Что такое летние школы? - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что такое летние школы?

Зачем нужна летняя школа?

Любой способный и добросовестный студент мечтает хорошо учиться в школе и сдавать экзамены на «отлично», но порой трудно понять, как выделиться из общей массы. Это становится особенно важным во время поступления в университет, когда вы конкурируете с сотнями кандидатов, имеющих те же экзаменационные оценки, что и вы.

Что можно предпринять, чтобы именно ваши документы заметили среди множества других? Один из способов сделать свое заявление отличным от остальных – посещение летней школы. Это не только поможет вам обратить на себя внимание, но и принесет большую пользу. В сегодняшней статье мы расскажем обо всех преимуществах, которые дает обучение на летних курсах, и вы откроете для себя, что их ценность гораздо выше, чем принято думать.

Что такое летняя школа?

Летняя школа (в Британии их принято называть Summer School) – это программа, обычно продолжительностью 2 недели и более, на протяжении которой присутствующим, как правило, предлагается интенсивное изучение определенных предметов в сочетании с внеклассными мероприятиями. Как следует из названия, эти курсы традиционно организуются в летний период между школьными или университетскими триместрами. В большинстве случаев они предполагают проживание на условиях пансиона.

Причины, по которым вы, возможно, захотите учиться в летней школе

Мы рассмотрим конкретные академические, социальные и карьерные преимущества от посещения летних курсов чуть позже, а пока давайте проанализируем некоторые частые причины, по которым люди присоединяются к ним.

  • Чтобы улучшить свои оценки . Пожалуй, наиболее очевидная причина для поступления в Summer School – желание студента увеличить свои шансы на успешную сдачу экзаменов. Дополнительные занятия помогут закрепить то, что вы изучали в школе, и дадут более глубокие знания, на которые вы сможете опираться в экзаменационной обстановке.
  • Чтобы поработать над учебной дисциплиной, в которой вы не уверены . Летняя школа – замечательный способ подтянуть предметы, которые «хромают». Если, например, вы с трудом справляетесь с математикой, а вам крайне необходима хорошая оценка по этой дисциплине для успешного поступления на выбранную специальность, – летние курсы помогут достичь требуемого уровня компетентности.
  • Чтобы подготовиться к процессу подачи заявления на поступление в университет и/или сдаче вступительного экзамена. Если вы хотите подкрепить свое заявление соответствующими академическими достижениями или находитесь в процессе подготовки к вступительному экзамену в вуз (такому, как IELTS, TOEFL), – существуют летние школы, которые помогут вам и в том, и в другом случае. Это курсы, разработанные специально для подготовки к поступлению в университет.
  • Чтобы усовершенствовать навыки владения английским языком . Одна из самых популярных причин, по которой иностранные учащиеся присоединяются к летней школьной программе в Великобритании, – стремление освоить язык: углубить свои знания, развить навыки разговорной и письменной речи, добиться свободного владения английским, чтобы в будущем получить образование в британском университете. Летние курсы могут также помочь зарубежным студентам расширить академический словарный запас, что позволит писать содержательные эссе и диссертации во время обучения в вузе.
  • Чтобы сделать следующий учебный год немного легче . Если вы новичок в тех предметах, которые планируете осваивать на будущий год, их предварительное изучение во время летних курсов – отличный способ познакомиться с ними и дать себе своеобразную фору, снизив тем самым нагрузку, которая ожидает вас, когда вы вернетесь в школу в сентябре.
  • Чтобы освоить предмет, не доступный в школе . Конечно, не каждое учебное заведение предлагает все интересующие вас курсы. Например, многие не включают в расписание Историю классических цивилизаций. Забронировав себе место в Summer School, вы сможете удовлетворить свой интерес и получить определенное представление о предметах, которые не преподаются в вашей школе. Особенно это касается дисциплин, которые вы ранее не изучали, но считаете, что они могут пригодиться в вашей будущей профессии.

Каждый имеет собственные причины для поступления в летнюю школу – некоторые просто хотят заняться чем-нибудь интересным во время долгих каникул!

Академические преимущества

Разумеется, летние курсы приносят большую пользу, идет ли речь о том, чтобы помочь отстающим ученикам повысить свои оценки или о том, чтобы подготовить способных студентов к поступлению в лучшие университеты. Для летних школ, ориентированных на высокие достижения учащихся, успех во многом зависит от удачного набора студентов, которые будут в состоянии подтвердить свой академический уровень отличными оценками и блестящими рекомендациями от учителей. Для таких ярких учеников Summer School может предложить массу возможностей, которые подтолкнут их к покорению новых вершин.

Интенсивное обучение

В летней школе создана особая атмосфера, в которой акцент делается на том, чтобы учиться. Интенсивные занятия держат в постоянном тонусе, и в данный период времени вы полностью погружаетесь в предмет (или предметы) – на несколько дней или даже недель. Результатом является высокий уровень подготовки в изучаемой области и более глубокие знания, чем у ваших сверстников, которые не посещали летнюю школу.

Развитие учебных навыков

Сама обстановка летней школы, с ее интенсивным обучением и небольшими исследовательскими группами, направлена на выработку у студентов полезных академических навыков, которые пригодятся в университете. Это может быть что угодно – от умения участвовать в научных спорах и дискуссиях до практических приемов написания эссе или методов подготовки к экзаменам.

Уникальная образовательная среда

Образовательное пространство Summer School позволяет студентам ярко проявить свои научные способности. На летних курсах вы находитесь в своеобразном «академическом пузыре» – вдали от обычных школьных дедлайнов и в окружении единомышленников, которые так же заинтересованы в обучении, как и вы, поэтому вам не придется отвлекаться на нарушающих дисциплину одноклассников, как это было в школе.
Многим такая обстановка кажется свежей переменой в рутине школьной жизни, и это отличная подготовка к поступлению в университет. Кроме того, в новом окружении можно вести себя эксцентрично, не беспокоясь о том, что подумают другие люди.

