«авиастроение»: обучение профессия и кем работать - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

«авиастроение»: обучение профессия и кем работать

Специальность “Авиастроение” (бакалавриат)

Степень: Академический бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) – профильный предмет, по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – по выбору вуза
  • Физика – по выбору вуза
  • Химия – по выбору вуза
  • Иностранный язык – по выбору вуза

Содержание

Авиастроение является одной из важнейших отраслей страны, которая обеспечивает своими продуктами как гражданскую, так и военную авиацию. Новые разработки и инновационные конструкции – неотъемлемая составляющая, обуславливающая эффективное функционирование области. Специальность 24.03.04 «Авиастроение» готовит высококлассных экспертов, которые благодаря своим уникальным навыкам способствуют развитию отрасли и вносят свой значительный вклад в прогрессивные проекты. Сегодня многие выпускники стремятся поступить на заданное направление: ведь это весьма востребованная профессия, которая, как правило, хорошо оплачивается.

Условия поступления

Каждый вуз вправе устанавливать свой перечень экзаменов для поступления на специальность, поэтому рекомендуем заранее уточнять, какие именно предметы вам потребуется сдавать на ЕГЭ.

Тем не менее, существует ряд основных дисциплин, обычно требуемых для предъявления приемной комиссии. Среди них:

  • математика (профильный);
  • русский язык;
  • физика или информатика и ИКТ.

В редких случаях учебные заведения могут потребовать баллы по иностранному языку и химии.

Будущая профессия

В процессе обучения студенты-бакалавры осваивают основы конструирования и производства изделий и деталей авиационной техники. Учащиеся также приобретают технические знания и изучают технологии производственных процессов с применением автоматизированных систем. Кроме того, они развивают свои управленческие и организационные способности, рассматривают методы повышения эффективности производства и производительности труда.

Куда поступать

В Москве располагается всего два вуза, готовых дать качественные знания по заданной области. Специальность можно освоить и в других крупных городах страны, таких как Самара, Казань, Уфа и т.д. Наиболее престижными сегодня считаются следующие учебные заведения:

  • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ);
  • Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ;
  • Донской государственный технический университет;
  • Уфимский государственный авиационный технический университет;
  • Самарский государственный аэрокосмический университет им. Академика С. П. Королева;
  • Оренбургский государственный университет;
  • «МАТИ» – Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского.

Срок обучения

Продолжительность образовательной программы на очном отделении составляет 4 года. Заочного отделения не предусматривается.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Специальность предполагает изучение таких предметов, как:

  • детали машин и основы конструирования;
  • инженерная и компьютерная графика;
  • информатика;
  • математика;
  • материаловедение;
  • основы автоматизации проектно-конструкторских работ;
  • сопротивление материалов;
  • строительная механика машин;
  • теоретическая механика;
  • физика.

Приобретаемые навыки

В результате прохождения образовательной программы выпускники приобретают следующие умения и навыки:

  1. Разработка конструкций объектов области.
  2. Составление чертежей и конструкторских документов.
  3. Осуществление контроля за соответствием готовых технических документов принятым стандартам.
  4. Навыки расчета деталей и конструкций летательных аппаратов.
  5. Конструирование деталей машин с учетом их прочности и надежности.
  6. Внедрение современного дизайна в производство.
  7. Проведение испытательных работ на новых образцах техники.
  8. Применение в работе современных методов автоматизации.
  9. Управление персоналом и организация рабочих мест.
  10. Свободное владение одним иностранным языком.

Перспективы трудоустройства по профессии

Кем можно работать по окончании университета? Выпускники отделения могут занимать такие должности, как:

  • инженер;
  • авиадиспетчер;
  • авиационный механик;
  • инженер-проектировщик;
  • авиаконструктор;
  • слесарь-сборщик авиационной техники.

Сегодня отрасль переживает острую нехватку молодых профессионалов, поэтому начинающие специалисты с легкостью могут найти себе работу на авиастроительных предприятиях.

Средняя зарплата новичков составляет 25 000 – 30 000 рублей. Как правило, они занимают должность младшего проектировщика. Более опытные и перспективные кадры зарабатывают от 40 000 до 50 000 рублей. Специалисты с многолетним стажем могут рассчитывать на оклад в 90 000 рублей и выше.

