Ассоциация университетов стран азиатско-тихоокеанского региона - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Ассоциация университетов стран азиатско-тихоокеанского региона

#moydvgups

Взаимодействие с ассоциациями ВУЗов

Сотрудничество в рамках международных ассоциаций дает широкие возможности включения вуза в международную деятельность в сфере науки и образования и позволяет:

  • наладить сотрудничество с новыми зарубежными партнерами;
  • получить доступ ко всем образовательным ресурсам вузов – членов ассоциаций;
  • принимать участие во всех мероприятиях ассоциаций;
  • влиять на деятельность ассоциации в целях реализации собственных интересов, как на уровне рабочих групп, так и на уровне органов управления.

ДВГУПС состоит в четырех международных ассоциациях и консорциумах:

1. Международная ассоциация транспортных университетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона (МАТУ АТР)

Глобальная экономика невозможна без создания транспортных коридоров, развития различных технологий в этой сфере и, конечно, партнерства стран Европы и Азии. Но введение новых технологий невозможно без постоянного обновления системы образования в транспортных вузах. Именно для более эффективного решения этого важного вопроса по инициативе ДВГУПС в 2009 году на 3-м Международном симпозиуме железнодорожных вузов Европы и Азии в г. Хабаровск, была создана Международная Ассоциация транспортных университетов стран АТР (МАТУ АТР).

Перед МАТУ АТР были поставлены такие важные задачи, как объединение научного и образовательного потенциала вузов, НИИ, производственных предприятий в сфере железнодорожного транспорта стран АТР; создание и реализация интеллектуальных продуктов и услуг, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров в сфере железнодорожного транспорта; разработка направлений и проектов сотрудничества в области науки и образования в сфере железнодорожного и других видов транспорта.

С первых дней работы МАТУ АТР активно развивается, привлекая в свои ряды всё больше новых членов. На сегодняшний день Международная ассоциация транспортных университетов стран АТР насчитывает 28 участников из 8 стран:

  • России
  • Республики Корея
  • КНР
  • Австралии
  • Украины
  • Узбекистана
  • Казахстана
  • Монголии

Среди основных преимуществ сотрудничества в рамках Ассоциации отметим тот факт, что она дает широкие возможности включения вузов в международную деятельность в сфере науки и образования. Вступление в МАТУ АТР позволяет наладить сотрудничество с новыми зарубежными партнерами, получить доступ ко всем образовательным ресурсам вузов –членов Ассоциации, принимать участие во всех мероприятиях Ассоциации.

Сегодня в рамках Ассоциации действуют различные комитеты:

  • комитет по образовательной и научной деятельности;
  • комитет по логистике и развитию Евроазиатских транспортных коридоров;
  • комитет по высокоскоростному движению;
  • комитет по геотехническим исследованиям и комитет по энергосбережению и энергоэффективности.

Сетевой университет транспорта и логистики стран АТР функционирует на правах консорциума при равноправном партнерстве всех вузов и организаций, являющихся членами МАТУ АТР. Координационную работу и ведение общих дел СУ осуществляет ВУЗ-координатор.

Существует единый банк данных образовательных программ на сайте МАТУ АТР. На сегодняшний день там размещено 16 программ, предлагаемых для совместной реализации в рамках сетевого университета.

В ДВГУПС открыты магистерские программы, реализуемые на английском языке по энергетике, IT-технологиям, строительству и экономике.

Необходимо также отметить, что в рамках Ассоциации осуществляется тесное сотрудничество не только с университетами, но и с транспортными организациями стран-участниц и научно-исследовательскими институтами по реализации краткосрочных программ повышения квалификации для российских и иностранных кадров, по совместным научным исследованиям в сфере транспорта (мультимодальные перевозки, высокоскоростное движение, обеспечение безопасности движения, транспортные коридоры и др.).

В рамках МАТУ АТР была организована серия программ повышения квалификации для топ-менеджеров и сотрудников компании ОАО «РЖД», ректоров транспортных вузов России в Японии. В эпоху глобализации остро встает вопрос о повышении качества во многих отраслях экономики страны, в том числе, это касается и транспорта.

О большом интересе к МАТУ АТР говорит и тот факт, что в открытии, к примеру, 6-го симпозиума принимали участие зам. министра транспорта РФ Цыденов А.С., зам. министра образования Республики Корея Сын Иль На, зам. министра земель, инфраструктуры и транспорта Хен Ку Е, председатель национального собрания Республики Корея по образованию, спорту и культуре Хак Ен Шин.

Сам факт участия в организации, открытии и финансировании международных симпозиумов представителей власти и бизнеса стран участниц МАТУ АТР такого высокого уровня говорит о том, что деятельность Международной ассоциации транспортных университетов стран АТР имеет огромное значение, выходящее далеко за рамки обычного международного образовательного сотрудничества.

2. Ассоциация ректоров транспортных вузов РФ и Китая (АРТВ)

ДВГУПС входит в Ассоциацию ректоров транспортных вузов РФ и Китая, организованную при поддержке министерств образования и министерств транспорта обеих стран. Первый Форум АРТВ проходил в мае 2014 г. на базе Петербургского университета путей сообщения. Второй Форум состоялся в 2015 году на базе Пекинского транспортного университета.

