Модель и система дополнительного профессионального образования - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Модель и система дополнительного профессионального образования

Система дополнительного профессионального образования

Для обеспечения конкурентоспособности на рынке труда в условиях непрерывного технологического прогресса, постоянного развития экономики и регулярного внедрения инноваций профессионал обязан постоянно повышать квалификацию.

В обращении к Федеральному собранию, на котором обсуждались вопросы дополнительного образования, президент России отметил необходимость перехода к непрерывному обучению граждан в течение всей жизни.

Система дополнительного профессионального образования должна быть ориентирована на получение необходимых специальных навыков, знаний и умений, которые соответствуют потребностям экономики страны, политики государства и личным интересам гражданина.

Система дополнительного профобразования подразделяется на следующие уровни подготовки:

  1. Повышение уровня квалификации – обновление уже имеющихся знаний и умений специалистов в соответствии с изменениями в их сфере деятельности.
  2. Профессиональная переподготовка – получение дополнительных или принципиально новых знаний и навыков, необходимых для смены трудовой области.
  3. Профподготовка работников – приобретение начальных навыков, соответствующих первой ступени квалификации.
  4. Стажировка – закрепление на практике знаний и умений, полученных в результате теоретического курса.

Система ДПО призвана отслеживать все происходящие в обществе перемены, чтобы своевременно реагировать на них. Среди ее главных характеристик – ориентированность на последовательное, постоянное совершенствование специалистами разных областей профессиональных качеств, без которого невозможно соответствовать изменяющимся условиям рынка труда.

Модель

Дополнительное образование должно быть общедоступным, эффективным и на фоне внедрения новых направлений в обучении обеспечивать сохранение накопленного опыта и традиций.

Согласно ФГОС модель дополнительного образования внеурочной деятельности должна поддерживать следующие цели и задачи:

  • формирование благоприятной среды для создания всероссийского образовательного пространства;
  • учет интересов и индивидуальных потребностей детей при составлении программ;
  • обеспечение условий для привлечения большего количества учащихся;
  • гармоничная интеграция дополнительного и основного образования;
  • создание обстановки для эффективной реализации приобретенных знаний и навыков;
  • подготовка к дальнейшему образованию;
  • развитие навыков самоконтроля и самообразования.

Дополнительное обучение реализуется с помощью кружков, спецкурсов, различных секций, экскурсий, групп продленного дня.

Дополнительное образование детей

Общество признало недостатки и ограниченность всеобщего школьного обучения, которое в силу формата не может выявить и максимально развить индивидуальные задатки каждого ребенка. Именно поэтому и возникает необходимость в сверхурочном образовании.

  • формирование благоприятных условий для развития ребенка;
  • выявление природных способностей и творческого потенциала и целенаправленное их развитие;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование чувства патриотизма;
  • стимуляцию исследовательской активности учащихся;
  • укрепление самодисциплины и самоорганизации;
  • повышение самооценки в процессе достижения результата;
  • профилактику асоциального поведения в обществе;
  • повышение нравственной и интеллектуальной культуры личности;
  • воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и принятие ЗОЖ.

Процесс лицензирования

Без соответствующего разрешения ни одно заведение дополнительного образования не вправе проводить обучение, выдавать дипломы или сертификаты, подтверждающие полученные знания.

Лицензирование дополнительного образования регламентируется следующими законодательными актами:

Для получения лицензии необходимо предоставить следующий набор документов:

  • Заявление соискателя.
  • Копии учредительных документов, заверенные у нотариуса.
  • Копия устава и свидетельства о внесении юридического лица в Единый реестр.
  • В случае если соискатель собирается осуществлять работу в филиале, необходим документ положения о подразделении.
  • Копию штатного расписания.
  • Копии документов, подтверждающие наличие квалифицированных педагогических работников.
  • Копии документов, удостоверяющих права на постройки, в которых будет осуществляться деятельность по дополнительному образованию.
  • Копии документов, свидетельствующие об обеспечении питанием и наличии необходимого медицинского обслуживания.
  • Справка о наличии должной материально-технической базы.
  • Оригинал заключения СЭС (Санитарно-эпидемиологической службы).
  • Оригинал заключения Пожарной инспекции.
  • Учебный план.
  • Справка о наличии необходимой литературы.
  • Квитанция об оплате госпошлины.
  • Опись всех предоставленных документов.

Модель и система дополнительного профессионального образования

Социальные преобразования последних десятилетий внесли серьезные изменения в ранее сложившуюся систему профессионального образования. Часть задач профессионального обучения по-прежнему решается в традиционных формах высшего и среднего профессионального образования, часть возлагается на службы занятости регионов. Большое значение в этом вопросе приобрело корпоративное обучение и курсы краткосрочной подготовки и переподготовки. Изменяется сама концепция профессионального образования: «от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь» [14, с. 121], т.е. ведущей становится идея непрерывного образования, способствующего развитию человека как личности на протяжении всей жизни, повышению возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире.

