Бакалавры и магистры: за и против - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Бакалавры и магистры: за и против

Магистратура: что представляет собой вторая ступень высшего образования в России

Очное обучение в магистратуре значительно повышает конкурентоспособность на рынке труда.

Дистанционное обучение в магистратуре — наиболее гибкая форма обучения, позволяющая совмещать учебу и работу.

Современные вузы могут предложить большое разнообразие актуальных образовательных программ, различные формы обучения, демократичные цены, а также помощь в трудоустройстве.

Международная аккредитация образовательных программ позволяет некоторым вузам выдавать дипломы не только государственного образца, но и международные.

При выборе учебного заведения стоит обратить внимание на наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также сертификатов и аккредитаций.

Уже более десяти лет в России применяется болонская — двухуровневая — система высшего образования, предполагающая базовую (три–четыре года) подготовку по программе бакалавриата или специалитета и следующую за ней дополнительную, углубленную учебу в магистратуре (длительностью, как правило, два года). Целью перестройки основ образовательного процесса был плавный переход к единым европейским стандартам и расширение научных и карьерных возможностей обучающихся.

На сегодняшний день дипломы бакалавров и магистров получили уже сотни тысяч выпускников российских университетов. Но родителям сегодняшних абитуриентов, получавшим образование по классической вузовской модели, по-прежнему сложно разобраться в тонкостях новой системы образования. У них возникает масса вопросов. Какая разница между первой и второй ступенью современной высшей школы? Нужна ли их ребенку учеба в магистратуре? Какие преимущества она дает? Нередко подобные вопросы задает себе и только получивший диплом бакалавра выпускник. Попробуем ответить на них.

Магистратура vs бакалавриат и специалитет

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (ред. от 29.07.2017) программы бакалавриата и специалитета считаются первой ступенью высшего образования [1] . Бакалавриат предполагает развитие у студентов базовых профессиональных компетенций в выбранной сфере.

По завершении обучения выпускники получают законченное высшее образование с присвоением квалификационной степени бакалавра. Далее дипломированный специалист может начинать трудовую деятельность либо на конкурсной основе поступать в магистратуру для углубленного изучения профессиональных предметов.

Квалификации бакалавра или специалиста достаточно для осуществления линейных должностей, предполагающих исполнительские функции в соответствующей профессиональной сфере. Этого достаточно для старта карьеры в продажах, рекламе, гостиничном бизнесе и т.д. Правда, бакалавру учиться предстоит 4 года, а специалисту — 5.

Деление на бакалавриат и магистратуру — своего рода естественный отбор. До 50% студентов покидает стены университета с дипломом бакалавра. В то же время наиболее способные и целеустремленные студенты продолжают обучение до получения магистерской степени. При этом они могут как развиваться в ранее выбранном направлении, так и сменить вектор и пройти обучение другой специальности, если успешно сдадут вступительные экзамены.

Учеба в магистратуре развивает узкопрофильные и аналитические компетенции, готовит фундамент для научной или управленческой карьеры. С такой квалификацией легче устроиться на престижную работу и осуществить карьерный взлет с более высокой стартовой позиции. При прочих равных, специалисты по подбору персонала скорее сделают выбор в пользу кандидата с магистерской степенью. Кроме того, диплом о прохождении магистратуры — обязательное требование для тех, кто планирует учиться в аспирантуре (адъюнктуре), программах ординатуры [2] , продолжать исследования и стать частью научного сообщества.

Нужна ли магистратура бакалаврам?

Двухступенчатая система дает великолепную возможность получить за шесть лет два диплома и стать более конкурентоспособным на рынке труда. Например, получив степень бакалавра в сфере рекламы и связей с общественностью, а магистра — в гостиничном и ресторанном бизнесе, вчерашний студент становится востребованным специалистом в индустрии туризма и ресторанного дела. Ранее для получения двух дипломов и освоения всей необходимой образовательной базы потребовалось бы порядка восьми–девяти лет: пять–шесть лет для получения первого диплома и еще два–три года — для второго. Кроме того, второе высшее образование обязательно платное. В то время как в магистратуре (если студент поступает после бакалавриата или специалитета), предоставляющей те же карьерные перспективы, возможно обучение как на платной, так и бесплатной основе.

При этом достаточно специальностей, где диплом бакалавра может обеспечить успехи на профессиональном поприще. Например, молодой дизайнер или представитель другой творческой профессии, получив базовое образование, может предпочесть учебе свободный полет и самовыражение в любимой работе, едва отучившись три–четыре курса.

