Агрессия - ее причины и последствия - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Агрессия – ее причины и последствия

Родительское собрание “Агрессия, ее причины и последствия”

Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.
Николо Макиавелли

Форма проведения: разговор по душам.

Задачи собрания:

  • Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
  • Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных путей её преодоления.

Предварительная работа:

  • Анкетирование и тестирование учащихся (Приложение 1)
  • Анкетирование родителей (Приложение 2).
  • Рисунок несуществующего животного (М.Б.Дукаревич)
  • Разработка памяток для родителей (по предупреждению детской агрессивности). Приложение 3.

Ведущий: Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с разговора о проблеме агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Её проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Её проявляют даже малыши. Как бороться с проявлениями агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Но сначала я хочу прочитать вам притчу “Бабочка” (Приложение 4).

Слово предоставляется психологу.

“Готовясь к встрече, мы провели анкетирование среди детей и родителей 5-8 классов. Нам было интересно узнать, как вы, родители, относитесь к этой проблеме, считаете ли вы нужным говорить об это. (Анализ анкет).

Такая проблема существует. И о ней нужно говорить с детьми, со взрослыми: учителями и родителями. Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые дети, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют и обманывают. Это агрессивные ребята. С такими детьми нужно работать и родителям, и учителям, и психологам:

  • Обучать агрессивных детей выражать свой гнев другими, более приемлемыми способами.
  • Обучать таких ребят владеть собой и развивать в них способность контролировать себя в разных ситуациях, провоцирующих агрессию.
  • Формировать в агрессивных детях способность к доверию, сочувствию, учить их сопереживать.

Давайте разберёмся, что такое агрессия?

Под агрессией мы понимаем поведение человека, приносящее физический и моральный ущерб другим людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. (Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio), что означает “нападение”, “приступ”.) Существует два вида агрессии – “доброкачественная” и “злокачественная”. Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. “Злокачественная” агрессия представляет собой жестокость. Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность, негативизм, злость, мстительность.

Детям 5-8 классов было предложено 10 выражений, которые характеризуют человека. Нужно было выбрать 5 качеств, характеризующие их как личность. (Анализ анкет).

Агрессия – это способ выражения гнева, протеста. В основе лежат боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения человеческой потребности в любви и нужности другому человеку. (Анализ анкет). (“Мне хорошо, когда меня::)

Агрессивное поведение у детей – это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребёнок справиться не в силах. (Анализ анкет). (“Чаще всего я злюсь, когда меня . “; “Чаще всего я плачу, когда меня:.”; “Чаще всего я обижаюсь, когда:”; “Мне плохо, когда:”).

Как выглядит агрессивный ребёнок?

Агрессивный ребёнок нападает на других детей, обзывает и бьёт их, отбивает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Часто такой ребёнок ощущает себя отверженным, никому не нужным. Такие дети не могут оценить агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в их чувствах преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации ограничено. Чаще всего это защитные реакции. (Анализ рисунков “Несуществующее животное”)

(схема наблюдения за ребёнком)

Ребёнок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-то.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии, то есть способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих; они даже представить не могут, что кому-то может быть плохо и неприятно. (Анализ анкет: “Против кого ваш ребёнок проявляет агрессию:”).

Причины проявления агрессии у детей могут быть самыми разными. Как считают детские психологи, возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Кроме того, на становление агрессивного поведения оказывает большое влияние атмосфера в семье, а именно, характер наказаний, которые обычно применяют родители на проявление гнева у своего ребёнка. (Анализ анкет. “Какими средствами вы стараетесь преодолеть агрессию своего ребёнка. ).

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, развивают его в своём ребёнке: всем известно, что зло порождает зло, а агрессия – агрессию. Если же родители не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребёнка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Мысленно представьте лицо своего ребёнка. Помните, агрессивность проявляется, если

  • ребёнка бьют;
  • над ребёнком издеваются;
  • над ребёнком зло шутят;
  • ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители воспитывают ребёнка двойной моралью;
  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребёнку не доверяют;
  • родители настраивают ребёнка друг против друга;
  • родители не общаются со своим ребёнком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребёнка;
  • родители проявляют по отношению к ребёнку мелочную опеку и заботу;
  • родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребёнку;
  • ребёнок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в своём педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание чувства юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.

