запоминания. Знание некоторых формул и законов не требует теоретической базы. Есть разделы физики, в которых зубрежка действительно не поможет.
  • Математика. Это самая главная наука, которая требует от учащихся банального запоминания большого объема информации. Это касается и логики доказательств, и алгоритма решения задач, и формул преобразования, и многого остального. Естественно, любую формулу можно вывести из ряда правил и законов, но это потребует много времени. Для решения контрольных или экзаменационных заданий ученики должны быстро оперировать математическими формулами и компонентами, то есть знать их назубок.

Некоторые естественные науки также подразумевают машинальное запоминание части материала. Ярким примером будет химия. Учащиеся должны знать наизусть формулы реакций, валентность элементов, названия веществ и прочие важные значения и показатели. В помощь школьникам всегда будет таблица Менделеева, но ее еще нужно уметь прочесть, так что без зубрежки все равно не обойтись.

Данный способ запоминания информации востребован в изучении:

  • языков (грамматические правила, словарный запас, исключения);
  • географии (названия населенных пунктов, гор, озер, морей, стран, имена путешественников);
  • истории (даты, имена известных деятелей, названия книг и предметов быта);
  • литературы (имена героев, цитаты).

Зубрежка помогает практически во всех предметах, так что от нее точно не нужно отказываться. Однако этот подход к изучению должен быть применим только к ключевой информации (формулы, даты, названия столиц и т.д.). Нет смысла учить наизусть целые параграфы по истории или биологии. Зубрежку правильно рассматривать как способ создания фундамента знаний, который нужно укреплять подробностями и фактами, обсуждением.

Что нужно запомнить, а что понять?

Исследования показали, что понимание человека опирается на его внутреннюю логику. С ее помощью он может соединять фрагменты информации в единую картину, делать на их основе выводы. Чтобы понять смысл и суть объекта, необходимо осознать ключевые признаки, отличающие его от прочих объектов. С рассуждениями немного сложнее. Участие в дискуссии подразумевает понимание сути утверждения об объекте. Тогда человек сможет выявить аргументы в пользу утверждения или против него.

Школьнику сложнее всего проверить, правильно ли он понимает основные понятия темы? Для примера можно взять такое историческое понятие как «крепостничество». Оно ассоциируется с принуждением к труду. Чтобы понять справедливость утверждения о необходимости отмены крепостного права, следует прояснить целый ряд вопросов:

  • Из-за чего состоялся переход к крепостничеству?
  • Чем оно помогло помещикам и правителям?
  • Почему крепостное право в 19 веке стало неактуальным?
  • Является ли оправданным принудительный труд?

Ответив на все эти вопросы, ученик поймет суть, плюсы и минусы утверждения о крепостном праве. В этом случае ему не нужно будет заучивать основные понятия и параграфы наизусть. Где можно понять материал, лучше постараться разобраться в нем. Тогда информация глубже засядет в голове и обязательно всплывет на экзамене. Отделив понятную часть материала, ученик может ответить на вопрос о том, что нужно заучивать?

Чтобы быстрее запоминать информацию, необходимо научиться эффективно работать со своей памятью. Этому феномену посвящен целый раздел когнитивной психологии. В настоящее время существует множество мнемотехник, каждые подходят разным типам личности. Одним людям проще усваивать информацию на слух, другим — визуально, третьим – на примерах, четвертым это вообще не дано. Многое в этом вопросе зависит от типа восприятия материала.

Что такое натаскивание?

Под этим понятием подразумевают умение решать однотипные задачи. Это свойственно ученикам с развитым автоматизмом выполнения сходных действий. Натаскивание является противоположностью исследовательской деятельности. В школьной программе есть проекты, требующие сбора и анализа данных, но это исключение из правила, они не носят регулярный характер. Целью современной системы образования является передача учащимся классических знаний, которые помогут им решать стандартные задания.

Школьники ежедневно «натаскиваются» по всем предметам. Их учат решать одни и те же задачи, уравнения, пользоваться законами и алгоритмами. Преподаватели не жалуют детей, которые пользуются при решении альтернативными методами. Они требуют от учеников четко следовать инструкции. Именно поэтому большинство подростков испытывает проблемы с решением заданий повышенной сложности или задач на логику.

Натаскивание правильно рассматривать в качестве базиса обучения, но не единственного способа усвоения знаний. Если для выполнения промежуточной контрольной работы знаний школьнику будет достаточно, то с заданиями ЕГЭ у него точно возникнут проблемы. А виной всему программа обучения, которая сковывает учащихся. Выходом из этой ситуации будет самостоятельное расширение кругозора.