На решение остановиться на первой ступени высшей школы могут повлиять личные обстоятельства: необходимость работать, создание семьи, переезд в другой город и т.д. Тем, кто сомневается, требуется ли ему продолжение учебы после бакалавриата, можно провести анализ плюсов и минусов каждого варианта, сделать прогноз своей карьеры в первом и во втором случаях, а затем принимать решение.

Как поступить в магистратуру в Москве?

Магистратуру можно рассматривать еще и как дополнительный шанс попасть в престижный московский вуз. Например, для тех, кто по каким-либо причинам не прошел туда отбор на программы специалитета и бакалавриата — это возможность взять реванш у конкурсной комиссии.

Согласно закону об образовании, к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня [4] .

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. №1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [5] предписывает подтверждать факт наличия высшего образования соответствующим документом о квалификации установленного образца (т.е. вузовским дипломом). Пакет документов включает также:

  • заявление о приеме в университет (выдается в приемной комиссии или доступно для скачивания на сайте университета);
  • ксерокопию паспорта;
  • 2 фотографии (3?4 см).

Подача документов, как правило, возможна 3 способами: лично, отправкой по почте либо дистанционно, при регистрации в личном кабинете на интернет-ресурсе вуза.

Но перед этим важно определиться, в какой институт подавать документы. Выбор следует делать исходя из имеющихся в вузе программ магистратуры и наличия на них бюджетных мест, репутации учебного заведения, его места в отраслевых рейтингах, взаимодействия с зарубежными университетами для участия в международных стажировках и программах обмена.

Чтобы попасть на заветное бюджетное место, следует основательно подготовиться к вступительным испытаниям: ознакомиться с программой предстоящего обучения, восполнить пробелы в сферах, которые не изучались ранее, проверить свои силы, выполнив экзаменационные задания прошлых лет. Многих может мотивировать то, что очная учеба в магистратуре имеет такие преимущества, как наличие места в общежитии, льготный проезд по студенческому билету и другие бонусы.

Большинство льгот распространяется как на бюджетную, так и платную форму обучения. По данным сервиса magistratura.su [6] , стоимость года учебы в очной магистратуре составляет в среднем от 65 000 до 120 000 рублей. Стоимость зависит от престижности вуза, дополнительных преимуществ (таких, как двойной диплом совместно с иностранным вузом-партнером), конкурса на место, проходных баллов.

Как проходит учеба в магистратуре?

Учебные программы магистратуры формируются из курсов, стирающих грань между теорией и практикой. Студенты учатся, разбирая реальные кейсы, проходят стажировки, решают задачи, аналогичные тем, которые будут возникать на рабочем месте.

В магистратуре возможны очная (дневная), очно-заочная (вечерняя), заочная формы обучения. Кроме того, некоторые университеты, например, «Синергия» [7] , дают студентам возможность обучаться в магистратуре дистанционно — с прохождением курсов и сдачей аттестационных работ через интернет.

Что делать после окончания обучения?

По окончании магистратуры выпускник снова оказывается на перепутье: продолжать грызть гранит науки, готовя себя к роли преподавателя или ученого или найти практическое применение полученным навыкам, начав работать в компании в статусе менеджера или открыв собственный бизнес.

Обучение в магистратуре открывает новые возможности для развития карьеры и новые горизонты получения знаний. У резюме магистра куда больше шансов попасть на рассмотрение к директору, а у его владельца — получить интересную и хорошо оплачиваемую работу. А шанс получить второе высшее образование по своей дисциплине или смежной — еще один весомый плюс в пользу магистерской программы.

[8] адаптированы под современные рыночные запросы, и их выпускников охотно принимают на работу в крупные федеральные компании финансовой, гостиничной, телекоммуникационной и других сфер. Мы выдаем нашим студентам, в зависимости от магистерской программы, до 3 дипломов, 2 из которых зарубежные — британский Durham Business School и итальянский Polimoda».

P.S. Больше узнать о преимуществах обучения в магистратуре университета «Синергия» можно на сайте вуза.

Лицензия № 1900 от 28 января 2016 года на право ведения образовательной деятельности выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ (серия 90Л01 № 0008924).

Магистратура в России: плюсы, минусы, подводные камни

— Наконец-то скоро сдадим ГОСы, и можно будет проводить время так, как хочешь!

