Что такое система дистанционного образования - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что такое система дистанционного образования

Система дистанционного обучения

Что такое система дистанционного обучения?

Система дистанционного обучения предполагает, что студент (слушатель) и преподаватель взаимодействуют друг с другом посредством интернета, такое взаимодействие может быть произведено в форме вебинаров, компьютерного тестирования и т. п. Такая система становится особенно распространённой в последнее время в связи с тем, что всё большее количество обучающихся совмещают работу и получение образования или повышение квалификации. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Говоря о системе дистанционного обучения, следует также отметить что ещё в 1996 году в Европейском союзе был принят «Меморандум о непрерывном образовании», которым подтверждалось, что Европа вступила в «эпоху знаний». Европейский Совет также пришёл к выводу, что расширение непрерывного образования необходимо для успешного перехода в общество и экономику, основанные на знаниях. Непрерывное образование — это образование в течение всей жизни, которое также включает в себя и повышение квалификации, а самая доступная форма для получения непрерывного образования — это дистанционное обучение.

Как работает система дистанционного обучения?

Давайте подробно рассмотрим процесс дистанционного обучения. Как мы уже говорили выше, помимо студента и преподавателя в процессе дистанционного обучения задействован компьютер, который подключён к интернету. Именно посредством его и происходит процесс обучения, в удобное для студента время он подключается к обучающему сайту, читает лекции, смотрит видеолекции, выполняет контрольные задания в форме тестов, деловых игр и т. п. Для отдельных курсов уже внедрены виртуальные лаборатории, различные формы моделирования, мини-игры и многое другое. Используемые образовательными организациями функциональные возможности каждой системы дистанционного обучения зависят, прежде всего, от тех задач, на достижение которых направлен курс обучения.

Если говорить о системе дистанционного обучения, которая разработана и используется в ЧОУ ДПО МЦПК «Ориентир», то она внедрена в форме интернет-решения на отдельных сайтах различной тематики. Так, на сайте http://goszakaz.orientir-yug.ru используется система дистанционного обучения для заказчиков и поставщиков, работающих по нормам ФЗ № 44 и ФЗ № 223 и участвующих в госзакупках. В данной системе курсы обучения включают в себя лекции, которые слушатель может не только читать онлайн, но и сохранять для себя; видеолекции по наиболее актуальным вопросам; деловые игры, выполняя которые слушатель решает практические задачи в игровой форме, и в случае возникновения похожих ситуаций в работе слушатель будет готов к ним. Для самопроверки предусмотрены промежуточные тесты, которые позволяют слушателю оценить уровень своих знаний по итогам каждого изученного модуля. Завершается дистанционное обучение выполнением контрольной работы и итогового тестирования. Важным плюсом дистанционного обучения в ЧОУ ДПО МЦПК «Ориентир» является возможность консультаций у преподавателя. Предоставляется такая возможность каждому слушателю, реализуется посредством функционала личного кабинета на сайте дистанционного обучения. Система также даёт возможность слушателю и преподавателю отслеживать промежуточные и итоговые результаты обучения в виртуальной зачётке.

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Первый плюс, который наиболее очевиден, — в дистанционном обучении отсутствуют какие-либо границы, временные либо территориальные. Дистанционное обучение подразумевает, что слушатель обучается в удобное для себя время, отсюда вытекает второй неоспоримый плюс дистанционного обучения — обучение без отрыва от работы. Работодателю больше не нужно оплачивать своему сотруднику командировочные расходы, в случае если сотруднику необходимо пройти повышение квалификации или даже переквалификацию. Третий плюс — стоимость дистанционного обучения, как правило ниже, чем в очном.

Однако помимо перечисленных плюсов дистанционное обучение также содержит в себе и отрицательные моменты, и первый из них — это то, что слушателю не всегда удаётся правильно распределить своё время и силы, а, оставляя всё на последний момент, слушатель снижает качество изученного материала. Поэтому, прежде чем определить для себя необходимую программу обучения, слушателю следует понять, сколько реально времени он сможет посвящать обучению.

Второй минус, или, скорее, особенность дистанционного обучения, заключается в том, что слушателю необходимо иметь доступ к изучаемому материалу, а значит иметь в свободном доступе компьютер и другую необходимую технику, а также владеть навыками использования компьютера и интернета. Третьим минусом является то, что система дистанционного обучения в основной своей массе не является практико-ориентированной и содержит в себе в основном теоретические знания.

Бесплатные платформы для организации системы дистанционного обучения

Не каждое учебное учреждение в состоянии самостоятельно создать и эксплуатировать свою систему дистанционного обучения в интернете, и тогда на помощь им приходят бесплатные интернет-платформы дистанционного обучения, где слушатель может обучаться как за деньги, так и бесплатно.

