Концепция развития дополнительного образования детей: цели и задачи - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Концепция развития дополнительного образования детей: цели и задачи

III. Цели и задачи развития дополнительного образования детей

Целями Концепции являются:

обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

развитие инновационного потенциала общества.

Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:

развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;

проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия “социальной ситуации развития” подрастающих поколений;

интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;

разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;

повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;

обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;

развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;

создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;

формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей;

создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.

IV. Принципы государственной политики развития дополнительного образования детей

Развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в части разработки управленческих и экономических моделей.

Востребованы следующие инновационные инструменты государственного регулирования и управления развитием дополнительного образования детей, сохраняющие фундаментальную для него свободу и неформализованность, основывающиеся на принципах общественно-государственного партнерства в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех субъектов сферы образования (детей, семей и организаций):

принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование детей;

принцип общественно-государственного партнерства в целях расширения вовлеченности детей в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулирование и поддержку семей;

принцип реализации права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в различных видах конструктивной и личностнообразующей деятельности;

принцип общественно-государственного партнерства в целях поддержки разнообразия детства, самобытности и уникальности личности посредством расширения спектра дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных программ разной направленности и сетей организаций дополнительного образования, обеспечивающих приобщение детей к традиционным и общечеловеческим ценностям в современном информационном постиндустриальном поликультурном обществе;

принцип расширения социальной и академической мобильности детей и подростков через дополнительное образование;

принцип общественно-государственного партнерства в целях мотивирования средств массовой коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть “Интернет”, социальные и интеллектуальные сети, издательства) к расширению репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, ресурсов мобильного дистанционного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, их самообразование и позитивную социализацию;

принцип содействия государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей безопасные игры (в том числе компьютерные игры общеразвивающего и обучающего характера), игрушки, имитационные модели, способствующие расширению условий реализации дополнительных общеобразовательных программ, психолого- педагогическому проектированию образовательных сред, стимулированию детей к познанию, творчеству и конструктивной деятельности;

принцип общественно-государственного партнерства в целях мотивирования различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (научных организаций, организаций культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса), к предоставлению возможностей в этих организациях реализации дополнительного образования детей и подростков (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома культуры, клубы, детские больницы, научно-исследовательские институты, университеты, торговые и промышленные комплексы);

принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация;

принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:

свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

творческий и продуктивный характер образовательных программ;

Концепция развития дополнительного образования детей: цели и задачи

Дополнительное образование занимает важное место в общей системе общего образования детей. Несмотря на то, что оно не является обязательным, трудно представить образование полным без разного рода дополнительных занятий или секций.

С помощью дополнительных программ удается сформировать поэтапный и систематизированный процесс обучения , направленный на всестороннее развитие детей. Сегодня более 65% школьников в возрасте от 6 до 17 лет посещают различные кружки или секции.

Развитие системы дополнительного образования детей является приоритетным направлением государственной образовательной политики в нашей стране. В нашей статье сегодня поговорим о дополнительном образовании как о важном элементе всестороннего развития детей.

На законодательном уровне дополнительное образование детей и взрослых описано в статье 75 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации».

В этой статье дополнительное образование представлено как часть образовательной системы РФ, описаны его цели и задачи, а также указаны требования к содержанию образовательных программ по данному направлению. Вот основные положения этой статьи:

  1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей, формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. ДО для детей обеспечивает их социальную адаптацию, профессиональную ориентацию, а также направлено на выявление одаренных детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
  2. Выделяют общеразвивающие и предпрофессиональные Программы дополнительного образования. Первые предназначены как для детей, так и для взрослых. Вторые, реализуемые в сфере искусств, физической культуры и спорта, предназначены только для детей.
  3. К освоению дополнительных программ допускается любой человек независимо от уровня образования, если только того не требует специфика программы.
  4. Программа дополнительного образования разрабатывается учреждением, в котором и проводится обучение, в ней же указано содержание курса и сроки обучения.

