Ууд в дополнительном образовании детей (универсальные учебные действия) - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Ууд в дополнительном образовании детей (универсальные учебные действия)

Универсальные учебные действия в дополнительном образовании

Дополнительное образование детей – совершенно особая сфера, главными компонентами которой являются творчество и свобода выбора. Тем не менее педагоги даже в этой области деятельности не освобождены от строгих нормативных требований к процессу обучения.

Одно из главных требований к учебному процессу – соответствие Федеральному государственному стандарту (ФГОС), в котором немалое внимание уделено роли ДО в формировании личности обучающихся.

Именно поэтому учреждения дополнительного образования детей усиленно разрабатывают и внедряют в свою работу различные программы по формированию универсальных учебных действий (сокращенно УУД).

Что представляют собой УУД, и для чего они нужны

Универсальные учебные действия – это комплекс применяемых обучающимися умений и навыков, которые влияют на уровень усвоения материала и на развитие индивидуальных способностей к эффективному получению и применению знаний.

Можно выделить четыре основные группы универсальных учебных действий:

  • Личностные. Напрямую связаны с субъективным восприятием учащимся окружающего мира, с его нравственными оценками тех или иных событий и фактов, жизненными целями, самоопределением.
  • Регулятивные. Относятся к развитию способности обучающегося самостоятельно управлять познавательной деятельностью на основе плана, контроля, корректирования собственных действий, самооценки знаний и умений.
  • Познавательные. В эту группу включается работа обучающегося по отбору, исследованию, анализу и необходимому структурированию материала, это собственная модель получения знаний и их усвоения.
  • Коммуникативные. Подразумевают способность к сотрудничеству, взаимопомощи, умение договариваться, налаживать контакт с учителями и другими учениками.

Сформированный благодаря профессионализму и индивидуальному подходу педагогов к решению данной задачи комплекс необходимых действий станет для ребенка всесторонним инструментом эффективного обучения и усвоения знаний и умений.

Специфика моделирования

Моделирование и выстраивание УУД в дополнительном образовании детей (ДОД) отличается некоторыми специфическими особенностями. Поскольку эта сфера является творчески направленным процессом, формирование необходимых для обучения действий ориентировано на открытие и развитие потенциала ребенка, его самоопределение и нравственную эволюцию.

Поэтому в условиях ДОД необходимо:

  • четко определить цели УУД применительно к дополнительному образованию;
  • тщательно обдумать содержание формируемых действий;
  • адаптировать способы выработки навыков УУД к каждой возрастной категории;
  • обеспечить необходимую мотивацию, благодаря которой обучающийся будет понимать смысл определенных учебных действий и их потенциальную пользу.

Основные этапы формирования

В процессе вырабатывания УУД в дополнительном образовании детей можно выделить три основных этапа:

  • Закладка и развитие практических навыков и умений. Применение учащимися УУД должно стать привычкой и фундаментом для совершенствования способностей к восприятию и использованию изучаемого материала. Особое внимание в этот период уделяется основным приемам познавательной и исследовательской работы, а также формированию привычки к внимательности, самодисциплине и ориентированию на успешное обучение.
  • Расширение умений и знаний. Вводится творческое проектирование, способствующее более полному развитию созидательного и интеллектуального потенциала учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Обобщение накопленных умений и знаний и их применение во всех сферах обучения. Закрепляющая ступень предоставляет педагогам широкие возможности мотивировать учеников на нестандартное мышление и использование полученных умений в самых разных областях жизни.

Главным инструментом формирования УУД в дополнительном образовании является творчество. Поэтому учителям рекомендуется составлять программы, включающие выполнение детьми различных проектов, и мотивировать учащихся на полноценное применение результатов собственных разработок.

Защита творческого проекта научит ребенка формулировать взгляды, грамотно озвучивать актуальность и полезность его усилий и не бояться прибегать к нестандартным решениям. Совместная работа даст детям необходимые коммуникативные навыки, научит сотрудничать и прислушиваться к мнению друг друга.

Результаты эффективного процесса

Переоценить полезность правильного формирования УУД в дополнительном образовании сложно. Только в условиях особых методов воспитания, которые отличают эту область обучения, возможно полное раскрытие творческого потенциала ребенка с упором на духовность и нравственные общечеловеческие принципы.