— А ты что, разве в магистратуру не собираешься?

— Так без нее же ни на какую нормальную должность не возьмут!

— Ну, не знаю… Все мои друзья и без магистратуры отлично устроились. Я лучше за эти два года денег заработаю, чем опять на скучных парах сидеть.

Давайте разберемся, как устроена российская магистратура, и в чем ее сильные и слабые стороны.

Читайте также:  Как начать с нуля личное подсобное хозяйство?

Особенности магистерского образования

В нашей стране магистерское образование стало распространенным явлением относительно недавно, после присоединения России к Болонскому процессу. Магистратура — это вторая ступень трехступенчатой системы образования. Она длится 2 года, за которые студенты полностью осваивают специальность.

Согласно исследованию НИУ ВШЭ из серии «Факты образования», количество студентов, поступающих в магистратуру, заметно растет, а самыми популярными направлениями подготовки магистров являются науки об обществе и инженерное дело (технические науки).

Преимущества, которые дает магистратура

  • Смена специализации. После 11 класса не каждый готов выбрать специальность и будущую профессию. Иногда осознание приходит в университете или после начала работы по специальности. В таком случае всего за 2 года в магистратуре можно изучить то, что вас действительно интересует или кажется более актуальным.
  • Переезд. Обычно в столицу или город-миллионник. В 18 лет не каждый готов оставить семью и начать жить самостоятельно. Кроме того многие не делают этого под давлением родителей или не набирают достаточного количества баллов, чтобы поступить, например, в Москву.
  • Углубление знаний в уже изучаемой сфере. Для некоторых специальностей (например, технических) бакалавриата недостаточно. Так, чтобы конструировать ракеты, часто требуется закончить магистратуру и даже аспирантуру.
  • Улучшение конкурентоспособности. Магистратура дает не только знания, но и преимущество на рынке труда перед теми, кто окончил только бакалавриат. Кроме того, многие работодатели придают образованию большое значение. Так, в крупных компаниях во время отбора могут выдвигаться четкие требования о том, что кандидат обязательно должен окончить магистратуру.
  • Возможность бесплатного обучения. В России на магистерских программах есть бюджетные места. Чтобы учиться бесплатно, достаточно пройти только один экзамен, сдать портфолио или написать олимпиаду. Если ваши результаты окажутся достаточно высокими, скорее всего, вы поступите на бюджет.
  • Возможность совмещать с работой. Многие люди начинают работать еще во время бакалавриата или сразу после него, но при этом хотят продолжать образование. В России большинство магистерских программ составлено так, что студенты успевают работать в офисе по 30-40 часов в неделю. Например, в НИУ ВШЭ пары у магистров чаще всего длятся с 6 до 9 вечера в будни. С таким расписанием вполне возможно работать в первую половину дня, например, с 9 до 5.

Проблемы магистратуры в России

Несмотря на множество плюсов, у магистерского образования в России есть свои подводные камни. Так как система сформировалась недавно, ещё проявляются проблемы с организацией и общий уровень подготовки довольно низкий. Объясняем, в чем именно состоят проблемы:

  • Неравная подготовка студентов. Как мы уже сказали, студент может полностью поменять специализацию и выбрать совершенно незнакомую для себя сферу деятельности. При этом некоторые из его однокурсников продолжат изучать уже известную им тему. Подобное неравенство в знаниях приводит к тому, что либо начинающие специалисты не справляются с заданиями, либо продолжающие не развиваются и стоят на месте.
  • Неопытность вузов и низкое качество образования. Так как большинство магистерских программ открылись сравнительно недавно у вузов еще нет достаточного опыта работы с ними. Это приводит к проблемам с организацией и низкой эффективности магистратуры.
  • Недостаток практики. Большинство российских магистерских программ делают уклон на теоретические знания или научную деятельность. При этом практико-ориентированных программ на рынке очень мало.
  • Трудности при совмещении с работой. Возможность одновременно учиться и работать можно отнести и к плюсам, и к минусам. К концу бакалавриата некоторые студенты уже имеют хорошую работу и возможность развиваться в карьерном плане. Если они идут в магистратуру, скорее всего, на учебу просто не хватает времени. В результате качество образования страдает, а потенциальный карьерный рост замедляется.

Заблуждение

Не стоит забывать, что нельзя приравнивать магистратуру ко второму высшему образованию. Магистратура — лишь одна из одна из ступеней системы подготовки специалистов. А второе высшее — это полноценное образование, на которое можно поступить как после магистратуры, так и после бакалавриата и специалитета.

