Образовательные программы дополнительного образования детей - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Образовательные программы дополнительного образования детей

Образовательная программа дополнительного образования детей

1. Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ,

характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса.

Согласно Закону Российской Федерации “Об образовании”: «… В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные),

2) профессиональные (основные и дополнительные).

Образовательные программы дополнительного образования детей являются разновидностью дополнительных образовательных программ и находятся за пределами основных образовательных программ, определяемых государственным стандартом.

2. Классификация образовательных программ ДОД

Наиболее распространенная в дополнительном образовании детей классификация

образовательных программ подразделяет их на следующие виды: примерная (типовая [2]), модифицированная (видоизмененная), авторская.

Критерием выделения данных видов программ является уровень (степень) творческого участия педагога в процессе разработки программы.

•Примерная (типовая) программа ДОД – это программа, рекомендованная государственным органом управления образованием. Каждая такая программа в обязательном порядке имеет сертификат, подтверждающий ее соответствие требованиям к содержанию и оформлению программам дополнительного образования детей.

Примерная (типовая) программа может служить основой для разработки модифицированных и авторских программ, т. е. базовым параметром тех знаний, умений, навыков детей, которые должны быть освоены обучающимися по конкретному предмету (направлению деятельности). Но необходимо помнить при этом, что ниже этого минимума выстраивать содержание своей программы нельзя.

Для применения типовой программы педагог должен согласовать свои намерения с руководителем образовательного учреждения и по возможности точно следовать рекомендациям ее разработчиков.

•Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) либо авторская программы, но измененная (на треть и более) с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности. Коррективы вносятся в программу самим педагогом, но при этом не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, структуры занятий, присущих исходной программе.

Модифицированная программа должна быть утверждена педагогическим (методическим) советом образовательного учреждения и подписана его руководителем.

•Авторская программа – это программа, обладающая оригинальностью и обязательно – новизной. Она полностью создана педагогом и принадлежит ему на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо вариант собственного подхода автора к традиционным темам.

Как и модифицированная, авторская программа должна быть утверждена педагогическим (методическим) советом образовательного учреждения и подписана его руководителем.

Официально статус авторской, как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления образованием (сертификат или свидетельство).

Примечание. Нередко в перечисленном выше ряду образовательных программ ДОД выделяется еще одна ее разновидность – экспериментальная программа.

В сравнении с перечисленными выше программами: она разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии.

По мере осуществления экспериментальной работы программа может претендовать на статус авторской.

Чтобы начать работу по экспериментальной программе, педагог должен получить разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения.

3. Технология разработки образовательной программы ДОД

Педагогом дается право разрабатывать образовательные программы. Программа педагога выступает наглядным показателем его профессионального мастерства.

Приступая к работе, важно все продумать, учесть свои силы, готовность изложить свои мысли на бумаге и реализовать программу на практике, достичь заданных результатов.

Начиная работу, педагог должен ответить на следующие вопросы:

В чем смысл программы?

В чем новизна и оригинальность?

Соответствует ли авторский идеал реальным запросам?

Каким будет результат реализации программы?

Если необходимость в такой программе в конкретном учреждении?

Все образовательные программы должны соответствовать «Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» утвержденным на заседании научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России от 01.01.2001 г.

К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

(письмо Министерства образования РФ от 01.01.2001г.‚ /16)

Содержание образовательных программ должно соответствовать:

– достижениям мировой культуры,

– культурно-национальным особенностям регионов;

– определенному уровню образования (дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

– направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной и др.);

– современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения,
дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях,
походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе
результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого
оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Содержание образовательных программ должно быть направлено на:

– создание условий для развития личности ребенка;

– развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

– приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

– профилактику асоциального поведения;

– создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

– интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

– укрепление психического и физического здоровья;

– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.

4. Структура и содержание образовательной программы

Содержание компонентов программы

Информация, содержащаяся на титульном листе:

· полное название вышестоящего органа управления образованием;

· полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;

· Название программы (короткое, емкое, привлекательное, отражающее содержание программы);

· Данные об авторе программы (Ф. И.О., должность, категория);

· Название населенного пункта, в котором написана программа;

· Год написания программы.

Информация, содержащаяся на следующей после титульного листа странице:

· Ф. И.О. руководителя учреждения, который утвердил программу, дата утверждения;

· Дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;

· Возраст детей, на который рассчитана программа;

· Срок реализации программы.

Раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с обучающимися и условия реализации программы.

1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:

– ее актуальность и практическая значимость для обучающихся;

– связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности;

– вид программы (модифицированная, экспериментальная авторская);

– новизна (для программ, претендующих называться авторскими).

2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель – это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворения образовательных потребностей» и т. п. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:

Обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т. п.);

Воспитательные (формирование социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т. п.);

Развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т. д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами (целью).

Читайте также:  Второе высшее образование за границей

3.Описывая особенности программы, следует отразить:

– ведущие идеи, на которых она базируется;

– ключевые понятия, которыми оперирует автор;

– этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь.

– основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;

– вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.);

– особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).

5. Характеризуя режим организации занятий необходимо указать:

– общее количество часов в год;

– количество часов и занятий в неделю;

6. Описывая прогнозируемый результат и способы их проверки, автору программы следует:

– сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т. е. важно четко описать, что он должен знать и уметь);

– дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т. п.

Учебно-тематический план (по годам обучения)

Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия:

Образовательная программа дополнительного образования

Утверждена директором МОУ гимназии № 15 31.08.2016

Составитель: Самошкина Т.С., заместитель директора по воспитательной работе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная педагогика способствует созданию условий для свободного выбора ребенком форм дополнительного образования, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Воспитательная среда дополнительного образования должна быть как можно более разнообразной, вариативной. Этому и способствует Образовательная программа дополнительного образования МОУ гимназии №15

Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации общего образования. В дополнительном образовании образование рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов. В дополнительном образовании подрастающее поколение учится мечтать, проектировать, планировать, преобразовывать свою жизнь и окружающую действительность, стремясь в своей творческой деятельности к совершенству и гармонии. Такое образование основывается на свободе мысли и действия, творчестве, партнѐрстве, уважении достоинства каждой личности. Это становится возможным, поскольку в сравнении с институтом общего образования институт дополнительного образования обладает следующими особенностями:

– участие в дополнительном образовании на основе добровольного выбора детей (семьи) в соответствии с их интересами, склонностями и системой ценностей;

– возможность выбора программы, режима ее освоения, смены программ.

В дополнительном образовании обеспечивается более тесная, чем в основном, связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, разнообразия выбора (с правом на пробы и ошибки), профессиональной ориентации.

В системе дополнительного образования познавательная активность обучающихся всегда выходит за рамки собственно образовательной среды.

. В творческой среде дополнительного образования, обеспечивающей возможности для раскрытия и эффективного развития способностей, формируется творческая социально зрелая и активная личность.

Важной стратегической задачей и ценностным ориентиром дополнительного образования является содействие модернизации физического воспитания детей, определенной приоритетным направлением государственной политики Стратегией развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р., а также основой реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)», введенного Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172. Дополнительное образование является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, создавая условия для успешности каждого ребенка, независимо от места жительства и социально- экономического статуса семьи. Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности как дополнение к основному базовому образованию, а также развитие умений и навыков самопознания, саморегуляции, самосовершенствования.

Актуальность Программы

В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся после уроков содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций гимназии, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Сегодня дополнительное образование детей – реально действующая подсистема образования. Деятельность системы дополнительного образования в МОУ гимназии №15 регламентируется образовательными программами, разработанными педагогами на основе государственных стандартов, на основании требований Министерства образования Российской Федерации к содержанию и оформлению программ дополнительного образования.

Цель и задачи дополнительного образования

Основная цель дополнительного образования детей: обеспечение прав личности на развитие и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей, обеспечение общественной солидарности.

Основные задачи дополнительного образования детей: увеличение охвата детей услугами дополнительного образования; повышение качества дополнительного образования; обновление содержания дополнительного образования в соответствии с задачами развития государства, интересами детей и потребностями семьи, изменениями технологического и социального уклада.

Принципы дополнительного образования

Дополнительное образование опирается на следующие приоритетные принципы:

  1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
  4. Единство обучения, воспитания, развития.
  5. Реализация практико-деятельностной основы образовательного процесса.

Предмет дополнительного образования

Предметом деятельности дополнительного образования школы является:

организация учебного процесса дополнительного образования, в соответствии с действующими программами;

реализация образовательных программ, направленных на духовное, культурное, эстетическое образование подрастающего поколения в системе дополнительного образования;

участие воспитанников в концертных выступлениях, фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках и иных мероприятиях различного уровня.

