Дополнительное профессиональное образование: виды и программы - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Дополнительное профессиональное образование: виды и программы

Формы и виды дополнительного образования. Дополнительное профессиональное образование

Рассмотрим основные виды дополнительного образования, которые актуальны в экономической и социальной ситуации, сложившейся в настоящее время в стране.

В эпоху технических инноваций, возрастающей конкуренции появляется необходимость снова подтверждать свою профессиональную пригодность.

Именно поэтому существенное значение приобретает дополнительное профессиональное образование. Оно позволяет специалистам увеличивать уровень профессионализма, приобрести новые умения и знания, которые дают право работать в новой области.

Теоретические аспекты

Дополнительное профессиональное образование представляет собой одну из форм последипломного образования. Адресовано он тем людям, которые уже владеют первым базовым средним либо высшим образованием.

Дополнительное профессиональное образование является организованным и устойчивым процессом приобретения новых умений, навыков, знаний, которые позволяют человеку в полной мере развить и реализовать себя, самоопределиться профессионально, социально, личностно.

Данный процесс имеет высокую степень гибкости. Современное дополнительное образование адаптируется под потребности целевой аудитории, оно самостоятельно в отборе методов, форм, средств обучения. Появляется возможность сочетания высокого уровня мотивации обучения с результативными методами профессионального и личностного обучения.

Виды ДПО

Рассмотрим основные виды дополнительного образования:

  • профессиональная переподготовка, которая подразумевает выдачу государственного диплома;
  • кратковременное повышение квалификации с получением удостоверения по программам в объеме 72-100 академических часов, а также свидетельства о переквалификации по программам 100-500 часов;
  • курсы, семинары, тренинги, мастер-классы, предполагающие выдачу сертификата.

Все виды дополнительного образования связаны с получением дополнительной информации по образовательным программам, которые предусматривают изучение конкретных дисциплин, отделов науки, технологий, которые нужны для качественного выполнения новых квалификационных требований.

Особенности образовательного процесса

Разнообразные формы дополнительного образования разработаны в Минобразования страны в виде удобного, быстрого, недорогого варианта получения второго образования, освоения новой специальности.

Они существенно отличаются от второго высшего по срокам обучения. Курсы дополнительного образования предполагают незначительный срок обучения, они наполнены конкретными предметами, приближенными к практике, они существенно ниже по стоимости.

После завершения курса можно рассчитывать на диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, который придает его обладателю большую конкурентоспособность на современном рынке труда.

Свойство данного документа таково, что дополнительная специальность является равноправной с основной специальностью, дает право заниматься конкретным видом деятельности.

Варианты обучения

Повышение квалификации является вариантом профессионального обучения специалистов, предназначением которого является рассмотрение слушателями передового опыта для продвижения по карьерной лестнице.

Рассмотрим виды дополнительного образования:

  • краткосрочное, продолжительность которого не превышает 72 часов;
  • проблемные либо теоретические семинары в диапазоне 72-100 часов;
  • длительное обучение (от 100 часов).

Завершение ДПО

Слушатели, которые успешно завершают курс, могут рассчитывать на получение одного из следующих вариантов документов государственного образца:

  • для лиц, которые прошли краткосрочное обучение либо участвовали в работе проблемных и тематических семинаров в объеме 72-100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации для лиц, которые прошли обучение, рассчитанное на 72-100 часов.

Специфика семинаров и тренингов

Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения. В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии. Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков.

На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.

Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.

В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.

Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование.

Дополнительное образование детей

В настоящее время функционируют разнообразные виды учреждений дополнительного образования, предназначенные для развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Помимо обучения в школе, дети могут посещать разнообразные секции и кружки, предлагаемые в МЦДО. Это бюджетное дополнительное образование предоставляет детям бесплатную возможность для развития, самосовершенствования. В любом городе России функционируют такие центры, в рамках которых ребята учатся хореографии, сценическому искусству, осваивают технологию вязания и шитья.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования способствует повышению культурного и образовательного уровня человека, позволяет углубить знания детей в конкретной сфере.