Магистратура, как и бакалавриат, дает фундаментальные знания. Но даже если вы решили продолжить свое образование, не стоит забывать о практических навыках. К сожалению, ответственность за их получение полностью лежит на плечах студентов. Мы в Changellenge >> помогаем решить эту проблему и восполнить недостаток практики в российском образовании. Студенты бакалавриата и магистратуры могут участвовать в кейс-чемпионатах, бизнес-играх, посещать лекции и воркшопы. Все это поможет применить знания, полученные в университете и получить реальный опыт.

Мы верим, что магистратура в России идет по правильному пути и вскоре все проблемы будут решены. Главное для каждого студента — быть осведомленным о плюсах и минусах, чтобы понимать, чего ожидать.

В чем разница между дипломом магистра, бакалавра и специалиста?

Доучившись до конца школы (а то и университета), многие так и не понимают, в чем отличие специалитета, бакалавриата и магистратуры. Между ними есть много различий, но есть и кое-что общее: все это показатели высшего образования, со свидетельством о котором можно занимать такие должности, какие без диплома о высшем не стоит и думать.

Если почитать материалы в нашем телеграм-канале, вы поймёте, что все эти ступени обучения различаются между собой одновременно несколькими факторами: насыщенностью программы, количеством теоретических и прикладных дисциплин и длительностью обучения.

И хоть в последнее время в вузах не встречаются дипломы специалистов, все же нужно разбираться, в чем разница бакалавриата, специалитета и магистратуры.

А теперь обо всем по порядку.

О системе образования в целом

В далеком 1999 году в ходе Болонского процесса установили всеобщую двухуровневую систему образования. В ней бакалавриат является первой базовой ступенью высшего образования, а следующей – магистратура.

Страны договорились соблюдать эту систему, чтобы сохранить по всей Европе более менее единый стиль образовательного пространства.

Любая страна, которая хотела попасть в эту систему, должна была подписать договор. Россия вошла в этот союз только в 2003 году, после чего сразу пошли изменения в системе образования.

Так, первыми вузами, которые приняли новую европейскую систему, стали МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. Позже подтянулись и остальные вузы.

Уровни высшего профессионального образования в России

Высшее профессиональное образование включает в себя следующие ступени:

  1. Высшее проф., с присвоением квалификации «бакалавр».
  2. Высшее проф., с присвоением степени «дипломированный специалист».
  3. Высшее проф., с присвоением квалификации «магистр».

Сроки прохождения базовых программ образования

Чем еще отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры? Учащиеся разных программ получают образование в течение разных сроков:

  • те, кто нацелен на получение степени бакалавра, учатся не менее 4-х лет;
  • те, кто намереваются получить диплом квалифицированного специалиста, проходят обучение больше 5 лет (иногда 5,5 лет);
  • те, кто выбирает направление магистратуры, должны проходить обучение в течение не меньше 6 лет.

Бакалавриат

Диплом бакалавра – показатель успешного завершения второй ступени высшего проф. обучения.

Первая ступень высшего проф. обучения – это неполное высшее, которое учащийся проходил по основным программам университета в течение не менее 2-х лет. Конкретный срок и содержание такой учебы отражаются в приложении к диплому.

Получить неполное высшее студент может, если будет отчислен или самостоятельно решит покинуть вуз в силу ряда причин.
Студент должен быть готовым к тому, что большинство работодателей не рассматривают кандидатов с неполным высшим образованием.

Бакалавр, в свою очередь, должен:

  • изучить общеобразовательные и общепрофессиональные предметы;
  • освоить специальные дисциплины и практику;
  • пройти итоговую аттестацию и получить квалификацию «бакалавр».

Такая квалификация предоставляет кандидату право претендовать на должности, где главное требование — наличие высшего профессионального образования.

Специалитет

Что касается специалитета, то тут говорится об основной проф. образовательной программе, в которую входит изучение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов общенаучной направленности, общепрофессиональные дисциплины, теоретическая и практическая подготовка по специализации и специальности.

Данная форма образования отличается от общепринятой в Европе. Специалитет – классическая форма образования в России, которая осталась в немногих вузах страны, в том числе, на медицинских, военных и инженерных факультетах.

Специалитет длится не меньше 5 лет, по прошествии которых студента ждет итоговая аттестация, в том числе – и дипломная работа.