3. Ассоциация вузов Дальнего Востока и Сибири России и Северо-Восточных провинций Китая (АВРИК)

Создание Ассоциации было согласовано и одобрено Министерством образования и науки РФ и Министерством образования КНР. Ассоциация имеет целью расширение форм сотрудничества и интеграции в сфере науки, образования и культуры; обмен опытом, координацию и организацию совместной работы в области учебно-методической и научно-исследовательской деятельности вузов Дальнего Востока и Сибири России и Северо-Восточных провинций Китая; а также содействие академическому обмену студентами и преподавателями. Вузом-учредителем Ассоциации от России стал Тихоокеанский государственный университет, а от КНР – Северо-Восточный сельскохозяйственный университет (г. Харбин).

4. Российско-Кыргызский консорциум технических университетов (РККТУ)

В сентябре 2015 года ДВГУПС стал членом РККТУ, в состав которого входит 30 ведущих технических университетов России и Киргизии.

Консорциум создан при поддержке Министерств образования и науки двух стран и является добровольным объединением российских и киргизских вузов, подписавших Соглашение о создании Консорциума и присоединившихся к нему позже, разделяющих общие цели поддержки и развития совместных сетевых образовательных программ.

Ассоциация университетов стран азиатско-тихоокеанского региона

«Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и души, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья несомненно важнее того, что есть у человека.»

Давыдов
Юрий
Анатольевич

Глобальная экономика невозможна без создания транспортных коридоров, развития различных технологий в этой сфере и, конечно, партнерства стран Европы и Азии. Но введение новых технологий невозможно без постоянного обновления системы образования в транспортных вузах. Именно для более эффективного решения этого важного вопроса по инициативе ДВГУПС в 2009 году на 3-м Международном симпозиуме железнодорожных вузов Европы и Азии в г. Хабаровск, была создана Международная Ассоциация транспортных университетов стран АТР (МАТУ АТР).

Первым президентом Ассоциации была избрана ректор Корейского национального железнодорожного колледжа-университета, г-жа Чой Ен Хи. Сегодня она является президентом компании «КОРЕЙЛ». На 4-м международном симпозиуме в г. Нанкин президентом был избран ректор ДВГУПС, проф., д.т.н. Дынькин Б.Е.

На 8-м симпозиуме следующим президентом был избран ректор Даляньского транспортного университета. Вице-президентом МАТУ АТР стал ректор ДВГУПС – проф., д.т.н., Давыдов Юрий Анатольевич.

Перед МАТУ АТР были поставлены такие важные задачи, какобъединение научного и образовательного потенциала вузов, НИИ, производственных предприятий в сфере железнодорожного транспорта стран АТР; создание и реализация интеллектуальных продуктов и услуг, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров в сфере железнодорожного транспорта; разработка направлений и проектов сотрудничества в области науки и образования в сфере железнодорожного и других видов транспорта.

С первых дней работы МАТУ АТР активно развивается, привлекая в свои ряды всё больше новых членов. На сегодняшний день Международная ассоциация транспортных университетов стран АТР насчитывает 24 участника из 8 стран: России, Республики Корея, КНР, Австралии, Украины, Узбекистана, Казахстана, Монголии. География сотрудничества расширяется с каждым годом, что говорит об актуальности задач, которые решаются в рамках МАТУ АТР.

Среди основных преимуществ сотрудничества в рамках Ассоциации отметим тот факт, что она дает широкие возможности включения вузов в международную деятельность в сфере науки и образования. Вступление в МАТУ АТР позволяет наладить сотрудничество с новыми зарубежными партнерами, получить доступ ко всем образовательным ресурсам вузов –членов Ассоциации, принимать участие во всех мероприятиях Ассоциации.

Сегодня в рамках Ассоциации действуют различные комитеты: комитет по образовательной и научной деятельности;комитет по логистике и развитию Евроазиатских транспортных коридоров; комитет по высокоскоростному движению; комитет по геотехническим исследованиям и комитет по энергосбережению и энергоэффективности.

Сферы сотрудничества МАТУ АТР самые разнообразные. Особенно стоит отметить международные симпозиумы транспортных университетов Европы и Азии, сетевой университет транспорта и логистики стран АТР, совместные научные исследования и совместную публикацию результатов исследования, профессиональные стажировки, специальные краткосрочные программы и проекты.

Первые два международных симпозиума транспортных университетов Европы и Азии проходили в Республике Корея (г. Сеул). Третий состоялся в Российской Федерации на базе ДВГУПС (г. Хабаровск). Четвертый – в КНР (г. Нанкин), пятый – в Казахстане (г. Алматы), шестой – в Республике Корея на базе Корейского национального университета транспорта, седьмой – в КНР (г. Далянь), на базе Даляньского транспортного университета. Восьмой международный симпозиум транспортных университетов Европы и Азии состоялся в г.Нанкин, КНР на базе Нанкинского института железнодорожных технологий.

Сетевой университет транспорта и логистики стран АТР функционирует на правах консорциума при равноправном партнерстве всех вузов и организаций, являющихся членами МАТУ АТР. Координационную работу и ведение общих дел СУ осуществляет вуз-координатор.

При создании сетевого университета были определены основные цели его деятельности: развитие общего образовательного и научного пространства вузов, являющихся членами МАТУ АТР; создание механизмов для развития академической мобильности студентов и преподавателей (они предполагают предоставление возможностей для реального перемещения и реального обучения участников образовательного процесса); содействие межкультурному диалогу и объединению усилий академических сообществ.