В последнее время популярностью пользуется профессиональное непрерывное образование: школа – вуз – послевузовская подготовка – последипломное обучение. Подобная схема достигается с помощью инструментов, которыми располагает сфера дополнительного образования.

Преимущества

Отличительной чертой дополнительного образования является тот факт, что те учреждения, которые предлагают гражданам нашей страны повышать профессиональный уровень, используют учебные курсы, объем которых не превышает 1000 часов.

Это является отличным стартом для экономического и профессионального роста молодого поколения, которое еще не определилось с основной специальностью.

Ответственность ДОУ

Помимо образовательных услуг, организации, которые предоставляют услуги дополнительного обучения, отвечают за:

  • патриотическое, духовное, трудовое воспитание подрастающего поколения;
  • профессиональную ориентацию подростков;
  • формирование творческого потенциала детей;
  • организацию внеурочной деятельности школьников;
  • переподготовку, повышение квалификации, стажировку специалистов;
  • приобретение новых знаний, развитие профессионализма в конкретной сфере деятельности.

Формы обучения

В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:

  • очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
  • дистанционной;
  • заочной.

Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.

Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.

Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.

Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:

  • видеоконференция;
  • онлайн;
  • бизнес-конференция;
  • пресс-конференция;
  • эхо-конференция;
  • селекторное совещание.

Структуры дополнительного образования в рамках ОУ

Среди элементов выделяют творческие лаборатории, факультативы, научные центры, ассоциации, хобби-центры.

Подобная модель интересна тем, что все группы функционируют на базе обычной общеобразовательной школы. В творческих экспедициях, исследовательских лабораториях, секциях по интересам принимают активное участие не только школьники, но и их наставники, родители.

Заключение

В рамках оптимизации центры дополнительного образования стали объединять с обычными школами, библиотеками, краеведческими музеями. К чему приводит подобный симбиоз? Он становится взаимовыгодным для всех структурных подразделений, которые включаются в «образовательный холдинг». Создается мощная инфраструктура, что способствует формированию отличной кадровой и материальной базы.

С помощью дополнительных образовательных программ в отечественной педагогике осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.

ДПО с каждым годом становится все более востребованным, так как оно помогает сотрудникам соответствовать запросам работодателя.

Благодаря ему можно улучшить свои профессиональные знания и навыки, получить новую квалификацию. Подобное обучение доступно и тем, у кого уже есть образование, и студентам, и школьникам. В некоторых профессиях есть профессиональные стандарты, к примеру, у педагогов дополнительного образования.

Дополнительные профессиональные образовательные программы и особенности их реализации в Российской Федерации

В отличие от дополнительных общеобразовательных программ к освоению дополнительных профессиональных образовательных программ согласно ч. 3 ст. 76 Закона об образовании допускаются:

  • 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Данное требование представляется логичным, поскольку речь идет о дополнительном профессиональном образовании, которое может быть получено только дополнительно к уже имеющемуся профессиональному образованию. Соответственно, лица, не отвечающие данным требованиям к уровню образования, к освоению рассматриваемых программ допущены быть не могут.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации двух разновидностей дополнительных профессиональных программ (ч. 2 ст. 76 Закона об образовании):

  • • повышения квалификации;
  • • профессиональной переподготовки.

Можно выделить три наиболее существенных различия между данными программами:

  • 1) направленность программы. Если программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (иначе говоря, имеющаяся квалификация «углубляется» и (или) «расширяется»), то программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. 4—5 ст. 76 Закона об образовании);
  • 2) минимальная длительность программы. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов (и. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499);
  • 3) документ о квалификации, выдаваемый лицу, успешно освоившему соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшему итоговую аттестацию. Выдается удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 15 ст. 73 Закона об образовании). При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации (ч. 16 ст. 73 Закона).
Читайте также:  Как получить второе высшее образование заочно

В отличие от ранее действовавшего образовательного законодательства в настоящее время не предусмотрено установление федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным программам. По общему правилу, закрепленному в ч. 6 ст. 76 Закона, содержание такой программы определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

В отдельных отраслях экономики существуют исключения из данного правила, обусловленные спецификой соответствующей отрасли, которые предусматривают утверждение типовых или примерных программ, на основе которых образовательные организации разрабатывают свои образовательные программы. К числу таких программ относятся:

  • • типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок, которые утверждаются Минтрансом России (ч. 7 ст. 76 Закона об образовании);
  • • типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, которые утверждаются Минтрансом России (ч. 2 ст. 85.1 Закона);
  • • примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, которые разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется дополнительное профессиональное образование (ч. 3 ст. 81 Закона).

