Дистанционное обучение и образование в россии: плюсы и минусы учебы - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Дистанционное обучение и образование в россии: плюсы и минусы учебы

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Еще пару десятилетий назад человек, желающий получать новые знания, был вынужден регулярно посещать учебные заведения или библиотеки. Сегодня для обучения вам нужен только компьютер с доступом в интернет. В этой статье мы рассмотрим главные плюсы и минусы дистанционного обучения.

Плюсы дистанционного обучения

1. Доступность

Обучаясь дистанционно, вы можете получать знания, находясь в любой точке земного шара. Учиться можно дома или в путешествии, в кафе или на даче — в общем, везде, где только есть интернет. При этом вы не ограничены страной или континентом. Вы вольны получать образование в любом вузе мира. Такая доступность — главное преимущество дистанционного обучения.

Онлайн-уроки проходят в двух форматах — это или записанный заранее видеоурок, или вебинар в прямом эфире. Прямые эфиры который ничем не отличаются от привычных встреч в офлайне — можно видеть преподавателя и презентацию, задавать вопросы, общаться с одногруппниками.

Хороший пример такого онлайн-урока — наш мастер-класс «Как запустить свою онлайн-школу, продюсировать себя или своего эксперта». Приходите посмотреть, как работает онлайн-обучение — это бесплатно.

2. Гибкость

В процессе дистанционного обучения большую часть материала ученик осваивает самостоятельно. А значит, время для занятий он волен выбирать сам. Для людей, которые предпочитают жить в нестандартном графике, дистанционное обучение может стать настоящей находкой. Также эта форма образования хорошо сочетается с работой. Как правило, время онлайн-учебы можно легко подстроить под практически любой рабочий график.

3. Экономия денег и времени

Важное достоинство дистанционного обучения — его относительно невысокая стоимость. Конечно, среди различных онлайн-курсов и школ попадаются и такие, цена которых в разы превышает стоимость контрактного дневного обучения в университете. Но это, скорее, исключения. По большей части, дистанционное образование стоит дешевле дневного. Это объясняется тем, что организациям, которые предоставляют услуги обучения, не нужно арендовать помещения, покупать мебель и оборудование и содержать постоянный штат преподавателей.

Обучаясь удаленно, человек не зависит от транспорта. Помимо экономии денег это позволяет сохранить массу свободного времени.

4. Конкретные знания

Дистанционное обучение дает человеку конкретный набор знаний и навыков. Вы получаете ровно то, за что платите.

Каждый, кто учился в университете, сталкивался с откровенно лишними предметами, которые никак не вписываются в картину профильного образования. Гуманитариев в вузах мучают математикой, математиков — философией, а еще всех пытают физкультурой. Дистанционное обучение избавлено от излишеств академического образования. И если вы платите за курсы программирования, вас не будут заставлять бегать и прыгать.

5. Актуальность знаний

В последние годы престиж традиционного образования заметно снизился. Многие люди с университетским дипломом не находят работу по специальности. Выпускники технических факультетов становятся менеджерами в офисах, бывшие студенты филфака превращаются в продавцов-консультантов. На этом фоне этого престижность традиционного университетского образования снижается.

А престиж дистанционного обучения, напротив, растет. Сегодня человек, дистанционно изучивший конкретный курс, находится в выигрышном положении. Он имеет больше шансов применить знания на практике, чем тот, кто годами штудировал в вузе абстрактные, неприменимые в реальной жизни предметы.

Минусы дистанционного обучения

1. Ограниченный выбор

К сожалению, не все можно изучить дистанционно. В некоторых случаях нельзя обойтись без практических занятий под руководством опытного наставника. Дистанционно вы можете изучать историю или литературу, можете стать отличным дизайнером или программистом. Но вы не сможете выучиться на пилота или хирурга.

Возможно, в скором будущем ситуация изменится. Однажды технология виртуальной реальности позволит людям с разных концов планеты принимать участие в совместных лабораторных работах. Когда это произойдет, список профессий и навыков, которые можно освоить дистанционно, сильно расширится.

2. Нехватка личного общения

Очное обучение ценно не только набором знаний. Важный элемент оффлайн-обучения — личное общение. Получая традиционное высшее образование, студент несколько лет варится в бурлящем котле университетской жизни. Он взаимодействует с преподавателями и одногруппниками в неформальной обстановке. Такое общение может порождать удивительные идеи и кардинально менять судьбы людей.