Значимость непрерывного образования была подтверждена на международном уровне. Европарламент рассматривает непрерывное образование как ключ к обеспечению социальной интеграции и достижению равных возможностей [9]. Представители государств–членов Большой восьмерки на саммитах неоднократно подчеркивали важность непрерывного образования в «новых экономиках» эпохи знаний [Кёльнская хартия – Цели и задачи учебы через всю жизнь, Саммит G8, Кёльн, июнь 1999; Всемирный образовательный форум, Даккар, апрель 2000; Решения Саммита G8, Окинава, 21–23 июля 2000].

Сегментом общей системы непрерывного образования является дополнительное профессиональное образование (далее ДПО), которое представляет собой один из наиболее эффективных способов реализации принципа непрерывности. Данный компонент института образования нашел свое отражение в трудах таких авторов, как Е.Я. Бутко, М.В. Курбатовой, М.И. Магуры, И.А. Мосичевой и других [2, 7, 8, 10]. Система дополнительного профессионального образования имеет свои специфические особенности, которыми занимается андрагогика – наука о закономерностях обучения взрослого субъекта. По проблемам образования взрослых имеется значительное число публикаций у Т.Г. Браже, С.И. Змеева, Н.Н. Васягиной, В.П. Зинченко и других [1, 3, 4, 5].

Рассматривая систему дополнительного профессионального образования, необходимо в первую очередь ввести ее основные понятия. Согласно официальным документам дополнительное профессиональное образование – это «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» [12, Ст. 1].

В пределах каждого уровня профессионального обучения основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации работников в связи с постоянным совершенствованием условий профессиональной деятельности и социальной среды. [11, Ст. 76, п. 1].Вне зависимости от тематики, программы дополнительного профессионального образования могут быть разделены по объёму предоставляемых знаний на программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Данное разделение продиктовано в первую очередь их задачами. Программы повышения квалификации подразделяются на квалификационные программы, целью которых является получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, или совершенствование профессиональных знаний и умений в рамках имеющейся квалификации, и программы профессионального развития, направленные на качественное изменение квалификации человека с помощью совершенствования профессиональных компетенций, принимая во внимание новые социально-экономические, технологические условия и российские и международные требования и стандарты. Программы профессиональной переподготовки нацелены на приобретение новых компетенций, необходимых для выполнения совершенно новой профессиональной деятельности. Сроки обучения по программам ДПО отражены в образовательной программе или договоре об образовании [11, Ст. 76, п. 13].

Основным приоритетом развития российской системы дополнительного профессионального образования является ее трансформация в мощный фактор ускорения социально-экономического развития страны и структурной перестройки производства путем подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями реального сектора экономики, увеличения духовного потенциала и образованности общества, развития творческих способностей личности [6].

Дополнительное профессиональное образование является фактором, который способствует социально-экономическому развитию страны и росту интеллектуального потенциала общества. Гибкость к изменениям в технической, социокультурной сферах, мобильность образовательных структур в реагировании на требования рынка, разнообразие программ обучения, ориентация на конкретного заказчика способствуют развитию системы ДПО в образовательном пространстве России.

В современных условиях система ДПО отвечает образовательным интересам как отдельной личности, так и общества в целом, как требованиям работодателей, так и запросам работников, является звеном, которое связывает между собой различные сегменты образовательного процесса и отрасли экономики.

На сегодняшний день в России более 500 учебных заведений, реализующих программы ДПО по различным направлениям профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников социально-экономических отраслей, а также увольняемых в запас военнослужащих. Современные условия требуют новых подходов к организации самой системы ДПО. Наблюдается тенденция приближения к потребителю путем выполнения социального заказа государства в целом и отдельных предприятий, работы с территориальными органами Федеральной государственной службы занятости населения, участия в совместных образовательных проектах, в том числе и международных, развития сотрудничества с другими странами, проведения маркетинговых исследований для максимально полного удовлетворения интересов работодателей и запросов потребителей образовательных услуг.

Созданием законодательной и нормативной базы, совершенствованием российской системы дополнительного профессионального образования занимается ряд организаций. К наиболее значимым можно отнести созданный в 2003 году Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей, основной задачей которого является «определение общих подходов в вопросах политики системы дополнительного профессионального образования, направленных на дальнейшее совершенствование учебно-педагогического процесса и обеспечение требуемого качества образования» [13], отделы учреждений дополнительного и послевузовского профессионального образования, Межгосударственная ассоциация последипломного образования, Европейская ассоциация провайдеров ДПО и другие.

В целом современное российское дополнительное профессиональное образование можно охарактеризовать как:

– четко ориентированную на конкретную модель высококвалифицированного специалиста;

– направленную на удовлетворение профессионально-образовательных интересов участников образовательного процесса;

– приближенную к потребителю;

– гибкую, мобильную и практически направленную систему, использующую современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии.

Изменения в российской системе образования в целом и в системе дополнительного профессионального образования в частности привели к тому, что в системе ДПО возникло большое количество противоречий, что повлекло за собой необходимость корректирования нормативной и законодательно-правовой базы, регламентирующей деятельность учебных заведений ДПО.

