Интеграция и сетевое взаимодействие в дополнительном образовании (открытое знание) - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Интеграция и сетевое взаимодействие в дополнительном образовании (открытое знание)

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и определяет цели дополнительного образования детей:

формирование и развитие творческих способностей;

удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; укрепление здоровья и организацию их свободного времени.

Дополнительное образование – единственный в РФ вид образования, который не завершается повышением уровня образования; в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не устанавливаются (гл.2 ст.11), это сфера вариативного содержания образования, развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями. Содержание дополнительных общеразвивающих программ, сроки обучения по ним, определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (гл.10, ст.75).

В сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных программ участвуют образовательные организации, физкультурно-спортивные и организации культуры, и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения. Для включения различных партнеров в сетевую форму в образовательной организации разрабатывается концепция и программа развития. Высокая мотивация организаций-партнеров к разработке и развитию программ, ориентированы на современные образовательные потребности на добровольной основе и в условиях четко сформулированных взаимных интересов сотрудничества. При разработке модели сетевого взаимодействия в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ выстраивается сетевое взаимодействие, учитываются такие условия, как информационно-коммуникативная среда, организация форм совместной деятельности.

В основу проектирования сетевой организации взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ положены такие принципы, как:

принцип соответствия – обусловливает согласование организационной модели с образовательной моделью, представленной в ФГОС;

принцип регионализации – обеспечивает учет особенностей образовательного пространства, экономических и культурных факторов развития региона;

принцип ресурсного обеспечения – требует достаточного финансирования, кадрового и материально- технического обеспечения и др.

Правовой основой сетевого взаимодействия участников сети являются договорные отношения, а также нормативные акты органов управления образованием по оптимизации сети учреждений и выбору модели сетевой организации; реализации дополнительных общеразвивающих программ, обеспечивающих юридическое оформление решения органов управления образованием; договоры между участниками сети.

Основная идея сетевого взаимодействия- альтернатива для будущего образования.

Первое основание – изменение самого образования, проявляющегося, прежде всего, в смене его институционального ядра. Институциональным ядром сегодня могут быть только сетевые структуры. Для ситуации управления это означает, что необходимо связать сетевым образом ряд учебных заведений. Условием формирования такой сетевой структуры является ряд содержательно-организационных ходов.

Второе основание – формирование новых структур, отвечающих за воспроизводство человеческого капитала. Внедрение и постепенная формализация проектного, программного, экспертного методов работы приводит к более ясной политики в образовании.

Разработанный алгоритм формирования образовательного пространства, может быть использован образовательным учреждением любого типа и вида с целью максимального удовлетворения образовательных интересов участников образовательного процесса. Инновационность сетевого партнерства в образовательном пространстве обеспечит: расширение количества образовательных программ; расширение различных форм обучения; применение различных современных учебных методик.

Образовательные учреждения, входящие в сеть, обеспечивают вариативное пространство для обучения учащихся, создавая условия для усиления их учебной мобильности на основе использования возможностей партнеров образовательного процесса. Характеристикой обучения в сетевом взаимодействии становится его открытость.

Открытость является важной характеристикой, определяющей ее динамику и комплексность взаимодействия со средой. Открытое образование выполняет набор функций: социальной мобильности, социального контроля, снижения рисков неудач через обеспечение индивидуальной стратегии социализации и пр. Выявленные характеристики открытости в совместной образовательной деятельности сетевого взаимодействия позволяют определить сущность понятия «открытая система обучения» как самоорганизующейся системы, способной динамично реагировать на актуальные изменения социального заказа и результатов обучения. Структура сетевого взаимодействия способна к самоорганизации и дает возможность ее готовности к самоорганизации. В основе объединения педагогов в сеть — инициатива отдельных учителей, творческих коллективов образовательных учреждений. На уровне ОУ или района инициатива оформлена локальным актом, в котором утверждена методическая тема, ответственные лица.