Если бы Билл Гейтс получал образование в Гарварде дистанционно, он никогда бы не встретил Стива Балмера и не основал бы Microsoft.

3. Отсутствие положительных «побочных эффектов»

То, что дистанционное обучение дает человеку конкретный набор знаний, можно считать не только плюсом, но и минусом. Обучаясь удаленно, человек лишает себя многих положительных «побочных эффектов» академического образования.

Например, процесс конспектирования длинных лекций тренирует скорость письма, развивает механическую память, учит на ходу вычленять наиболее важные фрагменты из потока информации. Все эти навыки очень полезны в повседневной жизни, но дистанционное обучение их не дает.

4. Коварные обстоятельства

В процессе дистанционного обучения вы, наверняка, столкнетесь с непредвиденными обстоятельствами, которые будут вам мешать. К примеру, в самый неподходящий момент у вас может отключиться свет или выйти из строя компьютер. А интернет может оборваться прямо во время важного онлайн-семинара, и вы ничего с этим не сможете поделать. Удаленное обучение делает вас зависимым от технических средств.

Конечно, и по пути в университет можно застрять в лифте. Но если вы уже добрались до физического места учебы, мало что может помешать получать знания.

5. Отсутствие контроля

Отсутствие постоянного контроля со стороны преподавателя — минус, который можно легко перепутать с плюсом. Но не все так просто. Поначалу студенту может казаться, что отсутствие контроля дает ему дополнительную свободу. На самом же деле, дистанционное обучение требует от учащегося сильной мотивации и жесткой самодисциплины.

В процессе дистанционного обучения вам придется самому составлять учебные планы, а потом контролировать их выполнение, постоянно бороться с желанием расслабиться и отложить работу на потом.

Заключение

Дистанционное обучение неизбежно заставит вас сражаться с самым суровым противником — собственной ленью. И если вы к этому поединку не готовы, лучше вовсе не начинайте бой. Однако если вы уверены в своих силах и твердо намерены учиться, дистанционное образование предложит вам разнообразные возможности для профессионального и личностного совершенствования.

Высшее образование: плюсы и минусы дистанционного обучения

Дистанционное обучение: немного истории

Дистанционное образование – это отличный способ повысить квалификацию или даже получить новую специальность, не выходя из дома. Отличие от традиционных форм обучения заключается, как несложно догадаться, в том, что занятия происходят удаленно, на расстоянии от преподавателя.

Однако на протяжении всего времени учебы студент обычно имеет возможность взаимодействовать с преподавателем, выполняя задания и высылая их на проверку, то есть, присутствует постоянная обратная связь.

На сегодняшний день удаленно можно пройти не только курсы повышения квалификации, но и получить полноценное высшее (или второе высшее) образование или даже степень MBA.

Сейчас о дистанционном образовании говорят как о чем-то новаторском, но на самом деле история его появления уходит корнями в далекий 18 век.

Именно тогда появилось так называемое корреспондентское обучение: студенты общались с преподавателями по почте, а экзамены сдавали специальным представителями университета или предоставляли научные работы. Корреспондентское обучение, кстати, существует до сих пор – это, например, знаменитые курсы «ЕШКО».

Первый настоящий университет дистанционного образования появился в Великобритании в 1969 году – это был Открытый Университет (Open University). Он, кстати, до сих пор работает, и любой желающий может поступить в него, правда, список доступных курсов зависит от страны проживания студента.

Также в 1969 был основан Французский национальный центр дистанционного обучения (CEND). На сегодняшний день там предлагается около 2 500 различных курсов. Сегодня, благодаря развитию интернет-технологий, количество ВУЗов, предлагающих дистанционного обучение, значительно возросло.

Что касается России, то всерьез о дистанционном образовании у нас заговорили только в начале 90-х. В 1997 году Министерство Образования РФ запустило глобальный эксперимент в области дистанционного образования, в котором приняли участие 20 различных ВУЗов, как государственных, так и негосударственных.

В течение 5 лет они тестировали различные технологии дистанционного обучения. На основе проделанной работы были разработаны специальные методики для дистанционного обучения.

А уже в 2003-м, через год после завершения эксперимента, в закон «Об образовании» были внесены соответствующие поправки, которые придали дистанционному обучению юридическую силу.