Главными задачами были определены следующие: подготовка высококвалифицированных специалистов/бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов по направлениям транспорта и логистики; организация «включенного обучения» в форме свободной академической мобильности на базе вузов-участников МАТУ АТР; поиск и организация новых форм межвузовского сотрудничества.

Читайте также:  Как правильно голодать?

При создании сетевого университета очень внимательно были проанализированы его преимущества, которые были в итоге подтверждены в ходе активной работы сетевого университета. Сегодня он позволяет более эффективно реализовать модель открытого образования на пространстве стран-участниц МАТУ АТР и существенно снизить затраты на образовательные программы, технологии и маркетинг.

Эти конкурентные преимущества можно усилить за счет большего ассортимента предлагаемых образовательных программ, обеспечения возможности выдачи более одного диплома, повышения качества предлагаемых услуг, создания нового поколения специалистов, которые смогут работать на всем евразийском пространстве, с его разными культурами и подходами к жизни, повышения собственного рейтинга за счет наиболее сильного вуза, получения возможности использования материальной базы вузов-партнеров, получения доступа к библиотечным фондам вузов-партнеров, получения возможности печати научных статей и докладов в специализированных печатных изданиях вузов-партнеров.

Организация деятельности сетевого университета состоит в следующем. Вузы-участники сетевого университета предлагают для включения в единый банк данных образовательные программы подготовки специалистов, направляя свои предложения в электронном виде в вуз-координатор. Далее вуз-координатор осуществляет ведение единого банка данных сетевого университета на сайте МАТУ АТР, занимается своевременным размещением представленных вузами-участниками программ на сайте МАТУ АТР, осуществляет информационную рассылку, оформление и хранение документации, относящейся к деятельности сетевого университета.

Затем вуз-участник сетевого университета, заинтересованный в реализации совместных образовательных программ, обращается в единый банк данных для выбора программы. Для дальнейшей реализации определенной образовательной программы заинтересованный вуз обращается к партнеру, представляющему данную программу для обсуждения, согласования и открытия совместной образовательной программы. Данные об открытой совместной образовательной программе в рамках сетевого университета передаются вузами-участниками в вуз-координатор.

Единый банк данных образовательных программ функционирует на сайте МАТУ АТР (http://iastu-ap.org). На сегодняшний день там размещено 16 программ, предлагаемых для совместной реализации в рамках сетевого университета. В ДВГУПС открыты магистерские программы, реализуемые на английском языке по энергетике, IT-технологиям, строительству и экономике.

Необходимо также отметить, что в рамках Ассоциации осуществляется тесное сотрудничество не только с университетами, но и с транспортными организациями стран-участниц и научно-исследовательскими институтами по реализации краткосрочных программ повышения квалификации для российских и иностранных кадров, по совместным научным исследованиям в сфере транспорта (мультимодальные перевозки, высокоскоростное движение, обеспечение безопасности движения, транспортные коридоры и др.).

К совместной работе за прошедшие 3 года привлекались и транспортные организации, не вошедшие официально в состав МАТУ АТР. Например, Республику Корея представляли такие организации как Корейский железнодорожный научно-исследовательский институт (KoreaRailwayResearchInstitute), Международный железнодорожный учебный центр (InternationalRailwayTrainingCenterforUICAsia (IRATCA)), Корейский институт транспорта (KoreanTransportInstitute), Управление железных дорог Кореи (RailNetworkAuthority), Инженерный центр исследования окружающей среды (IncheonGreenEnvironmentalCenter), Корейские железные дороги (KORAIL), Совет по аккредитации высшего образования (KoreanCouncilforUniversityEducation), Министерство земель, транспорта и морских сообщений Кореи (MinistryofLand, TransportandMaritimeAffairs), Корейская Ассоциация железнодорожных организаций (KORASS).

Из организаций Японии были привлечены к совместной работе Министерство земель, транспорта и инфраструктуры (MinistryofLand, TransportandInfrastructureofJapan), завод по производству подвижного состава в г. Ниигата (NiitsuRollingStockManufacturingFactoryEastJapanRailwayCompany), компания «Восточные железные дороги» (JREast), Японский железнодорожный сервисный технический центр (JARTS), научно- исследовательский железнодорожный институт (RailwayTechnicalResearchInstitute), Японская перевозочная компания (JapanFreightRailwayCo. Ltd.).

Также плодотворным получилось и сотрудничество с организациями КНР: завод-депо по производству высокоскоростных поездов «CRH» в г.Чанчунь (ChangchunRailwayVehiclesCo. Ltd.), Группа компаний северо-восточных азиатских железных дорог г. Чанчунь, провинции Цзилинь, Ассоциация железных дорог при Министерстве железных дорог КНР, г. Пекин.

На сегодняшний день в рамках работы МАТУ АТР ДВГУПС проводит совместное исследование с Корейским национальным транспортным университетом, Республика Корея, по объединению Транскорейской и Транссибирской магистралей. На годовую стажировку в ДВГУПС прибыл профессор из Корейского национального университета транспорта. К защите в МИИТ в конце мая с.г. будет представлена работа аспиранта ДВГУПС из китайского вуза-партнера.

