Система дополнительного образования в россии: основы и функции - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Система дополнительного образования в россии: основы и функции

«Цели, задачи и функции дополнительного образования детей в российской образовательной системе»
статья на тему

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
sektsiya_pedagogov.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД «Ракитянский Дом детского творчества»

«Цели, задачи и функции дополнительного

образования детей в российской образовательной системе»

Методист Дома детского творчества:

Шаповалова Ксения Валерьевна

Цели, задачи и функции дополнительного образования детей в российской образовательной системе

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Основные задачи учреждения дополнительного образования:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга;
  • удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

Цель модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности. Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.

Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития. Каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета, региона. Государственные учреждения дополнительного образования детей (федеральные, республиканские, краевые, областные) должны осуществлять координирующие, информационно-организационные, программно-методические функции поддержки развития дополнительного образования детей на уровне субъекта. Дополнительное образование детей по сути является практико-ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счёте – результативность. Дополнительное образование детей – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития одарённых детей. Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.

В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодёжи к изменяющимся условиям жизни.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:

  • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
  • единство обучения, воспитания, развития;
  • практико-деятельностная основа образовательного процесса

1.3 Функции системы дополнительного образования детей в России

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся – телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало.

Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) рефлексии своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования.

На современном этапе развития системы дополнительного образования сформировались следующие функции дополнительного образования.

Социальная функция направлена на удовлетворение:

а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);

б) родительского спроса (представления о том, что необходимо, или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье);

в) детского спроса – удовлетворение потребности познавательного и личностного развития, общение, досуг и времяпровождение. Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности;

г) экономического спроса – возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) для взрослых и допрофессиональная подготовка для детей;;

д) правоохранительного спроса – профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей.

а) развивающая – создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения;

б) компенсаторная – психологическая компенсация неудач в семье, в школе;

в) релаксационная – возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе;

г) консультационная – для педагогов, родителей и детей.

а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений. Например, судо – и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д.

б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);

в) профессиональное самоопределение;

г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес ребенка;

д) социализирующая – общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе – попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных взаимодействий.

В таблице 2 указанны важнейшее различие общего и дополнительного образования.

Таблица 2 – Различия общего и дополнительного образования

– школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов.

– в условиях дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам».

– используются стандартные учебные программы, адаптированные учителем

– использование авторских учебных программ.

– индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя.

– реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога.

Основным отличием дополнительного образования от общего является свободный выбор ребенком вида занятий и отсутствие обязательных программ.

По самой образовательной специфике учреждения дополнительного образования, учебно-воспитательный процесс в нем должен строится в парадигме развивающего образования. При этом нетрудно заметить, что объектом развития в этом случае выступают: образовательные программы; обучающиеся; педагоги дополнительного образования; руководители (управленцы), которые должны определять и создавать условия для практической реализации учебных программ нового типа; родители, в смысле изменения их установок и отношений к функциям дополнительного образования в обучении их детей; образовательная среда; социальная макросреда (район, окружающий социум); и само учреждение дополнительного образования как объект саморазвития.

Изменяя себя, учреждение дополнительного образования изменяет образовательную и социо-культурную среду микрорайона, округа в целом. Тем самым учреждение дополнительного образования превращается в одного из субъектов развивающегося образования.

Превращение УДО в субъект развивающегося образования начинается с разработки рабочей концепции его развития, что предполагает рефлексии (осознания) его состояния, целей и перспектив его развития по следующим позициям: психологические особенности контингента учащихся УДО; стратегические и тактические цели учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом; содержание дополнительного образования; определение требований к профессиональной и личностной подготовке педагога.

Определение психологических особенностей контингента учащихся в качестве системообразующего фактора системы УДО предполагает создание специальных условий, особой образовательной среды в образовательных учреждениях другого типа (школы, лицеи и т. д.)

Мы исходим из того, что в УДО: обучаются дети с разными видами способностей и с различным уровнем их развития; дети приходят по разным мотивам; обучение происходит в разновозрастных группах; одаренных детей мало т.к. они проходят обучение в специализированных образовательных учреждениях (математические, музыкальные, спортивные школы).