О том, как предупредить детскую агрессивность мы подготовили для вас памятки (раздаём).

Ведущий: Фильмы ужасов, боевики давно стали для нас привычными. Чего проще: наслаждайся похождениями крутых парней, которых пуля не берёт, ужасайся потоками крови, льющейся за экраном. Но всё ли так просто, как кажется на первый взгляд? Что происходит с психикой телезрителя в тот момент, когда очередной телевизионный маньяк режет свою жертву на кусочки? На этот счёт у педагогов и психологов своё мнение.

(Выступление учителя литературы о влияние телевидения на развитие агрессивности у детей). (Приложение 5).

Разговор с родителями: как вы считаете, можно ли нашим детям смотреть это; и что смотреть?

“Нравственный облик личности зависит, в конечном счёте, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства”. В.А.Сухомлинский.

Слово предоставляется психологу/

Что значит любить своего ребёнка?

Я начинаю с вопроса: “Скажите, пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребёнка?”

Кто-то говорит, что любить своего ребёнка – значит заботиться о нём, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи. А в последнее время я всё чаще слышу, что любить своего ребёнка – это говорить ему: “Я тебя люблю!” Да, именно эти слова ребёнок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают всё существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.

Что значит принимать ребенка, безусловно? Это значит любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо.

А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется – это верно. Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.

Если вы видите своего ребёнка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, – это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребёнку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдёт.

При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы “всё это такие мелочи, что до свадьбы заживёт”. Вы просто его обнимайте. Если это подросток, и он уже не даёт себя обнять, то можно посидеть рядом, подержав его за руку. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально, – 12 раз в день! И между прочим – не только ребёнку, но и взрослому.

Говорят, что руку ребёнка надо держать до тех пор, пока он её сам не отнимет. Ребёнок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось. Ребёнку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает

Таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Оказывается, детям, да и вообще любому взрослому, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою нужность.

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть необходимости другому, – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, что он хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях.

И поэтому я вам сегодня даю домашнее задание – обнять всех, кто живёт с вами в доме, и проследить за реакцией домашних, а также за своими чувствами. Можете что-нибудь сказать каждому, если захочется.

Ведущий: Наша встреча подошла к концу. Нам хотелось бы узнать, затронул ли вас сегодняшний разговор?

Читайте также:  Как уйти от жены?

У вас на руках желтые и синие цветы. Если вы положительно относитесь к подобной форме проведения, то прикрепите к нашему букету настроения желтый цветок, если отрицательно – синий.

Всем спасибо, до встречи!

Литература.

  1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. Учебное пособие.- Барнаул, 2002, с. 123 – 130.
  2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М., 2004.
  3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы.- М., 2004.
  4. Учителю о психическом здоровье младших школьников: Практическое пособие / Под ред. Л.С.Колмагоровой. – Барнаул: БГПУ, 2004.

Агрессия, ее причины и последствия
материал

Беседа с родителями с целью обсуждения, причины агрессивности и ее влияние на взаимодействия подростка с окружающеми людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
agressiya.odt22.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Агрессия,её причины и последствия»

Уважаемые папы и мамы!

Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют даже малыши. Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

П. Обсуждение анкет учащихся

Анализ анкет показывает, что чаще всего причиной агрессии отрочества является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных им людей.

Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубостью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребенок другим просто не может быть.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это — ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства агрессии.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать.

Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от родителей повторения подобных поступков.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый — открыто. Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований. В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности.

III. Анализ сочинений учащихся по теме собрания

Учащиеся заранее пишут сочинения по предложенной классным руководителем теме. Классный руководитель предлагает учащимся эпиграф сочинения и поясняет задачу написания сочинения-размышления.