Преимущества поступления в магистратуру

Некоторые выпускники, окончив бакалавриат, не останавливаются на достигнутом и поступают в магистратуру, которая раскрывает перед ними целый ряд перспектив:

  1. Возможность занять должность руководителя командой разработчиков.
  2. Быстрый карьерный рост.
  3. Право заниматься преподаванием в вузах.
  4. Возможность осуществлять научно-исследовательскую деятельность.

Актуальные специальности: «Авиастроение»

Облик отечественной авиации меняется. Растет разнообразие летательных аппаратов. Разработчики обещают, что в ближайшие 10–15 лет появятся мини-самолеты и вертолеты гражданского пользования. Стоить они будут не дороже автомобиля. Расширится сеть беспилотных воздушных судов: они станут перевозить грузы. Появятся экономичные и экологичные электродвигатели, «умные» бортовые компьютеры. Воздушные суда будут строить из новых материалов – композитов, что сделает их более легкими и прочными. Строить будущее будут сегодняшние абитуриенты, а через 5–6 лет выпускники направления подготовки «Авиастроение». Поэтому будущих самолето- и вертолетостроителей надо готовить с опережением, чтобы приобретенные знания и навыки оказались востребованными.

Как выбрать образовательную программу и вуз?

На сегодняшний день направление подготовки «Авиастроение» существует в 12 вузах страны. Сначала необходимо определиться с профилем обучения. Бакалаврских программ не так много:

  • «Самолето- и вертолетостроение»;
  • «Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах»;
  • «Вертолетостроение»;
  • «Технология производства вертолетов»;
  • «Конструкция, технология эксплуатации и ремонта авиационной техники»;
  • «Легкие, сверхлегкие летательные аппараты» и др.

АБИТУРИЕНТ! Самый популярный профиль – «Самолето- и вертолетостроение».

Магистерских программ по направлению подготовки «Авиастроение» больше. Если вы видите себя в проектировании, для вас – «Проектирование вертолетов», «Аэродинамическое проектирование летательных аппаратов», «Технологическое проектирование высокоресурсных конструкций», «Компьютерный инжиниринг». Если вам ближе маркетинг и PR, остановитесь на следующих программах: «Перевод и переводоведение в авиационной отрасли», «Связи с общественностью в авиационной сфере». Также есть возможность связать будущую работу с обучением, контролем качества и сертификацией в сфере авиации: это «Управление качеством в авиастроении», «Нормирование летной годности и сертификация гражданской авиационной техники».

При выборе вуза обратите внимание на следующее:

  1. Есть ли современные лаборатории и научно-образовательные центры, которые тесно сотрудничают с авиастроительными предприятиями?
  2. Привлекает ли вуз для оценки качества образования преподавателей других профильных вузов, инженеров авиационных предприятий, которые в курсе новых разработок в сфере самолето- и вертолетостроения?
  3. Существуют ли программы студенческой мобильности (учеба, практика и стажировка не только в отечественных, но и в международных вузах)?
  4. Насколько налажена научно-исследовательская работа? Чем больше у вуза перспективных заказов и выигранных грантов, тем лучше.
  5. Признание качества образования на российском и международном уровне.

Образовательная программа «Авиастроение» Новосибирского государственного технического университета в течение нескольких лет входит в число лучших образовательных программ России. И это оправданно. На факультете летательных аппаратов НГТУ действуют уникальные лаборатории, например, лаборатория аэродинамики промышленных объектов. Впечатляет парк с учебным оборудованием: действующие образцы самолетов и вертолетов (Су-27, Ми-8), залы конструкций и технологий летательных аппаратов. Собственные терминальные классы оснащены современными программами (NX, Teamcenter, CATIA и др.).

Для эффективной подготовки инженеров авиации работают научно-образовательные центры: «Новые материалы на основе техногенных отходов» и «Авиастроение». Последний уникален тем, что студенты обучаются на предприятиях авиастроения, выполняя реальные производственные задания. НОЦ «Авиастроение» и кафедра самолето- и вертолетостроения сотрудничают с Новосибирским авиационным заводом им. В.П. Чкалова («НАЗ им. В.П. Чкалова»), новосибирским отделением «ОКБ Сухого», Новосибирским центром подготовки и сертификации авиационного персонала, «СибНИА им. С.А. Чаплыгина». К учебному процессу привлекаются специалисты и ученые этих предприятий а заведующим кафедрой самолето- и вертолетостроения является директор «НАЗ им. В.П. Чкалова.