В целом для учреждения дополнительного образования характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса особые требования.

Определение стратегических и тактических целей учебно-воспитательного процесса (соответственно, учебных программ и педагогического взаимодействия) и образовательной среды в целом.

Дополнительное образование преследует следующие цели: развитие знаний-умении-навыков, необходимых для овладения тем или иным видом деятельности и тем самым для вхождения в профессию; развитие специальных способностей учащегося (творческих, художественных, музыкальных, интеллектуальных, технических, спортивных и т.д.); развитие способности учащегося к учению, как необходимого условия обучения любым видам деятельности; развитие социальных, личностных и коммуникативных способностей учащегося.

В совокупности перечисленные цели составляют содержание и социализирующей функции дополнительного образования.

Определение предметного содержания учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования. УДО имеют широкий спектр образовательных, художественно-творческих, культурно-досуговых, технических, спортивных и других учебных, предметных областей. В зависимости от кадровых, материально-технических, финансовых и т.п. возможностей каждое учреждение дополнительного образования определяет свой спектр предлагаемого им предметного содержания дополнительного образования.

Определение комплекса требований к педагогу дополнительного образования. Специфика педагогического контингента в УДО отражает как разнообразие, так и отсутствие специального педагогического образования у педагогов, а также специфический характер функционирования (как правило, приуроченное ко второй половине дня, свободной от школьных уроков).

Исходя из вышесказанного, становится ясно, что переход к развивающему образованию требует от педагогов осознанного понимания того, на какие психологические закономерности и особенности развития ребенка они опираются при проектировании своей учебно-воспитательной работы.

Следовательно, кроме предметной, подготовка педагога дополнительного образования должна включать в себя, как минимум: понимание того, что представляет собой развивающее образование; знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей; знание о том, что такое образовательная среда и ее разновидности (семейная, школьная, внешкольная дополнительная и стихийная), ее субъекты, типы образовательной среды (творческая и др.) и типы взаимодействия между ее субъектами (авторитарный, демократический, гуманистический и т.д.); умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между различными субъектами образовательной среды (с учащимися по отдельности и в группе, с родителями, с коллегами-учителями, со своим руководством);

Подготовка педагога к работе в парадигме развивающего образования должна проводиться по трем взаимосвязанным направлениям:

1 Дидактическая (предметная и методическая) подготовка.

2. Общепсихологическая и психодидактическая подготовка.

3. Личностная подготовка.

Таким образом, на современном этапе развития учреждений дополнительного образования детей, на наш взгляд сформировались такие функции дополнительного образования как: социальная, психологическая и образовательная.

Все о системе дополнительного образования в Российской Федерации

Культурная жизнь – важная часть учебы. Духовные ценности и идеалы отражаются на поведении человека и формируют немаловажные социокультурные навыки. Дополнительное образование в России призвано воспитывать достойное подрастающее поколение, которое обеспечит прогресс общества и страны.

Основы российского ДО

Демократические реформы, начатые в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для преобразования детского дополнительного образования. Впервые термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в одной из статей закона об образовании. Этот документ утвердил переход от идеологической коммунистической образовательной системы к разнообразной, демократической и гуманистической программе воспитания полноправных граждан и обусловил изменение значимости внешкольных учреждений. Система дополнительного образования в России перешла на качественно новую ступень развития.

Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности – своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и уникальности каждого ребенка. Этот процесс состоит:

  • из удовлетворения естественного стремления развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
  • активизации творческого и созидательного потенциала детей;
  • формирования и развития пространства для детского и подросткового благополучия.

Обстоятельства, определившие необходимость изменения внешкольной составляющей воспитания при переходе ее на новый качественный уровень:

  1. Наличие принципиальных изменений в сознании человека и его взглядах на общественную жизнь. Процесс формирования специалиста уступает лидирующие позиции воспитанию индивидуума с позиции развивающей педагогики.
  2. Трансформация тенденции цивилизационного роста благосостояния стран постсоциалистического лагеря из техногенной в антропогенную.
  3. Рост популярности у родителей и детей информационных, образовательных, культурологических и досуговых услуг. Как результат – увеличение числа разновидностей неформальной учебной составляющей в развитии общества и личности.