Не всегда слова помещаются целиком на одной строке. Поэтому некоторые длинные слова.

Наследник Владимирского князя Ярослава Ярославича вошел в историю как мудрый.

Восстание Уота Тайлера — восстание крестьян 1381 года, охватившее почти всю.

В своем высказывании автор имел в виду, что.

К местоимениям можно добавлять частицы, предлоги и союзы. И написание в таком случае может быть.

клеит клеет клеят или клеют Правила написания Слова «клеят» и «клеит» писать нужно.

Операция «Тайфун» – план гитлеровской кампании по захвату Москвы. Отважная.

Екатерина II – императрица Всероссийская с 1762 по 1796, сумевшая не только расширить.

Нелицеприятную оценку деятельности этого князя дал еще Н.М. Карамзин. Великий.

С XVIII века начинается развитие нескольких теорий о возникновении государства Древняя.

недосып или не досып Правила В слове «недосып» возможен только один.

Зубрежка и запоминание: дань прошлому или необходимый элемент обучения

Система образования в дореволюционной Российской империи не отличалась разнообразием методов и приемов, призванных сделать учебу хоть немного интересной. И не последняя роль в этом длительном и откровенно скучном процессе отводилась зубрежке – многократному повторению пройденного материала. Необходимость в запоминании информации была вызвана несколькими причинами, среди которых:

  • Крайне ограниченная, по сравнению с современной, программа уездных или церковно-приходских училищ. От учеников требовалось овладеть основами счета и грамматики, а также законом Божьим – достаточно небольшой объем знаний, который можно закрепить в памяти зубрежкой.
  • Ученики сельских школ могли увидеть учебник в лучшем случае в руках учителя (это же касалось и Святого Писания), соответственно, весь учебный материал приходилось воспринимать на слух и пытаться хоть как-то запомнить. Книги для большинства оставались предметом роскоши, а не средством обучения.
  • Отсутствие индивидуального подхода к учащимся и различных методов оценивания, в результате чего ответы на экзамене оригинальностью не отличались.

Что такое зубрежка?

Зубрежка – это запоминание материала без опоры на его смысл, это многократное механическое повторение с целью запомнить. Этот метод запоминания считается неэффективным.

В каких случаях зубрежка нужна, а в каких нет?

Есть случаи, когда зазубрить материал просто необходимо. Это касается исторических дат, математических формул и теорем, стихотворений на урок литературы. Здесь можно даже не понимать того, что учишь. Главное – выучить.

При росте объёма знаний уменьшается количество того, что необходимо запоминать слово в слово. Требования к качеству образования человека сегодня достаточно высокие, одного механического запоминания недостаточно. Ученики и специалисты должны не просто запоминать материал, но и уметь думать: делать выводы, логически и творчески мыслить, находить нестандартные пути решения проблем. Школьник должен знать, где он может найти информацию, как её использовать, где применить полученные знания.

Читайте также:  Обучение в чехии для русских: учеба в стране

Есть ли польза от зазубривания материала?

Сегодня от учеников не требуют знать на память конспект или учебник, но зубрить те или иные правила приходится при изучении большинства предметов школьной программы. Не исключение из них:

  • Русский язык и литература. Для того чтобы писать без ошибок, одной зрительной памяти в комплекте с начитанностью мало – необходимо запомнить орфографические и пунктуационные правила со всеми нюансами и исключениями. И если в начальных классах это коварный мягкий знак в -тся/-ться, то позже приходится столкнуться с непростым синтаксисом. В школьном курсе литературы ученикам задают учить и рассказывать стихотворения, отрывки из прозы, а также запоминать сюжеты произведений, краткую биографию писателей.

Развенчиваем популярный миф. Такого понятия, как врожденная грамотность, не существует, поскольку ребенок осваивает язык по мере того, как знакомится с миром вокруг себя и учится коммуницировать с окружающими. Впрочем, абсолютная грамотность не исключена – в тех случаях, когда человек много читает и обладает хорошей зрительной памятью.

  • Иностранные языки – чтобы иметь возможность свободно заговорить на другом языке, вначале придется овладеть словарным запасом, зазубрить правила и исключения, поработать над произношением.
  • История – если примерную канву событий еще можно удержать в памяти без многократного повторения, то имена отдельных выдающихся личностей и даты важных событий проще заучить.
  • Зубрить формулы и правила придется и при изучении точных наук – геометрии, алгебры, физики, химии, которым отводится заметная роль в школьной программе.

Как выучить без зубрежки?