При этом устанавливается общее правило, согласно которому содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты и квалификационные требования по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч. 9 ст. 76 Закона об образовании). Программы профессиональной переподготовки, кроме этого, разрабатываются в том числе на основании требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч. 10 ст. 76 Закона).

Уникальной особенностью дополнительных профессиональных программ является то, что только они могут реализовываться наряду с установленными ст. 17 Закона об образовании формами обучения также полностью или частично в форме стажировки (ч. 12 ст. 76 Закона). В п. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, данная форма конкретизируется.

Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:

  • • самостоятельная работа с учебными изданиями;
  • • приобретение профессиональных и организаторских навыков;
  • • изучение организации и технологии производства, работ;
  • • непосредственное участие в планировании работы организации;
  • • работа с технической, нормативной и другой документацией;
  • • выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
  • • участие в совещаниях, деловых встречах.

В отличие от дополнительных общеразвивающих программ освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 14 ст. 76 Закона об образовании).

Особенности обучения на курсах профессиональной переподготовки

Профессиональная переподготовка позволяет получить дополнительное профессиональное образование, другими словами, новую профессию или специальность на базе уже имеющегося профобразования.

Условия переподготовки?

Закон об образовании (ст. 26) гласит, что реализовывать программы переподготовки могут образовательные учреждения дополнительного профессионального образования. Приказ Министерства образования РФ от 06.09.2000 N 2571 “Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов указывает, что образовательные учреждения получают право осуществлять образовательную деятельность по дополнительным профессиональным образовательным программам с момента получения лицензии.

Переподготовку могут пройти только лица с профессиональным образованием?

Профессиональную переподготовку могут пройти не все, а только те, у кого уже есть базовое профессиональное образование: среднее или высшее.

Когда нужно пройти переподготовку?

Предлагаемые в АНО ДПО «СНТА» программы профессиональной переподготовки помогут тем людям, которые уже получили высшее или среднее профессиональное образование, но по каким-либо причинам не могут работать по полученной специальности. Для такой категории специалистов есть возможность получить другую профессию.

Обучение по программам профессиональной переподготовки обеспечивает получение всех теоретических и практических знаний, необходимых для квалифицированного осуществления профессиональной деятельности за минимальный срок.

Второй случай, когда нужна переподготовка, касается отсутствия профильного образования для занятия той или иной должности. Например, для прохождения повышения квалификации по темам, связанным со строительством, высшего образования по прикладной математике и ядерной физике недостаточно, следовательно, этим специалистам для получения статуса ИТР (инженерно-технического работника) требуется прохождение переподготовки по теме «Промышленное и гражданское строительство»

Другой случай, для примера. Сотрудник имеет высшее образование по «Экономике», но работает в строительной фирме проектировщиком. Для прохождения повышения квалификации по программам для проектировщиков, ему необходимо пройти профессиональную переподготовку по программе к примеру «Проектирование и конструирование зданий и сооружений», в противном случае данный сотрудник не может повысить свою квалификацию по программе не профильной его первоначальному образованию

По каким стандартам проходит переподготовка?

Чтобы получить дополнительную профессию или квалификации, нужно освоить программы обучения с нагрузкой от 250 академических часов. А если необходимо присвоение квалификации, то тут нужна программа объемом свыше 1000 ак. часов.

Помимо этого, программа должна соответствовать государственным требованиями к минимуму содержания (ФГОС). Также для разных отраслей и направлений подготовки (профессий) существуют отдельные требования к уровню подготовленности специалистов. Например, для медработников есть 707 Приказ Минздрава и т.д.

