«дирижирование»: обучение и профессии - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

«дирижирование»: обучение и профессии

Специальность «Дирижирование» (бакалавриат)

Степень: Дирижер хора. Хормейстер. Артист хора. Преподаватель (Дирижирование академическим хором). Дирижер оркестра народных инструментов. Преподаватель (Дирижирование оркестром народных инструментов). Дирижер оркестра духовых инструментов. Дирижер хора

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература – профильный предмет, по выбору вуза
  • История – по выбору вуза
  • Творческий экзамен – по выбору вуза

Содержание

Дирижирование представляет собой, пожалуй, одну из наиболее сложных отраслей музыкальной деятельности. Именно на дирижера ложится вся ответственность за выступление музыкального коллектива. В задачи будущих специалистов входит детальное изучение музыкальных произведений, особенностей исполнительской манеры каждого из членов коллектива, подбор репертуара, распределение партий с учётом возможностей подчиненных, индивидуальная интерпретация музыкального произведения таким образом, чтобы придать ему экспрессивность, выразительность и необычность звучания.

Дирижер – эксклюзивная, штучная профессия, научиться которой без наличия таланта практически нельзя. Дирижером нужно родиться, а стремление к профессионализму приходится годами.

Условия поступления

Для выявления у абитуриента способностей к реализации этой творческой, эксклюзивной деятельности вузы предлагают сдать следующие дисциплины в качестве вступительных испытаний:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • история;
  • творческий экзамен, в качестве которого может выступать экзамен по теории музыки, гармонии, фортепиано, сольфеджио, исполнение программы (дирижирование симфоническими, хоровыми произведениями, сольное исполнение одного из голосов партитуры хора) и т. д.

Будущая профессия

Главные задачи дирижера – увлечение музыкантов за собой и организация слаженной работы оркестра.

От мастерства дирижера зависит качество звучания оркестра и хора. Именно взмах дирижерской палочки превращает отдельных музыкантов в единый организм, звучание которого стимулирует реакцию у слушателей. Профессионализм дирижера во многом зависит от музыкального слуха, памяти, чувства ритма, терпения, целеустремленности, сильной воли, развитого воображения, педагогических способностей и ряда иных уникальных личностных качеств. Музыканты чувствуют малейшие нюансы настроения дирижера, от его руководства зависит то, что услышит аудитория. Он может создать шедевр из любого музыкального произведения, а может уничтожить любой шедевр безграмотным руководством. Профессия безумно интересная, увлекательная, но и чрезвычайно сложная, требующая полной отдачи сил.

Куда поступать

Дирижер является соавтором композитора и создателем музыкальной репрезентации произведения. Как уже отмечалось, без врожденного таланта стать дирижером практически невозможно. Развитием творческих способностей талантливых студентов сегодня занимаются следующие ведущие вузы РФ:

  1. Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке;
  2. Российская академия музыки имени Гнесиных;
  3. Государственная классическая академия имени Маймонида;
  4. Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н. А. Римского-Корсакова;
  5. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Сроки обучения

Срок обучения на очной форме составляет 4 года.

Изучаемые дисциплины

Дирижер – своего рода медиум, отвечающий за качество музыки перед композитором музыкального произведения и аудиторией. Смысл дирижерской интерпретации заключается в умении глубоко прочесть, понять, постигнуть внутреннее содержание музыкального произведения, а затем передать его до современного слушателя. Принимая во внимание разницу исторических эпох, смену мировоззренческих парадигм, появление инновационных средств оформления музыкального звучания, задача воплощения в музыкальных образах замыслов автора, жившего, возможно, не одно столетие назад, требует от дирижера синтеза теоретических знаний, практических навыков, уникальных личностных качеств и таланта. Формирование теоретического багажа знаний осуществляется при изучении следующих специальных дисциплин курса:

  • дирижирование,
  • гармония,
  • история отечественной музыки,
  • история зарубежной музыки,
  • музыка второй половины xx и начала xxi веков,
  • музыкальная форма,
  • сольфеджио,
  • полифония,
  • фортепиано,
  • музыкальная педагогика и психология.

Приобретаемые навыки

Для создания нового звучания музыкального произведения, не искажающего сути внутреннего содержания, заложенного композитором, дирижеру необходимо, прежде всего, «слышать» автора. В остальном – организация работы оркестра зависит от индивидуального стиля виртуоза.