Кратко рассмотрим некоторые самые популярные из таких платформ:

«Национальная платформа открытого образования» (http://npoed.ru) — современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учреждённой ведущими университетами — МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО.

«Ё-Стади» (http://your-study.ru) — платформа, которая предоставляет возможность использовать e-learning (именно так называется дистанционное обучение) всем, кому это необходимо. Допускается и личное использование, т.е. предоставляется сервис отдельным преподавателям, которые хотят применять информационные технологии самостоятельно.

«Teachbase» (http://teachbase.ru) — это система, которая позволяет создавать и размещать курсы для продажи или для обучения сотрудников своей компании.

Это, конечно, далеко не исчерпывающий перечень подобных систем дистанционного обучения, их количество исчисляется десятками, если не сотнями, и постоянно растёт.

Для слушателя, в принципе, нет никакой разницы — будет он проходить обучение на платформе, разработанной самим обучающим центром, или на одной из бесплатных платформ. Слушателю важно получить качественные знания, а для этого ему следует внимательно изучить информацию, которую размещает на своём сайте обучающая организация, изучить учебный план курса, ознакомиться с отзывами обучившихся слушателей, определить для себя временные и денежные вложения, которые он готов затратить на изучение данного курса, а затем уже принимать решение, заключать договор с обучающим центром и приступать к обучению.

Корпоративные системы дистанционного обучения

В государственных корпорациях существуют собственные системы дистанционного обучения для повышения квалификации сотрудников. В частности, такие системы существуют: у ФГУП «Почта России», ОАО «РЖД», в Финансовой корпорации «УРАЛСИБ» и многих других. Таким образом становится понятно, что всё больше работодателей доверяет результатам дистанционного образования, и это большое достижение последних лет.

В заключение следует отметить, что все системы дистанционного обучения работают примерно одинаково, и только от желания слушателя получить знания будет зависеть результат повышения квалификации.

Система дистанционного обучения: общий обзор

В этой статье мы рассматриваем общие принципы построения системы дистанционного обучения, ее достоинства и недостатки.

В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Что такое система дистанционного обучения (СДО)?
  • Основные части СДО
  • Преимущества и недостатки СДО
  • Перспективы развития в условиях современного рынка
  • Кому будет полезно внедрить СДО?

Что такое система дистанционного обучения?

Дистанционное обучение, как и любая другая система обучения, состоит из нескольких частей: содержательная и организационная. Таким образом система дистанционного обучения это набор программных продуктов и решений, который объединяет и автоматизирует все или большую часть процессов, связанных с обучением.

Чтобы грамотно организовать дистанционное обучение СДО должна автоматизировать актуальные задачи. К примеру, есть возможность предоставить учебные материалы, организовать взаимодействия пользователей, сформировать отчеты и многое другое.

СДО предоставляет следующие возможности:

  1. Управление всеми видами обучения (электронное, очное и заочное).
  2. Проверка знаний и навыков.
  3. Анализ обучения и оценка результатов.
  4. Предоставление контента и программ.
  5. Архив учебных материалов.

Безусловно, в каждой компании или организации свои потребности в решении задач дистанционного обучения. Чтобы понять, какая система необходима, надо оценить все предоставляемые на рынке СДО. Только после этого можно приступать к интеграционным процессам внутри компании.

Основные части СДО

Как правило, дистанционное обучение разбивается на три основных блока, которые обладают специальным функционалом. Речь идет об управлении учебного процесса, взаимодействие между пользователями и разработке учебных материалов.

Окно разработки нового материала в системе дистанционного обучения Teachbase

У блока управления можно выделить следующие функциональные возможности:

  1. Определение компетенций.
  2. Автоматизированное составление учебного материала.
  3. Организация СДО и управление аккаунтами.
  4. Запись деятельности.
  5. Техническая поддержка.
  6. Формирование результатов обучения.
  7. Сравнительный анализ обучения.

К блоку взаимодействия участников можно отнести основные средства организации:

Основное окно курса, которое видят пользователи системы дистанционного обучения Teachbase

  1. Видео и аудио связь.
  2. Мессенджер.
  3. Wiki.
  4. Личный кабинет.
  5. Блог.
  6. Специализированные форумы и многое другое.

К последнему блоку относится разработка учебного контента. Этот блок решает большое количество задач при помощи инструментов в виде тестов, проверочных заданий и мультимедийных курсов. В данном случае многое зависит от качественного программного обеспечения.

Читайте также:  курсы кулинарии в цшо

Чтобы построить единую информационную среду, нужно интегрировать различные системы: управление персоналом, оценка деятельности, регулирование знаний и навыков пользователей. Если грамотно интегрировать данные компоненты, то есть возможность выстроить систему связи между участниками обучения.