Со мною что-то происходит,

Ко мне мой старый друг не ходит.

Приходят в праздной суете

Разнообразные не те.

Иногда с людьми происходят странные вещи. То, что очень нравилось, перестает нравиться, с кем дружил, с тем рассорился, кого очень любишь — обидел. Люди задают себе вопрос: «Почему я совершаю такие поступки и кто виноват в том, что я их совершаю?» Попробуем ответить себе, написав небольшое сочинение-размышление на заданную тему.

Диагностика детской агрессивности. Используя различные диагностические методики, психолог изучает причины детской агрессии. В его задачу входит выявление скрытой и открытой агрессии среди учащихся и подготовка нужной информации для родителей.

IV. Памятки для родителей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В седьмом классе очень часто начинаются проблемы трудного возраста. Подростки меньше уделяют внимания собственно учебной деятельности, стараются любыми возможными средствами заявить о себе: проя.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число де.

Задачи: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влия­ния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; форми­ровать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возмож­ных путей ее п.

«Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло».

«Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло».

Задачи: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влия­ния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; форми­ровать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возмож­ных путей ее п.

Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.Николо Макиавелли Форма проведения: разговор по душам.

родительское собрание “Агрессия,ее причины и последствия”
материал на тему

Форма проведения: круглый стол

Скачать:

ВложениеРазмер
roditelskoe_sobranie.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Агрессия , ее причины и последствия.»

Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло , так и добро , как добро , так и зло.

Человек обладает способностью любит , и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…

Форма проведения собрания: круглый стол, разговор по душам.

  1. Обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
  2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии. возможных путей ее преодоления.
  3. Сформировать конструктивные стили поведения.

Вопросы для обсуждения:

1.Виды агрессии; причины ее проявления и последствия.

2.Источники моделей поведения.

3.Возможные способы преодоления агрессии.

Подготовительная работа к собранию.

  1. Анкетирование родителей и детей по проблеме собрания.
  2. Анализ исследований проблемы детской агрессивности в школе.
  3. Памятка для родителей.

Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые папы и мамы!

Сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с разговора о проблеме агрессии. Практически в каждом классе есть драчливые и задиристые дети, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют, обманывают их. Это агрессивные ребята, но причина такого поведения кроется не только в них самих, Ведь агрессия – это отражение внутренних проблем ребенка, которые чаще всего возникают из-за жестокости и безучастия взрослых. С такими детьми нужно работать и родителям, и учителям, и психологам.

  1. Обучать агрессивных детей выражать свой гнев другими, более приемлемыми способами.
  2. Обучать таких ребят умению владеть собой и развивать у них способность контролировать себя в разных ситуациях, провоцирующих агрессию.
  3. Формировать в агрессивных детях способность к доверию, сочувствию, учить их сопереживать.

Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только подростки и взрослые как принято считать. Агрессию проявляют и даже малыши.

Агрессия объединяет такие разнообразные акты, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств. А агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели , как способ психической разрядки , замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности , как форма самореализации и самоутверждения.

Выделяют следующие виды агрессии:

  1. физическая (нападение) – использование грубой силы против другого лица или объекта;
  2. вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг ), так и через содержание вербальных реакций ( угрозы , проклятия, ругань и брань);
  3. прямая – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
  4. косвенная – действия, направленные окольными путями на другое лицо или группу людей – это злобные шутки, сплетни и т.п., а также действия, характеризующиеся направленностью и неупорядоченностью – взрывы ярости, проявляющиеся в крике , топанье ногами , битье кулаками по столу и т.п.;
  5. инструментальная – является средством достижения какой-либо цели;
  6. враждебная – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
  7. аутоагрессия – агрессия, направленная на самого себя. Проявляется в самообвинении, самоуничижении, в нанесении себе телесных повреждений и в самоубийстве.

Доброкачественная агрессия в разумных пределах необходима, иначе организм придет к самоуничтожению (защита своей жизни, достоинства; агрессия в спорте).

Злокачественная агрессия – разрушительна для организма.

Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Агрессия- способ выражения своего гнева, протеста, направленный на одушевленные и неодушевленные объекты с целью нанесения физического вреда. Агрессия выражается через поведение.

Причины агрессивного поведения.

  • Личностные переживания;
  • Стресс;
  • Социальная дезадаптация;
  • Яркие переломные моменты в жизни;
  • Протест против стилей воспитания;
  • Кризис переходного возраста.

Источники модели поведения.

Семья Сверстники СМИ

Семья как институт агрессии ( стили взаимодействия человека в семье, вызывающие агрессивное поведение).

  • Физическое насилие родителей по отношению друг к другу;
  • Постоянные ссоры;
  • Грубость ежедневного общения;
  • Унижение;
  • Сарказм и ирония;
  • Желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это;
  • Реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка.

Условия предотвращения агрессивного поведения.

  • Общий стиль общения;
  • Адаптированность ребенка к социальной среде;
  • Требовательность по отношению к себе и к ребенку.

Обоснованная Разумная Доброжелательная

Требовательность воспитывается через систему требований:

  • Последовательность;
  • Единство;
  • Целесообразность;
  • Справедливость;
  • Посильность.

– детский суицид; – моральный вред;

– психические – физический вред

* насилие ,т.е. формируется устойчивый стиль агрессивного поведения.

Средства массовой информации.

Справка : в Америке проводимые социологические исследования показали, что за 1 час TV-времени зрители видят 9 актов насилия;

21 акт приходится на каждый час детских мультфильмов;

к 40 годам человек становится свидетелем 11000 убийств.

способа разрешения проблем

Неразвитые социальные и

Вывод: СМИ – средство развлечения и общения, которое уводит детей от проблем реального мира.

Приложение №1 Памятка для родителей

по предупреждению детской агрессии.

  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  3. Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было условий.
  4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
  5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
  7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
  9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
  10. Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так , чтобы она была реализована в полной мере!

Приложение №2 Памятка № 2 .

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и собой!

После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

  • Ребенка бьют;
  • Над ребенком издеваются;
  • Над ребенком зло шутят;
  • Ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • Родители заведомо лгут;
  • Родители пьют и устраивают дебоши;
  • Родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  • Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  • Родители не умеют одинаково любить своих детей;
  • Родители ребенку не доверяют;
  • Родители настраивают детей друг против друга;
  • Родители минимально не общаются со своим ребенком;
  • Вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  • Родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;
  • Родители живут своей жизнью, ив этой жизни нет места их ребенку;
  • Ребенок чувствует, что его не любят.

Приложение №3 Анкета для родителей №1.

  1. Изменилось ли поведение вашего ребенка в последнее время?
  2. Бывает ли ваш ребенок агрессивным и грубым?
  3. Против кого он проявляет агрессию?
  4. Какими средствами вы стараетесь преодолеть агрессию своего ребенка?
  5. Находите ли понимание у всех членов семьи?
  6. Считаете ли вы необходимостью поднимать эту тему на родительском собрании?

Приложение №4 Анкета для родителей №2.

Родителям предлагается 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены, и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка.

По моим наблюдениям, в характере моего ребенка чаще всего проявляются:

Считаю, что следующие качества характера моего ребенка выражены наиболее ярко ( родители перечисляют те качества характера своего ребенка, которые наиболее ярко выражены ).

Приложение №5 Анкета для учащихся.

  1. Чаще всего я радуюсь, когда_____________________________
  2. Чаще всего я смеюсь, когда _____________________________
  3. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда______________
  4. Чаще всего я плачу, когда________________________________
  5. Чаще всего я злюсь, когда_______________________________
  6. Чаще всего я обижаюсь, когда____________________________
  7. Мне хорошо, когда меня ________________________________
  8. Мне плохо, когда меня__________________________________

Приложение №6 Тест для учащихся.

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые, по вашему мнению, можно отнести к вам. Их должно быть не менее пяти.

Я – добрый; Я – безразличный;

Я – злой; Я – хороший друг;

Я – терпеливый; Я – умный;

Я – нетерпеливый; Я – помощник;

Я – упрямый; Я – обидчивый.