В рамках МАТУ АТР была также организована серия программ повышения квалификации для топ-менеджеров и сотрудников компании ОАО «РЖД», ректоров транспортных вузов России в Японии. В эпоху глобализации остро встает вопрос о повышении качества во многих отраслях экономики страны, в том числе, это касается и транспорта. Данные программы повышения квалификации позволили участникам ознакомиться с передовым опытом Японии в сфере транспорта: с инфраструктурой железных дорог Японии, организацией и эксплуатацией железных дорог, со скоростным движением, обеспечением безопасности движения на JR, обеспечением безопасности движения в метро.

Ежегодно в Хабаровской международной летней школе при ДВГУПС собираются сотни студентов из вузов партнеров. Для них проводятся различные профессиональные летние школы: строительство, транспортная логистика, инженерная механика, русский язык и культура. К примеру, в 2013 г. в летней школе обучалось 120 человек из четырех стран Азии – КНР, Японии, Республики Корея и КНДР. В 2014 г. приняло участие 142 человека. В 2015 г. – 155 чел.

Также нужно отметить, что академическая мобильность студентов и преподавателей действует в течение всего учебного года.

В апреле этого года состоялся семинар проректоров по учебной работе вузов Росжелдора на базе Пекинского транспортного университета на тему: «Менеджмент образовательного процесса в вузах КНР. Подготовка специалистов для транспортной системы».

О большом интересе к МАТУ АТР говорит и тот факт, что в открытии, к примеру, 6-го симпозиума принимали участие зам. министра образования Республики Корея Сын Иль На, зам. министра земель, инфраструктуры и транспорта Хен Ку Е, председатель национального собрания Республики Корея по образованию, спорту и культуре Хак Ен Шин, зам. министра транспорта РФ Цыденов А.С. В рамках работы этого симпозиума были организованы деловые встречи зам. министра транспорта РФ Цыденова А.С. с зам. министра земель, инфраструктуры и транспорта Р.Корея Хен Ку Е, с президентом компании «КОРЕЙЛ» Чан Чен Юн, с заместителем председателя компании «Хендай Ротем» Ку Хван Хан. Обсуждались вопросы сотрудничества двух стран.

На пленарных заседаниях симпозиума были рассмотрены очень важные и актуальные вопросы: специализированная исследовательская зона и технологии в транспортной сфере; «умные» транспортные технологии и логистика; национальные транспортные сети: строительство, обслуживание, перспективы развития; транспортные коридоры и др., подготовка специалистов для транспортной сферы и сотрудничество между транспортными университетами и организациями; обсуждение текущих проблем международного транспортного сотрудничества; предложения относительно плана создания глобальной системы транспортной экспертизы.

Сам факт участия в организации, открытии и финансировании международных симпозиумов представителей власти и бизнеса стран участниц МАТУ АТР такого высокого уровня говорит о том, что деятельность Международной ассоциации транспортных университетов стран АТР имеет огромное значение, выходящее далеко за рамки обычного международного образовательного сотрудничества.

Ассоциация университетов стран азиатско-тихоокеанского региона

Кафедра “Арктическое право и право стран Азиатско-Тихоокеанского региона”

Слепцов Анатолий Николаевич

г. Якутск, ул. Кулаковского, 42, каб. 355

Информация о кафедре «Арктическое право и право стран Азиатско-Тихоокеанского региона» юридического факультета Северо-Восточного Федерального университета имени М. К. Аммосова.

Современные вызовы времени диктуют необходимость нового освоения Арктической зоны РФ и развитие экономического сотрудничества со странами азиатско-тихоокеанского региона. Для продвижения российских интересов в Арктике и в странах АТР, основной задачей федеральных университетов является подготовка квалифицированных кадров, укрепление международного сотрудничества в области науки и образования.

Кафедра «Арктическое право и право стран Азиатско-Тихоокеанского региона» юридического факультета Северо-Восточного Федерального университета имени М. К. Аммосова создана на базе Центра правовых исследований устойчивого развития Арктики и коренных малочисленных народов Севера СВФУ и начала свою работу с 1 октября 2015 года. Кафедра является основным учебно-научным подразделением факультета, обеспечивающим проведение учебной, научной и воспитательной работы.

Заведующим кафедрой является кандидат юридических наук, заслуженный юрист Республики Саха (Якутия), эксперт ООН по международному праву Анатолий Николаевич Слепцов. При кафедре действует кабинет «Арктическое право».

Планирование деятельности кафедры производится в рамках политики СВФУ в области качества образовательных услуг и подготовки специалистов, и реализации планов выпускающих и обеспечивающих кафедр по подготовке бакалавров, специалистов, магистров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Кафедра является обеспечивающей по реализуемым программам бакалавриата и выпускающей по программам магистратуры юридического факультета, а также другим образовательным программам СВФУ в соответствии с ООП.

Преподавателями нашей кафедры проводятся учебные занятия (лекции, семинары, практические занятия), в рамках заседаний кафедры проводятся методические семинары:

– внедрение инновационных методов и технологий обучения в образовательные программы

– особенности применения балльно-рейтинговой системы к юридическим дисциплин.

Учебные дисциплины кафедры:

· Международная правоохранительная деятельность

· Правовые основы охраны окружающей среды

· Нормативное регулирование политической коммуникации

· Актуальные проблемы арктического права

· Правовые основы охраны окружающей среды в Арктике

· Защита прав коренных малочисленных народов Севера

· Правовое обеспечение развития народов Севера

На других специальностях кафедра готова осуществлять преподавание таких предметов как основы права, международное финансовое право, международное торговое право, международное инвестиционное право, международное нефтегазовое право.

