«агрохимия и агропочвоведение»: обучение профессия и кем работать - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

«агрохимия и агропочвоведение»: обучение профессия и кем работать

Почвовед

Почвовед – специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли. Почвоведение изучает происхождение, развитие, строение, состав, свойства, географическое распространение и рациональное использование почв. В России самые большие в мире массивы плодородной земли, и недаром именно в нашей стране появилось почвоведение, основы которого были заложены В.В.Докучаевым (1846 – 1903). Профессия подходит тем, кого интересует химия, биология и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В зависимости от выбранного рода деятельности, почвовед может заниматься изучением состава почв, ландшафтом, управлением земельными ресурсами. Он принимает участие в полевых экспедициях по изучению почвенного покрова, занимается рекультивацией почв, мелиорацией.

Почвовед является специалистом высшего уровня квалификации в области естественных наук. Занимается исследовательской деятельностью в области агрохимии и почвоведения. Ведет разработку и внедрение эффективных агрохимических приемов возведения сельскохозяйственных культур и технологических операций по обработке почв.

Специфика профессии

  • осуществление деятельности в области агрохимии и почвоведения
  • планировка, организация и проведение полевых и лабораторных исследований почв
  • анализ выращиваемых культур и вносимых в почву удобрений
  • разработка системы удобрений в хозяйстве
  • ведение фенологического наблюдения
  • проведение почвенно-географического и агропочвенного районирования территорий
  • составление почвенных, экологических и агрохимических карт
  • решение задач, связанных с охраной почвенного покрова
  • внедрение методов борьбы с эрозией, применения средств химизации
  • внедрение систем механизации производства
  • разработка и внедрение стандартов экологического нормирования состояния земельных ресурсов, природных вод и лесов
  • составление экологического паспорта почвенного покрова, проведение его сертификации и кадастровой оценки
  • проведение санитарно-гигиенической экспертизы качества продукции растениеводства

Профессиональные навыки и знания

  • владение знаниями в области генетического почвоведения, биологии, землеустройства, географии, геологии, агрохимии
  • знание законов, постановлений, приказов, распоряжений, решений и других нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, касающимся химизации сельского хозяйства и охраны окружающей среды
  • владение методами отбора проб грунтов, удобрений, продукции растениеводства
  • знание правил ведения необходимой документации
  • умение использовать современную полевую и лабораторную технику
  • знание компьютерных программ для работ в области почвоведения, мелиорации, агрохимии, экологии, почвенно-ландшафтного проектирования и охраны почв
  • владение практическими навыками, полученными в экспедициях и в период полевых летних практик

Личные качества

  • аккуратность
  • наблюдательность
  • хорошая память
  • аналитические способности
  • склонность к кропотливой работе
  • внимательность

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • возможность работать на свежем воздухе
  • наличие командировок и путешествий

Минусы

  • низкая заработная плата

Место работы

  • почвенные и агрохимические лаборатории
  • сельскохозяйственные предприятия
  • агропромышленные и лесохозяйственные предприятия
  • фермерские хозяйства
  • органы экологического контроля и управления природопользованием
  • в проектных и исследовательских институтах (например, Министерства сельского хозяйства)
  • в научно-исследовательских институтах и организациях (например, Министерства природных ресурсов РФ, Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук)
  • государственные кадастровые учреждения (например, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости)
  • комитеты по земельным ресурсам
  • строительные, архитектурно-проектные организации

Заработная плата и карьера

Несмотря на то, что популярность профессии почвовед растет, выпускников профильных факультетов по-прежнему мало. По большей части причиной этого являются маленькие зарплаты почвоведов.

Обучение на Почвоведа

Курсы:

Современная научно-технологическая академия (СНТА) уже несколько успешно готовит специалистов по направлению “Почвоведение”. Обучение и повышение квалификации прошли уже более 500 человек. Образовательные курсы имеют аккредитацию в Министерстве образования, поэтому по окончании обучения выдаются документы государственного образца. Получить новую профессию может любой гражданин на базе любого среднего профессионального или высшего образования.