Сроки прохождения курса профессиональной переподготовки

Приказ Министерства образования от 01.07.2013 № 499 определяет, что срок освоения программ профессиональной переподготовки – не менее 250 часов. В календарных днях это равняется от 1 месяца и более.

Существует два типа дополнительных профессиональных образовательных программ:

Курсы от 250 часов и до 999 часов

Курсы от 1000 ак. часов с присвоением квалификации.

Особенности диплома о профессиональной переподготовке

Тем, кто прошёл переподготовку, выдаётся диплом о профессиональной переподготовке. Этот документ об дополнительном профессиональном образовании дает право на ведение нового вида профессиональной деятельности.

Диплом о профессиональной переподготовке указывает, что указанная в документе дополнительная специальность становится равноправной со специальностью по базовому образованию (определено законодательно), что, в свою очередь, и даёт право заниматься соответствующим видом деятельности.

Диплом о переподготовке установленного образца

Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ» в статье 60 изменил требования к выдаваемым дипломам. С 1 сентября 2013г. по завершении курсов профпереподготовки выдаются документы об образовании, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 сентября 2013 г. N АК-1879/06 «О документах о квалификации» указывает, что даже государственные ВУЗы и иные учебные учреждения профессионального образования с 1 сентября 2013 г. выдают удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке только установленного образца. Другими словами, не существует в природе дипломов о переподготовке государственного образца.

Как выглядит бланк диплома о профессиональной переподготовке?

Дипломы о профессиональной переподготовке выдаются установленного образца на бланке. В Академии СНТА бланки имеют 12 степеней защиты, уровень «Б», водяные знаки, теснение. Наличие печати Академии и подпись ректора.

Как проходит обучение на курсах профессиональной переподготовки в СНТА?

Обучение проходит в дистанционной форме. При этом дистанционное обучение может быть, как очным, так и заочным. При использовании двух этих форматов, данная форма обучения носит название очно-заочное с применением дистанционных образовательных технологий.

Учебные материалы расположены на образовательном портале Академии. Круглосуточный доступ к ним имеют все обучающиеся.

Как пройти профессиональную переподготовку в СНТА?

После того, как вы отправили запрос на консультацию, с Вами свяжется куратор. С ним нужно определить курс, название программы, количество часов. Также, в зависимости от этих особенностей будет определена цена обучения.

После этого куратор вышлет на адрес электронной почты слушателя реквизиты для оформления Договора. После подписания Договора выставляется счёт для оплаты за обучение на курсе профпереподготовки.

Как только поступят денежные средства на банковский счет Академии, для слушателя открывается доступ к учебным материалам. Логин и пароль слушателю высылается куратором на адрес электронной почты слушателя.

После сдачи теста, документы (диплом) отправляется на адрес, который указал слушатель. Доставка бесплатная.

Преимущества диплома о профессиональной переподготовке перед дипломом о втором высшем образовании?

Срок обучения для получения диплома – вот главное отличие диплома о профессиональной переподготовке и диплома о втором высшем образовании. Получив переподготовку или второе высшее образование Вы можете работать на одинаковых должностях. Подробнее о различиях второго высшего от курсов переподготовки можно узнать в статье “Чем отличается второе высшее от профпереподготовки”?

Читайте также:  Ууд в дополнительном образовании детей (универсальные учебные действия)

Если специалист прошёл переподготовку и получил диплом о переподготовке (ПП), например, по программе «Промышленное и гражданское строительство», то это даст ли ему допуск СРО сразу же. Прохождение переподготовки даёт статус ИТР (инженерно-технического работника) в конкретной области, следовательно, следующие 5 лет повышение квалификации не требуется.

Опыт никуда не исчезает, но после прохождения профессиональной переподготовки у сотрудника “стартует” опыт в качестве инженера.

Преимущества АНО ДПО «СНТА»:

Лицензия Департамента образования г. Москвы № 34268 от 25 октября 2013 года;

Форма обучения: без отрыва от производства с использованием дистанционных образовательных технологий.