Все образовательные программы подлежат обязательной аккредитации для подтверждения соответствия содержания и качества обучения утвержденным на федеральном уровне стандартам, однако в 2010 году в Федеральный закон «Об образовании» были внесены изменения, согласно которым «государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами» [11, Ст. 92, п. 1]. Таким образом, в соответствии с новым законом подавляющее большинство дополнительных профессиональных образовательных программ более не подлежат аккредитационной экспертизе. Это, с одной стороны, повышает гибкость системы ДПО, создает конкурентные условия для нее, позволяет быстро подстраивать свои программы под требования рынка, а с другой стороны, ставит ее в неравные условия по сравнению с учреждениями высшего образования, которые при аккредитации автоматически аккредитируют и программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по профилю основных образовательных программ вуза, что позволяет им выдавать диплом государственного образца, в том числе по программам ДПО. Дискриминированы и научно-педагогические работники системы дополнительного профессионального образования по сравнению с работниками вузов в плане социальных гарантий и оплаты труда.

Читайте также:  Дополнительное профессиональное образование: виды и программы

При рассмотрении вопросов, связанных с ДПО, нельзя не упомянуть о таком важном факторе, как регионализация образования. Образуются территориально-локализованные рынки образовательных услуг, формируются и развиваются масштабные сети филиалов крупнейших вузов страны, возрастает влияние регионально-отраслевых факторов на систему образования, усиливается взаимосвязь между экономической организацией региона и образованием как средством удовлетворения требований общества и государства в подготовке высококвалифицированных кадров. Для выполнения этой функции система ДПО должна ориентироваться на программы социально-экономического развития конкретного региона в кадровом отношении, на долгосрочный комплексный прогноз развития экономики региона, а также на анализ современной и перспективной ситуации на рынке труда. На сегодняшний день модели ДПО, которая бы удовлетворяла вышеперечисленным требованиям, не существует.

Для решения данной проблемы Правительством Калининградской области была утверждена целевая программа «Развитие профессионального образования на 2012–2016 годы», в которой отражены основные кадровые потребности рынка труда области на ближайшие годы, что помогает вузам региона скорректировать свою образовательную политику в соответствии с современным образовательным стандартом и требованиями инновационного социально ориентированного развития Калининградской области. На сегодняшний день программы дополнительного профессионального образования реализуются практически во всех вузах региона, например, в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта, Калининградском государственном техническом университете, Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, Балтийском военно-морском институте и др. Основными направлениями в работе являются иностранные языки, бухгалтерский учет, информационные технологии, менеджмент, также осуществляется профессиональная переподготовка увольняемых в запас военнослужащих и повышение квалификации педагогов как приоритетное направление в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». На территории Калининградской области также действуют «Институт развития образования», «Ассоциация дополнительного образования Калининградской области» и ряд других организаций, реализующих программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

C развитием процессов глобализации и внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс значительный толчок для развития получила дистанционная форма обучения. Приказом № 4452 от 18.12.2002 г. Министерство образования и науки на законодательном уровне разрешило применение дистанционных технологий при получении дополнительного образования по любой специализации. Такая организация обучения может быть особенно востребована при получении дополнительного профессионального образования в силу возможности обучаться без отрыва от производства и самостоятельно выбирать индивидуальный темп обучения, доступности вне зависимости от географического положения, финансовой привлекательности. Чрезвычайную актуальность приобрели дистанционные формы ДПО в связи с возросшим числом потребителей образовательных услуг (уволенные в запас при реформировании Вооруженных сил военнослужащие, мигранты из стран СНГ, безработные). Однако уровень информационно-технического и учебно-методического обеспечения, которым обладает современная отечественная система ДПО, недостаточен, чтобы использовать потенциал дистанционной формы обучения в полной мере.

Совершенствование нормативно-правовой базы системы ДПО, создание системы общественной аккредитации образовательных программ и технологий ДПО, разработка единых профессиональных стандартов для оценивания качества обучения, постоянный мониторинг потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, активизация научных исследований в области перспектив направлений развития кадровой политики, а также экономики региона, совершенствование материально-технической и учебно-методической базы и, как следствие, повышение качества образования позволит решить вышеуказанные проблемы и повысить деловую квалификацию граждан в условиях масштабных изменений российской экономики.

Рецензенты:

Бударина А.О., д.п.н., доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, БФУ им. И. Канта, г. Калининград;

Кондратенко А.Б., д.п.н., заместитель директора по учебной и научной работе Калининградского филиала «Московского государственного университета экономики, статистики и информатики», г. Калининград.

Модель тройной сети организации дополнительного профессионального образования университета

Белова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и управления образованием, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации – от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

В условиях растущей необходимости привлечения университетом дополнительных источников финансирования, поиска новых технологий эффективного менеджмента дополнительного профессионального образования (ДПО) университета, интенсивного развития дистанционных образовательных технологий очевидна значимость исследования эффективных организационно-управленческих структур системы ДПО. Современному университету необходимы не только руководители со сформированной управленческой компетентностью на креативном уровне, но и новые управленческие механизмы, способствующие интенсивному развитию системы ДПО вуза, вовлекающие всех заинтересованных лиц в этот процесс.