Демонстрация вашей увлеченности

Посещение летней школы – отличный способ продемонстрировать свой интерес к предметам, которые вы собираетесь осваивать в вузе. И не только потому, что ваше заявление будет выглядеть лучше, если вы укажете, что изучали на летних курсах дисциплины, имеющие отношение к вашей будущей специальности. Но и потому, что по окончании программы вы сможете написать интересное эссе с глубокими комментариями по поводу выбранной профессии. Если вы претендуете на университет или курс, в котором абитуриентам для поступления требуется пройти собеседование, летняя школа также может помочь вам, вооружив необходимыми знаниями и навыками, для того чтобы блеснуть во время интервью.

Значение летней школы выходит за рамки очевидных академических плюсов, помогая студентам развивать важные жизненные навыки.

Обретение новых друзей

Одним из главных социальных преимуществ Summer School является то, что она позволяет завести много новых друзей. Маленькие учебные группы и совместное проживание в общежитии помогают узнать товарищей не только в классе, но и за его пределами. Нередко такое знакомство перерастает в крепкую дружбу с однокурсниками. К тому же, в летних школах, как правило, обучаются студенты со всего мира, что создает космополитичную среду и ведет к сплоченности между представителями разных национальностей.

Развитие социальных навыков

Летние школы обычно предлагают обучение в небольших группах, то есть такую обстановку, в которой даже самые застенчивые ученики имеют возможность высказаться и предложить свои идеи и мнения в групповой дискуссии. Общаясь со сверстниками разных национальностей и социальных слоев, вы научитесь находить общий язык с людьми любого круга и разовьете уверенность – просто потому, что вы находитесь вдали от дома, на новом месте, возможно, даже в новой стране.

Отдых, развлечения, экскурсии

Летние курсы обычно предлагают целый ряд развлекательных мероприятий, чтобы помочь студентам расслабиться после напряженной учебы, и, как правило, в программе предусмотрены экскурсии с осмотром ближних и дальних достопримечательностей. Для иностранных студентов летняя школа – фантастическая возможность объединить академическое обучение с туристической поездкой в другую страну, познакомиться с ее культурой и получить ценный жизненный опыт.

Значение летней школы не исчерпывается тем, что она полезна для вашей учебной и общественной жизни и помогает поступить в университет. Она также положительно влияет на вашу карьеру.

Резюме станет лучше

Вы можете написать в своей автобиографии, что приняли участие в академической летней школе, перечислить некоторые навыки, которым вас учили на курсах, и указать, как это помогло вам в вашей учебе.

Сможете поступить в хороший университет

Благодаря знаниям и навыкам, полученным в летней школе, и ценной предуниверситетской подготовке, которую она может предложить, вы потенциально можете рассчитывать на поступление в более сильный вуз, ведь ваши оценки станут лучше, а заявление – сильнее. Это окажет непосредственное влияние на ваше резюме, так как диплом высокоавторитетного вуза произведет благоприятное впечатление на потенциальных работодателей.

Обретете навыки широкого применения

Летние школы помогают развить умения, которые могут быть с успехом использованы в различных ситуациях, допустим, на рабочем месте. К таким навыкам относится, например, коммуникабельность, то есть способность хорошо взаимодействовать с другими людьми. Это крайне необходимое жизненное умение становится особенно важным в условиях работы. Другие примеры навыков широкого применения – это способность грамотно распределять свое время, организованность, навыки письменной английской речи – то есть все то, что изучают и совершенствуют в летней школе.

Получите преимущество над своими сверстниками

С той конкуренцией, которая существует при поступлении в университет, а впоследствии при устройстве на работу, порой довольно трудно сделать так, чтобы ваше резюме выделялось из себе подобных. Обучение на летних курсах станет ценным дополнением к вашему портфолио, многочисленные преимущества которого можно указать в заявлении при поступлении в университет или при приеме на работу. На рынке, на котором вузы и работодатели сталкиваются с массой соискателей равного уровня компетентности, именно упоминание о пройденной летней школе может перевесить чашу весов в вашу сторону – просто потому, что вы отличаетесь от других дополнительными знаниями и опытом.

Точка зрения университетов

Университетские преподаватели часто жалуются, что студенты плохо подготовлены к академической строгости, необходимой в вузе. Ученики привыкли к тому, что им должны разжевать и положить в рот информацию, необходимую для успешной сдачи экзамена. Педагоги находятся под постоянным прессом, стремясь выполнить поставленные задачи. В то же время многие утверждают, что сами экзамены были упрощены до абсурда, чтобы все выглядело так, как будто количество людей, получающих хорошие оценки, неуклонно растет. Отсюда следует, что студенты, поступающие в университет, не имеют фундаментальных знаний по выбранному предмету, и им предстоит немало поработать, чтобы достичь требуемого уровня. По-видимому, именно поэтому университеты с огромным уважением относятся к абитуриентам, которые приложили усилия, чтобы освоить программу летних курсов, выходящую за рамки стандартных школьных требований.

Читайте также:  Как пользоваться твиттером?

Летняя школа – это также очень весело!

Нет никаких сомнений в том, что Summer School дает посещающим ее студентам целый ряд преимуществ. Кроме того, что она развивает академические и социальные навыки и становится важным пунктом будущего резюме, летняя школа – это еще и невероятно весело! Способные ученики получат удовольствие от программы повышенной сложности, которую предлагают на курсах, но они будут также наслаждаться неформальным общением, потому что одноклассники являются единомышленниками – это люди, которые так же, как и вы, хотят добиться успеха и дать себе наилучший старт в жизни.

Летние курсы для академических целей в Англии, предлагаемые компанией «Канцлер» :

Далеко не всё о летних школах

Истории, теории, практики и много впечатлений

Получайте новости почтой:

Летние школы – тоже образовательная технология, только не очень новая. Первые физико-математические лагеря для школьников появились в России еще полсотни лет назад. Чем там занимаются и как туда попасть обычному школьнику? Об удивительном мире летних школ рассказывает Илья Воронцов, преподаватель сразу нескольких из них.