В федеральных государственных стандартах также отводится важное место дополнительному образованию. Согласно ФГОС, ДО – это:

  • образование, которое дополняет основное в соответствии с образовательными запросами детской личности, с учетом интересов, предпочтений и способностей каждого ребенка;
  • деятельность, реализуемая по дополнительным образовательным программам с установленными целями и методами оценки результатов;
  • часть общего образования, которая позволяет повысить общий уровень интеллектуального развития , обеспечить ребенку дополнительные возможности для удовлетворения своих образовательных и творческих потребностей, и реализуемая в свободное время .

Концепция развития ДОД была утверждена в 2014 году, в ней определены ценность, миссия, задачи и принципы развития дополнительного образования.

Основные направления Концепции:

  1. обеспечение доступности ДО;
  2. расширение спектра дополнительных образовательных программ;
  3. развитие кадрового потенциала системы ДО детей;
  4. модернизация инфраструктуры ДО;
  5. развитие системы управления качеством реализации ДО;
  6. внедрение негосударственного сектора в оказании услуг ДО, а также механизмов государственно-частного партнерства.

Данная Концепция должна быть реализована к 2020 году , при этом процент вовлеченных в дополнительное образование школьников предположительно составит 70-75% .

Фокус дополнительных занятий направлен на процесс, а не на результат , когда ребенок имеет возможность без каких-либо ограничений и проверок раскрывать свои способности. В этом и состоит цель дополнительного образования – сформировать всесторонне развитую личность , предоставив при этом возможности к творческому и профессиональному росту.

При достижении этой цели решаются следующие задачи:

  • формирование и развитие творческих способностей;
  • привитие культуры общения, умение не только вести разговор, но и адекватно воспринимать здоровую критику;
  • удовлетворение культурных потребностей ребенка;
  • профессиональное ориентирование;
  • физическое развитие;
  • воспитание моральных качеств, любви к труду.

Озвученные цели и задачи дополнительного образования формируют его направления.

Современная педагогика выделяет 6 основных направлений ДО:

Читайте также:  Повышение квалификации и профессиональная переподготовка инженеров: топ-5 программ

Цели, задачи и функции дополнительного образования детей в российской образовательной системе

Цели, задачи и функции дополнительного образования детей в российской образовательной системе

Какое направление в образовании на современном этапе обозначено как приоритетное?

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 01.01.2001 г. (п. 2)

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Что такое «дополнительное образование детей»?

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (6.10.2004 г. № ПК-2)

Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

· создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога;

· многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка;

· личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

· личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;

· создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

· признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

· применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.

Для достижения каких целей и задач предназначено дополнительное образование детей?

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 000 в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 212, от 01.01.2001 N 470, от 7.12.2006 № 000)

Р.1 п.2. Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется – учреждение) – тип образовательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи учреждения:

· обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

· адаптация их к жизни в обществе;

· формирование общей культуры;

· организация содержательного досуга;

· удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (6.10.2004 г. № ПК-2)

Цель модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.

На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

· совершенствование законодательной базы в части дополнительного образования детей, приведение нормативного правового обеспечения системы в соответствие с российским законодательством;

· сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей;

· обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования, достижение эффективности и качества дополнительного образования детей;

· сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;

· сохранение межведомственного характера системы дополнительного образования детей;

· совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;

· создание и развитие новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в учреждениях дополнительного образования детей;

· совершенствование системы государственной аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей;

· гарантированное выделение средств из бюджетов всех уровней на материально-техническое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей;

· разработка и утверждение блока ресурсного обеспечения дополнительного образования детей в соответствии с направленностью образовательных программ;

· повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей, поддержка Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;

· разработка социально-экономических мер нормативного правового регулирования привлечения внебюджетных средств учреждениями дополнительного образования детей;

· развитие дополнительного образования детей как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.

Каковы основные ценности и функции дополнительного образования детей?

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (6.10.2004 г. № ПК-2)

…Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности. Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития. Каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета, региона. Государственные учреждения дополнительного образования детей (федеральные, республиканские, краевые, областные) должны осуществлять координирующие, информационно-организационные, программно-методические функции поддержки развития дополнительного образования детей на уровне субъекта.