Приложение №7 Родительские тренинги.

Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает.

Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 7-10занятий. Родительские тренинги проводятся, как правило, психологом школы или человеком, который имеет право проводить тренинговую работу.

Тренинги имеют различную направленность:

1. Тренинг выработки стратегии( направлен на конструктивное взаимодействие ).

2. Тренинг толерантности.

3. Тренинг снятия личностных проблем.

Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло , так и добро , как добро , так и зло. Николо Макиавелли.

Человек обладает способностью любить , и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…

Агрессия: ее причины и последствия такого поведения у детей и взрослых

На улице, в общении с друзьями, родными и соседями мы часто встречаем агрессивное поведение по поводу и без него. Что такое агрессия, ее причины и последствия для человека, испытывающего это разрушительное чувство — давайте разберемся.

Что такое агрессия?

Агрессивное поведение человека – это одна из разновидностей защитных реакций организма на внешние раздражители. Включается оно во время видимой угрозы, ущемления прав и свобод, а также в целях защитить беззащитного.

В природе агрессивное поведение встречается и у животных, в особенности, у хищников. К такому способу защиты прибегают самки, защищая свое потомство, но без причины ни одно животное не применяет такое поведение.

В человеческой среде случается так, что без видимых раздражителей возникает агрессия – это уже относится к отклонениям в поведении.

Вообще, ученые выделяют два вида агрессии: защитная агрессия, которая направлена на сдерживание угрожающего фактора, а также атакующая агрессия, которая и является признаком психического расстройства.

С агрессией в большом мегаполисе столкнуться очень легко: тесный транспорт, очередь в магазине, движение по дороге – люди везде кричат, обзываются, оскорбляют друг друга самыми последними словами. Где-то это ответ, а где-то это скрытая тактика для того, чтобы испугать человека и сделать для себя ситуацию более удобной.

Агрессию могут выказывать и дети, особенно в школьной среде к учителям и к одноклассникам, которые как-то отличаются от основной массы (болезни, финансовое положение, сложности с обучением).

Агрессия мужчины по отношению к женщине может возникать из-за психологических проблем. Женщины проявляют агрессию, так как они потенциально слабее и беззащитнее, а атака – это единственный способ быть услышанной.

Причины и признаки агрессивного поведения

Такое проявление происходит тогда, когда человека оскорбляют, бьют, прилюдно ущемляют в правах, провоцируют на ответную агрессию. Бывает так, что взрослые мужчины, находясь в подпитом состоянии, пытаются намеренно вызвать другого мужчину на драку, используя физическое воздействие (толчки, дерганье рук, пинки) и словесное.

Дети проявляют свою агрессию через ломание игрушек, крики, пререкание со старшими, издевательство над младшими.

Женщины могут так себя вести из-за гормональных перебоев, чаще всего это выражается в беспричинных криках, оскорблениях и раздражительности. Распускание рук наблюдается редко, но имеет место в семейной обстановке.

Если агрессия имеет под собой реальную причину в виде нарушения личных границ, угрозы семье или здоровью, насилия над близкими людьми, то эта реакция естественна для организма человека, и не имеет смысла записывать ее в патологическое поведение. Но есть агрессия, которая не основана на каких-либо причинах, а просто возникает на пустом месте.

Причинами может быть:

— Психологические травмы из детства;

— Состояние стресса и депрессии;

— Одобрение окружающих и завоевание доверия (в детских коллективах);

— Алкогольная, наркотическая, токсикологическая зависимости;

— Расстройства на фоне компьютерных игр и интернет-сайтов.

Как начать контролировать желание выплеснуть агрессию?

Если человек понимает, что у него есть проблемы с самообладанием, то это уже половина победы. Бывает, что неестественное поведение входит в привычку и человек даже начинает получать удовольствие от того, что он держит в страхе своих близких и окружающих.