Слаженного гармоничного звучания коллектива добиваются и дирижеры-диктаторы, и лояльные, и в меру требовательные дирижеры. Профессиональное дирижерское руководство позволит за кратчайшие сроки даже наиболее посредственному оркестру «зазвучать» на весь мир, добиться признания – именно от дирижера зависит качество звучания, состав оркестра и его организация. Актуальность и многочисленность задач, которые стоят перед будущим выпускником, требуют:

  1. Дирижировать учебными, любительскими, профессиональными оркестрами и хорами.
  2. Руководить творческими коллективами.
  3. Проводить репетиции с солистами и творческими коллективами.
  4. Создавать аранжировку музыкальных произведений различных стилей, жанров, исторических эпох.
  5. Создавать фонограммы для ансамблей и отдельных солистов.
  6. Выступать в качестве сольного артиста либо артиста хора и оркестра.
  7. Осуществлять педагогическую деятельность в отношении специальных дисциплин музыкального цикла.

Перспективы трудоустройства по профессии

Профессию дирижера достаточно сложно назвать востребованной. Как уже отмечалось, это весьма эксклюзивная, штучная профессия, что сказывается и на оплате труда. Начинающий специалист может рассчитывать на заработную плату от 200 у. е. в случае трудоустройства по данному профилю. При наличии таланта и постоянном совершенствовании уровня профессионализма дирижер может рассчитывать на оплату до 2 000 у. е. Именитые дирижеры, гастролирующие в составе известных оркестров, получают большие гонорары.

Окончание обучения по данному профилю позволяет бакалавру, помимо реализации дирижерской деятельности, занимать должности:

  • педагога,
  • аранжировщика,
  • арт-менеджера,
  • артиста хора (ансамбля),
  • артиста оркестра (ансамбля),
  • звукооператора,
  • концертмейстера,
  • организатора массовых мероприятий,
  • музыкального редактора.

В зависимости от выбранной сферы деятельности заработная плата может колебаться от 4 000 руб. (аранжировщики детских театров) до 60 000 руб. и выше (руководители коллективов).

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Уже отмечалось, что даже глубоких теоретических знаний и доведенных до автоматизма практических навыков для признания недостаточно. Помимо таланта, будущему виртуозу необходимо постоянно продолжать профессиональное совершенствование, целям чего служит продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Кроме углубленного изучения теоретических основ профессии, дальнейшего формирования, развития практических навыков и творческих способностей, магистратура даст возможность принимать участие в музыкальных конкурсах, фестивалях, общаться с выдающимися культурными деятелями нашей страны, что представляется чрезвычайно важным.

Диплом магистра позволит осуществлять профессиональную деятельность за пределами нашей страны, не проходя процедуры переаттестации. Поскольку отечественная музыкальная традиция является одной из наиболее сильных и перспективных в мире, талантливые дирижеры востребованы во многих мировых странах, где уровень заработной платы достигает 20 000 долл. в месяц.

Дирижёр

Дирижер – человек, который контролирует и руководит процессом разучивания, исполнения музыкальных произведений. Работает с хорами, ансамблями, оркестрами, певцами. Деятельность тесно связана с музыкальным искусством. Профессия подойдет для людей, обладающих идеальным музыкальным слухом.

Краткое описание

Профессия дирижер древняя, название походит от французского слова diriger (рус. управлять, руководить, командовать). Дирижер работает с инструментальными ансамблями, оперными, военными и симфоническими оркестрами, коллективами, использующими народные инструменты. Специалистов, руководящих хорами, называют хормейстерами. Дирижеры великолепно знают сольфеджио, играют на фортепиано или другом клавишном, струнном, ударном музыкальном инструменте. Объединяют в себе черты творческого человека и руководителя, что позволяет им добиться дисциплины и безупречного ансамблевого звучания.

Особенности профессии

Дирижеры могут писать музыку, выполнять аранжировки классических произведений. Однако во время концерта дирижер не играет на музыкальном инструменте, а осуществляет руководство исполнителями. Он несет ответственность за:

  • правильную трактовку музыкальной композиции;
  • стройность звучания;
  • громкость звучания тех или иных музыкальных инструментов;
  • качество работы всего коллектива и каждого отдельно взятого музыканта;
  • формирование репертуара;
  • составление графика репетиций и его соблюдение;
  • распределение партий, оценку потенциала исполнителей;
  • кадровые перестановки;
  • контроль творческой дисциплины.