АБИТУРИЕНТ! В рамках направления подготовки «Авиастроение» Новосибирский государственный технический университет объявляет набор по профилю «Самолето- и вертолетостроение» (26 бюджетных мест). Также реализуются две магистерские программы: «Системы жизнеобеспечения и оборудования летательных аппаратов» и «Самолето- и вертолетостроение» (21 бюджетное место).

Главные работодатели авиасферы

Практически все крупные авиапредприятия России входят в состав двух крупнейших корпораций. Это ОПК «Оборонпром» и ОАО «Объединенная авиационная корпорация». Поэтому большинство выпускников программы «Авиастроение» трудоустраивается в многочисленных структурах этих двух гигантов.

  • «Оборонпром» включает в себя 26 предприятий. Самые крупные из них: «Вертолеты России», «Объединенная двигателестроительная корпорация», «Камов», «Климов», «Новосибирский авиаремонтный завод»и др.
  • В состав ОАК входят десятки авиационных и машиностроительных заводов, конструкторских бюро («Туполев», «Компания «Сухой», «Корпорация «Иркут», Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»). Эти предприятия обладают правами на такие всемирно известные бренды, как «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», «Сухой Суперджет» и «Магистральный самолет XXI века».
  • Особняком стоят Холдинговая компания «Авиаприбор-холдинг», которая производит бортовое оборудование для воздушных судов, и ZALA AERO GROUP – крупнейший в стране разработчик и производитель беспилотников: самолетов, вертолетов, аэростатов.
  • Выпускники специальности «Авиастроение» востребованы также в малых частных компаниях, которые занимаются разработкой простых элементов систем летательных аппаратов и внутренним обустройством и интерьером воздушных судов.
Читайте также:  Как вести здоровый образ жизни?

Востребованные сегодня авиапрофессии: авиадиспетчер, авиаконструктор, авиационный инженер, авиамеханик, авиатехник, инженер стартовых комплексов, инженер-проектировщик, слесарь-сборщик авиационных приборов.

В ближайшие 5–15 лет в авиации появятся новые профессии: инженер-технолог рециклинга летательных аппаратов, проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания, инженер массового производства малой авиации, разработчик интеллектуальных систем управления динамической диспетчеризацией, инженер-проектировщик дирижаблей, аналитик эксплуатационных данных, проектировщик интерфейсов беспилотной авиации.

Авиаконструктор – плюсы и минусы профессии

Еще в далекой античности, наши предки мечтали парить в воздухе, как птицы. Первопроходцами в этом деле были жители Китая еще в 599 году, запустив в небо воздушного змея. Греки и испанцы пытались достигнуть своей мечты, соорудив при этом механизированную птицу.

Описание профессии авиаконструктор. Сам термин «Авиация» пришел в русский язык с латыни, и дословно переводится как «Птица». Авиация включает в свой состав теоретические и практические знания летных техник и кроме того все типы работы летной инфраструктуры. Контр-адмирал Российской федерации Можайский А. Ф. , изобрел свой первый самолет, который был в натуральную величину, в 1882 году. Но, летательный аппарат так и не смог подняться в воздух, так как инженерный опыт на то время у конструктора отсутствовал. С целью высококлассного конструирования потребовался грамотный кадровый состав. Подобные эксперты позже начали называться авиационными инженерами.

Чем же занимается авиационный инженер? Авиационный конструктор конструирует и проектирует авиатехнику. Знает устройство и функции летательных агрегатов и всех их образующих: от мотора до бортовых приборов. Авиаконструктор способен понимать и в работе самолета, и в работе вертолета, смотря какая у него квалификация. Он приводит всю технику перед взлетом в положение готовности, проводит технические осмотры, проводит настройку аппаратуры, оборудования и спецоборудования. Летный конструктор способен работать только лишь в радиоэлектронном оснащении авиатехники.

Личные качества, которыми должен обладать авиационный конструктор:

Специальность авиаинженера относится к одной из самых ответственных, так как стоимость его погрешности не только потери фирмы, а потери человеческих жизней. Непосредственно по этой причине к его экспертным познаниям, предъявляются весьма строгие условия.