Если выпускнику удается преодолеть все эти препятствия, ему присваивают квалификацию специалиста «учитель», «инженер», «экономист» и пр.

Магистратура

Магистратура – программа, построенная на основе бакалавриата. Длится 2 года. Содержит практические и теоретические занятия по выбранному направлению.

Обучение на магистратуре предполагает научно-исследовательскую и педагогическую деятельности. Общий срок обучения вместе с бакалавриатом – 6 лет.

Выпускник магистратуры проходит итоговую аттестацию и предъявляет магистерскую работу, при успешной защите которой учащемуся присваивают степень магистра.

Учащихся часто интересует, кто выше – магистр или бакалавр. Ответ здесь очевиден: обладатель степени магистра котируется на рынке труда выше бакалавра, так как и срок его обучения, количество и качество учебных часов и дисциплин гораздо выше.

Разница между бакалавриатом и специалитетом

Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.

Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.

Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).

Читайте также:  Как правильно написать введение к реферату

Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.

Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.

Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.

Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.

Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.

Чем различаются дипломы бакалавра и специалиста

Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.

Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.

Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.

Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:

  1. Бакалавриат – Юриспруденция. Выпускник в целом хорошо подкован в законодательстве, может работать с документацией, проводить консультации, представлять частное лицо или компанию в суде. Но для получения специальных знаний придется осваивать ремесло на практике или в ходе обучения на следующей ступени образования.
  2. Специалитет – Судебная экспертиза. Здесь студенту передаются узкопрофильные знания по предмету. Выпускник может сразу расследовать преступления и проводить судебные экспертизы, так как его уровень знаний позволяет это сделать.

Диплом бакалавра включает лишь общее направление.


Есть профессии, обучиться которым можно только на специалитете.

Различия между специалитетом и магистратурой

Если разница между бакалавром и магистром ясна, то здесь у некоторых возникают сложности. В специалитете идет освоение третьего уровня получения высшего профессионального образования. Тут можно выбрать 2 программы основных типов:

  1. Программа современного специалитета.
  2. Программа магистратуры.

Так в чем же отличие бакалавриата от магистратуры, и что лучше – магистр или бакалавр? Бакалавриат – это базовая первая ступень высшего образования, а магистратура представляет второй уровень.

Специалитет стоит на особом месте, потому как программа обучения начинается как первый базовый уровень, но ее выпускник рассматривается работодателями как специалист-магистр. И если сравнивать, что лучше – специалитет или бакалавриат, то у первого несколько больше карьерных перспектив. Вот в чем основная разница между ними.

Базовые различия бакалавра, магистра, специалиста

В чем еще отличия магистра и бакалавра от специалитета, так это в том, что эти две степени относятся к первым научным степеням. Звание магистра открывает перед молодыми учеными дорогу в аспирантуру.

Учащийся получает степень бакалавра до специалиста или магистра. Спустя 4 года учебы студент должен понять, куда двигаться дальше и какие вершины осваивать. Если у него в планах пойти в науку или он планирует остаться в вузе и работать преподавателем, он должен подумать о получении диплома специалиста или магистра.

Обратите внимание, что не все вузы предлагают своим студентам возможность получения диплома магистра. Еще меньше специальностей, по которым можно его получить. Подробную информацию о наличии интересующего направления и диплома получайте на официальном сайте вуза.

На какой бы системе образования вы не остановились, всегда старайтесь получить не сам диплом, а знания. Ведь именно они помогут добиться в жизни тех целей, которые вы перед собой поставите. А если достижению заветного мешают бесполезные предметы, специалисты нашего сервиса помощи студентам готовы избавить вас от этих мук.

Магистратура или работать?

Всем привет. Согласно статистике, на хабре присутствует довольно много людей, которые, являются студентами, а также хотят построить свою карьеру в сфере разработки софта. Поэтому я решил написать статью, в которой немного порассуждаю о плюсах работы и магистратуры, а также попытаюсь оценить каждый из этих вариантов.

Итак, мы заканчиваем бакалавриат в России. За эти годы мы познакомились с азами математического анализа, линейной алгебры, дискретной математики, математической логики, теории вероятней и статистики. Кроме того, мы узнали базовые алгоритмы и структуры данных, прикоснулись к электронике / искусственному интеллекту / обработке данных / базам данных / что-то ещё профильное. Также выполнили несколько курсовые проектов, изучив тем самым пару-тройку новых современных «трендовых» технологий (Node.JS, MV* javascript frameworks, NoSQL, JavaEE / Spring, ASP.NET MVC, QT, Xamarin, etc.). В общем, мы получили intro в тех сферах, которые нам интересны.