…Дополнительное образование детей по сути является практико-ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счёте – результативность. Дополнительное образование детей – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития одарённых детей. Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде. В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодёжи к изменяющимся условиям жизни.

Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 01.01.2001 № /16)

Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на годы, утвержденная приказом Минобразования России от 01.01.2001 г. № 193, рассматривает развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных направлений образовательной политики.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Читайте также:  Дополнительное профессиональное образование: виды и программы

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как “особо ценный тип образования”, как “зона ближайшего развития образования в России”.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка,

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Концепция развития дополнительного образования детей I. Общие положения

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

III. Цели и задачи развития дополнительного образования детей

Целями Концепции являются:

обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение

и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных

интересов детей и их семей в сфере образования; развитие инновационного потенциала общества.

Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:

развитие дополнительного персонального образования как ресурса

мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;

проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия “социальной ситуации развития” подрастающих поколений; интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом; разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности; повышение вариативности, качества и доступности дополнительного

образования для каждого; обновление содержания дополнительного образования детей в

соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества; обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и

технологиям; развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной

привлекательности; создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи; формирование эффективной межведомственной системы управления

развитием дополнительного образования детей; создание условий для участия семьи и общественности в управлении

развитием системы дополнительного образования детей.

IV. Принципы государственной политики развития дополнительного образования детей

Развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в части разработки управленческих и экономических моделей.

Востребованы следующие инновационные инструменты государственного регулирования и управления развитием дополнительного образования детей, сохраняющие фундаментальную для него свободу и неформализованность, основывающиеся на принципах общественно-государственного партнерства в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех субъектов сферы образования (детей, семей и организаций):

принцип социальной гарантии государства на качественное и

безопасное дополнительное образование детей; принцип общественно-государственного партнерства в целях расширения вовлеченности детей в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулирование и поддержку семей;

принцип реализации права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в различных видах конструктивной и личностнообразующей деятельности; принцип общественно-государственного партнерства в целях поддержки разнообразия детства, самобытности и уникальности личности посредством расширения спектра дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных программ разной направленности и сетей организаций дополнительного образования, обеспечивающих приобщение детей к традиционным и общечеловеческим ценностям в современном информационном постиндустриальном поликультурном обществе; принцип расширения социальной и академической мобильности

детей и подростков через дополнительное образование; принцип общественно-государственного партнерства в целях мотивирования средств массовой коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть “Интернет”, социальные и интеллектуальные сети, издательства) к расширению репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, ресурсов мобильного дистанционного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, их самообразование и позитивную социализацию; принцип содействия государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей безопасные игры (в том числе компьютерные игры общеразвивающего и обучающего характера), игрушки, имитационные модели, способствующие расширению условий реализации дополнительных общеобразовательных программ, психологопедагогическому проектированию образовательных сред, стимулированию детей к познанию, творчеству и конструктивной деятельности; принцип общественно-государственного партнерства в целях мотивирования различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (научных организаций, организаций культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса), к предоставлению возможностей в этих организациях реализации дополнительного образования детей и подростков (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома культуры, клубы, детские больницы, научно-исследовательские институты, университеты, торговые и промышленные комплексы); принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация; принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:

свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; соответствие образовательных программ и форм дополнительного

образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; модульность содержания образовательных программ, возможность

ориентация на метапредметные и личностные результаты

творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и сетевой характер реализации.