С подобного сотрудника требуют:

-Знать аппарат и эксплуатацию авиационной техники;
-Уметь пользоваться автоматизированным комплексом нынешнего самолета и его вычислительной техникой;
-Достоверная точность математических расчетов;
-Уметь концентрировать внимание;
-Иметь способность переносить напряженные ситуации;
-Осознавать собственную ответственность.
-Зарплата авиаконструктора в среднем по Российской федерации в месяц 40000 рублей, а по ее столице в среднем 50000 рублей.

Чтобы в стать профессиональным авиационным инженером необходимо получить образование в высшем учебном заведении в одном из направлений по специальности:

-Аэронавигация
-Авиастроение
-Баллистика и гидроаэродинамика
-Интегрированные концепции летательных аппаратов
-Вертолето- и самолетостроение
-Системы управления летательными аппаратами
-Трудовые обязанности авиационного инженера.

В прямые обязанности летного инженера входят технические работы по обслуживанию авиационной техники. Он занимается проектированием новейших систем самолета и доработками его системы. Проводит подготовительные мероприятия в самолете или вертолете перед взлетом и настраивает все его системные функции. Устраняет неполадки при их обнаружении. Занимается ведением и оформлением технических документов, выполняет окончательную сертификацию техобслуживания. Летный конструктор способен управлять бригадой авиа-механиков, если он имеет необходимые полномочия для этого.

Специальность авиаконструктора имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Плюсы:

-В связи с формированием авиационно-космической индустрии, авиационные инженеры пользуются большой популярностью, профессия достаточно востребована;
-Стабильная заработная плата и достаточно высокая;
-Угрозы отсутствия работы практически нет;
-Незначительная внутренняя конкуренция.

Так же советуем ознакомиться с профессиями пилота, web-прогмаммиста и стоматолога.

Минусы:

-Учебный процесс достаточно не легкий и продолжительный, большие препятствия на пути к должности;
-Стрессовые ситуации очень частое явление;
-Невозможность допущения профессиональных погрешностей;
-Необходимо иметь огромный запас специализированных познаний и соответствующий нрав.

Также данная профессия дает возможность трудоустроится в линии сфер, никак не сопряженных с авиастроением. Конструктор-проектировщик может понадобиться на промышленных заводах, выполнять легкосплавные конструкции, выполнять работу на фирмах, которые производят холодильные установки, системы кондиционирования или радиотехнику. Возможна работа в сфере видео-наблюдения и системы безопасности, разрабатывая к ним конструкторские программы.

Авиационные инженеры, имеющие не один год опыта за спиной, необходимы в местах летных лабораторных ревизий и ремонтных работ летного и радиоэлектронного оснащения, летных полигонах. Подобные профессионалы, знающие иностранный язык, будут пользоваться спросом не только лишь в Российской федерации, но и в иностранных профильных фирмах. В ближайшем будущем квалифицированный эксперт имеет все возможности занять руководящий пост.

Во время проведения состязаний по вертолетному или авиационному спорту, услуги авиационных инженеров пользуются большой популярностью.

Работа летного инженера потребует огромной ответственности, точности и сосредоточенности внимания, так как малейшие погрешности тут попросту никак не возможны, так как они имеют шанс послужить причиной к печальным результатам – вплоть до смерти людей. Он должен обладать сильным нравом и крепкими нервами.

Узнать о профессии больше вы можете, посмотрев данное видео:

Интервью

Самым пагубным результатом периода застоя в отечественном авиастроении стал отток квалифицированных кадров. Ведущие инженеры и специалисты уходили к прямым конкурентам — на предприятия Boeing и Airbus. Консолидация активов и реструктуризация в рамках Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) дополнительно обострила проблему избыточности штатных сотрудников на авиазаводах. О том, как сегодня решается проблема дефицита “белых” и “синих воротничков”, в интервью Елизавете Кузнецовой рассказала вице-президент по персоналу ОАК Алла ВУЧКОВИЧ.

— Когда в 2006 году ОАК объединила более 100 предприятий, общая численность персонала составила 105 тыс. человек. Каким образом изменились принципы управления персоналом?

— Для начала немного истории. В Советском Союзе все КБ и авиационные заводы работали в жесткой конкуренции между собой. У каждого предприятия существовали свои принципы управления, система разработки конструкторской документации, производство, управление персоналом и финансами. К моменту создания ОАК в конце 2006 года предприятия находились в разном финансовом положении. Некоторые заводы — прежде всего, в военной сфере — были хорошо обеспечены заказами, а предприятия в гражданской авиации похвастаться хорошей загрузкой не могли. Основным принципом при объединении компаний стало использование лучших практик и их внедрение на других предприятиях. Сегодня мы проводим процесс объединения КБ и заводов.