Возможна адаптация учебного плана под конкретные интересы заказчика;

Строжайший учет выданных документов (нумерованные бланки при изготовлении, дополнительная нумерация Академии; строгий учет в журналах)

Принимается в работу запросы по индивидуальным темам в случае “группового заказа” со стороны предприятия, а также подбор преподавателей;

Возможно замена Итоговой квалификационной работы на углублённое тестирование по запросу заказчика.

Специалисты, успешно освоившие программу обучения, получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца

У нас все программы имеют практическую направленность, таким образом Вы получите практические навыки;

У нас самый большой выбор программ обучения для работников различных областей профессиональной деятельности в дистанционной форме, а это значит, что Вы всегда сможете выбрать то, что вам наиболее интересно;

Вам не нужно будет никуда ходить и ездить, достаточно иметь свой домашний компьютер

Почему стоит выбрать дистанционную переподготовку в СНТА ?

Мы подбираем для Вас оптимальный вариант по программам обучения;

Мы предоставляем Вам доступ в Систему дистанционного обучения, где представлены уникальные материалы по программе;

Осуществляем круглосуточное взаимодействие и консультирование в процессе всего периода обучения;

Контролируем процесс обучения на всех стадиях– от момента зачисления до получения оригинала документа на руки!

Документы Вы можете забрать в удобное для Вас время в нашем офисе или получить экспресс-почтой бесплатно.

Читайте также другие публикации по этой теме:

Дополнительное профессиональное образование в современной действительности

Дополнительное профессиональное образование: определение, цели и задачи ДПО, классификации программ ДПО

В начале 21 века в условиях спада производства и перехода к рыночной экономике появляется необходимость переподготовки и повышения квалификации миллионов специалистов, а также безработных, бывших военнослужащих, иммигрантов, переселенцев. На фоне данных событий возрастает роль дополнительного профессионального образования и расширяется предложение программ ДПО на рынке. Благодаря переподготовке специалистов уменьшается уровень безработицы, в условиях перехода к рынку снижается социальная напряженность, люди получают возможность находить себе место в новом строе. Закон Российской Федерации “Об утверждении федеральной программы развития образования” от 10 апреля 2000 № 51-ФЗ // Российская газета.

В течение первого десятилетия 21 века сформировалась потребность в получении дополнительного профессионального образования, однако спрос на программы оставался неустойчивым, практически не развивался региональный рынок ДПО. Как следствие данных причин, система ДПО оставалась неустойчивой, а образовательные программы недостаточно качественными.

В 2001 году разработаны Национальная доктрина образования и Концепция модернизации отечественного образования. В последующие годы разработаны и утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах среднего и высшего профессионального образования, разработаны Федеральные программы развития образования на 2000-2005 и на 2006-2008 годы, разработаны и совершенствуются государственные образовательные стандарты по всем преподаваемым дисциплинам в образовательных учреждениях различных типов. Захарова. И.В.Маркетинг образовательных услуг/ – Ульяновск :УлГТУ, 2008. – 170 с.

Необходимо понимать место дополнительного профессионального образования в системе образования в целом. В России данная ступень образования является официально закреплённой в нормативно-правовых документах: Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) “Об образовании в Российской Федерации”.

Согласно статье 10 Федерального Закона «Об образовании», в Российской федерации существует 4 уровня профессионального образования: среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет, магистратура, и высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Закон Российской Федерации “Об утверждении федеральной программы развития образования” от 10 апреля 2000 № 51-ФЗ // Российская газета. Ст. 10 Определяя место дополнительного профессионального образования в системе образования, важно понимать, как данная ступень рассматривается на уровне государства, какие задачи выполняет и какую функцию в развитии общества реализует.

Рассматривая систему дополнительного профессионального образования, необходимо ввести основные понятия.