Дистанционное обучение: технологии и методы

Сейчас, в век современных технологий, кажется, что дистанционное образование – это непременно обучение через Интернет. Действительно, в большинстве случаев дистанционное обучение подразумевает использование Интернет-технологий, но при этом не ограничивается только ими.

Есть еще, например, так называемая кейс-технология, суть которой заключается в том, что в начале обучения вы получаете «портфель» со всеми необходимыми материалами для курса, которые включают в себя книги, диски (электронные учебники), проверочные задания и т.п.

Читайте также:  профессия аудитор в области бухгалтерии: детальный обзор профессии

Этот вид дистанционного обучения используется, например, в РУДН. При этом какие-то дополнительные материалы вы можете получать и через Интернет – особенно это актуально, если изучаемая вами область быстро меняется (это относится, например, к юриспруденции).

Если для обучения используются Интернет-технологии, то при поступлении на курс студенту дают пароль и логин для доступа к центру дистанционного образования, где он получает все необходимые учебные материалы и выполняет задания.

Кроме того, к каждому учащемуся «прикрепляется» преподаватель, который контролирует процесс обучения, составляет план занятий и проверяет задания. Иногда Интернет-обучение включает в себя участие в онлайн-конференциях и семинарах, которые проходят в режиме реального времени.

Экзамены и зачеты также часто можно сдавать через Интернет. Правда, защищать дипломную работу и сдавать Госэкзамен придется все же очно.

Что касается закона, то сегодня ВУЗам официально разрешено использовать «дистанционные образовательные технологии» для обучения студентов и при этом выдавать обычные дипломы государственного образца.

Дистанционное обучение: плюсы и минусы

– Учиться можно где угодно. Не обязательно ехать в Москву, Санкт-Петербург или другой крупный город, чтобы получить образование. И не нужно тратить два часа в день на то, чтобы добраться до ВУЗа;

– Чаще всего студент сам определяет удобное для него время учебы;

– Можно полностью сменить профессию , не уходя при этом с основной работы;

– Дистанционное образование обычно значительно дешевле очного или очно-заочного;

– Ваши знания оценивают более объективно, так как преподаватель не знает вас лично и поэтому относится к вам непредвзято;

– Программа занятий обычно составляется индивидуально, вы можете сокращать или расширять ее в зависимости от ваших возможностей и потребностей;

– Для обучения используются новейшие технологии, вы получает самую свежую информацию по вашей специальности. Никаких устаревших учебников.

– Нет личного контакта с преподавателем. Как уже было сказано, с одной стороны, это плюс, потому что отсутствие личного контакта гарантирует непредвзятость при оценке ваших знаний. С другой стороны, это и минус, так как обучение получается «безликим»: преподаватель не может «заразить» вас своим интересом к предмету через Интернет.

– Обучаясь дистанционно, сложнее развить практические навыки. В некоторых ВУЗах предусматривается, что при дистанционном обучении вы будете приезжать на практические занятия, однако, для того, чтобы закрепить какой-то навык, все же нужна регулярная практика.

– Одна из прелестей очного обучения – студенческая жизнь, общение с сокурсниками, посещение лекций. При дистанционном обучении вы варитесь в своем собственном соку. Конечно, есть интернет-общение с преподавателем, а иногда и с другими студентами, но оно вряд ли сможет заменить живое.

– На данный момент список специальностей, которым можно обучаться дистанционно, сравнительно мал. В основном, это компьютерные или бизнес-специальности.

– Не всегда дистанционное образование подразумевает постоянный жесткий контроль, так что вам понадобится вся ваша сила воли, чтобы заниматься, несмотря на то, что вас никто не «подгоняет».

– На сегодняшний день дистанционные программы еще недостаточно хорошо проработаны, потому что это сравнительно новое направление в образовании. Сам по себе этот способ обучения имеет ряд особенностей, и при составлении учебных пособий они должны учитываться, а на практике часто используются те же материалы, что и для очного обучения.

– Если это ваше первое высшее образование , то могут возникнуть проблемы при поиске работы, так как работодатели все же предпочитают очников. Правда, в дипломе или сертификате может и не указываться форма обучения.

– Не все ВУЗы выдают дипломы государственного образца.

Кому подходит дистанционное обучение:

– Тем, кто уже работает по какой-то специальности и хочет получить соответствующий диплом, продолжая при этом работать;

– Тем, кто хочет получить второе высшее образование, но при этом не имеет возможности посещать лекции;

– Женщинам, находящимся в декретном отпуске, так как это позволит совмещать уход за ребенком и учебу;

– Тем, кто хочет повысить уровень квалификации;

– Тем, кто не имеет возможности переехать в мегаполис для учебы.