Агрохимия и агропочвоведение

Сведения о профессии

Эта специальность предусматривает глубокое многостороннее биолого-экологическое образование в области сельского хозяйства. Агрохимия и агропочвоведение — один из основных разделов агрономии, комплекса наук о возделывании сельскохозяйственных культур. Основные объекты, традиционно изучаемые агрохимией — растения, почва и удобрения .

Агрохимия — наука о химических и биохимических процессах в растениях и среде их обитания , а также о способах химического воздействия на эти процессы с целью повышения плодородия почвы и урожая сельскохозяйственных культур. Эта наука неразрывно связана с физиологией растений, химией, биохимией, почвоведением, микробиологией, земледелием и растениеводством .

Выпускники этой специальности являются комплексными специалистами, которые понимают закономерности функционирования сельскохозяйственных экосистем, освоили их моделирование , на основе полученных знаний по земледелию , растениеводству, овощеводству и кормопроизводству , овладели новые сельскохозяйственными технологиями, приемами сохранения и повышения плодородия почв.

Доминирующие виды деятельности:

  • проведение почвенных, геоботанических, агрохимических и экологических обследований земель;
  • составление почвенных и агрохимических карт и картограмм ;
  • рациональное использование земель и факторов интенсификации земледелия;
  • разработка систем удобрения; воспроизводства плодородия почв и экологического равновесия агроландшафта;
  • реализация экологически-безопасных технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
  • организация почвенно-агрохимических и экологических обследований сельскохозяйственных угодий и принятие управленческих решений по их проведению ;
  • организация производственных коллективов и агротехническое обеспечение технологий производства продукции растениеводства;
  • определение энергетической и экономической эффективности использования агроландшафтов и принятие решений по воспроизводству плодородия почв и экологического равновесия;
  • анализ агрохимического и экологического состояния агроландшафтов и принятие решений по воспроизводству плодородия почв и экологического равновесия;
  • планирование и проведение почвенных, агрохимических, экологических научных исследований;
  • обобщение результатов научных экспериментов и формулирование выводов.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности ( профессионально-важные качества):

  • хорошие организаторские способности;
  • гибкость и самостоятельность мышления;
  • хорошие аналитические способности;
  • высокий уровень развития внимания и памяти ;
  • способность принимать быстрые и нестандартные решения;
  • способность работать в условиях ненормированного графика;
  • способность прогнозировать;
  • способность заниматься длительное время кропотливой работой;
  • способность воспринимать большое количество информации.

Личностные качества, интересы и склонности :

  • инициативность;
  • практичность;
  • выносливость (способность работать в различных условиях);
  • оперативность (быстрое реагирование на различные ситуации);
  • аккуратность;
  • педантичность (особое внимание уделяется деталям);
  • эмоциональная устойчивость;
  • ответственность;
  • наблюдательность;
  • стремление к самосовершенствованию ;
  • целеустремленность;
  • терпеливость, настойчивость.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • безответственность;
  • отсутствие стремления к инновациям (нововведениям);
  • физическая неподготовленность;
  • отсутствие наблюдательности;
  • неспособность действовать в условиях критической ситуации.

Области применения профессиональных знаний:

  • агрохимическая служба;
  • аграрные предприятия;
  • сельские муниципальные образования;
  • научно-исследовательские институты;
  • государственные инспекции и инспектуры по обслуживанию сельскохозяйственного производства;
  • тепличные предприятия;
  • педагогическая деятельность в специализированных образовательных учреждениях;
  • частное предпринимательство.

Классификационная карточка профессии

ученый агроном эколог

Доминирующий способ мышления

Область базовых знаний № 1

Естественные науки (химия, физика, биология), уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний № 2

Сельское хозяйство и экология , уровень 2, средний (практическое использование знаний).

Специальность “Агрохимия и агропочвоведение” (бакалавриат)

Агрохимия и агропочвоведение

Степень: Академический бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Биология – профильный предмет, по выбору вуза
  • Химия – по выбору вуза

Содержание

Как и самые далекие предки, нынешние и будущие поколения находятся в зависимости от земли и аграрных технологий. Конечно, сегодня специальность 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение» имеет новое прочтение. Обусловлено это, к сожалению, активной хозяйственной деятельностью человека, которая неминуемо наносит ущерб природе.