Во время работы использует дирижерскую палочку, набор жестов и знаков, которые передает руками или с помощью мимики. Дирижеры тонко чувствуют музыку, способны понимать все ее оттенки, обладают идеальным слухом и влюблены в свою профессию. Дирижеры являются объединяющим звеном между музыкантами!

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Работа в творческой среде.
  2. Отсутствие критических физических нагрузок.
  3. Гастроли в России и за рубежом.
  4. Возможность быстро получить популярность в узких профессиональных кругах.
  5. Работа известных дирижеров хорошо оплачивается. Они могут давать частные уроки, создавать музыку, что принесет дополнительный доход.

Минусы

  1. Воздействие негативных факторов, таких как шум и другие.
  2. Дирижер много времени проводит на ногах, что чревато развитием профессиональных заболеваний.
  3. На вершину славы восходят самые талантливые и упорные специалисты.

Важные личные качества

Дирижер – экспрессивный, очень активный и достаточно строгий человек, который отличается требовательностью и принципиальностью. Он ставит безупречный результат превыше всего, а также обладает другими важными чертами:

  • работоспособность,
  • отличная память,
  • профессиональная объективность,
  • целеустремленность,
  • коммуникабельность.
Читайте также:  Утилизация стиральной машины за деньги

Дирижер отличается хорошим здоровьем, музыкальным слухом, актерскими задаткам и навыками, необходимыми для импровизации. Не теряет присутствие духа в случае форс-мажора.

Обучение на дирижера

Будущие дирижеры получают профильное образование в вузах, делая выбор в пользу следующих направлений подготовки:

  • «Дирижирование» (код: 53.03.05);
  • «Дирижирование военным духовым оркестром» (код: 53.05.07).

При поступлении необходимо хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку – это обязательные предметы. В разных вузах требуются дополнительные результаты ЕГЭ по истории, обществу или иностранному языку.

Каждый абитуриент в обязательном порядке проходит собеседование, творческое испытание или экзамен, реализуемые на базе вуза. К будущим дирижерам выдвигают серьезные требования, поэтому профессию чаще всего выбирают люди, имеющие начальное (музыкальная школа) или среднее (колледж) музыкальное образование. Например, во время творческого испытания нужно успешно сдать устный экзамен по теории музыки или исполнить сольную программу на фортепиано.

Дирижирование

Уровень образования: Бакалавриат

Код направления подготовки: 53.03.05
Старый код: 073500.62
Группа направления (УГНП): «Музыкальное искусство»

Скачать стандарт ФГОС-3

31.3
Рейтинг специальностейМесто в рейтинге
Все специальности 241 из 264
5 из 13

Для друзей

Срок обучения

На базе 11 класса:
Вступительные экзамены

Дополнительный экзамен

Дополнительные вступительные испытания профильной направленности проводятся в форме устного или письменного экзаменов, собеседования, тестирования или путем их сочетания. Профильный предмет устанавливается вузом согласно Перечню вступительных испытаний в вузы (ссузы), утверждаемого Министерством образования.

Творческий экзамен. Возможны собеседование, коллоквиум, экзамен по теории музыки, фортепиано, гармонии, сольфеджио, исполнение программы (продирижировать хоровыми или симфоническими произведениями, пропеть наизусть один из голосов хоровой партитуры и т.д.)

Будущая квалификацияБудущие профессии

Профили подготовки

Профиль подготовки (специализация) – это углубленное изучение узкого поля деятельности в рамках одной специальности. Как правило, специализация проводится на старших курсах. Кроме основных общеобразовательных предметов студенты начинают изучать блок профильных дисциплин, которые позволят выпускникам лучше освоить практические умения и навыки.

В дипломе профиль (специализация) обучения не указывается, а вот в приложении к диплому после наименования направления подготовки в графе «специализация», в случае ее наличия, прописывают профиль специальных дисциплин.

Студенты изучают хоровые произведения различных эпох и стилей (а cappella и с сопровождением). Выпускники смогут исполнять и интерпретировать произведения различных исторических эпох и стилей, проводить репетиции с хором, достоверно воспроизводить хоровую партитуру на фортепиано и голосом, читать с листа.