Изменения в системе общего образования являются многомерными и разнонаправленными. Содержание сетевого взаимодействия представляет собой согласование действий субъектов сети для достижения общих целей инновационного развития, которое осуществляется в формах совместной коллективной деятельности, во взаимосвязи формирования ценностно-смыслового содержания и деятельности субъектов инновационного развития ОУ. Действия сетевых образовательных организаций: совместное методическое проектирование, совместное повышение квалификации участников сетевого взаимодействия, обмен опытом и результатами инновационного развития, взаимное предоставление услуг и взаимообучение, экспертиза и групповая рефлексия, совместное методическое проектирование.

Показатели эффективности проводимых изменений можно представить в виде двух групп: прямые показатели, которые возможно измерить в каких-либо единицах измерения; косвенные показатели, которые сложно измерить и которые проявятся с отсроченным эффектом.

К первой группе относятся следующие показатели: профессиональная активность учителя.

результаты мониторинговых исследований;

количество и качество методических разработок, программ, положений, ученических проектов, учебно-методических проектов учителей;

степень удовлетворенности участников образовательных проектов (учеников, родителей, учителей);

Ко второй группе относятся такие показатели, как успешность педагогического коллектива и возможность реализации интеллектуального потенциала; социальная активность и готовность к инновационным изменениям;

степень востребованности инновационного опыта;

разнообразие и эффективность применения учителями образовательных технологий.

При правильном использовании технологии внедрения инновационного продукта в образовательный процесс ОУ могут быть достигнуты следующие эффекты:

проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода; четкое структурирование учебного материала;

оптимальный отбор содержания образования по учебным дисциплинам; повышение индекса инновационной активности педагогического коллектива; положительная динамика развития профессиональных компетенций.

Сетевое взаимодействие основано на равном положении учреждений в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных, то есть неиерархических связей.

Каждое учреждение, включенное в сеть, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам и тем самым усиливает собственные возможности.

Существующие концептуальные трактовки сетевого взаимодействия

базируются на основных положениях программы развития школы: обеспечение равенства и доступности качественного воспитания и образования для разных и равных детей. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

определить типы социальных ресурсов, востребованных в процессе сетевого взаимодействия; разработать смысловое наполнение дефиниции «виртуальное сетевое сообщество»;

выявить функции личности как элемента социальной структуры виртуальных сетевых сообществ; разработать модель социализации участников сетевых сообществ;

систематизировать структурные компоненты в модели социальной структуры виртуальных сетевых сообществ.

Обобщить социальные практики, упорядоченные в пространстве и во времени, структурные связи, существующие внутри социальных групп сетевых сообществ, функционирующими в социальной системе.

В результате сетевого взаимодействия образовательной организации возрастает качество методической работы, направленной на сопровождение системы образования. Мониторинг эффективности сетевого взаимодействия ОУ для решения задач дополнительного и неформального образования и социализации детей состоит из групп, критериев и показателей, которые связаны с:

1) созданием условий для повышения качества образования школьников, соответствующих потребностям сформированности ключевых компетентностей, качества воспитания, качества образовательных программ;

2) обеспечением доступности качественного образования для всех участников образовательного процесса;

3) созданием условий для организации педагогического процесса – показателя эффективности образовательных услуг.

Разработанная концепция формирования сетевого взаимодействия ОУ для решения задач модернизации образования позволяет сформировать систему образования высокого качества.

Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании

Согласно обновленному Федеральному государственному образовательному стандарту в учебных заведениях РФ внедряется комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на интеграцию общего и дополнительного образования. Новый ФГОС прописывает требования к структурам школьных программ, которые обязаны переориентироваться на тесную связь с ДО, чтобы в итоге основные учебные дисциплины обогатились новым содержанием, которое привнесет внешкольная педагогика.

После изучения работ зарубежных теоретиков педагогической науки были разработаны рекомендации по интегрированию общего и дополнительного образования:

  1. Стратегические и академические цели более приоритетны, чем финансовая сторона.
  2. Постепенность образовательного процесса:
  • оценка полезности слияния;
  • прединтеграционное сотрудничество в течение нескольких лет;
  • слияние за 1-2 года.
  1. Соблюдение временных факторов при отказе от форсирования.
  2. Учет качественных показателей участников процесса – обе «команды» должны существенно отличаться, при этом академические и культурные расхождения сводятся к минимуму.
  3. Члены интеграционного процесса имеют пространственную близость.