Интенсивность повышает компетентность

Дополнительное профессиональное образование является неотъемлемым компонентом системы непрерывного образования и представляет собой обучение, направленное на развитие профессиональной и социально-личностной компетентности лиц, имеющих профессиональное образование, и осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки [1].

Организации ДПО университета, представляющие чаще всего определенные структурные подразделения и реализующие различные программы, становятся движущими механизмами реализации рыночных реформ, а образование Life Long Learning определяется ключевым звеном развития всего образования в России. Вместе с тем для системы ДПО вуза, как и для всей системы высшего профессионального образования, характерен ряд проблем. Все более актуальным становится вопрос трансформации университетов в направлении развития взаимодействия с внешней средой, бизнес-сообществом; модернизации управленческой структуры с целью обеспечения ее динамичного развития и финансовой устойчивости [5]. Пришло время серьезно решать вопрос интенсивного развития ДПО, понимая управление им как управление бизнес-процессом.

Решение всех этих проблем нами видится в создании и развитии сетевой организации ДПО университета, позволяющей не только существенно увеличить доходы от реализации программ, но и обеспечить непрерывное развитие компетентностей участников сетевых научно-образовательных центров, сетевых профессиональных сообществ и сотрудников данной организации. Сетевая организация ДПО университета как новый тип организационно-управленческой структуры в высшей школе является одним из наиболее эффективных способов организации экономической деятельности в университете, как и сетевая модель организации экономической деятельности в масштабах государства в целом.

Модель тройной сети ДПО современного университета разрабатывалась на основе описанной ранее модели инфраструктуры менеджмента ДПО вуза, позволяющей не только получать дополнительные средства за счет коммерциализации научных разработок, привлекать к сотрудничеству органы управления различными отраслями экономики, образовательные учреждения, предприятия, но и развивать интеллектуальный капитал университета [2].

Рассматривая теоретико-методологические основы исследований в области бизнес-сетей, остановимся на некоторых из них. Е. Вариамяки, Т. Ранта [4] используют пять различных теорий в определении масштаба сетевого бизнеса: теорию транзакционных издержек, теорию ресурсной зависимости, сетевую теорию, теорию социальных сетей и теорию стратегического управления. Данные теории позволяют рассмотреть сетевые элементы с трех аспектов: стратегического, социально-психологического и непосредственно управления сетями. Внутренние сети не предполагают вынесения деятельности за пределы организации; стабильные сети представляют собой кооперацию фирм, вовлеченных в долгосрочное взаимодействие в рамках создания единой цепочки ценности; динамические сети являются временными объединениями фирм с ключевыми компетенциями, субъектами которых являются множество потенциальных партнеров, действующих для реализации одного проекта в одной ценностной цепи.

В круговороте связей

В современной экономике наиболее известными являются две модели сетевой организации бизнес-процессов: деловая сеть или компания-сеть и внутриорганизационная структура сети или сеть-компания. В качестве различия между этими двумя моделями выступают:

– целеполагание, распределение обязанностей и ответственности;

– концентрация на определенных функциях, наиболее развитых компетенциях персонала и уникальных процессах.

Компания-сеть является объединением вокруг крупной фирмы-ядра сети самодостаточных и независимых партнеров с относительно узким функционалом, являющихся либо ее поставщиками, рекламодателями, либо ее агентами, и имеющих свои собственные задачи и цели развития.

Сети-компании объединяют партнеров не только достижением общей цели, но и взаимодействием в процессе производства услуги [3].

Мы рассматриваем сеть ДПО университета как интеграцию различных структурных подразделений университета, образовательных учреждений и организаций, различных физических и юридических лиц, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения в рамках эффективных сетевых взаимодействий между ними. Выбор модели сети зависит от специфики реализации образовательных и бизнес-процессов внутри университета и за его пределами, особенностей функционирования среды сетевого образовательного пространства, а также от существующих тенденций в развитии современных организационных форм деятельности системы ДПО.

Модель тройной сети разработана автором и внедряется в практику в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое пространство дополнительного образования» Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева на период 2012–2016 годы. Механизмами достижения поставленных цели и задач проекта «Сетевое пространство дополнительного образования» является создание сетевой организации ДПО со включением различных субъектов – инновационных подразделений университета, обеспеченных не только современными помещениями, оборудованием, высокопрофессиональными кадрами, но и осуществляющими свою деятельность в контексте интеграции трех составляющих: науки, образования и производства. То есть сотрудничества с заказчиками программ, среди которых различные образовательные учреждения, органы управления образованием, предприниматели и организации реального сектора экономики. Этими подразделениями являются сетевые научно-образовательные центры «Искусство управления и лидерства», «Профессионал», «Учитель новой школы» и «Сопровождение детей и подростков группы риска», малые инновационные предприятия (МИПы), многофункциональные центры прикладных квалификаций, ресурсные центры (РЦ), филиалы, различные физические лица (ФЛ) и юридические лица (ЮЛ), выступающие в качестве партнеров и агентов сети.