Студенты изучают произведения различных форм и жанров для оперно-симфонического оркестра. Учащимся преподают особенности оркестрового письма композиторов различных эпох и национальных школ, различные виды партитурной нотации, правила записи оркестровых и хоровых партитур, систему расшифровки цифрового баса, способы записи музыки разных исторических периодов. По окончании вуза выпускник сможет разбирать партитуры любой степени сложности, проводить репетиции с солистами, хором, оркестром по постановке музыкального спектакля (оперы, оперетты, мюзикла).

Студенты изучают оригинальные произведения различных форм и жанров для оркестра духовых инструментов, существующие переложения, основы инструментовки. Выпускник владеет навыками дирижирования оркестром духовых инструментов, может анализировать оркестровые партитуры, а также профессионально проводит репетиции, на высоком художественном уровне исполняет произведения в составе оркестра или сольно на профильном духовом инструменте.

Студенты изучают оригинальные произведения различных форм и жанров для оркестра народных инструментов. Выпускник сможет профессионально проводить репетиции, уменьшать оркестровую фактуру, добиваться звукового баланса, грамотно разбирать нотный текст, свободно читать с листа, аккомпанировать, на высоком уровне исполнять произведения различных жанров и стилей как в оркестре, так и на отдельном народном инструменте.

Студенты изучают этапы развития, типы и виды древнерусских песнопений (например, подобник, «ключ» макарьевского), стилевые и жанровые основы древнерусских песнопений, историю музыки Древнего мира, Древней Греции и Рима, Древнего Египта, особенности Византийской певческой системы и Западноевропейского христианского пения. Окончив этот курс, выпускник сможет исполнять произведения различных певческих стилей, вести репетиции. Он разбирается в литургической терминологии, может по слуху различать основные типы зарубежной и отечественной культовой музыки.

Чему научат?

  • Дирижировать профессиональными, учебными, любительскими хорами и оркестрами
  • Руководить творческими коллективами (хором, ансамблем, оркестром), певческим коллективом
  • Проводить репетиции с творческими коллективами и солистами
  • Создавать аранжировку музыкальных произведений для различных видов творческих коллективов, например, для хора, ансамбля или оркестра
  • Создавать фонограммы для солистов и ансамблей
  • Исполнять концертные номера и программы в качестве артиста (солиста) хора, артиста (солиста) оркестров народных или духовых инструментов
  • Подбирать репертуар для концертных программ и различных творческих мероприятий
  • Преподавать дисциплины по профилю в образовательных учреждениях
  • Организовывать и проводить творческие мероприятия: фестивали, конкурсы, авторские вечера, юбилейные мероприятия
  • Работать с авторами: композиторами, поэтами и аранжировщиками
  • Работать со СМИ (радио, ТВ, пресса) и с населением для пропаганды музыкальной культуры и искусства
  • Проводить консультации во время подготовки творческих проектов в области музыкального искусства и культуры, например, фестивалей, конкурсов, мастер-классов
  • Свободно общаться на одном из иностранных языков
Важные учебные предметы

Гармония | Дирижирование | История музыки (зарубежной, отечественной) | Методика преподавания профессиональных дисциплин | Музыка второй половины XX – начала XXI веков | Музыкальная педагогика и психология | Музыкальная форма | Полифония | Сольфеджио | ФортепианоПрактика студентов

Учебная и педагогическая практика студентов направления подготовки «Дирижирование» может проходить в творческих коллективах вузов и колледжей, театров, филармоний, учреждениях культуры, музыкальных школах, детских школах искусств.

Сложно учиться на дирижера.

Я проучилась до третьего курса на дирижера. Мне всегда было сложно, а вот на третьем курсе вообще как переклинило. Не хочу и все. У меня очень загруженный день. С утра до вечера и это не только в колледже, я еще хожу на репетиции с группой, ансамблем, много концертов. Это негативно влияет на учебу. К тому же, мне не нравится эта профессия, я не хочу в будущем работать с детьми или поступать в консерваторию. Я вообще хотела на эстрадный вокал поступить, потом бы после выпуска работала педагогом по вокалу, но за меня решили, что лучше мне на дирижера, хотя там сложнее намного. В общем, сейчас я стала много прогуливать и у меня проблемы, но я не знаю что делать. Кто то говорит, забирай документы, а кто то говорит чтобы не бросала на пол пути. А я хочу перевестись на эстрадное отделение. Как быть, не знаю. Я очень боюсь вот так вот взять просто растоптать все три года обучения.