Преимущества СДО

Те, кто только начинает создавать онлайн-курсы, знают, что такое разработка системы дистанционного обучения. Ведь e-Learning – это неотъемлемая часть СДО. Можно перечислить восемь причин, почему эта система так важна:

  1. Вся информация в одном месте. Учебные материалы можно собрать в одном месте, исключив использование дисков и других носителей. К тому же такой подход облегчает обучение и сокращает вероятность потери данных.
  2. Свободный доступ к необходимому контенту. Курсы e-Learning можно проходить не только через персональные компьютеры, но и смартфоны и другие гаджеты. Вся информация находится на удаленном сервере.
  3. Анализ процесса обучения. В отличие от традиционного обучения, СДО дает возможность отлеживать курс и гарантировать его прохождение. Если пользователь не усваивает информацию, то можно порекомендовать другие ресурсы для изучения, чтобы повысить продуктивность обучения. Практически все СДО автоматически формируют отчеты и указывают на ошибки студентов. В любой момент можно внести корректировки в модуль.
  4. Минимальные расходы. Когда речь заходит о традиционном обучении, то всегда нужно учитывать такие нюансы, как командировочные расходы, аренда помещения и др. Система дистанционного обучения поможет избавиться от этих проблем, сократив расходы на организацию курсов в режиме реального времени.
  5. Высокая эффективность. СДО позволяет убрать все неважные компоненты в обучении, оставив базисную информацию. Студенты сами вправе выбрать любой раздел курса, чтобы освоить его за короткое время. Кроме всего прочего, пользователи сразу же могут проверить свои знания, пройдя тест, экзамен или специальный тренажер.
  6. Учет всех требований. В связи с тем, что в каждой компании или организации существуют свои нормы и правила, онлайн курсы подстраиваются под нормы, утвержденные руководством. Всегда можно оперативно внести новые стандарты, если того пожелает начальство.
  7. Обновление материалов. Научные работы постоянно обновляются, поэтому нужно вовремя вносить изменения в учебный курс. СДО дает такую возможность, студенты получают последние научные доказательства, не упуская из вида важную информацию.
  8. Интеграция с различными сайтами, форумами и соцсетями. Система быстро и легко интегрирует e-Learning в социальные сети (VK, Facebook, Twitter, LinkedIn). Чем больше задействовано веб-площадок, тем чаще онлайн-курсы будут у всех на слуху.

Недостатки СДО

Помимо очевидных плюсов, существуют некоторые минусы СДО, которые необходимо знать каждому, кто собирается пройти онлайн-курсы.

  1. В связи с тем, что e-Learning проходит удаленно, возможности очного общения между преподавателем и студентами нет. В данном случае индивидуальный подход к обучению отсутствует.
  2. Дистанционное обучение требует от студентов жесткой самодисциплины, однако это все зависит от учащегося.
  3. Чтобы постоянно находиться в образовательной среде, необходима качественная техническая оснащенность, которая имеется не у каждого пользователя.
  4. Нехватка практических занятий.
  5. Нет дополнительных стимулов и постоянного контроля над студентом.
  6. Если у специалистов не хватает квалификации, то обучающиеся программы могут быть некачественно разработаны.
  7. Студент может изложить свои знания только в письменной форме, словесная форма отсутствует.

Перспективы развития СДО

Можно с уверенностью сказать о том, что рынок СДО активно развивается во всем мире. Это связано в первую очередь с повышенным спросом на образовательные услуги и развитием информационных технологий. К тому же из года в год количество пользователей в Интернете увеличивается.

Системы дистанционного обучения в России только лишь начинают формироваться, многие компании и фирмы создают свои e-Learning для персонала. Также СДО помогают ВУЗам предоставлять необходимую информацию студентам, которые удаленно сдают экзамены. На сегодняшний день дистанционное обучение внедрено в 50% учебных заведений. Однако СДО испытывает трудности с тем, что в отдаленных регионах РФ недостаточно развитая инфраструктура.

Тем не менее, IT-индустрия развивается очень быстро, это вынуждает компании в ускоренном темпе переподготавливать кадры. Лучшим решением является создание системы дистанционного обучения, которая не только повышает квалификацию работников, но и экономит ресурсы бизнеса.

Кому будет полезно внедрить СДО?

Перед тем как внедрить инновацию, необходимо посмотреть обзор систем дистанционного обучения. Лучшего всего составить список и ответить на вопрос, зачем нужна СДО предприятию или организации? К примеру, система будет идеальным вариантом для учебного заведения, так как это поможет расширить количество курсов, студентов и сэкономить время на обучение. При этом можно привлечь новых преподавателей и создать единую платформу.

Владельцы крупного бизнеса смогут по достоинству оценить ряд преимуществ СДО для корпоративного обучения. Во-первых, это материальная выгода, а во-вторых – единый стандарт для всех сотрудников компании. Используя дистанционное обучение, руководство самостоятельно сможет отслеживать результаты обучения, регулировать интеграционные процессы и оценивать успеваемость. Интеграция системы дистанционного обучения даст возможность повысить качество работы специалистов, улучшив взаимоотношения между менеджерами и рабочими.