Дополнительное образование в школе – это один из видов обучения, которое в состоянии удовлетворить постоянно меняющиеся образовательные и социокультурные потребности подрастающего поколения.

Цель учреждений дополнительного образования – организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.

Проведенный теоретиками образования исторический анализ учебных реформ прошлых лет показал, в России идеи развития внешкольных заведений были правильными, но извращались в угоду идеологии. Опыт детского и подросткового общественного движения следует учитывать и реформировать с учетом настоящего времени.

Задачи

Налаженная система дополнительного образования в школе позволяет сохранять и укреплять детское психофизическое здоровье, воспитывать и пропагандировать постоянный интерес к познанию, высоко поднимать планку саморегуляции и развивать у мальчиков и девочек творческие задатки. ДО одновременно средство непрерывного обучения и формирования индивидуума и источник мотивации образовательной деятельности при выборе профиля обучения, а в дальнейшем и профессии.

Основная задача любой организации дополнительного обучения в России – раннее выявление способностей, талантов и интересов ребенка. Это миссия психологической службы. Определение индивидуальных способностей детей – процесс динамический, требующий постоянного мониторинга.

Важнейший элемент школьного ДО – кружки. Они развивают и сохраняют интерес учеников к определенным направлениям, раздвигают границы знаний, навыков и умений, отработанных в процессе обучения. Разнопрофильность секций способствует всестороннему развитию индивидуума.

Коллектив преподавателей, работающих в школьной системе дополнительного образования, призван:

  1. Мотивировать учащихся к изучению нового.
  2. Создавать базис для реализации творческого потенциала.
  3. Развивать духовные качества и умственные способности личности.
  4. Заниматься выявлением и профилактикой асоциального поведения.
  5. Приобщать учащихся к признанным общечеловеческим и общекультурным ценностям.
  6. Культивировать условия для самоопределения во всех сферах, начиная с социальной и заканчивая профессиональной.
  7. Формировать и закреплять школьные традиции.

Этапы и функции дополнительного образования в школах

Немаловажное место в обеспечении успешного функционирования системы ДО занимает грамотный менеджмент. Управление – это не столько приказы администрации учителям и детям, сколько взаимодействие всех сторон, при котором каждая выступает как субъект и объект управленческого процесса одновременно.

Обычно система дополнительного образования в школе содержит 4 этапа развития:

  1. Диагностический и информационный – изучение интересов, пожеланий и потребностей учеников.
  2. Методический – преподаватели вовремя оказывают поддержку учащимся в процессе выбора предстоящей деятельности.
  3. Организационный – единомышленники объединяются в секции, кружки и прочие компании по интересам.
  4. Аналитический – отслеживаются результаты, закрепляются успехи, осуществляется текущее контролирование образовательного процесса, выявляются перспективы, учитываются и максимально используются возможности независимых факторов.

Школьное дополнительное обучение отличается от внешкольного и проявляется:

  • в четко спланированном использовании учеником свободного от классных занятий времени для всестороннего развития собственных возможностей;
  • вольном выборе вектора деятельности, преподавателя, программы обучения;
  • возможности смены вида ДО, педагога и коллектива;
  • творческой составляющей учебного процесса, проходящего на основе обучающих программ;
  • личностных взаимоотношениях в системе педагог – ученик – сотворчество, индивидуальный подход к каждому ребенку и сотрудничество;
  • получении профессиональной подготовки.