V. Основные механизмы развития дополнительного образования детей

Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:

формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе; межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем;

создание интегрированных (или комплексных) организаций

социальной сферы; партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского

общества, семьи; открытый государственно-общественный характер управления сферой дополнительного образования детей, реализуемый через механизмы участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов; создание конкурентной среды, стимулирующей обновление

содержания и повышение качества услуг; сочетание в управлении качеством услуг дополнительного образования детей элементов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования; персонифицированное финансирование, обеспечивающее поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора этой программы потребителем; единая система учета личных достижений детей в различных дополнительных общеобразовательных программах (включая программы внеурочной деятельности в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования), основывающаяся на едином открытом формате электронного портфолио и его представления на портале, с соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о качестве дополнительных общеобразовательных программ, организациях, образовательных результатах и о результатах общественно-профессиональной экспертизы этих программ; обеспечение инновационного, опережающего характера развития системы дополнительного образования детей при использовании лучших традиций отечественной сферы дополнительного образования и успешных мировых практик; поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом); развитие сферы дополнительного образования детей как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов, как основной для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства; опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ.

Читайте также:  Концепция дополнительного образования: читать и скачать текст

VI. Основные направления реализации Концепции

Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ предполагает:

формирование системы государственных требований к доступности

услуг дополнительного образования детей; формирование на федеральном уровне механизмов ресурсной

поддержки региональных программ дополнительного образования детей; модернизацию системы статистического учета вовлеченности детей

в дополнительное образование и его результативности на основе интеграции электронных систем учета;

создание открытых сервисов информационного сопровождения (навигации) участников дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих в том числе поддержку выбора программ, формирование индивидуальных образовательных траекторий; включение в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ в сфере образования и науки услуг по реализации дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ с учетом их разнообразия, обязательств по размещению информации об этих программах; нормативное, методическое и организационно-финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования в сетевых формах, территориальных образовательных комплексах (кластерах), обеспечивающих доступность инфраструктуры и вариативность

образовательных траекторий; внедрение механизмов поддержки организаций дополнительного

образования, реализующих программы для детей в сельской местности; поддержку дополнительного образования в семьях, родительских сообществах, а также поддержку совместных (семейных, детско-взрослых) практик дополнительного образования детей; проведение информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей в занятия дополнительным образованием, повышению родительской компетенции в воспитании детей.

Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ предполагает:

ресурсную и нормативную поддержку обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов; разработку и реализацию модели разноуровневых дополнительных

предпрофессиональных программ; разработку и внедрение адаптированных дополнительных

общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей;

увеличение предложения, нормативную регламентацию, методическую и кадровую поддержку программ дополнительного

образования, реализуемых в каникулярный период;

расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного образования детей в образовательных организациях высшего образования (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, летних профильных школ

внедрение инструментов стимулирования расширения спектра программ дополнительного образования, выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, стажировочные площадки); нормативное закрепление практик учебного характера обучающихся на реальных производствах (промышленных и сельскохозяйственных), в организациях социальной сферы, культурной индустрии в качестве самостоятельных образовательных форм, методическая поддержка их реализации; создание необходимых условий для занятия молодежи техническими и военно-прикладными видами спорта, в том числе в системе

Общероссийской общественно-государственной организации

“Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России”.

Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ предполагает:

формирование межведомственной модели управления сферой дополнительного образования детей, включая устранение ведомственных барьеров финансирования организаций; внедрение и совершенствование современных федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам; разработку и внедрение механизмов, критериев и инструментария для независимой оценки качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, эффективности деятельности образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей; организацию регулярных исследований общественного заказа на содержание и формы реализации дополнительных общеобразовательных программ; поддержку существующей системы и развитие новых перспективных направлений олимпиад, конкурсов и разноуровневых соревнований для детей в системе дополнительного образования; внедрение системы выявления и учета (в том числе при поступлении

в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования) достижений детей в дополнительном образовании, а также результатов, отражающих их социальную активность, общественную (в том числе волонтерскую) деятельность.

Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей предполагает:

апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога

дополнительного образования; модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста; разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования; создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования детей молодых специалистов, их профессионального и творческого развития;

Концепция развития дополнительного образования

Принятая в 2014 году Концепция дополнительного образования детей призвана в полной мере обеспечить право подрастающего поколения на развитие и свободный выбор видов деятельности, способствующих личностному и профессиональному самоопределению. Цель Концепции ДОД – создание и постоянное расширение возможностей и условий для удовлетворения разнообразных интересов детей и молодежи в сфере дополнительного образования, усиление инновационного потенциала государства.