Сформированные благодаря эффективному применению УУД ключевые умения и навыки помогут ученикам понимать и реализовывать поставленные перед ними задачи, быть при этом внимательными и сосредоточенными, структурировать и разбивать на этапы собственную целенаправленную деятельность, уметь работать индивидуально и в группе.

Применение знаний, полученных с использованием универсальных учебных действий в процессе дополнительного обучения, поможет хорошо мотивированным ученикам достигнуть немалых высот в творческой и интеллектуальной деятельности и почувствовать себя состоявшейся, социально адаптированной к современным условиям личностью.

ВНЕДРЕНИЕ УУД В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

ВНЕДРЕНИЕ УУД В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Сообщение на педагогическом совете,

Сервуля Татьяна Владимировна,

методист, заведующий отделом ДПИ

МБОУ ДО ДТТЮ «Дружба»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта , а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Теоретико-методологической основой разработки образовательных программ на основе стандартов нового поколения служит:

системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.

Концепция универсальных учебных действий основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования, порождающую широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

УУД – это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Термин «универсальные учебные действия» означает:

– в широком значении: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

– в узком (психологическом значении): совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функция универсальных учебных действий:

– обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.

– ставить учебные цели,

– искать и использовать необходимые средства и способы достижения,

– контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

– создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию,

– компетентности «учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

– обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждое направление раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Планируемые результаты можно разбить на три основные группы:

внутренняя позиция воспитанника;

самоуважение и самооценка развитие у ребенка задач самоопределения: «Я знаю…умею…создаю…стремлюсь.

мотивация (учебная, социальная);

границы собственного знания и «незнания»;

установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом: «какое значение и смысл имеет для меня учение?).

Нравстенно или морально-этическая ориентация:

ориентация на выполнение моральных норм, выделение морально-этического содержания событий и действий;

способность к решению моральных проблем, построение системы нравственных ценностей морального выбора нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;

оценка своих поступков, осуществление личностного морального выбора.

Данные УУД формируют готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностные установки; социальные компетенции и личностные качества.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения учебного материала.

2. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД можно разделить на 8 групп

Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Читайте также:  Дополнительное образование детей: инновации функции и перспективы (портал сайт)

Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД, к ним относятся

− самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

– применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– работа с учебными моделями;

использование знаково-символических средств (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

Общеучебные действия, которые основаны на выполнение логических операций, т.е.:

– сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие;

– использование знако-символических средств, общих схем решения.

изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

4. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД :

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Включает в себя:

– планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение цели и функций участников, способов их взаимодействия.

– постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

– разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

– управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка действий партнера.

– умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

– владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Освоив все вышеперечисленные виды УУД, обучающийся успешно овладеет постановкой и решением любых проблем – от ее формулировки, до самостоятельного создания способов ее решения.

При внедрении УУД, можно спланировать три основные группы результатов

Кроме контрольных, творческих отчётов по направлениям, в определении уровня развития универсальных учебных действий, может помочь и диагностический материал, например:

Личностные УУД – самопознание и самоопределение

Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку

Формирование идентичности личности

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе

Установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение»

Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация

Выделение морально-этического содержания событий и действий

Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора

Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм

Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора

управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность

речевая деятельность; навыки сотрудничества

работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций

сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

основы системы научных знаний (предметы: изо, технология, иностранный язык, информатика, музыка, физическая культура и т.д.);

опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания;

предметные и метапредметные действия с учебным материалом

При проведении занятий, получении (открытии нового) новых знаний:

1. Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (4-5 мин)

3. Целепологание, постановка учебных задач (2-3 мин)

4. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин)

5. Первичное закрепление (4-5 мин)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

7. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин)

8. Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Содержание современного образования

Что обучающийся должен знать? (запомнить, воспроизвести) – «знаниевый» компонент.

Что должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания? – деятельностный компонент.

способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта – УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ И РАЗВИВАТЬСЯ.

Это позволит соблюсти:

баланс теории и практики;

формирование общих способов деятельности (надпредметных);

объединить усилия всех учебных предметов;

реализацию преемственности на всех ступенях обучения;

приблизиться к «идеальным» целям образования.