С другой стороны, экологические проблемы ставят перед специалистами новые актуальные задачи, которые приходится разрешать, несмотря на их высокую степень сложности. И профессионалы приходят к важным решениям, которые позволяют сохранить ценный природный фонд, а в чем-то и преумножить его. Впрочем, это направление не ограничивается работой исключительно с практическими задачами: оно включает в себя и эстетические составляющие, которые выражаются в ландшафтном дизайне и сопутствующих сферах.

Читайте также:  Профессия учитель: все плюсы и минусы подробное описание

Условия поступления

Этот курс направлен на воспитание специалистов, которые будут руководствоваться в своей работе благими намерениями и важными задачами, оперируя глубокими знаниями по естествознанию и точным наукам.

Какие же предметы традиционно сдают абитуриенты:

  • биология (профильный экзамен);
  • русский язык;
  • химия или математика.

Будущая профессия

Выпускник с дипломом бакалавра применяет свои знания и умения в аграрной, экологической, почвоведческой отраслях. Ему предстоит разбираться со спецификой ландшафтов, понимать различия между разными типами почв. В его компетенции выбор удобрений, технических средств и оборудования для работы в сфере сельского хозяйства, ландшафтного дизайна, экологии. Комплекс освоенных предметов позволяет заниматься как конкретной практической деятельностью, так и исследованиями, контрольными мероприятиями.

Куда поступать

Такие курсы доступны в некоторых вузах Москвы и многих учебных заведениях России:

  • Российский государственный аграрный университет;
  • Казанский государственный аграрный университет;
  • Санкт-Петербургский государственный аграрный университет;
  • Волгоградский государственный аграрный университет;
  • Алтайский государственный аграрный университет.

Срок обучения

Программа бакалавриата рассчитана на четырехлетнее обучение на очном отделении. Выбор заочной/вечерней/смешанной формы означает освоение необходимого комплекса предметов за пять лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Будущий выпускник получит важные знания, познакомившись со следующими обязательными предметами:

  • география почв;
  • микробиология почв;
  • почвоведение;
  • радиоэкология;
  • ландшафтоведение;
  • лесоводство;
  • экология;
  • агролесомелиорация;
  • химия.

Приобретаемые навыки

Выпускник направления сможет комплексно и профессионально решать следующие задачи:

  • исследования почв агрохимической направленности;
  • обеспечение «питания» растений;
  • анализ почвы, воздуха, воды;
  • контроль качества, сертификация и стандартизация продуктов питания;
  • оценка состояния земельного фонда;
  • составление картограмм и карт;
  • агроландшафтное проектирование;
  • экспертная оценка ландшафтов: как урбанизированных, так и антропогенных;
  • микробиологический контроль экологии;
  • контроль качества продукции сельского хозяйства с точки зрения ее биобезопасности;
  • радиационные замеры и контроль;
  • создание геоинформационных карт;
  • моделирование экосистем;
  • исследовательская деятельность по изучению лесных ресурсов с целью их восстановления;
  • мероприятия по озеленению территорий;
  • экологический аудит, экспертиза, мониторинг.

Перспективы трудоустройства по профессии

Подготовленный к профессиональной деятельности выпускник способен занимать многие важные должности в государственных организациях и частных компаниях. В первую очередь это работа непосредственно с земельными фондами на предприятиях, ориентированных на создание продуктов питания. Кроме сельского хозяйства, перспективным является направление лабораторного типа.

Это могут быть исследовательские работы с целью поиска оптимального решения по использованию природных ресурсов. Можно выбирать экологические организации, органы сельскохозяйственного надзора, учебные заведения, где реально занимать преподавательские должности.

Кем же работают бакалавры, окончившие этот курс:

  • экологами;
  • научными сотрудниками;
  • почвоведами;
  • преподавателями;
  • инженерами по сертификации продукции;
  • контролерами качества;
  • агрохимиками;
  • технологами сельскохозяйственной отрасли;
  • микробиологами;
  • ландшафтными дизайнерами.