Во-первых, чтобы до конца разобраться в природе вашей агрессии, нужно выявить первопричину. Может быть, вы начинаете бесконтрольно себя вести, когда в вас просыпается страх, обида или ваше самолюбие уязвляется кем-то? А может быть, вы боитесь, что вам сделают больно, как папа в детстве? Выявив корень, проще работать непосредственно с ним и его последствиями.

Во-вторых, чувства, нахлынувшие на вас, никуда не исчезнут! Нужно либо выражать их на другом человеке, либо искать замену, например: побейте грушу, порвите бумагу, громко покричите, потанцуйте от души под ритмичную музыку, потопчите что-нибудь (к примеру, грязное белье в мыльной воде – и пар выпустите, и вещи постираете).

Можно обойтись еще одним дружелюбным способом – написать послание человеку, который вызвал у вас злость. Выплеснете в этом письме все, что вы хотели бы выразить, не стесняйтесь в описаниях. После того, как красноречие исчерпается, сожгите письмо или спустите клочки в унитаз.

Если вы чувствуете, что начинаете закипать, то уходите от человека: на улицу, в другую комнату, на другую сторону улицы, да куда угодно! Изолируйте себя от объекта раздражения. Займитесь чем-то приятным, перекусите, поспите – это поможет переключиться на более спокойную волну.

В детском проявлении агрессии поможет комплексная работа родителей, учителей и психолога. Если вы заметили за малышом агрессивное поведение, то не нужно ждать, лучше сразу обратиться к специалисту.

Виды и последствия агрессии, как от нее избавиться

1. Различные виды агрессии и гнева

2. Подавлять или выражать свой гнев?

3. Последствия проявления и подавления агрессии

4. Как избавиться от гнева

1. Различные виды агрессии и гнева

Давайте сначала рассмотрим, какая бывает агрессия и на что она может быть направлена.

Агрессия может быть направлена на окружающих: изнасилования, убийства, нанесение увечий, словесные угрозы, оскорбления, грубые интонации, ненормативная лексика, а может быть направлена на себя: самоуничижение (вплоть до самоубийства), саморазрушающее поведение и косвенный вред себе (вплоть до травм, болезней и несчастных случаев). Второй вид агрессии может иметь очень глубокие корни и, как правило, гораздо опаснее первого.

Далее, у агрессии могут быть совершенно разные причины, в зависимости от которых выделяют реактивную и спонтанную агрессию. Реактивная агрессия это ответная реакция на какой-то раздражитель извне (ссора, конфликт). Спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно из-за воздействия каких-то внутренних импульсов (накопленных отрицательных эмоций, безпричинная агрессия при психических заболеваниях).

И самое главное агрессия может быть прямая и косвенная. Прямая агрессиянаправляется непосредственно на что-то, вызывающее раздражение, тревогу или возбуждение. В этом случае характерны открытые проявления неприязни, возможно даже рукоприкладство или угроза расправы. А вот при косвенной агрессии гнев обращается на то, что не имеет непосредственного отношения к вызвавшим её чувствам. То есть, к несчастью окружающих, они могут оказаться более удобными объектами для выхода агрессивных чувств, а проявление агрессии в их адрес будет безопасным: так отец, придя с работы, срывает злость на всей семье, а мать после конфликта с соседкой начинает кричать на ребенка.

Вот несколько вариантов косвенной агрессии:

  • Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Это распыленная агрессия, причину которой понять не удается.
  • Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.
  • Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Также рассеянная агрессия, как правило не осознаваемая, направлена на окружающих.
  • Чувство вины – выражает возможное убеждение человека в том, что он является плохим, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести. В этом случае разрушение направляется на самого себя.

Ни для кого ни секрет, что часто мы оцениваем своих близких по самим себе. Однако надо помнить, что все люди разные и то, что очевидно для нас, вовсе не является такой же истинной для другого человека! Более того, даже проявление гнева у мужчин и женщин происходит по-разному:

Женский гнев чаще всего связан с внешними проявлениями: истериками, криками, слезами. Гнев женщины успокаивается только эмоциями — если к ней «хорошо отнеслись». Большое заблуждение мужчин, когда они разгневавшимся женщинам пытаются доказать что-то с помощью логики, потому что в этот момент женщинам нужносочувствие, тепло, а придумывание рациональных объянений их только раздражает. Супругу достаточно просто обнять и поцеловать свою жену и она успокаивается — гнев проходит. Женщины для облегчения своего состояния могут позвонить подруге, выговорить свой гнев. Если женщина нашла способного выслушать её и понять собеседника, ее гнев может быстро пройти.