Летняя школа – это как лагерь, но только учебный или научный. Школы бывают разными (даже зимними, весенними или осенними), а объединяет их одно: особая заинтересованность преподавателей и высокая мотивация школьников. Преподаватели часто привносят свои профессиональные и научные интересы – от разведения змей в неволе до написания мобильных приложений. Курсы большинства выездных школ нацелены на расширение кругозора, а вовсе не на зубрежку формул. Темы скорей дополняют школьную программу – можно запросто встретить курс по эволюции беспозвоночных или лекции о математической теории узлов. Такие курсы вряд ли пригодятся при сдаче ЕГЭ, зато могут привить любовь к науке и показать, зачем она нужна. И даже если школьник больше ни разу не столкнется с теорией узлов, его жизнь уже никогда не будет прежней.

Летние школы есть и за границей. Например, с недавнего времени существует школа «Алеф», проходящая в Мюнхене. Делают ее наши соотечественники, с богатым опытом проведения подобных школ в России. Приезжают на нее русскоязычные дети со всей Европы. В США и Европе есть собственные традиции учебных лагерей, значительно отличающиеся от российских. Несмотря на огромное количество зарубежных студенческих школ, каникулярных программ для подростков сравнительно там немного, и доступны они отнюдь не всем. Образовательные форматы также могут существенно отличаться. Так, например, многие учебные лагеря в США интегрированы в систему образования. Учеба в таких лагерях слабо отличается от учебы в университете, а сданные курсы идут в диплом.

Какими бывают школы?

Многопрофильные школы

Одни из известных многопрофильных школ – ЛЭШ (Летняя Экологическая Школа) и ЗПШ (Зимняя Пущинская Школа). Так, например, на ЛЭШ есть отделения биологии, физики, математики и гуманитарных наук, а ЗПШ подразделяется на естественнонаучное, точное, гуманитарное и психологическое отделения. Выбирать что-то одно необязательно – поощряется посещение курсов разного профиля. Часть занятий проходит в формате традиционных лекций и семинаров, остальное же составляют лабораторные практикумы и полевые исследования. Кстати, на ЛЭШ, которая стоит палаточным лагерем, на свежем воздухе проходит и большинство лекций. Изучать гамильтонову механику под соснами ничуть не менее эффективно, чем в учебной аудитории, и намного приятнее.

Узкоспециальные школы

Некоторые школы ориентированы на подростков, которые точно знают, чего хотят. Учебные курсы в таких лагерях отличаются очень глубоким уровнем изучения материала: продвинутой математикой занимаются в летней школе «Современная математика», а алгоритмическим программированием – в ЛКШ (Летняя компьютерная школа). Кстати, более половины победителей Всероссийских олимпиад по программированию выходит из ЛКШ. Помимо computer science на школе можно углубиться в современные практики промышленного программирования и под руководством преподавателей из крупных IT-компаний получить опыт командной работы над программным продуктом.

Научные школы

В ШМТБ (Школе молекулярной и теоретической биологии) можно поучаствовать в работе лаборатории молекулярной биологии или биоинформатики, изучать функционирование белков или целых геномов. У некоторых школьников по результатам исследований даже выходят научные статьи в международных журналах. Занятия ведут ученые мирового уровня, причем часто по-английски. Школьники, выбравшие «мокрую» лабораторию, проводят часы с бактериями, белками и пробирками. В «сухих» лабораториях работают за компьютерами: ищут информацию в базах данных, пишут программы анализа генетической информации, изучают полученные в ходе экспериментов данные.

Школы, где делают проекты

Часть школ, например, компьютерный лагерь «Слон», концентрируются на практической работе. Участник смены выбирает серьезную задачу и решает ее в течение смены. Это может быть, например, разработка искусственного интеллекта для компьютерной игры, моделирование движения водяной ракеты или программирование электронных часов. Как правило, всем достаются разные задачи: одной группе интереснее узнать, как на движение ракеты влияет сопротивление воздуха, а другие анализируют, как ведет себя ракета, постепенно теряющая массу из-за расхода топлива. Домой школьники привозят собственноручно выведенные формулы, самостоятельно написанные компьютерные игры и умение решать задачи, не имеющие единственно верного решения.

Летние школы: в 1960-ых и сегодня

Первые физико-математические лагеря появились в России в 1960-ые годы, и уже тогда летние школы старались держаться на переднем крае достижений науки и техники. С тех пор законы физики и математики не успели измениться, но количество научных инструментов серьезно увеличилось. К экспериментальному и теоретическому способам изучения законов природы добавился метод численных экспериментов. Иногда в работе пригождаются технологии, которым нет и десятка лет – в обычной школе о таких точно не расскажут. Биологи секвенируют геномы и ищут аналоги белков, применяя геномные базы данных; программисты изучают функциональное программирование и пишут собственные алгоритмы для распознавания изображений; физики делают первые шаги в схемотехнике и работают с 3D-принтерами. Однажды на Пущинской школе участники своими руками даже сделали сканирующий зондовый микроскоп.

Распространение интернета сильно повлияло на жизнь летних школ – почти нет смысла рассказывать старшеклассникам вещи, о которых достаточно прочитать статью в Википедии. Но практические и лабораторные курсы продолжают играть прежнюю, если не большую роль. Теперь можно копнуть глубже, ведь у современных школьников есть возможность самостоятельно заполнить пробелы. Нередко применяются специализированные технологии для обучения. Например, в Летней компьютерной школе используется автоматическая система проверки задач, позволяющая протестировать алгоритм на все возможные недочеты. Когда школьники возвращаются домой, они могут работать с ней по интернету, доделывая то, что не успели за смену.

Как попасть на летнюю школу?

На летних школах не бывает совсем случайных людей. Для начала нужно пройти вступительное испытание – это останавливает тех, кто (напрасно) считает, что учиться летом скучно. Обычно отбор приходится на весну, так что любознательным школьникам еще не поздно найти школу по душе. Большая часть рассчитана на старшеклассников, но бывают и исключения – например, ЛЭШ принимает школьников с пятого класса, а в школу «Современная математика» могут попасть студенты младших курсов.

Мир летних школ тесно переплетен с миром «матшкол» и школ для одаренных детей. Часть организуется вузами – например, Школа прикладной математики и физики (ПМФ) при МФТИ. Большая часть упомянутых выше школ располагается в Московской области, хотя бывают и региональные: Красноярская летняя школа или Кировская летняя многопредметная школа. На некоторые из них ученики съезжаются со всей России, а иногда даже из-за границы.