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Пустовойтова Елена Юрьевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Шелудяков Сергей

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Спиридонова Надежда Викторовна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Слободяник Марина Валериевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Бердник Елена Валериевна

Психолог, Дети и взрослые. Специалист с сайта b17.ru

Сахарова Ольга Анатольевна

Психолог, Гештальт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Галина Яковенко

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Наталья Маратовна Рожнова

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Арзамасцев Дмитрий Валерьевич

Психолог, Экзистенциальный терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Екатерина Гомез Суарез

Психолог, Психолог-консультант. Специалист с сайта b17.ru

А я хочу перевестись на эстрадное отделение.

да че там сложного-то?! Махай палочкой и все

то, что вы работаете – это очень хорошо)
лучше хорошо работать и плохо учиться, чем наоборот, на самом-то деле. стаж и опыт важнее оценок.
идите на эстрадное отделение, узнавайте сможете ли перевестись и много ли придется пересдавать.
если вы придете и скажите не могу учиться не мое, тем кто вас туда отправил, то думаю вас поймут и, надеюсь, поддержат)

Я вообще хотела на эстрадный вокал поступить

да че там сложного-то?! Махай палочкой и все

Уходи с дирижерского,не надо себя насиловать.
Переводись на другое отделение или бери академический отпуск, поменяй обсатновку, отдохни, осмотрись, сравни и тогда поймешь трезво – что, к чему и зачем.

Похожие темы

Как же я мечтала поступить на дирижерский. эх

Как же я мечтала поступить на дирижерский. эх

Зачем вы себя насилуете, ради чего?? Чтобы потом все-равно не работать по этой специальности? Извините, но это полный бред!! Вы доведете себя до депрессии так! Поменяетй специализацию в вашем колледже или вообще перейдите в другое учебное заведение! Помимо того, что это бьет по вашей психике, это также влияет на ваше здоровье! Выбирать кем вам быть в жизни вы должны сами и сами должны нести отвественность за ваш выбор! Возьмите тайм-аут на несколько дней, а лучше сездите в отпуск и в спокойной обстановке решите для себя чего вы хотите от жизни, как видите себя через несколько лет. Взвесьте все плюсы и минусы и принимайте решение. Ваша душа должна быть согласна с ашим выбором. насилие над собой ни к чему хорошему точно не приведет!

Попробуйте перевестить туда, куда тянет. Я вот протупила и жалею. Переводится после 3 курса вроде нельзя уже. Тоже боялась. Как работать буду – не знаю даже. И диплом не пишется, ибо не интересна будущая профессия. Вернуться бы на пару лет назад – перевелась бы.

Для всех, кто так думает хочу пояснить. Вот что должен уметь дирижер:Хорошо играть на фортепиано. (Мы учим разные сонаты, этюды, пьесы и т.д.)Знать сольфеджио и гармонию ( Это то же самое что высшая математика, только с нотами)Уметь петь (говоря простым языком) оперным голосом/академический вокал.Знать все биографии композиторов, петь в хоре. Учить историю философию и многое еще другое.

Для всех, кто так думает хочу пояснить. Вот что должен уметь дирижер:Хорошо играть на фортепиано. (Мы учим разные сонаты, этюды, пьесы и т.д.)Знать сольфеджио и гармонию ( Это то же самое что высшая математика, только с нотами)Уметь петь (говоря простым языком) оперным голосом/академический вокал.Знать все биографии композиторов, петь в хоре. Учить историю философию и многое еще другое.

Легкотня. Я в музыкалке училась и у меня было то же самое. Так что не свистите, там не так уж и сложно!

А где Вы учитесь?

Легкотня. Я в музыкалке училась и у меня было то же самое. Так что не свистите, там не так уж и сложно!

Я даже не думала, что на них учиться надо. В смысле, дирижером по моим мыслям мог быть любой с музыкальным образованием, полученным в консерватории

Легкотня. Я в музыкалке училась и у меня было то же самое. Так что не свистите, там не так уж и сложно!