Без зубрежки тоже можно выучить материал. Детские психологи и педагоги советуют, как выучить без зубрежки:

  • отмечать даже маленькие успехи;
  • набраться терпения, не кричать на ребенка, избегать обидных ярлыков, таких как «лентяй», «бездарь»;
  • составить список наиболее сложных тем;
  • отрабатывать их постепенно, с проверкой промежуточных результатов, повторением;
  • переходить к следующей теме только после усвоения предыдущей.

Преимущества зубрежки

Устаревшая образовательная система ушла в прошлое, и сегодняшних школьников учат воспринимать материал с помощью современных методов обучения, направленных на творчество и гармоничное всестороннее развитие личности. Тем не менее, хотя многократное повторение и зазубривание не является основополагающим методом обучения, оно нашло свое применение при изучении некоторых предметов.

Конечно, мало кому монотонная зубрежка и попытки запомнить исключения из правил русского языка или список кораблей из «Илиады» кажутся увлекательным занятием, но от него есть положительный эффект – это отлично тренирует память. Подобный эффект, только более значительный, можно получить от занятий ментальной арифметикой, которые проводятся в Академии развития интеллекта для детей и взрослых Smartum.

Зубрить нельзя иначе…

Образование сегодня кардинально отличается от того, что было еще несколько десятилетий назад. Современным ученикам приходится усваивать все более возрастающий объем информации, причем не механически зазубривать материал, а осваивать его – уметь воспринимать, анализировать и делать логические выводы, мыслить, находя нестандартные подходы к решению заданий. В связи с новыми требованиями стали заметны недостатки запоминания, среди которых:

  • Ограниченность временных ресурсов учащихся – информации для запоминания может быть слишком много, а часов в сутках от этого больше не станет.
  • Ученики и студенты не видят необходимости зубрить даты или формулы, когда под рукой смартфон со свободным доступом в интернет, где можно за считанные минуты найти всю необходимую информацию.
  • Выученные шаблоны могут препятствовать поиску нестандартных решений и творческих подходов.
  • Для того чтобы овладеть любым предметом – будь то алгебра, неорганическая химия или зарубежная литература – не нужно дословно знать учебник, а достаточно мыслить логически, проводить практические эксперименты и заниматься своим интеллектуальным развитием.

Сегодня успех в обучении зависит не от зубрежки, а, в первую очередь, от того, сумеет ли найти учитель индивидуальный подход к каждому ребенку.

Недостатки зубрежки

  • Очень трудно вспомнить нужную фразу или термин, если, отвечая материал, человек запнется. Прерывая зазубренную цепочку, сложно вернуться обратно к ней.
  • Человек не может ответить на дополнительные вопросы, он лишь запомнил нужный материал, не вдаваясь в подробности и не изучая более глубинную информацию.
  • Зазубрить материал можно лишь ограниченного объема. Человек не может за один присест выучить весь учебник.
  • Если вызубренный материал постоянно не повторять, то его легко и быстро можно забыть.

Интересно, что передающаяся из поколения в поколение своеобразная традиция зубрить материал в ночь перед экзаменом не принесет желаемого результата, если знания нужны не на один день. Выученная информация забывается так же быстро, как и запомнилась, поэтому если предмет в дальнейшем пригодится, то лучше посвятить больше времени на изучение.

Повторение – мать учения: нужна ли детям зубрежка?

Многократное и буквальное повторение материала – один из самых старых приемов обучения. В 19-м веке в России сложилась система образования, в которой зубрежка стала основой основ. Причин этому было несколько:

  • Основу образования в приходских и уездных училищах составляли молитвы, правила грамматики и счета. То есть объем материала был небольшим (по сравнению с современной школьной программой), его можно было заучить наизусть.
  • Ученикам сельских школ приходилось заниматься вовсе без учебников, воспринимая только слова учителя. Доступа к книгам у большинства людей не было. Это еще одна причина того, что многие тексты (например, религиозные) нужно было запомнить дословно.
  • Индивидуальный подход к обучению и оценке знаний не применяли. Все ученики должны были отвечать на экзамене одинаково.

А современные методы обучения ориентированы на понимание материала, творчество, создание проектов по заданной теме. Казалось бы, зубрежка должна была уйти в прошлое. Но каждый метод обучения имеет свои плюсы.

Для чего она вообще нужна?

Без заучивания в той или иной мере не обходится ни один предмет в школе.

  • Русский язык: хотя зрительная память нередко помогает ученикам писать слова правильно (особенно тем, кто много читает; на этом основан так называемый эффект «врожденной грамотности»), множество правил требуют запоминания. Начиная с «ЖИ, ШИ пиши с буквой И», которое повторяют ученики начальной школы, и до сложных правил синтаксиса в старших классах.