Значительная часть летних школ существует на волонтерских началах: стоимость путевки фактически равна стоимости проживания и питания. За счет спонсорской помощи фонда «Династия», ABBYY, ВКонтакте и Яндекса некоторым школам удается существенно сократить цену или вовсе предложить бесплатные путевки для победителей олимпиад.

Чтобы выбрать школу для учебы (или даже для преподавания), лучше изучить детали на отдельных сайтах. Более полный список летних школ можно найти в Википедии и на сайте Московского центра непрерывного математического образования. Рекомендуем заглянуть также в список школ прошлого года, поскольку не все лагеря успели обновить информацию на сайте.

Несмотря на серьезные различия в учебном процессе, главный результат у всех летних школ один: детям становится интересно учиться и получать новые знания. И, хотя это не является целью, большей части школьников удается поступить в вузы, как МГУ, МФТИ, МГТУ, РГГУ, ВШЭ, СПбГУ, ИТМО и другие сильнейшие учебные заведения. Поступив в университет, многие продолжают приезжать на летние школы – уже в качестве преподавателей.

Летние школы

Хотите учиться, общаться, отдыхать – и с пользой обмениваться настоящим научным опытом во время каникул? Такую возможность дают многочисленные летние школы, проводимые в России и за рубежом. Летние школы – это объединяющее название для различных учебных и научных мероприятий, к участию в которых приглашаются школьники старших классов, студенты, аспиранты и другие заинтересованные лица. Разнообразие тематики и обширная география мест проведения позволяют выбрать программу исходя из собственных потребностей, получить новые знания, завязать полезные и интересные знакомства и себя показать. А еще участие в летних школах – это особого рода образовательный туризм, прекрасная возможность посмотреть другие страны и города.

Неужели бесплатно?

Да, летние школы бывают и такими. Сведения об этих проектах распространяются по схеме «из рук в руки»: по знакомым людям, дружественным организациям и неформальным социальным сетям. Многие школьники и студенты, особенно из регионов и некрупных городов, часто даже не подозревают о существовании подобных возможностей и искренне удивляются: разве можно сегодня поехать учиться куда-то бесплатно? Да, сегодня таких возможностей довольно много.

Общий сценарий

Что такое летние школы? Под этим названием скрывается весьма разномастная группа краткосрочных образовательных программ. Летняя школа может также называться семинаром, тренингом или (реже) конференцией.

Впрочем, дело не столько в названии, сколько в том, что за ним стоит. Большинство этих мероприятий проводится именно в летнее время – в период каникул и отпусков, когда проще всего собрать заинтересованных участников. (Но организуются также аналогичные «зимние школы» – во время рождественских и новогодних школьных каникул.)

Летние школы длятся не менее трех-пяти дней и редко продолжаются дольше трех недель. Состав участников чаще однородный: идея большинства школ состоит в том, чтобы собрать заинтересованных молодых людей по принципу общей либо смежной сферы деятельности. Часто эти проекты – разовые для ребят и цикличные для организаторов: школа проводится каждый год, а состав участников обновляется. Но есть и школы, рассчитанные на несколько лет – впрочем, более редкие. В таких случаях молодежь собирается каждое лето на своего рода сессии, а в промежутках между ними поддерживает внутришкольные контакты и выполняет межсессионные задания.

Типичная летняя школа обычно работает по схеме, сочетающей в себе лекции и практические занятия.

В первой половине дня приглашенные преподаватели предлагают теоретический материал. Или – рассказывают о собственном опыте. А вторая половина дня посвящается семинарам, дискуссиям, ролевым играм, круглым столам, командной работе и презентациям проектов. Все – а народу может быть от 15 до 200 человек – вовлекаются в активную работу.

Читайте также:  Мотивация достижения успеха

В последний день школы, как можно догадаться, проходит заключительное мероприятие: подводятся итоги, участники делятся друг с другом впечатлениями. Сложно передать атмосферу расставания, но прощаться обычно не хочется – и многие продолжают переписываться и встречаться даже спустя продолжительное время.

Организаторы

Как уже сказано выше, многие летние школы бесплатны для их участников. И в то же время — это серьезные мероприятия. Возникает закономерный вопрос: кто берет на себя расходы?

Инициаторами здесь чаще всего выступают различные фонды содействия развитию образования и прав человека; школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов; летнюю школу может провести университет или исследовательский центр. Энтузиастами могут быть и частные лица – в таком случае вокруг одной идеи объединяются люди, которые разрабатывают концепцию проекта, а потом ищут спонсоров.

Организаторы всегда заинтересованы в популяризации определенной научной тематики.

Как стать участником

Летние школы принято проводить чаще всего в июле-августе, оповещать же о них начинают пораньше. Поскольку в большинстве случаев отбор конкурсный, следите: примерно за месяц до начала работы школы объявляют о проведении такого конкурса. Для распространения информации задействуются личные связи и информационные рассылки, создаются интернет-странички и формируются сайты, используются социальные сети… Конечно, организаторы заинтересованы в том, чтобы как можно больше заинтересованных людей откликнулись на их предложение: тогда у них появляется возможность отобрать наиболее способных и мотивированных ребят. Однако практика показывает, что о таких мероприятиях всё равно узнают не все, кто мог бы захотеть к ним присоединиться. Поэтому начинать поиски лучше заранее (оптимально – в мае, а до этого хорошо бы просто подготовиться по тому или иному предмету). Ищите школу по как можно большему количеству источников. Интернет здесь незаменим.

Приведу несколько адресов с краткими описаниями

  1. Летняя школа «Исследователь» (http://issl.ru) включает в себя 4 отделения: физическое, медицинское, социальных наук и журналистики. Она проходит с последней недели июля по последнюю идею августа в полевых условиях в 300 км от Москвы. Участники и преподаватели живут в палатках.
  2. Красноярская летняя школа (http://klsh.org). Здесь 9 предметных отделений: физико-математическое, химическое, биологическое, информатики, медицинское, экономическое, лингвистики, психологии и юридическое. Проводится ежегодно в течение трех недель.
  3. Летняя школа «Современная математика» (www.mccme.ru/dubna). Около ста участников в течение двух недель июля посещают лекции и семинары в Дубне на севере Подмосковья.