Функции дополнительного образования

Система дополнительного образования осуществляет 5 исключительно важных функций:

  1. Функция социализации
  2. Развивающая функция
  3. Обучающая функция
  4. Воспитательная функция
  5. Социокультурная функция

Ожидаемые результаты освоения Программы дополнительного образования детей

Основными результатами освоения Программы будут:

  1. Расширение возможностей для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов учащихся, выявление одарѐнных детей и формирование мотивации успеха.
  2. Повышение роли дополнительного образования в деятельности гимназии.
  3. Вовлечение в различные виды деятельности большего количества учащихся.
  4. Снижение роста негативных проявлений среди несовершеннолетних.
  5. Укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни.
  6. Обеспечение социальной защиты, поддержки и адаптации детей к жизни в обществе.
  7. Воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

Условия реализации Программы дополнительного образования

Количество учебных групп, численный состав каждого объединения, количество часов занятий в неделю регламентируется учебным планом из расчета норм бюджетного финансирования. Режим занятий определяется дополнительными общеобразовательными программа в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Расписание занятий составляется в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся после окончания основного учебного процесса и перерыва отведенного на отдых. Продолжительность занятия исчисляется в академических часах. Продолжительность академического часа – 45 минут; для обучающихся младшего школьного возраста – 30 минут. После каждого академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 5 минут. Строгих условий набора обучающихся в творческие объединения отделения дополнительного образования детей нет. В группы записываются все желающие. Группы второго года обучения формируются из обучающихся, закончивших первый год обучения или ранее обучавшихся, по разным причинам прекратившим занятия, но имеющим навыки работы.

Читайте также:  Как получить второе высшее образование заочно

Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Наполняемость групп: 15-20 человек В программах дополнительного образования предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе. Это могут быть спектакли, конкурсные программы, тематические вечера, олимпиады, показательные выступления, викторины и фестивали. Учебный процесс по программам дополнительного образования осуществляется в кабинетах, других помещениях гимназии, актовом зале, конференц-зале, спортивном и тренажерном залах и за пределами школы (музеи, театры, архивы и т.д.) Основные формы обучения: мастерская, занятие, игра, тренировка, тренинг, экскурсия, репетиция. Обучающиеся могут выбирать интересующие их программы дополнительного образования в соответствии со своими склонностями, также они имеют возможность заниматься по нескольким интересующим их программам и в случае необходимости заменять одни программы на другие. Для улучшения качества образовательных услуг в школе регулярно проводится мониторинг среди всех участников образовательного процесса:

  1. Спектр интересов учащихся в области дополнительного образования;
  2. Анализ выполнения конкретных программ;
  3. Анализ выполнения тестовых заданий.

Анализируя полученные данные, педагоги имеют возможность корректировать программы по которым работают, апробировать новые программы, востребованные потребителем, выбирать различные технологии проведения занятий, ориентировать учащихся в сфере дополнительного образования.

Психологическая служба школы предоставляет помощь учащимся в выборе программы наиболее для них подходящей. Педагоги школы знакомят родителей с достижениями учащихся, организуя выставки работ, концерты, различные открытые мероприятия. Все это направлено на ориентацию детей и родителей в разнообразии направлений дополнительного образования представленного в гимназии.

Возраст обучающихся

Программа дополнительного образования детей предназначена для детей 7-18 лет. В образовательное пространство отделения дополнительного образования детей включены дети, находящиеся в различных трудных жизненных ситуациях, дети из многодетных семей, опекаемые, дети с ограниченными возможностями здоровья. В проведении занятий совместно с детьми могут участвовать родители (законные представители) без включения их в списочный состав учебных групп при наличии согласия педагога – руководителя детского объединения.

Программа дополнительного образования детей

Актуальность сферы дополнительного образования обусловливается несомненной социальной востребованностью вспомогательного обучения, поскольку оно способствует лучшей адаптации учащихся в современном обществе и развитию их творческих, интеллектуальных, коммуникативных и многих других способностей.

Программы дополнительного образования детей (ПДО) могут с одинаковым успехом и эффективностью разрабатываться и реализовываться как в обычных общеобразовательных учреждениях, так и в самостоятельных организациях или центрах дополнительного обучения. Единственное различие состоит в том, что в первом случае ПДО не считаются основными.