— В конце 2012 года в России была принята государственная программа развития авиапрома, в которой в том числе предусматривается резкое увеличение производительности труда. Как сегодня реализуется эта программа?

— Безусловно, один из самых важных показателей программы — рост производительности труда. В сегменте самолетостроения производительность должна увеличиться в 9 раз. В госпрограмме говорится, что в самолетостроении работают 90 тыс. человек, но к 2025 году будет работать около 39 тысяч. Но это не означает, что все эти люди уволятся или уйдут из отрасли. Задача нашей команды — президента ОАК Михаила Погосяна, руководителей ключевых предприятий — не в механическом сокращении сотрудников, а в разработке новой модели работы в отрасли. Часть персонала будет выводиться за рамки нашей компании в дочерние предприятия и к независимым поставщикам. В результате перестройки индустриально-финансовой модели и должно произойти повышение производительности труда.

Читайте также:  3 стадии стресса

— При этом западные авиапромышленники давно решили эту проблему.

— Бизнес-модели ОАК и основных конкурентов — Airbus и Boeing сейчас кардинально различаются. Российские предприятия работают по так называемому полному производственному циклу — от выпуска самых мелких компонентов до финальной сборки самолетов. Boeing и Airbus сохранили на своих предприятиях лишь несколько ключевых компетенций: концепт-проектирование (хотя, например, Dreamliner проектировали 28 стран), управление цепочкой поставщиков, послепродажное обслуживание. Поэтому сейчас нельзя сравнивать производительность труда в ОАК с аналогичными показателями в Boeing или Airbus.

— Есть ли сегодня дефицит персонала? Каких специалистов не хватает?

— В последние несколько лет ОАК увеличила темпы роста выпуска продукции на 20%. На предприятиях ощущается нехватка инженеров и большинства компетенций по рабочим специальностям — как традиционных профессий, так и совсем новых. Например, специалистов в области работы с композиционными материалами, в управлении цепочками поставщиков крайне недостаточно. Но мы четко понимаем, что при нынешней индустриально-финансовой модели и при существующих принципах организации проектирования и производства, системно решить проблему подготовки и развития качественного персонала не удастся. Нужны новые сотрудники, с новыми знаниями и компетенциями.

— А если говорить о качествах персонала, которые определяет новая индустриальная модель?

— ОАК совместно со школой управления “Сколково” провела специальное исследование, посвященное наиболее востребованным компетенциям в авиастроении в течение ближайших 10-15 лет. Если говорить о “синих воротничках”, то нам нужны квалифицированные рабочие с высшим образованием, умеющие обращаться со станками с числовым программным управлением, знающие основы управления производством и lean-технологий.

К важнейшим навыкам сегодняшнего инженера — глубоким техническим знаниям, способностям хорошо разбираться в производстве,— добавятся еще несколько. Прежде всего способность управлять проектами, умение поддерживать коммуникации между различными производственными группами. Так уж получается, что через несколько лет технические знания будут формировать только половину профиля успешного специалиста.

Новые требования к специалистам ставят новые вызовы перед системой образования. Например, в отечественных вузах готовят инженеров-конструкторов, экономистов, но не системных инженеров или управляющих современным производством в авиастроении. Нам понадобятся системные инженеры, управляющие программами, цепью поставщиков, логистикой. Очень востребованы специалисты с различными знаниями на стыке разных авиастроительных специальностей.

— Что делает ОАК в этом направлении?

— Сейчас мы рассматриваем проект создания нового образовательного учреждения в Жуковском. В рамках его работы мы организуем преподавание магистерских программ, полутора- и двухлетней продолжительности. В результате мы получим людей с необходимыми для отрасли компетенциями.

Мы обсуждаем образовательный проект с ректорами и профессорами двенадцати опорных вузов, с которыми сотрудничает ОАК,— Московским авиационным, Самарским аэрокосмическим университетом, Томским политехом, казанскими вузами, крупнейшими отечественными компаниями из нашей отрасли. Программы должны быть максимально ориентированы на передачу лучшего опыта как в отечественной, так и в мировой промышленности. Конечно, мы будем использовать практико-ориентированный подход, проведем стажировки как на отечественных передовых предприятиях, так и на зарубежных.