Видимо, летние школы – это нечто большее, чем подготовка к серьезной студенческой жизни, поскольку существуют аналогичные школы и для самих студентов.

Итак, вы нашли школу и решили присоединиться к ее работе. Иногда все расходы на транспорт, питание, проживание и обучение оплачиваются принимающей стороной. Есть школы, которые предоставляют бесплатное обучение и проживание, но предлагают участникам оплатить свой проезд самостоятельно. Еще один вариант – когда за обучение вы не платите, но берете на себя все издержки, связанные с проживанием, питанием и дорогой. И, наконец, последний вариант – когда вы оплачиваете все расходы, в том числе и на обучение. Обычно сведения о необходимости оплаты (или ее отсутствии) приводятся в объявлении о конкурсе. Если же там про деньги не сказано вообще ничего, во избежание сюрпризов уточните этот момент у организаторов. (Европейские летние школы, как правило, предлагают несколько вариантов покрытия расходов. В частности, можно претендовать на небольшой грант, равнозначный сумме участия или способный компенсировать часть затрат.)

В большинстве случаев (и особенно в ситуации покрытия расходов) вам необходимо пройти конкурсный отбор. У каждой программы свои требования, но чаще всего полноценная заявка на участие включает в себя анкету, выполненное конкурсное задание (развернутые ответы на предложенные вопросы и / или эссе на предложенную тему), мотивационное письмо – краткое обоснование того, почему вы заинтересованы участвовать в работе школы. В ряде случаев принципиально нужно знать иностранный язык. В последнее время даже российские школы приглашают иностранных преподавателей. А встречаются и школы на иностранном языке (чаще всего это английский) – речь идет о международных школах, участники которых прибывают из разных стран. Международные школы проводятся как за рубежом, так и в России.

В объявлении также указан крайний срок подачи заявок. После того как все документы собраны и поданы, они какое-то время (от недели до месяца) обрабатываются, а затем вам объявляют результаты конкурса – ждут ли вас в летней школе.

Бонусы

Описать летние школы в ключевых словах очень просто: обучение, люди, отдых. Самое важное – ради чего и существует любой обучающий проект, – чтобы заинтересованные знаниями и навыками люди эти знания и навыки получили. И задача организаторов – найти людей, которые не просто примут новую информацию к сведению, но и смогут ею воспользоваться в своей учебе и работе.

  • Любая летняя школа – это попытка собрать вместе тех школьников или студентов, которые готовы с удовольствием и пользой учиться летом в компании единомышленников.
  • Это многочисленные знакомства, которые вряд ли состоялись бы в других условиях.
  • Это личное (в том числе и неформальное) общение с преподавателями, дружественная атмосфера и обмен опытом.
  • Это и полезные связи, которые сказываются много после – в виде совместных последующих проектов.
  • Это погружение в новую социальную сеть: организаторы собирают контактную информацию и позднее извещают участников о новых мероприятиях…

В ряде случаев по окончании школы участникам выдаются сертификаты, подтверждающие их активность. А посещение иностранных летних школ – при условии успешного выполнения всех необходимых требований – дополняется присвоением определенного количества кредитных единиц. В зависимости от времени, уделенного процессу обучения, вы набираете кредиты (обычно их число указывается сначала в объявлении, а затем в свидетельстве и в среднем составляет 3-6). Это уже некий задел для будущего обучения в рамках Болонского процесса.

И, наконец, каждая летняя школа – это не только работа и целенаправленное общение, но и отдых. Красивые места, приятные люди и свежий воздух – лучшие условия для усвоения знаний.

Это новые возможности, которые стоит находить и использовать.

Хогвартс в русском бору: что такое Летняя школа и зачем туда ехать

Рассказывает журналист и редактор Александрина Елагина

Жур­на­лист и ре­дак­тор Алек­сандри­на Ела­ги­на уже де­вять лет ез­дит на Лет­нюю шко­лу— неком­мер­че­ский об­ра­зо­ва­тель­ный про­ект, где пре­по­да­ва­те­ли, ор­га­ни­за­то­ры и участ­ни­ки жи­вут в па­лат­ках, сами го­то­вят и ор­га­ни­зу­ют учеб­ные про­грам­мы. Ела­ги­на рас­ска­за­ла «Цеху», за­чем ехать на Лет­нюю Шко­лу, к чему го­то­вить­ся и по­че­му это ме­сто ста­ло для це­ло­го по­ко­ле­ния Хо­гварт­сом.

Ко­гда я впер­вые при­е­ха­ла на Лет­нюю Шко­лу, мне было 19 лет. Кро­ме па­лат­ки, у меня был би­лет в один ко­нец до Пе­тер­бур­га, вы­пис­ка с оцен­ка­ми для пе­ре­во­да в уни­вер­си­тет кино и те­ле­ви­де­ния, со­рок ки­ло­грамм ве­щей — в об­щем, всё мое иму­ще­ство.

Мои ро­ди­те­ли оха­ли и го­во­ри­ли, что я не про­дер­жусь в лесу, в па­лат­ке и дня. Но они недо­оце­ни­ва­ли мой эмо­ци­о­наль­ный го­лод: за пол­го­да до это­го я по­еха­ла на меж­ду­на­род­ный жур­на­лист­ский се­ми­нар «Ме­диа­по­ли­гон» в Ро­стов-на-Дону. Там я на­шла то, что так дол­го ис­ка­ла, — про­стран­ство, где об­суж­да­ют идеи. Мно­гие из ре­бят, с ко­то­ры­ми я то­гда по­зна­ко­ми­лась, со­би­ра­лись ехать на Лет­нюю Шко­лу.

В то вре­мя шко­ла рас­по­ла­га­лась в де­ревне Руч­ки Твер­ской об­ла­сти. Ее ха­риз­ма­ти­че­ски­ми ли­де­ра­ми были ре­дак­то­ры из жур­на­ла «Рус­ский ре­пор­тер». Па­лат­ки участ­ни­ков сто­я­ли в поле, пред­ва­ри­тель­но вы­ко­шен­ном от бор­ще­ви­ка, а за­ня­тия про­хо­ди­ли в пу­сто­вав­шей сель­ской шко­ле и в ар­мей­ских па­лат­ках.