Врожденная грамотность – миф. Ее не существует так же, как не может существовать врожденного знания языка: ребенок учится разговаривать только в процессе общения с другими людьми. Абсолютная грамотность встречается, если человек обладает хорошей зрительной памятью и много читает. Тогда при письме он пишет именно так, как слово или предложение запечатлелось в его памяти. Даже без знания правил ему легко писать без ошибок.

  • Литература: хотя главное в изучении – это понимание произведения, некоторые сведения (хотя бы годы жизни великих писателей) придется запомнить. Также школьникам приходится учить стихи.
  • История требует запоминания дат наиболее важных событий.
  • Физика, химия, математика, геометрия – науки, которые требуют точности в расчетах, поэтому для успешного обучения школьникам придется зубрить формулы, аксиомы и теоремы.
  • Чтобы покорить вершину свободного владения хотя бы одним иностранным языком, придется терпеливо заучивать правила, исключения, идиомы, а главное – огромные списки слов.

Хотя само по себе штудирование формул или столбиков с неправильными глаголами может показаться самым скучным занятием на свете, оно несет в себе много пользы (помимо собственно усвоения знаний). Тренировка памяти – отличная зарядка для мозга. Особенного эффекта в этом плане можно добиться на занятиях ментальной арифметикой в Академии развития интеллекта для детей и взрослых «AMAKids».

Если запоминать материал непосредственно перед экзаменом, результат может оказаться нестойким. Формулы, даты и стихи быстро улетучатся из памяти, как только станут «не нужны». Поэтому лучший результат дает заучивание не для сдачи экзамена, а для себя.

Когда учить наизусть не стоит

При возрастающем объеме знаний уменьшается и доля того, что необходимо запомнить дословно. К качеству образования современного человека предъявляется все больше требований, поэтому механическим повторением здесь не обойтись. Школьник, студент и специалист должны не только запоминать материал (в этом могут помочь современные методики развития, например, «Меморика»), но и уметь логически мыслить, обобщать, делать выводы, находить нестандартные и творческие решения задач.

Читайте также:  Как стать идеальной девушкой для своего парня?

Основные минусы зубрежки

  • Временные ресурсы ученика или студента ограничены, заданий очень много, а зубрежка отнимает силы и время.
  • Благодаря смартфонам есть постоянный доступ к любой информации. Ученик может посчитать заучивание пустой тратой времени, ведь всегда можно заглянуть в поисковую систему. Это снижает мотивацию к учебе.
  • Заученные готовые сведения из учебников могут помешать найти нестандартное решение задачи.
  • Изучение как точных, так и гуманитарных наук не связано напрямую с точным воспроизведением материала. Успеха в математике не достичь без способности логически мыслить. Для понимания законов химии и физики лучший эффект дают практические эксперименты. А понять и прочувствовать произведения русских классиков помогут жизненный опыт, духовное развитие.

Даже иностранный язык, сама суть изучения которого – в запоминании множества слов и правил, и тот не состоит из одной зубрежки. Коммуникативная методика позволяет усваивать лексику и грамматику «в фоновом режиме», в процессе общения. Это делает процесс интереснее, поддерживает мотивацию.

Зубрежка царила в классах не одно столетие, но для современных учеников этот подход выглядит довольно ограниченным. Хотя все-таки без повторения нет учения и тренировки памяти приносят большую пользу и детям, и взрослым, на первый план выходит понимание. Задача учителя – найти к каждому ребенку подход, который позволит ему усвоить сложный материал в полной мере.

Повторение – мать учения: нужна ли детям зубрежка?

Многократное и буквальное повторение материала – один из самых старых приёмов обучения. В 19-м веке в России сложилась система образования, в которой зубрёжка стала основой основ. Причин этому было несколько:

  • Основу образования в приходских и уездных училищах составляли молитвы, правила грамматики и счёта. То есть объём материала был небольшим (по сравнению с современной школьной программой), его можно было заучить наизусть.
  • Ученикам сельских школ приходилось заниматься вовсе без учебников, воспринимая только слова учителя. Доступа к книгам у большинства людей не было. Это еще одна причина того, что многие тексты (например, религиозные) нужно было запомнить дословно.
  • Индивидуальный подход к обучению и оценке знаний не применяли. Все ученики должны были отвечать на экзамене одинаково.

А современные методы обучения ориентированы на понимание материала, творчество, создание проектов по заданной теме. Казалось бы, зубрёжка должна была уйти в прошлое. Но каждый метод обучения имеет свои плюсы.

Для чего нужна зубрёжка?

Без зубрёжки в той или иной мере не обходится ни один предмет в школе.