Пересечение деятельности заведений двух видов обучения выступает в роли фактора социального партнерства, поскольку служит оптимальным способом реализации их образовательной, воспитательной и развивающей функций. Предполагается два уровня интеграции:

  • внешний – подчинение составляющих направлений одному учебному процессу:
  • внутренний – взаимопроникновение компонентов систем.
Читайте также:  Дополнительное образование детей: инновации функции и перспективы (портал сайт)

Слияние приведет к формированию уникального разностороннего, но цельного учебного процесса.

Необходимость модернизации характера взаимоотношений заведений общеобразовательного и дополнительного профиля закреплена Федеральным законом в части, которая регламентирует внеурочную деятельность.

Роль проводника и вдохновителя новых государственных стандартов обучения и связующего звена между двумя видами образования отводится педагогу. Качество знаний полностью зависит от преподавателя (его интеллекта, профессионализма, душевного и нравственного уровня).

Для чего нужны открытые занятия в ДО

Форма организации открытых занятий в дополнительном образовании существенно отличается от принятой в школе. На первый план выходят выявление накопленного учениками опыта, включение детей в сотрудничество, активный самостоятельный поиск знаний и неформальное, живое общение, а не академическая передача научной информации.

Открытое занятие иллюстрирует, как на практике реализуется заявленная образовательная программа, и является средством обмена опытом, поэтому часто включается в регламент конкурсов педагогического мастерства.

Чаще всего учителя соревнуются в следующих номинациях:

  • проведение открытого занятия в категории профессионального ДО с последующим анализом;
  • презентация образовательной программы по ДО;
  • открытый воспитательный урок.

Открытые занятия помогают понять, каков коэффициент результативности урока и оценить деятельность педагога по ряду показателей:

  • организационное обеспечение занятия;
  • содержание урока;
  • методическая подготовка;
  • энергетическая составляющая деятельности педагога.

После проведения анализа открытого занятия комиссия делает вывод об умении преподавателя дополнительного образования оптимально изложить определенные планом сведения. Система оценки открытого урока включает:

  • определение задач и целей проведения занятия;
  • обоснование сущности урока;
  • ход проведения занятия.

Цели сетевого взаимодействия

Под сетевым взаимодействием в образовательных учреждениях понимается совместная работа педагогических коллективов, имеющих похожие цели, объединенные средства для их достижения и один управленческий центр. Структуры ведут совместную работу по формированию общих ученических групп для освоения программ определенной направленности и уровня с использованием возможностей сразу нескольких образовательных центров, один из которых – учреждение внешкольного обучения.

Согласно Федеральному закону сетевое взаимодействие в дополнительном образовании:

  • распределяет ресурсы в ходе решения совместной задачи;
  • опирается на инициативу любого участника обучения;
  • устанавливает непосредственный контакт между учащимися;
  • выстраивает многообразные пути продвижения к общей цели;
  • дает возможность использовать совместные сетевые накопления для нужд любого участника образовательного процесса.

Сетевая группа имеет такие характеристики:

  • независимость каждого члена организации;
  • одновременное обучение нескольких лидеров;
  • единая цель группы;
  • добровольность контактов;
  • обилие уровней взаимодействия.

Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании. – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемИлья Арцыбашев

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании.” — Транскрипт:

1 Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании

2 Сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений – совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими; совместная деятельность образовательных учреждений, в результате которой формируются совместные группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений.

3 Основными характеристикам сетевой организации являются: 1. Независимость 1. Независимость членов сети. Множественность лидеров. 2. Множественность лидеров. Объединяющая цель. 3. Объединяющая цель. Добровольность связей. 4. Добровольность связей. Множественность уровней взаимодействия. 5. Множественность уровней взаимодействия.

4 Цель сетевого взаимодействия учреждений ДОД Цель сетевого взаимодействия учреждений ДОД – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности. Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия: – анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия; – повышение качества образования, доступности услуг; – обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив; – расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения; – расширение возможностей для профессионального диалога педагогов; – объединение образовательных ресурсов для реализации ФГОС ООО; – совершенствовать управление учреждением, научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса, переход от управления образовательным учреждением к управлению образовательными программами и др.