Я все­гда немно­го за­ви­до­ва­ла сверст­ни­кам, вы­рос­шим в боль­ших го­ро­дах: мно­гие из них в стар­ших клас­сах шко­лы ту­со­ва­лись со сту­ден­та­ми уни­вер­си­те­тов. Че­рез них они узна­ва­ли о ве­ли­ких кни­гах, му­зы­кан­тах, фи­ло­соф­ских иде­ях. Я же вы­рос­ла в Но­риль­ске. Мо­и­ми стар­ши­ми то­ва­ри­ща­ми были пан­ки из мест­но­го ПТУ и гор­но­го ин­сти­ту­та. Ни­кто из них не рас­ска­зы­вал об экс­пе­ри­мен­те Шре­дин­ге­ра или Зим­бар­до за кег­лей пива в подъ­ез­де.

И тут, на Лет­ней шко­ле, я до­рва­лась. У меня было чув­ство, как буд­то я по­па­ла в Хо­гвартс — маг­лы все­гда счи­та­ли меня су­ма­сшед­шей, а на са­мом деле я вол­шеб­ни­ца. Во­круг меня — куча лю­дей, для ко­то­рых ма­гия — это нор­маль­но. Ко­то­рым нра­вит­ся об­суж­дать идеи, кон­цеп­ции, свое ре­мес­ло. От вос­тор­га я даже по­чти не спа­ла — бо­я­лась что-то про­пу­стить.

Спу­стя де­вять лет я вижу, как та­кие же де­вят­на­дца­ти­лет­ние хо­дят по Дуб­нен­ско­му лесу в ре­зи­но­вых са­по­гах, что-то ярост­но об­суж­да­ют, и ра­ду­юсь. И даже немно­го за­ви­дую: у них есть вре­мя оку­нуть­ся с го­ло­вой в этот мо­мент, про­жить свое лето.

Го­во­рят, глав­ное в жиз­ни — най­ти «сво­их». На Лет­ней Шко­ле ко­ли­че­ство та­ких лю­дей за­шка­ли­ва­ет

Мне слож­но го­во­рить о Лет­ней шко­ле — так слож­но го­во­рить о ме­сте, в ко­то­ром ты вы­рос. Для меня оно дей­стви­тель­но в неко­то­ром роде Хо­гвартс — ака­де­мия ма­гии и вол­шеб­ства, уда­лен­ная от боль­шо­го мира, скры­тая в лесу. Ме­сто, в ко­то­ром я пе­ре­жи­ва­ла фан­та­сти­че­ские мо­мен­ты вдох­но­ве­ния. В ко­то­ром ре­ши­ла стать мра­ко­бор­цем (пер­со­на­жи «Гар­ри Пот­те­ра». Вол­шеб­ни­ки, ко­то­рые бо­рют­ся с тем­ной ма­ги­ей — Прим.ред). В ко­то­ром было груст­но и обид­но. В ко­то­ром так влю­би­лась, что до сих пор не могу слу­шать «Мое серд­це» Спли­на.

Мно­гие люди, с ко­то­ры­ми я сбли­зи­лась в свои пер­вые «Лет­ние шко­лы», до сих пор оста­лись со мной. Ино­гда у меня воз­ни­ка­ет на­ив­ное чув­ство ми­сти­циз­ма: го­во­рят, глав­ное в жиз­ни — най­ти «сво­их». На ЛШ съез­жа­ют­ся со всей Рос­сии — ко­ли­че­ство «сво­их» на квад­рат­ный метр про­сто за­шка­ли­ва­ет. Часть из них по­взрос­ле­ла и от­кры­ла свои «фа­куль­те­ты» на ЛШ. Я же при­ез­жаю в по­след­нее вре­мя все­го на несколь­ко дней — если зо­вут де­лать ма­стер-клас­сы.

Воз­мож­но, это дей­стви­тель­но неко­то­рая на­ив­ность вос­при­я­тия — про­сто на ЛШ мне очень ком­форт­но. Как буд­то об­щая ат­мо­сфе­ра сни­ма­ет с тебя обо­лоч­ку внеш­не­го мира: ты не мо­жешь здесь по­зи­ци­о­ни­ро­вать себя че­рез внеш­ность — тут, ко­неч­но, ни­кто не на­ря­жа­ет­ся в ман­тии вол­шеб­ни­ков, но все лох­ма­тые, в сви­те­рах, ре­зи­но­вых са­по­гах и шта­нах, ко­то­рые не жал­ко угро­бить, ва­ля­ясь на тра­ве. Все, что у тебя есть — внут­рен­нее со­дер­жа­ние.

От­ча­сти бла­го­да­ря та­кой сво­бод­ной фор­ме одеж­ды на ЛШ есть осо­бая лег­кость в об­ще­нии: ты ни­ко­гда не зна­ешь, кто пе­ред то­бой — участ­ник, ди­рек­тор ма­стер­ской или лек­тор. Мож­но при­ки­нуть по воз­рас­ту, но на ЛШ все­гда мно­го мо­ло­дых пре­по­да­ва­те­лей и лек­то­ров, а идея но­сить бей­джи есте­ствен­ным об­ра­зом не при­жи­лась. Нет ни­ка­кой ком­му­ни­ка­ци­он­ной иерар­хии — и это толь­ко по­мо­га­ет. Со мной не раз были стран­ные си­ту­а­ции, ко­гда я увле­чен­но го­во­ри­ла с че­ло­ве­ком два часа, а толь­ко по­том узна­ла, кто он и от­ку­да.

Читайте также:  Газонная трава – как выбрать?

«Ни­кто не бу­дет уго­ва­ри­вать тебя на­пи­сать текст, по­есть или по­спать — ты сам опре­де­ля­ешь, что де­лать и как себя ве­сти»

Фор­маль­ная иерар­хия на ЛШ есть, но она ско­рее ор­га­ни­за­ци­он­ная, чем меж­лич­ност­ная. Есть ма­стер­ские — они де­лят­ся по на­прав­ле­ни­ям, у каж­дой есть свой ру­ко­во­ди­тель. Он за­ни­ма­ет­ся ад­ми­ни­стра­тив­ны­ми де­ла­ми, за­ра­нее го­то­вит учеб­ную про­грам­му, при­гла­ша­ет лек­то­ров.