Мужской гнев более сдержан по форме, но более тяжелый. Он имеет более понятную логику и подавляется тоже на уровне логики — если мужчине что-то объяснить, и это прямо не унижает его самолюбие, то его гнев, как правило, успокаивается. У мужчин последствия гнева более долговременны и вредны. Мужчина взорвался, наговорил кому-то неприятных слов, а потом носит это в себе – и это может оказаться прямым путём в клинику неврозов. Конечно, здесь все зависит от того, как гнев будет реализован — приведет ли эта вспышка к результату, которого человек хотел, или нет. Если нет — освобождаться от последствий гнева уже будет намного сложнее.

2. Подавлять или выражать свой гнев?

Гнев как паровая бомба, чем больше сдерживать, тем громче взрыв…

В наше время уже практически каждому известно, что опасно для здоровья сдерживать и подавлять свой гнев. Он подобен разъедающей ржавчине внутри организма. Чем больше гнева подавляется в его внешних проявлениях, тем сильнее он начинает раъедать человека внутри. Он разрушителен. Его невозможно уничтожить, запрятав в себя.

«Вы не избавляетесь от раздражения, даже если Вам удается избежать открытого конфликта» (Энджел).

Ваше раздражение обернется сплетнями об обидчиках, предъявлением им претензий и постоянными спорами, что также работает против Вас в общении.

Признаки того, что Вы не даете волю Вашему гневу:

  • позволяете другим вымещать злость на себе
  • боитесь выразить свой гнев
  • предпочитаете по-тихому отомстить обидчику, вместо того, чтобы выразить гнев
  • позволяете другим обращаться с Вашими детьми так, как Вам кажется неправильным

Однако, бывают случаи когда даже проявленный гнев не несет разрядки – причина этого кроется в том, что выраженные эмоции ушли не по адресу. Иными словами Вы «ругались не про то». И чем чаще Вы выпускаете свою злость наружу этим способом, тем сильнее впадаете в зависимость от таких разрядок.

Цели такого выражения гнева, как правило, две: или добиться того, чтобы объекту вашего гнева было так же плохо, как вам, или привлечь его внимание к тому, что, по вашему мнению, не в порядке.

Иногда потеря самообладания является единственным способом дать человеку понять, насколько серьезен вопрос, поэтому наша культура допускает это.

Выражать гнев целесообразно только в ситуациях, удовлетворяющих трем условиям: первое, когда гнев это обоснованная потребность в справедливости; второе, когда он направлен именно на того, кто вызвал гнев; и последнее, когда он не является местью.

Представьте себе ситуацию — вы постоянно ловите себя на том, что кричите на своих детей и получаете от этого психологически временное облегчение, хотя позднее испытываете угрызения совести за свое поведение. А можно было бы заняться поисками более подходящей линии поведения — за это время объект вашего гнева подготовится к восприятию ваших наставлений, а вы постепенно успокоитесь.

3. Последствия проявления и подавления агрессии и гнева

Чем больше мы кормим наш гнев, тем больше силы ему даем…

Теперь, давайте рассмотрим, почему в нашей жизни бывают периоды, когда у нас нет сил ни на что, такое впечатление, что жизненная энергия куда-то уходит. Дело в том, что гнев – это наиболее ярко выраженная эмоция, в которой проявляется наша энергетика.Состояние энергетики выражается: во внутренних переживаниях, в их проявлениях вовне. а также в энергозатратах (потерях энергии). Малоэнергичный человек вяло проявляет гнев — это скорее раздражение. У сильного человека, как правило, и гнев сильный. Огромное количество психической энергии проявляется, в том числе, и в приступах бешенства. При этом, чем сильнее вспышки гнева, тем больше энергопотери. Частый гнев сравним со сжиганием денег. Гнев — как выброс вулкана. У человека была энергия — и он ее выбросил. Выбросил, как правило, в избытке.