5 Основные направления деятельности ДОД, реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: Образовательное, Методическое, Информационное, Организационное, Инновационное, Социально-педагогическое, Научно-исследовательское И др.

6 Особенности программ ДОД, реализуемых в процессе сетевого взаимодействия: – предполагают создание образовательного пространства, востребованного социумом; – способствуют интеграции общеобразовательных и дополнительных образовательных программ, – предполагают разработку индивидуальной образовательной траектории обучающихся; – направлены надо профессиональное образование и профессиональный выбор детей, вовлечение их в организацию социально-профессиональных проб за счет использования возможностей различных организаций; – требуют условий для организации широкой практики за пределами учреждения ДОД (на базе вузов, учреждений культуры, спорта, предприятий, бизнес-сообществ и др.); – предполагают привлечение узких специалистов, студентов, а также взаимообмен педагогов школ, УДОД и других учреждений; – обеспечивают активную вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение игровой и досуговой деятельности; – направлены на создание условий для получения дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, как в очной форме, так и в форме дистанционного обучения; – предполагают деятельность по психолого-педагогическому сопровождению дополнительного образования; – решают задачи успешной социализации обучающихся и др.

7 Перечень сетевых партнеров: Региональные и муниципальные органы управления образованием Учреждения общего образования Дошкольные образовательные учреждения Учреждения дополнительного образования Учреждения высшего профессионального образование Учреждения дополнительного профессионального образования Управления культуры Управления по делам молодежи Управления по физической культуре, спорту и туризму Управления внутренних дел, Отделы по делам несовершеннолетних Центры по профилактике дорожного травматизма Организации, осуществляющие информационное обеспечение Средства массовой информации Общественные организации и фонды Городские музеи Центры занятости населения Отделения союза писателей, художников и другие творческие союзы Промышленные предприятия и предприятия малого бизнеса Родительская общественность И ДР.

8 Социальные партнеры «ДЮЦ» общеобразовательные учреждения города (ОУ, ДОУ) -Администрация ВСГО – ТКДНиЗП – ГКУ СЗН СО “Верхнесалдинский центр занятости» – ООО “Корпорация ВСМПО-АВИСМА” – МО МВД РФ “Верхнесалдинский» -ОГИБДД ММО МВД России “Верхнсалдинский» Учреждения культуры к/т «Кедр» и «Дворец им. Агаркова» Взаимодействие осуществляется на договорной основе

9 Формы сетевого взаимодействия: -договоры о сотрудничестве (договоры о совместной деятельности); -авторские образовательные программы; -вариативные краткосрочные курсы ( в рамках сетевой программы профилактики); -Проекты ( «1812», «Солнцеворот», «Календарь славянской жизни»); -дистанционные формы (ведется обучение, планируется внедрение); -лагеря (профильные, досуга и отдыха, военно- патриотические и пр.) ОЛ «Лесная сказка»; -и др.

10 Способы (методы и приемы), реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: В работе с обучающимися реализуются: индивидуальное обучение, групповое обучение, дистанционное обучение, виртуальные и интерактивные технологии, исследовательская деятельность, учебные проекты, практикумы, социально-экономические проекты, интернет-конференции, массовые мероприятия (праздники, акции, фестивали, соревнования, конференции, семинары, круглые столы, выставки, сборы актива и др.). В работе с педагогами используются: стажерская площадка (с частичным дистанционным обучением), мастер-классы, подготовка материалов к публикации, конкурсы, акции, соревнования, краткосрочные предметные курсы, семинары и пр.

11 Направления деятельности «ДЮЦ» реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей; -организация отдыха детей в каникулярное время; -реализация социальных проектов и психолого- педагогическое сопровождение обучающихся; -организация содержательного досуга детей и подростков в период каникул и внеурочное время; -организация оздоровления детей и подростков во внеурочное время; -организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, руководителей трудовых отрядов, специалистов по трудоустройству;

12 Комплекс организационно-правовых механизмов и нормативно-правовых документов: -Договор с учредителем, муниципальное задание; -Договора о сотрудничестве ; -Договоры возмездного оказания услуг, трудовые договоры, договоры гражданско- правового характера ; -Планы, проекты, программы ; -Положения; – Должностные инструкции.