Все эти особенности служат основой для определения функций школьного дополнительного обучения:

  1. Образовательная. Обучение деток по программам для получения ими ранее неизвестных сведений.
  2. Воспитательная. Обогащение культурной среды общеобразовательной организации, формирование школьной культуры, а на ее основе обсуждение конкретных нравственных перспектив. Ненавязчивость воспитательного процесса с целью приобщения школьников к культуре.
  3. Креативная. Создание мобильной системы, способной помочь в реализации личностных творческих задатков.
  4. Интеграционная. Формирование цельного внутришкольного учебного пространства.
  5. Социализационная. Приобретение социального опыта, освоение уроков по воспроизводству связей с социумом, обретение необходимым для повседневной жизни индивидуальных качеств.
  6. Самореализационная. Самоопределение в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, преодоление и проживание успешных ситуаций, саморазвитие личности.

Занятость учеников на внеклассных занятиях способствует разрешению ряда задач. Наиболее значимые:

  • Профилактика беспризорности и безнадзорности.
  • Отвлечение от приобретения вредных привычек.
  • Предупреждение правонарушений.
  • Расширение границ познания, интересов учеников и развитие их способностей.
  • Обучение ранее неизвестным видам профессиональной деятельности.
  • Формирование сплоченного коллектива школы.

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Структура федеральной, региональной и муниципальной систем дополнительного образования детей в РФ

Структура федеральной системы дополнительного образования детей РФ

Современная структура Федеральной системы образования РФ включает:

  • — федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровней и/или разной направленности;
  • — организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • — федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
  • — организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
  • — объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) [1] .

В ФЗ «Закон об образовании в РФ» от 26.12.2012 в статье 75 говорится о том, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности [1] .

Современная система дополнительного образования детей в РФ представлена на рис. 1.

На схеме показана взаимосвязь федеральной, региональной и муниципальной систем дополнительного образования детей. Координирует работу всей системы Министерство образования и науки РФ в лице Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи. Основными полномочиями Департамента являются выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере дополнительного образования детей, молодежной политики, воспитания детей и молодежи; проведение совместно с другими структурными подразделениями Министерства, Рособрнад- зором и Росмолодежью, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, мониторинга правоприменения в области дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики и др. Министерство образования и науки РФ является учредителем Федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей по основным направлениям деятельности, представленных на рис. 1. Государственная политика в сфере дополнительного образования детей реализуется на местах посредством органов управления образованием субъектов РФ и муниципальных органов управления.

Региональная система образования представляет собой совокупность образовательных институтов и механизмов реализации взаимодействия между этими институтами. В нее входят муниципальные образовательные системы, органы управления образованием, образовательные учреждения разных типов: дошкольные, общеобразовательные, профессионального, дополнительного образования и др.

На уровне субъектов РФ существует примерно такая же модель координации развития системы дополнительного образования детей, как на рис. 1. Рассматривая региональную систему дополнительного образования детей, необходимо иметь в виду, что, в силу специфики, каждый регион, исходя из национальных традиций, возможностей и потребностей конкретного общества, выстраивает свою региональную систему на основе Закона «Об образовании в РФ» и Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Рис. 7. Структура региональной системы дополнительного образования детей

Сегодня система ДОД выступает ресурсом регионального развития, целью которого является создание в административно-территориальном субъекте целостного образовательного пространства, обеспечивающего комплексное решение образовательных и социально-педагогических задач с учетом индивидуальных особенностей детей через интеграцию основного и дополнительного образования [3] .