Ру­ко­во­ди­те­ли ма­стер­ских вхо­дят в Со­вет — со­ве­ща­тель­ный ор­ган, в ко­то­ром так­же есть ру­ко­во­ди­те­ли ма­стер­ских раз­ных лет. От­дель­но су­ще­ству­ет орг­ко­ми­тет — он за­ни­ма­ет­ся Лет­ней шко­лой круг­лый год: за­ра­нее фор­ми­ру­ет про­грам­му всей шко­лы, за­ни­ма­ет­ся бла­го­устрой­ством ла­ге­ря под Дуб­ной.

Глав­ный на ЛШ — ди­рек­тор. Каж­дый год про­хо­дят вы­бо­ры: лю­бой мо­жет про­ве­сти кам­па­нию и из­брать­ся, если два года под­ряд при­ни­мал уча­стие в жиз­ни Лет­ней шко­лы. Этот «фильтр» пред­по­ла­га­ет, что че­ло­век, ко­то­рый хо­чет воз­глав­лять шко­лу, по­ни­ма­ет, во что ввя­зы­ва­ет­ся и раз­де­ля­ет цен­но­сти про­ек­та.

Та­кая си­сте­ма по­яви­лась не сра­зу. Я ви­де­ла, как люди учи­лись до­го­ва­ри­вать­ся меж­ду со­бой, при­ни­ма­ли и от­ме­ня­ли пра­ви­ла. Един­ствен­ное, что все­гда ле­жа­ло в ос­но­ве как цен­ность — это со­при­част­ность. Даже бу­дучи уче­ни­ком, ты не мо­жешь остать­ся пас­сив­ным: по­ря­док в ра­бо­чей ком­на­те ма­стер­ской, кол­лек­тив­ный и лич­ный ре­зуль­тат — твоя от­вет­ствен­ность в том чис­ле. Ни­кто не бу­дет хо­дить и уго­ва­ри­вать тебя на­пи­сать текст, по­есть или по­спать — ты сам опре­де­ля­ешь что тебе де­лать и как себя ве­сти. В кон­це кон­цов, все со­вер­шен­но­лет­ние.

Это пра­ви­ло, прав­да, не ка­са­ет­ся школь­ни­ков — на ЛШ есть несколь­ко ма­стер­ских, ко­то­рые при­ни­ма­ют несо­вер­шен­но­лет­них. У них бо­лее жест­кий ре­жим дня и ди­рек­то­ра ма­стер­ских сле­дят за рас­по­ряд­ком.

Од­на­жды я при­е­ха­ла на Лет­нюю шко­лу в аб­со­лют­но раз­би­том со­сто­я­нии. У меня со­вер­шен­но не было сил вклю­чать­ся в ра­бо­ту ма­стер­ской, несмот­ря на то что я еха­ла с же­ла­ни­ем по­про­бо­вать что-то но­вое — я про­шла от­бор в «Жи­вой те­атр». Неде­лю я про­сто раз­го­ва­ри­ва­ла с людь­ми, хо­ди­ла на от­кры­тые лек­ции, ки­но­по­ка­зы и дру­гие ме­ро­при­я­тия раз­ных ма­стер­ских. Не ска­зать, что ру­ко­во­ди­тель мо­е­го от­де­ле­ния была от это­го в вос­тор­ге, но и ост­ра­киз­му не под­верг­ла. За это я очень ей бла­го­дар­на: бро­дя по лесу, я при­шла в себя.

С ЛШ мо­гут вы­гнать — если ты бу­дешь пить ал­ко­голь и бу­я­нить. Прав­да, я знаю очень мало слу­ча­ев, ко­гда на ЛШ при­ез­жа­ли люди, что­бы ото­рвать­ся, и их за это вы­го­ня­ли. Каж­дая ма­стер­ская — от ме­ди­цин­ской до до­ку­мен­таль­но­го кино про­во­дит от­бор участ­ни­ков. У каж­дой — свои тре­бо­ва­ния к участ­ни­кам, в за­ви­си­мо­сти от на­прав­ле­ния. При­ем за­явок от­кры­ва­ет­ся вес­ной. За­пол­нить ан­ке­ту дол­жен каж­дый, даже если уже сто раз при­ез­жал на ЛШ. У меня ни разу не по­лу­чи­лось «сме­нить про­фес­сию» — чув­ство­вать себя нор­маль­но на ка­ких-то дру­гих, нежур­на­лист­ских ма­стер­ских. На­вер­но, по­то­му что лю­бо­пыт­ной во­ро­ной мож­но по­быть и без уча­стия, а ра­бо­тать луч­ше все-таки с тем, что лю­бишь боль­ше все­го. И с теми, кто это чув­ство раз­де­ля­ет. Как буд­то бы я, гриф­фин­до­рец, по­па­да­ла на Пуф­фен­дуй — чув­ство­ва­ла себя со­вер­шен­но ино­род­ной. Так что, если со­бе­ре­тесь, от­не­си­тесь от­вет­ствен­но к сво­е­му вы­бо­ру — в кон­це кон­цов, рас­пре­де­ля­ю­щая шля­па учи­ты­ва­ет же­ла­ние уче­ни­ка в первую оче­редь.

Зачем нам летние школы?

Зачем нам летние школы?

Лет 40 назад вопрос летнего отдыха для детей не стоял в принципе. С наступлением летних каникул, счастливые ребята-пионеры, мелькая красными галстуками, рассаживались по местам в автобусах и направлялись в пионерлагерь. Ещё через пару десятков лет пионерлагеря стали просто летними лагерями, куда родители были рады отправить своих детей: «И на свежем воздухе, и весело, и друзей новых найдёт». А дальше началась эпоха образовательных лагерей, куда отправлялось совсем не так много детей, обычно в такие лагеря ездили олимпиадники, отличники, в общем те, на кого были большие надежды и у родителей, и у школы, да и в целом у страны.