Система дистанционного обучения

Любая система дистанционного обучения (СДО) представляет собой структурированный информационный комплекс, который применяется для планирования и проведения всех удаленных образовательных мероприятий, часто в увязке с программами очного, заочного и вечернего отделений. За рубежом такие системы принято называть Learning Management System, что указывает на их расширенный функционал и существенную роль в работе всего учебного заведения. В РФ название «СДО» говорит о том, что система ориентирована в основном на дистанционное образование.

Основные задачи и цели СДО

Система дистанционного обучения используется для выполнения следующих задач и достижения таких целей:

  1. Автоматизация и централизация администрирования образовательного процесса.
  2. Размещение учебных материалов для обеспечения студентам доступа к ним.
  3. Поддержание актуальности стандартов дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
  4. Обеспечение многократного использования учебных материалов, персонализация образовательного контента.
  5. Расширение диапазона возможностей и инструментария взаимодействия между участниками образовательного процесса.
  6. Повышение эффективности обучения и сокращение затрат на него.
  7. Ускорение образовательного процесса.
  8. Упрощение мониторинга эффективности реализации образовательных программ.

Типичные функциональные возможности

Все функции, которые выполняют современные системы дистанционного образования, можно разделить на три укрупненные группы задач:

  1. Администрирование образовательного процесса.
    Кластер включает управление компетенциями, анализ образовательных процессов, отчетность, формирование программ обучения, реализацию методико-технической поддержки участников СДО, администрирование аккаунтов и обеспечение доступа к дистанционным тестам и курсам, фиксацию и сохранение информации о деятельности пользователей в системе.
  2. Поддержка взаимодействия студентов и преподавателей.
    Обеспечивается блогами, форумами, виртуальными аудиториями, чатами, видеоконференциями и другими инструментами обмена информацией.
  3. Разработка учебного контента.
    В эту категорию входит инструментарий, предназначенный для разработки как сложных курсов мультимедийного характера, так и простых тестов. Не все СДО содержат собственный блок создания образовательных материалов. В некоторых системах его заменяет модуль, который обеспечивает возможность использования соответствующего узкопрофильного дополнительного ПО сторонних производителей.

Интеграция СДО в структуру образовательной организации

Построение СДО на базе учебного учреждения предусматривает гармоничную интеграцию совокупности различных информационных комплексов. Основной ресурс, так сказать, скелет системы дистанционного образования обычно дополняется:

  • модулем администрирования знаний;
  • блоком поддержки талантов;
  • системой кадрового менеджмента и оценки работы персонала.

СДО, как правило, представляет собой web-приложение. Чтобы система работала эффективно, ее надо снабдить качественной службой поддержки, которая обеспечит:

  • мониторинг состояния СДО;
  • оперативную идентификацию причин появления сбоев в работе;
  • контроль состояния и настроек аккаунтов пользователей системы.

Стандарты качества

База спецификации, на которую опирается SCORM, закладывалась в конце 90-х, но за 20 лет рынок дистанционного образования качественно изменился: появились широкоэкранные смартфоны, планшеты, поэтому стало активно развиваться направление Mobile Learning. Все большую популярность набирают новые тренды: неформальное, социальное, смешанное обучение (Informal Learning, Social Learning, Blended Learning), геймификация (Gamification) и другие.

Взамен устаревшего SCORM ADL предложила новый стандарт, соответствующий актуальному положению дел на рынке дистанционного образования, – Tin Can API.

Примеры СДО

Сегодня существует несколько десятков различных систем дистанционного образования. Наиболее популярными в РФ являются:

  1. Moodle.
    Эта СДО создана в соответствии с принципами философии педагогики социального конструктивизма. Программный комплекс позволяет сделать доступным через Интернет полный цикл стационарного обучения в аудитории.
  2. TrainingWare Class.
    Это российский продукт с открытым кодом. Программа распространяется свободно, ее могут бесплатно дорабатывать и использовать любые пользователи Интернета и сторонние разработчики.
  3. WebTutor.
    Это не просто СДО, это еще и система автоматизации практически любых HR-процессов учреждения. Не так давно WebTutor стала доступна в бесплатном варианте. Но свободно распространяемая версия имеет некоторые ограничения: например, одновременно ею может пользоваться не более 250 человек, а проводить оценку работы представителей персонала можно только для пятидесяти сотрудников. Кроме того, отсутствует техподдержка и возможность получения консультаций у разработчика. Также невозможно использовать некоторые крайне полезные модули.

Что такое электронная система дистанционного обучения (СДО)?

Электронная система дистанционного обучения (СДО) — это виртуальный класс, где можно учить студентов или сотрудников из любой точки мира и отслеживать их успеваемость. В этой статье вы узнаете, что такое система дистанционного обучения, кому она подходит и какие задачи решает.