Борзенков В.Л. Педагогическая игротехника. Методология. Теория. Прак­тика. – М., 2000.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб, 2002.

Сериков В.В. «Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с. – (Профессионализм педагога).

Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. – М., 2005.

Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образова­ния // Библиотека журнала «Директор школы». – 2000. – Выпуск №7.

Возможности объединения дополнительного образования в формировании универсальных учебных действий

Одним из направлений подготовки молодежи к самостоятельной трудовой деятельности является формирование многогранных качеств личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, изучение русских народных традиций. Целью образования становится воспитание человека-творца, духовно богатого, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

Дополнительное образование детей — это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, под которым понимается целенаправленный, мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально. Над проблемой формирования значимых качеств личности работали и работают сегодня многие ведущие педагоги. П.Я. Гальперин создал концепцию планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий. Это так называемые предметные и логические задачи, где варьируется соотношение необходимых и достаточных условий. О важности обучения в коллективе с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий в своей работе «Зачем детям учиться вместе» пишет Г.А. Цукерман. По словам Л.С. Выготского, «Деятельность формируется в деятельности».

Дополнительное образование решает те же задачи, что и школа — готовит ребенка к взрослой жизни. Но к чему конкретно готовит? Приоритетная задача — подготовка молодого человека к самоопределению, то есть определению самого себя на основе тех стандартов, которые были усвоены им и которые являются базой для выбора жизненных целей, для составления программы самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Что необходимо сделать для целенаправленного формирования универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования?

Для начала определить цели, содержание действий, их возрастную форму применительно к каждой из ступеней образования. Затем надо обеспечить смысл учебной деятельности, необходимую познавательную мотивацию, показать ребенку, как и когда будет использовано то или иное универсальное учебное действие не только на занятиях, но и в дальнейшей жизни. Формированию универсальных учебных действий способствуют групповые и коллективные задания, проектная деятельность.

Детское творчество — сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способ выражения своего личностного отношения к познаваемому. Детское творчество и трудовая подготовка учащихся имеет большое значение для гармоничного развития ребенка, активизирует внимательность, наблюдательность, воспитывает волевые качества.

Мой опыт работы в сфере дополнительного образования детей

За годы своей педагогической деятельности мной была разработана программа дополнительного образования, направленная на создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, его самореализации. Важным в работе педагога дополнительного образования считаю формирование и удержание мотивации на высоком уровне. Для этого в течение года чередую разделы программы таким образом, чтобы у ребенка не угасал интерес.

Весь процесс обучения делится на 3 этапа:

  • выработка практических умений и навыков;
  • расширение знаний учащихся;
  • развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в различных сферах.

На первой ступени обучения дети получают основные умения и доводят их до автоматизма. Первый уровень — выполнение учащимися упражнений. Особое внимание уделяется точности исполнения приемов работы, развитию произвольного внимания, усидчивости, аккуратности. Итогом данного этапа является качественное выполнение работы-копии. Педагог предлагает вниманию обучающегося схему и эталонное изделие. Формы работы на первой ступени: фронтальные занятия, беседы, экскурсии с целью ознакомления с образцами народного творчества, игры, направленные на сплочение нового коллективе. На данном этапе происходит формирование комплекса предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.

Читайте также:  Переподготовка и повышение квалификации водителей: топ-5 программ

На второй и третьей ступенях обучения большое внимание уделяется работе над творческим проектом, который может быть индивидуальным и групповым. Все предлагаемые педагогом образцы изделий, упражнения, необходимые в работе над проектом, подбираются с расчетом на максимальную познавательность, эстетическое и творческое развитие личности ребенка. При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, практическое значение учебного материала, межпредметные связи. Важный этап проектной деятельности – самостоятельный поиск информации, сбор аналогов, выполнение образцов и подготовка технической документации.

Неотъемлемая часть творческого проекта — его защита, когда перед ребенком стоит задача доказать полезность, актуальность проделанной работы. Здесь возникает необходимость четко и аргументировано излагать свои мысли перед публикой. Умение не теряться в стрессовой ситуации, отстаивать свое мнение, грамотно говорить — те универсальные учебные действия, которые формируются на занятиях. Деятельность обучающихся в подготовке проекта способствует развитию инициативы, коммуникативных качеств, формирует чувство ответственности, умение планировать свою деятельность и согласовывать ее с партнером по работе, учитывать чужое мнение, воспитывает коллектив единомышленников, полностью раскрывает творческий потенциал. Творчество пронизывает разные виды труда, разные виды деятельности, обеспечивая ее новое, более высокое качество.