Дополнительное профессиональное образование является видом дополнительного образования. Дополнительное образование, в свою очередь, определяется как вид образования, направленный на совершенствование человека и удовлетворение его потребностей. Согласно определению Федерального Закона «Об образовании», дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. с изм. и допол. в ред. от 30.12.2015 Дополнительное образование разделяется на такие категории, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) “Об образовании в Российской Федерации” дает определение понятию «профессиональное образование» – это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012. Профессиональное образование относится к определенной профессиональной сфере и направлено на приобретение необходимых компетенций и навыков для определенной профессии.

Согласно статье 76 Федерального закона «Об образовании», дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. Ст. 76 с изм. и допол. в ред. от 30.12.2015

Законодательно закреплено, что программы дополнительного профессионального образования имеют разделение на две категории: программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Программы повышения квалификации направлены на получение новых компетенций или совершенствование уже имеющихся навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности или повышения профессионального уровня в соответствующей квалификации. Программы профессиональной переподготовки подразумевают освоение новой профессиональной деятельности, получение компетенций для приобретения новой квалификации. Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. Ст. 76 с изм. и допол. в ред. от 02.03.2016

Программы дополнительного профессионального образования также различают по длительности и форме. Программы ДПО могут быть реализованы в форме наставничества, тренингов и семинаров, краткосрочных курсов повышения квалификации менее 1 месяца и длительностью от 1 до 3 месяцев, длительных программ от 6 месяцев до 1 года, программ переподготовки кадров более года, стажировки, программы MBA.

Разрабатывая программы дополнительного профессионального образования, образовательные учреждения и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны учитывать потребности абитуриентов и слушателей. Программы профессиональной подготовки должны быть разработаны на основе профессиональных стандартов и установленных квалификационных требований.

Учиться на программах дополнительного профессионального образования могут люди, которые уже имеют или получают среднее профессиональное образование или высшее образование. По окончании обучения лицам, прошедшим профессиональную программу и итоговую аттестацию, выдаются диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации. Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. Ст. 76 с изм. и допол. в ред. от 02.03.2016

Значимость и функция дополнительного образования менялись на протяжении последних двадцати лет. В конце предыдущего столетия можно увидеть другое значение дополнительного образования, установленное государством в официальных документах. В законе Российской Федерации от 10.07.1992 «Об образовании» поясняется, что дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации” от 10.07.1992 № 3266-1 // [Электронный ресурс]. Ст. 26 с изм. и допол. в ред. от 12.11.2012 Дополнительное образование в 1992 году рассматривается в основном как способ развития способностей и талантов детей и молодежи, а реализацию данных образовательных услуг связывают преимущественно с секциями, творческими и спортивными школами. Задачей профессионального образования называют повышение квалификации рабочего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием государственных образовательных стандартов. Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации” от 10.07.1992 № 3266-1 // [Электронный ресурс]. Ст. 26 с изм. и допол. в ред. от 12.11.2012 (абзац введен Федеральным законом от 20.04.2007 N 56-ФЗ) В нормативно-правовых документах еще не идет речь о необходимости дополнительного профессионального образования на фоне внедрения новых технологий, высокого темпа происходящих изменений во всем мире, процесса глобализации, большого потокам информации и данных.

В федеральном законе «Об образовании» 2012 года встает вопрос о развитии системы образования за счет создания благоприятных условий для формирования и функционирования инновационной структуры. Важными задачами для федеральных государственных органов и органов власти субъектов Российской Федерации становятся создание инновационных площадок федерального и регионального значения и обеспечение реализации инновационных проектов и программ и внедрение их результатов в практику.

Читайте также:  Второе высшее или профессиональная переподготовка: что выбрать?