Также не стоит забывать, что некоторые из нас уже успели получить опыт работы. Как минимум, у всех были летние стажировки / практики, которые позволили посмотреть, как работают взрослые дядьки.

Подытожим то, кем мы, среднестатистические студенты, являемся после выпуска. Думаю, мы – обычные джуниоры в той сфере, в которой специализировались и выполняли свои курсовые работы.

Первый путь — Магистратура

Давайте оценим плюсы магистратуры. Магистратура – это:

  • Более высокая научная степень;
  • Более серьезные теоретические знания;
  • Два года, которые можно потратить на что-то своё (стартап, чтение книжек, etc.);
  • Упрощение эмиграции в некоторые страны (в Канаду, например);
  • Возможность переехать в Европу / США с помощью магистратуры;

Более высокая научная степень. Считается, что в России ещё долгое время бакалавры будут «недовыпускниками». Также считается, что скоро все вакансии (не в IT фирмах) будут включать в себя пункт «требуется MD», а не «требуется высшее образование».

Доводы за:

  • Вполне может быть, что появится такое требование: в России всё быстро меняется;

Доводы против:

  • Ребята, вы же программистами хотите быть? Максимум, что сейчас есть в вакансиях – это требование высшего образования. Про магистратуру никто не пишет. Для интереса, можно открыть западные вакансии, там в 99% вакансий указано требование BD, а не MD. Помним, что главное – это опыт и навыки, а не корочка.
  • Считается, что MD нужна лишь для того, чтобы развиваться в сторону учёного. MD – это необходимость для поступления на PhD.

Более серьезные теоретические знания. Действительно, в некоторых университетах вы сможете хорошо прокачаться. Это Академический Университет в Питере, это программы Яндекса и ABBYY Lingvo в Москве, это магистратура Контура в Екатеринбурге. Однако, к сожалению, большинство магистратур не прокачают вас дополнительно. Поэтому, если вы можете поступить на перечисленные выше программы – действуйте, пойдёт только на пользу. В противном случае, отношу этот пункт к доводам «против».

Два года, которые можно потратить на что-то своё. Действительно, это время у вас есть. Но правда ли, что все выпускники – будущие СЕО / cofounders? Что вам тогда мешало заниматься своим проектом во время бакалавриата? Грубо говоря, пункт довольно спорный, и он является индивидуальным для каждого из нас.

Упрощение эмиграции в некоторые страны. Этот пункт идёт однозначно в копилку «за» магистратуру. Если хотите переехать – задумайтесь над этим пунктом. Пока для переезда хватает BD, но что будет дальше – не понятно.

Возможность переехать в Европу / США с помощью магистратуры. Опять-таки пункт идёт в копилку «за» магистратуру. Если вы можете поступить в иностранную магистратуру, то даже думать нечего – поступайте!

Теперь о минусах магистратуру:

  • Нет возможности работать 40 часов в неделю (либо, это будет крайне сложно);
  • Трата двух лет жизни: никто не оценит MD, а придётся делать много формальных вещей (ГОСы по философии, пояснительная записка для диссертации по ГОСТ-ам, преподавательская деятельность).

Нет возможности работать 40 часов в неделю. Многие совмещают работу и учёбу в магистратуре. Однако так ли это удобно? Работая 20 часов, мы не получаем всего опыта, а также имеем меньший перечень компаний, где мы можем работать. Работая 40 часов, мы практически не появляемся на учёбе: а смысл тогда в поступлении (поступил – учись!).

Трата двух лет жизни. Этот пункт является спорным. Сильно зависит от того, куда мы можем поступить. Пункт перекликается с Более серьезные теоретические знания (один из плюсов магистратуры).

Подведем итоги варианта – учиться в магистратуре. Если мы можем поступить в приличное место, где действительно можно черпать знания – то это действительно хороший вариант. Как бонус, мы получаем переезд в другую страну (если эта магистратура находится не в России), или некоторый бонус при эмиграции (если эта магистратура находится в России). Как ещё один бонус (правда, маленький) – улучшение «корочек». В противном случае магистратура является весьма сомнительным занятием, которое не позволит начать строить карьеру (и перейти в ранг миддлов за те два года магистратуры).

Читайте также:  Как понять, что пора разводиться?