Магистры будут делать реальные проекты — не дипломные или абстрактные работы, а будут решать конкретные, практические задачи, непосредственно связанные с их текущей или будущей работой. Большим подспорьем в обучении, конечно, станет создающийся там же в Жуковском Национальный центр авиастроения. Процесс стажировок, программы строительства жилья для молодых специалистов удобно будет проводить на местах, а подмосковный Жуковский в качестве места работы и проживания могут предпочесть многие сотрудники наших компаний из регионов.

— На кого рассчитаны эти программы, как они будут формироваться?

— Мы будем отбирать магистров из вузов различных регионов РФ, а также бакалавров, имеющих опыт работы в отрасли от трех до пяти лет. Часть программ будут короткими — с продолжительностью от нескольких дней до нескольких месяцев. Мы планируем также провести переподготовку и повышение квалификации персонала, уже работающего в авиастроительной промышленности. Эти люди потом вернутся на наши предприятия или останутся работать в Жуковском.

— Да, но кто будет преподавать на этих программах, если в российских вузах нет таких специалистов?

— Мы обсуждали эту концепцию с коллегами из отрасли, нашими дочерними структурами и пришли к выводу, что основным риском в этом вопросе является именно проблема подготовки преподавателей, а даже не вопрос финансирования. Мы рассчитываем, что в обучении будут задействованы не только вузовские преподаватели, но и специалисты-практики из производственных компаний. Некоторый опыт у нас уже есть. Мы практикуем общение наших дочерних компаний с вузами, многие наши сотрудники активно преподают. Самый известный пример — президент ОАК Михаил Погосян является заведующим 101-й кафедрой МАИ. Но мы отдаем себе отчет в том, что основное время специалисты с предприятий будут посвящать основному делу — строительству самолетов.

— А зарубежных преподавателей будете приглашать?

— Да, мы будем привлекать их на первом этапе для обучения первых групп слушателей и преподавателей. В контрактах с ведущими авиастроительными школами и центрами специально прописываем, что мы бы хотели подготовить преподавателей в рамках временной формы сотрудничества (на постоянной основе это будет дорого стоить, да и, в общем-то, не нужно). Мы планируем также участвовать в проекте “Глобальное образование”. В его рамках студенты будут учиться за рубежом, чтобы затем, окунувшись в ту среду, перенести нам эту практику и стать нашими будущими преподавателями. Интерес к проекту — и среди будущих учеников, и среди руководителей компаний и вузов — огромный.

— Давайте вернемся к проблемам отрасли. Ощущается ли сейчас отток специалистов к западным конкурентам?

— Нет, по сравнению с тем, что было раньше, не могу сказать, что много людей уходит. Россия — одна из немногих стран мира, где авиастроение развивается быстрыми темпами, у нас стали появляться реальные проекты международного уровня — новые гражданские самолеты SSJ-100, МС-21, новая военная авиация.

В ряде фирм, например, в ОКБ “Сухой”, на заводах в Комсомольске-на-Амуре и Иркутске существуют подразделения, где средний возраст сотрудников немногим превышает 30 лет. За плечами этих ребят, несмотря на возраст, опыт разработки нескольких моделей самолетов. Возможностей для самореализации в авиастроении сегодня — масса. Так что у молодого инженера появились возможности выбирать, где продолжать карьеру, и все чаще ребята предпочитают учиться и работать у нас.

— Как обстоят дела с зарплатой? Она, наверное, различается в разных городах.

— Если говорить об оплате труда в корпорации, то за пять лет она возросла практически в два раза. Если в 2007 году она составляла порядка 15 тыс. руб., то сейчас средний ежемесячный заработок по отрасли достигает примерно 30 тыс. У нас осталась пара-тройка предприятий, где зарплата ниже, чем в среднем по региону присутствия. Но отмечу очень достойную зарплату на ведущих заводах — в Иркутске, в Комсомольске-на-Амуре, где она достигает порядка 30-40 тыс . руб. Для Москвы такая сумма несущественна, но в ведущих столичных компаниях, например, в ЗАО ГСС, зарплата уже превышает 70 тыс. руб. в месяц. Кстати, нам непросто набирать сотрудников из столичного региона, поскольку здесь как раз главный вопрос упирается в заработную плату: в Москве самые высокие издержки по этому показателю.