Читайте также:  Переподготовка и повышение квалификации водителей: топ-5 программ

Среди основных характеристик рассматриваемой нами сетевой модели управления ДПО вуза: децентрализация и преобладание горизонтальных связей над вертикальными; постоянное пересечение функционала и вопросов, лежащих в разных сферах деятельности; смена лидерства; наличие неформальных отношений, предполагающих доверие между членами сети, гибкий адаптивный управленческий стиль и др.

Основой моделирования сетевого пространства являются андрагогический, компетентностный, индивидуально-практико-ориентированный подходы к развитию профессиональных и социально-личностных компетентностей руководителей и специалистов сферы образования и реального сектора экономики. Сетевое пространство ДПО университета представлено четырьмя компонентами: субъектный, пространственно-предметный, технологический и социальный. Дальнейшее развитие системы ДПО предполагает формирование механизма управления, обеспечивающего определенный баланс между различными субъектами сетевой организации и выстраиванием иерархии управления. Поэтому управление сетевой организацией ДПО университета можно рассматривать как управление балансом, позволяющим сочетать в общей целостности эффективные вертикальные и горизонтальные механизмы взаимодействия участников коллективно распределенной деятельности, направленной на развитие как всей сетевой организации, так и каждого ее субъекта.

В процессе развития ДПО университета могут сложиться две модели:

– сетевая структура на основе ведущего по данному виду деятельности структурного подразделения вуза, которая организует вокруг себя деятельность других структурных подразделений, принимающих участие в разработке и реализации программ ДПО. Такая модель является моделью внутривузовской сети, построенной на основе иерархии, поскольку одно структурное подразделение по данному виду деятельности является доминирующим по отношению ко всем остальным, являясь главным организатором и координатором всех процессов ДПО;

– сетевая структура системы ДПО вуза без явного лидера, представляющая собой совокупность структурных подразделений вуза, близких по размеру и степени ответственности, принимающих участие в разработке и реализации программ ДПО, но нуждающихся в тесных деловых связях и устойчивом поддерживании друг друга в сети, что составляет их совместную потребность. Данная модель сети направлена на повышение конкурентоспособности всей системы ДПО вуза и предполагает наличие самодостаточных структурных подразделений на разных факультетах, где работают мотивированные сотрудники с высоким уровнем развития профессиональной компетентности в области ДПО.

Основываясь на результатах проведенного нами исследования и практическом опыте автора, мы предлагаем пошаговое создание тройной сети организации ДПО университета, которая, на наш взгляд, будет более эффективной.

Тройная сеть организации ДПО университета может включать несколько обязательных компонентов (см. рис.):

Рис. Модель тройной сети ДПО университета

Источник: составлено автором.

центральное, управляющее и координирующее звено, являющееся центральным ядром всей сети, которым может быть структурное подразделение вуза, имеющее положительный опыт данного вида деятельности, круг своих постоянных заказчиков и наделенное определенными полномочиями;

первый круг сети, субъектами которой являются все структурные подразделения внутри вуза: кафедры, факультеты, институты, центры, отделения и т.д., разрабатывающие и реализующие программы ДПО, а также участвующие в наборе групп слушателей и организации процесса обучения;

второй круг сети, субъектами которой являются все структурные подразделения университета, функционирующие как внутри вуза, так и вне его. Среди них могут быть ресурсные центры, малые инновационные предприятия, многофункциональные центры прикладных квалификаций, филиалы университета и др., участвующие в процессе маркетинга, рекламы и реализации программ ДПО;

третий круг сети включает других потенциальных партнеров: различных юридических и физических лиц, выполняющих функции агентов по продвижению программ ДПО университета на территории Красноярского края, всей России и за ее пределами. А также слушателей, обучающихся по этим программам с применением дистанционных образовательных технологий, являющихся участниками сетевых научно-образовательных и сетевых образовательных центров, объединяющих их по профессиональным и социально-личностным интересам.

При этом мы предполагаем, что каждый последующий круг, включающий различных субъектов сетевой организации, будет охватывать все большее количество участников тройной сети при условии применения эффективных механизмов взаимодействия и мотивации персонала. В условиях тройной сети образовательная услуга превращается в объединенный продукт нескольких субъектов, каждый их которых концентрируется на определенных действиях, наилучших компетенциях и уникальных процессах на основе расширения ресурсной базы за счет интеграции этих субъектов.

Сетевая организация ДПО университета – это новый тип организационно-управленческой структуры, в которой последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой всех процессов, направленных на эффективную организацию ДПО вуза. Это интеграция специализированных единиц – субъектов сети, деятельность которых координируется не только командно-административными методами, но прежде всего рыночными механизмами, основанными на праве собственности, мотивации и принципах конкуренции.