Я даже не думала, что на них учиться надо. В смысле, дирижером по моим мыслям мог быть любой с музыкальным образованием, полученным в консерватории

Дирижер – это по сути руководитель. Я учусь на дирижера хора. Т.е после выпуска я не смогу работать с оркестром. Дирижер ведь управляет всем когда дирижирует, громкостью, звуком, выразительностью. Я сама пою в хоре и всегда смотрю на дирижера, потому что произведения такие большие и бывает сложные что не запоминаешь все вступления, вот и смотрю. Покажет дирижер – вступим, не покажет – молчим.

Дирижер – это по сути руководитель. Я учусь на дирижера хора. Т.е после выпуска я не смогу работать с оркестром. Дирижер ведь управляет всем когда дирижирует, громкостью, звуком, выразительностью. Я сама пою в хоре и всегда смотрю на дирижера, потому что произведения такие большие и бывает сложные что не запоминаешь все вступления, вот и смотрю. Покажет дирижер – вступим, не покажет – молчим.

Почитала каменты. Елена, вас тут не поймут, какие-то колхозницы, не понимающие вообще ничего в академической музыке! Вы не туда за советом пришли. По теме: переводитесь, и думать тут нечего.

я в хор ходила в первом классе – не понимаю на фиг там дирежер? мы поем и все а она руками махает. Мы в такт пианино (музыке) поем – за фиг тут дирижер?

Ну так в каком колледже Вы учитесь?

В колледже искусств. Или вам город надо?)

Елена, я ещё в первом комменте разрешил. Вы всё ещё не перевелись что ли?)))

ТерпитЕ. Сама училась на дирижера, знею как трудно. Нужно доводить начатое до конца

Для всех, кто так думает хочу пояснить. Вот что должен уметь дирижер:Хорошо играть на фортепиано. (Мы учим разные сонаты, этюды, пьесы и т.д.)Знать сольфеджио и гармонию ( Это то же самое что высшая математика, только с нотами)Уметь петь (говоря простым языком) оперным голосом/академический вокал.Знать все биографии композиторов, петь в хоре. Учить историю философию и многое еще другое.

И вот это все вы хотите променять на “Зайка моя, я твой тазик”?!

Почитала каменты. Елена, вас тут не поймут, какие-то колхозницы, не понимающие вообще ничего в академической музыке! Вы не туда за советом пришли. По теме: переводитесь, и думать тут нечего.

Я рок люблю и метал

Доучивайтесь,а потом делайте,что хотите.Если бросать на полпути,так вы и в том,что нравится ничего не добьетесь.
Я сама учила дирижирование и тоже ничего не успевала,но закончила же и даже с хорошими оценками.Где ваша сила воли?Если она даже слабее,чем у меня,то я не знаю.

Елена, я преподаватель тех самых сольфеджио, гармонии и муз. литературы в муз. колледже. Согласна, что Вы учитесь на сложном отделении. Но Вы уже проучились почти три года и сейчас на эстрадное Вас возьмут, в лучшем случае, на второй курс. Кроме того, сама программа обучения на эстрадном отделении гораздо проще по уровню, чем на дирижерском. Т.е., Вы ничего не выиграете, бросив почти законченное образование. Мой совет – доучиться, а потом выбрать вуз по душе. Полученные знания Вам пригодятся везде, общий музыкальный уровень на дирижерском отделении, как правило, очень высокий. Старайтесь, всем было тяжело. P. S. Всем утверждающим, что учиться музыке легко и просто, как человек, закончивший консерваторию с красным дипломом и аспирантуру, заявляю, что это крайне тяжелый труд, мало с чем вообще сравнимый. А кроме того, это ещё и природный талант! Автору желаю удачи!

Я рок люблю и метал

А я хочу перевестись на эстрадное отделение.

в детстве всегда думала как классно быть дирижером, только палочкой под музыку размахивай, а еще весь такой красивый в костюме))

Жалоба

Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

Жалоба отправлена модератору

Страница закроется автоматически
через 5 секунд

Форум: психология

Новое за сегодня

Популярное за сегодня

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2020 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Значение профессиональных компетенций в деятельности будущих дирижеров-хормейстеров

В настоящее время все большее распространение получает подход, в рамках которого основной задачей образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях становится развитие креативности, умения работать в коллективе, способности к самообучению и самореализации, т.е. формирование профессиональных компетенций студентов. В связи с этим, наряду с усвоением будущими специалистами профессиональных знаний, умений и навыков, важной задачей преподавателей музыкальных колледжей становится формирование профессионально адаптационной мобильности будущих дирижеров хора.