Обычно у человека после вспышек гнева:

  • ощущение потери энергии;
  • чувство вины за то, что причинил вред другому человеку;
  • уязвленное самолюбие, понижение самооценки, так как нанес ущерб самому себе;
  • развитие депрессии.

То есть, идет «отлив волны». И эти вспышки с точки зрения современной психологической науки приводят к большому числу заболеваний психогенного происхождения, так как негативные эмоции имеют тонкую связь с телом.

Частый гнев приводит к хроническому состоянию депрессии, удлиняется реабилитационный период апатии и анемии. Когда человек радуется, то это поднимает, повышает запас его прочности, потому что радость — жизнеутверждающая эмоция, наполняющая энергией. Гнев же — эмоция опустошающая. Хоть на какой-то момент человек подсознательно и наслаждается местью, яростью, но выброс больше, чем приток мнимо положительных чувств. Поэтому после этого следует опустошение, человек впадает в прострацию, уже не получает от этого удовлетворения. Его начинает мучить совесть, что что-то идёт не так; со временем развивается депрессия, и гневливый человек постоянно подвержен то депресиям, то раздражению.

Хронические проявления гнева из года в год разрушают наш организм.

Вот некоторые наиболее частые психосоматические заболевания, вызванные гневом:

  • повышенный риск сердечно сосудистых заболеваний.
  • расстройства функций желчного пузыря;
  • хронические расстройства желудка;
  • проблемы с зубами;
  • мигрени;
  • изжога.

вернуться к началу статьи

4. Как избавиться от гнева

Я прошел долгий путь, чтобы осознать, что шел не туда.

Осознайте, что это вы «создаете» гнев. Кто-то может быть вам неприятен, может расстроить вас, но не он «создает» ваш гнев. И еще: вы оцениваете поступки людей вместо того, чтобы оценивать их в целом. Постарайтесь понять, что не всегда люди, поступающие плохо — плохие. Это уменьшит гнев. Если вы злитесь на друга или члена семьи, то лучше спокойно ему об этом сказать. Ослабленный гнев даст вам возможность почувствовать себя увереннее, причем без агрессивности, которая только усилит ваше раздражение и оттолкнет другого человека. Если вы сердиты на шефа, то, вероятно, не можете все ему высказать без последствий. В таких случаях, поделитесь недовольством со своими друзьями, расскажите им о своих обидах.

Самое страшное то, что приступы гнева часто ложатся на плечи родных и близких,могут выплескиваться на собственных детей. Гнев подавляет любовь и ослабляет доверие в семье. Он беспощадно уничтожает самые тёплые, хорошие взаимоотношения. Подумайте, какой стала бы ваша семья без вспышек гнева?

Неконфликтным людям наоборот нужно учиться выражать свой гнев. Можно начать с описания своих чувств в диалоге с посторонними людьми, допустим, в течение недели. «Потренировавшись» на них, попробуйте выразить свои эмоции в общении с коллегой или супругом.

Также хочется сказать про время: время низводит гнев, отнимая его силу. Популярный способ остановить порывы ярости и не окатить ими окружающих – посчитать до десяти, прежде чем как-то отреагировать на грубость или глупость. Отрицательную энергию надо стараться постоянно направлять в конструктивное русло, а не бить кувалдой гнева по собственной голове и не причинять этим гневом вред окружающим.

Однако по-настоящему бороться с гневом можно только тогда, когда Вы действительно осознаете его пагубность и глубину воздействия на Вас и Ваших близких. Если Вы твёрдо решили избавиться от необоснованных вспышек злости, то первое, что следует сделать – это признать проблему и сделать шаг к ее преодолению.

Читайте также:  Профориентация по книгам: все для выбора профессии
Ссылка на основную публикацию