На кафедре идет реализация по программе обучения магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», профили:

– «Арктическое право. Права северных народов»

– «Право охраны окружающей среды» (по программе двойного дипломирования) с Университетом Версаля Пари Сакле (Франция).

О методической обеспеченности учебного процесса

Дисциплины, закрепленные за кафедрой методически обеспечены за счет утвержденных рабочих программ дисциплин, учебно-методических комплексов дисциплин, учебно-методических пособий и методических рекомендаций.

Об обеспеченности основной учебной литературой дисциплин кафедры

Основной книгофонд находится в библиотеке ГУК, а также отдельные уникальные научные издания хранятся в библиотеке УЛК. Помимо библиотек основная учебная литература дисциплин кафедры обеспечивается электронными образовательными ресурсами.

Читайте также:  кандидат экономических наук: статус и сокращение на английском

О научной деятельности кафедры

Кафедра привлекает студентов, аспирантов, преподавателей к научно-исследовательской и научно-практической деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, является организатором международных и региональных научно-практических конференций и семинаров по вопросам устойчивого развития Арктики и стран АТР.

Организатор Международной научно-практической конференции “Адаптация человека и общества Арктических регионов к условиям изменения климата и глобализации” г.Якутск, Северо-Восточный федеральный университет, 24-25 ноября 2014 года.

Организатор Всероссийского молодежного конкурса «Новый мир Арктики: законодательные инициативы-2014» посвященной 75-летию Артура Чилингарова, полярного исследователя, героя Советского союза и России, Москва, сентябрь 2014 г.

Организатор студенческой конференции “Модель ООН СВФУ – 2015”. май 2015 год.

Со-организатор научно-практической конференции “Международные стандарты в туристической деятельности: правовые аспекты”, Якутск, 28 апреля 2016 г.

Организатор международного франко-российского научно-практического семинара “Научно-образовательные проблемы подготовки кадров в международной магистратуре по праву охраны окружающей среды” 15 января 2019 года. Якутск.

Организатор франко-российского научно-практического семинара университетов СВФУ и Пари Сакле на тему “Как закон учитывает риски связанные с прогрессом науки во Франции и Европе” 7 февраля 2019 года.

Член оргкомитета Всероссийской научно-практической конференции “III Роббековские чтения” 20-21 марта 2019 гда. г.Якутск

При кафедре работает студенческий научный кружок «Арктические исследования», научный руководитель к.ю.н. А.Н.Слепцов.

Кафедра занимается вопросами правового сопровождения научно-исследовательских работ университета и проводит научные исследования по теме «Правовое обеспечение устойчивого развития российской Арктики и коренных малочисленных народов Севера», «Правовые системы стран АТР».

Также кафедра проводит независимую экспертизу проектов социально-экономического развития Арктики и Дальнего Востока, инвестиционных проектов, проектов нормативных правовых актов по вопросам устойчивого развития Арктики, Дальнего Востока и народов Севера, научные исследования по заказу органов государственной власти, муниципальных образований, научных учреждений, промышленных компаний, общественных организаций.

2012-14 годы НИР ВТК СВФУ: «Проблемы правового регулирования устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации» рук. Слепцов А.Н., член ВТК СВФУ «Народосберегающие промыслы коренного населения Северо-Востока России: право на ресурсы и механизм правовой защиты” рук. Гоголев П.В.

Март 2016 года. ВТК, НИР СВФУ “Разработка методических рекомендаций по проведению Этнологической экспертизы Республики Саха (Якутия)”, рук. Слепцов А.Н.

Декабрь 2016 год, ВТК, НИР АН РС(Я)«Комплексная оценка влияния изменения климата и промышленного освоения Арктики на жизнедеятельность коренного населения Нижнеколымского улуса Якутии» рук. Слепцов А.Н.

2017 год. Грант РФФИ «Разработка методологии оценки ущерба нанесенного коренным малочисленным народам Севера при промышленном освоении территорий традиционного природопользования».

2017 год. НИР по государственному контракту № 5328 от 24.07.2017 «Оценка состояния, анализ основных тенденций изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала Арктической экономической зоны Республики Саха (Якутия)» в рамках комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие производительных сил и социальной сферы на 2016-2020 годы.

2018 г. Грант Академии наук РС(Я) ” Комплексные исследования проблем влияния изменений исконной среды обитания коренных малочисленных народов и социо-культурной ситуации на развитие этноса при промышленном освоении территорий традиционного природопользования”.

2018 год. Грант РФФИ «Разработка методологии оценки ущерба нанесенного коренным малочисленным народам Севера при промышленном освоении территорий традиционного природопользования».

Сотрудники кафедры имеют положительный опыт участия в международных научных проектах Университета Арктики и Арктического Совета.

Кафедра активно участвует в тематической сети «Арктическое право» Университета Арктики. Планируется дальнейшее развитие международных связей в рамках Университета Арктики, университетов и научных центров стран АТР.