Путь второй – Работа

Перейдём сразу к плюсам выбора Работы, как дальнейшего этапа развития после бакалавриата. Итак, работа – это:

  • Возможность вырасти с джуниора до миддла за 2 года;
  • Зарплата;
  • Отсутствие той формальной рутины, которая есть в институте;

Возможность вырасти с джуниора до миддла за 2 года. За это время вы улучшите свои практические навыки. Это позволит вам перейти на следующий уровень, перейдя от выполнения простых задач (которые обычно достаются джуниорам), к более интересным.

Зарплата. Весьма сомнительный пункт для программиста. Кто хочет денег – давно их имеет к этому моменту (благо, фриланс никто не отменял).

Отсутствие формальной рутины. Если вам повезло устроиться в нормальную фирму, то, вероятней всего, вы забудете, как писать многочисленные отчёты, а тем более такое противное слово, как Госты и Стандарты.

Минусы работы:

  • Нет MD;
  • Эмиграция в другую страну может осложниться;

Нет MD. Этот пункт мы уже обсуждали в разделе, связанном с магистратурой. Тут должен каждый решить сам, получит ли он плюсы от MD и более крутой корочки.

Эмиграция в другую страну может осложниться. Да, наверное, это действительно так. Например, при переезде в Канаду MD перед BD принесет вам несколько дополнительных баллов в конкурсе.

Итак, как мы можем видеть, плюсы и минусы работы практически противоположны плюсам и минусам магистратуры (что и логично, при выборе из двух ортогональных вариантов). Работа позволит нам быстрее расти в качестве инженеров, но напрочь погубит карьеру в ВУЗ-овской (а, много где, и в R&D) науке. Страшно ли это – каждый решает это сам.

Подведем итоги статьи. Плюсы и минусы, как работы, так и магистратуры, весьма очевидны. Работа – это реальный опыт. Учёба – корочка и, возможно, теоретические знания. Что лучше – выбирать только вам.

Было бы интересно послушать в комментариях ваши рассуждения. Если вы руководитель – смотрите ли вы на степень, или вам важно лишь её наличие? Если вы работник, часто ли вас спрашивали, какая у вас степень, или вы устраивались исключительно из-за своих знаний и опыта.

Магистратура, за и против

Страница 1 из 4123>4 »
28.09.2013, 01:53
28.09.2013, 01:06#1
#2

проектирование КМ и КМД из ЛСТК

28.09.2013, 10:04#3

Обязательно доучивайтесь до магистра, если не нравится в своём ВУЗе – идите в другой.
Преимущества:
– при устройстве на работу будете писАть резюме минимум на двух языках (RU и EN), при этом в английской версии к основной специальности у вас будет приписка MASTER;
– познакомитесь с принципами и методами исследовательской работы;
– будете иметь возможность ещё несколько часов общаться тет-а-тет с лучшими преподавателями кафедры и ВУЗа;
– на сколько я помню, в магистратуре был упор на основную специальность, философию и иностранный язык. Я и сейчас бы не стал игнорировать эти предметы;
– порсто научитесь работать с документами и эффективно обрабатывать информацию, что очень полезно для практикующих инженеров;
– ещё на год будете иметь отсрочку от армии (будете заняты настолько, что не сможете раньше времени обзавестись семьей);
– параллельно сможете работать по специальности (при упорстве и желании – даже на полную ставку).

Ищите практикующих колег, берите у них рекомендации и прямо сейчас вступайте в союз инженеров. Копеечные взносы и корка из соза в сочетании с магистерским дипломом, могут в корне изменить вашу карьеру спустя многие годы.