Прежде чем говорить о дирижерской профессионально-адаптационной мобильности рассмотрим специфику деятельности дирижера [2, 3, 4, 6], определим те ключевые профессиональные компетенции, на которых базируется данная деятельность, а именно: профессиональные знания, исполнительские умения и навыки.

Дирижерское исполнительство реализуется через управление исполнителями, хоровым коллективом посредством системы жестов, передающих экспрессивную информацию. Важной характерной особенностью дирижерского исполнительства является коммуникативность: музыкально-исполнительская деятельность представляет собой обмен творческой информацией между дирижером-руководителем и хоровым коллективом. Большую роль в процессе общения играет принцип обратной связи.

Воздействуя на коллектив, дирижер ожидает получения определенного творческого результата, критически оценивая исполнение, он контролирует эффективность своих действий, вносит необходимые коррективы. Психологические особенности дирижерской деятельности [1; 3; 5] обусловлены тем, что его «инструментом» является коллектив музыкантов, состоящий из множества личностей, с различным уровнем подготовки, разными характерами, темпераментами и другими психологическими особенностями.

Начальный период работы над произведением дирижер проводит вне контакта со своим инструментом – хором. Дирижер как интерпретатор, является посредником между автором и исполнителями. Этим обусловлена ответственность дирижера перед автором, исполнителями, слушателями. Исполнительская деятельность дирижера связана с постоянным предвосхищением звучания, поэтому мышление и внутреннее слышание дирижера должны иметь опережающую способность и находить свое выражение в опережающих дирижерских жестах. Деятельность дирижёра – одна из сложнейших в ряду музыкальных профессий. В настоящее время хоровое дирижирование приобретает статус той специфической профессии, которой не могут заниматься музыканты другого профиля без специальной профессиональной подготовки, как это было ранее. Полноценное хоровое исполнительство возможно только при условии существования сложившейся системы подготовки профессиональных деятелей в этой сфере.

Ни об одном из видов музыкальной деятельности не высказываются столь противоречивые мнения, как о дирижировании. Одни считают, что дирижирование хором не является искусством, мастерством, которому следует учиться. Можно просто встать к хору и ограничиться простым тактированием, т.е. показом рукой элементарной дирижерской схемы исполняемого произведения. Другие считают, что для того, чтобы стать дирижером, необходимо им родиться и никакое профессиональное образование не заменит ему природного таланта (дара). Конечно же, мнение и тех и других является ошибочным.

Дирижирование (от нем. dirigieren, франц. diriger – направлять, управлять, руководить; англ.со^исй^) трактуется в музыкальной энциклопедии как один из наиболее сложных видов музыкально исполнительской деятельности. Оно существенно отличается от всех видов исполнительского искусства. Музыканты- исполнители имеют дело с инструментом (фортепиано, скрипка, флейта и т.д.), на котором они играют хорошо или плохо, в зависимости от уровня их мастерства и виртуозности, а также качества инструмента. Дирижер-хормейстер же играет на особом музыкальном инструменте – человеческом голосе -хрупком, живом, чувственно эмоциональном[9].

Пройдя длинный путь становления и развития, на современном этапе дирижерская профессия представляет собой сложную многофункциональную деятельность. Кроме хорошего музыкального слуха, чувства ритма и темпа, музыкальной формы и стиля, кроме музыкального вкуса и чувства меры, музыкальной памяти, творческой фантазии, темперамента, то есть всех тех качеств, которыми должны отличаться музыканты- исполнители, дирижер хорового коллектива должен обладать ещё многими другими данными, присущими только этой профессии.

Основополагающей особенностью дирижерско-хоровой деятельности является ее многофункциональный характер, который заключается в том, что дирижер на разных этапах своей деятельности выполняет функции организатора, менеджера, исполнителя, руководителя, педагога, декоратора и даже костюмера. Дирижёр совмещает в себе функции актера и режиссёра, задумывая и ставя «музыкальный спектакль», и одновременно играя в нем главную роль. Но к тому же дирижёр еще и педагог-воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив, помогающий каждому развить необходимые качества, обучающий мастерству. Список этих «внутридирижёрских» профессий можно было бы продолжить, но уже из названных следует, что дирижирование требует особой одарённости. Способностей, необходимых каждому профессиональному музыканту, для дирижирования недостаточно. Из специфических дирижёрских данных в первую очередь следует отметить наличие сильной воли, высокое владение концентрированным и дифференцированным вниманием, быстроту реакции и ярко выраженную коммуникабельность, мобильность действий, способность понимать и быть понятым. Формирование всех этих качеств будет зависеть от условий организации обучения студентов на дисциплинах специального цикла.