Сетевая форма организации ДПО вуза, на наш взгляд, способна быстро реагировать на современные вызовы рынка образовательных услуг и адаптироваться к этим вызовам. При эффективности ее организации и соответствующем управлении должна обеспечить определенный деловой успех развитию как системе ДПО, так и всему университету, в котором она развивается. Сетевая организация создается в рамках сетевого пространства, позволяющего не только осуществлять переподготовку и повышение квалификации с применением дистанционных образовательных технологий, но и продолженное сопровождение выпускников посредством вовлечения их в сетевое профессиональное сообщество и консультационно-методическое сопровождение дистанционного обучения.

В условиях нарастающей необходимости привлечения университетом дополнительных источников финансирования важен поиск новых организационно-управленческих структур и управленческих механизмов, направленных на развитие вузовской системы дополнительного профессионального образования.

Среди эффективных моделей организационно-управленческой структуры ДПО вуза выделяем модель сетевой организации бизнес-процессов.

Трансформация системы ДПО современного университета в эффективную бизнес-модель возможна на основе объединения различных субъектов образовательного процесса в тройную сеть организации, обеспечивающей определенный успех системе ДПО университета на основе перераспределения полномочий, функций и ответственности за эффективность определенных процессов между всеми субъектами тройной сети и внедрения инновационных управленческих технологий.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале


Креативная экономика
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,463

Новые подходы и современные модели организации и развития профессиональной подготовки студентов в системе дополнительного образования

Подготовка профессиональных кадров происходит сегодня в сложной социально-экономической обстановке, которая в значительной степени определяет направление и содержание профессиональных интересов и потребностей студенческой молодежи. В период изменения общественных отношений, перехода к рыночной экономике, рынку труда, когда Россия находится в динамике, в поиске экономических и социально-нравственных приоритетов и характеризуется нестабильностью, актуализируется вопрос: способен ли современный молодой человек, выпускник учреждения среднего профессионального образования (СПО) взять на себя ответственность за свое будущее. Даже необходимость получить профессию, трудоустроиться в дальнейшем по ней и адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, обеспечить себе социальную защищенность, представляет для многих молодых людей постоянную проблему. Вот почему возникает потребность в поиске новых подходов и современных моделей организации и развития профессиональной подготовки студентов в системе дополнительного профессионального образования (ДПО).

Дополнительное профессиональное образование – это процесс свободно избранного студентом освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение его интересов, склонностей, способностей и содействующий самореализации студента и его адаптации, выходящих за рамки основного образования. По своей значимости оно становится сегодня равнозначным базовому профессиональному образованию, а в будущем может занять доминантное положение, так как именно оно несет ответственность за обновление и рост профессионального и интеллектуального потенциала в обществе.

Основой дополнительного профессионального образования является профессиональная «надстройка» для выполнения определенного вида работы или, с позиции компетентностного подхода, формирование специальных профессиональных компетенций.

Задачами компетентностного подхода в области профессиональной подготовки студентов в системе дополнительного образования являются: улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление программного содержания, методологий и соответствующей среды обучения.

Компетентностный подход в системе ДПО позволяет:

– перейти в профессиональном образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания;

– взять за основу стратегию повышения гибкости в целях расширения возможностей трудоустройства и выполняемых задач;

– поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;

– ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций.

Одним из условий осуществления дополнительной профессиональной подготовки студентов является интегративно-модульный подход, при котором учитывается специфика каждого этапа системы профессионального образования и гибко варьируются содержание и формы учебной деятельности. При этом принцип модульности позволяет сделать процесс изучения гибким, прозрачным, структурированным, направленным на стимулирование учебно-познавательной активности студентов, развитие их мотивации к профессиональной деятельности по овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками. Принципы интеграции и компетентностной парадигмы осуществляются за счет использования междисциплинарных связей при разработке модулей, а также за счет выбора оптимальных форм и методов организации аудиторной, практической и самостоятельной работы, использования и одновременного формирования профессиональных умений. Многоуровневость в данном случае достигается: дифференцированностью заданий при выполнении практических заданий, степенью самостоятельности выполнения заданий, условиями балльно-рейтинговой системы контроля, где рейтинг определяется степенью сложности и качеством выполнения рецептивных и продуктивных учебных заданий.

Развитие дополнительного образования посредством введения модульного обучения определенным образом сказывается и на характере основных образовательных программ, обеспечивая хорошую фундаментальную подготовку выпускника колледжа и создавая необходимые условия для творческого развития личности.

Истоки дополнительных профессиональных образовательных программ могут содержаться в инвариантной части основных образовательных программ и иметь междисциплинарный характер. Здесь существуют широкие возможности для развития дополнительного профессионального образования различной глубины и направленности. Освоение программ этой категории значительно расширяет сферу деятельности выпускника колледжа, выводя ее за рамки традиционной профессиональной занятости, присущей данному специалисту.