Ряд организаций осуществляет подготовку нормативной базы и занимается развитием российской системы дополнительного профессионального образования, такие как Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей, основной задачей которого является «определение общих подходов в вопросах политики системы дополнительного профессионального образования, направленных на дальнейшее совершенствование учебно-педагогического процесса и обеспечение требуемого качества образования», отделы учреждений дополнительного и послевузовского профессионального образования, Межгосударственная ассоциация последипломного образования, Европейская ассоциация провайдеров ДПО и другие. Парахина О.В. Современные тенденции развития системы дополнительного профессионального образования в России// Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-2. – С. 445-448;

Современное российское дополнительное профессиональное образование имеет ряд характеристик:

  • – ДПО характеризуется широким спектром программ, которые различаются по целям, по объему преподаваемых знаний, по формам и срокам обучения;
  • -программы ДПО ориентированы на конкретную модель специалиста;
  • -дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение профессионально-образовательных интересов слушателей;
  • -дополнительное профессиональное образование является приближенным к потребителю;
  • – дополнительное профессиональное образование – это гибкая, практические направленная система, которая адаптируется под запросы потребителей и рынка и использует современные коммуникационные технологии. Там же.

Исходя из того, что образовательные программы сегодня разнообразны по форме и по объему – краткосрочные курсы повышения квалификации, долгосрочные программы профессиональной переподготовки – цели ДПО зависят от непосредственного потребителя.

Целями дополнительного профессионального образования являются:

  • · повышение квалификации сотрудников исходя из современного уровня требований работодателей;
  • · удовлетворение потребностей работодателя в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров;
  • · формирование и стимулирование потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров;
  • · обеспечение социальной защищенности, социальной реабилитации и занятости специалистов и др. Медянкова Е. В. Дополнительное профессиональное образование: проблемы и перспективы. МГТУ “МАМИ”. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view? >Развитие российского дополнительного профессионального образования обуславливают предпосылки, соответствующие общемировым тенденциям. С начала 21 века во всем мире существует тенденция быстрого устаревания информации, результатом которого становится обесценивание профессиональных знаний и компетенций, что приводит к необходимости постоянного возобновления профессионального образования. В. Фомин и В. Севостьянов в статье «Дополнительное профессиональное образование» от 2003 года оценивают норму обновления профессиональных знаний в 3-5 лет, поэтому человек вынужден возобновлять свое образование несколько раз в течение жизни. Там же. Спустя десятилетие, процесс устаревания информации стал быстрее в несколько раз, что приводит к необходимости проходить обучение в течение все жизни Данная тенденция привела к росту спроса на продолжение образования.

В современном мире с развитием технологий и появлением новых инструментов, которые встраиваются в ежедневную работу, динамично изменяются условия деятельности, что требует от специалиста не реализации своих задач в узком контексте своей специальности, а иметь разностороннюю подготовку и достигать конкретные цели (KPI) с помощью большого набора методических и инструментальных средств, которые помогают эффективно выстроить рабочий процесс. Исходя из этого, одна из тенденций, способствующих развитию дополнительного профессионального образования, это ориентация на профессионала – универсала, владеющего методологической базой и инструментами нескольких профессиональных специальностей.

Для российского рынка характерна проблема невостребованности специалистов на рынке труда после выпуска из высших учебных заведений. Данная тенденция также отражает значимость дополнительного профессионального образования в реализации человека на его профессиональном пути, обеспечивая его возможностью получить дополнительные знания и навыки или сменить специальность.

Последнее десятилетие дополнительное профессиональное образование характеризуют как часть системы непрерывного образования, которая включает следующие элементы: дошкольное образование -> общее среднее образование -> начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование -> академическое образование -> дополнительное образование. В. Фомин, В. Севостьянов. Дополнительное профессиональное образование//Человеческие ресурсы. 2003 г. № 3

Таким образом, дополнительное профессиональное образования является частью системы образования и является высшим профессиональном образованием, реализует образовательные и профессиональные потребности человека. ДПО решает задачи повышения квалификации и переподготовки кадров с целью обеспечивать соответствие квалификации людей динамично меняющимся условиям профессиональной и социальной среде и сбалансировать ситуацию на рынке труда.

Дополнительное профессиональное образование

В сложившейся к настоящему времени социальной и экономической ситуации в нашей стране, в постоянно меняющихся условиях рынка труда, во времена технических усовершенствований, растущей конкуренции возникает необходимость вновь и вновь доказывать свою профессиональную пригодность, поэтому все большее значение приобретает дополнительное профессиональное образование (ДПО), позволяющее специалистам повысить свой профессиональный уровень, получить новые знания и умения или пройти профессиональную переподготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности.