Хоровое дирижирование – один из важнейших компонентов профессиональной подготовки хормейстера. Здесь формируются практические навыки работы с творческим коллективом, осваиваются технически мануальные средства дирижирования, изучаются художественно-исполнительские возможности хорового коллектива.

В области совершенствования исполнительского мастерства методика обучения дирижера имеет существенные трудности. Нередко она сводится к освоению чисто технических моментов исполнения, а именно: дирижерских схем, приёмов показа оттенков, вступлений и т.д. Однако освоение навыков элементарного тактирования еще не означает овладение активными средствами дирижёрского воздействия на исполнителей. В результате, большинство обучающихся по данной специализации не владеют навыками работы с музыкальным коллективом и, более того, не представляют реальной картины и сущности дирижёрской профессии и тем более себя в ней. К сожалению, в классе при обучении дирижированию «под концертмейстера» невозможно развить у студента важнейшие дирижерские качества – навыки управления коллективом и взаимодействия с ним[5].

Дирижирование – это исполнение произведения, т.е. умение посредством выработанной практикой техники движения, мимики, пантомимики воздействовать на коллектив исполнителей, передавать им свои исполнительские намерения. Как уже говорилось ранее, специфика деятельности дирижёра требует определенных знаний – музыкальнотеоретических, эстетических и исторических; многообразных способностей – организаторских, педагогических, исполнительских; а также наличие воли, умения общаться с людьми, коллективом. Едва ли не самая большая сложность в работе хормейстера состоит в том, что в хоре поют множество людей, каждый из которых обладает своим характером, темпераментом, самолюбием и другими психологическими и эмоциональными особенностями, а также различными уровнями вокальной подготовки и способностей. Как правило, дирижёры – очень общительные люди. Они умеют контактировать с людьми различных возрастных категорий и социального статуса. В большинстве случаев это качество вырабатывается в процессе профессиональной деятельности. Дирижер может работать в различных хоровых коллективах: детском, профессиональном, самодеятельном и в коллективе специфической направленности – церковном.

Для каждого из выше перечисленных, дирижёром должен быть выбран свой, индивидуальный стиль общения, способствующий достижению хороших результатов в творчестве и взаимоотношениям внутри коллектива. Важнейшими составляющими в профессиональной деятельности дирижера- хормейстера являются качества его личности: самоконтроль, ответственность, адекватная профессиональная самооценка, высокая организованность, склонность к лидерству, целеустремлённость, эмоциональная устойчивость, богатое творческое воображение. Только начиная свой путь в стенах учебного заведения, студент дирижерско-хорового отделения вместе с педагогом и концертмейстером в классе управляет воображаемым хоровым составом исполнителей в сто человек, профессиональным симфоническим оркестром, солистами мировых оперных сцен.

Исходя из классификаций профессий, разработанной Е.А. Климовым, дирижёрскую профессию следует отнести к типу «человек-человек», поскольку деятельность дирижёра невозможна без взаимодействия с музыкальным коллективом, и к типу «человек – художественный образ», поскольку целью деятельности дирижёра является создание художественно ценной интерпретации музыкального произведения. Дирижёр как интерпретатор, является посредником между авторами и исполнителями. Для полноценной передачи образа музыкального сочинения он должен обладать артистическими качествами. Артистизм в в профессиональной деятельности дирижёра заключается в способности к перевоплощению и проявляется в выразительной дирижёрской техники, разнообразии мимики, богатстве пластики, гибкости пантомимических движений, умении создать и передать слушателям образно-эмоциональную атмосферу произведения.

Склонность к самоупрёкам – ещё одно качество личности дирижёра. Воздействуя на коллектив, он ожидает получения определённого творческого результата, критически оценивая исполнение и контролируя эффективность своих действий, внося необходимые коррективы. В случае неудачного исполнения, настоящий дирижёр будет искать причину в себе, а не в коллективе.

Читайте также:  Как убрать запах лука изо рта?
Ссылка на основную публикацию