Закончив обучение, молодой специалист может рассчитывать на стабильный доход на уровне от 20 тысяч рублей. Но здесь есть конкретная географическая привязка: в зависимости от региона, зарплаты бывают и выше. Поскольку в этой нише ощущается нехватка кадров, выпускники делают быстро карьеру, в итоге добиваясь более серьезной оплаты труда. Например, опытный специалист получает уже не меньше 30 тысяч, а ландшафтный дизайнер с творческими задатками сможет зарабатывать в разы больше.

Преимущества обучения в магистратуре

Если студент настроен серьезно и хочет добиваться больших успехов в профессии, есть смысл освоить магистерскую программу. Такие кадры еще больше ценятся на рынке труда.

Обучение в магистратуре неразрывно связано с практикой. Впоследствии можно рассчитывать на трудоустройство в организациях, которые связаны с министерством природных ресурсов и экологии. Почетными будут задачи, поставленные перед сотрудниками центров сертификации, аккредитованных лабораторий. Преподавательская ниша – еще одно место для самореализации. Можно заниматься исключительно исследовательской деятельностью, работая в частных или государственных структурах, которые изучают почвы, ищут способы их рекультивации в случае загрязнения.

Павел Глушков. Об испытаниях удобрений и разнице между экологами и агрохимиками

– Вы инженер-эколог. Чем вы занимаетесь?
– В мои обязанности входит проведение испытаний новых видов и форм удобрений. Исследование может длиться вегетационный период (период года, в который возможен рост и развитие растения — прим. сайта), а может и растянуться на три, пять и даже десять лет — в зависимости от того, что нужно заказчику. За это время я успеваю заложить в поле опыт: высеваю культуры, использую систему удобрений и средств защиты растения, наблюдаю за развитием культуры, исследую миграцию и трансформацию элементов удобрения в почву, воду и атмосферу. После чего я пишу полновесные отчеты производителям для дальнейшего распределения рекомендаций на их основе по филиалам, по производственным площадкам.

– Сколько инженер-эколог может одновременно вести экспериментов?
– В моем случае — максимум два. Все же это достаточно затратно как по силам, так и по времени.

– Кто обращается к вам за услугами?
– Различные компании — производители удобрений. Например, в последний раз к нам обращалась фирма «ЕвроХим».

– Почему вы решили стать инженером-экологом?
– Экологией я начал интересоваться достаточно давно, еще в классе 8–9-м, и решил связать с ней жизнь. Возможно, сыграло свою роль чтение произведений Бианки, Пришвина и Паустовского в начальной школе. Но, несмотря на детскую мечту, специальность я получил агрохимика-агропочвоведа, а магистратуру закончил по направлению «Агроэкологический менеджмент и инжиниринг».
Однако работать в итоге стал экологом, как и планировал, ведь в сельском хозяйстве оба эти предмета взаимосвязаны.

– Чем агрохимик отличается от эколога?
– Агрохимик — это первый человек в сельском хозяйстве после агронома. Он знает, как применять удобрение, в какой дозе и под какую культуру, с тем учетом, чтобы это было и экономически выгодно, и экологически безопасно, в то же время повышало плодородие культуры.
Эколог же в первую очередь убеждается в безопасности нового удобрения. Смотрит, чтобы содержание определенных элементов в нем не превышало норм, указанных в законах. Грубо говоря, агрохимик удобрение применяет, а эколог регламентирует, как именно это делать.

– Какое высшее образование нужно получить, чтобы стать агрохимиком или экологом?
– Нужно поступать либо на направление «Агрохимия и агропочвоведение», либо «Экология природопользования». В Москве такое образование можно получить на факультете почвоведения МГУ или в Российском государственном аграрном университете имени К.А. Тимирязева. Также хорошее образование дает Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина.

– Чем отличается учебная программа агрохимиков и экологов?
– У агрохимиков упор идет, разумеется, на химию — неорганическую и органическую, аналитическую, биохимию, агрохимию. Они изучают методы агрохимических и почвенных исследований, ботанику, земледелие, систему применения удобрений.
У экологов, соответственно, упор идет на экологию. В их расписании стоит экология человека, социальная экология, сельскохозяйственная экология, геология с основами геоморфологии, почвоведение.