  • Русский язык: хотя зрительная память нередко помогает ученикам писать слова правильно (особенно тем, кто много читает; на этом основан так называемый эффект «врождённой грамотности»), множество правил требуют запоминания. Начиная с «ЖИ-ШИ пиши с буквой И», которое повторяют ученики начальной школы, и до сложных правил синтаксиса в старших классах.

Врождённая грамотность – миф. Её не существует так же, как не может существовать врожденного знания языка. Ребёнок учится разговаривать только в процессе общения с другими людьми. Абсолютная грамотность встречается, если человек обладает хорошей зрительной памятью и много читает. Тогда при письме он пишет именно так, как слово или предложение запечатлелось в его памяти. Даже без знания правил ему легко писать без ошибок.

  • Литература: хотя главное в изучении – это понимание произведения, некоторые сведения (хотя бы годы жизни великих писателей) придётся запомнить. Также школьникам приходится учить стихи.
  • История требует запоминания дат наиболее важных событий.
  • Физика, химия, математика, геометрия – науки, которые требуют точности в расчётах, поэтому для успешного обучения школьникам придется зубрить формулы, аксиомы и теоремы.
  • Чтобы покорить вершину свободного владения хотя бы одним иностранным языком, придётся терпеливо заучивать правила, исключения, идиомы, а главное – огромные списки слов.

Хотя само по себе зазубривание формул или столбиков с неправильными глаголами может показаться самым скучным занятием на свете, оно несет в себе много пользы (помимо собственно усвоения знаний). Тренировка памяти – отличная зарядка для мозга. Особенного эффекта в этом плане можно добиться на занятиях ментальной арифметикой в «Академии развития интеллекта для детей и взрослых AMAKids».

Если запоминать материал непосредственно перед экзаменом, результат может оказаться нестойким. Формулы, даты и стихи быстро улетучатся из памяти, как только станут не нужны. Поэтому лучший результат дает заучивание не для сдачи экзамена, а для себя.

Когда зазубривать не надо?

При возрастающем объеме знаний уменьшается и доля того, что необходимо запомнить дословно. К качеству образования современного человека предъявляется все больше требований, поэтому механическим повторением здесь не обойтись. Школьник, студент и специалист должны не только запоминать материал (в этом могут помочь современные методы развития, например, Меморика), но и уметь логически мыслить, обобщать, делать выводы, находить нестандартные и творческие решения задач.

Недостатки зубрёжки

  • Временные ресурсы ученика или студента ограничены, заданий очень много, а зубрёжка отнимает силы и время.
  • Благодаря смартфонам есть постоянный доступ к любой информации. Ученик может посчитать заучивание пустой тратой времени, ведь всегда можно заглянуть в поисковую систему. Это снижает мотивацию к учёбе.
  • Заученные готовые сведения из учебников могут помешать найти нестандартное решение задачи.
  • Изучение как точных, так и гуманитарных наук не связано напрямую с точным воспроизведением материала. Успеха в математике не достичь без способности логически мыслить. Для понимания законов химии и физики лучший эффект дают практические эксперименты. А понять и прочувствовать произведения русских классиков помогут жизненный опыт, духовное развитие.

Даже иностранный язык, сама суть изучения которого в запоминании множества слов и правил, и тот не состоит из одной зубрёжки. Коммуникативная методика позволяет усваивать лексику и грамматику в фоновом режиме, в процессе общения. Это делает процесс интереснее, поддерживает мотивацию.

Преимущества зазубривания

Зубрёжка позволяет запомнить наибольшее количество информации в рекордно минимальные сроки. Обычно этим методом пользуются студенты в ночь перед экзаменом или школьники перед контрольной работой.

Благодаря зубрёжке пополняется словарный запас у человека. Ребёнок запоминает новые фразы и словосочетания. Если он регулярно зубрит какой-либо материал, используя зрительную память, у него повышается грамотность. Ведь многие слова постоянно попадаются нам на глаза. А если ребёнок часто-часто их видит, то у него в голове откладывается их написание.

С помощью зубрёжки у детей развивается кратковременная память, активно работает мозг, увеличивается скорость мыслительных процессов.

Зубрёжка царила в классах не одно столетие, но для современных учеников этот подход выглядит довольно ограниченным. Хотя всё-таки без повторения нет учения, и тренировки памяти приносят большую пользу и детям, и взрослым. На первый план выходит понимание. Задача учителя – найти к каждому ребёнку подход, который позволит ему усвоить сложный материал в полной мере. А ученики должны понимать, как выучить без зубрёжки новый материал и как учить монотонную информацию.

Ссылка на основную публикацию