  • 1. Сохранять и развивать в рамках региональной системы образования сеть учреждений дополнительного образования детей.
  • 2. Развивать дополнительное образование в образовательных учреждениях других типов, разработать законодательную базу функционирования и развития системы дополнительного образования детей в разных типах образовательных учреждений.
  • 3. Создать динамичную систему связей и взаимодействий между разнообразными учреждениями, реализующими дополнительные образовательные программы.
  • 4. Обеспечить регулярную подготовку, переподготовку и повышение квалификации учителей школ и педагогов дополнительного образования по вопросам освоения современных технологий педагогического сопровождения детей на этапах их поисковой и проектной деятельности, самореализации и рефлексии.
  • 5. Создать единый учебно-методический комплекс вариативных программ, пособий, учебников для дополнительного образования, обеспечивающих педагогам и родителям возможность разноуровневой работы с детьми, а также интеграцию основного и дополнительного образования.
  • 6. Вовлекать родителей и широкую общественность в сотворческую деятельность с детьми на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, культуры, других социальных институтов.
  • 7. Создать условия для формирования профессиональной направленности подростков, организации их профессиональных проб и допрофессиональной подготовки.
  • 8. Находить пути интеграции в систему дополнительного образования детей и подростков, относящихся к числу социально неблагополучных.
  • 9. Разработать методики для регулярного мониторинга развития региональной системы образования на основе усиления доминанты дополнительного образования, а также базу данных о его результатах.
  • материальные: открытие новых УДОД, оборудование мастерских, спортивных залов, обновление материально-технической базы образовательных учреждений региона;
  • финансово-экономические: совершенствование бюджетного финансирования системы дополнительного образования детей, развитие грантовой поддержки данной системы, введение платных дополнительных образовательных услуг;
  • кадровые: подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров по вопросам дополнительного образования;
  • методические: разработка методических комплексов обеспечения дополнительного образования детей региона;
  • психологические: создание социально-психологических центров, социально-психологическое сопровождение детей в системе дополнительного образования, стимулирование сотрудников образовательных учреждений разных типов на организацию дополнительного образования;
  • информационные: изучение социального заказа на дополнительное образование детей, постоянное информирование о развитии дополнительного образования в СМИ, создание информационных стендов и банков информации;
  • нормативные: создание нормативно-правовой базы дополнительного образования детей в системе образования региона, образовательных учреждений разных типов.
  • 1. Управленцы разного уровня (управления образованием, образовательных учреждений, структурных подразделений).
  • 2. Педагогические работники разных должностей (педагоги дополнительного образования, учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы и др.).
  • 3. Дети и их родители.

Структура развития — включение в систему дополнительного образования региона разных образовательных учреждений, детских объединений, субъектов.

Результаты развития — появление новых связей, проектов, элементов, объединений в региональной системе образования за счет использования потенциала дополнительного образования детей.

Важнейшими условиями реализации развития являются условия:

  • — обеспечивающие эффективную организацию изучаемого процесса (создание системы методического обеспечения процессов интеграции, разработка интегрированных программ дополнительного и других сфер образования и др.);
  • — направленные на специальную подготовку участников педагогического процесса к осуществлению интеграции дополнительного и других сфер образования (подготовка педагогических кадров и повышение их квалификации в этом направлении, стимулирование педагогов различных сфер образования к осуществлению интеграции);
  • — обеспечивающие эффективное управление процессом интеграции дополнительного и других сфер образования, что связано прежде всего со становлением идей интеграции, целевой функцией управления системой образования региона [4] .

Все эти процессы ведут к созданию единого образовательного пространства региона, в котором дополнительное образование, в немалой степени выступившее стимулирующим фактором, становится его органичным, равноправным компонентом.

Дополнительное образование детей в современной системе образования

Основные направления и особенности развития современной системы дополнительного образования

Дополнительное образование детей – это составной компонент общей системы образования, не входящий в рамки государственных стандартов в образовательной области и осуществляемый за счет разработки специального программного обеспечения в заведениях дополнительного образования.

Дополнительное образование нацелено на:

  • Удовлетворение разносторонних потребностей учащихся в познании;
  • Расширение интеллектуального и духовно-нравственного развития личности;
  • Обогащение опыта в различных направлениях деятельности;
  • Раскрытие творческого потенциала личности;
  • Развитие культуры здорового образа жизни;
  • Организацию продуктивного протекания свободного времени детей.

Реализация этих целей позволяет упростить процессы социальной адаптации, создать условия для профессиональной ориентации, выявить одаренных и талантливых детей, развивать их природные задатки и помогать в практическом применении своих талантов.

Рисунок 1. Место дополнительного образования в системе общего образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В настоящее время, государственная политика в образовательной сфере ориентирована на развитие образовательных возможностей населения страны. Это связано с расширением области образовательных услуг, ориентированной на экономическое развитие, прогрессивные конкурентные процессы.