Читайте также:  Как варить кофе без турки?

Схема работы в Системе Дистанционного Обучения

Понять что такое СДО (SDO) вы можете на примере iSpring Learn. Для знакомства с платформой вам достаточно пары минут. Чтобы попасть в iSpring Learn, перейдите по ссылке→.

Примером самой популярной системы электронного обучения является Moodle.

Для чего нужна СДО

С помощью СДО удобно планировать учебную нагрузку и отслеживать, как студенты или сотрудники проходят онлайн-курсы и тесты, посещают виртуальные занятия или вебинары. Все материалы хранятся в одном месте, как и история обучения каждого студента: легко посмотреть, какие курсы он прошел, когда и сколько времени потратил на изучение материала. При этом учеба выходит за пределы привычной аудитории – студент может учиться в любом месте и в любое время. В СДО преподаватели и руководители управляют учебной нагрузкой, проводят курсы и онлайн-семинары, хранят результаты обучения и отслеживают успеваемость студентов.

Что такое система электронного обучения и чем она отличается от СДО

Система электронного обучения — это та же СДО, но без возможности удаленного обучения. Доступ к ней вы можете получить только в офисе компании или университете.

Немного истории

Первая система электронного обучения появилась в 1960 году в Университете Иллинойса (США). Изначально СДО использовались только внутри организации и устанавливались на сервер; сейчас типичная система – это веб-сервис, который помогает учиться и обучать 24 часа в сутки.

Этапы развития Систем Дистанционного Обучения

ГодСобытиеОписание
1960Первая СДОПервая дистанционная система обучения называлась PLATO (Programmed Logic for Automated Teaching Operations). Это была первая компьютерная система обучения с онлайн-сообществом. Сначала PLATO использовали только студенты университета Иллинойса, а позднее систему стали применять во всем мире.
2002СДО MoodleПоявилась первая СДО с открытым исходным кодом — Moodle. Эта система получила мировую известность. Вузы и компании используют Moodle для онлайн-обучения студентов и сотрудников.
2004Стандарт SCORM 2004SCORM (англ. Shareable Content Object Reference Model) – сборник стандартов для СДО, который обеспечивает совместимость компонентов курсов с разными системами. SCORM 2004 до сих пор используют многие современные СДО.
2012Облачные СДОБлагодаря облачным технологиям вузы и компании загружают учебные курсы и тесты в интернет, не устанавливая дополнительные программы, а студенты и сотрудники получают знания в любой точке мира.

Кому подходит СДО

В России и за рубежом системы дистанционного обучения используют преподаватели школ и университетов, репетиторы, создатели онлайн-курсов и бизнес-тренеры, специалисты по корпоративному обучению, HR-эксперты.

Как СДО помогает российским компаниям обучать сотрудников:

  • снизили стоимость обучения одного сотрудника с 3 900 до 179 рублей;
  • синхронно развивают продавцов из России, Германии, Белоруссии и Казахстана;
  • создали единую базу знаний;
  • вдвое повысили квалификацию сотрудников.
  • за 2 месяца запустили удаленное обучение сотрудников в 77 филиалов;
  • удаленно формируют кадровый резерв на должность руководителя филиала и главного инженера;
  • вдвое выросла мотивация к обучению.
  • сократили срок адаптации новых продавцов с двух месяцев до одного, переведя в дистанционный формат часть очных тренингов;
  • ввели единый стандарт обучения во всей компании;
  • тестируют 250 человек каждый месяц;
  • создали базу знаний из 20 онлайн-курсов.

В сфере образования СДО применяют не только для обучения отдельным предметам. В крупных вузах (например, НИУ ВШЭ, СПбГУ, МЭСИ) дистанционной системой обучения пользуются студенты всех факультетов и направлений. В системе хранятся учебные материалы и результаты успеваемости каждого студента, а в онлайн-сообществе учащиеся общаются в режиме реального времени и консультируются с преподавателями.

В компании система дистанционного обучения помогает организовать онлайн-обучение с нуля или автоматизировать систему развития персонала, которая уже построена. Онлайн-курсы, тесты и вебинары можно адаптировать в зависимости от целей обучения и сферы деятельности компании. При этом сотрудники учатся без отрыва от работы и проходят курсы на любых устройствах, а онлайн-формат избавляет от необходимости оборудовать помещение для занятий, оплачивать услуги преподавателя и просчитывать логистику.

Какие задачи решает современная система дистанционного обучения?

Что можно сделать в СДО

В зависимости от выбора системы ее характеристики могут отличаться, но с помощью большинства платформ вы легко решите следующие задачи.