Читайте также:  Презентация и портфолио педагога дополнительного образования

Аддитивная интеграция основного и дополнительного образования (интеграция способом слияния) либо простой перенос достижений одной системы в другую не представляются эффективными в силу их специфичности. В этой связи идея педагогически эффективной организации этих двух сфер в единую открытую образовательную систему представляется актуальной и позволяет:

– усилить взаимное положительное влияние друг на друга этих двух форм образования;

– реализовать принципы непрерывного образования;

– реализовать принципы открытого образования;

– создать динамичную, адаптационную среду образования;

– реализовать интеграцию образования и жизни.

Процесс разработки дополнительных образовательных программ, ориентированных на углубленное изучение различных проблем в рамках специальности, направлен на развитие вариативной составляющей основных образовательных программ. Освоение таких программ углубляет профессиональные знания выпускников, расширяя их квалификационные возможности в рамках основной специальности.

Программы дополнительного профессионального образования могут разрабатываться учебным заведением самостоятельно и выступать в качестве экспериментальной площадки для совершенствования и развития непрерывного профессионального образования и образовательных технологий, повышения квалификационного уровня выпускников. Для того чтобы дополнительные образовательные программы были востребованы, необходимо проводить маркетинговые исследования тенденций развития регионального рынка труда, а также налаживать взаимодействие со специалистами ведущих предприятий, которые помогут определить требования к выпускникам по направлению подготовки.

Требования к содержанию дополнительного профессионального образования базируются на:

– соответствии дополнительных образовательных программ квалификационным требованиям к профессиям, определяемым составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы;

– преемственности дополнительных образовательных программ по отношению к государственным стандартам, что обеспечивается учетом в дополнительных профессиональных программах требований профессиональной части стандартов;

– ориентации на современные образовательные технологии (в принципах обучения – использование модулей, обучение «до результата», вариативность сроков обучения в зависимости от первоначального уровня подготовки слушателей, индивидуализация; в формах и методах обучения активные методы, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий; в методах контроля и управления образовательным процессом – распределенный контроль по модулям, использование тестирования, корректирование индивидуальных программ по результатам контроля, обеспечение профориентации в процессе обучения);

– обеспечении совместимости программ различных видов дополнительного образования путем соотнесения целей и содержания программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и стажировки.

Освоение студентами дополнительных программ параллельно основным образовательным программам имеет большое будущее. Востребованность программ дополнительной квалификации среди студентов велика уже сейчас. Эту ситуацию порождает рынок труда и собственное желание студентов расширить свои профессиональные возможности.

Использование новых подходов и современных моделей организации и развития профессиональной подготовки студентов в системе дополнительного профессионального образования сверх основных образовательных программ приведет к совершенствованию подготовки практикоориентированных, конкурентоспособных специалистов с учетом требований регионального рынка труда.

Список используемой литературы:

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН об образовании в Российской Федерации. Проект № 121965-6 в третьем чтении

2. Лоргина Н. Н., Мартынов В. Г., Шейнбаум В. С. Теория производства полуфабрикатов и ее приложение к высшему и дополнительному профессиональному образованию // Дополнительное профессиональное образование. – 2010. – № 4.

3. Фейлинг Т.Б. Формирование профессиональных компетенций студентов вузов в процессе дополнительного образования //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. 2012. – № 2.

НОРМАТИВНО-КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

Введение. Декларируемые в целом ряде правительственных документов требования к качеству и эффективности функционирования образовательной сферы актуализируют необходимость нормирования профессиональной деятельности педагогических работников.

Цель публикации – представить созданную на кафедре педагогики и андрагогики Нижегородского института развития образования нормативнокомпетентностную модель преподавателя дополнительного профессионального образования (ДПО) и обосновать ее потенциал как действенного механизма внутрикорпоративной поддержки непрерывного совершенствования профессионализма специалистов системы повышения квалификации.

Методология и методы. Общетеоретической базой проектирования предлагаемой вниманию модели были положения системно-деятельностного, компетентностного, андрагогического и сравнительно-сопоставительного подходов. Для определения эффективности модели и диагностики профессиональных компетенций преподавателей ДПО использовались методы квалификационного и дисперсионного анализа, экспертных оценок, включенного наблюдения, стратифицированного отбора. Обработка полученных результатов производилась методами математической статистики – посредством анализа достоверности различий математических ожиданий и проверки гипотез на основе критерия согласия.

Результаты и научная новизна. Описанная в статье модель содержит набор ключевых качеств, обеспечивающих преподавателю успешное достижение стратегических образовательных целей. Структура модели включает кластеры универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций; их карты и индикаторы, распределенные по трем уровням – монопредметному, полипредметному и метапредметному. Достоинство модели состоит в том, что она может служить как матрицей для объективной оценки профессионализма преподавателей ДПО, так и нормативной рамкой повышения их квалификации и стимулирования саморазвития. Авторами статьи был проведен проектный эксперимент, в ходе которого проверялась гипотеза о выделенных условиях реализации модели: содержательно-деятельностных, организационно-управленческих и возможности их интеграции для профессионального развития преподавателя ДПО. Обследование компетентности педагогов на «входе» и «выходе» трехлетнего внутрикорпоративного обучения по программам куррикулума «Андрагогическая школа событийного образования» показало эффективность применения разработанной модели в формате самообучающейся организации.