13 Проблемы, существующие в рамках сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования: – проблемы материально-технического и технологического обеспечения – – недостаточная психологическая готовность педагогов к работе в сети, недостаточное освоение ИКТ; – неразработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сети; – недостаточное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом; – привлечения новых партнеров к участию в реализации проектов сетевого взаимодействия; – опасность снижения показателей качества дополнительных образовательных услуг; – потребительское отношение к УДОД со стороны общеобразовательных учреждений; – недостаточность опыта; – нехватка кадров; – трудность в выработке единой цели партнеров; – разная активность сторон сетевого взаимодействия. – неготовность школ принять дополнительное образование как равноправного партнера; – сопротивление изменениям; -низкая платежеспособность родителей ; -И ДР

Читайте также:  как получить второе высшее образование бесплатно?

14 Возможности сетевого взаимодействия для повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования детей: – оптимизация образовательного пространства; – получение необходимых для организации ресурсов без привлечения дополнительных финансовых средств; – привлечение разных узких специалистов для реализации программ дополнительного образования; – расширение профессионального сотрудничества и диалога, стимулирование процесса самообразования педагогов; – повышение скорости освоения и переработки информации, необходимые для освоения сетевого взаимодействия, освоение новых информационных технологий; – повышение статуса учреждения, использование возможностей учреждений- партнеров, повышение конкурентоспособности – возможность предъявления результатов образовательной деятельности на различных уровнях; – построение траекторий индивидуального развития обучающихся, организация социальных практик; – возможность организации рабочих мест для подростков; – привлечение дополнительных средств в бюджет учреждения (целевые, грантовые, платные дополнительные образовательные услуги); – рост доверия родителей к учреждению; – рост профессионального мастерства педагогических и управленческих работников учреждения; – формирования системы мониторинга эффективности образовательных сетей.

Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании. – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемИлья Арцыбашев

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании.” — Транскрипт:

1 Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании

2 Сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений – совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими; совместная деятельность образовательных учреждений, в результате которой формируются совместные группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений.

3 Основными характеристикам сетевой организации являются: 1. Независимость 1. Независимость членов сети. Множественность лидеров. 2. Множественность лидеров. Объединяющая цель. 3. Объединяющая цель. Добровольность связей. 4. Добровольность связей. Множественность уровней взаимодействия. 5. Множественность уровней взаимодействия.

4 Цель сетевого взаимодействия учреждений ДОД Цель сетевого взаимодействия учреждений ДОД – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности. Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия: – анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия; – повышение качества образования, доступности услуг; – обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив; – расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения; – расширение возможностей для профессионального диалога педагогов; – объединение образовательных ресурсов для реализации ФГОС ООО; – совершенствовать управление учреждением, научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса, переход от управления образовательным учреждением к управлению образовательными программами и др.

5 Основные направления деятельности ДОД, реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: Образовательное, Методическое, Информационное, Организационное, Инновационное, Социально-педагогическое, Научно-исследовательское И др.

6 Особенности программ ДОД, реализуемых в процессе сетевого взаимодействия: – предполагают создание образовательного пространства, востребованного социумом; – способствуют интеграции общеобразовательных и дополнительных образовательных программ, – предполагают разработку индивидуальной образовательной траектории обучающихся; – направлены надо профессиональное образование и профессиональный выбор детей, вовлечение их в организацию социально-профессиональных проб за счет использования возможностей различных организаций; – требуют условий для организации широкой практики за пределами учреждения ДОД (на базе вузов, учреждений культуры, спорта, предприятий, бизнес-сообществ и др.); – предполагают привлечение узких специалистов, студентов, а также взаимообмен педагогов школ, УДОД и других учреждений; – обеспечивают активную вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение игровой и досуговой деятельности; – направлены на создание условий для получения дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, как в очной форме, так и в форме дистанционного обучения; – предполагают деятельность по психолого-педагогическому сопровождению дополнительного образования; – решают задачи успешной социализации обучающихся и др.