Куда пойти учиться?

Если вы хотите получить полноценное дистанционное образование, то к выбору ВУЗа стоит подходить очень тщательно. Не стоит записываться на первую попавшуюся программу только потому, что она, например, бесплатна.

Сейчас многие крупные ВУЗы Москвы предлагают дистанционное обучение, поэтому лучше все же ориентироваться на имя ВУЗа, хотя и цены там, конечно, будут соответствующие.

При выборе дистанционного образования, обратите внимание на следующие моменты:

– Название ВУЗа. Если оно вам незнакомо, то проверьте наличие у учебного заведения государственной лицензии;

– Какой документ выдается по окончании обучения;

– Как проходит обучение: какие технологии используются и в какой форме проходит проверка знаний;

– Как часто нужно приезжать в ВУЗ и как сдаются выпускные экзамены.

Также обязательно почитайте отзывы о выбранном вами учебном заведении и, в частности, об интересующем вас курсе.

Конечно, лучше всего получать дистанционное образование в известных и хорошо зарекомендовавших себя ВУЗах. И сегодня уже во многих крупных российских учебных заведениях предусмотрена такая возможность.

Список некоторых российских и зарубежных ВУЗов, где можно получить дистанционное образование.

1. Московский государственный университет – www.distance.msu.ru
2. Российский университет дружбы народов – www.imp.rudn.ru (не все программы дистанционные)
3. Московский авиационный институт – www.diomen.ru
4. Московская финансово-юридическая академия – www.do.mfua.ru
5. Московский городской психолого-педагогический университет – www.do.mgppu.ru

6. Московский технологический институт – www.mti.edu.ru
7. Московский государственный университет пищевых производств – www.do.mgupp.ru
8. Институт информационных технологий – www.ins-iit.ru
9. Русский гуманитарный интернет-университет – www.i-u.ru
10. Евразийский открытый институт – www.eoi.ru
11. Интернет-университет информационных технологий – www.intuit.ru

1. Британский открытый университет – www.open.ac.uk
2. Французский национальный центр дистанционного обучения (CEND) – www.cned.fr
3. Лондонский колледж – www.lcuck.ac.uk
4. Австралийская школа корреспондентского обучения – www.acs.edu.au/default.aspx

Дистанционное образование – это очень перспективное направление, но на сегодняшний день далеко не все специальности можно изучать таким способом. Оно идеально подходит для повышения квалификации или в качестве дополнительного образования, особенно в сфере бизнеса.

Также оно очень удобно для мам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком – это отличный шанс после выхода на работу получить дополнительные возможности для карьерного роста. И, конечно, дистанционное образование хорошо для тех, кто просто любит учиться и получать новые знания.

Обучение дистанционно: удаленное образование

Дистанционное обучение – это способ получения образования практически всех уровней, при котором преподаватель и ученик находятся на расстоянии друг от друга и лишены возможности общаться без специальных вспомогательных средств. Эту методику изучения самых разных дисциплин также называют удаленной. История дистанционного образования начинается в далеком 1979 году, когда в Китае учащиеся начали контактировать со своими педагогами посредством теле- и радиокоммуникаций. Сегодня распространено не только почтовое общение между преподавателем и студентом, но и электронное – компьютер позволяет получить полноценное образование в режиме онлайн.

Дистанционное образование в России

В России допускается получить следующие уровни образования в дистанционном режиме:

  1. Школьное.
    Ученики могут использовать три способа получения среднего образования дистанционно:
    • сочетание онлайн-занятий с традиционными уроками в обычной школе;
    • занятия в киберклассе с учащимися из разных регионов и городов под руководством преподавателя;
    • самообразование без контроля со стороны наставника.
      Кроме школьников этими методами дистанционного обучения могут воспользоваться:
    • взрослые люди, по тем или иным причинам не получившие аттестат о полном среднем образовании;
    • дети и взрослые, проживающие за границей;
    • лица, находящиеся в местах заключения.
  2. Профессиональное образование среднего уровня.
    В настоящее время список специальностей,которыми можно овладеть удаленно, не слишком большой. В основном это профессии из сферы менеджмента, экономики, бухгалтерского учета, гостиничного бизнеса, информационных и компьютерных систем, педагогики и другие. Дистанционное обучение подразумевает личное присутствие студента на государственных экзаменах и защите дипломной работы.
  3. Высшее образование.
    Высшие учебные заведения предлагают более обширный список факультетов, на которых предусмотрено дистанционное обучение, – это связано с развитой материально-технической базой институтов и университетов, которая дает возможностью проводить онлайн-семинары, лекции и лабораторные (практические) работы. Сдача государственных экзаменов и защита диплома тоже происходит при непосредственном присутствии студента в учебном заведении.
  4. Дополнительное.
    Довольно популярными стали дистанционные курсы разных направлений: повышения квалификации действующих специалистов или профпереподготовки, а также ориентированные на углубление знаний (с услугами репетиторов) и другие.