Творчество — это качественная характеристика любой деятельности. Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, но и как один из эффективных способов формирования универсальных учебных действий в дополнительном образовании, трудового воспитания и политехнического образования.

Метод проектов в дополнительном образовании требует интеграции знаний обучающихся в различных предметных областях, что формирует УУД. Через проектную деятельность происходит становление современного человека, осознание адекватной самооценки.

В системе дополнительного образования детей метод проектов наиболее полно отвечает задаче формирования универсальных учебных действий. Эта педагогическая технология не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, критически оценивать свои возможности, планировать и организовывать свою деятельность, работать в коллективе единомышленников, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Полезность проекта в дополнительном образовании заключается в том, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, ребенок сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Занятия в моем творческом объединении «Рукодельница» дают возможность каждому из обучающихся удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, получить оценку и общественное признание в творческом объединении, в школе, в городе, в России. Увлеченные любимым делом, ребята высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.

На занятиях в объединении “Рукодельница” формируется художественная культура обучающихся как часть духовной культуры, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого; организация образовательного процесса, направленного на создание условий для развития творческих способностей обучающихся, самореализации их личности, происходит освоение знаний на основе включения обучающихся в различные виды деятельности (познавательной, трудовой, художественной, ценностно-ориентированной, коммуникативной) по созданию личностно и общественно значимых продуктов труда. Дети овладевают специальными умениями проектирования и создания продуктов труда с учетом эстетических требований, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных планов с учетом личных особенностей; безопасными приемами труда. Развивается познавательный интерес, творческое и образное мышление, пространственное воображение, интеллектуальные, коммуникативные, творческие способности и разносторонние качества личности обучающихся, путем приобщения их к культурному наследию. Формируются способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач. Воспитываются значимые качества личности: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, уважительное отношение к людям и их труду, ответственность. Приобретаются специальные знания: основы композиции, цветоведения, законы перспективы, основы дизайна, навыки черчения.

На занятиях педагог помогает развивать познавательный интерес обучающихся к научно-исследовательской деятельности, творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Программа объединения «Рукодельница» предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, то есть теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы повышает эффективность образовательного процесса и поддерживает мотивацию обучающихся на высоком уровне.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся: воспитанники объединения ежегодно участвуют в областных выставках и конкурсах, получают призовые места. Высокая оценка творческой деятельности очень важна для детей, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это помогает социализироваться, осознать полезность и важность своего труда и труда товарищей.

Освоив образовательную программу, обучающийся приобретает широкий круг компетенций, позволяющих ему ориентироваться в условиях современного мира, реализовать себя и свои возможности в жизни, сформирует следующие универсальные учебные действия и развиты ключевые компетенции: внимание, память, мышление, умение работать самостоятельно, в группе, вести диалог, понимать творческую задачу, ставить цель, планировать ход работы, контролировать, работать с разными современными источниками информации.

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВероника Выгодская

Похожие презентации

Презентация на тему: ” РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.” — Транскрипт:

2 РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

3 общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Цель образования

4 ТРЕБОВАНИЯ ФГОС к: 1.Результату 2.Содержанию 3.Условиям

5 Внеурочная деятельность- пространство взаимодействия общего и дополнительного образования

6 Дополнительное образование- образование до полного Возможности дополнительного образования: 1.Принцип добровольности; 2.Дифференциация по интересам; 3.Неформальный стиль общения

7 Аспекты воспитания средствами дополнительного образования: 1.Представления об окружающем мире, о социальном действительности –это часть жизни; 2.Опыт ценностных переживаний(семья, Родина, здоровье,…), этот опыт позволяет совершить поступок; 3.Опыт самостоятельных практических действий.

8 Три подхода в образовании: 1. Системно-деятельностный (научить выбирать, научить осваивать знания); 2. Метапредметные УУД(научить учиться), соединить всезнания и мир в единое целое; УУД определяют, что делать показатели сформированности 3. Компетентностный (перенос знаний в жизнь).