1. Разместить учебные материалы

Владелец СДО загружает в систему учебные курсы, тесты и опросы, видеолекции и вебинары, которые будут доступны для просмотра и изучения. Некоторые СДО позволяют формировать из отдельных курсов программы обучения. Студент изучает такие материалы последовательно и получает доступ к следующему курсу только после завершения предыдущего. Большинство СДО поддерживают загрузку материалов в стандартных форматах SCORM и Tin Can.

2. Добавить пользователей и назначить им курсы и тесты

Администратор СДО приглашает студентов или сотрудников в систему. Как и при очном обучении, их можно объединить в группы или организации и настроить разные права доступа к материалам. Студенты учатся вместе или проходят курсы и тесты по индивидуальной программе.

3. Оценивать результаты обучения

В современных СДО преподаватель или создатель курсов не только обучает, но и следит за достижениями учеников. Подробная статистика покажет, какие разделы курсов оказались самыми сложными, сколько времени студенты тратят на изучение материалов и как часто заходят в систему.

4. Общаться и обсуждать учебные материалы с пользователями

В SDO студенты и сотрудники общаются между собой, делятся опытом и консультируются с преподавателем. В то же время пользователи могут комментировать учебные материалы и сообщать, какие разделы курса показались увлекательными или слишком сложными. На основе такой обратной связи преподаватель или создатель курсов обновляет содержание и улучшает структуру учебных материалов.

5. Организовать платное обучение

Преподаватели и бизнес-тренеры загружают учебные материалы в SDO и указывают стоимость курса или вебинара. Учащиеся оплачивают обучение прямо в системе с помощью электронных сервисов (например, Яндекс.Деньги).

6. Обучать в любом месте и в любое время

Если система поддерживает доступ с планшетов и смартфонов, пользователи могут проходить курсы на работе, дома и в дороге, в том числе без доступа в интернет.

Обзор возможностей СДО iSpring Online

Виды дистанционных систем обучения

Бесплатные и коммерческие

Самая известная бесплатная система – Moodle. Она пользуется большой популярностью в вузах, но довольно сложна в настройке. Это СДО с открытым исходным кодом, поэтому ее можно адаптировать для организации или учебного заведения. Однако для этого требуется помощь технических специалистов.

Коммерческие системы, как правило, более просты в использовании. Разработчики таких СДО часто выпускают обновления продуктов и учитывают запросы клиентов. Если у пользователя возникают сложности, он может посоветоваться со специалистом технической поддержки. С основными коммерческими СДО можно ознакомиться в обзоре на сайте LMSlist.ru.

Облачные и с установкой на сервер

Если из-за требований безопасности компания не может размещать учебные материалы в онлайне, платформа устанавливается на сервер компании. Такую систему внедряют и настраивают технические специалисты, а для организации дистанционного обучения требуется много времени.

Облачные решения не нужно устанавливать на сервер, и их можно протестировать, прежде чем приобретать подписку. Студенты и сотрудники проходят курсы и тесты, загруженные в систему, в любом удобном месте.

Преимущества внедрения

С помощью СДО преподаватель или специалист по обучению может:

  • организовать дистанционное обучение в вузе или компании “с нуля”;
  • автоматизировать уже построенный процесс обучения;
  • создать единую базу всех учащихся;
  • позволить слушателям курса учиться самостоятельно, когда и где угодно;
  • сократить административные расходы;
  • внедрить смешанное обучение;
  • тестировать сотрудников и студентов;
  • обучать большое количество людей одновременно;
  • выдавать сертификаты о прохождении курсов.

Чеклист по выбору

Ниже приведён список вопросов, которые помогут определиться в выборе СДО:

  1. Техническая документация. Имеется ли на сайте подробная информация о функциях и возможностях СДО, ответы на частые вопросы?
  2. Техническая поддержка. Менеджеры оперативно и качественно отвечают на вопросы пользователей?
  3. Наличие пробной версии. Доступна ли бесплатная (пробная) версия, которую можно протестировать после регистрации?
  4. Пользовательский интерфейс. Насколько просто пользователи и администраторы могут самостоятельно разобраться с функционалом системы, не читая техническую документацию?
  5. Простота администрирования. Насколько просто можно управлять пользователями и контентом, настраивать систему?
  6. Возможности кастомизации. Насколько быстро, просто и емко можно настроить СДО под требования корпоративного стиля?
  7. Возможности интеграции. Насколько быстро и просто можно встраиваться в корпоративные информационные системы?
  8. Возможности расширения. Имеются ли готовые модули для расширения СДО до комплексной системы автоматизации HR-процессов?
  9. Хранение контента. Имеется ли возможность загружать видео, презентации, документы, изображения и готовые SCORM-курсы, разработанные в других системах?
  10. Редактирование контента. Имеется ли возможность создавать и редактировать учебные материалы, объединять их в учебные курсы, настраивать условия их прохождения?
  11. Создание и проведение тестов. Имеется ли возможность создавать различные виды тестовых вопросов, проводить тесты онлайн и автоматически получать результаты?
  12. Продажа учебных курсов. Имеется ли возможность предоставлять платный доступ к учебным курсам или отдельным учебным материалам?
  13. Мобильное обучение. Имеется ли возможность просматривать учебный контент не только с компьютеров, но и с мобильных устройств?
  14. Добавление пользователей. Поддерживается ли саморегистрация пользователей, импорт из списка, синхронизация с базой данных кадров?
  15. Редактирование профиля пользователя. Может ли пользователь редактировать свой профиль, просматривать результаты и историю обучения, хранить сертификаты, обмениваться сообщениями?
  16. Группировка пользователей. Можно ли объединять пользователей в различные группы и массово назначать этим группам учебные курсы?
  17. Поиск и фильтрация. Насколько удобно искать отдельного пользователя в базе данных?
  18. Управление ролями. Можно ли самостоятельно настраивать права доступа для отдельных пользователей или групп?
  19. Планирование обучения. Имеются ли в системе календари, расписания или графики обучения, помогающие планировать процесс обучения для отдельных пользователей или групп?
  20. Геймификация обучения. Имеются ли в системе рейтинги, бейджики, статусы или внутренняя валюта?
  21. Уведомления. Получают ли пользователи уведомления об изменениях, происходящих в системе: назначение нового курса, новый комментарий или сообщение?
  22. Вебинары. Имеется ли возможность проводить и записывать вебинары?
  23. Чаты. Имеют ли пользователи возможность обмениваться сообщениями друг с другом?
  24. Форумы. Имеют ли пользователи возможность создавать обсуждения на любые темы?
  25. Микроблоги. Имеют ли пользователи возможность вести свои микроблоги?
  26. Лента новостей. Имеется ли возможность централизованно информировать пользователей о наиболее важных событиях?
  27. Опросы. Имеется ли возможность проводить массовые опросы пользователей?
  28. Учёт очных занятий. Имеется ли возможность учитывать результаты занятий, проводимых в очной форме?
  29. Шаблоны отчетов. Имеются ли в системе шаблоны наиболее популярных видов отчетов по достижениям пользователей и просмотрам учебных материалов?
  30. Конструктор отчетов. Имеется ли возмоможность создавать уникальные формы отчетов?
  31. Единоразовые платежи. Какова стоимость продуктов и услуг, которые необходимо оплатить один раз в начале внедрения СДО?
  32. Подписка. Какова стоимость годовой подписки и от чего она зависит?

Как попробовать

Чтобы быстро организовать дистанционное обучение в вузе или компании, подберите СДО, которую легко настроить без специальной подготовки. Если вы ищете простое решение, попробуйте платформу для онлайн обучения iSpring Online, с помощью которой уже учатся 160 тысяч человек.

Зарегистрируйтесь прямо сейчас, и мы проведем для вас бесплатную демонстрацию возможностей системы и расскажем, как iSpring поможет решить ваши задачи по обучению сотрудников.

Записаться на вебинар 14-дневная пробная версия

Система дистанционного обучения: что о ней нужно знать

Буквально каждое учебное заведение, так или иначе, вовлечено в процесс развития инновационных обучающих компьютерных программ. Многие вузы и частные школы внедряют системы дистанционного обучения , что делает образовательный процесс более увлекательным и доступным. Если раньше студентам-заочникам приходилось ждать задания по почте и довольствоваться редкими очными лекциями, то с развитием Интернета получать качественное образование удаленно стало намного проще.

Давайте рассмотрим виды систем дистанционного обучения , их преимущества и недостатки.

Что такое система дистанционного обучения

Дистанционное образование, или форма получения знаний на расстоянии с помощью Интернет-технологий, давно заслужило популярность среди студентов по всему миру и продолжает стремительно развиваться и совершенствоваться.

Современные технические средства позволяют студенту прослушивать лекции ведущих профессоров самых престижных вузов, участвовать в видеоконференциях, выполнять практические задания и многое другое.

Система дистанционного обучения – это специальное программное обеспечение для получения удаленного образования. Существуют как коммерческие платформы, так и программы с открытым кодом. Выбор последних довольно широкий, среди самых популярных из них – ATutor, Moodle, Caroline, Dokeos, LAMS, Open ACS.

Говоря простым языком, СДО – готовая компьютерная программа, которую нужно купить или скачать, а затем установить на стационарном ПК, ноутбуке, планшете или смартфоне. После регистрации вы получите доступ в личный кабинет СДО . Изучив инструкцию по использованию, можно обучаться в вузе, либо создавать собственный курс. Современные площадки очень мобильны и удобны в использовании, многие функции можно доработать и адаптировать под свои потребности.