Как проходит обучение

Чтобы дистанционная учеба любого вида проходила успешно, студенту/ученику надо:

  • иметь доступ к устойчивому высокоскоростному Интернету;
  • уметь работать с текстовыми и желательно графическими редакторами;
  • установить программы для общения – ICQ или Skype;
  • открыть электронный почтовый ящик;
  • приобрести web-камеру, если она не встроена в ПК или любое мобильное устройство для выхода в Интернет.

Чтобы стать учеником/студентом и получать образование дистанционно, необходимо пройти процедуру поступления в вуз или колледж/техникум. Если принято решение о посещении бесплатных курсов, то надо зайти на сайт выбранного заведения, изучить информацию и подать заявку-анкету.

На некоторых образовательных интернет-ресурсах для учебы не требуется даже регистрации, но и никакого итогового документа выпускники не получают, не говоря уже о дипломе государственного образца.

Для поступления на платное дистанционное обучение придется пройти предварительное собеседование. Занятия могут начинаться круглый год по мере формирования групп или в строго установленные сроки.

Многие высшие учебные заведения для зачисления на программы образования в удаленном режиме требуют от абитуриентов личного предоставления в приемную комиссию пакета документов, в который входят:

  • паспорт (оригинал и ксерокопия);
  • сведения об имеющемся образовании (школьный аттестат, диплом об окончании колледжа/техникума);
  • фотографии;
  • заявление и анкета.

Каждое высшее учебное заведение предъявляет собственные требования к комплекту документов для поступления.Достоверную информацию можно получить на сайте вуза и там же заполнить анкету-заявление для зачисления на дистанционную форму обучения.

Если абитуриент принимается, ему высылается письмо на указанный в анкете персональный электронный адрес и квитанция на оплату учебы.

Методы

При дистанционном образовании используются разные способы подачи учебного материала и контроля знаний.

Лекции

Учебный материал представляется в виде текстов печатного или электронного формата, а также в видео- или аудиофайлах. Изучать его надо самостоятельно. К каждой лекции прилагается ряд вопросов, правильные ответы на них открывают доступ к следующему информационному блоку.

В последнее время широко используются видеоконференции – те же лекции, но читаемые преподавателями и обсуждаемые со студентами в режиме реального времени.

Семинары

Дистанционное образование любого уровня предполагает проведение семинаров. Для подготовки к ним студенты/ученики изучают заданную тему, подбирают необходимую информацию. Наиболее эффективны онлайн-беседы группы учащихся и преподавателя: так через Интернет осуществляется прямая связь одновременно со всеми участниками.

Самостоятельная работа

При дистанционном обучении ей отводится центральная роль. Студенты изучают присланные лекции, выполняют лабораторные и практические, сдают дифференциальные зачеты, ищут информацию во время подготовки к семинарам. Методисты отмечают, что при грамотном обеспечении слушателей учебным материалом самостоятельная работа составляет 2/3 всей нагрузки.

Научные исследования

Написание курсовой работы или реферата сопровождается сбором материала и его глубоким научным анализом. Как и очники, «удаленные» студенты получают консультаций своего преподавателя (куратора), но только через Интернет. Во многих дистанционных программах предусмотрены периоды для личных встреч, во время которых можно прояснить непонятные моменты в лекционных материалах или получить ответы на вопросы, возникающие при подготовке курсовой, диплома.

Сколько длится дистанционное обучение

Принято считать, что через Интернет образование можно получить в кратчайшие сроки.На самом деле время обучения длится не меньше, чем при очной форме, иногда даже дольше – как при заочной учебе. На второе высшее может уйти 1-3 года.