Такая ориентация государственной образовательной политики повышает роль дополнительного образования и требует его модернизации и усовершенствования на всех уровнях образовательной системы. Однако, дополнительное образование не рассматривается, как отдельная, особо значимая система. Оно рассматривается через призму общего школьного образования, а это отрицательно сказывается на его самостоятельности и развитии. Его исключительные свойства, параметры, возможности не могут быть практически применены. Оно не воспринимается всерьез, а считается, всего лишь вторичным.

Законодательная политика в сфере образования уделяет пристальное внимание основным программам и стандартам обучения. Программы дополнительного образования находятся далеко за пределами основных направлений и интересов государственной политики и не предполагают свою ориентацию на текущий этап социально-экономического развития общества.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

При этом, значение дополнительного образования переоценить невозможно. Оно представляет собой пошаговый процесс, состоящий из последовательности конкретных действий. Он позволяет систематизировать обучение детей и создать благоприятные условия для их всестороннего и гармоничного развития.

Систему дополнительного образования посещает достаточно большой процент населения, несмотря на то, что оно не носит обязательного характера и, как правило, относится к категории платного.

Рисунок 2. Специфика основного и дополнительного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Законодательство РФ определяет дополнительное образование, как направление образовательной деятельности, дополняющей основное общее образование, отвечающее потребностям, желаниям и предпочтениям отдельной личности, реализуемое с помощью специальных образовательных программ, методов и средств.

Дополнительное образование не может заменить обязательное общее. Оно реализуется строго в свободное время учащегося. Оно не должно препятствовать или отрицательно сказываться на освоении программ обязательного образования любого уровня. Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение творческих потребностей личности и повышение уровня ее интеллектуального развития.

В современной системе образования, можно выделить шесть ведущих направлений его реализации:

  1. Социально-педагогическое. Оно включает работу с талантливыми детьми, детьми, наделенными особыми способностями, уход больными и лицами с ограниченными возможностями, волонтерскую деятельность.
  2. Техническое. Ориентация на формирование и развитие у детей способностей к восприятию технической информации, овладению техническими профессиями.
  3. Художественное. Предполагает формирование и развитие, совершенствование творческих навыков в музыкальной сфере, изобразительном искусстве, танцевальных направлениях и т.д.
  4. Естественно-научное. Реализуется для расширенного изучения естественно-научной сферы деятельности, естественных наук.
  5. Краеведческое. Ориентировано на глубокое исследование природных процессов, окружающего мира, истории и туристических направлений деятельности.
  6. Физкультурно-спортивное. Развитие физических навыков и способностей, общее оздоровление организма, следование концепции здорового образа жизни.

Структура системы дополнительного образования

По своему структурному строению система дополнительного образования, как все образовательная система России является трехуровневой:

  1. Федеральный уровень дополнительного образования.
  2. Региональный уровень дополнительного образования.
  3. Местный уровень дополнительного образования.

Деятельность и условия функционирования всей системы регулирует Министерство образования и науки России и его отдел – Департамент государственной политики в области воспитания детей и молодежи. Этот орган определяет основные направления государственной политики в области дополнительного образования, его нормативное регулирование и составление программ дополнительного образования.

На уровне субъектов и муниципальных образований политика в системе дополнительного образования реализуется соответствующими органами субъектов и муниципалитетов.

Система дополнительного образования представлена такими видами учреждений:

  • Государственного финансирования;
  • Негосударственного финансирования;
  • Школы дополнительного образования;
  • Центры обучения определенным направлениям;
  • Дома и дворцы;
  • Секции и кружки в рамках учреждений общего обязательного образования;
  • Досуговые центры по различным направлениям деятельности.

Если система обязательного образования менее подвержена изменениям и достаточно сложно адаптирована к внедрению инноваций, то дополнительное образование, напротив, часто применяет инновационные подходы, технологии и методики обучения. Оно более динамично и мобильно. Дополнительное образование ориентируется на потребности социума, адаптируется к постоянно развивающейся личности ребенка, применении креативных подходов, ликвидации обыденности в обучении.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Читайте также:  Виды и формы повышения квалификации
Ссылка на основную публикацию