Читайте также:  Профессия писатель: описание история плюсы и минусы

– На какие предметы стоит делать упор школьнику, который хочет стать экологом или агрохимиком?
– Ему нужны базовые знания о природе. Соответственно, сосредоточиться стоит на биологии, физике, химии, географии, обществознании.

– Какие компетенции нужны агрохимику или экологу?
– Усидчивость, наблюдательность, внимание к мелочам. Кроме того, нужно, чтобы этот человек имел широкий взгляд на вещи, не рассматривал проблему в рамках какой-то одной дисциплины, а мог применить комплексный подход.

– Где могут работать агрохимики и экологи?
– Выпускники моей кафедры работают преподавателями либо трудятся в компаниях, связанных с агрохимией, геологией, экологией, сельскохозяйственных холдингах, тепличных комплексах, земельных кадастрах. Некоторые занимаются оценкой качества воды, почвы или воздуха в лабораториях, флористикой, другие открывают свое дело. Некоторые наши выпускники благодаря прекрасному знанию химии даже работают криминалистами в МВД России.

– Какой карьерный путь может быть у агрохимика и у эколога?
– Хороший специалист может перейти, например, в Департамент сельского хозяйства или Департамент природопользования и продвигаться по государственной службе. Специалист, работающий, к примеру, в агрохолдинге, может совмещать свою непосредственную работу с должностью, к примеру, директора филиала. Эколог может стать главным экологом, а затем — вырасти до замдиректора.

– Сколько получают агрохимик и эколог?
– Агрохимики после вуза получают от 15 до 50 тысяч рублей. А вот у экологов практически нет верхнего потолка. Опытный специалист может получать до 200 тысяч рублей.

– Будут ли агрохимики и сельскохозяйственные экологи востребованы в будущем?
– Думаю, да. Сейчас есть тренд на импортозамещение. Такая заинтересованность отечественной продукцией позволяет сельскому хозяйству расширяться. В некоторых регионах происходит увеличение посевных площадей. Например, по производству зерна мы уже не только способны себя обеспечивать, но и отправлять часть на экспорт. А экологи вообще требуются во многие организации.

– От чего может устать агрохимик или эколог?
– В работе может возникнуть однообразие. Хотя при нормальном планировании своей трудовой деятельности, при перераспределении задач и, собственно, ранжировании их по важности, такого быть не должно. Впрочем, агрохимику в полевой сезон обращать внимание на однообразие попросту некогда.

– Кем может стать агрохимик или эколог, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Они могут заняться преподаванием: вести химию или биологию, помогать старшеклассникам готовиться к экзаменам в профильные вузы. Или же, например, оказывать консалтинговые и аудиторские услуги компаниям.

Факультет почвоведения, агрохимии и экологии

Борисов Борис Анорьевич, д.б.н., профессор

Декан

Контакты подразделения

(499) 976-14-57; (499) 976-1280

127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49, корпус № 6

  • Зам. декана по учебной работе – Слюсарев Владимир Иванович. т: 8-499-976-12-80. E-mail: zamdek@rgau-msha.ru
  • Зам декана по научной работе и практике – Бочкарев Андрей Владимирович. т: 8-499-976-12-80. E-mail: andrewvbochkarev@gmail.com
  • Зам. декана по воспитательной работе – Поветкина Наталья Львовна. т: 8-499-976-12-80. E-mail: soillab@timacad.ru
  • Диспетчер – Овчинникова Татьяна Викторовна. т: 8-499-976-12-80. E-mail: soildisp@timacad.ru
  • Специалист по учебно-методической работе – Смолина Галина Алексеевна. т: 8-499-976-12-80. E-mail: soildekanat@timacad.ru

Факультет располагает хорошей материально-технической базой. В настоящее время в состав факультета входят 7 кафедр, на которых работают 1 академик и 1 член-корреспондент РАН, 36 профессоров, 72 доцента и старших преподавателя, 24 ассистента. На факультете обучаются более 650 студентов и аспирантов.

Факультет готовит почвоведов, агрохимиков, экологов, лесоводов и землеустроителей – специалистов по исследованию и рациональному использованию земельных и лесных ресурсов, экологической оценке состояния окружающей природной среды. В современном мире потребность в таких специалистах очень велика, они востребованы в различных сферах жизни и хозяйственной деятельности общества, особенно в условиях новых экономических отношений.