Утвержденная Правительством России Концепция дополнительного образования 2014, ориентирована на развитие системы обучения детей вне программ детских садиков, школьных учреждений, техникумов или институтов.

Цели образовательной системы согласно Концепции

Концепция дополнительного образования 2014 предусматривает, что до 2020 года измененные программы обучения охватят более 75 % населения РФ в возрасте от пяти до восемнадцати лет. Таких результатов поможет добиться ряд мероприятий, направленных на развитие структуры ДО и поддержание интереса детей к саморазвитию и познанию.

Главные цели Концепции:

  • обеспечение прав детей на саморазвитие, самореализацию и личностное самоопределение;
  • расширение возможностей удовлетворения потребностей ребенка и его семьи в сфере обучения;
  • усиление интеллектуального потенциала российских граждан.

Для реализации поставленных целей Концепция развития дополнительного образования предлагает решить ряд задач:

  • улучшить уровень индивидуального образования;
  • создать среду, мотивирующую ребенка к обучению;
  • разработать оценочные инструменты, которые будут способствовать росту самооценки детей;
  • обновить программы обучения до уровня, соответствующего современным потребностям общества;
  • обеспечить каждому ребенку доступ к актуальной информации;
  • активизировать механизмы финансовой поддержки прав ребенка на обучение вне зависимости от места жительства, состояния здоровья и материальной обеспеченности семьи.

Концепция предусматривает формирование продуктивной межведомственной системы управления программами ДОД и разработку инструментов привлечения общества и семьи к процессу дополнительного образования.

Механизмы развития ДОД согласно Концепции

Государственная Концепция дополнительного образования предусматривает:

  • формирование положительного имиджа дополнительного образования в СМИ;
  • создание условий для кооперации между различными учреждениями;
  • сотрудничество государства, бизнеса и общества в вопросах улучшения качества образования;
  • формирование конкурентной среды, которая будет способствовать актуализации программ обучения;
  • учреждение ведомств, контролирующих систему дополнительного образования;
  • разработку единого регламента проверки уровня достижений в различных программах;
  • построение финансовой системы, обеспечивающей доступ каждому ребенку к интересующим его образовательным программам;
  • должное обеспечение права доступа граждан к актуальной и полной информации;
  • поддержку и реализацию специализированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями, из необеспеченных семей и других категорий, требующих от общества и государства особого подхода.

Также Концепция развития дополнительного образования гарантирует доступность программ и определяет основные пути их совершенствования:

  • выделение материальных ресурсов для поддержки уже действующих программ;
  • создание доступных информационных сервисов, которые смогут удовлетворять требования всех желающих получить индивидуальное обучение;
  • реализация информационной кампании для мотивации учащихся к занятиям.

Концепция дополнительного образования будет реализована в несколько этапов: первый намечен на 2014-2017 годы, второй – на период с 2018 по 2020 год.

На завершающей ступени Концепция предполагает изучение результатов реализации образовательных программ на территории РФ и дальнейшее развитие инфраструктуры ДОД.

Скачайте План Концепции дополнительного образования 2015 . Ознакомиться с документом также можно в соответствующем разделе на сайте правительства РФ и Минобрнауки.

Что гарантирует реализация программы ДОД

Сегодня дополнительное образование – это важнейший процесс, направленный на повышение стабильности и защиту справедливости в обществе. Концепция рассчитана на создание равных для всех детей условий развития, независимо от места проживания или статуса семьи ребенка.

Принятой Концепции отведена роль «социального лифта» для значительной части детей Российской Федерации, которые раньше не могли получить нужный объем или качество обучения в силу разных причин. Воплощение в жизнь мер, намеченных Концепцией, компенсирует существующие недостатки образовательной системы и предоставит подрастающему поколению новые возможности для социальных достижений.

Нововведения в системе дополнительного образования детей обеспечат качественные изменения в формировании жизненных приоритетов и мировоззрения молодежи и будут способствовать лучшей адаптации к современным темпам технологических и социальных перемен.

Ссылка на основную публикацию