Дополнительное профессиональное образование – это одна из форм последипломного образования и адресовано оно тем, кто уже имеет первое базовое среднее или высшее профессиональное образование, и представляет собой организованный и устойчивый процесс получения новых знаний, навыков и умений, позволяющий максимально реализовать и развить себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Система дополнительного профессионального образования обладает высокой степенью гибкости и легко адаптируется под запросы целевой аудитории (достаточно самостоятельна в отборе содержания, форм, методов и средств обучения), здесь удается сочетать высокий уровень мотивации обучения с эффективными методами личностно- и профессионально-ориентированного обучения.

ДПО включает в себя следующие виды обучения:

  • Профессиональная переподготовка с выдачей государственного диплома “О профессиональной переподготовке”
  • Повышение квалификации с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации по программам от 72 до 100 ак.час. и свидетельства о повышении квалификации по программам от 100 до 500 ак. час.
  • Стажировки с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации
  • Курсы, тренинги, семинары и мастер-классы с выдачей сертификата

Профессиональная переподготовка – это получение дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Данная форма обучения разработана в Минобразования РФ в качестве удобного, недорого и быстрого способа получить второе образование и освоить новую специальность.

Пройти профессиональную переподготовку могут люди, уже имеющие среднее или высшее профессиональное образование по другой специальности. Программы профпереподготовки выгодно отличаются от второго высшего образования, потому что рассчитаны на более короткий срок обучения, насыщены только специальными предметами, максимально приближена к практике и значительно дешевле.

Срок обучения на программах профессиональной переподготовки: 500 ак. часов и более.

По окончании обучения выдается государственный диплом о профессиональной переподготовке, удостоверяющий право (соответствие квалификации) на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере. Свойство диплома о профессиональной переподготовке таково, что дополнительная специальность становится равноправной со специальностью по базовому образованию (определено законодательно) и дает право заниматься соответствующим видом деятельности.

Повышение квалификации– это вид профессионального обучения специалистов, целью которого является получение слушателями дополнительных знаний, изучения передового опыта, приобретения или совершенствование профессиональных умений и навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Повышение квалификации – это направление дополнительного профессионального образования, которое способствуют обновлению теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

– краткосрочное (не менее 72 часов);

– теоретические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов);

– длительное (свыше 100 часов).

По окончании обучения по программам повышения квалификации слушатели, успешно завершившие курс обучения, получают следующие документы государственного образца:

удостоверение о повышении квалификации – для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;

свидетельство о повышении квалификации – для лиц, прошедших обучение по программе в объеме 100 часов и более.

Тренинги и семинары — это интенсивная и активная форма обучения, как правило, уже взрослых людей, нацеленная на практическое освоение приёмов использования той или иной технологии. Они отличаются от любой другой формы обучения активностью всех участников, причём особое внимание уделяется получению практических навыков, которые можно уже завтра применить на практике. На тренингах и семинарах обучение происходит в режиме действий, анализа полученного опыта, обратной связи участников, что даёт возможность исследовать свои собственные успешные и не очень методы работы и стратегии взаимодействий с другими людьми, а также извлечь уроки и многому научиться в безопасной ситуации обучения.то хорошая умственная и интеллектуальная подпитка знаний, которая дает толчок различным идеям и повысит Ваш профессиональный уровень. то наиболее эффективный способ овладеть необходимыми моделями поведения и способами мышления. На тренингах и семинарах вы познакомитесь с новыми веяниями в профессиональных областях, сможете обменяться опытом, раскрыть свои внутренние ресурсы, что даст вам возможность стать профессионалом в своей области.

Мастер-классы проводят эксперты, являющиеся специалистами в своей сфере, которые делятся своим опытом, своими методами и методиками, указывают на ошибки и подсказывают пути их решения.

Сроки обучения зависят от программы того или иного тренинга, семинара или мастер-класса.

По окончании обучения слушатели получают сертификаты.

Ссылка на основную публикацию