EREPORT.RU

мировая экономика

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) является форумом, включающим 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), который стремится содействовать свободной торговле и экономическому сотрудничеству во всем АТР. АТЭС было создано в 1989 году в ответ на растущую взаимозависимость Азиатско-Тихоокеанского региона и появление региональных торговых блоков в других частях мира; в связи с опасениями, что промышленно развитая Япония (член G8) будет доминировать в экономической деятельности в АТР а также для организации новых рынков для сельскохозяйственной продукции и сырья за пределами Европы (где спрос снижается).

АТЭС работает на повышение уровня жизни и образования на основе устойчивого экономического роста и способствует созданию чувства общности и оценке общих интересов между странами Азиатско-Тихоокеанского региона. АТЭС включает новые индустриальные страны (НИС), а ее деятельность направлена на создание возможностей для экономик АСЕАН исследовать новые направления для экспорта природных ресурсов, таких как природный газ, а также региональной экономической интеграции (промышленной интеграции) с помощью прямых иностранных инвестиций. Участники составляют приблизительно 40% населения в мире, примерно 54% мирового валового внутреннего продукта и около 44% мировой торговли.

В ежегодной встрече АТЭС принимают участие экономические лидеры, обычно главы правительств экономик-участниц организации и только Тайвань представлен чиновником уровня министра. Место проведения саммита меняется ежегодно среди экономик-участниц, и славные традиции, а затем для большинства (но не всех) встреч на высшем уровне, включают в себя, переодевание лидеров экономик-участниц в национальные костюмы принимающей страны.

История АТЭС

В январе 1989 года премьер-министр Австралии Боб Хоук призвали к повышению эффективности экономического сотрудничества в регионе Тихоокеанского бассейна. Это привело к первой встрече АТЭС в столице Австралии Канберре в ноябре 1989 года под председательством министра иностранных дел Австралии Гарета Эванса. Присутствовали политические министры из двенадцати стран, а встреча завершилась согласованием будущих ежегодных встреч в Сингапуре и Корее.

Страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) были против первоначального предложения, а предложили Экономический совет Восточной Азии, который бы исключал не-азиатские страны, такие как США, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Этот план был подвергнут резкой критике со стороны Японии и США.

Первая встреча экономических лидеров АТЭС произошла в 1993 году, когда президент США Билл Клинтон, после переговоров с премьер-министром Австралии Полом Китингом, пригласил глав правительств экономик-участниц АТЭС на саммит на острове Блейк. Он считал, что это поможет перевести в нужное русло зашедшие в тупик по итогам Уругвайского раунда торговые переговоры. На встрече, некоторые лидеры призвали к продолжению снижения барьеров для торговли и инвестиций, представляя сообщество в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которое будет способствовать процветанию на основе сотрудничества. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, был создан с целью координации деятельности организации.

В ходе встречи в 1994 году в Богоре, Индонезия, лидеры АТЭС приняли Богорские цели (Bogor Goals), согласно которым к 2010 году планировалось создать зону свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе для развитых экономик, а к 2020 году – для развивающихся экономик. В 1995 году страны АТЭС создали орган для деловых консультаций, который стал называться Деловой Консультативный совет АТЭС (ДКС), состоящий из трех руководителей бизнеса от каждой экономики-участницы.

Для достижения Богорских целей, АТЭС проводит работу по трем основным направлениям:

  1. Либерализация торговли и инвестиций.
  2. Содействие бизнесу.
  3. Экономическое и техническое сотрудничество.

Страны-участницы АТЭС

В АТЭС в настоящее время входит 21 страна, в том числе большинство стран с береговой линии на Тихом океане. Тем не менее, критерием для членства является то, что член организации является отдельной экономикой, а не государством. В результате АТЭС использует термин экономики-участницы, а не страны-члены, чтобы обращаться к своим членам. Один из результатов этого критерия состоит в том, что форум включает Тайвань (официально Республика Китай, участвуя под названием «Китайский Тайбэй»), наряду с Китайской Народной Республикой, а также Гонконг, который вступил в АТЭС как британская колония, но теперь это специальный административный район Китайской Народной Республики. АТЭС также включает в себя три официальных наблюдателя: АСЕАН, Форум тихоокеанских островов и Тихоокеанский совет экономического сотрудничества.

Страны-участницы АТЭС: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг (Китай), Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа — Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам.

Страны, проявившие интерес к участию в АТЭС

Индия запросила участие в АТЭС и получила первоначальную поддержку от США, Японии и Австралии. Однако чиновники решили пока не позволять Индии присоединяться по различным причинам. Было принято решение не допускать больше участников в АТЭС до 2010 года. Кроме того, Индия не граничит с Тихим океаном, в отличие от всех нынешних членов. Тем не менее, Индия была приглашена в качестве наблюдателя в первый раз в ноябре 2011 года.

В дополнение к Индии, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Макао, Монголия, Лаос, Камбоджа, Коста-Рика, Колумбия, Панама и Эквадор желают вступить в АТЭС. Колумбия подала заявку на участие в АТЭС еще в 1995 году, но ее предложение было отвергнуто, так как организация перестала принимать новых участников с 1993 по 1996 год, и мораторий был продлен еще до 2007 года в связи с азиатским финансовым кризисом 1997 года. Гуам также хочет быть отдельным участником, приводя в пример Гонконг, но запросу противостоят США, которые в настоящее время представляют Гуам.