7 Перечень сетевых партнеров: Региональные и муниципальные органы управления образованием Учреждения общего образования Дошкольные образовательные учреждения Учреждения дополнительного образования Учреждения высшего профессионального образование Учреждения дополнительного профессионального образования Управления культуры Управления по делам молодежи Управления по физической культуре, спорту и туризму Управления внутренних дел, Отделы по делам несовершеннолетних Центры по профилактике дорожного травматизма Организации, осуществляющие информационное обеспечение Средства массовой информации Общественные организации и фонды Городские музеи Центры занятости населения Отделения союза писателей, художников и другие творческие союзы Промышленные предприятия и предприятия малого бизнеса Родительская общественность И ДР.

8 Социальные партнеры «ДЮЦ» общеобразовательные учреждения города (ОУ, ДОУ) -Администрация ВСГО – ТКДНиЗП – ГКУ СЗН СО “Верхнесалдинский центр занятости» – ООО “Корпорация ВСМПО-АВИСМА” – МО МВД РФ “Верхнесалдинский» -ОГИБДД ММО МВД России “Верхнсалдинский» Учреждения культуры к/т «Кедр» и «Дворец им. Агаркова» Взаимодействие осуществляется на договорной основе

9 Формы сетевого взаимодействия: -договоры о сотрудничестве (договоры о совместной деятельности); -авторские образовательные программы; -вариативные краткосрочные курсы ( в рамках сетевой программы профилактики); -Проекты ( «1812», «Солнцеворот», «Календарь славянской жизни»); -дистанционные формы (ведется обучение, планируется внедрение); -лагеря (профильные, досуга и отдыха, военно- патриотические и пр.) ОЛ «Лесная сказка»; -и др.

10 Способы (методы и приемы), реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: В работе с обучающимися реализуются: индивидуальное обучение, групповое обучение, дистанционное обучение, виртуальные и интерактивные технологии, исследовательская деятельность, учебные проекты, практикумы, социально-экономические проекты, интернет-конференции, массовые мероприятия (праздники, акции, фестивали, соревнования, конференции, семинары, круглые столы, выставки, сборы актива и др.). В работе с педагогами используются: стажерская площадка (с частичным дистанционным обучением), мастер-классы, подготовка материалов к публикации, конкурсы, акции, соревнования, краткосрочные предметные курсы, семинары и пр.

11 Направления деятельности «ДЮЦ» реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей; -организация отдыха детей в каникулярное время; -реализация социальных проектов и психолого- педагогическое сопровождение обучающихся; -организация содержательного досуга детей и подростков в период каникул и внеурочное время; -организация оздоровления детей и подростков во внеурочное время; -организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, руководителей трудовых отрядов, специалистов по трудоустройству;

12 Комплекс организационно-правовых механизмов и нормативно-правовых документов: -Договор с учредителем, муниципальное задание; -Договора о сотрудничестве ; -Договоры возмездного оказания услуг, трудовые договоры, договоры гражданско- правового характера ; -Планы, проекты, программы ; -Положения; – Должностные инструкции.

13 Проблемы, существующие в рамках сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования: – проблемы материально-технического и технологического обеспечения – – недостаточная психологическая готовность педагогов к работе в сети, недостаточное освоение ИКТ; – неразработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сети; – недостаточное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом; – привлечения новых партнеров к участию в реализации проектов сетевого взаимодействия; – опасность снижения показателей качества дополнительных образовательных услуг; – потребительское отношение к УДОД со стороны общеобразовательных учреждений; – недостаточность опыта; – нехватка кадров; – трудность в выработке единой цели партнеров; – разная активность сторон сетевого взаимодействия. – неготовность школ принять дополнительное образование как равноправного партнера; – сопротивление изменениям; -низкая платежеспособность родителей ; -И ДР

14 Возможности сетевого взаимодействия для повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования детей: – оптимизация образовательного пространства; – получение необходимых для организации ресурсов без привлечения дополнительных финансовых средств; – привлечение разных узких специалистов для реализации программ дополнительного образования; – расширение профессионального сотрудничества и диалога, стимулирование процесса самообразования педагогов; – повышение скорости освоения и переработки информации, необходимые для освоения сетевого взаимодействия, освоение новых информационных технологий; – повышение статуса учреждения, использование возможностей учреждений- партнеров, повышение конкурентоспособности – возможность предъявления результатов образовательной деятельности на различных уровнях; – построение траекторий индивидуального развития обучающихся, организация социальных практик; – возможность организации рабочих мест для подростков; – привлечение дополнительных средств в бюджет учреждения (целевые, грантовые, платные дополнительные образовательные услуги); – рост доверия родителей к учреждению; – рост профессионального мастерства педагогических и управленческих работников учреждения; – формирования системы мониторинга эффективности образовательных сетей.