Преподаватели с их помощью:

  • создают обучающие курсы по своему предмету;
  • планируют учебную нагрузку;
  • проводят лекции, семинары, практические и лабораторные работы;
  • контролируют прогресс учеников при помощи тестов;

Слушатели получают возможность:

  • присутствовать на онлайн-занятиях в виртуальном классе;
  • использовать большое количество ресурсов интернет-библиотек для самостоятельного изучения тем;
  • общаться с педагогами и однокурсниками, в том числе и в режиме реального времени;
  • получать консультации преподавателя в максимально сжатые сроки посредством голосовых и видео чатов, электронной почты, форумов и других ресурсов.

Где еще применяется СДО:

  1. Как элемент в процессе очного или заочного обучения. Система удобна для хранения результатов проверочных заданий, общения студентов между собой, получения онлайн консультаций по некоторым темам.
  2. С ее помощью проходят переаттестацию без отрыва от производства практикующие специалисты различных областей (например, врачи, учителя, бухгалтеры).
  3. Частные языковые курсы часто прибегают к помощи СДО и переносят уроки, в том числе и групповые, в Интернет-пространство.

Что можно сделать в СДО

В зависимости от выбранной площадки, ее функции могут варьироваться, но основная часть программ дает такие возможности:

1. Получать знания в любой части земного шара.

E-Learning позволяет учиться в комфортном темпе, в подходящее время и в удобном месте.

2. Собирать воедино все необходимые материалы.

Владелец площадки размещает там лекции для скачивания в разных форматах, видео, которыми впоследствии будут пользоваться студенты для освоения тем. Причем открыть доступ к следующему курсу можно, только окончив предыдущий и пройдя все необходимые тесты.

3. Добавлять пользователей и выбирать для них подходящий формат.

Администратор отвечает за приглашение, как сотрудников, так и обучающихся. Слушатели могут быть объединены в группы, либо проходить курс индивидуально.

4. Контролировать прогресс.

Знания чаще всего оцениваются с помощью специально разработанных тестов. СДО тестирование максимально непредвзято, ведь баллы подсчитываются автоматически. Отдельные задания, такие как сочинения или дипломные работы, могут проверяться лично куратором.

5. Общаться.

Платформа позволяет педагогам и ученикам общаться в режиме онлайн. Педагоги консультируют слушателей, отвечают на вопросы, проводят видеоконференции в виртуальной аудитории.

6. Сохранять данные.

Все пройденные материалы с результатами тестирований учеников сохраняются на сервере и доступны для просмотра. Всегда можно вернуться к изученному, если есть вопросы.

Развитие системы дистанционного обучения в России

Впервые ДО возникло в Америке еще в 1960 году. В России же e-Learning начало развиваться примерно с 1997 года. В те времена его использовали только внутри отдельных организаций, сегодня – это уже глобальный Интернет-сервис, который дает возможность учиться круглосуточно, в любое удобное время.

СДО России успешно развиваются, завоевывая все большую популярность. Колледжи, университеты, частные курсы сегодня пользуются ими как для удаленного, так и для очного образования. Даже общеобразовательные школы внедряют e-Learning при работе с одаренными детьми и с теми, кто требует индивидуального подхода или серьезно болеет. Например, в Москве есть i-школа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее выпускники получают аттестаты государственного образца.

Дистанционные факультеты есть в Высшей школе экономики, МГУ им. М. В. Ломоносова, Финансовом университете при правительстве РФ, Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова, Современной гуманитарной академии и во многих других. Список вузов постоянно пополняется, так как спрос на подобную форму образования растет.

Преимущества e-Learning очевидны:

  1. Ученикам не нужно переезжать для того, чтобы получить диплом заграничного вуза или университета другого города России.
  2. У тех, кто по состоянию здоровья не может посещать институт, появляется возможность учиться наравне с другими студентами, не испытывая при этом никаких сложностей.
  3. Это идеальный вариант для работающих людей или для желающих получить второе высшее образование, ведь можно самому управлять своим временем и регулировать нагрузку.
  4. Стоимость удаленного обучения относительно низкая.
  5. Применение компьютерных технологий делает процесс учебы увлекательным, тем самым мотивируя студентов.

Есть, конечно, и свои недостатки. Например, нехватка квалифицированных кадров или перебои в функционировании некоторых программ.

Образование и технический прогресс

Информационно-коммуникационные технологии сегодня – это часть практически всех областей человеческой деятельности, не обошли они стороной и сферу образования. Сначала преподаватели включали аудио и показывали видео на занятиях. Затем в аудиториях появились компьютеры с проекторами, презентации, программы-тренажеры. Все чаще стал использоваться Интернет.

В настоящее время вебинары и skype-конференции стали настолько же обычными для нас, как и традиционные лекции. В некоторых случаях, дистанционные занятия даже более эффективны, чем очные. Хорошо e-Learning прижилось и в России, открывая перед нашими студентами множество новых перспектив.

Читайте также:  Какую машину купить начинающему водителю?
Ссылка на основную публикацию