После каждой сессии учащимся предоставляются каникулы, но на дистанционном обучении есть возможность приступить к учебе без положенного перерыва и следующие экзамены сдать раньше – так образование получают экстерном.

Как контролируется уровень знаний

Дистанционное обучение подразумевает сдачу зачетов, экзаменов и лабораторных или практических работ в режиме онлайн: учащийся отвечает на вопросы преподавателя в реальном времени, как правило, для связи используется скайп. В некоторых случаях контрольные задания по темам и курсам могут высылаться по электронной почте.Время, отведенное на отправку ответов, строго нормируется.

Защита диплома и сдача государственных экзаменов требует личного присутствия выпускника.

Плюсы и минусы дистанционного образования

Онлайн-обучение в России получило широкое распространение относительно недавно, но уже очевидны его достоинства:

  • учащийся самостоятельно устанавливает сроки полного обучения;
  • учеба базируется на индивидуальном подходе, учитывающем жизненные обстоятельства и интеллектуальные возможности ученика;
  • время встреч с преподавателем в режиме онлайн выбирается с учетом пожеланий студента/школьника;
  • доступность абсолютно любых видов дистанционного обучения;
  • возможность закончить понравившийся вуз,где бы он ни был расположен;
  • высшее образование по выбранной профессии могут получить все желающие, независимо от состояния здоровья и социального положения в обществе.

К преимуществам также можно отнести возможность использования и изучения прогрессивных интернет-технологий.

Несмотря на все плюсы, минусы в дистанционном способе получения образования все-таки имеются:

  • необходимость в специально оборудованном рабочем месте;
  • неполноценная эмоциональная составляющая из-за отсутствия прямого контакта с однокурсниками и преподавателями;
  • ощущается явный недостаток практических занятий;
  • ограниченная возможность излагать мысли в устной форме;
  • лекционные материалы не всегда достаточно полно и грамотно составлены.

Эксперты высоко оценивают эффективность дистанционного обучения, но рекомендуют первое высшее (или среднее специальное) образование получать в удаленном режиме только при наличии объективной причины, по которой невозможно учиться очно. А вот для второго (дополнительного) дистанционный формат вполне подходит.

Плюсы и минусы дистанционного образования

Плюсы

+ Возможность обучаться в любое время

Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения. Некоторые образовательные учреждения предоставляют своим студентам возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.

+ Возможность обучаться в своем темпе

Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции, перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.

+ Возможность обучаться в любом месте

Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение – несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья, для проживающих в труднодоступных местностях, отбывающих наказание в местах лишения свободы, родителей с маленькими детьми.

+ Учеба без отрыва от основной деятельности

Дистанционно можно обучаться на нескольких курсах одновременно, получать очередное высшее образование. Для этого совсем не обязательно брать отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки. Существуют образовательные организации, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для сотрудников фирм и госслужащих. В этом случае учеба не прерывает трудовой стаж, а изученные вопросы можно сразу применить в трудовой деятельности.

+ Высокие результаты обучения

Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала студент-дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.

+ Мобильность

Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с тьютором с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.

+ Доступность учебных материалов

Обучающимся дистанционно незнакома такая проблема, как нехватка учебников, задачников, методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту после регистрации на сайте университета, либо он получает учебные материалы по почте.

+ Дистанционное образование дешевле

Если сравнивать обучение по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Студенту не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.

+ Обучение в спокойной обстановке

Промежуточная аттестация студентов дистанционных курсов проходит в форме on-line тестов. Поэтому у учащихся меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах. Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.

+ Удобство для преподавателя

Учителя, репетиторы, преподаватели, занимающиеся педагогической деятельностью дистанционно, могут уделять внимание большему количеству учеников и работать, находясь, например, в декретном отпуске.

+ Индивидуальный подход

При традиционном обучении преподавателю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у тьютора ответы на возникающие вопросы.

Минусы

– Необходима сильная мотивация

Практически весь учебный материал студент-дистанционник осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.

Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности

При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.

Недостаток практических знаний

Обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики.

Проблема идентификации пользователя

Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли студент сдавал экзамены или зачеты, – это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию студентам приходится лично приезжать в вуз или его филиалы.

Недостаточная компьютерная грамотность

В России особенная потребность в дистанционном образовании возникает в отдаленных районах. Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет.