Читайте также:  Образовательные программы дополнительного образования детей

Вестник Педагога

Автор: Вострецова Юлия Васильевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО “ЦДТ “Исток”
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: “Сетевое взаимодействие как фактор успешности учреждения дополнительного образования”
Дата публикации: 15.03.2017
Раздел: дополнительное образование

Сетевое взаимодействие как фактор успешности

учреждения дополнительного образования

Вострецова Юлия Васильевна,
методист МБОУ ДО «Центр детского творчества «Исток» ГО г. Уфа Организация всестороннего партнерства – одна из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе. Это, в том числе, касается и развития сетевого взаимодействия системы образования на различных уровнях. Сеть – это способ совместной деятельности, основой возникновения которой является определенная проблема, в ней заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя лишь по поводу данной проблемы, объединяя при необходимости ресурсы для ее разрешения. Сетевое взаимодействие образовательных организаций – совместная деятельность образовательных организаций, в результате которой формируются совместные группы обучающихся для о с во е ния образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений. В практической педагогике начало использования термина «сетевой» относится к последней четверти ХХ века, когда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику. Идея создания сети образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, возникла в Уральском отделении Российской Академии образованияя в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование». Та же мысль о необходимости развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений прозвучала в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.». На современном этапе сетевая организация совместной деятельности рассматривается в качестве наиболее актуальной, оптимальной и эффективной формы достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной. При сетевом взаимодействии с одной стороны сохраняется независимость участников и для каждого из них сохраняются стимулы к развитию, поскольку их деятельность продолжает носить уникальный характер. Создание сетевой организации означает интеграцию уникального опыта, возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Образование сети различными участниками обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ.
Сетевое взаимодействие как феномен нашего времени содержит в себе огромный потенциал. Как основной механизм информационного обмена, сетевое взаимодействие позволяет реализовать его синергетические эффекты в коллективной научно-образовательной деятельности, дает возможность использовать преимущества сети в повышении эффективности работы образовательных учреждений, оптимизации затрат, повышении качества образовательных программ и академической мобильности. Объединение учреждений, относящихся одному типу деятельности, находящихся на разных стадиях развития, по различному организованных, реализующих различные стратегии, имеющие различные стартовые истории, позволяет реализовать преимущества сети и достичь синергетических эффектов в следующих направлениях. 1. Сетевой вариант организации научно-образовательного пространства дает возможность значительно повысить эффективность совместной работы участников сети. Информационный обмен, передача знаний и опыта приводят к взаимному ресурсному, кадровому и методическому совершенствованию, формировать мобильные сетевые структуры. 2. Корпоративная сеть дает возможность значительно уменьшить затраты за счет объединения общих функций и передачи их выполнения специально созданной внутрисетевой структуре. 3. В организациях, объединенных в сетевые сообщества, появляются новые возможности для открытого доступа к новым ресурсам – идеям, информации, знаниям, программам, методикам и технологиям обучения. 4. Создание распределенных структур в корпоративной сети позволяет по- новому организовать распределение функций и обязанностей участников сети, достигнуть высокой эффективности в организации и проведении научно-исследовательских работ. 5. Сеть дает широкие возможности повышения академической мобильности. В сети создаются условия для более масштабной мобильности студентов и лучших преподавателей, возникают условия для повышения известности ученого, возрастает мотивация к самосовершенствованию преподавателей, ответственность за качество их работы. 6. Сеть может значительно повысить бренд каждого участника сети. Суть сетевого взаимодействия в том, что относительно независимая организация вступает в сетевую организацию, переходя из поля конкуренции в поле конкурентного сотрудничества с другими независимыми членами только потому, что видит конкретную практическую пользу для себя в рамках сети, недостижимую вне поля ее деятельности. В реальной педагогической практике последних лет активно разрабатываются и внедряются различные модели образовательных сетей, которые условно можно объединить в два основных типа: концентрированная и распределенная сети. Первая предполагает наличие мощного ресурсного центра, где число входящих связей будет намного превышать количество