9 Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено и во внеурочной деятельности. Значит УУД – это формулировка результатов и внеурочной деятельности тоже. Отсюда видно, что УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности. Это же касается и внеурочной деятельности.

10 совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Понятие УУД

12 внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка. Личностные УУД

13 целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Регулятивные УУД

14 Познавательные УУД Поиск информации, речевое развитие, моделирование Анализ, синтез, выдвижение гипотез, доказательство постановка и решение проблем

15 УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД

16 Воспитательные результаты внеурочной деятельности 1-й уровень: приобретение школьником социальных знаний 2-й уровень: развитие позитивных отношений к базовым общественным ценностям 3-й уровень: накопление опыта самостоятельного ценностно ориентированного социального действия

17 Преимущество второй модели: -обогащение социального опыта; -расширение коммуникативно- познавательного пространства ребенка. Модели внеурочной деятельности: -на базе общеобразовательных учреждений; – на базе МКОУ ДОД –Дома детского творчества.

18 Дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты; специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.); материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности; изучение и формирование социального заказа на образование,; методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.; возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья); возможности работы в социуме, социального творчества детей; организацию каникулярного времени детей; возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.

Читайте также:  Концепция дополнительного образования: читать и скачать текст

19 В дополнительном образовании происходят изменения широкое обсуждение ФГОС общего образования организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников; развитие новых механизмов, процедур, технологий сетевого взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта и др.; совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования; разработка новых требований к программам дополнительного образования с ориентацией на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов; создание новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образовательного процесса; развитие методического взаимодействия в вопросах совместной реализации ФГОС – методических объединений, лабораторий и т.д.

Формирование универсальных учебных действий в дополнительном образовании детей. Коркина Клавдия Евстратьевна, педагог-психолог мкоу дод «Дом детства и юношества»

НазваниеФормирование универсальных учебных действий в дополнительном образовании детей. Коркина Клавдия Евстратьевна, педагог-психолог мкоу дод «Дом детства и юношества»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество
Формирование универсальных учебных действий

в дополнительном образовании детей.

Коркина Клавдия Евстратьевна, педагог-психолог

МКОУ ДОД «Дом детства и юношества»

Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. Для того чтобы учить, направлять, вести ребенка к успеху, его нужно знать и понимать. Не менее важно познание ребенком самого себя: своей индивидуальности, потребностей, творческого потенциала. До настоящего времени в практике дополнительного образования работа по развитию универсальных учебных действий, как психологической составляющей формирования ключевых компетентностей, осуществлялась преимущественно стихийным образом. В связи с этим педагоги Шатровского Дома детства и юношества, разработали комплексную модульную программу «Чудесный сундучок», целью которой является формирование универсальных учебных действий у обучающихся 7-8 лет посредством различных видов декоративно – прикладного искусства.

Теоретическую базу программы составила концепция развития универсальных учебных действий, разработанная согласно системно-деятельному подходу (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов).

Практическая значимость разработанной программы состоит в том, что в ней учтен социальный заказ социума на изучение и освоение наиболее популярных видов ремесел (техник и технологий традиционных и современных видов ДПИ). Кроме того формирование универсальных учебных действий – важнейшая цель педагогического сообщества. Эта цель выполняется в процессе освоения в программе четырех дополнительных образовательных программных модулей: «Волшебный мир оригами», «Сувенир», «Волшебный мир бисера», «Радуга творчества». Содержание всех модулей предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство.

Наблюдаются существенные отличия данной программы от всех имеющихся:

  1. Разработана модель формирования универсальных учебных действий.
  2. Созданы условия для реализации модели формирования универсальных учебных действий: выбор УМК, использование современных технологий, вовлечение обучающихся в процесс овладения УУД.
  3. Систематизированы диагностические материалы по проблеме формирования УУД.
  4. Разработан оценочно – результативный блок, позволяющий оценить эффективность программы, уровень личностного развития ребенка, сформированности универсальных учебных действий.

Для формирования УУД предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Модули ориентируют обучающихся 7 – 8 лет на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления изделий, на эффективное межличностное взаимодействие.