Кафедры:

Учебный план ориентирован на двухуровневую систему обучения – подготовка бакалавров (срок обучения – 4 года) и магистров (срок обучения – 2 года). Студенты изучают 3 цикла дисциплин: гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественно-научный; профессиональный, а также учебные курсы по выбранной специализации.

Основная задача специалистов в области почвоведения и агрохимии – рациональное использование плодородия почвы, охрана почв и почвенного покрова от деградации, сохранение экологических функций почвенного покрова, без чего развитие жизни на Земле невозможно. Большое внимание уделяется вопросам питания растений, рациональному применению удобрений.

Подготовка по направлению “агрохимия и агропочвоведение” базируется на курсах общего почвоведения, географии почв, картографии почв, агропочвоведения, агрохимии, системы удобрений, ландшафтоведения, методов почвенных и агрохимических исследований и др. Большое внимание уделено изучению основ информатики, математического моделирования природных и в особенности почвенных процессов. Студенты получают глубокие навыки работы на персональных компьютерах, осваивают современные информационные технологии и инструментальные методы исследований.

Знания о состоянии почвенного покрова являются необходимым условием рационального использования земельных ресурсов и управления ими. При этом учитывают их экономическую и экологическую оценку – положение в ландшафте, получение урожая сельскохозяйственных культур высокого качества. Интенсивно развивающимся направлением этой области приложения почвоведения является почвенно-ландшафтное проектирование, имеющее целью создание ландшафтов с заданными функциональными свойствами. Большое внимание уделяется ключевым проблемам агрономического почвоведения, с решением которых связано упорядочение использования земель в условиях аграрной реформы, формирование адаптивно-ландшафтных систем земледелия и наукоемких агротехнологий.

Важнейшей проблемой науки агрохимии является питание растений. Агрохимики-почвоведы должны обладать глубокими знаниями по проблемам трансформации элементов питания в системе «почва-растение-окружающая среда», вопросам поступления в растение отдельных питательных элементов, особенностям сбалансированного питания растений всеми необходимыми элементами, технологическим и экологическим аспектам применения удобрений, уметь грамотно моделировать продуктивность агроценозов на основе почвенного плодородия и имеющихся средств химизации.

Кроме этого, почвоведы и агрохимики участвуют в решении вопросов, связанных с загрязнением окружающей среды, разрабатывают и внедряют стандарты экологического нормирования состояния земельных ресурсов, природных вод и лесов, качества сельскохозяйственной продукции, углубляют исследования по созданию агроинформационных электронных систем по оценке земель и эффективности их использования, исследования по кадастровой оценке земель. Изучают вопросы миграции и аккумуляции химических соединений в почвах и ландшафтах, круговорота органического вещества и биогенных элементов и др.

В соответствии с профессиональными интересами студенты могут специализироваться по агроэкологической оценке земель, экспертной оценке и сертификации сельскохозяйственных объектов.

В настоящее время наиболее актуальными для устойчивого развития, как нашей страны, так и мирового сообщества в целом являются экологические проблемы, связанные с воздействием человека на окружающую среду и охрана агроландшафтов. Для их решения факультет почвоведения, агрохимии и экологии готовит высококвалифицированных специалистов в области экологии.

Программа подготовки по направлению «Экология и природопользование» предусматривает изучение теоретических и практических основ таких предметов, как общая и прикладная экология, экологическое нормирование, охрана окружающей среды, экологическая экспертиза и аудит, экотоксикология, системный анализ и моделирование экосистем, экологическая стандартизация и сертификация и другие. Большое внимание уделяется освоению современных физико-химических методов исследования объектов окружающей среды, системному анализу биосферных процессов, а также углубленному изучению организации и технологии экологического управления, основу которого составляют: экологическая экспертиза, экологический менеджмент и маркетинг, аудит, оценка техногенных систем и экологического риска. Программа подготовки по профилю «Агроэкология» в рамках направления «Агрохимия и агропочвоведение» в большей степени ориентирована на экологические проблемы сельскохозяйственного производства.