АТЭС и либерализация торговли

По данным самой организации, когда АТЭС была создана в 1989 году средний торговый барьер в регионе составил 16,9 процента, но он был сокращен до 5,5% в 2004 году.

Усилия АТЭС по упрощению бизнеса

АТЭС уже давно стоит в авангарде реформ в области упрощения бизнеса. С 2002 по 2006 год расходы на бизнес операции в регионе сократились на 6%, благодаря плану действий АТЭС по облегчению торговли (TFAPI). Между 2007 и 2010 годами, АТЭС надеялась достичь дополнительного снижения транзакционных издержек бизнеса на 5%. Для этого, был одобрен новый план действий по упрощению процедур торговли. По данным исследования Всемирного банка, опубликованного в 2008 году, в рамках своих торговых издержек и содействия реализации проектов, повышение прозрачности в торговой системе региона имеет решающее значение, если АТЭС хочет достичь своих Богорских целей. АТЭС Business Travel Card, проездной документ для безвизовых деловых поездок в регионе является одной из конкретных мер по облегчению бизнеса. В мае 2010 года Россия присоединилась к схеме, тем самым завершив круг.

Читайте также:  «нефрология»: обучение профессия и кем работать

Предлагаемая Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ)

Экономики АТЭС впервые официально начали обсуждать концепцию создания зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе на саммите в 2006 году в Ханое. Тем не менее, предпосылки для создания такой зоны существуют уже по крайней мере с 1966 года, когда японский экономист Киеси Кодзима впервые предложил соглашение о тихоокеанской зоне свободной торговли. В то время как идея не была встречена с распростертыми объятиями, она привела к образованию Тихоокеанской конференции по торговле и развитию, а затем и Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества в 1980 году, а затем АТЭС в 1989 году.

В более поздние времена, сторонником соглашения о свободной торговле Азиатско-Тихоокеанском регионе был экономист С. Фред Бергстен. Его идеи убедили Деловой Консультативный совет АТЭС поддержать эту концепцию.

Предложение об АТЗСТ возникло в связи с отсутствием прогресса раунда переговоров в Дохе по Всемирной торговой организации, и как способ преодоления эффекта “чаши спагетти”, получившегося в результате препятствий и противоречивых элементов бесчисленных соглашений о свободной торговле между отдельными странами.

В настоящее время существует около 60 соглашений о свободной торговле, а еще 117 находятся в процессе переговоров в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. АТЗСТ более амбициозна по объему, чем раунд в Дохе, который ограничивает себя в части снижения торговых ограничений. Соглашение об АТЗСТ создаст зону свободной торговли, которая позволит значительно расширить торговлю и экономический рост в регионе. Экономическая экспансия и рост торговли могут превысить ожидания других региональных зон свободной торговли, таких как АСЕАН плюс три (АСЕАН + Китай, Япония и Южная Корея).

Некоторые критики отмечают, что изменение правил торговли в АТЭС создаст дисбаланс, рыночные конфликты и осложнения отношений со странами других регионов. Развитие АТЗСТ, как ожидается, займет много лет, и будет включать основные исследования, оценки и переговоры между экономиками-участницами. На процесс также может повлиять отсутствие политической воли, массовые волнения, а также лоббирование против свободной торговли во внутренней политике.

Консорциум учебных центров АТЭС

В 1993 году лидеры АТЭС решили создать сеть исследовательских центров АТЭС между университетами и научно-исследовательскими учреждениями в экономиках-участницах. Известные центры следующие: Австралийский учебный центр АТЭС, Королевский технологический институт Мельбурна, Австралия; Учебный центр Беркли, Университет Калифорнии, Беркли, США; Тайваньский центр исследований АТЭС, Тайваньский Институт экономических исследований, Тайвань; Исследовательский центр (HKU) АТЭС, Гонконгский университет, Гонконг; Исследовательский центр Кобе АТЭС, Университет Кобе, Япония; Исследовательский центр Нанкай АТЭС, Нанкинский университет, Китай; Филиппинский учебный центр АТЭС, Филиппинский институт по исследованию проблем развития, Филиппины; Канадский учебный центр АТЭС, Канадский Азиатско-Тихоокеанский Фонд, Ванкувер, Канада; Индонезийский учебный центр АТЭС, Учебный центр АТЭС Университета Индонезии, Индонезия.

Деловой консультативный совет АТЭС

Деловой консультативный совет АТЭС (ДКС) был образован на встрече экономических лидеров АТЭС в ноябре 1995 года с целью предоставления рекомендаций о путях достижения Богорских целей и других конкретных приоритетов бизнес сектора, и обеспечения бизнес-перспективы на конкретные области сотрудничества.

Каждая страна назначает до трех членов из частного сектора в ДКС. Эти бизнес-лидеры представляют широкий спектр отраслей промышленности. ДКС предоставляет ежегодный отчет экономическим лидерам АТЭС, содержащий рекомендации по улучшению делового и инвестиционного климата в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мнения бизнеса о приоритетных региональных вопросах. ДКС также является единственной неправительственной организацией, которая присутствует на официальных заседаниях экономических лидеров АТЭС.

Ежегодные встречи лидеров АТЭС

С момента своего образования в 1989 году, АТЭС проводит ежегодные встречи с представителями всех экономик-участниц. Первые четыре ежегодные встречи официальных лиц проходили на уровне министров. Начиная с 1993 года, ежегодные совещания стали назваться Встречи экономических лидеров АТЭС и в них предполагалось участие глав правительств всех экономик-участниц, за исключением Тайваня, который представлен должностным лицом на уровне министра. Ежегодные встречи лидеров АТЭС официально не называются саммиты.