Дистанционное образование: плюсы и минусы

Автор: Юлия Юткина | Источник: Личные деньги

Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) провозгласила два основных принципа современного образования: “образование для всех” и “образование через всю жизнь”. В правильности данного подхода к построению системы образования никто, конечно, не сомневается. Но с точки зрения сегодняшних российских реалий возникает ряд проблем.

Первая: проблема огромных территорий с неравномерной плотностью населения. И хотя население рассеяно по всей стране, в центральном регионе (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) сосредоточено большинство учебных заведений высокого уровня и преподавателей высшей квалификации. А поездка для поступления в другой город часто является невозможной из-за высоких расходов. Существует еще потребность в повышении образования работающих в регионах людей, как правило, имеющих семьи, для которых переезд в другой город сопряжен со значительными проблемам.

Вторая: это проблема времени. Сегодня у большинства современных специалистов время расписано по минутам. И тем не менее, без новых знаний, без обучения в течение всей жизни никому не обойтись. И даже вечернее и воскресное образование данную проблему не решает.

Третья: проблема денег. Это в большей степени касается высшего образования и подготовки к нему. Конкурс на бесплатные места высок, а платное обучение далеко не всем по карману.

Помогает в решении всех вышеперечисленных проблем как раз дистанционное образование. Что же это такое? Ответ содержится уже в самом определении. Это обучение “на дистанции”, т. е. на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Естественно, применяются новые технологии представления учебных материалов. Именно они и делают дистанционное образование дешевым и общедоступным, открывая возможности общения на больших расстояниях. Условием для развития дистанционного образования явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств. Это в первую очередь компьютерные и информационные технологии; спутниковые системы связи; учебное телевидение; массовое подключение к информационным системам; распространение компьютерных учебных программам, видеокассет с ними и т. д.

Выделяют Три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид – кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах. Вторая технология – телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток – слабая интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, Третья технология – это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

Дистанционное образование начало интенсивно развиваться в Европе и США еще в начале 70-х годов. Причины распространения данного образования просты: каждый человек вне зависимости от его национальности и места нахождения может получить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области обучения рассматривают дистанционное образование как подающую большие надежды форму, так как она может подойти многим, и стоит дешевле. Кроме того, можно выбрать определенные учебные курсы, т. е. получать так называемое “образование по заказу”, которое также дает преимущество в цене.

В России дистанционное образование начало развиваться в 90-е годы. В 1997 году был начат и в 2002-м завершен всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения. В нем участвовали государственные и негосударственные образовательные учреждения. В июне 2002 года состоялось заседание коллегии Минобразования РФ, которая подвела его итоги. Участники эксперимента – 20 учреждений высшего профессионального образования – отработали такие основные группы дистанционных технологий, как кейс-технология (она применяется, как правило, в сочетании с очными формами обучения), сетевая (интернет-обучение) и телевизионно-спутниковая. Вузами были созданы и апробированы специализированные учебные материалы (базовые интерактивные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы и т. п.). На их основе разработаны специальные методики ДО.

Важным результатом эксперимента стало создание нормативно-правового обеспечения. Это дало возможность всем учреждениям образования работать на основе дистанционных образовательных технологий. В декабре 2002 г. была утверждена “Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации”. В январе 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” и Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. Дистанционные технологии, согласно внесенным в законодательство изменениям и дополнениям, стали юридически признанными.

Естественно, у данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся. Если вы рассматриваете вариант образования с помощью данной технологии, то следует учесть следующее:

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

    Обучение в индивидуальном темпе – скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей. Свобода и гибкость – учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий. Доступность – независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях. Мобильность – эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения. Технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий. Социальное равноправие – равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого. Творчество – комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но существуют и очевидные минусы:

    Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус. Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет. Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом. Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

С нашей точки зрения, Дистанционное образование – вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом мы советуем получать только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным, временным или денежным) вам недоступен традиционный вариант обучения. А вот в дальнейшем предпочтение вполне можно отдать дистанционным формам. Они очень эффективны в сфере дополнительного образования или повышения квалификации, потому что обучаемый уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения.

Наше мнение по этому поводу подтверждает тот факт, что сегодня в России основной спрос на дистанционную форму обучения сосредоточен все-таки в регионах. Ведь именно там не хватает образовательных учреждений, соответствующих столичному или международному уровню. То есть, при прочих равных, традиционное образование пока выигрывает.

Читайте также:  Что такое акциз и какие товары им облагаются?
Ссылка на основную публикацию