— Текучка кадров высокая?

— Статистика показывает, что самая высокая текучка молодых специалистов происходит в течение первого года работы. Если человек проработал до трех лет или больше, успел “прикипеть” к предприятию, то он наверняка останется работать дольше.

В целом, я бы сказала, что сейчас тенденция ухода заметно ослабла. Наиболее заметна текучка среди “синих воротничков”. Навыки работы на оборудовании универсальны, и им легче сменить работу, перейти на соседнее машиностроительное предприятие, где зарплата может оказаться выше. Но в большинстве своем инженеры-авиастроители предпочитают оставаться в отрасли и не терять квалификацию. На ряде заводов, например в Ульяновске, где появляются новые крупные заказы, строятся новые производства, инженеры, ушедшие из отрасли, возвращаются.

Читайте также:  Какие есть льготы аспирантам очного отделения

— Существует практика приглашения иностранных инженеров на российские предприятия?

— Мы активно привлекаем иностранцев для работы в наиболее конкурентном сегменте — гражданском авиастроении — в области поставок, консалтинга, производства, проектирования. В рамках производства SSJ-100 создано СП SuperJet International, поэтому очень многие компетенции — иностранные.

— Они работают за рубежом или все-таки в России?

— И в России в том числе. Тем более что мы сотрудничаем с большим количеством иностранных фирм. Но не стоит забывать об иностранцах из ближнего зарубежья — например, из “ОАК-Антонов”, которые сотрудничают с нами по программам Ан-148, Ан-158. Существует совместное предприятие по транспортной авиации с индийской компанией Hindustan Aeronautics Limited, в рамках которого создается многоцелевой транспортный самолет. Отдельные проекты ведем с компаниями из Франции, США и Германии.

— Каким образом ОАК привлекает молодых сотрудников?

— В свое время, когда Михаил Погосян работал в “Сухом”, он способствовал введению системы работы с детьми и их родителями начиная со школы. Проводятся олимпиады, затем ребята поступают в МАИ, и если раньше на работу они выходили на третьем курсе, то сейчас они работают в “Сухом” уже на первом-втором курсе. Зарплата сначала не очень большая, но уже к концу учебы она вполне конкурентоспособная для того, чтобы человек остался на предприятии. Мы внимательно следим за тем, чтобы с зарплатой не было никаких “перекосов” ни на одном предприятии.

Постепенно прослойка молодых сотрудников увеличивается. Сегодня сотрудники в возрасте до 30 лет составляют около 17% персонала предприятий.

— Как решается проблема дефицита “синих воротничков”?

— Падение престижа рабочих и инженеров — проблема не только российская. К сожалению, эта тенденция прослеживается во всем мире. Внутри нашей компании мы используем ряд хороших практик профориентации — это и олимпиады, которые проводятся под эгидой вузов, различные дни открытых дверей и пр. Делать подобные акции, безусловно, необходимо. Мы также стремимся адаптировать лучший мировой опыт. Например, Россия в прошлом году вступила в глобальный проект WorldSkills, став 68-м его членом. Движение WorldSkills в ведущих странах мира организует сотни профессиональных конкурсов, праздников рабочих профессий. Такие мероприятия — конкурсы, шоу с использованиям робототехники — привлекают миллионы детей, интересны и интерактивны.

Для решения этой проблемы и нам, и государству в целом необходимо вести пропаганду рабочих и инженерных профессий среди молодежи, заниматься повышением престижа инженерного труда, поскольку и авиастроение, и другие отрасли машиностроения уже в ближайшие годы могут столкнуться с дефицитом высококлассных молодых рабочих и инженеров. Перед промышленностью правительство поставило задачу создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2025 году нового поколения. И иной дороги, кроме как заниматься повышением престижа рабочих профессий, привлекать и удерживать лучшие кадры, у нас нет.

Инженер-испытатель / космонавт-испытатель

Сфера деятельности

Вид деятельности

Анализировать и упорядочивать текстовую информацию, делать расчеты, контролировать, проверять, оценивать

Краткое описание

Инженер-испытатель (космонавт-испытатель, инженер по наладке и испытаниям) – технический специалист, который проводит испытания новых машин, техники, оборудования или отдельных компонентов и дает рекомендации по доработке изделия.