Ассоциация университетов стран азиатско-тихоокеанского региона

Ассоциация была основана в 1951 г. для развития, продвижения и содействия Азиатско-Тихоокеанским направлениям. Эта Ассоциация представляет 34 страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые объединились для достижения единой цели: добиться успехов в развитии туризма и путешествий в этом огромном регионе. Работа, проводимая этой организацией, направлена на продвижение туризма посредством программ по исследованиям, развитию, образованию и маркетингу. РАТА заработала репутацию лучшего исполнителя среди подобных международных организаций.

Члены организации обмениваются идеями, ищут разрешение проблем, принимают участие в работе над будущим туризма в Азиатском и Тихоокеанском регионах. Членов в Ассоциации около 2 тысяч. Со дня основания Ассоциация стала важным источником точной и своевременной информации для своих членов из области маркетинга, исследований, разработки, образования и других видов деятельности, связанных с туризмом. Деятельность РАТА и ее долгосрочные планы проверяются и оцениваются на ежегодных конференциях Ассоциации.

Маркетинговые усилия РАТА направлены на индивидуальных туристов, путешествующих внутри региона. Комитет также старается расширить маркетинговые навыки с точки зрения продажи привлекательных направлений. Исследовательская работа РАТА находит отражение на ежегодных конференциях по исследованиям туризма, а также в публикациях ежегодных статистических отчетов по Тихоокеанскому региону.

Секретариат РАТА расположен в Сан-Франциско (Калифорния). Основные офисы для обслуживания Азиатского региона – в Сингапуре; Тихоокеанского региона – в Сиднее; Американско-Европейской части – в Сан-Франциско.[3]

Для поддержания экономической стабильности, роста туристской индустрии и увеличения притока иностранной валюты создаются национальные организации. Поскольку важность туризма для национальной экономики и социального процветания очевидна, то его развитие является важным шагом как для туристской индустрии, так и для путешественников. Поэтому основными видами деятельности национальных организаций являются продвижение туризма в России, а также попытки расширить сотрудничество правительства и частной индустрии.

Управление этой деятельностью в широком плане представляет собой процесс выработки и осуществления управленческих воздействий. Управление туризмом на региональном уровне означает воздействие субъекта управления на объект управления.

На региональном уровне к субъектам управления туризмом (управляющей подсистеме) относятся Правительство РФ, Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму, местные органы власти, комитеты (или департаменты) по туризму и др. (в Москве – Комитет по туризму правительства г. Москвы; в Санкт-Петербурге – Комитет по туризму и развитию курортов администрации г. Санкт-Петербурга; в Московской области – Комитет по физической культуре, спорту и туризму при администрации Московской области).

Управление осуществляется посредством циркулирования определенной информации между субъектом и объектом управления. Структура управления туризмом представлена на рис. 1.3.

Рис. 1.3. Структура управления туризмом в России

. – прямые управленческие связи

——— – косвенные (методические) связи

Координационный комитет по физической культуре, спорта и туризма при Президенте РФ должен обеспечивать:

– разработку основ государственной политики в сфере туризма;

– участие в разработке законодательства РФ по туризму;

– координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ в сфере туризма;

– анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.

Решения Координационного комитета должны носить рекомендательный характер, его деятельность осуществляется на общественных началах и с периодичностью, необходимой для постановки задач и их решения.[2]

В задачи Национальной туристской корпорации (НТК) входят:

– объединение финансовых и материальных ресурсов туристских, банковских и иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития туризма;

– создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке;

– строительство и реконструкция гостиниц, других туристских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующая эксплуатация;

– инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие регионов, перспективных в области иностранного и внутреннего туризма;

– содействие в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в туристскую индустрию России; продвижение совместно с Министерством РФ по физической культуре, спорту и туризму национального туристского продукта на внешний и внутренний рынки;

– выполнение функций доверительного управления федеральной государственной собственностью и реализация иных задач в соответствии с законодательством РФ.

Деятельность комитетов (департаментов, отделов) по туризму в администрациях субъектов определяется нормативными документами.

В мировой практике основной формой политики в области туризма является создание ассоциаций туристских фирм, агентств, туроператоров, перевозчиков, гостиниц, ресторанов.

Это связано с тем, что общественные организации более гибко, чем государственные, реагируют на изменения рынка, пожелания клиентов, более детально и профессионально разбираются в тонкостях организации процесса генерации и предоставления услуг. С учетом их предложений и требований формируется и национальная туристская политика страны. Сегодня российские туристские фирмы и агенты поняли, что на мировом рынке решающее значение будет иметь стратегия развития туризма, основанная на активном кооперировании партнеров из общественного и частного секторов.

В России для создания ассоциации туристских агентств имелись объективные предпосылки. Ощущался острый дефицит квалифицированных специалистов, отсутствовала система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, не было условий, стимулирующих приток в отрасль частных инвестиций и т. п. Недостаточно эффективная система государственного регулирования сферы туризма открыла возможности для недобросовестной конкуренции, нарушения прав потребителей.[7]

Ссылка на основную публикацию