Что такое образовательная программа

На сегодняшний день в педагогической науке и практике разработано и используется множество определений обучающей (образовательной) программы, но в каждом из них отображаются основные функции этого интеллектуального продукта, которые заключаются в следующем:

  • раскрытие основной концепции и схемы осуществления педагогического процесса определенной направленности;
  • отражение используемого в процессе обучения материального, ресурсного и интеллектуального обеспечения;
  • обозначение планируемого результата обучения и фиксирование технологий его достижения.

Программа дополнительного образования детей – это не просто продукт творческой деятельности, а внутренний нормативный документ, регламентирующий ход и направление педагогического процесса, и, для того чтобы она обрела нужный статус, ее необходимо провести через определенные процедуры, а именно:

  • анализ и обсуждение ПДО на методическом совете (так называемая «внутренняя экспертиза») на соответствие основной деятельности учреждения, его локальным актам и требованиям к содержанию данного вида обучения;
  • внешняя оценка и рецензирование ПДО специалистами другого учреждения;
  • защита проекта на педагогическом совете;
  • утверждение документа директором, выпускающим соответствующий приказ.

Основные направления педагогической работы в условиях ДО

Рассмотрим основные направления педагогической работы, для которых разрабатываются обучающие программы дополнительного образования детей:

  • эстетическое или художественное;
  • патриотическое (с компонентами воинского воспитания);
  • правовое;
  • спортивное;
  • биологическое с экологической направленностью;
  • экономическое;
  • краеведческое с элементами туризма;
  • культурологическое;
  • социальное с компонентами педагогики;
  • естественно-научное;
  • научно-техническое.

Любая школа или центр могут использовать и разрабатывать образовательные программы ДО нескольких направлений, если это не противоречит уставу, заявленным в нем целям и задачам педагогического коллектива.

Разнообразные программы дополнительного образования детей охватывают обширные темы и предоставляют преподавателям уникальную возможность проявить свой педагогический, творческий и личностный потенциал.

Основные разновидности

Программы развития дополнительного образования детей можно разделить на следующие разновидности:

  • Типовая программа дополнительного образования детей, которая служит своего рода эталоном и нормативом в определенном направлении обучения, поскольку официально утверждена Министерством образования.
  • Адаптированная общеобразовательная программа дополнительного образования детей, то есть модифицированная с учетом специфики конкретного учреждения.
  • Авторские программы дополнительного образования детей – творческий и интеллектуальный продукт педагогического коллектива или отдельного преподавателя. Часто такие ПДО являются экспериментальными и отличаются новыми подходами и особой актуальностью.

Требования, предъявляемые к обучающим программным продуктам

Чтобы действительно стать эффективным и работающим на практике инструментом, ПДО должна соответствовать трем требованиям:

  • актуальность и соотнесенность с жизненными реалиями;
  • контролируемость и прогнозируемость ее реализации;
  • ориентированность на максимальное раскрытие возможностей учеников.

Для закрепления и внедрения всех этих критериев и была разработана структура программы дополнительного образования детей, позволяющая отобразить новизну и актуальность конкретного продукта, обосновать планируемые методы, приемы педагогического и воспитательного воздействия и спрогнозировать ожидаемый результат.

Разработка и внедрение образовательных программ в сфере ДО – это обширное поле деятельности для педагогов-энтузиастов и профессионалов своего дела, поскольку инициативностью и совместными усилиями можно устранить существующие сегодня пробелы в методическом обеспечении дополнительного обучения.

–> Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

–> –>Категории раздела –>

–> –>Статистика –>

Архив записей

Дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые в 2019 – 2020 учебном году

Программы художественной направленности:

1. Дополнительная общеразвивающая программа “Вокальный ансамбль”

2. Дополнительная общеразвивающая программа “Золотая паутинка”

4. Дополнительная общеразвивающая программа “Умелые ручки”

5. Дополнительная общеразвивающая программа “Хореография”

6. Дополнительная общеразвивающая программа “Юный художник”

7. Дополнительная общеразвивающая программа “Домовёнок”

8. Дополнительная общеразвивающая программа “Путешествие в мир хореографии”

10. Дополнительная общеразвивающая программа “Полифония”

11. Дополнительная общеразвивающая программа “Театральный клуб”

12. Дополнительная общеразвивающая программа “Художественное слово”