Практическая значимость. Нормативно-компетентностная модель универсальна и полностью соответствует требованиям развития системы повышения квалификации педагогических работников. Модель закладывает методологическую основу продуктивной научно-образовательной деятельности преподавателя ДПО и может быть распространена на всех, кто занимается непрерывным педагогическим образованием.

Ключевые слова

Об авторах

Список литературы

1. Дука Н. А. Нормирование профессиональной деятельности учителя общеобразовательной организации в условиях введения нового профессионального стандарта // Науковедение: интернет-журнал. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 186. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/normirovanie-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya-obscheobrazovatelnoy-organizatsii-v-usloviyahvvedeniya-novogo (дата обращения: 23.02.2018).

2. Слободчиков В. И. Понятие нормы // Школьный психолог. 2010. № 2. Режим доступа: http://psy.1september.ru/view_article.php? >

3. Шадриков В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия «Психология». 2006. № 1. С. 15–21.

4. Tuinamuana K. Teacher Professional Standards, Accountability, and >

5. Darling-Hammond L. Creating a comprehensive system for evaluating and supporting effective teaching. Stanford, CA. Stanford Center for Opportunity Policy in Education. 2012. 44 р. Available from: https://edpolicy.stanford.edu/sites/default/files/publications/creating-comprehensive-system-evaluating-andsupporting-effective-teaching.pdf (аccessed at Apr. 3 2018).

6. Бедный Б. И., Кузенков О. А. Интегрированные программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 637–650. DOI: 10.15507/1991– 9468.089.021.201704.637–650

7. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика. Москва: Академия, 2007. 352 с.

8. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 495 с.

9. Колесникова И. А., Марон А. Е., Тонконогая Е. П. и др. Основы андрагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. И. А. Колесниковой. Москва: Академия, 2003. 240 с.

10. Демьянченко Н. В. Компетенция персонала в системе менеджмента современной организации // Сфера услуг: инновации и качество. 2012. № 5. С. 12. Режим доступа: http://journal.kfrgteu.ru/files/1/2012_5_12.pdf (дата обращения: 25.02.2018)

11. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям: перевод с английского Н. Друговейко. 3-е изд. Москва: HIPPO, 2008. 218 с.

12. Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 4. С. 9–38. DOI: 10.17853/1994–5639–2017–4-9–38

13. Тулупова О. В. Компетентностная уровневая модель профессионального стандарта педагогической деятельности «специалист – профессионал – эксперт» // Методист. 2011. № 10. С. 6–11.

14. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. Москва: Школьная пресса, 2000.

15. Willgerod M. A., Blakeney E., Brock D. M., Liner D., Murphy N. & Zierler B. Interprofessional education and practice guide: Developing and sustaining interprofessional education at an academic health center // Journal of Interprofessional Care. 2015. № 4: P. 1–5. DOI: 10.3109/13561820.2015.1039117. Available from: https://www.researchgate.net/publication/280063096_Interprofessional_education_and_practice_guide_№_4_Developing_and_sustaining_interprofessional_education_at_an_academic_health_center (аccessed at Apr. 3 2018).

16. Игнатьева Г. А., Тулупова О. В. Научно-проектный консалтинг как инновационный формат постдипломного образования // Образование и наука. 2017. № 1. С. 177–197. DOI: http://dx.doi.org/10.17853/1994–5639–2017– 1-177–197

17. Игнатьева Г. А. Самообучающаяся организация как модель развивающего обучения педагога в системе повышения квалификации // Психологическая наука и образование. 2005. № 4. С. 47–57.

18. Андреев В. В. и др. Институт перспективных исследований – новая форма подготовки педагогических кадров высшей квалификации в России // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 623–636. DOI: 10.15507/1991– 9468.089.021.201704.623–636

19. Краснов С. И., Каменский Р. Г., Гуревич А. В. Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования – стратегическое направление развития образования: практическое руководство (философско-методологические рекомендации) / под науч. ред. Е. В. Хижняковой. Москва: Пушкинский институт, 2008. 152 с.

20. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. 3-е изд., стереотип. С.-Петербург: Речь, 2007. 392 с.

21. Яковлева Н. Ф. Социологическое исследование: учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. Москва: Флинта, 2014. 250 с. Режим доступа: http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/19/9510fc4ecabf2052ab738becde976ef7/sotsiologicheskoeissledovanie.pdf (дата обращения: 22.02.2018).

Для цитирования:

Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. НОРМАТИВНО-КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2018;20(4):153-179. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-153-179

For citation:

Ignatieva G.A., Tulupova O.V. NORMATIVE-COMPETENCE MODEL OF THE TEACHER OF THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM. The Education and science journal. 2018;20(4):153-179. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-153-179


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Ссылка на основную публикацию