Главной задачей инженера-испытателя является поиск уязвимостей изделия. Если инженер-конструктор создает, то инженер-испытатель должен “сломать” и зафиксировать, как и почему сломано. Такие разновидности профессии, как летчики-испытатели, космонавты-испытатели, испытатели военной техники, относятся к опасным профессиям. Поэтому большинство задач, связанных с риском для здоровья человека, предприятия стремятся роботизировать. В будущем инженеров-испытателей заменят робототехнические комплексы, симуляторы и компьютерное моделирование.
Инженеры-испытатели работают в автоконцернах, предприятиях военной, авиационной и космической отрасли, энергетических компаниях и компаниях, занимающихся электроникой и робототехникой.

Чем занимается инженер-испытатель:

    • Проводит испытания изделий, макетов, моделей по утвержденным техническим заданиям
    • Принимает участие в разработке программ и методик испытаний
    • Осуществляет подбор испытательной оснастки
    • Участвует в разработке, изготовлении и монтаже испытываемых изделий
    • Обеспечивает оптимальные режимы испытаний
    • Проводит анализ, обработку и обобщение результатов испытаний, оформляет их в установленном порядке в виде отчетов, записей, таблиц и другой документации
    • Обеспечивает полноту, своевременность и высокое качество результата
    • Обеспечивает безопасность и удобство эксплуатации изделий и системы

Где учиться

Получить специальность “Инженер-испытатель” можно на программах бакалавриата или специалитета по разным направлениям образования.

Направления образования:
Электро- и теплоэнергетика (13.00.00)
Ядерная энергетика и технологии (14.00.00)
Оружие и системы вооружения (17.00.00)
Техника и технологии наземного транспорта (23.00.00)
Авиационная и ракетно-космическая техника (24.00.00)
Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники (25.00.00)
Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта (26.00.00)

13.03.03 – Энергетическое машиностроение

    • Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) Энерго-экологический факультет
    • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ) Факультет “Энергетическое машиностроение”
    • Московский государственный машиностроительный университет “МАМИ” (МАМИ) Автомобильный факультет
    • Московский энергетический институт (технический университет) (МЭИ) Институт энергомашиностроения и механики
    • Российский университет дружбы народов (РУДН) Инженерный факультет
    • Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП) Технологический институт
      14.05.01 – Ядерные реакторы и материалы
    • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ)
      17.05.02 – Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие
    • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ)
      23.05.02 – Транспортные средства специального назначения
    • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ)
    • Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
    • Военный учебно-научный центр Сухопутных войск “Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации”
    • ВВИА – Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил “Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина Министерства обороны Российской Федерации “
      23.03.02 – Наземные транспортно-технологические комплексы
    • Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
    • Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе (МГРИ – РГГРУ)
    • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ)
    • Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)
    • Московский политехнический университет (МПУ (МАМИ))
    • Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева (РГАУ – МСХА)
      24.03.01 – Ракетные комплексы и космонавтика
    • Московский авиационный институт (МАИ)
    • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ)
      24.03.02 – Системы управления движением и навигация
    • Московский авиационный институт (МАИ)
      24.03.04 – Авиастроение
    • Московский авиационный институт (МАИ)
      24.05.07 – Самолето- и вертолетостроение
    • Московский авиационный институт (МАИ)
      24.05.03 – Испытание летательных аппаратов
    • Военная академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого (ВАРВСН)
    • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ)
    • Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского (МАТИ)
      24.05.01 – Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов
    • Военная академия РВСН имени Петра Великого (ВА РВСН)
    • Московский авиационный институт (МАИ)
    • Московский государственный университет технологий и управления (МГТУ)
    • ТУ
      24.05.02 – Проектирование авиационных и ракетных двигателей
    • Московский авиационный институт (МАИ)
    • Московский государственный университет технологий и управления (МГТУ)
    • Московский технологический университет (МТУ (МИРЭА))
      25.03.02 – Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов
    • Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА)
      25.05.04 – Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов
    • ВВИА – Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил “Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина Министерства обороны Российской Федерации”
      26.03.01 – Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
    • МГАВТ – Московская государственная академия водного транспорта

Где работать

    • АвтоВАЗ
    • КамАЗ
    • РКК “Энергия” им. С.П. Королёва
    • ПАО “Газпром”
    • ВНИИЭМ
    • SpaceX
    • Трансмашхолдинг
Ссылка на основную публикацию