Читайте также:  Кулинарные курсы в московском доме ресторатора: повар-универсал и кондитер

Специалист эколог должен владеть самыми современными методами исследования состояния окружающей среды, уметь прогнозировать и моделировать различные природно-антропогенные процессы и ситуации. Поэтому в процессе обучения студенты получают углубленную подготовку в области геоинформатики, геоинформационных систем и моделирования, компьютерной обработки данных мониторинга и дистанционного зондирования.

Особое внимание в процессе обучения уделяется вопросам формирования у студентов системного экологического мышления, комплексного подхода в решении проблем взаимодействия человека с окружающей средой, влияния роли природных и техногенных факторов на качество продуктов питания и здоровье человека.

В соответствии с профессиональными интересами студенты могут специализироваться в области экологической экспертизы, экологической безопасности в АПК.

Подготовка эколога позволяет решать следующие задачи: квалифицированно проводить оценку воздействий на окружающую среду, а также экспертизу социально- экономической и хозяйственной деятельности на территориях; проводить экологическую экспертизу различных видов проектного анализа; проектировать типовые мероприятия по охране природы и рациональному природопользованию, обеспечить экологическую безопасность агропромышленного комплекса, осуществлять контрольно-ревизионную деятельность и экологический аудит, профессионально организовывать и внедрять системы экологического менеджмента на предприятиях, в организациях, а также в административных и муниципальных структурах.

Виды профессиональной деятельности эколога: научные исследования в области экологии и охраны природы в академических учреждениях и вузах; в экологических службах ведомств, муниципалитетов, государственных и коммерческих предприятий, в проектных организациях, в аудиторских, страховых, маркетинговых компаниях и службах.

В рамках направления «Лесное дело и ландшафтное строительство» на факультете готовят бакалавров с присвоением квалификации «бакалавр лесного дела». Программа подготовки бакалавра по лесному делу базируется на курсах ботаники, дендрологии, лесоведения, лесоводства, лесных культур, лесоустройства, таксации леса, лесного товароведения, моделирования лесных экосистем, физиологии и защиты растений и др. Выпускники направления «Лесное дело» занимаются вопросами выращивания высокопродуктивных лесных насаждений, ведения рационального лесопользования, защиту леса от болезней, вредителей, охрану лесных насаждений от пожаров и др.

На факультете открыты магистерские программы:

  • Агрохимические методы повышения урожайности и качества сельскохозяйственных культур;
  • Агроэкологическая оценка земель и проектирование агроландшафтов;
  • Химико-токсикологический анализ и оценка объектов агросферы;
  • Экологический менеджмент и инжиниринг;
  • Лесоустройство и управление лесными ресурсами;
  • Экологический мониторинг и проектирование;
  • Землеустройство агроландшафтов.

Важными достоинствами образования, получаемого на факультете почвоведения, агрохимии и экологии является его фундаментальность и широта. Студенты изучают специальные дисциплины на базе основательной подготовки по химии, математике, физике, геологии и другим фундаментальным наукам. Это позволяет им в будущем, в самостоятельной научной или производственной деятельности легко ориентироваться в широком круге вопросов не только выбранной специальности, но в смежных областях знания.

Наряду с аудиторными занятиями, одним из важных элементов программы подготовки студентов являются летние учебные практики. Важную роль в подготовке играют учебные полевые практики. При факультете имеется учебно-опытное хозяйство «Дружба» Переславль-Залесского района Ярославской области, которое служит базой учебных и производственных практик студентов. Особое место занимает зональная практика, где в полевых условиях студенты знакомятся с почвой и растительностью основных природных зон нашей страны, посещают заповедники, научно-исследовательские учреждения, передовые хозяйства и т.д.

Выпускники факультета подготовлены для работы в научно-исследовательских учреждениях и производственных организациях, в системе агропромышленного комплекса, агрохимической службе, в органах управления сельскохозяйственным производством, проектных организациях землеустройства, земельных банках, агрохимсервисе, в сфере бизнеса, а также заниматься преподавательской деятельностью в высших и средних учебных заведениях.

Выпускники факультета по лесному делу работают в сфере лесного хозяйства по направлениям: ландшафтно-парковое строительство, организация и планирование в лесном и парковом хозяйстве, мониторинг и охрана лесов, лесоустройство и лесная таксация, озеленение населённых пунктов и др.