13. Дополнительная общеразвивающая программа “Танцуй фантазируя”

14. Дополнительная общеразвивающая программа “Вокальное искусство”

15. Дополнительная общеразвивающая программа “Домовята”

Программы технической направленности:

1. Дополнительная общеразвивающая программа “Мультимедийная студия”

2. Дополнительная общеразвивающая программа “Начальное техническое моделирование”

3. Дополнительная общеразвивающая программа “Робототехника”

4. Дополнительная общеразвивающая программа “Судомоделирование”

5. Дополнительная общеразвивающая программа “Картонное макетирование”

6. Дополнительная общеразвивающая программа “ЛЕГО для дошкольников”

7. Дополнительная общеразвивающая программа “ЛЕГО для дошкольников”

8. Дополнительная общеразвивающая программа Косморобо”

9. Дополнительная общеразвивающая программа “Бумагопластика”

10. Дополнительная общеразвивающая программа “Цифровая фотография”

11. Дополнительная общеразвивающая программа “Соревновательная робототехника”

12. Дополнительная общеразвивающая программа “Школа цифровых технологий “Дорога в будущее”

Программы естественно-научной направленности:

1.Дополнительная общеразвивающая программа “Окно в природу”

2.Дополнительная общеразвивающая программа “Экологический кружок “Почемучки”

Программы физкультурно-спортивной направленности:

1.Дополнительная общеразвивающая программа “Шахматный клуб”

2. Дополнительная общеразвивающая программа “Стрелок-спортсмен”

4.Дополнительная общеразвивающая программа “Играем в шашки”

Программы туристско-краеведческой направленности:

1. Дополнительная общеразвивающая программа “Техника пешеходного туризма”

Программы социально-педагогической направленности:

1. Дополнительная общеразвивающая программа “Дошкольник”

2. Дополнительная общеразвивающая программа “Учимся играя”

3. Дополнительная общеразвивающая программа “Школа журналистики”

4. Дополнительная общеразвивающая программа “Школа развития “Радуга”

5. Дополнительная общеразвивающая программа “Funny English” (“Забавный английский”

6. Дополнительная общеразвивающая программа “English for kids”

Виды и типы программ дополнительного образования

Введение

Система дополнительного образования детей возникла в Москве в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам.

Читайте также:  Как добиться повышения зарплаты?

Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем можно увидеть совершенно новые черты. Во-первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования и появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг. Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика. В-третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

  • личностная ориентация образования;
  • профильность;
  • практическая направленность;
  • мобильность;
  • многофункциональность;
  • разноуровневость;
  • разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
  • индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
  • реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

Образовательная программа учебной группы или детского коллектива — это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

Программа должна обладать такими качествами, как:

  • актуальность (ориентация на решение наиболее серьезных проблем);
  • прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);
  • рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);
  • реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований);
  • контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей);
  • чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных ранее). Программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации “Об образовании” и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Посредством содержания образовательных программ решаются следующие задачи:

1. Компенсация в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности. Программы должны преследовать следующие цели:

  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
  • развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
  • коррекция психофизического и умственного развития детей;
  • профилактика асоциального поведения детей и подростков

2. Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и развивающего общения.

3. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.

В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.

Содержание программ должно:

  • базироваться на достижениях общемировой культуры и российских культурных традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям регионов;
  • учитывать уровень развития детей;
  • отражать методы оценки результатов обучения по той или иной программе;
  • включать концептуальные основания образовательного процесса, планирование с изложением последовательности и тематики материала;
  • раскрывать условия организации образовательного процесса, а также материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса.

Виды программ дополнительного образования детей

Типовая (примерная) программа — утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.

Модифицированная (или адаптированная) программа — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.

Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.

Как правило, авторские программы имеют основной целью следующее:

  • удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей; • создание возможностей для творческого развития детей;
  • приобщение детей к культурным ценностям. Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач — путей достижения цели.

В зависимости от моделей (способов) организации дополнительного образования детей используются различные виды образовательных программ дополнительного образования детей.

Выделяют четыре таких модели:

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. На данном уровне используются, как правило, типовые, авторские программы.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Здесь возможно использование экспериментальных, компилятивных программ.

* Источник: Яковлев Д.Е Дополнительное образование детей: Словарь-справочник – М, 2002.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ

Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.

Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.

Ссылка на основную публикацию