28.09.2013, 13:291 |#4

гадание на конечно-элементной гуще

Расскажу за себя. Курсе на третьем нам предложили выбрать направление: специалист или бакалавр+магистр. Из 60 человек потока 10 (включая меня) пошли в магистратуру. Единственным серьёзным различием было то, что спецы писали обычный диплом – проект чего-нибудь, все разделы подряд. А нас заставляли делать научно-исследовательскую работу, писать статьи, делать апробации и т.п. Это было достаточно круто, я выбрал тему по прогрессирующему обрушению, сделал десятки расчётов в скаде и лире, ну и неплохо разобрался, как мне кажется. А спецы делали всё подряд – ар, конструкции, ов, вк, пожарку, экологию и т.п.
Затем, уже после выпуска, мы получали допуск СРО для нашей организации и меня с моим дипломом послали на.. В дипломе написано: магистр техники и технологии по направлению строительство. Человек, который принимал документы, сказал, что не знает какие виды работ я могу выполнять и это не его проблемы. На данный момент ситуация изменилась не сильно – я отправлял лист с оценками в какую-то комиссию, и они прислали ответ, что вероятно может быть я могу делать то-то и то-то. Причём перечислено куча работ по технологическим решениям, которые я вообще не в курсе что и как.
Затем прошло ещё какое-то время, и специалистов в универе убрали. Остались только баки и маги. И маги стали делать такой же обычный диплом, как и спецы раньше, т.е. никакой науки, обычный студенческий проект.
Меня это сильно обидело, т.к. ценность моего диплома стала вообще никакой.

Как работодатель, могу сказать, что мне вообще все равно, какой диплом. Причём девочка из архитектурно-строительного колледжа у меня работала и была посообразительнее некоторых с верхним образованием.

Вывод такой: надо учиться не ради бумажки, а для себя. А если ты пень, то и корочка к.т.н. мало поможет при устройстве на работу

28.09.2013, 13:44#5

maratovich
Посмотреть профиль
Посетить домашнюю страницу maratovich
Найти ещё сообщения от maratovich

28.09.2013, 14:31#6

очень странно.
Магистратура – это как правило дополнительное обучение после получения ВО по специальности. То, о чём вы писали очень смахивает на специализацию темы диплома:
– теоретическую (у нас это была кафедра Теориии и истории архитектуры)
– или прикладную (ЖОЗ, Градо, Пром.) .
При этом, негласно можно было выбрать т.н. “теоретическую” тему на любой кафедре. Вопрос о том как отнесётся комиссия и зав. кафедры к “нетрадиционной” форме подачи материала – нужно было утрясти с преподавателем заранее. Но речь сейчас не об этом.
Диплом о ВО (т.н. “специалист”) выдаётся после 5-ти лет традиционного обучения, а диплом магистра можно было получить в нагрузку к основному диплому если проучиться ещё год и защитить магистерскую. По крайней мере у нас было именно так.

Приведу ещё один “+” в пользу магистратуры. При устройстве на работу за рубежом, существует такая процедура как нострификация диплома. Доказать в другом государстве “пригодность” вашего образования для работы по специальности не так просто. Учитывается любая бумажка. Перед тем как выдадут разрешение на работу или рабочую визу – требуют даже нотариально заверенные выписки с оценками со школы и из вуза.

28.09.2013, 15:07#7

В нашем городе, по моему мнению, первичный прием на работу происходит так:
1. по знакомству
2. возьмем, а там посмотрим
3. иногда по рекомендации преподавателя вуза
Что говорить о дипломе и оценках, если на собеседованиях, как правило, даже не пробуют оценить качество знаний простыми вопросами.
После получения первичного опыта работы всем последующим работодателям будет глубоко плевать на ваш диплом. И это в некотором смысле разумно. Важно, что Вы умеете сейчас, а не прошлые академические заслуги.

Я закончил магистратуру “Теория и проектирование зданий и сооружений” (строительная механика) в 2010 году.
У нас был следующий расклад:
– это была единственная вменяемая магистратура для ПГС-ника в нашем вузе (я думаю и остается таковой);
– она была полна кучи недостатков:
руководитель программы сильно наполнял ее “любимыми” научными направлениями, не очень нужными простому проектировщику;
много молодых преподавателей, которые всеми доступными способами стараются не работать;
предметы с заумными названиями на поверку оказывались предметами специалитета с 5-го курса.
– были и плюсы:
в последний раз вас будут чему-то учить. Дальше уже учиться придется самому;
возможность подтянуть некоторые предметы;
возможность пообщаться поближе с людьми “шарящими” в отдельных дисциплинах;
имение диплома магистра повышает ЧСВ.

Обучение в магистратуре было примерно как и на бакалавриате. Многие “перебивали” курсяки, списывали друг у друга, покупали зачеты. И это типа лучшие студенты.
К слову, сейчас диплом магистра также обесценен, как и все остальные дипломы и корочки.
На других кафедрах в магистратуре бывшие глубокие троечники учились на четверки-пятерки, защищали магистерскую диссертацию на отлично. Думаю, что через несколько лет работодатель уже привыкнет к подобному раскладу и тип диплома не будет совсем иметь значения.

Ссылка на основную публикацию