Выпускники – лесоводы владеют современными информационными технологиями в лесном хозяйстве, приобретают навыки по лесоустроительному проектированию, государственной и производственной инвентаризации лесов, оптимизации лесопользования и воспроизводства лесов, проектированию защитных лесонасаждений, защиты и охраны леса.

Факультет почвоведения, агрохимии и экологии – один из ведущих научных центров в своей области. Сотрудники факультета плодотворно разрабатывают крупные научные и практические проблемы в различных областях почвоведения, агрохимии, экологии и лесоводства. Студенты принимают непосредственное участие в научных исследованиях, проводимых на факультете.

В разное время на факультете был создан ряд научных школ, которые ныне получили дальнейшее развитие:

  • Разработка теории почвообразовательного процесса и плодородия почв (основатель школы – академик В.Р. Вильямс, продолжатели – академик В.П. Бушинский, профессора С.П. Ярков, И.П. Гречин, И.С. Кауричев, академики Н.П. Панов и В.И. Кирюшин, профессора В.И. Савич, А.Д. Фокин, Н.Ф. Ганжара, Н.Н. Игнатьев, В.Д. Наумов, Р.Ф. Байбеков, А.Д. Фокин, А.И. Карпухин, и др.).
  • Теоретическое обоснование питания растений и рационального применения удобрений (основатель – академик Д.Н. Прянишников, продолжатели – профессор А.Г. Шестаков, академик В.М. Клечковский, профессора А.В. Петербургский, П.М. Смирнов, академик Б.А. Ягодин, профессора В.В. Кидин, И.П. Дерюгин, Ю.П. Жуков, Э.А.Муравин, В.А. Демин, В.И.Кобзаренко и др.).
  • Биоэкологическая продуктивность лесов и лесоразведение (основатели школы — профессора Ф.К. Арнольд, В.Т. Собичевский, М.К. Турский, продолжатели – Н.С. Нестеров, В.Г. Нестеров, В.П. Тимофеев, Н.Г. Васильев, В.К. Хлюстов).
  • Сельскохозяйственные мелиорации и повышение эффективности использования мелиорируемых земель (основатель – академик А.Н. Костяков, продолжатели – профессор А.А. Черкасов, академик С.Ф. Аверьянов, академик Б.Б. Шумаков, профессора В.В. Колпаков, П.А. Волковский, академик РАСХН Н.Н. Дубенок).
  • Химическая научная школа (основатели – профессора П.А. Ильенков, Г.Г. Густавсон, академики И.А. Каблуков, Н.Я. Демьянов, продолжатели – профессора Е.Н. Гапон, Н.В. Вильямс, В.В. Вильямс, И.Н. Заозерский, С.Н. Алешин, Д.А. Князев, Г.Д. Клинский, И.И. Грандберг, В.Н. Дрозд, А.А. Ивлев, Р.А. Хмельницкий, В.Н. Князев,, Н.М. Пржевальский, С.Н. Смарыгин, С.Л. Белопухов).
  • Тимирязевская школа микробиологии (основатель – академик Н.Н. Худяков, продолжатели – академик Е.Н. Мишустин, профессора В.И. Буткевич, М.В. Федоров, В.Т. Емцев, В.К. Шильникова, О.Д. Сидоренко, А.А. Ванькова).
  • Агроэкология (основатель – профессор В.А. Черников, продолжатели – профессора И.М. Яшин, Л.В. Мосина, И.И. Васенев).

С момента образования факультета подготовлено около 1200 кандидатов наук и более 160 докторов наук.

Факультет готовит бакалавров по направлениям:
35.03.03 АГРОХИМИЯ И АГРОПОЧВОВЕДЕНИЕ
Профили

  • Почвоведение и агроэкологическая оценка земель
  • Питание растений и качество урожая
  • Агроэкология
  • Сельскохозяйственная микробиология

35.03.01 ЛЕСНОЕ ДЕЛО

  • Профиль лесное хозяйство

05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

21.03.02 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ

Вступительные испытания (ЕГЭ):

Ссылка на основную публикацию