исходящих. В распределенной сети ресурсный центр как таковой отсутствует, а каждый участникимеет возможность создатьсвою собственную траекторию жизнедеятельности и развития. Утвержденный в декабре 2010 года Федеральный государственный стандарт общего образования предусматривает время на внеурочную деятельность. При многих сложностях организации сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования, очевидны его сильные стороны: 1. Повышение ИКТ-компетентности всех участников такого взаимодействия (педагогов, родителей, детей). 2. Повышение мотивационной сферы всех участников процесса взаимодействия. 3. Расширение сферы традиционного взаимодействия, ограниченного территориальными рамками. Центр детского творчества «Исток» Ленинского района г. Уфы не первый год активно взаимодействует со школами Советского района. 4. Включение в сферу взаимодействия сторонних заинтересованных организаций, педагогов, творческих взрослых и детей. 5. Обмен и распространение передового педагогического опыта. Результатом совершенствования сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования является: – занятость обучающихся во внеурочное время, вовлечение их в социально культурную, социально значимую, проектную деятельность; – объединение кадровых, воспитательных и материально-технических ресурсов образовательной деятельности, укрепление имиджа и расширение контактов образовательных учреждений; – частичное обновление материально-технической базы образовательных организаций; – разработка новых образовательных программ и педагогических технологий; – обеспечение наполняемости образовательных объединений дополнительного образования детей; – повышение качества информационного обслуживания учащихся, педагогов, родителей и других участников сетевого взаимодействия, удовлетворенность социума качеством образовательных услуг; – создание условий для стимулирования инновационной деятельности; – повышение уровня квалификации педагогов; – улучшение финансовое обеспечение образовательного процесса за счет оптимизации финансовых ресурсов, спонсорской помощи; – повышение доступности дополнительного образования для детей; – развитие системы дополнительного образования в целом.
Вместе с тем существуют проблемы, которые не были решены в рамках организации профильного обучения и возникают в процессе организации внеурочной деятельности в частности это такие проблемы, как: – часто взаимодействие не имеет нормативно-правового закрепления. Из опыта работы нашего Центра стало ясно, что на данный момент нет единой нормативно-правовой базы, наличие которой позволило бы руководителям образовательных учреждений юридически грамотно сформировать сетевое взаимодействие. В различных сетевых моделях существуют различные модели нормативно-правового закрепления, не разработаны механизмы поддержки сетевых групп, педагогических кадров и т.д.– трудно сохранить ценности дополнительного, школьного и профессионального образования. В силу различных факторов не всегда удается создать общее программно- методическое пространство. – тяжело сохранить самостоятельную независимость учреждения. – возникает опасность заимствования не только достоинств, но и недостатков каждой сферы образования. Система современного дополнительного образования по большей части отстает от современных требований. Наблюдается острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре большинства организаций дополнительного образования, что ставит их в невыгодную позицию по сравнению с общеобразовательными организациями, не говоря уже о профессиональных образовательных организациях и образовательных организаций высшего образования. – не всегда учитываются интересы обучающихся. Мы столкнулись с такой проблемой, что в школах время внеучебных занятий педагоги используют как дополнительное время для усвоения и повторения учебной программы. – слабо реализуются функции интеграции из-за неумения администрации образовательных учреждений распределить функциональные обязанности субъектов интеграции и координировать работу. – психологические проблемы обусловлены непониманием педагогическими кадрами общности цели и задач взаимодействия, при котором происходит обмен опытом и инновационными разработками, недостаточное освоение ими ИКТ. Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только функционировать, но и динамично развиваться. Несмотря на объективные сложности и проблемы, необходимо создавать различные модели сетевого взаимодействия, позволяющие учитывать особенности организации внеурочной деятельности в
соответствии с существующей в Российской Федерации нормативно- правовой базой.

Ссылка на основную публикацию