Преподаватель RazvitieCenter.ru делится своим опытом обучения в летних школах и рассказывает, почему стоит учиться и летом.

Мне не посчастливилось побывать в обыкновенном летнем лагере (кстати, я считаю, что это не так уж и плохо, все-таки очень уж мало осталось действительно хороших лагерей). Зато я побывала в нескольких летних школах, которые отличались друг от друга по многим параметрам, но цель моего пребывания там была всегда одна — за лето не забыть пройденное в гимназии, уйти вперёд по программе, расширить свой кругозор и подготовиться к предметным олимпиадам.

Меня всегда удивляли высказывания по поводу летних школ, которые я слышала от одноклассников и их родителей, все их можно объединить одной фразой: «Ребёнок летом должен отдыхать, гулять, а не учиться!». А разве обучение чему-то интересному и саморазвитие не может быть одной из форм досуга, например?

Недавно увидела у подруги ностальгический пост о том, как было круто и познавательно каждое лето ездить по различным летним школам, а под постом фотки у костра вперемешку с селфи с заформалиненными змеями и ящерицами (биологический профиль, как-никак!), тут и созрела идея рассказать о том, кому, зачем и почему полезно учиться летом.

Что такое летняя школа?

Если объяснять просто, то это лагерь, в котором учат тому, что выходит за рамки школьной программы. Например, в общеобразовательных школах точно нет времени показать детям, как препарировать лягушку, или как отличить аминокислоту от углевода на практике, или как перевести текст с древнерусского языка. Судя по рассказам моих учеников, им в школах некогда даже собрать простейшую электрическую цепь, и уроки проходят как лекции. А в летних школах есть и время, и условия, и преподаватели, которые могут обучить знаниям за пределами школьной программы, ведь не отвлекают ни звонки, ни педсоветы, ни заполнение журналов.

Конечно же, огромный плюс летней школы — это то, что ученики получаются знания на практике, а не только теоретическое представление об изучаемом предмете. Практические навыки — это всегда увлекательно и точно не может быть скучно! Вы только представьте, как это круто, если запомнил свойства таинственного дихромата, наблюдая «извержение» химического вулканчика! А как интересно научиться отличать друг от друга 20 видов растений, на первый взгляд похожих между собой! И как здорово, придя в школу первого сентября, блистать решением олимпиадных задач по физики или математике, знать стишок про цикл Крабса или понимать на слух абсолютно все иностранные песни в плей-листе!

Где и как проходят летние школы?

Попыталась сосчитать, в скольких школах была я сама. Получилось, что в семи (почти от всех была в восторге!), сюда входят не только летние, но и осенние, и зимние образовательные лагеря. Но сейчас речь о летних школах. Почти все они проходят за городом, потому что там отличные условия как для отдыха, так и для обучения. Всем детям за год надоедает сидеть в душном кабинете за партой, поэтому в летних школах крайне редко можно увидеть традиционные классы, чаще дети учатся в загородных домиках, на верандах, а иногда просто на улице, рассевшись вокруг преподавателя.

Кстати, лично мне очень близок такой подход к обучению, когда занятия проходят в форме беседы, а не упираются в работу учителя у доски. Например, в одной из летних школ, мы проходили эволюцию, сидя на пледах в траве, а зоологию и ботанику, гуляя по лесу, и это было необычно и эффективно.

Что касается практических навыков, то они особенно необходимы в предметах естественно-научного профиля, обычно в летних школах есть небольшие лаборатории, в которых ученики занимаются экспериментальной частью. Лабораторные работы значительно отличаются от средне-школьного уровня, например, в одной из летних школ я проходила биохимию и практические работы у нас были довольно серьезные и непростые.

Возможно, вы думаете, что в летней школе у учеников не остаётся времени на досуг? Вы заблуждаетесь, ещё как остаётся! Просто под словом «отдых» подразумеваются спортивные игры, различные конкурсы, экскурсии. Конечно же, дискотеки и костры никто не отменял. У детей в летних школах мало времени на «ничегонеделание» как раз потому, что досуг активный, в этом и весь интерес!

А кто будет учить?

Преподавать в летние школы едут чаще всего студенты старших курсов ВУЗов, увлечённые своим предметом. Например, когда я была школьницей, летом меня обучали студенты-преподаватели из МГУ. Но у меня также были учителя двадцатилетнем стажем работы, многие из них составляли задания для школьных олимпиад различного уровня, начиная от городских, заканчивая Всероссийскими и Международными.

Когда и как осуществляется набор в летние школы?

Организаторы летних школ размещают информацию о вступительных испытаниях (тест, развёрнутые задания, олимпиадный уровень и прочее) в начале весны. Во многих летних школах существует конкурс, на основе которого отбираются ученики, но это в основном касается подготовки к олимпиадам.

Некоторые общеобразовательные школы в летний период создают предметные лагеря, где можно неплохо подтянуть знания по школьной программе, в них конкурс, как правило, отсутствует. Такие пришкольные предметные лагеря могут быть отличным вариантом в старших классах, когда летом важно не забыть программу, чтобы не было так тяжело в течение года готовиться к экзаменам.

И самый распространённый вопрос: «Зачем нужны летние школы?»

Три месяца лета — это отличная возможность получить разностороннее развитие, успешно сочетая образование и отдых. И, на мой взгляд, самый лучший способ сделать учебу летом не занудным занятием, а увлекательным и интересным делом — это выбрать летнюю школу. Обычно одна учебная смена не длится дольше трёх недель, не так долго, чтобы за это время надоела учеба, но за эти недели реально стать ещё лучше в предмете, который итак хорошо дается в школе, либо начать продуктивную подготовку к олимпиадам.

А ещё, конечно же, летняя школа — это замечательная возможность познакомиться с заинтересованными, мотивированными и целеустремленными людьми, с которыми можно обмениваться знаниями, поддерживать друг-друга, а, возможно, что даже дружить много лет после того, как догорит прощальный костер и все разъедуться по домам.

Поэтому на вопрос: «Полезны ли летние школы?», я всегда отвечаю, что порой одна учебная смена для школьника более познавательна, чем год за партой, так что точно полезны!

Ссылка на основную публикацию