Для успешной реализации программы педагоги используют эффективные методы и приемы. Специфика изучаемых предметов направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству и помочь им овладеть личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными УУД.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Количество обучающихся в группе: 10 – 12 человек. Возраст: 8-11 лет. Годовая нагрузка каждого модуля по учебному плану – 72 часа. Занятия проводятся в каждой группе 2 раза в неделю по 1 часу.

Программа построена по принципу спирали: изучение новой темы начинается с повторения пройденного материала и постепенного усложнения. Занятия строятся в такой форме, чтобы у обучающихся закрепился устойчивый интерес и естественное желание к получению новых знаний, чтобы они почувствовали радость и удовлетворение от выполненной работы, от преодоления естественно возникающих трудностей. В процессе ручного труда дети учатся владеть различными материалами и инструментами необходимыми при освоении новых приёмов:

– при занятиях бисероплетением: «параллельное плетение», «петельное плетение», «низание дугами»;

– при работе с соленым тестом: пластические приёмы – «раскатать», «сплющить», «загладить», конструктивные приёмы – «отщипнуть», «прилепить»;

– при овладении техникой оригами: сложение квадрата любой величины, треугольника, многоугольника», «деление фигуры на части»;

– при использовании ткани: стежок «вперед иголку», «за иглу», «прямой стежок», «увеличение и уменьшение размера выкройки» и другие.

Раздел «Методическое обеспечение» включает в себя богатый теоретический материал, необходимый в работе:

«Позиции педагога и обучающихся»;

«Требования к педагогу»;

«Технологии, формирующие УУД»;

«Показатели сформированности универсальных учебных действий».

В начале учебного года во всех объединениях проведен мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его цель – оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения.

Регулярно проводятся диагностические исследования, направленные на определение уровня развития УУД. Многие диагностические методики призваны не только констатировать уровень развития того или иного УУД, но и используются для развития универсальных учебных действий.

Во всех творческих объединениях дети учатся «читать» информацию, представленную в виде схем.

Благодаря методикам личностного развития изменился характер деятельности обучающихся – исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы детей на занятиях; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к обучению.

Педагогов ДДЮ беспокоит большой процент детей 7-8 лет с низким уровнем сформированности познавательной и эмоционально-волевой сферы, поэтому в УМК программы представлен богатый материал по диагностике и развитию данных сфер.

Эффективно введение самооценки в оценочную деятельность обучающихся.

Очень важна сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных на занятии на другие учебные ситуации и задачи.

Результаты мониторинга по концу учебного года свидетельствуют о повышении мотивации первоклассников: 15% из категории низко мотивированных перешли в категорию обучающихся со средней мотивацией.

В итоговом исследовании приняли участие 63 первоклассника, были получены следующие результаты:

– личностные УУД сформированы на высоком уровне у 9,3 % воспитанников, на среднем уровне – 43,5 %, на низком уровне у 47,2% обучающихся;

– познавательные УУД на высоком уровне сформированы у 32,9% первоклассников, на среднем уровне 30,8%, на низком уровне у 36,3 % учащихся;

– коммуникативные УУД сформированы у 81%, находятся в стадии формирования у 19% обучающихся;

– регулятивные УУД сформированы у 76%, находятся в стадии формирования у 24% обучающихся.

Положительная динамика наблюдается:

– в развитии положительного отношения к ДДЮ;

– в формировании учебных мотивов;

– в успешном формировании интереса к новому;

– в развитии правильных представлений о моральных нормах (но не достаточно точных и четких).

Наибольшую трудность испытывали педагоги, работающие с обучающимися 7-8 лет при проектировании личностных и познавательных УУД. Программа «Чудесный сундучок» предусматривают совместную работу педагога с группой, детей друг с другом, совместную работу с родителями, с классным руководителем. И здесь педагоги сталкиваются с проблемой слабой включённости родителей в процесс обучения, что препятствует формированию универсальных учебных действий. Выход – организация постоянной взаимосвязи посредством социальных сетей, частично-дистанционное обучение детей и их родителей.

Одним из новых результатов, достижению которых придаётся большое значение в ФГОС, является формирование у детей таких универсальных познавательных действий, как базовые исследовательские умения. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Педагоги Дома детства и юношества уверены в том, что именно в задачах формирования УУД закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Дополнительное образование в силах помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком.

Ссылка на основную публикацию